7 лучших сочинений на тему «мцыри» (для 8 класса)

Побег мцыри из монастыря и его цель: причины, почему мцыри решил бежать

Истинная ценность

И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.

Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше — долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?

Вариант 1: Анализ поэмы «Мцыри»

Эпическое и пронзительное произведение Лермонтова очень ярко и недвусмысленно демонстрирует основную тему: свобода и неволя. Поэт очень хорошо понимает проблемы угнетенных народов, которые находятся под гнетом властей, силой подавляющих волю мирного населения.

Тема свободы раскрывается через судьбу одного человека — главного героя поэмы;. Его зовут Мцыри. Он с детских лет воспитывается в неволе у монахов, чьи взгляды и образ жизни чужды его внутреннему состоянию. Он мечтает получить вольную и свободную жизнь. Поэтому сбегает из монастыря. Всего три дня он проводит за пределами монастыря. Но эти три дня — самые счастливые в его жизни. Хоть и наполнены опасностями.

Мцыри осознает, что никогда в его жизни не было близких людей, которые бы его любили и заботились о нем. Увидев молодую девушку, он понял, что в жизни все может сложиться иначе. Но он теряется в лесу и возвращается на территорию монастыря. Там он и умирает. Эта смерть символическая. Она показывает, скорее всего, что для героя свободная смерть куда более приятна, чем жизнь в неволе.

Мне нравится9.7 k.Не нравится4.2 k.

Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ

На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре — Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.

Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.

Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном — обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.

Образ 3

Мцыри – основной персонаж произведения великого Отечественного литературного деятеля Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Протагонист поэмы – человек очевидно кавказского (а именно – грузинского) происхождения, монах, плененный в ходе войны.

По ходу действия поэмы очевидно, Мцыри – не имя главного героя, а нечто наподобие прозвища, которое переводится с грузинского языка как «неслужащий монах».

Мцыри становится монахом потому, что после его взятия в плен русскими генерал принял решение оставить его в монастыре. В то время герой был еще маленьким шестилетним мальчиком. Таким образом, он живет в неволе с самого детства.

Как упоминалось ранее, Мцыри до пленения жил на Кавказе в семье, главой которой, по словам самого протагониста, являлся успешным военным. Вследствие последнего у Мцыри развились такие качества, как сила духа, патриотизм, упорство, целеустремленность и гордость. В целом, он рос храбрым человеком и к счастью не утратил всех этих черт характера, пребывая в плену.

Находясь в монастыре, Мцыри скучает по своему родному краю. Более того, будучи монахом на чужбине, он вынужден страдать от одиночества, поскольку крайне редко вступает в социальный контакт с кем-либо. Он пребывает в мечтах о свободе, о «чудном мире тревог и битв», о родных, с которыми он не имел ни малейшей возможности поддерживать связь.

Упорство героя и сильная тоска по родине приводят к тому, что он сбегает из монастыря и отправляется к себе, на родину. Делает он это, конечно же, не зная дороги.

Ввиду своего упорства он переживает все трудности, подстерегающие его на природе (он выживает даже в битве с барсом). Плюс к этому, он принципиально не желает просить ночлега у хозяев домов, которые ему встречаются на пути (что, возможно, и наоборот, помогло бы ему: хозяин дома, кто бы он ни был, мог и прокормить юного Мцыри и более того, показать правильную дорогу туда, куда он направляется), ведь он, как гордый человек, истинно любящий родину, не желает просить помощи у тех, чей народ лишил его последнего счастья: родного края и близких людей, фактически удерживая насильно на чужой земле. Как итог, Мцыри находят и возвращают туда, откуда сбежал.

Мцыри трудно расстаться со своей жизнью. Ведь он так толком и не познал ее, находясь в подчинении, не увидев в ней счастья. Но при этом он говорит, что никого не проклянет, то есть даже тех людей, которые буквально сломали его судьбу.

Сочинение на тему Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов читать бесплатно

Монастырь как символ неволи

Поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в первой половине 19 века. Она считается одним из лучших образцов русской романтической поэзии. В основе поэмы «Мцыри» лежит трагическая история горского мальчика, с детства лишенного семьи и воспитывавшегося в Мцхетском монастыре. Несмотря на то, что местные монахи были к нему добры, выходили его, когда он болел, окрестили, научили грузинскому языку и христианским обычаям, монастырь стал своеобразной тюрьмой для Мцыри. Его угнетали душные кельи, сумрачные стены, жалкие стражи-монахи, и он сам себе казался рабом и узником.

Его нежелание оставаться в монастыре связано в основном с тем, что он был рожден свободным. Мальчик с детства отличался гордым нравом, мятежной душой, свободолюбием и стремлением к единению с природой. Длительная монастырская жизнь так и не смогла убить в нем стремлений и порывов. Наоборот, находясь в заточении, он еще больше тяготел к вольному миру, полному тревог и битв. Его предки были отважными горскими воинами, и он хотел быть достойным их. Стремление обрести утраченную родину не являлось единственной причиной его побега. Главная причина крылась в желании «познать» мир и увидеть настоящую жизнь. Несмотря на все опасности, подстерегающие Мцыри за стенами монастыря, только эти три дня на воле дали ему полноту ощущений и понимания жизни.

Он еще раз убедился, что мир прекрасен, а человек рожден для свободы. А также, встретив и победив в жестокой схватке царственного зверя, он сам себе доказал, что достоин зваться сыном своих предков. За три дня Мцыри удалось испытать гораздо больше волнений, чем за многие годы жизни в монастыре. Он был ошеломлен яркими красками природы, необычайными звуками, бескрайним небом, и даже тем, как много опасностей таится вокруг. Встреча с барсом символизировала жизненные препятствия, которые возникают на пути у каждого человека. Впечатлила его сулившая радости любви встреча со статной грузинкой. Но у него была другая цель. Поэтому, превозмогая тоску, он продолжал свой путь.

Будучи заточенным в стенах монастыря, он не смог бы ощутить жизнь в полной мере. Даже умирая, он пожелал оставаться свободным и продолжал мечтать о родном крае. Смысл жизни Мцыри крылся в преодолении духовной тюрьмы и в том, чтобы даже за короткую жизнь пронести могучую страсть к свободе.

Темы сочинений:

Михаил Юрьевич Лермонтов в 1839 году написал романтическую поэму, вошедшую в его сборник стихотворений. Главный герой поэмы — молодой монах Мцыри, которого мы застаем умирающим и исповедующимся более старому монаху, выходившему его с детства. В откровенном монологе он пытается рассказать историю своей жизни, но разве можно за короткое мгновение пересказать душу человека. Полное сочинение>>>

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» сама по себе довольно эмоциональная, но самое большое впечатление на читателя производит эпизод «Бой с барсом». Автор использует множество выразительных глаголов и ярких эпитетов, чтобы передать те чувства, которые испытывает главный герой. Полное сочинение>>>

Романтическая поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В образе главного героя писатель показал свой личный порыв к свободе, невозможность жить в оковах условностей и неуемную волю к жизни. Эпоха, в которую жил Лермонтов, была отнюдь не простой. Полное сочинение>>>

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — романтическое произведение, в котором автор описывает жизненный путь свободолюбивого юноши. Многие критики сходятся в том, что Лермонтов описывал самого себя, свою любовь к вольной жизни в горах Грузии. Полное сочинение>>>

Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы — юный Мцыри, родившийся в вольных краях на лоне дикой природы, но по поле случая попавший в монастырь, в удушливых стенах которого провел всю жизнь. Полное сочинение>>>

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — одна из самых сложных и в то же время интересных в этой жанровой области.­ За свою недолгую жизнь писатель создал более десяти законченных и незаконченных поэм. Именно этот жанр стал его творческим кредо, хотя он любил экспериментировать и в других жанрах. Полное сочинение>>>

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — романтическое произведение, в котором одним из главных направлений является описание кавказского пейзажа и красоты окружающей природы. С одной стороны, автор изображает природу свободной и неукротимой, а с другой — яркой, экзотической, романтичной. Полное сочинение>>>

Романтизм как литературное течение основывается на том, что идеальное начало берет вверх над земным, реальным. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как раз была написана на пике развития этого течения. Мечтательный, целеустремленный и полный похвальных устремлений, главный герой произведения вырос в стенах глухого монастыря, который стал темницей для его души. Полное сочинение>>>

Поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в первой половине 19 века. Она считается одним из лучших образцов русской романтической поэзии. В основе поэмы «Мцыри» лежит трагическая история горского мальчика, с детства лишенного семьи и воспитывавшегося в Мцхетском монастыре. Полное сочинение>>>

