Краткое содержание
Роман открывает эпизод пробуждения помещика Обломова. Он узнал о плачевном состоянии своего родового поместья — «Обломовки», и о нехватке средств, но Илья Ильич ничего особо не предпринимает.
Неожиданно к главному персонажу приезжает его старинный приятель Андрей Штольц — активный человек и удачный предприниматель. Он пытается расшевелить Обломова и знакомит его с привлекательной женщиной — Ольгой Ильинской. Между ними начинает завязываться роман. Илья Ильич на время избавляется от апатии и по-настоящему влюбляется. Но очень скоро герой остывает и возвращается в прежнюю духовную спячку.
Во время переезда из старой квартиры Обломов стал жертвой мошенников и чуть не потерял свои сбережения, но в самый ответственный момент его спас Штольц, взявший имение героя под свой контроль.
Поднимаемые проблемы
Роман М. Ю. Лермонтова стал значительным идейным вкладом в русскую литературу. По замыслу автора это произведение должно было не только отражать современную ситуацию в социуме и передавать его нравственное настроение, но и быть близким читателям последующих эпох. Поднимаемые Лермонтовым проблемы были и остаются актуальными, даже спустя почти два столетия после выхода романа.
Центральными вопросами романа стали:
- представление о счастье, добре и зле;
- поиск истинного себя и смысла жизни;
- становление личности и свобода выбора.
Эти вопросы находят своё отражение в мыслях, поведении и характере главного героя — Григория Печорина. Главный герой проходит через череду жизненных испытаний, в которых он не раз становится на пороге выбора.
Базаров в «реальной критике»
Писаревым была высказана другая точка зрения по поводу главного героя произведения. Он рассмотрел его не как карикатуру на некоторых лиц, а как представителя складывавшегося в то время нового общественно-идеологического типа. Этого критика меньше всего интересовало отношение самого автора к своему герою, а также различные особенности художественного воплощения данного образа. Писарев истолковал Базарова в духе так называемой реальной критики. Он указал на то, что автор в его изображении был предвзятым, однако сам тип был оценен Писаревым высоко — как «герой времени». В статье под названием «Базаров» говорилось о том, что изображенный в романе главный герой, представленный как «лицо трагическое», — это новый тип, которого не хватало литературе. В дальнейших интерпретациях данного критика Базаров отрывался все больше от самого романа. Например, в статьях «Мыслящий пролетариат» и «Реалисты» именем «Базаров» был назван тип эпохи, разночинец-культуртрегер, по мировоззрению являвшийся близким самому Писареву.
Трагичный финал
Под конец Кирилл уже был согласен с мнением подпольщиков, которые восстают против всевластия Земли 1. Он нашел себе девушку Настю – ту самую, что в начале подкинула ему записку. Котя тоже нашел себе «даму» — бунтарку Илан. Функционалы Кирилла пожурили, а вот с Настей дело обстояло серьезнее. Ее устранили – убили.
После этого Наталья Иванова начала разрушать башню, но Кирилл используя способности свей функции убил ее. И вот тут выяснилось, что его друг Котя был не просто функционалом, а куратором функционалов по всей Земле. Котя попытался убить Кирилла, потому что тот нашел способ, как убить функционала. Кирилл сумел выкрутиться и стал вроде бы снова человеком. И самое удивительное – его прежняя жизнь вернулась.
Что по итогу. Книга шикарная – необычная задумка с закрученным сюжетом. Очень много уместного и действительно смешного юмора. Очень хорошо прописаны не столько характеры, сколько, наверное, причины поведения людей. Вообще очень много понятных размышлений на тему бытия обычного, философского и даже политики. Но это еще не конец истории, и продолжение следует в книге «Чистовик».
Экранизация
Осенью 2016 года начались съёмки одноимённого фильма по роману. Режиссёром стал Сергей Мокрицкий. Премьера состоялась 25 мая 2018 года.
Экранизация во многом отступает от книги. Сильно изменились параллельные миры, которые приобрели параллели с российской историей: Кимгим превратился в утопическую Российскую империю, а Нирвана — в пародию на ГУЛаг. В фильме башня Кирилла во всех мирах находится напротив Кремля. Василиса стала отрицательным персонажем. Добавлена линия любовного треугольника между Кириллом, Анной и новым персонажем Антоном.
В прессе фильм «Черновик» встретили преимущественно отрицательными отзывами, однако сам Лукьяненко остался доволен результатом.
Сюжет
Действие книги разворачивается в Москве, предположительно, осенью 2005 года.
В книге рассказывается о молодом человеке по имени Кирилл, которого как бы «вычёркивают» из жизни. Владельцем его квартиры становится другой человек, его забывают соседи, друзья, коллеги по работе, родители. Все документы и даже ключи от квартиры рассыпаются в прах. Кирилл остаётся абсолютно один, он бродит по Москве совершенно потерянный, не в силах решить свою проблему. Даже друг Константин (Котя), который активно помогает Кириллу, в какой-то момент перестаёт его узнавать.
И когда Кирилл уже вконец отчаивается, он получает звонок на мобильный от неизвестного, который диктует ему инструкции. Следуя им, Кирилл оказывается у бездействующей водонапорной башни, расположенной около железнодорожной станции Москва-3 (или же станции Николаевка — примерно под мостом Проспекта Мира над Октябрьской железной дорогой у станции метро «Рижская»). Войдя внутрь, Кирилл обнаруживает (помимо двери, через которую он вошёл) ещё четыре запертые двери, а также лестницу на второй этаж, а там пять окон: каждое — над соответствующей дверью первого этажа.
Переночевав в башне, герой замечает, что интерьер изменился: его жилищные условия улучшились, а одна из дверей открылась. Это оказалась дверь в другой мир — и затем в три последующих дня по утрам открываются по очереди оставшиеся три двери. До Кирилла дозванивается Котя, у которого на компьютере сохранились записи о происходящем, и они отправляются изучать открывшийся мир. Выясняется, что Кирилл стал функционалом, а именно — таможенником в новом пограничном пункте между мирами. Мир оказывается разделённым на обладающих особыми способностями функционалов, на пользующихся их услугами обычных людей (как правило, относящихся ко власти или богеме) и на всех остальных — не подозревающих ни о способностях функционалов, ни о других мирах.
Патриотический политик депутат Дмитрий, знающий о функционалах, рассказывает Кириллу о мире Аркана, в котором развитие опережает наш мир на тридцать пять лет, в который нет ни одного прохода вот уже полвека, и нанимает Кирилла для открытия Аркана, ибо Аркан может оказаться союзником России. Кириллу удаётся открыть Аркан, но оказывается, что там идёт лишь 1971 год, и вопреки мнению Дмитрия как раз наш мир — Земля-2, а также все остальные миры служат полигонами для этой Земли-1.
Мир Аркана крайне похож на Советский Союз 1971, в нем есть лишь мелкие различия, например, автобус выпущен заводом «ЩАЗ» (в СССР не было автобусного завода в городе с названием на «Щ»). На месте Останкинской телебашни установлен мемориал жертвам Московского Метеорита (при этом непосредственно самого тела метеорита — нет и не было). Далее выясняется, что в окружении Сталина были люди, знающие об Аркане, как и о том, что врата в него находятся в районе Тоцкого Оренбургской области. Испытание атомной бомбы было проведено именно там с целью разрушить врата, ибо Сталин и Берия отрицательно относились к Аркану. Часть ядерного взрыва, попавшая через врата в Аркан, и получила там название Московского метеорита.
В различных мирах действуют повстанцы, которые пытаются сломать сложившуюся систему, и сойдясь с ними, Кирилл вступает в конфронтацию с сообществом функционалов. Изначально его решают оставить в живых, но когда он озвучивает свою догадку о том, что его предназначение — вовсе не функционал таможенника, работающий в Москве функционал-акушер Наталья (хозяйка башни) запускает процесс его уничтожения (со словами «иногда приходится делать аборты»). Кирилл неожиданно выходит победителем из этого противоборства, и Наталья гибнет, но его башня уничтожена, а сам он становится обычным человеком — как и все, кому Наталья помогла стать функционалом.
К приходящему в себя около теперь уже самой обычной водонапорной башни Кириллу приезжает Котя, и Кирилл догадывается, что тот — куратор нашего мира, упомянутый Натальей перед гибелью. Котя признаёт это и предлагает Кириллу стать акушером, но узнав о том, как тому удалось одолеть Наталью, с грустью сообщает, что теперь должен убить Кирилла. Невероятным образом Кириллу удаётся его остановить, и Котя ретируется. Кирилл с удивлением обнаруживает, что его снова все помнят. Он догадывается о том, что Земля-1 — не главный мир, а лишь первый из экспериментальных полигонов, и задумывается о том, как ему жить дальше.
