Анализ «кому на руси жить хорошо» некрасов

Кому на руси жить хорошо авторская позиция кратко

Урок “Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” в 10 классе

Предварительный просмотр:

Тема Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Образовательная: проверить степень понимания поэмы.

Развивающая: продолжение обучения навыкам написания классного сочинения.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства.

I.Выбор и бсуждение темы

  1. « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  2. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  3. О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
  4. Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
  1. Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

II.Составление плана сочинения

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

  1. Н.А. Некрсов – певец народа.
  2. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).

б) Народное понятие счастья:

– счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;

– Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;

– сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;

– Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.

в) Две возможные дороги к счастью:

– дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;

– другая – тесная, дорога «честная» – это путь славного заступника, борца за народное счастье.

3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

Произведения Некрасова – это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.

До некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою. Горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».

  1. Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А. Некрасова // Русская литература. Л.,
  2. 1981. № 2. С. 89 – 90.
  3. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никоднма Свягогорца. М., 1998. С. 24-25.
  4. Дунаев М.М. Указ. соч. Ч. Ш. С. 184-185.
  5. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Изд. 2-е. Л, 1983. С. 257.
  6. Викторович В. Некрасов, прочитанный Достоевским// Карабиха. Вып.2. Ярославль.
  7. Гин М.М. Спор о великом грешнике// Русский фольклор. Материалы и исследования.
  8. Т. 7. М.-Л., 1962. С. 87.
  9. Нольман М.Л. Легенда и жизнь в некрасовском сказе “О двух великих
  10. грешниках”//Русская литература, 1971. № 2. С. 138.
  11. Карело-Мурманский край, 1928. № 2. С. 30-32.
  12. Пруцков Н.И. Русская литература Х1Х века и революционная Россия. М., 1979. С. 79.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ.

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся.

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений. В условиях современной жизн.

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача – показать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” – оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он.

В презентации представлен материал о значении слова “счастье”.

Урок-лекция “История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э.

Популярные сегодня темы

Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой

Так называемый «Петербургский период» длился три года. Юный Александр как раз закончил обучение и мечтал о службе в армии, но ему пришлось взять на себя другую службу

Герасим – главный герой рассказа Тургенева «Муму», – высокий, хорошо сложенный крепостной крестьянин, влюбляется в хрупкую прачку Татьяну.

Известные советские писатели, работавшие в жанре фантастики, Аркадий и Борис Стругацкие написали прекрасное произведение, которое носит название «Понедельник начинается в субботу».

Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

Главные персонажи

Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы — весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены — это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года. Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами. Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:

«Народ освобождён, Но счастлив ли народ?»

Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя. После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода». Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» — пишет автор.

Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни. Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко — становятся правдоискателями, мира счастливого человека. Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.

Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться. Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем. Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.

Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» — заявляет Матрена.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его. Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.

Главные герои

С помощью главных героев упорядочивается вся поэма. Семь мужиков не обладают какой-либо индивидуальностью, характером — они едины и являют собой народное сознание, их диалог — речь общества, которая берет начало из устного народного творчества.

В образах семи странников предстают бывшие крепостные крестьяне из смежных деревень — Неурожайки, Гореловой, Нееловой, Знобищиной, Дырявиной, Разутовой, Заплатовой. Каждый из них дает свое понимание, кому лучше всего живется на Руси:

  • министру государеву;
  • царю;
  • вельможному боярину;
  • купцу;
  • попу;
  • чиновнику.

Каждый из них изображен крайне упорным в своих суждениях, никто не желает уступить. Но их всех объединяет одно: они сильны, отважны и желают найти истину. Их темпераменты отличаются пылкостью и отходчивостью. Они добры и отзывчивы, что делает их желанными собеседниками даже при кажущейся дотошности.

Их отличает суровый нрав, но ведь и жизнь их тяжела: раньше крепостные люди были вынуждены гнуть спины на барина, а после отмены крепостного права они не нашли себе места. Потому-то они и вынуждены ходить по родной земле и искать истину и справедливость.

Гриша Добронравов являлся семинаристом, сыном дьячка. Это довольно мечтательная натура, он сочиняет песни и приносит радость людям. В своих песнях он говорит, какой будет судьба России, и отмечает ее могучую силу, которая непременно победит всю несправедливость.

В его характере присутствуют черты идеалиста, он тверд и уверен в своем желании искать истину до конца. Мужчина ощущает, что его призвание — быть вождем и певцом России. Его делает счастливым тот факт, что он может принести себя в жертву во благо родины.

Еще одной главной героиней является Матрена Тимофеевна Корчагина, крестьянка. Соседи считают, что она счастливица, ведь она смогла у жены военачальника попросить оставить своего мужа дома (а ему уже грозила рекрутская служба на 25 лет, а кроме него кормить семью было некому). Но не такой счастливой была ее жизнь — в ней были и горе, и унижения, потеря единственного ребенка, гнев свекрови, труд до потери сил.

У мужа Матрены есть дедушка — Савелий Корчагин, который является настоящим русским богатырем. Однажды он покончил с немцем-управляющим, который измывался над крестьянами, доверенными ему. За это Савелию пришлось пройти десятилетия каторги. По возвращении его тело было растоптано, но воля осталась сильна, он все так же боролся за справедливость.

Ермил Гринин, бурмистр на земельном владении князя Юрлова, является человеком исключительно честным. Чтобы выкупить мельницу, он выходит на площадь и просит помочь ему деньгами. Позже он возвращает взятое в долг, за что Гринина начинают уважать и почитать.

Пессимизм поэмы — кому же все-таки жить хорошо?

Некрасов очень сочувствует крестьянам, но творчество его глубоко пессимистично. Очевидно, замысел этой поэмы состоит в том, чтобы показать: в России не счастлив никто — священники берут деньги, помещики жалуются на обнищание деревни, солдаты вынуждены тяжело служить, а крестьянам приходится самим обеспечивать себе кусок хлеба.

Есть в поэме глава «Счастливые», в которой временнообязанные странники обещают напоить водкой любого человека, который докажет, что счастлив. Однако никто не может этого сделать, т.к. на Руси нет счастливых людей. Единственная их радость в жизни — это та самая рюмка водки, без которой было бы совсем уж грустно.

Единственный счастливый человек во всей поэме — это Гриша Добросклонов, который выбирает для себя дорогу борьбы. Однако у Руси есть надежда на лучшее будущее, которая связана с крестьянами. Они не умеют быть свободными, и Некрасов выделяет три типа крестьян: те, что гордятся своим рабством; осознающие рабство, но не могущие противостоять; борющиеся с несправедливостью.

Второстепенные персонажи

Помещики в произведении изображены объективно, а некоторые даже с положительной стороны. В образе народной благодетельницы предстала жена губернатора Елена Александровна (оказала помощь Матрене). Не без сострадания пишет автор о Гавриле Оболт-Оболдуеве. У него было неплохое отношение к крестьянам — он даже праздники им делал. Когда крепостное право было отменено, то у него словно почва ушла из-под ног — уж очень он привязан к старым порядкам.

Образ Якова является собирательной фигурой всего крестьянского народа. Он — полная противоположность Савелия и вобрал в себя всю несправедливость, бесправие и невежество угнетаемого сословия. Барин бил его и посылал на смерть. Яков был покорен и выполнял все, что было велено, но сумел отомстить: повесился в лесу перед барином-калекой, который без Якова не смог вернуться домой.

Герой Иона Ляпушкин — божий странник. Он рассказал мужикам, как живут некоторые люди на Руси, об атамане Кудеяре, как прозрел и для прощения грехов решил совершить убийство во благо. Рассказал, что Глеб-староста — очень хитрый, ведь он не послушался веления покойного барина и не дал свободу крестьянам.

Поп в поэме от лица духовного сословия рассказывает о непростой жизни священнослужителей. Они вынуждены видеть чье-то горе и нищету, что лежит тяжелым грузом на сердце.

Поэма демонстрирует, что далеко не каждый на Руси способен отказаться от критики и попытаться сделать вклад в развитие родины. Вот почему многие считают себя несчастными, а свою жизнь — бесцельной.

Анализ произведения 3

Произведение занимает ключевое место в творчестве Некрасова. В ней поэт размышляет над проблемой народного счастья.

Действие поэмы происходит после отмены крепостной зависимости. Автор с помощью множества примеров показывает, что освобождение от непосредственной власти помещиков не решило всех проблем. Народ остался беден, невежественен, среди его представителей процветает пьянство и жестокость.

Главным героем произведения является народ, как таковой. Недаром образы семь мужичков, которые пошли искать обладателя счастья, того, кто на самом деле живет хорошо, изображены очень схематично. На это жэе указывает тот факт, что они действуют всегда вместе и их сравнительно большое число.

Некрасов разворачивает перед читателем разнообразные картины народной жизни, сложившиеся после крестьянской реформы. Странники – искатели счастливого человека, встречаются с представителями разных сословий, обладателями разного имущественного достатка, наделенных  несхожими чертами характера. Истории, которые рассказаны мужичкам, показывают, что Жизнь устроена после реформы далеко не совершенно. Конечно, автор не  желает возвращения к старому, цель его поэмы – побудить незамедлительно продолжить двигаться вперед.

Переустроить жизнь, по его мнению, могут выходцы из простонародья, которые, однако, получили образование и могут в своих размышлениях подняться выше своих собственных интересов и потребностей и посвятить всего себя служению общему благу. Таков Гриша Добросклонов, появляющийся ближе к концу произведения. Введя образ революционера из низов, Некрасов показал, что он не видит возможности дальнейших существенных улучшений жизни большинства путем проведения реформ сверху.

Поэма насыщена фольклорными мотивами. Само изложение несколько стилизовано под сказку. Одно количество мужичков-странников – семь, является числом, постоянно используемым в народном творчестве. Использование фольклорных мотивов помогает автору погрузить читателя в гущу народной жизни. Вызываемые ассоциации со слышанными каждым в детстве русским народными сказками, тянут за собой и воспоминания, связанные с общением с простыми крестьянами. Кроме того, стилизованность напоминает, что Некрасов сознательно представляет читателям обобщенные образы.

Поэму можно назвать эпопеей, рисующей перед читателем картины из жизни простого народа. При этом автор показывает какими он видит строителей новой жизни.

Главные герои и их характеристика

Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.

Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой тип героя характеристика
матрёна тимофеевна корчагина женские образы бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня.
семь мужиков правдоискатели группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы.
ермил гирин народный заступник крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике.
григорий добросклонов народный заступник сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее…
кудеяр грешник персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины.
савелий народный заступник крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа.
веретенников народный заступник путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам.
гавриил оболт-оболдуев угнетатель шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии.
яков холоп верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: