По следам оленя — Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. Краткое содержание
Мужчиной владела мысль – убить оленя-великана. Для осуществления задуманного Ян стал знакомиться с повадками оленей и местами постоянного их обитания. Однажды охотник едва не убил из своего ружья индейца по имени Часка, который тоже охотился в этих местах. Но когда Ян застрелил самку оленя, то понял, что нельзя уничтожать диких зверей просто так. Долгую бессонную ночь охотника терзали сомнения о том, правильно ли его желание застрелить оленя. Утром мужчина стал дальше искать благородное животное. В этот раз его усилия привели к успеху. Ян смог загнать прекрасного оленя в ту местность, которая со всех сторон была окружена топкими болотами. Зверь уже не мог убежать от человека. Вдруг дикое животное оказалось прямо перед мужчиной. Олень смотрел на охотника в упор. Ян не мог поднять ружьё и стоял, загипнотизированный взглядом оленя. Мужчина в глазах зверя прочитал многовековую мудрость о том, что животные и люди – дети живой природы. Охота – это просто-напросто убийство тех, кто слабее. Ян так и не смог застрелить беззащитное животное. Олень ушёл, научив охотника многому.
Автор в своём произведении призывает людей не убивать диких животных просто так из-за забавы.
Краткое содержание — По следам оленя. Русский язык и литература
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к небольшой новелле, основная тема которой заключается в человеческом отношении к миру окружающей природы.
Центральным персонажем произведения является молодой мужчина по имени Ян, представленный в образе двадцатилетнего охотника, рассматривающего охоту в качестве своего любимого увлечения.
Однажды на охоте Ян обнаруживает огромные следы оленя и им начинает обуревать желание завладеть головой редкого животного-великана. При этом данное стремление с каждым днем подвергается все большему усилению у молодого человека, поэтому он принимает решение изучить подробно все повадки данного зверя, а также его возможные места обитания. Поскольку Ян одержим этой идеей, все свое свободное время он посвящает этому занятию.
Юноша настолько увлекается поисками своей мечты, что чуть не совершает убийство индейца Часки, который также отправляется на охоту в эти места. После этого случая мужчины начинают охотиться совместно и однажды Яну удается загнать и пристрелить оленя, который оказывается молодой самкой, вынашивающей олененка. Добить выстрелом животное у Яна не поднимается рука, поскольку он видит в глазах оленихи настоящие горькие слезы.
С этого дня мировоззрение молодого охотника сильно меняется, поскольку его начинают преследовать воспоминания об убийстве так и не родившегося малыша оленихи. Однако желания найти оленя-великана оказывается у Яна слишком сильным, поэтому охотник продолжает свои поиски.
В один из дней Яну удается обнаружить след большого оленя, и он при помощи различных ловушек загоняет животное в болотистую местность, откуда олень уже не может выбраться.
Обрадованный охотник поднимает для выстрела ружье, однако тут же встречается с глазами животного, от которых не может отвести свой взгляд. Ян вы шоке замирает на одном месте, видя во взгляде оленя столетнюю мудрость и духовность, символизирующие единство человека и зверя, являющихся детьми живой природы.
Глядя в глаза животного, Ян понимает, что не может произвести выстрел в его голову, поэтому медленно опускает оружие, а олень степенно уходит в лес, растворяясь среди деревьев.
Смысловое значение произведения заключается в том, что истребление обитателей окружающей среды является недопустимым и жестоким кощунством, поскольку они также имеют право на собственное существование, как и люди.
-
Сверчок читать бунин полное содержание
-
Нильс кристи приемлемое количество преступлений краткое содержание
-
Костюм дворника на утренник в доу
-
Театральный кружок для начальной школы разработки занятий
- Краткое содержание текста the man and his work
Домино
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. Главный герой фильма “Убийство священного оленя” Стивен Мерфи — успешный кардиохирург. Стивен женат, у него двое детей. Однажды, находясь в состоянии легкого алкогольного опьянения, он взялся за сложную операцию на сердце, и его пациент погиб. Никакого наказания он за это не понес и видимых признаков раскаяния не выказал.
Колин Фаррелл сыграл роль Стивена Мерфи, а Барри Кеоган в роли Мартина. Кадр из фильма.
Вскоре Стивен знакомится с юношей по имени Мартин – сыном погибшего. Молодой человек живет вместе с матерью, которая не может содержать семью самостоятельно. Чувствуя свою вину перед подростком, доктор Мерфи приглашает его на ужин в свой дом и знакомит с семьей. Юноша очаровывает жену Стивена и особенно его дочь Ким.
С этого момента начинаются беды: то и дело вспыхивают конфликты, а дети Стивена и Анны смертельно заболевают. Выясняется непостижимое: за всей “чертовщиной” стоит Мартин. Он заявляет Стивену, что считает его виновным в гибели своего отца и требует расплаты.
По словам мстительного юноши, жизнь кардиохирурга вернется в прежнее русло, если он согласится пойти на сделку: око за око. Или, точнее, жизнь за жизнь. Погибнуть должен кто-то из его детей, и Стивен должен выбрать, кто именно это будет…
Виннипегский волк
Однажды некий Поль Дерош нашёл волчье логово, где было восемь детёнышей. Он перебил всё семейство, оставив в живых только одного волчонка. Его у него купил один трактирщик. Этот жестокий человек травил молодого волка собаками, чтобы развлечь посетителей. Не щадил он и своего маленького сына Джона. От побоев отца мальчик однажды спрятался в волчьей будке. Зверь и маленький человек подружились.
В тот год в окрестностях Виннипега развелось много волков. Для борьбы с ними местные скотоводы закупили огромных догов. Их нужно было натренировать для охоты, но для этого нужен был настоящий волк. Решили купить его у трактирщика.
На время испытаний Джима отослали в гости. На волка выпустили двух собак. Когда он с лёгкостью их растерзал, приготовились выпустить ещё четырёх. Тут появился Джим и увёл своего друга. Свирепый хищник лизал мальчику лицо и вилял перед ним хвостом. Наступила зима. Джим заболел и умер. Волк сидел у его постели, а затем сопровождал похоронную процессию и выл. Он ушёл от людей, но остался в окрестностях города. Впоследствии он убил того самого Поля, который уничтожил его семью. Долго не могли поймать виннипегского волка, но однажды охотники его всё-таки подстрелили. Рассказывали, что он никогда не обижал детей и в городе остался из-за любви к Джиму.
Как подружиться с волками
Огнестрельного оружия, кстати, у Бадридзе тоже не было. «От оружия человек наглым делается. Он идет на риск, на осложнение ситуации, зная, что у него за спиной ружье», – говорил он «Русскому репортеру». К тому же, волки прекрасно знали запах оружия, и никогда не подошли бы к вооруженному человеку.
Итак, как безоружному человеку втереться в доверие к стае хищников, где каждый из взрослых зверей в состоянии насмерть загрызть человека за минуту? Мастер-класс от Ясона Бадридзе:
1) Выяснить их основные тропы
Как объясняет ученый, в лесах у каждой стаи волков, которая представляет собой небольшую семью – не больше десятка животных – есть собственная охотничья зона площадью примерно сто квадратных километров. За пределы этих угодий стая предпочитает не выходить, чтобы не пересекаться с другими волками — это чревато конфликтами и драками. В этих угодьях волки часто ходят одними и теми же маршрутами: rendezvous site (место, где вся семья собирается вместе и отдыхает), охотничьи маршруты, места для водопоя.
«Я осторожно ходил по их следам, но долгое время никого не видел, – вспоминает ученый. – Конечно, это не значит, что волки не видели меня»
Все это время он жил в лесу: спал без палатки, завернувшись в бурку, готовил еду на костре – но разжигать его уходил за речку, чтобы дым не спугнул волков: «В горах ток воздуха по ручью идет, так что дым их не беспокоил».
2) Приучить к своему запаху
Вопреки легендам о кровожадных волках, эти звери нападают на людей довольно редко, в основном — от голода. Более того, волки – по натуре консерваторы и шарахаются от всего нового, так что перед Бадридзе стояла задача заставить животных привыкнуть к нему и не воспринимать как угрозу.
Для этого ученый пару месяцев разбрасывал на их тропках кусочки материи со своим запахом – например, порванные простыни из его дома – чтобы животные к нему привыкли. Сначала они по широкой дуге обходили клочки, потом, постепенно привыкнув, стали игнорировать, а после того как молодой волк пометил один из них, ученый понял – волки смирились с его присутствием. Последним шагом было прикармливание: теперь Бадридзе бросал на обрезки материи куски сырого говяжьего мяса, и, увидев, что волки начали их есть, решил, что время познакомиться.
