Автомобиль — краткое содержание для читательского дневника
Краткое содержание рассказа
Рассказ Николая Носова переносит нас в довоенную Москву (так как он написан 1939 году). Рассказчик (Коля) и его друг Мишка дворовые ребята которым очень хочется покататься на автомобиле, но их никто не катает. Во двор приезжает автомобиль, водитель уходит по своим делам. Мишка и Коля долго спорят о названиях различных деталей автомобиля и о его марке. Мишке приходит в голову идея покатятся на нем, усевшись на бампер. Мальчишки садятся на бампер и водитель, не замечая их, едет по городу. Ребятам становится очень страшно, и Мишка пытается спрыгнуть на ходу, но Коля удерживает его так как за их машиной едет другой автомобиль, который может сбить Мишку. Мишка расцарапывает себе живот и колени, рвет брюки. Прохожие подают значки водителю, и его останавливает милиционер. Пока милиционер и водитель выясняют ситуацию, Мишка и Коля убегают домой. Почувствовав вину и то, что водителя могут наказать, они пишут письмо в милицию и оправдывая в нем водителя.
Главная мысль
Рассказ содержит в себе основную мысль о том, что никогда не надо совершать необдуманных и опрометчивых поступков, не следует подставлять кого-либо и делать виноватого невиновным. Следует всегда отвечать за свои поступки и признавать свою вину.
Краткое содержание Носов Автомобиль
Мечтой нашего беззаботного детства было желание прокатиться на машине. Но, ни при каких условиях, водители не брали нас к себе в машину. И вот у нас во двор въехала грузовая машина. И мы начали спорить про марку автомобиля, называя капором – капот! Мишка уговорил меня сесть на бампер, обзывая меня трусом. Пришёл водитель, и машина рванула вперёд. Испуганный Мишка стал кричать, что сейчас соскочит. Но, я пытался его убедить! Так как он сильно покалечится! Нас заметили прохожие. Прозвучал звук сигнала милиционера. Автомобиль остановился. Мишка стоит столбом и не двигается. Он находился в шоке от страха. Все прохожие принялись ругать водителя, а он стоит ничего не понимает. А на нас никто не смотрит.
Мы бегом умчались по тротуару. Смотрю на друга, а у него все штаны в дырах. И раны на коленях. Мать ему ещё всыпала!
Стыдно нам стало. Мы подумали, а что с хозяином машины будет? Брюки починим, ноги заживут, а что с шофёром будет? И мы сочинили письмо о том, что шофёр не виноват. Так как он не видел, как мы с другом залезли. Указав адрес, запечатанное письмо опустили в почтовый ящик. Подумав, что должен почтальон донести.
Главная мысль данного произведения состоит в том, что наши не обдуманные действия могут привести к огромным, сложным проблемам общества. Из этой истории мы видим, что пострадал ни в чём не виноватый водитель. Ребята ещё легко отделались: синяками, ушибами и перенесённым страхом. Прежде чем что – то сделать, надо хорошо всё продумать. Нет ничего дороже, чем жизнь и здоровье человека. Мальчики могли остаться калеками на всю жизнь! Причём тут не сказано, что в наше время родителей вызывают в школу и проводят собрание для всех детей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Никитин «Хождение за три моря» — краткое содержание
— все произведения Страница: В 1458 г. предположительно купец Афанасий Никитин отправляется из родной Твери в Ширванскую землю (на территории теперешнего Азербайджана). У него с собой путевые грамоты от великого князя тверского Михаила Борисовича и от архиепископа Тверского Геннадия. С ним ещё купцы — всего идут на двух судах. Двигаются по Волге, мимо Клязьминского монастыря, проходят Углич и добираются до Костромы, находившейся во владениях Ивана III. Его наместник пропускает Афанасия далее.
Василий Панин, посол великого князя в Ширване, к которому Афанасий хотел присоединиться, уже прошел вниз по Волге. Никитин ждет две недели Хасан-бека — посла ширваншаха татарского. Едет он с кречетами «от великого князя Ивана, и кречетов у него было девяносто». Вместе с послом они двигаются дальше.