С самого детства Лермонтов был влюблен в Кавказ, а герои, которых он изображал в своих произведениях, это были свободные и гордые люди с пылким сердцем и могучей волей, как он сам. Главный герой романтической поэмы «Мцыри» — юный послушник монастыря, который против своей воли оказался в стенах унылой обители. Полное сочинение>>>

Поэма «Мцыри» — одно из лучших романтических произведений 19-го века. Михаил Юрьевич Лермонтов постарался придать своему герою все те черты, которые были присущи ему. Это и гордость, и сильная воля, и жажда свободы. Полное сочинение>>>

«Мцыри» – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег из монастырских стен, и о его гибели. Перед смертью Мцыри исповедуется старому монаху, когда-то спасшему и воспитавшему его. Полное сочинение>>>

Поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она стала одним из лучших образцов романтизма, так популярного в литературе того времени. В ней автор описал идеального для своего восприятия героя, личностными качествами схожего с ним. Полное сочинение>>>

Мцыри является центральным персонажем одноименной романтической поэмы М. Ю. Лермонтова. Хотя история героя повествуется с момента его появления у стен монастыря в качестве пленника русского генерала, чуть позже автор рассказывает и о более раннем периоде его жизни. Полное сочинение>>>

Поэма «Мцыри» — одно из главных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана в первую очередь с темой свободы и воли, конфликта мечты и реальности, одиночества и изгнания. Многие черты, изображенные в главном герое, были присущи и самому автору. Полное сочинение>>>

см. также:Краткое содержание Мцыри, Лермонтов

Образ и характеристика

Не по своей воле Мцыри оказался в монастыре. Маленьким ребенком он попал в плен. На тот момент ему было всего 6 лет. Русский генерал решил, что ему здесь будет лучше, даже не догадываясь, какой трагедией обернется его, как он считал, благородный поступок.

Дитя гор. Мцыри рожден на Кавказе. До шести лет прожил с семьей в ауле.

«Седой, незыблемый Кавказ… Мне тайный голос говорил, что некогда и я там жил…»
«Мой отец? Он как живой в своей одежде боевой являлся мне, и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья…»

Терпеливый. Горделивый. Будучи ребенком проявлял силу воли и стойкость характера. Терпел боль, когда болел, не издавая звука.

«Даже слабый стон из детских губ не вылетал, он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал».

Воля манила, будоража воображение. Монастырская жизнь сродни плену. Душа рвалась из заточения. Эта жизнь не по нему. Он бы все на свете отдал за пару минуток проведенных с родными.

«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог…»

Любит природу. Дни, проведенные на воле, запомнятся навсегда. Они самые счастливые. Он восхищался природой. Ловил звуки, понимая их, чувствовал красоту, гармонию. Среди людского общества ему это не удалось сделать. Общение с ней помогало заглушить тоску по родному аулу. Стихия для него родственная душа.

«Как брат, обняться с бурей был бы рад».

Целеустремленный. Мечта сбежать из заточения зрела давненько.

«Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля. Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Бесстрашный. В смертельной схватке с хищником он проявил себя настоящим героем. Зная, что силы неравны, вступил в борьбу с диким зверем. Раны, полученные в бою, не смогли остановить юношу. Он упорно двигался вперед. Дорогу не знал, обессилев.

«Ко мне он кинулся на грудь, но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое ружье…Он завыл».

Одинокий. Угрюм по жизни. Жизнь взаперти сделала его таким нелюдимым. Он отвык от общения. Люди для него являлись чужаками.

«Я сам, как зверь, был чужд людей». «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок…»

Жажда самопознания. Мцыри жаждал познать себя. Осуществить задуманное удалось, оказавшись на воле.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей»

Мцыри не удалось обнять родных. На смертном одре, он нисколько не раскаивался в совершенном поступке. Юноша был абсолютно уверен, что действовал правильно. Последние слова просьба похоронить в саду, подальше от ненавистных стен. Это подтверждает, что он не собирался изменять убеждения и свои принципы.

«Сияньем голубого дня упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет, пришлет с прохладным ветерком…»

Вариант 6

Жизнь Мцыри в монастыре краткое сочинение

Краткое сочинение Жизнь Мцыри в монастыре будет по поэме, которая написана в 19 веке. В ней рассказывается о судьбе мальчишки, которого в лишили семьи и оставили на воспитании в монастыре. Его там вылечили, обучили христианским обычаям, даже крестили. При этом монастырь все равно для подрастающего ребенка оставался тюрьмой. Обстановка, которая здесь царила, его угнетала. Ему казалось, что он узник или даже раб.

Причина, по которой юноша не хотел жить в монастыре, кроется скорее всего в том, что родился он свободным человеком. Он с ранних лет был горд и свободолюбив, хотел быть ближе к природе. Даже долгие годы, которые он провел в монастыре, не смогли подавить эти желания. Напротив, будучи в заточении, парень все больше грезил свободой, хотел оказаться на воле, где множество битв и тревог. Ведь его предки являлись смелыми воинами и ему очень хотелось быть достойным горцем. Правда, далеко не только потому, что юноша хочет увидеть Родину, он решается сбежать. Ему интересен окружающий мир и он хочет его познавать. Его не пугают опасности, которые подстерегают в пути. Он хочет понять и ощутить жизнь, а не довольствоваться тем, что видит в монастыре.

Находясь в заточении, юноша попросту не смог бы ощутить полноту жизни. Даже когда его жизнь подходила к концу, он ни разу не пожалел, что решился на побег. Ведь именно эти дни были для него самыми счастливыми. Его жизнь была весьма непродолжительной, но зато наполненной страстью к свободе.

План

Если писать сочинение Жизнь Мцыри по плану, удастся полностью раскрыть данную тему, не упустив ни одного момента. Он может выглядеть так:

Как мальчик попал в монастырь.

Жизнь в заточении.

Стремление быть свободным.

Долгожданная свобода.

Возвращение в монастырь.

Выводы.

Придерживаясь данной схемы, сочинение рассуждение Жизнь Мцыри в монастыре 15.3 написать будет на порядок проще.

Сочинение 2

Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. По-грузински это слово обозначает «отшельник». Судьба главного героя типична для начала XIX века, когда Россия вела непрекращающиеся войны на Кавказе. Вполне объяснимо, что боевые действие уносили жизни молодых, здоровых мужчин, жителей горных селений, делали сиротами их детей. Вот и поэма «Мцыри» начинается с того, что русский генерал привозит в монастырь осиротевшего ребенка.

Герой поэмы вырос в монастырских стенах, но чувствует себя здесь невольником, узником. Он мечтает о том, чтобы увидеть родной аул, мечтает о свободе и единении со стихией. Мцыри резко противопоставляет себя всем обитателям монастыря: непокорный, бунтующий, он стремится покинуть его стены.

В одну из грозовых ночей он совершает побег. Наугад пробирается он по дебрям в надежде найти селение, где живут его предки, его родные. Мцыри кажется, что он понимает язык природы, шум ветра и шелест трав. С удивительным мастерством Лермонтов изображает горные пейзажи, жизнь природы. Но даже среди лугов и гор он чувствует себя одиноким. Даже круг деревьев на поляне и возвышающиеся рядом две скалы словно говорят его сердцу о необходимой общности, семейственности. И он, у которого сохранились лишь смутные воспоминания об отчем доме, ощущает себя изгоем.

Мцыри стремится показать себя достойным своих предков, славы, доблести и мужества представителей своего рода. Поэтому он идет на суровое испытание – сам провоцирует схватку с сильным и могучим диким зверем – барсом. Человеку приходится нелегко в этом бою, но всё же Мцыри находит в себе силы победить и убить достойного противника. Лермонтов передает напряженность и динамику этого поединка, и читатель волнуется за исход битвы и судьбу юноши.

В один из дней, проведенных на воле, Мцыри встречает у ручья девушку-грузинку, которая грациозно спускается, чтобы наполнить ключевой водой кувшин. Мцыри из укрытия наблюдает за ней, любуется ее красотой и ее движениями, но не выходит ей навстречу. Его сковывает чувство неуверенности, робость.

И вот, спустя три дня скитаний Мцыри опять оказывается неподалеку от стен монастыря. Он голоден и обессилен, полный испытаний путь привел его к воротам его тюрьмы – к монастырю, и у него больше нет сил стремиться на волю.

Один из старцев монастыря выслушивает его последнюю исповедь, юноша умирает, так и не осуществив своей мечты. Так Лермонтов показывает бессмысленность протеста, разочарованность и тщетность мечты о свободе.