3) Пережить прямое столкновение
В разговорах о том периоде своей жизни профессор подчеркивает: можно быть сколь угодно профессионалом и долго готовиться к встрече с волками, но когда они оказываются прямо перед тобой, сердце все равно уходит в пятки:
(Надеюсь, дорогой читатель, ты уже понял, что повторить такое под силу не каждому – и не надо пробовать, даже если неподалеку от места, где ты живешь, есть лес с волками).
Лобо
Много лет в окрестностях Куррумпо промышляла небольшая стая серых волков. Возглавлял её старый, мудрый волк Лобо. Благодаря его хитрости и непоколебимости волки всегда оставались целыми и невредимыми после стычек с людьми. Старому Лобо подчинялись пятеро волков, включая его подругу Бланку.
Волки из стаи Лобо не притрагивались к падали. Они ели только свежее мясо и убивали по одной тёлке в день на протяжении пяти лет. Овец волки тоже не любили, но нередко губили их сотнями ради забавы. Хищники наносили огромный урон хозяйствам, но долгое время никому из людей не удавалось убить хотя бы одного волка из стаи. Для этого перепробовали все возможные средства: травлю собаками, отраву и капканы. Каждый охотник мечтал о таком трофее, как скальп Лобо. Но волки были неуловимы.
Поймать вожака удалось рассказчику. Сначала он убил Бланку, а затем использовал её в качестве приманки. Он подготовил западню для Лобо, который был очень привязан к волчице. И вот старый, опытный волк, который никогда не терял бдительности, угодил сразу в несколько ловушек. Сам высвободиться он не мог, а стая была далеко. После смерти вожака охотники положили его останки рядом с останками его подруги.
Чем все закончилось?
Как это часто бывает в жизни, семейная идиллия продлилась недолго и оборвалась трагически. Прожив с волками два года, Ясон Бадридзе вернулся в город. Провожали его, как он вспоминает, тоскливым воем. А через год, когда он снова приехал в Боржомский заповедник, оказалось, что браконьеры перебили почти шестьдесят волков, включая и тех, с кем он жил. В своих исследованиях Бадридзе еще не раз приходилось общаться с волками и входить к ним в доверие – но в интервью он говорит, что ни одна стая так не тронула душу, как та, первая.
За прошедшие десятилетия ученый делал все возможное для сохранения популяции диких волков в Грузии. Он покупал волчат у охотников, выращивал их, старательно воспроизводя ритуалы обучения охоте и прочим премудростям дикой жизни – и отпускал в леса. При этом приходилось специально учить страху перед человеком, чтобы они не приходили в деревни и не резали овец: Бадридзе надевал на волков специальные ошейники и, когда те подходили к людям, передавал небольшой по силе, но неприятный удар током. Так выросшие в неволе волки вернулись в дикие условия.
Ясон Бадридзе, кадр из интервью 2017 года
Больше двадцати лет, с 1998 г. Ясон Бадридзе уже не выращивает волков – уже не то здоровье, в 75 лет не побегаешь наравне с диким зверем. Теперь его основные занятия – кабинетные исследования, написание книг, проведение лекций. Но и сейчас этот спокойный пожилой человек, в чьей внешности невольно видится нечто волчье, не устает повторять: глупо видеть в волке, как и вообще в природе в любых ее проявлениях, что-то злое и кровожадное. Как и все прочие живые существа, эти звери живут сообразно своей натуре, и никогда не берут от природы больше, чем им нужно. Единственное и самое страшное животное, которое выбивается из этой гармоничной картины и из-за своей жадности и непредсказуемости угрожает всем остальным – человек. Но его поведение изучают уже совсем другие ученые.
Мустанг-иноходец
Один из ковбоев, Джо Калон, однажды увидел стадо мустангов – диких лошадей. Среди них он заметил чёрного жеребёнка, который бегал иноходью – одновременно поднимал обе задние и обе передние ноги при шаге. Через год ковбой пас лошадей в том же месте и увидел чёрного мустанга снова. Тот заметно повзрослел и по-прежнему был иноходцем.
Мустанги не были для ковбоев желанной добычей, так как поймать и приручить их было нелегко. Многие их даже специально убивали, чтобы они не уводили домашних лошадей и не портили пастбища. Но Джо Калону захотелось поймать чёрного мустанга. Мечтающий разбогатеть ковбой решил, что иноходец может стать его талисманом счастья. Он стал выслеживать коня, но удобного случая ему пришлось ждать целых два года.
За это время иноходец стал огромным вороным конём. О его красоте и смекалке знали во всей округе. Мустанг завёл себе стадо из кобылиц, которых он уводил из разных табунов, приходивших на водопой. Ковбои несли убытки из-за него, и однажды один состоятельный скотовод пообещал тысячу долларов смельчаку, который поймает мустанга. Среди желающих получить вознаграждение был и Джо Калон. Он с другом решил загнать вороного до изнеможения, но у них ничего не вышло. На шестой день погони их кони устали, а мустанг был полон сил. После этой попытки было ещё несколько, каждый раз ковбои придумывали различные уловки и западни, но умный конь их легко обходил. Джо погубил в этой погоне восемь лошадей и только потом сдался.
Через год одному из охотников за мустангом всё же удалось заманить жеребца в ловушку с помощью молодой кобылицы. Иноходцу связали ноги и заклеймили тавром. Но гордый конь не позволил отвести себя на ранчо. Он собрал свои силы, разорвал путы и ускакал. Мустанг с разбегу бросился со скалы в пропасть и упал на острые камни. Конь погиб, но остался свободным.
Серебряное пятнышко
Среди птиц и животных тоже бывают «гении», выделяющиеся умом и смекалкой. В стае ворон этими качествами отличался Серебряное Пятнышко – опытный вожак. Автор наблюдал за воронами и заметил много интересного в их жизни. Эти птицы строго соблюдали дисциплину внутри стаи, выполняли все команды, которые отдавал вожак на вороньем языке. Это человеку кажется, что воронье «кар» всегда звучит одинаково. На самом деле вороны могут выражать на своём языке много различных сигналов
Рассказчик путём наблюдений установил, что при определённой интонации «кар» может обозначать разные команды: «Внимание!», «Опасность!», «Поворачиваем!» или просто «Привет!»
Вороны слушались вожака беспрекословно. Серебряное Пятнышко многому научил свою стаю. Рассказчик любовался птицами, которые с раннего утра до позднего вечера дружно и слаженно выполняли свои обязанности, не нарушая уклад, удивительно похожий на человеческую жизнь.
Наблюдая за своим любимцем в подзорную трубу, автор увидел, как тот собирал и бережно хранил блестящие предметы. Это была его слабость.
Вороны беззащитны в ночное время, когда на них охотятся совы. В зимние морозы птицам приходится прятать голову под крыло, чтобы не обморозить глаза. В таком виде они становятся лёгкой добычей для ночной хищницы. Так погиб и мудрый Серебряное Пятнышко. После смерти вожака его стая заметно поредела.
Домино
Недалеко от фермы лисы обустроили себе нору. Среди всех лисят в семействе выделялся один – ловкий и озорной Домино. Однажды их увидел фермер, с ним был щенок Гекла. Гекла очень напугала лисёнка. Впоследствии Домино и Гекла стали врагами. Они много раз сталкивались, но Домино всегда побеждал.
Отец лисьего семейства таскал из хлева кур. По его следу обнаружили нору, и фермерские дети взорвали её. Мать успела спасти только троих детёнышей. Вскоре погиб ещё один лисёнок, а затем и отец-лис. Домино отдалился от сестры и матери и стал жить один. Он создал семью с молодой Белогрудкой.
Однажды Гекла напала на овец, а люди подумали, что это сделали лисы. Началась охота. Люди почти схватили Белогрудку, но Домино пришёл ей на помощь. Затем стали преследовать и ранили самого Домино. Гекла тоже принимала участие в погоне. Домино вскочил на льдину, Гекла прыгнула на другую. Лис спасся, прыгнув на противоположный берег, а собака погибла.
Снап
Рассказчик получил от друга необычную посылку – щенка в ящике. Он сразу повёл себя так агрессивно, что человеку пришлось забраться на стол и там ждать, пока собачка успокоится. Ждать пришлось долго. Только к вечеру щенок угомонился и улёгся на прикроватном коврике
Когда его новый хозяин осторожно пробрался в кровать, щенок лёг рядом с ним и злобно кусал его каждый раз, когда тот ворочался. На следующий день щенок, получивший кличку Снап, вёл себя спокойнее, а через пару дней и вовсе подружился с хозяином
Однако с посторонними людьми и другими животными Снап всегда вёл себя как настоящий драчун.
Однажды хозяин взял собаку с собой на охоту. Нужно было поймать волка, которого никак не удавалось загнать в ловушку. Благодаря Снапу волк был пойман. В схватке собака получила ранения, и хозяин выхаживал своего любимца. Вдохновлённые удачей охотники решили убить и вожака волчьей стаи. Бесстрашный Снап вновь повёл свою команду в бой, но сам погиб в схватке.
Вулли
Вулли – это обычная дворняжка рыжего окраса. Пёс был умным и сильным, в службе проявлял хитрость и смекалку. Пастух без каких-либо опасений мог доверить ему целое стадо овец, и Вулли прекрасно справлялся.
Однажды Вулли помогал хозяину пасти овец в отдалённом месте. Пастух неправильно сосчитал животных и отправил собаку за недостающей овцой. Когда он понял, что все овцы на месте, решил идти домой без Вулли. Верный пёс остался ждать своего хозяина и провёл на этом месте два года, обнюхивая каждого пришедшего человека. Так он учуял однажды земляка своего хозяина и ушёл с ним. На новом месте Вулли выполнял привычную для него работу.
В этих местах люди стали замечать, как какая-то сильная лисица начала убивать по ночам овец. У одинокой вдовы она за одну ночь убила двадцать голов. Проследив за лисицей, люди пришли к дому Вулли. Он и оказался тем убийцей овец, это его люди принимали за лисицу. Собака бросилась на своих новых хозяев, но её удалось застрелить.
Смысл фильма
“Убийство священного оленя” Лантимоса пугает обнаженной изнанкой жизни и отражает животное начало в человеке. Эта лента отличается трагизмом и оставляет горькое послевкусие.
Смысл картины можно понять в том случае, если уяснить, что он базируется на древнегреческом мифе, переосмысленном в трагедии Еврипида “Ифигения в Авлиде”. Кстати, античное произведение упоминается и в самом фильме.
В основу “Убийства священного оленя” легли события самого начала Троянской войны. Войска Агамемнона, брата Менелая, мужа красавицы Елены, похищенной Парисом, собираются отплыть в Трою. Воины стоят в Авлиде и не могут отправиться в плавание, поскольку на море нет попутного ветра.
А происходит это из-за того, что на войско Агамемнона разгневалась богиня Артемида. Ее гнев вызвало то, что царь, увлекшись охотой, убил лань – священное животное богини. Предсказатели открыли ему волю божества: Артемида требует человеческой жертвы. Нужно совершить ритуальное убийство дочери царя, Ифигении – тогда войско сможет отплыть в Трою.
Агамемнон, мучимый сомнениями и раскаянием, все же решает принести дочь в жертву. В мифе богиня проявляет милость к невинной девушке и заменяет ее на алтаре священной ланью. Однако у Еврипида все намного мрачнее: несчастная Ифигения погибает.
Николь Кидман в роли Анны Мерфи. Кадр из фильма.
Идея отмщения и восстановления нарушенного баланса отчетливо звучит в картине Йоргоса Лантимоса. Он осовременивает и трансформирует миф, заимствуя лишь его мотивы.
Кардиохирург Стивен некоторым образом оказывается замешан в смерти своего пациента на операционном столе. По крайней мере, в этом уверен сын умершего, Мартин. Юноша втирается в доверие к дочери Стивена. Он не испытывает к ней романтических чувств и хочет одного – отомстить.
Если провести параллель с мифом, то смысл происходящего заключается в следующем: в роли священного оленя выступает погибший пациент. В качестве жаждущей мести Артемиды выступает Мартин. Юноша насылает на семью врача проклятие в духе античной кары. В конце концов он заставляет хирурга выбрать одного из членов семьи и принести его в жертву, чтобы искупить вину за гибель пациента.
В своих разборах зрители отмечают необычный взгляд режиссера: карающую длань на виновника опускает лицо мужского пола. Возможно, такой подход отражает взгляд Лантимоса на природу жестокости – он рассматривает ее исключительно как атрибут маскулинности.
Облик героев картины позволяет воспринимать их как античных персонажей. Дикая густая борода Стивена делает его похожим на Агамемнона. Золотые, ухоженные волосы его супруги Анны придают ей отдаленное сходство с Клитемнестрой, женой мифического царя.
Ощущение неуютности и шокирующей откровенности возникают уже с первых кадров, когда зрителю сверхкрупным планом демонстрируют операцию на открытом сердце. Тревожность нарастает на протяжение всего фильма, а нравственный посыл вообще ставит в тупик.
Роль Ким сыграла Рэффи Кэссиди. Кадр из фильма.
Герои в своих монологах и диалогах говорят слова назидания и предсказывают ход событий будущего. Кстати, такая роль свойственна партиям хора в античных трагедиях. Речь героев выглядит неестественной. Однако их кажущиеся праздными разговоры внезапно обретают скрытый смысл.
Против такого нелепого утверждения сложно не вознегодовать. Эпизоды, в которых кардиохирург всерьез выбирает, кого из детей ему следует убить, ужасают. Однако, это тот самый эффект, к которому стремится Лантимос.
Особое внимание в картине уделяется бичу нашего времени и общества – равнодушию. Мы видим, что между Стивеном и Анной давно нет никакой близости – причем не только интимной, но и духовной
Мучения детей, пораженных параличом и беспомощно ползающих по полу, не вызывают у родителей сострадания. Доктор и его красавица жена рациональны, холодны. В какой-то момент даже кажется, что они не герои древней трагедии, а актеры в масках, играющие этих персонажей в старинном греческом театре – настолько серьезно они обсуждают, кем из детей можно пожертвовать. Лантимос прибегает к специфическому кинематографическому методу, который называется доведение до абсурда. И в этом есть особый смысл.
Картина “Убийство священного оленя”, рассказывающая о чудовищном равнодушии людей друг к другу, обескураживает, вызывает сильный дискомфорт. Однако, Лантимос – вовсе не мизантроп. Напротив, вызывая своей метафорой у зрителя отторжение и негодование, он желает пробудить в нем человечность и нравственность. В этом, вероятно, и заключается суть фильма.
Кадр из фильма.
Подпольная наука
Тбилиси в 70-е годы
В Институте физиологии, сотрудником которого был Бадридзе в начале 1970-х, изучали в том числе и поведение животных – но в кабинетных условиях, в лучшем случае наблюдая за пойманными и привыкшими к неволе зверями. «Мне пришло в голову, что я изучаю то, чего не знаю», – делился этолог в интервью, и с этой проблемой он решил бороться радикально: отправиться в лес и там узнать, как ведут себя животные в естественной среде обитания.
Кого именно изучать, рисковый ученый выбрал быстро. С молодых лет он ладил с собаками, однажды сдружился даже с очень агрессивным 105-килограммовым сенбернаром, убивавшим других псов. Но в собаках, по его словам, его не устраивало одно: «У собак есть одно слабое место: они очень зависимы от человека». А Бадридзе были интересны изначальные инстинкты, заложенные природой, никак не затронутые человеческим влиянием. Значит, его дорога лежала прямиком к диким предкам псов – волкам.
В Грузии, как и везде, к волкам традиционно относились со смесью страха и недоверия, и в 1970-е предпочитали не изучать, а истреблять. Ясон Бадридзе не раз вспоминал в интервью: зарплата такого научного сотрудника, как он, была 150 рублей в месяц, а за шкуру волка давали 50. Ему предстояло не только войти в доверие к волкам, но и уберечь их от пуль местных егерей.
Впрочем, эту проблему физически крепкий этолог решил просто. В начале 1974 г., приехав в лесничество «Зорети» Боржомского заповедника, где он и собирался общаться с волчьей стаей, браконьерам он, во-первых, дал денег, а во-вторых «под угрозой мордобоя» убедил не трогать волков, пока он здесь. Наука должна быть с кулаками!
Никаких грантов и какой-либо государственной помощи не было. Молодой ученый мог рассчитывать только на собственный опыт — когда-то в юности он был охотником и жил в лесу — и на удачу. Впереди ждали встречи с хищниками.