В пути Афанасий делает записи о своем хождении за три моря: «первое море Дербентское (Каспийское), дарья Хвалисская; второе море — Индийское, дарья Гундустанская; третье море Черное, дарья Стамбульская» (дарья no-перс. — море).
Казань прошли без препятствий. Орду, Услан, Сарай и Берензань прошли благополучно. Купцов предупреждают, что караван подстерегают татары. Хасан-бек дает подарки осведомителям, чтобы они провели их безопасным путем. Неверные подарки взяли, однако весть об их приближении подали. Татары настигли их в Богуне (на отмели в устье Волги). В перестрелке были убитые с обеих сторон. Меньшее судно, на котором была и поклажа Афанасия, разграблено. Большое судно дошло до моря и село на мель. И его тоже разграбили и четверых русских взяли в плен. Остальных отпустили «голыми головами в море». И они пошли, заплакав… Когда путники вышли на берег, и тут их взяли в плен.
В Дербенте Афанасий просит помощи у Василия Панина, который благополучно дошел до Каспия, и Хасан-бека, чтоб заступились за людей, захваченных в плен, и вернули товары. После долгих хлопот людей отпускают, а больше ничего не возвращают. Считалось, то, что пришло с моря, — собственность владельца побережья. И разошлись они кто куда.
Иные остались в Шемахе, другие пошли работать в Баку. Афанасий же самостоятельно идет в Дербент, затем в Баку, «где огонь горит неугасимый», из Баку за море — в Ченокур. Здесь он живет полгода, месяц в Сари, месяц в Амале, о Рее он говорит, что здесь убили потомков Мухаммеда, от проклятия которого семьдесят городов разрушились. В Кашане он живет месяц, месяц в Езде, где «домашний скот кормят финиками». Многие города он не называет, потому как «много ещё городов больших». Морем добирается до Ормуза на острове, где «море наступает на него всякий день по два раза» (впервые видит приливы и отливы), а солнечный жар может человека сжечь. Через месяц он, «после Пасхи в день Радуницы», направляется на таве (индийское судно без верхней палубы) «с конями за море Индийское». Доходят до Комбея, «где родится краска и лак» (основные продукты экспорта, кроме пряностей и тканей), а затем идут до Чаула.
О чем хотел сказать Твардовский
Дальнейший анализ «По праву памяти» Твардовского показывает: произведение построено в форме взволнованного монолога. В нем поэт обращается к своим современникам, в первую очередь к молодежи. И поэма представляет собой исповедь автора «о том, что душу жжет» — о попирании морально-нравственных законов, поругании достоинства личности. Поэт говорит о произволе 30-х годов, который превосходил все границы, который стоил миллионам людей жизней. Поэт пишет о поломанных жизнях своих близких – родителей, братьев и сестер – которые в это время были высланы на Северный Урал. Память в понимании Твардовского – это не просто воспоминания о событиях прошлого. Это невозможность забыть родных людей, боль его души, которая никогда не может быть изглажена в сердце.
Взглянешь на него – «сердце из камня превращается в мочалку»
Прошло около месяца. Как-то в бою Трофим все не мог заставить свою кобылу идти вперед. Она закусывала удила, вертелась на месте и все ждала резвящегося жеребенка. В какой-то момент озлобленный мужчина спрыгнул с лошади, вскинул винтовку и выпустил в бесновавшегося чертенка целую обойму. Однако они все пролетели мимо: то ли промахнулся, то ли рука дрогнула. «Дурашливо взбрыкнул ногами», сделал еще круг и остановился неподалеку – так непосредственно ведет себя в это время, как отмечает Шолохов, жеребенок.
Краткое содержание состоявшейся в ту же ночь беседы между Трофимом и командиром помогают передать фразы эскадронного: «Жеребца… сничтожь. Гляну на него, и … рубить не могу… Вид у него домашний.., а хвост, как у лисы… Замечательный..!»
Человек в футляре Чехова сюжет рассказ
Припозднившиеся охотники, ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель Буркин, останавливаются на ночлег в селе Мироносицком. Им не спится, и они обсуждают странную хозяйку дома Мавру, но которая боится выходить из дома. Буркин заметил, что таких людей много, которые, словно прячутся в свою скорлупу, и поведал историю из жизни своего сослуживца.
С ним служил в гимназии учитель древнегреческого языка Беликов, который боялся всего на свете. Несмотря на погоду, всегда одевался предусмотрительно: калоши, зонтик, пальто, темные очки. Уши затыкал ватой, и извозчика всегда заставлял поднимать верх. И даже все свои вещи прятал в чехольчики. Словом, пытался себя окружить некой оболочкой, чтобы защититься от внешнего мира. И преподавал он язык древний, и всегда хвалил прошлое. Даже мысли пробовал спрятать в футляр
Жил, следуя приказам и предписаниям, уделяя особое внимание запретам. А в любых позволениях для него было всегда что-то сомнительное
Если в городе затевали читальню или драматический кружок, предостерегал, не вышло бы чего. Любые нарушения правил тревожили его.
Всем своим нытьем и внешним видом давил на окружающих, и ему уступали, исключали по его науськиванию шумных гимназистов. Имел странную привычку поддерживать добрые отношения, ходил по квартирам просто посидеть и помолчать. И стали под его влиянием остальные, даже неглупые люди, бояться всего нового. Во всем у него были ограничения. И однажды Беликов чуть не женился. В гимназию приехал новый учитель Коваленко с сестрой Варенькой, миловидной и жизнерадостной хохотушкой. Она замечательно пела и буквально всех покорила, даже Беликова. Провинциальные дамы от скуки загорелись нелепой идеей поженить их. Все стали уверять Беликова в необходимости жениться, и он решился, тем более, что впервые женщина отнеслась к нему благосклонно. Стал ухаживать, но колебался, советовался, перестал спать. Хотел жениться, но боялся попасть в какой-нибудь переплет.
Брат Вареньки Беликова ненавидел, прозвал пауком и удивлялся, почему остальные его терпят. Но решил не вмешиваться. Кто-то нарисовал на влюбленного Беликова карикатуру, что произвело на него тягостное впечатление. И как-то он увидел Вареньку и ее брата на велосипедах, что совсем его обескуражило, ибо он считал такое поведение неприличным и несолидным. Он решил предостеречь Коваленко, чем вызвал у того негодование. Коваленко, обозвав Беликова фискалом, вытолкнул на лестницу, с которой тот, не удержавшись, скатился и стал посмешищем для увидевших этот казус дам. Не перенеся этого, Беликов заболел и умер. Хоронили его, испытывая странное чувство удовольствия, ожидая, что теперь жизнь в городе изменится. Гроб стал для Беликова последним, самым надежным футляром. А жизни остальных ничего не изменилось.
На Ивана Ивановича рассказ производит сильное впечатление, и он делает печальный вывод, что в нашей жизни так много всего ненужного, футлярного.
Человек, часто избегая реальной жизни, ищет для себя защиту от действительности, пряча свои мысли, желания, порывы. Такое существование становится футлярным и жизнь становится неприятной.
Кратко об истории создания «Белых ночей».
Федор Михайлович Достоевский написал «Белые ночи» в молодости. По духу произведения ощущается, что в период его создания автор сам еще был переполнен романтическими чувствами.
Повесть вышла в 1848 году и опубликована была в журнале «Отечественные записки». Затем Достоевский вновь вернулся к «Белым ночам» и отредактировал их. Это произошло уже в 1860 году, когда готовилось к выходу большое собрание сочинений писателя.
Современники видели в характере главного героя черты одного из светских людей. Близкие писателю люди отмечали частичную автобиографичность, утверждая, что Федор Михайлович описывал в повести молодого себя.
Автомобиль
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали.
Я говорю:
— Это “Волга”.
А Мишка:
— Нет, это “Москвич”.
— Много ты понимаешь! — говорю я.
— Конечно, “Москвич”, — говорит Мишка. — Посмотри, какой у него капор.
— Какой, — говорю, — капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины — капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:
— Ну, такое пузо, как у “Москвича”.
— Это у тебя, — говорю, — пузо, а у машины никакого пуза нет.
— Ты же сам сказал “пузо”.
— “Кузов” я сказал, а не “пузо”! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!
Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:
— А у “Волги” разве есть буфер? Это у “Москвича” — буфер.
Я говорю:
— Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой-то. Буфер — это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у “Москвича” и у “Волги”.
Мишка потрогал бампер руками и говорит:
— На этот бампер можно сесть и поехать.
— Не надо, — говорю я ему.
А он:
— Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем. Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:
— Садись скорей! Садись скорей! Я говорю:
— Не надо!
А Мишка:
— Иди скорей! Эх ты, трусишка! Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится!
Мишка испугался и говорит:
— Я спрыгну! Я спрыгну!
— Не надо, — говорю, — расшибёшься! А он твердит:
— Я спрыгну! Я спрыгну!
И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:
— Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит! Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх.
Автомобиль остановился, а я всё тащу. Мишка, наконец, снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:
— Держись, дурак, крепче!
Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.
— Слезай, — говорю Мишке.
А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез — все на него набросились:
— Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Я шепчу Мишке:
— Пойдём!
Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!
Потом Мишка говорит:
— Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?
Я говорю:
— Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.
— А мы милиционеру письмо напишем, — говорит Мишка.
Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец, написали:
“Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно”.
На конверте написали:
“Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру”.
Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдёт.
Замазка читать
Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Костя и Шурик стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушел, они отковыряли от окон замазку и стали лепить из нее зверей. Только звери у них не получились. Тогда Костя слепил змею и говорит Шурику:
— Посмотри, что у меня получилось.
Шурик посмотрел и говорит:
— Ливерная колбаса.
Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Потом они пошли в кино. Шурик все беспокоился и спрашивал:
— Где замазка?
А Костя отвечал:
— Вот она, в кармане. Не съем я ее!
В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил замазку. Вдруг пришел незнакомый гражданин и сел на замазку.
Костя говорит:
— Это место занято, здесь Шурик сидит.
— Какой такой Шурик? Здесь я сижу, — сказал гражданин.
Тут прибежал Шурик и сел рядом, с другой стороны.
— Где замазка? — спрашивает.
— Тише! — прошептал Костя и покосился на гражданина.
— Кто это? — спрашивает Шурик.
— Не знаю.
— Чего ж ты его боишься?
— Он на замазке сидит.
— Зачем же ты отдал ему?
— Я не давал, а он сел.
— Так забери!
Тут погас свет и началось кино.
— Дяденька, — сказал Костя, — отдайте замазку.
— Какую замазку?
— Которую мы из окна выковыряли.
— Из окна выковыряли?
— Ну да. Отдайте, дядя!
— Да я ведь не брал у вас!
— Мы знаем, что не брали. Вы сидите на ней.
— Сижу?!
— Ну да.
Гражданин подскочил на стуле.
— Чего ж ты раньше молчал, негодный?
— Так я ведь говорил вам, что место занято.
— Когда же ты говорил? Когда я сел уже!
— Откуда же я знал, что вы сядете?
Гражданин встал и принялся шарить на стуле.
— Ну, где же ваша замазка, злодеи? — проворчал он.
— Постойте, вот она! — сказал Костя.
— Где?
— Вот, на стуле размазалась. Мы сейчас счистим.
— Счищайте скорей, негодные! — кипятился гражданин.
— Садитесь! — кричали на них сзади.
— Не могу, — оправдывался гражданин. — У меня тут замазка.
Наконец ребята соскоблили замазку.
— Ну, теперь хорошо, — сказали они. — Садитесь.
Гражданин сел.
Стало тихо.
Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика:
— Ты уже съел свой пряник?
— Нет еще. А ты?
— Я тоже нет. Давай есть.
— Давай.
Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел:
— Послушай, у тебя пряник вкусный?
— Угу.
— А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.
— А замазка где?
— Замазка вот, в кармане… Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная!
Костя со злости швырнул замазку на пол.
— Зачем же ты ее бросил? — спросил Шурик.
— А на что мне она?
— Тебе не нужна, а мне нужна, — проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. — Где же она? — сердился он. — Вот ищи теперь.
— Сейчас я найду, — сказал Костя и тоже исчез под стулом.
— Ай! — послышалось вдруг откуда-то снизу. — Дядя, пустите!
— Кто это там?
— Это я.
— Кто — я?
— Я, Костя. Пустите меня!
— Да я ведь не держу тебя.
— Вы мне на руку наступили!
— Чего ж ты полез под стул?
— Я замазку ищу.
Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу.
— Кто это? — испугался он.
— Это я, Шурик.
— А это я, Костя.
— Нашел?
— Ничего не нашел.
— И я не нашел.
— Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают — собака.
Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места.
Перед ними на экране мелькнула надпись: «Конец».
Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу.
— Что это за кино мы смотрели? — говорит Костя. — Я что-то ничего не разобрал.
— А я, думаешь, разобрал? — ответил Шурик. — Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!
Значение путешествия Афанасия Никитина
Так завершилось «хождение за три моря» Афанасия Никитина – первого русского путешественника. Путевые записи, переданные великому князю, оценили очень высоко, так как до Никитина ни один европеец не бывал в Индии. Тетрадь с наблюдениями путешественника была включена в исторические летописи страны. В течение следующих столетий записи Никитина переписывались и дополнялись не один раз.
Научный подвиг этого исследования нельзя переоценить. Этот труд считается первым описанием неизвестных стран. В нем находятся наблюдения о политическом, экономическом и культурном устройстве «заморских» стран, в том числе Индии.
Коммерческая поездка на деле оказалась великим исследованием. Экономически, путешествие в Индию оказалось убыточным, ведь пригодного для русского человека товара не оказалось, а самоцветы и драгоценности облагались огромной пошлиной.
Самый важный итог путешествия – Афанасий Никитин стал первым русским путешественником, побывавшим в средневековой Индии, и давший правдивое представление о ней. Только через тридцать лет в Индию попадут португальские колонизаторы.
Сейчас читают
Петр Андреевич Гринев провел свои детство и юность в поместье родителей в Симбирской губернии. По достижении им 17 лет, его отец — отставной офицер отправляет его на военную службу. И хотя Петр еще до своего рождения был приписан к Семеновскому полку
События поэмы, посвященные 1919 году, разворачиваются на просторах Урала. Центральный персонаж произведения Есенина – это Номах, представляющий собой бандита. По сути своей он бунтарь, романтик
В этой известной пьесе Мольера главный герой – хитрый слуга. Ему доверили заботиться о Леандре – молодом сыне богатого господина, а его приятелю Сильвестру – об Октаве. Слуги не видели ничего плохого в том, чтобы и самим отдохнуть, и юношам не мешать
Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей. Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев.
Мария Стюарт является дочерью короля Шотландии. События разворачиваются в середине XVI века. Именно в период раздробленности страны на многочисленные, ведущие междоусобицы, кланы суждено появиться на свет ребенку.
Источник
Об авторе
С 1985 года он состоит в Союзе писателей РСФСР. А в 1994 году его принимают в Союз писателей России.
Борис Петрович до сих пор, живет там же, где провел свои школьные годы, в Калаче – на – Дону. Он и сейчас пишет свои романы и пьесы.
Главным героем произведения является мужчина по имени Григорий. Он работает сварщиком-монтажником. Также он имеет семью в лице двух детей и жены. Вот уже пятую весну Григорий берет отпуск в количестве десяти дней и едет на реку Дон на рыбалку.
Начальники на работе и члены семьи относятся к хобби мужчины, которому уже сорок лет, лояльно, с пониманием. Когда он возвращался, то кроме того, что выглядел счастливым, полным сил для работы. Кроме того, он привозил много разной рыбы. Соседей лишь брала зависть, когда они смотрели на его балкон, увешанный качественным уловом. Жена главного героя не имела ничего против данных поездок, так как она знала, что у Григория было несчастливое военное детство без родителей. В этом он, вероятно, находил радость, покой и утешение.
Населенный пункт, в который прибыл главный герой, был серым и невзрачным селом. До дома надо было пройти немного пути. Хозяйкой дома, встретившей Григория была восьмидесятилетняя баба Варя. Они обнялись и сели. Потом поговорили о существовании, и герой зашел в огород. Тут его сразу заметили местные, которые начали расспрашивать о бытии.
Шесть лет назад Григорий приехал по рабочим делам в это село. Тут и познакомился со старушкой. У Вари не было тех, кто мог бы ей помочь с огородом. Когда герой увидел обессилившую старушку, то предложил ей было помочь. С тех пор он всегда приезжал к ней на несколько дней, чтобы выполнить тяжелую работу. Вечерами они сидели и разговаривали о жизни. Григорий подумывал было уже взять с собой ребенка, чтобы тот знал, что надо помогать старшим, которые крепко в этом нуждаются. Пока старушка будет жива, то он будет приезжать сюда, чтобы помогать ей.
После возвращения домой главный герой делился впечатлениями от рыбалки, вида Дон, но истины не знала даже его супруга.
Данное замечательное произведение авторства Екимова учит, что необходимо делать добрые дела, помогать тем, кому это нужно и не хвалиться об этом каждому.
Общечеловеческое значение произведения
Анализ рассказа Шолохова «Жеребенок» подводит к чрезвычайно важным выводам. Это произведение с теплым названием показывает, как в условиях войны человек забывает о важных нравственных заповедях. Его душа грубеет, а сердце становится каменным. И вдруг в такой момент появляется крохотное, беззащитное существо, которое пробуждает мысли о доме, о добре, о любви, о радости мирной, спокойной жизни. Так произошло и с Трофимом, и с эскадронным командиром, и с белогвардейским офицером, которые пусть недолго, но все же сопротивляются злу, с которым столкнулись на войне.
Однако одиночный выстрел в финале символичен. Он лишил будущего того, кто только что подарил его другому. Это доказывает, что подобное примирение мнимо, поскольку ни одна из враждующих сторон никогда не согласится сделать первый шаг к прекращению бойни. И смерть Трофима – это часть общечеловеческой трагедии: вернуться к христианским заповедям намного сложнее, чем забыть их.
Жеребёнок
Рыжая кобылица солдата Трофима ожеребилась днём, под обстрелом.
Трофим — рядовой солдат конной части Красной Армии, рыжеватый, небритый и усталый мужчина средних лет, в котором гражданская война не успела убить человека
Разглядывая крошечного жеребёнка на тонких пушистых ножках, Трофим раздумывал, что же с ним делать. Для конной части Красной Армии жеребёнок — обуза.
Продолжение после рекламы:
Вечером Трофим рассказал о случившемся эскадронному, и тот приказал жеребёнка пристрелить.
Эскадронный — командир конной части, имя которого в рассказе не упоминается, бывший мастер-ремесленник, жёсткий, но жеребёнка пожалел
Во время гражданской войны всем коневодам было приказано содержать кобыл и жеребцов отдельно, а Трофим не досмотрел и допустил «подобное распутство». Это же позор на всю Красную Армию.
Утром Трофим отправился выполнять приказ. Проходя мимо эскадронного, он заметил, что тот мастерит половник для вареников — хозяйка, у которой остановились на постой, попросила. Когда-то эскадронный был мастером, а теперь пальцы забыли родное дело, привыкли «к бодрящему холодку револьверной рукоятки».
Трофим подошёл к кобылице с жеребёнком, но винтовка не выстрелила. Оказалось, он забыл её зарядить. Эскадронный посмотрел на сплетённый из хвороста половник, от которого пахло землёй и трудом, и разрешил оставить жеребёнка.
Месяц спустя конная часть вступила в бой с казачьей сотней. Когда пошли в атаку, Трофим безнадёжно отстал — кобылица стояла и ждала, пока её догонит жеребёнок. Солдат разозлился, сгоряча хотел пристрелить обузу, выпустил в жеребёнка целую обойму патронов, но ни разу не попал — видно, рука дрогнула.
После боя солдаты заночевали в степи. На рассвете к Трофиму подошёл эскадронный и попросил уничтожить жеребёнка. Вид у него уж очень мирный, домашний, и из-за этого у эскадронного во время боя руки дрожали и врагов рубить он не мог. Трофим промолчал, накрылся шинелью и мгновенно уснул.
Через Дон конная часть переправлялась в неудобном месте с очень сильным течением, потому что более удобная переправа была занята белыми. Сначала на плоскодонной лодке переправили повозку для пулемёта с прислугой и лошадьми. На середине реки одна из лошадей испугалась, начала бить копытами, чуть не разрушила лодку, и её без жалости пристрелили.
Брифли существует благодаря рекламе:
Потом через реку начала переправляться остальная конная часть, солдаты плыли рядом с лошадьми. Жеребёнок сильно отставал, и Трофимова кобылица плыла позади всех. Вдруг жеребёнок попал в сильный водоворот. Трофим услышал его жалобное, как плач ребёнка, ржание и бросился на помощь. В этот момент на правом берегу появились белые и начали обстреливать эскадрон из пулемёта.
Трофиму удалось доплыть до жеребёнка, вытащить его из водоворота и добраться с ним до левого берега. Отдышавшись, солдат поднялся на ноги, и тут командир белых выстрелил ему в спину с правого берега. Трофим упал на песок рядом с жеребёнком, и его «жёсткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».
Одинокие мечтатели
Людям в разные эпохи было интересно читать «Белые ночи». Анализ произведения приводит к интересным выводам. Главная мысль очень проста и она содержится в небольшом отрывке: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» Нет здесь наполеоновских планов о самоутверждении, как у Раскольникова. Не мечтает герой о богатстве. Все, чего он хочет — обрести возлюбленную и быть ей полезным. Но помимо любовной, в произведении затрагивается и другая важная тема — одиночество:
- Изолированность от окружающих заставляют главных персонажей страдать. Именно это объединяет незнакомцев и позволяет им так быстро обрести взаимопонимание.
- Герои по-разному воспринимают свое одиночество. Если девушка старается всеми силами от него избавиться, то заключение Мечтателя в мире своих грез совершенно добровольно.
Это самое поэтичное произведение в творческом наследии писателя, больше известного своим драматизмом и даже трагичностью.
Повесть не потеряла своей актуальности и в наше время ставится на театральных подмостках, выходят экранизации (последняя создана в 2017 году). Скачать текст книги можно на литературных сайтах в разных форматах. Электронная версия в формате doc занимает всего 28 страниц, но в других может быть меньше или больше. Это зависит от используемого размера шрифта и параметров страницы.
Сюжетная линия
Все начинается с того как два лучших друга Мишутка и Стасик рассказывают истории о себе и о других людях. При каждой встречи они постоянно соревновались, у кого из них будет самая захватывающая небылица.
Во время очередной беседы дети считают себя большими и сильными. В своих фантазиях им по сто лет и только со временем они вновь становятся маленькими. Как-то Мишутка придумал историю о том, что на него якобы напала акула и откусила ему голову, теперь он ждет, пока отрастет новая. Его другу понравилась такая затея, и он ответил, что его сначала съел крокодил, а потом выплюнул.
Миша не останавливался и придумал новую историю о том, как однажды раздавил ногой автобус, посмеявшись, мальчик, признался, что он был игрушечным. Стасик не хотел отставать и похвалился тем, как летал на Луну. Но к сожалению, там он ничего не увидел, так как это путешествие было во сне.
Появление Игоря
В один из обычных дней, когда мальчики весело беседовали во дворе, к ним присоединился сосед Игорь. Он внимательно слушал их небылицы и в конце сказал, что они неинтересны, а вот его история правдивая и более захватывающая. Однажды Игорь и его сестренка Ира остались дома одни. Когда девочка спала, брат залез в шкаф и съел там половину банки варенья. Он знал, что мама будет его ругать и поэтому решил обмазать губы сестры вареньем. По возвращении домой мама отругала девочку, а Игорю разрешила доесть оставшееся варенье.
Добрый поступок
Соседский мальчик откровенно хвастался тем, что обманул родителей, подставил сестренку и еще награду за это получил. Стасику и Мишутке показалось это подлостью, они рассердились и ушли. По пути домой они зашли в магазин и купили одно мороженое на двоих. Зайдя в подъезд, мальчики увидели Иришу. Она стояла и плакала, ей было обидно, что брат так поступил с ней. Друзья решили поддержать девочку, и каждый предложил ей съесть его порцию мороженого. Ирочка была доброй и отзывчивой девочкой и поэтому предложила поделить десерт на три равные части.
После прочтения становится ясно, кто написал «Фантазеров». Только Николай Носов может так умело описать ситуацию, в которой сразу понятен главный замысел и основная мысль.