Биография

Родиной Мцыри является Кавказ, где в одном из горных аулов он проживал вместе со своей большой семьёй. Отцом мальчика был отважный воин — пример мужества и чести для сына. В младенчестве Мцыри был любимцем семьи, о нём нежно заботились его старшие сёстры.

Жизнь мальчика резко изменилась, когда ему исполнилось 6 лет. В ходе Кавказской войны, которую вела Российская империя против народов Кавказа, Мцыри оказался у русского генерала. Он вёз мальчика домой, в Россию, однако по дороге тот заболел, и генерал был вынужден оставить умирающего ребёнка на попечение монахам в одном из православных монастырей в Грузии.

Мцыри выходили, обратили в православную веру, и он стал жить в монастыре в качестве послушника. Повзрослев, Мцыри должен был сам стать монахом. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Жизнь Мцыри в монастыре была очень несчастной, и юноша, давно мечтавший о свободе, решился на побег. Он планировал вернуться на родной Кавказ, но так и не смог отыскать путь домой. За несколько дней, что он блуждал в лесу, он успел испытать любовь к юной грузинке и в рукопашной схватке одолеть барса.

В итоге Мцыри, обессилевший от голода и полученных ран, оказался неподалёку от ненавистного монастыря. Умирая, он просит монаха положить его в саду, откуда открывался вид на Кавказ.

Вольнолюбивая лирика: стихи (примеры и особенности)

Свобода — значимое понятие для вступающего в жизнь человека. Поэты начала 19 века с ранней юности задумываются о том, насколько оно многогранно (у А.С. Пушкина в него включаются и «легкий зефир» увлечений — «К Наталье», 1813; и общение «без чинов» — «К студентам», 1814; и полет мысли «веселых остряков» — «Из письма к Я.Н. Толстому, 1822; и стремление к социально-политическому освобождению — «Вольность», 1817), остро переживают недостижимость идеала свободы, что вызывает бунтарские настроения (в лермонтовской юношеской лирике родина предстает «диким краем», где «стонет человек от рабства и цепей» — «Жалобы турка», 1829, торопя наступление времени, «когда царей корона упадет…» — «Предсказание», 1830; душа лирического героя подобна бушующему океану «Я жить хочу! хочу печали…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Челнок», «Парус», все — 1832). Тема свободы занимает центральное место в их творчестве, претерпевая эволюцию, но оставаясь важнейшей для автора. Среди тех черт, которые позволят творцу быть «славным», вознесенным в потомстве «подобно «памятнику», лирический герой пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836, называет способность восславить свободу лирой, невзирая на «жестокие» условия времени, в которое он живет. («И долго буду тем любезен я народу,/Что чувства добрые я лирой пробуждал,/Что в мой жестокий век восславил я свободу…»

Правоту молодости, влекущей к вольнолюбию, подтвердило время. Стихия «тайной свободы» (Пушкин. «К Н.Я. Плюсковой», 1818) является плодотворной для творчества, в такой а дышится (Пушкин. «Кн. Голицыной», 1818), доносятся «отголоски рая» (Лермонтов. «Я видел тень блаженства; но вполне…», 1830) и острее переживаются земные впечатления. Она внушает сердцу поэта гимны «Священной истине» (Пушкин. «Жуковскому», 1818), любви, славе, «праздности вольной, подруге размышлений» (Пушкин. «Деревня», 1819) и в то же время «труду, молчаливому спутнику ночи» (Пушкин. «Труд», 1830). Освободившись с годами от иллюзий о скором наступлении «минуты вольности святой» (Пушкин. «К Чаадаеву», 1818) или о благотворности «бури» в общественных отношениях (Лермонтов. «Монолог», 1829; в стихотворении «10 июля (1830)» вольность поэтом названа «кровавой», «Предсказание» (1830) о том, что и в России «царей корона упадет», окрашено в мрачные, «черные», но все же «возвышенные» тона), поэты сохраняют верность «гимнам прежним» (Пушкин. «Арион», 1827), воспевающим «волю». Лирический герой стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834), отказываясь от мечты о счастье, называет «завидной» долей свободу:

На свете счастья нет, но есть покой и воля, Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег…

У Лермонтова в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841) утверждается высшая ценность свободы, остающейся желанной даже для того, кто устал от жизни настолько, что ничего не ждет от будущего, не жалея о прошлом, желая «забыться и заснуть»:

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Стихи Пушкина стали реминисцентным фоном для творчества многих поэтов, их отголоски слышны и у Лермонтова, и у Н.А. Некрасова, но для самого великого поэта важными представлялись ориентиры, доставшиеся в наследство. Образцом мужества художника, дерзнувшего «вольность первым прорицать», была в его представлении судьба А.Н. Радищева (1749—1802), автора «Путешествия из Петербурга в Москву» (опубл. в 1790 г.), за которое он был арестован и приговорен к смертной казни (заменена ссылкой на десять лет в Сибирь). Радищевские образы претворяются в стихотворении Пушкина, называющемся так же, как ода, в сокращении вошедшая в одну из глав «Путешествия» (глава «Тверь»).

Сочинение. Монах и Мцыри — два взгляда на жизнь (по произведению М.Ю. Лермонтова)

Поэма «Мцыри»  — это уникальное и прекрасное произведение М.Ю. Лермонтова.  Это поэма, душевная исповедь, монолог одного героя, в которой раскрывается его богатый душевный мир. Это рассказ гордого, дикого, пугливого и одновременно бесстрашного юноши, который живет в мечтах о воле и свободе.

Когда Мцыри был совсем маленьким мальчиком, его с родных мест забрал и увез русский генерал. С малых лет мальчишке пришлось жить в монастыре. А он все помнил и тосковал о своем родном ауле, скучал за своими родными. Мальчик даже отказывался от еды, так велика была его грусть. Он мечта о свободе, воле и просторе.  В переводе с грузинского языка Мцыри означает «неслужащий монах», можно сказать непослушник. Монах спас юноше жизнь. И даже то, что монахи вылечили Мцыри, дали ему пищу, одежду и кров, не поспособствовало тому, что бы юноша привык и полюбил стены тихой обители.

Сбежав на три дня с монастыря, Мцыри вкусил и  почувствовал вкус свободы. И пусть эта воля была не долгой, она стоила ему всей его предыдущей жизни. Он пообщался с природой, и это помогло облегчить юноше чувство тоски и печали. Парнишка вспомнил свой родной дом, мать, отца, свое такое короткое, но счастливое детство. Отважный Мцыри сразился с бурей, но тихое и прекрасное утро после грозы поразило и вдохновило юношу. Кажется он понял язык стихии, и он близок его натуре

Сражение с могучим барсом барсом – вот где открылась пылкая натура отважного юноши. И пусть в этой схватке герой получил смертельные ранения, но это был тот пыл, к которому так стремился Мцыри

Мцыри не кается в своих грехах, а высказывает монаху свою точку зрения, свои мысли и взгляды, свои желания. Вот здесь появляются и сталкиваются два абсолютно разных взгляда на жизнь – монаха и Мцыри. Для монаха жизнь должна быть смиренной, размеренной, тихой и спокойной, посвященная служению Господу. Возможно,  для монаха такая жизнь  есть счастье и гармония. Может отречение от мирской жизни, это спасение о боли, бед и страданий, которые пришлось пережить монаху. Этого никто не знает. Таков выбор сделал монах. Такую же спокойную и смиренную жизнь он готовил и желал Мцыри.  Но для юноши смысл жизни совсем другое. Это воля, свобода, бескрайные просторы. Мцыри это «пламя», а монах его противоположность «лед». Для Мцыри лучше умереть, чем принять чин монаха и жить всю свою жизнь в неволе. Он хочет любоваться красотами родного края, слышать родную речь. Печально, что юноша так и не достиг своей цели, но твердый дух героя не был сломлен. В последние минуты жизни он все так же думает о родном крае, о свободе. Он даже просит похоронить его в том месте сада, что бы был виден Кавказ.

Да, разные ценности и взгляды на жизнь у холодного, как «лед», спокойного монаха, и у горячего, как «пламя» свободолюбивого юного Мцыри. Но каждый человек вправе выбирать сам свои ценности по жизни. Для кого-то ближе  характер и взгляды Мцыри, а для кого-то служение, тишина и молитва удел мечтаний.

< Предыдущая   Следующая >

Еще сочинения автора:

  • Сочинение. Тема эгоизма в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
  • Патриотическая лирика М. Ю. Лермонтова
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

kaz-news.ru | ekhut.ru | omsk-media.ru | samara-press.ru | ufa-press.ru

Образы монастыря и кавказской природы, их роль в произведении. Смысл открытого финала

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: