«последняя жертва»

Жанр пьесы островского свои люди сочтемся и история создания комедии

Звездопад – краткое содержание повести Астафьева

«Звездопад» – это роман о большой романтической любви девятнадцатилетнего юноши Михаила Ерофеева к медсестре Лидии. Действие происходит в госпитале Краснодарского края в конце Великой Отечественной войны. Михаил попал туда после тяжелого боевого ранения.

После операции Михаил тяжело приходил в себя, но когда открыл глаза, то встретился взглядом с Лидой. Это была красивая девушка, медсестра военного госпиталя. Она разговаривала с ним, чтобы Михаил был в сознании. Он рассказал ей о себе, о своей детдомовской жизни. Учился он на составителя поездов, родом из Сибири. Лидия рассказала о том, что она из Краснодарского края и учится в университете на врача. Так произошло их первое знакомство. Лида сразу же очаровала Михаила.

Потом она в палату больше не заходила, потому что в госпитале было много раненых и ей было некогда. Михаил не слушался своего врача и, нарушая постельный режим, выходил в коридор, чтобы встретить там девушку Лиду.

У Михаила были хорошие вокальные данные, он часто пел для раненых солдат госпиталя. Тем самым он хотел покорить сердце прекрасной девушки, в которую влюбился. Он оказывал ей знаки внимания, иногда пытался случайно приобнять. Через некоторое время Лидия понимает, что влюбилась в Михаила. Ни у него, ни у нее, еще никогда в жизни не было влюбленности. Это была их первая любовь.

Когда Ерофеева перевели из палаты для тяжелобольных, ему можно было выходить на улицу. Михаил и Лидия стали ходить на прогулки, влюбленные и довольные они часто гуляли под звездным небом. Но вместе с тем были и моменты утраты близких и знакомых – известия о гибели приходили с фронта. Госпиталь был переполнен больными, улицы и дома подвергались разрухе, народ живет в постоянной нужде. Но люди не отчаиваются и не падают духом, а солдаты ждут выздоровления, чтобы снова поскорее пойти сражаться с врагом.

Однажды Михаил решается пойти к матери своей любимой Лидочки. Он говорит ей о том, что очень любит Лиду. Мать, выслушав Михаила, говорит ему о том, что им еще рано создавать семью. Они оба еще молоды, у Лидочки и у него нет образования и специальности. Михаил не сказал девушке, о чем именно они беседовали с ее матерью. Но на сердце его было неспокойно. Лида полюбила его искренне, всем сердцем и не хотела с ним расставаться. Она хотела написать в его больничной карточке, что у него высокая температура, чтобы его подольше не выписывали. Но Ерофеев не позволил ей этого сделать. Он понимал, что из-за тяжелого ранения будет нести нестроевую службу. Михаил решил, что мать девушки была права.

Его отправляют на «пересылку», где каждый день приходят выбирать себе работников. Однажды туда пришла и Лида, но Михаил ее прогнал. В этот же день Михаил уехал на Украину, а Лида осталась в тылу. Больше они никогда не встретятся, даже после окончания войны. Счастье молодых людей не удалось. Но при всем при этом у них в жизни были прекрасные моменты, ради которых им следовало встретиться и хоть немного, но быть вместе.

Популярные сегодня пересказы

Действие романа разворачивается в III веке до нашей эры в Карфагене, в перерыве между Пуническими войнами. Правитель Карфагена Гамилькар Барка собирается подавить восстание войска.

Эта пьеса А.Н. Островского, как и большинство его произведений ― рассказ о жизни московского купечества. В центре история отношений молодой состоятельной вдовы Юлии Павловны Тугиной и разорившегося помещика Вадима Григорьевича Дульчина.

События произведения разворачиваются на территории Древнего Рима и повествуют о нелегкой жизни римлян, испытывающих голод в момент, когда аристократическая верхушка в лице патрициев занимается собственным обогащением.

Владимир Федорович Одоевский появился от брака князя и крепостной крестьянки в 1803 году. Впоследствии он стал писателем, музыковедом и философом творящим в эпоху романтизма.

Семейная жизнь

Правдивое описание мещанского быта присутствует в пьесе «Доходное место». Островский, сюжет произведений которого отличается достоверностью изображения характерных явлений социальной действительности середины девятнадцатого века, очень выразительно передавал дух своей эпохи.

Четвертое действие пьесы посвящено, в основном, семейной жизни Жадовых. Полина чувствует себя несчастной в убогой обстановке. Она тем острее ощущает свою бедность из-за того, что ее сестра живет в полном достатке, а муж ее всячески балует. Кукушкина советует дочери требовать от мужа денег. Между ней и возвратившимся Жадовым происходит ссора. Тогда Полина, следуя примеру матери, начинает требовать у мужа денег. Тот призывает ее терпеть бедность, но жить честно, после чего Полина убегает, но Жадов возвращает ее обратно и решается идти к дяде просить себе место.

Судьбы героев через год

Главный персонаж комедии Островского «Доходное место» Жадов женился по любви на женщине, которую обожал, однако которая по своему развитию уступала ему. Полина хотела жить в сытости и довольстве, однако в супружестве познала нищету и бедность. Она оказалась неготовой к такой жизни, что, в свою очередь, разочаровало Жадова.

Об этом мы узнаем из сцены в трактире, где год спустя сходятся основные персонажи пьесы. Сюда же приходит Белогубов с Юсовым, и из их разговора читатель узнает, что у первого дела идут превосходно, так как он не брезгует брать взятки за свои услуги. Юсов хвалит своего подопечного, а Жадова поднимают на смех за то, что он не выбился в люди.

Белогубов предлагает ему деньги и покровительство, однако Жадов желает жить честным трудом, и поэтому с презрением и негодованием отвергает это предложение. Однако ему самому очень плохо от неустроенной жизни, он выпивает, после чего половой выгоняет его из трактира.

Появление других персонажей

Пьесы Островского отличаются динамичностью развития сюжета с акцентом на высмеивание социальных пороков людей среднего сословия. В рассматриваемом произведении читатель знакомится с типичными представителями городской бюрократии, которые представлены подчиненными Вышневского, Юсовым и Белогубовым.

Первый уже стар годами, поэтому он опытен в ведении делопроизводства, хотя занятия его, очевидно, не являются чем-то выдающимся. Однако он пользуется доверием начальника, чем очень гордится. Второй находится в непосредственном его подчинении. Он молод и несколько неопытен: так, Белогубов сам признается, что не очень хорошо разбирается в грамоте. Тем не менее молодой человек намерен неплохо устроить свою жизнь: он метит в столоначальники и хочет жениться.

В рассматриваемой сцене чиновник просит Юсова похлопотать о его повышении в должности, и тот обещает ему свое покровительство.

История написания «Свои люди – сочтемся»

Первой заслуживающей внимания работой Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди – сочтемся», написанная в 1849 году. Островский посвятил три года написанию этой комедии, которая в процессе творчества прошла через ряд названий: «Несостоятельный должник», «Банкрот» и, в конце концов, автор остановился на «Свои люди – сочтемся».

Пьеса «Свои люди – сочтемся» была опубликована в мартовском номере журнала «Москвитянин» в 1850 году и привлекла большое внимание русских литературных кругов благодаря проницательному взгляду еще малоизвестного тогда автора на социальные проблемы, представленные в юмористической форме. Как и ожидалось, она была запрещена цензорами, и Островский стал объектом неофициального полицейского надзора

Лишь после смерти Николая I в 1859 году она была поставлена на сцене, хотя и с некоторыми изменениями в содержании. Оригинальная версия увидела свет только в 1881 году.

Критика произведения «Свои люди – сочтемся»

К середине 1849 года комедия «Свои люди – сочтемся» была закончена и отправлена в Санкт-Петербург для одобрения драматическим цензурным советом. Однако А. М. Гедеонов высказал отрицательное мнение о «Свои люди – сочтемся», заявив, что все персонажи безнравственны, а разговоры неприличны; по его мнению, это оскорбление русского купечества в целом.

3 декабря 1849 года он устроил чтение у себя дома, на котором присутствовал Н.В. Гоголь, высоко оценивший писательские способности Островского как одного из самых талантливых московских литераторов.

Тарас Шевченко после прочтения отметил, что сатира необходима для того времени и уровня грамотности населения, однако она должна быть продуманной и благородной.

После этого чтения Погодин записал в дневнике, что комедия была «изумительной», и спросил Островского, может ли он опубликовать ее в «Москвитянине», на что тот согласился под новым названием «Свои люди – сочтемся!». Впоследствии он приложил усилия для получения одобрения цензурного совета и, в конце концов, получил разрешение на публикацию.

В марте 1850 года пьеса была впервые опубликована в «Москвитянине» и была встречена с большим одобрением различными сословиями людей, живущими в Москве. «Комитет 2 апреля 1848 года», который следил за уже вышедшей литературой и цензурировал новую, признал ее стоящей, но рекомендовал автору не только изображать юмористические и аморальные поступки, но и осуждать их, иллюстрируя, как такое поведение должно быть соответствующим образом наказано.

В 1858 году Островский пересмотрел первоначальную пьесу, чтобы она соответствовала критериям цензуры. Этот пересмотренный вариант был одобрен цензурным комитетом и представлен в Главное управление цензуры для получения разрешения. Впоследствии эта вторая версия получила разрешение на публикацию и была включена в последующие издания его произведений.

Постановки

  • 11 апреля 1896 — Малый театр. Бенефис О. О. Садовской.
  • 25 сентября 1908 — Малый театр. Без третьего действия.
  • 1938 — Театр имени МОСПС. Режиссёры: В. В. Ванин и С. А. Марголин.
  • 1944 — МХАТ имени М. Горького. Постановка: Н. П. Хмелёва, Е. С. Телешовой и Г. Г. Конского, художник В. В. Дмитриев. В ролях: Тугина — А. К. Тарасова, Прибытков — И. М. Москвин, Глафира Фирсовна — Ф. В. Шевченко. — Сталинская премия за 1946 год I степени.
  • 1973 — Театр имени Моссовета. Режиссёр Ю. А. Завадский. В ролях: Тугина — В. И. Талызина, Прибытков — Л. В. Марков, Глафира Фирсовна — Ф. Г. Раневская, Дульчин — Г. Л. Бортников, Лавр Мироныч — Б. В. Иванов.
  • 2003 — МХАТ имени А. П. Чехова.
  • 2004 — «Ва-банк». Театр «Ленком». Режиссёр М. Захаров.
  • 2004 — Малый театр. Режиссёр В. Н. Драгунов, художник Л. С. Ломакина. В роли Прибыткова — Василий Бочкарёв («Золотая Маска» за лучшую мужскую роль).
  • 2009 — Театр имени Ленсовета.

По этой пьесе в 1975 году Пётр Тодоровский снял одноимённый фильм, в 1982 году Михаил Казаков — телеспектакль «Попечители».

Характеристика Жадова

Пьесы Островского известны в русской литературе тем, что в них представлена целая галерея портретов современной драматургу эпохи. Образ племянника Вышневского получился у автора особенно колоритным.

Этот молодой человек живет в доме дяди, служит у него, однако намерен добиться самостоятельности, так как презирает образ жизни его семьи и окружения. Кроме того, с самого первого своего появления поднимает на смех Белогубова за его плохое знание грамоты. Также читатель узнает, что молодой человек не желает выполнять черную писарскую работу под начальством Юсова.

За такую независимую позицию дядюшка хочет прогнать племянника из дома, чтобы он сам попробовал жить за маленькую зарплату. Вскоре становится ясной и причина такого поведения: Жадов сообщает своей тетушке, что намерен жениться и жить своим трудом.

Действующие лица

Н. И. Музиль в роли Салая Салтаныча (Малый театр).

Юлия Павловна Тугина, молодая вдова.

Глафира Фирсовна, тётка Юлии, пожилая небогатая женщина.

Вадим Григорьевич Дульчин, молодой человек.

Лука Герасимыч Дергачёв, приятель Дульчина, довольно невзрачный господин и по фигуре и по костюму.

Флор Федулыч Прибытков, очень богатый купец, румяный старик, лет 60, гладко выбрит, тщательно причесан и одет очень чисто.

Михевна, старая ключница Юлии.

Лавр Мироныч Прибытков, племянник Флора Федулыча, полный красивый брюнет, с внушительной физиономией, большие банкенбарды, тщательно расчесанные, одет богато и с претензиями

Держит себя прямо, важно закидывает голову назад, но с дядей очень почтителен.

Ирина Лавровна, его дочь, девица 25 лет, с запоздалой и слишком смелой наивностью.

Салай Салтаныч, очень приличный мужчина, неопределенных лет, физиономия азиатская.

Пивокурова, богатая, очень полная и очень румяная вдова, лет за сорок.

Иногородный, купец средней руки, костюм и манеры провинциальные.

Москвич, скромный посетитель клуба, ничем не выдающаяся личность.

Наблюдатель, шершавый господин, лицо умное, оригинал, но с достоинством.

Разносчик вестей, бойкий господин, имеющий вид чего-то полинявшего; глаза бегают, и весь постоянно в движении.

Три приятеля, постоянные посетители клуба, играющие очень счастливо во все игры: 1-й — безукоризненно красивый и изящный юноша, 2-й — человек средних лет, мясистая, бледная, геморроидальная физиономия, 3-й — старик, лысый, в порыжевшем пальто, грязноватый.

Василий, лакей Прибыткова.

Мардарий, человек Дульчина.

Сакердон, клубский лакей.

Сергей, клубский лакей.
Пестрая толпа кавалеров и дам в разнообразнейших костюмах, от полумещанских провинциальных до парижских последней моды.
Клубная прислуга.

Ссылки

  • текст пьесы
  • http://www.maly.ru/news_more.php?number=1&day=18&month=12&year=2009
  • Н. Г. Зограф. О первой постановке «Последней жертвы» в Малом театре // Малый театр второй половины XIX века / Отв. редактор Т. М. Родина. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960.
Это заготовка статьи о пьесе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Пьесы Александра Островского

Семейная картина • Свои люди — сочтёмся • Утро молодого человека • Неожиданный случай • Бедная невеста • Не в свои сани не садись • Бедность не порок • Не так живи, как хочется • В чужом пиру похмелье • Доходное место • Праздничный сон до обеда • Не сошлись характерами! • Воспитанница • Гроза • Старый друг лучше новых двух • Свои собаки грызутся, чужая не приставай • Женитьба Бальзаминова • Козьма Захарьич Минин-Сухорук • Тяжёлые дни • Грех да беда на кого не живёт • Воевода • Шутники • На бойком месте • Пучина • Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский • Тушино • Василиса Мелентьева • На всякого мудреца довольно простоты • Горячее сердце • Бешеные деньги • Лес • Не всё коту масленица • Не было ни гроша, да вдруг алтын • Комик XVII столетия • Снегурочка • Поздняя любовь • Трудовой хлеб • Волки и овцы • Богатые невесты • Правда хорошо, а счастье лучше • Женитьба Белугина • Последняя жертва • Бесприданница • Добрый барин • Сердце не камень • Невольницы • Светит, да не греет • Без вины виноватые • Таланты и поклонники • Красавец мужчина • Не от мира сего

Анализ пьесы

После Октябрьской революции пьеса приобрела большую популярность. В ней затрагивается тема, которая перекликается:

  • с «Бесприданницей»,
  • с «Грозой».

Н.А. Добролюбов называет мир, в котором живут персонажи Островского, тёмным царством, где сложно приспособиться «не своему» человеку. Главная героиня «Бесприданницы» Лариса гибнет в безысходности, Катерина из «Грозы» прыгает с обрыва, Юлия из «Последней жертвы» вынуждена стать женой человека, которого не любит.

Флор Федулыч отличается:

  • острым умом,
  • хитростью.

Чтобы добиться своего, он готов пойти на многое. В ход идут интриги, подкуп, наглое враньё. Он не беспокоится, что пострадают его близкие: племянник и внучка. Пускай это ничтожные люди, но ведь герой так часто говорит о своих добрых намерениях и родственных чувствах. Глафиру Фирсовну можно охарактеризовать, как рабу денег предыдущего персонажа.

Вадим — картёжник и прожигатель жизни. Он потерял доставшееся от родителей наследство, однако скрывает это, выдавая себя за человека с огромным состоянием. Юлия беззаветно влюблена в негодяя, чем он с радостью пользуется, разоряя девушку.

Когда Дульчин очередной раз проигрывает деньги, он делает предложение Ирине, которая, как он думает, богата, об этом становится известно Юлии. В пьесе есть сцена, когда тётка девушки сообщает обманщику о кончине племянницы.

Однако через короткое время она появляется живой и невредимой. Можно подумать, что женщина соврала, однако это не так.

Перед Вадимом предстаёт уже совсем другая Юлия. Это уже не та девушка, кого он знал раньше. Тугиной, способной на большое и светлое чувство, больше нет. Теперь есть только невеста Флора Федулыча.

Это произведение о манипуляторах, отчаянно требующих снисхождения к себе, людях, которые с лёгкостью играют на чувствах добропорядочных и наивных членов общества.

Певец купеческого Замоскворечья

Александр Николаевич Островский (1823—1886) начал заниматься литературным трудом, будучи студентом юридического факультета Московского университета. Основным предметом его творчества стала жизнь купечества в Замоскворечье, где драматург родился и провёл детские и юношеские годы. Взаимоотношения между людьми в мещанской среде, описание патриархального быта, поэтика национального своеобразия — этим темам посвящены труды русского писателя.

Сюжет пьесы Островского «Последняя жертва» был задуман в конце 1874 г. Воплощение замысла на бумаге состоялось осенью 1877 г. Александр Николаевич писал комедию 63 дня — с 24 августа по 26 октября. Чтение чернового варианта прошло 24 октября на квартире актёра Императорских театров Ф. А. Бурдина. Впервые пьеса опубликована в журнале «Отечественные записки» в январе 1878 г.

Первую театральную постановку произведения в Москве осуществил Малый театр 8 ноября 1877 года во время бенефиса Н. И. Музиля, исполнявшего роль Салая Салтаныча. В роли Дульчина выступил А. П. Ленский, Тугину сыграла М. Н. Ермолова. На сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге премьера состоялась 2 декабря 1877 года. Режиссировал спектакль сам автор.

В 1975 году режиссёр Пётр Тодоровский снял полнометражный фильм «Последняя жертва» по комедии А. Н. Островского. Музыку для картины написал Исаак Шварц. Булат Окуджава — автор стихов романса «В нашем старом саду». В главных ролях снялись актёры:

  • Маргарита Володина (Юлия Павловна Тугина);
  • Олег Стриженов (Вадим Григорьевич Дульчин);
  • Михаил Глузский (Флор Федулыч Прибытков).