Арто («Белый пудель», А. И. Куприн)
Покладистый Арто — ещё один «литературный» пёс, который успел поработать в цирке. Однако, в отличие от Каштанки, хозяев своих он беззаветно любил — и помогал им заработать на хлеб. Арто трудился в крошечном шапито, где помимо него трудились пожилой шарманщик Мартын Лодыжкин, двенадцатилетний акробат Серёжа и дрессированный щегол. Вчетвером они путешествовали от одной ялтинской дачи к другой и показывали представления. Денег подавали самую малость, но всё бы ничего, если бы в одном из домиков странную компанию не приметил избалованный Коля — восьмилетний мальчишка из богатой семьи. Посмотрев на фокусы, которые выделывает Арто, Коля захотел забрать белого пуделя себе — а столкнувшись с отказом Мартына, никак не захотел успокаиваться…
Если у вас уже болит сердце за четвероногих питомцев, это отличный вариант, чтобы немного успокоиться: рассказ А. И. Куприна — одно из немногих «собачьих» произведений, где зверушка ещё не успевает толком помучиться, а всё уже кончается хорошо.
Время создания романа
Знание об историческом своеобразии времени, когда задумывалось и создавалось художественное произведение, позволяет нам, читателям, понять его глубже увидеть аналогии с современностью. Так, знакомство с последекабристским периодом истории России дает возможность осознать суть романа «Герой нашего времени» Лермонтова.
Миропонимание поэта формировалось в «эпоху безвременья», когда не осталось и следа от идеалов, целей, смысла жизни прогрессивных идей пушкинского времени.
Действие стало невозможным – идею любой революции Николай І отвергал безоговорочно, – ведь благородные порывы несли за собой не только желание справедливого устройства мира, но и путь насильственного изменения государственной власти, сопровождаемый кровопролитием, в условиях наступившей реакции любое инакомыслие подлежало уничтожению.
Невозможность деятельности имело и субъективный характер: идейный кризис, отсутствие ответа на вопрос о новых идеалах и способах действия на благо людей, и это рождало скепсис и сеяло сомнения в умах мыслящих людей. Старые идеи ушли, новые еще не родились, ясности целей не было. Именно в это время и появился роман, проблема личности в котором была главенствующей.
Дыбом шерсть, хвост трубой
Собаки — частые «гости» в произведениях отечественных писателей, и в большинстве своём они, как андреевская Кусака, не избалованы хорошим обращением: их бросают одних, мучают, а иногда даже убивают. Часто встречается и такой сюжет: верный пёс остаётся один после смерти хозяина и всю оставшуюся жизнь тоскует по старшему товарищу. Но почему авторы так несправедливы к братьям нашим меньшим?
Скорее всего, потому, что собака — преданный друг человека: это верное, трудолюбивое, добродушное существо
Казалось бы, кто, как не пёс, заслуживает заботы и ласки? Но если собака остаётся одна — неважно, в городе или на природе, — ей приходится не жить, а выживать, каждую секунду ожидая опасности от людей или хвостатых «конкурентов». Животное, рождённое для того, чтобы быть другом семьи, сторожем или поводырём, вынуждено думать только о том, где достать еду, как укрыться от дождя и снега, чем залечить неминуемые раны
На примере собаки легче всего рассуждать о несправедливости, равнодушии и жестокости, ведь она, в отличие от человека, не может быть виновата в собственных бедах.
Мораль басни Волк на псарне:
Мораль басни в том, что за свои деяния все равно когда-нибудь придется дать ответ. Волк, который хотел попасть в овчарню, уже никак не смог обелить себя в глазах умудренных жизненным опытом псов. Они знали о том, что все уговоры, на которые пустился хищник, никак не повлияют на его истинную натуру. Он так и будет продолжать по-старому заниматься своими злыми делами, если ему поверить. Басня учит не только тому, что всякому дурному делу рано или поздно наступит конец; но и тому, что нельзя спускать с рук подлые поступки тем, кто делает вид, что раскаивается только ради того, чтобы спастись и дальше совершать подлые дела.
Ты сер, а я, приятель, сед
Ты сѣръ, а я, пріятель, сѣдъ.
Крыловъ. Волкъ на псарнѣ.
Намекъ на Наполеона, пытавшагося вступить въ переговоры, и на Кутузова, видѣвшаго въ предложеніяхъ Наполеона хитрость и говорившаго о Наполеонѣ: «Разбить меня онъ можетъ, а обмануть — никогда».
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.
.
М. И. Михельсон
.
1896-1912
.
Смотреть что такое «Ты сер, а я, приятель, сед» в других словарях:
Крылов. Волк на псарне. Намек на Наполеона, пытавшегося вступить в переговоры, и на Кутузова, видевшего в предложениях Наполеона хитрость и говорившего о Наполеоне: Разбить меня он может, а обмануть никогда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ПРИЯТЕЛЬ, приятеля, муж. 1. Человек, с которым, состоят в дружеских, коротких отношениях, близкий знакомый. «Все наши приятели тебя ожидают с нетерпением.» А.Тургенев. «Все други, все приятели до черного лишь дня.» Мерзляков. 2. Формула… … Толковый словарь Ушакова
Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …
СЕРЫЙ, о цвете, примесь черного, темного к белому; оттенки серого различны, но главных два: избура и изсиня: избурасерый, буросерый: серый волк, серый заяц, серое (некрашеное) сукно: изсинясерый, голубосерый: серые глаза, зола, пепел, серый конь; … Толковый словарь Даля
Седая, седое; сед, седа, седо. 1. О волосах: белый, серебристый вследствие потери окраски. Седая борода. «В бакенбардах и усах светилось много седых волос». Гончаров. || С белыми волосами, потерявшими свою окраску. Седой старик. «Ты сер, а я,… … Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ушакова
Тебя, тебе, тебя, тобой, о тебе (дат. те и вин. те и тя простореч., преимущ. в поговорочных выражениях), местоим. личное 2 лица ед. ч. 1. Употр. при обращении к одному лицу, преимущ. к близкому человеку, а также к животному. «И говорю ей: как вы… … Толковый словарь Ушакова
Крылов И.А. Крылов Иван Андреевич (1769 1844) Русский баснописец. Афоризмы, цитаты Крылов И.А. биография Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Волк и ягненок (Волк) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Вороненок Почти у всех во… … Сводная энциклопедия афоризмов
СЕРЫЙ, серая, серое; сер, сера, серо. 1. Цвета, который получается из смешения черного с белым. Серое сукно. Серая бумага. Серые глаза. Серы тучи. Серый вол. «Ты сер (волку), а я, приятель, сед.» Крылов. Серый рысак. Серый заяц. 2. перен.… … Толковый словарь Ушакова
Князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
Тема
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
- нравственной;
- психологической;
- социальной;
- философской.
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
- анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
- психологическая (выбор человеком своего пути);
- всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
- философская (добро и зло, вера и отрицание).
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Идея
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
- Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
- Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
- нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.);
- психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад);
- социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком);
- философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).
Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.
- Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
- Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным?
Сочинение Роль человека в жизни животных
Последние записи
Тема отношения людей к животным является одной из самых актуальных, острых и животрепещущих.
Каким образом можно сформулировать проблему, обозначенную автором? Это проблема роли человека в жизни «братьев наших меньших», животных, с которыми он сосуществует в течение многих веков.
Комментируя данную проблему, следует отметить, что люди оказываются причастными ко всякой живой сущности, соседствующей с ними. Зоологи, ветеринары изучают особенности организмов животных, лечат их. Животноводы и хозяйственники подходят к этому вопросу самым прагматичным образом, говоря о мясе, шерсти, мехе, отнимая их вместе с жизнью у тех же животных.
Какова же позиция автора? Она такова. Люди должны нести ответственность за тех, кого они приручили, поселили рядом с собой, в одной квартире или на своём подворье. Определив для себя их предназначение, люди должны заботиться об их пропитании, создавать приемлемые условия для их существования. Во все времена прирученные животные тянулись к людям, видя в них опору и защиту. Наряду с тем, что каждый крестьянин заводил при доме птицу, тягловый, мясной и молочный скот, он как хозяин видел индивидуальные черты каждой особи, знал самые важные приёмы их содержания и лечения. При этом и собака, и конь, и телёнок, и разнообразная птица знают своего хозяина, отличают его по голосу, походке, по запаху и бывают счастливы от общения с ним. И у каждого человека при виде безмерно преданного существа становится тепло на душе.
Я согласен с мнением автора и подтверждаю правильность его позиции следующим первым аргументом. Особенно привязываются к людям собаки. Они, кстати сказать, выполняют самые разнообразные обязанности, помогая своим хозяевам. В сельской местности они стерегут скот в стаде, ходят с хозяином на охоту, травят зверя. Ездовые собаки в упряжках перевозят людей и грузы. Есть собаки-водолазы. Есть поводыри, помогающие незрячим ориентироваться в беспокойной обстановке города. При этом любовь и полное послушание животных становятся наградой хозяину за заботу о них. Известны случаи, когда собаки месяцами и годами ждут пропавшего хозяина на том самом месте, где в силу каких-то печальных обстоятельств им довелось расстаться. Бывало так, что завезённая на десятки и даже сотни километров и оставленная собака возвращалась в хозяйский дом, одолев эти огромные расстояния и стерев лапы в кровь.
Аргумент второй. Тема взаимной привязанности людей и животных звучит и в нашей отечественной литературе, в произведениях, глубоко человечных, исполненных боли и жалости к «зверью», «братьям нашим меньшим». Вспомним стихотворения Есенина: «Песнь о собаке», «Лисица»; вспомним роман Троепольского «Белый Бим, Чёрное ухо». Эти произведения — о невозвращённом долге человека этому животному миру — тёплому, доверчивому, бесконечно преданному и часто глубоко и несправедливо обижаемому людьми.
Вывод. Любовь к животным обогатит сердце и душу человека.
Создание и издание
Список русскоязычных изданий
Год | Издательство | Место издания | Серия | Тираж | Примечание | Источник |
---|---|---|---|---|---|---|
2005 | АСТ; АСТ Москва; Транзиткнига | М. | Чёрная серия (танковая щель) | 120000 + 30000 | Первый роман дилогии «Работа над ошибками». Иллюстрация на обложке В. Бондаря. | |
2006 | АСТ; АСТ Москва; Транзиткнига; Хранитель | М. | Звёздный лабиринт | 120000 + 35000 | Первый роман дилогии «Работа над ошибками». Оформление художника В. Бондаря. | |
2008 | АСТ | М. | Звёздный лабиринт: коллекция | 20000 + 4000 | Дилогия «Работа над ошибками». Иллюстрация на обложке В. Бондаря. | |
2009 | АСТ | М. | Библиотека мировой фантастики | 1500 | Дилогия «Работа над ошибками» в одном томе. | |
2009 | АСТ | М. | под Дозоры | 2500 | Дилогия «Работа над ошибками» в одном томе. Иллюстрация на обложке В. Бондаря. | |
2011 | АСТ; Астрель | М. | Звёздный лабиринт 3 (мини) | 10000 + 4000 | Первый роман дилогии «Работа над ошибками» | |
2014 | АСТ | М. | Весь Сергей Лукьяненко | 5000 | Дилогия «Работа над ошибками» в одном томе. |
Издания на других языках
Год | Название | Издательство | Место издания | Язык | Переводчик | Источник |
---|---|---|---|---|---|---|
2006 | Juodraštis | Eridanas | Каунас | Литовский | N. Jakubauskaitė | |
2007 | Weltengänger | Heyne ТВ | Мюнхен | Немецкий | C. Pöhlmann | |
2008 | Brudnopis | Wydawnictwo Mag | Варшава | Польский | Э. Скурская | |
2008 | Nanečisto | Triton | Прага | Чешский | Л. Дворжак | |
2010 | La torre del tempo | Mondadori | Сеграте | Итальянский | M. Falcucci | |
2011 | Világok őre | Metropolis Média Group | Будапешт | Венгерский | W. Györgyi | |
2012 | Чернова | ИнфоДар | София | Болгарский | В. Велчев | |
2013 | Weltengänger | Heyne ТВ | Мюнхен | Немецкий | C. Pöhlmann | |
2014 | Mustand | Ersen | Эстонский | A. Rosin |