Тугина даёт деньги избраннику

Юлия отправляется к Флору Федулычу Прибыткову, пожилому дальнему родственнику. Мужчина богат, у него нет детей, а супруга умерла. Когда-то он обещал Юлии своё покровительство. После длительных уговоров старик соглашается дать ей необходимую сумму. Дульчина с радостью приносит деньги избраннику, а тот проигрывает их в карты.

Об отношениях Вадима и Юлии становится известно родной тёте девушки Глафире Фирсовне. Женщина переживает за племянницу и пытается предостеречь её от роковой ошибки, однако та безответно влюблена и верит Дульчину. Тогда Глафира Фирсовна рассказывает об их связи Прибуткову. Он расстроен из-за племянника Лавра Мироныча.

Астафьев – звездопад. Анализ произведения «Звездопад» Астафьева

В данном произведении уделено немного внимания описаниям военных действий и событий, которые очень свойственны автору. Это роман о любовной истории простого солдата по имени Михаил и медсестры Лиды. События происходят во времена Великой Отечественной Войны.

Пока идет война, парень находится в госпитале, у него серьезное ранение, поэтому предстоит перенести сложную операцию. Только Миша приходит в себя после наркоза, его глаза встречаются со взглядом прекрасной молодой девушки – медсестры. Он влюбляется в нее.

Парень имеет очень хорошие вокальные способности, и дабы покорить сердце девушки, он соглашается петь для народа. И неожиданно Лида понимает, что этот парень ей становится небезразличен. После того, как парня отправили в палату для выздоравливающих, юноша и девушка отправляются на прогулку по Краснодару. Первые искренние влюбленные взгляды, первые нежные поцелуи под звездным небом, первая настоящая и чистая любовь. Несмотря на все это, в произведении имеется множество несчастных моментов – это смерть на фронте, потеря родных и близких людей, огромное горе и море пролитых слез.

В данном произведении очень мало отчаявшихся людей, никто не желает падать духом. Финал данной истории печален – неудавшееся счастье. Михаил уходит на фронт, Лида остается работать в госпитале. Повесть учит своего читателя тому, что, несмотря на отсутствие комфорта, множество военных действий, не стоит лишаться приятных моментов, стоит ухватывать любую возможность, чтобы стать счастливее.

Другие пересказы для читательского дневника

Краткое содержание Братья Львиное сердце Линдгрен

В Швеции в маленьком безымянном городке живут два брата – Юнатан и Карл. Их квартира, расположенная на третьем этаже старого дома, выглядит уныло и бедно. Карл и Юнатан очень сильно отличаются друг от друга.

Краткое содержание Крапивин Ковер самолет

Жизнь наша проходит очень важный этап – детство. Именно в этих летах мы чувствуем себя хорошо, необычайно легко, и кажется, нет никаких проблем. Именно потому, наше детство и юность должны быть самыми насыщенными и яркими я наших воспоминаниях

Краткое содержание Аверченко Виктор Поликарпович

Мир купечества в комедиях Островского

Купечество у Островского это целый мир, где царят собственные правила и обязанности, обычаи и уставы, нравственные и этические нормы морали. Творчество драматурга было полностью посвящено исследованию жизни купечества.

Это было новым для русской литературной среды, ведь раннее в драматургии, как и всех остальных жанрах, акцент делался в первую очередь на взаимоотношениях внутри дворянства или крестьянства.

Великий драматург поднимал в своих произведениях темы, касающиеся как общегосударственных острых социальных проблем, связанных с укреплением с и становлением купеческого класса, так вопросов, которые стояли перед отдельно взятой личностью. Мир купечества жестокий и принципиальный, здесь действуют свои законы, которые часто идут врознь с духовным мировоззрением человека.

Островский, благодаря своему социальному чутью, смог почувствовать новые перемены в жизни общества. Герои Онегина, Чацкого и Печорина уже теряли свою актуальность, ведь не соответствовали новой социальной среде. Островский создал своего героя, который является ярким представителем эпохи. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: