Главные герои и их характеристика
Иван Терешко — 25-летний белорусский парень, простой крестьянин, закаленный трудом и жизнью в деревне. При всей своей застенчивости и скромности он привык оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Попав на фронт, он ничем не выделялся среди остальных пехотинцев. В бою Иван проявляет благородство и самоотверженность, за что получает три медали «За отвагу» и, будучи тяжело раненым, попадет в плен вражеской армии.
Джулия Новелли — итальянская девушка, сбежавшая из своей страны, чтобы встретиться в возлюбленным. На полпути к цели она попадает в плен и оказывается в одном концлагере с Иваном. Она необычайно красива: густые черные волосы, выразительные глаза и звонкий смех делают ее образ изящным и хрупким, очаровывая Ивана, который зарекся кого-либо снова полюбить.
Вариант 2
Хоть произведения Быкова зачастую содержат весьма непростой сюжет, сложные для восприятия простому человеку, чем разум не был, затронут второй мировой войной, и необычными персонажами, но в произведении “Альпийская баллада” всё немного попроще, и немного поинтереснее. По началу “Альпийская баллада” предстаёт перед нами, как и любое другое произведение Быкова – неприветливое, угрюмое место, где нет места ни радости, ни любви, но, однако, после всего этого, происходит раскрытие любовной линии, происходит самоотверженный поступок в произведении, и также происходит слияние двух душ в эпизодическом повествовании.
В произведении автор повествует о человеке, который бежит из концлагеря времён второй мировой войны. В одних лишь лохмотьях и с пистолетом он убегает в даль, не позволяя никому себя догонять. По праву, данному персонажа можно назвать весьма и весьма храбрым и сильным по отношению к своему противнику, персонажем. Далее по прошествии некоторого количества времени, он находит себе спутницу, с которой впоследствии переживает нападение собак, и решает дальше идти с ней. Два молодых сердца всё лучше и лучше узнают друг друга, и главный герой произведения, в прошлом непробиваемый молодой человек, который отрицает само существования такого понятия как любовь внезапно для себя влюбляется в свою спутницу. Окрылённый этими нахлынувшими на него чувствами он совершает самоотверженный поступок, жертвует собой и на этом произведение заканчивается.
В произведении автор подчеркивает несколько идей, от которых отталкивается повествование произведения, и его основная проблематика. Основной идеей можно назвать проблему человеческого безразличия и эгоизма, который, впоследствии можно излечить совместной работой и усилиями. Эгоизм в произведении представлен именно как болезнь, которую необходимо излечить, и которой соответственно болеет главный герой. До встречи со своей спутницей он думал только о том, как спасти собственную жизнь, не задумываясь об окружающих людях и пуская всё на самотёк. Он был весьма и весьма эгоистичен и жесток, однако в конце произведения его сердце смягчается, и он жертвует собой, что является его своеобразным избавлением от его болезни.
Ещё одной не менее важной темой, в размышлениях, представленных в произведении является тема любви, недооценённых отношений, и тёплых чувств между мужчиной и женщиной. Спутница главного героя рассказывает ему о том, что бежала из своей родной страны, дабы встретиться со своим любимым, но попала в плен, а главный герой же в свою очередь насмехается над ней, говоря о ненужности чувств, и любви в частности
Однако далее в процессе повествования произведения нас знакомят с иной стороной души главного героя. Оказывается, что и он однажды любил, но его любовь предали, оставив его с разбитым сердцем, отчего он решил больше никогда ни в кого не влюбляться и отрицать само существование любви.
Мнение о книге Быков В. В. Альпийская баллада
Главный герой, Дмитрий, начинает свое путешествие в Альпах, полный энтузиазма и желания завоевать вершины. Однако, по мере продвижения по маршруту, он сталкивается с непредвиденными преградами и опасностями. Эти испытания выявляют его настоящий характер и пробуждают в нем неизвестные силы. В каждой главе книги автор ловко передает нарастающую напряженность и драматизм происходящего.
Особенно впечатляют описания горных пейзажей, которые автор рисует словами. Я почувствовал себя частью природы, каждый шаг и каждый взлет с героем. Кажется, что ты сам пробираешься через снежные заносы и скалистые склоны, поднимаешься на гребень вершины и ощущаешь мощь горного воздуха.
Важной особенностью книги является ее глубокий психологизм
Автор уделяет внимание внутренним переживаниям и противоречиям главного героя, его борьбе с самим собой и со своими страхами. Через постоянные размышления и монологи героя, мы погружаемся в его мир и понимаем, что на самом деле сильнее — сила мышц или сила воли
Оценивая книгу Виктора Владимировича Быкова, я могу сказать, что она является великолепным произведением, которое заставляет задуматься о наших возможностях и о том, насколько сильны мы внутри. «Альпийская баллада» — это не просто произведение о горах и альпинизме, это книга о смелости, решительности и самопознании.
Отзыв
Достойное место в литературном наследии Василя Быкова занимает повесть «Альпийская баллада», написанная в 1963 году. Об этой повести я и хочу рассказать. Само название этой повести свидетельствует о ее необычности. Ведь «баллада — это стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему». (С. И. Ожегов «Словарь русского языка).И, действительно, удивительной поэзией дышат страницы этой повести — легенды. Ее героями являются русский солдат Иван Терешка и итальянская девушка Джулия. Они встречались во время побега из фашистского плена в далекой Австрии. Иван был родом из Белоруссии. Раненый в бою, он был взят в плен немцами. В плену он трижды совершал побег, но каждый раз его ловили и возвращали опять в лагерь. И вот Иван бежит в четвертый раз уже в конце войны.Меня поразил сам способ освобождения из плена отчаявшихся людей. Один из пленный жертвует своей жизнью, чтобы остальные спаслись. Он ударяет кувалдой по взрывателю бомбы, погибает сам, но открывает дорогу спасения своим товарищам. Я сначала с трудом в это поверил. Передачи по телевизору о бесконечных разборках мафии, о наркоманах, беспричинных убийствах и убийствах по заказу уже меня не удивляют, а вот герои Быкова удивили. Я задал себе вопрос: «Смог бы я вести себя, как Иван? » И, если честно, то не знаю. Но я понял одно, что Иван жил в какое-то другое время, когда люди были лучше и чище душой. Иван простой парень. Но он очень добрый и надежный. Он не может обидеть слабого. Иван делится хлебом с сумасшедшим, помогает Джулии одолеть изнуряющий подъем в горы. Когда Джулия совсем обессилела и не смогла идти дальше, Иван на своей спине вынес ее на альпийские луга с цветущими алыми маками и высоким голубым небом. Один бы Иван двигался, конечно, быстрее, но он не мог бросить Джулию. Взаимно помогая друг другу, они были почти у цели. Любовь к ним приходит неожиданно, очень красивая, большая и настоящая. Иван и Джулия плохо понимали язык друг друга, но они понимали и любили друг друга сердцем. Наверное, они были бы счастливы и прожили долгую, долгую жизнь, ведь они были так молоды, если бы их не настигли фашисты. Иван погибает в неравном бою с немцами и немецкими овчарками, натренированными на убийство людей, но перед смертью он спасает любимую. Иван задерживает немцев, отвлекая их от Джулии на себя. Так гибнет этот прекрасный человек. Читать об этом грустно, но понимаешь, что по-другому Иван просто поступить не мог. Джулия оказалась достойной Ивана. Она продолжала любить его долгие годы. Джулия родила и воспитала их сына Джованни, который выучил русский язык в совершенстве и знал много о Белоруссии. Через восемнадцать лет письмо Джулии, наконец-то, разыскало родственников Ивана, и они узнали о его подвиге. Заканчивалось письмо Джулии словами: «С благодарностью ко всем — родившим, воспитавшим и знавшим Человека, истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству. Не забывайте Его! » И еще: «Спасибо провидению, спасибо всем испытаниям, выпавшим на мою долю, спасибо случаю, сведшему меня с Ним». Я прочитал повесть на одном дыхании. Она взволновала меня, и за это я благодарен ее автору — Василю Быкову.
Анализ 3
Повесть»Живи и помни» написана в 1974 году советским писателем В.Г.Распутиным. Хотя в произведении автор затрагивает разные темы и проблемы, ведущей остается — война.
Не баталии и сражения рисует писатель. Валентин Георгиевич стремился показать, как страшные события калечат судьбы и души ни в чем не повинных людей.
Жизнь в Атамановке- сибирской деревне- идет размеренно, своим чередом. Сельчане занимаются домашним хозяйством: ухаживают за скотиной, заготавливают сено, сажают в огородах картошку. Живут тяжело, но дружно. Веселятся на праздниках, плачут на похоронах. Вот и на войну своих мужей, сыновей , братьев отправляют сообща.
Андрей Гуськов ушел на фронт сразу, как только был призван. Четыре года воевал как все: вперед не высовывался, но и за спины товарищей не прятался. Среди разведчиков считался надежным товарищем. Дома остались престарелые родители и жена Настена.
В свободное от боевых действий время Андрей все чаще задумывался о своей довоенной жизни. Невольно упрекал себя в том, что мало уделял внимания жене. Незаслуженно обижал Настену, обвиняя в бездетности. Сейчас, находясь вдали от дома, он мысленно стремился туда. Вернуться, чтобы поцеловать любимую и попросить прощение за все причиненные обиды.
Судьба распорядилась так, что Андрею суждено было возвратиться в родные места. Но не как герою, а как дезертиру.
Герой, возможно, никогда не совершил бы данное преступление, если бы ему дали возможность побывать дома после госпиталя, встретиться с родными.
Все перечеркнул своим побегом Гуськов: заслуги на фронте, любовь родителей и жены, уважение односельчан. Теперь, как дикий зверь, он вынужден скрываться на зимовье, недалеко от родного села. Он обрек себя на полное одиночество. Ему нет жизни среди людей.
Единственной опорой и поддержкой является жена Настена. Тайно молодая женщина на другой берег Ангары доставляет мужу необходимое для жизни: соль, спички, ружье. Она осознает неправильность своих действий, но по-другому поступить не может.
Гуськов вовлекает Настену в наполненную обманом жизнь. Он не думает о том, что дальше будет с женой. Сейчас его волнует только собственная судьба, да гложет обида за несправедливое стечение обстоятельств.
Жизнь в одиночестве разрушает человеческое в Гуськове. Герой вредит односельчанам, грозится убить Настену, если она выдаст его тайну. Да и внешне все больше становится похож на волка, воет также пронзительно и протяжно.
Сохраняя жизнь мужа в тайне, героиня чувствует вину перед односельчанами. Ей стыдно смотреть в глаза людям, радоваться и плакать вместе с ними. Чувствуя разлад в душе, Настена с каждым днем все дальше отстраняется от них.
Узнав о том, что беременна, молодая женщина испытывает двоякое чувство. С одной стороны она счастлива, так как о материнстве мечтала много лет. С другой стороны: что сказать людям, когда будет виден живот?
Героиня находит выход из ситуации. Выставляя себя неверной женой на обозрение односельчан, она сохраняет страшную тайну.
Настене с каждым днем становится все труднее совладать со своей совестью.
Она устала от лжи, чувства стыда и вины. Понимая безысходность положения, молодая женщина сводит счеты с жизнью.
Основные темы
Тематика произведений А. С. Пушкина разнообразна: любовь, дружба, природа, патриотизм, свободолюбие, философские воззрения. Рассмотрим некоторые темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.
Тема любви отразилась как в лирических, так и в эпических произведениях. Автор показывает самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Способность глубоко и преданно любить расценивается как важнейшая черта героя, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.
В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отразилась во всём его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, показывая ценность дружбы. Как одно из лучших качеств человека умение дружить становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.
А. С. Пушкин был неравнодушен к красоте природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и стихотворных произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.
Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Прошлое и будущее родной страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как эпические, так и лирические произведения.
Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.
Как определить жанр литературы?
Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:
- крупные (роман, роман-эпопея),
- средние (повести, поэмы),
- малые (рассказ, очерк, новелла).
По родам литературные произведения делятся на:
- Эпос – объективное сюжетное описание характеров и событий; текст имеет четкую привязку ко времени и пространству (И.С. Тургенев «Отцы и дети», М. Шолохов «Тихий Дон»)
- Лирика – концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя; особая организация (рифму, ритм, размер); внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя. (В. Маяковский «Послушайте!», М.Ю. Лермонтов «Парус»).
- Драма – произведение написано для театральной сцены; текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок; герои показаны в действиях, конфликтах (А.П. Чехов «Дядя Ваня», М. Горький «На дне».
- Лиро-эпос – текст в стихотворной форме; сочетание эпического и лирического изображения жизни героя (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»).
Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам.
Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.
Основные литературоведческие определения
Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.
Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:
- Эпос,
- Лирика,
- Драма.
Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте — само повествование.
Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия.
Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках — кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр.
Эпос (с греческого — «повествование») | Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) | Драма (с греческого — «действие») |
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). | Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие — чувство и то, как оно повлияло на героя. | Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра. |
Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.
Вариант 2
Повесть “Альпийская баллада” В.С. Быкова – это история о любви, предательстве и мести. Главный герой – молодой парень по имени Виталий, который влюбляется в девушку по имени Лена. Однако, их счастливая идиллия не длится долго, так как Лена уезжает в горы, чтобы работать в туристической компании. Виталий же остается в городе и продолжает свою жизнь.
Однажды Виталий получает письмо от Лены, в котором она сообщает ему, что вышла замуж за богатого туриста. Виталий не может простить Лену за предательство и решает отомстить ей. Он отправляется в горы, чтобы найти Лену и ее мужа.
В горах Виталий знакомится с местным жителем по имени Лев, который помогает ему найти Лену и ее мужа. Лев рассказывает Виталию о том, что Лена и ее муж находятся в горах, где происходит соревнование по альпинизму. Виталий решает принять участие в соревновании, чтобы победить и отомстить Лене.
Виталий начинает тренироваться и готовится к соревнованию. Он знакомится с другими участниками и узнает, что среди них есть опытные альпинисты. Виталий не сдается и продолжает тренироваться, чтобы победить.
В день соревнования Виталий и другие участники отправляются в горы. Соревнование проходит в трудных условиях, но Виталий продолжает бороться и в конце концов выигрывает. Он встречается с Леной и ее мужем и говорит им, что он победил и что теперь он может отомстить Лене.
Лена понимает, что она ошиблась, и что ее настоящая любовь – это Виталий. Она рассказывает ему о своих чувствах и о том, что она всегда любила его. Виталий понимает, что он тоже любит Лену и что он не может жить без нее.
Виталий и Лена вместе уезжают из гор и начинают новую жизнь. Они понимают, что любовь может преодолеть все препятствия и что месть не приводит к счастью. Они обещают любить друг друга и быть вместе всегда. Повесть “Альпийская баллада” – это история о том, что любовь может преодолеть все трудности и что она может изменить жизнь человека.
Темы произведения
Утопия и ностальгия
В произведении присутствует явный гимн духовной красоте альпийской природы, которая представляется как идеальное место для отдыха и уединения. Однако это желание скрыто от реальности, так как герой никогда не смог осуществить свою мечту о проживании в горах.
Любовь и предательство
Герой теряет преданных друзей и верных идей, когда отправляется на поиски нового смысла жизни и в поисках новых приключений. Его вскоре охватывает одиночество и разочарование в жизни, которое продолжается до последних строк произведения.
Возвращение к прошлому
Центральная тема произведения- это идея о том, как невозможно обойти свою судьбу. Герой отправляется в горы в поисках новой жизни, но все же он не может изменить свою прошлую жизнь, и его возвращение оканчивается трагическим финалом.
Произведения
Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.
Известны всему русскому народу романы А. С. Пушкина «Дубровский», «Арап Петра Великого», а также роман в стихах «Евгений Онегин».
Значимы и повести А. С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел».
Среди поэм А. С. Пушкина выделяются «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава».
Лирические стихотворения А. С. Пушкина известны каждому русскому человеку с детства: «К***», «Пророк», «К Чаадаеву», «19 октября», «Зимнее утро», «Вольность» и другие.
Данная статья поможет написать реферат на тему «Творчество Пушкина»,она рассматривает периодизацию, основные темы, жанровое своеобразие пушкинского творчества, а также приводит примеры его знаменитых произведений.
Самые популярные материалы декабря для 5 класса:
Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета
Краткое содержание «Заколдованное место»
Эссе о себе
Краткое содержание «Ночь перед рождеством»
«Заколдованное место» главные герои
Краткое содержание «Двенадцать месяцев»
Описание животного
«Ночь перед Рождеством» очень краткое содержание
«Заколдованное место» очень краткое содержание
«Муму» главные герои
Роды литературы
Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.
Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.
Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.
Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:
- Эпос – это повествование, проза.
- Лирика – это стихи.
- Драма – это пьесы.
- Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.
Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.
Литературный род
Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос объективно изображает человека; лирика субъективно; драма изображает частную человека в переломные моменты.
Проза Повествование Эпические жанры:
|
Поэззия Лирические жанры:
|
Пьесы Драматические жанры:
|
Особенности драматических произведений
Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене
Единственное средство раскрытия характера героя в драме — его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир.
Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.
Драматические произведения
Трагедия, комедия и фарс жанры драмы.
В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.
Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором — сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.
Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям
Фарс — это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль — лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем
Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения — отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.
Определения
- Жанр — понятие, характеризующее разновидности произведений внутри литературных родов — эпоса, лирики и драмы.
- Роман — самый распространённый жанр эпической литературы; большое по объёму и сложное по структуре произведение, изображающее всё многообразие событий человеческой жизни (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»; И. А. Гончаров, «Обломов»).
- Роман-эпопея — монументальный роман, в котором события изложены в общенародном масштабе. В русской литературе два романа-эпопеи — «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» М. А. Шолохова.
- Повесть — прозаический жанр, средний по объёму между романом и рассказом. Обычно повествует о жизни главного героя. Побочные сюжетные линии отсутствуют (А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»).
- Рассказ — малая форма художественной прозы. В рассказе, как правило, решается одна проблема (А. П. Чехов, «О любви»).
- Очерк — одна из разновидностей рассказа; сочетает в себе признаки художественной и документальной прозы. В очерке описываются реальные события (А. С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.»).
- Сказ — художественное произведение, оформленное как подражание фольклору.
- Притча — короткий иносказательный рассказ с назидательным выводом (Л. Н. Толстой, «Три сына»).
- Поэма — большое стихотворное произведение, как правило, повествовательного характера. Может быть как эпической (Гомер, «Илиада»), так и лиро-эпической (В. В. Маяковский, «Хорошо») или даже исключительно лирической (А. А. Ахматова, «Поэма без героя»).
Ода — торжественное стихотворное произведение, посвящённое важному историческому событию или значительному лицу (М. В
Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).
Сонет — поэтическая форма, каждая строфа которой состоит из 14 строк — двух четверостиший (катренов) на две рифмы и двух трёхстиший (терцинов) на две или три рифмы (А. С. Пушкин, «Мадонна»).
Баллада — сюжетное лиро-эпическое стихотворение. В нём автор не только отражает свои мысли и чувства, но и описывает событийный ряд (В. А. Жуковский, «Светлана»).
Лирическое стихотворение — стихотворное произведение, отражающее внутренний мир автора и передающее его переживания (И. А. Бунин, «Вечер»).
Песня — поэтический жанр, предполагающий музыкальное сопровождение (А. С. Пушкин, «Как по Волге-реке, по широкой…»).
Элегия — поэтический жанр, передающий печальные раздумья автора о жизни (К. Н. Батюшков, «Элегия»).
Послание (эпистола) — поэтический жанр, имеющий конкретного адресата. Может иметь как серьёзный, так и шутливый характер (А. С. Пушкин, «Городок»).
Эпиграмма — краткое стихотворное произведение сатирического характера.Обычно в нём высмеивается какой-либо человек или факт жизни (эпиграммы Козьмы Пруткова).
Комедия — драматический жанр, в котором события излагаются в смешном (возможно, сатирическом) ключе (Д. И. Фонвизин, «Недоросль»). Различают комедию положений (основана на смешных ситуациях) и комедию нравов (основана на высмеивании низменных человеческих качеств).
- Трагедия — серьёзное драматическое произведение, в котором развитие событий приводит персонажей к катастрофе (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»).
- Драма — драматическое произведение, которое отличается от трагедии бытовым сюжетом и возможностью благоприятного для персонажей исхода. Впрочем, эта возможность реализуется в произведении далеко не всегда (А. Н. Островский, «Гроза»).
Темы и идеи произведения
Борьба за свободу и независимость
Одной из главных тем, затронутых В. Быковым в произведении «Альпийская баллада», является борьба за свободу и независимость. Главный герой Эдуард Березина демонстрирует свою готовность биться за свои убеждения и оставаться верным своим целям, даже при больших опасностях и столкновении с сильными противниками.
Трагичность войны и жизни
В произведении «Альпийская баллада» В. Быков рисует живописную картину жизни в условиях войны, которая характеризуется не только бедой, страданиями и потерями, но и подвигами, смелостью и героизмом. Тем неменее, в произведении сильно присутствует трагизм жизни, который постоянно напоминает о том, что каждый день может стать последним, и любую мгновенную радость может стереть резкий поворот судьбы.
Сила воли человека
Главный герой Эдуард Березин выступает в произведении как образец человека с сильной волей, который не сдается перед трудностями и всегда идет своим путем. Это является отражением позитивного начала, которое всегда востребовано в обществе и отличает настоящих героев от других людей, которые склонны к подчинению и уступчивости.
Личная ответственность за поступки
В. Быков в своем произведении подчеркивает, что каждый человек несет личную ответственность за свои поступки и за все, что происходит в его жизни. Это постоянно напоминает о том, что нужно всегда думать о последствиях своих решений и брать на себя ответственность за свои поступки перед другими людьми и перед собой.
Рецензия на книгу Быков В. В. Альпийская баллада
Одним из главных достоинств книги является язык, на котором написано произведение. Быков мастерски использовал русский язык, чтобы выразить мысли и чувства своих героев. Он создал яркие, запоминающиеся образы, которые живут в памяти читателя надолго.
Очень интересно в книге растворены вопросы морали и этики, которые помогают читателю лучше понять мир и жизнь. Быков прекрасно сочетает философские размышления с реалиями современной жизни, что делает его произведение актуальным и значимым.
Необычная структура книги также заслуживает внимания. Автор использует различные формы повествования, переплетая разные сюжетные линии и персонажей. Такая композиционная свобода позволяет читателям вместе с героями пройти через все хорошие и плохие моменты, и почувствовать эмоции и переживания их жизни.
Особое внимание заслуживает искусство описания природы, которое Быков поднимает на новый уровень. Он описывает горные вершины и ледники таким образом, что читатель может почувствовать все их величие и красоту, словно сам находится в Альпах
«Альпийская баллада» — это произведение, которое нельзя просто прочитать один раз. Оно требует внимания и размышлений, чтобы полностью погрузиться в мир героев и авторские задумки. Владимир Васильевич Быков создал глубокий и захватывающий роман, который оставит яркий след в сердцах и уме своих читателей.
Анализ главных тем
В произведении В. Быкова «Альпийская баллада» можно выделить несколько главных тем, которые составляют основу сюжета и помогают раскрыть глубинные мысли автора.
- Природа и человек. Одна из главных тем, затрагиваемая в произведении, – это взаимодействие природы и человека. Автор изображает дикие и неприступные горы, которые оказывают сильное влияние на главных героев. При этом они не только прекрасны и могучи, но и коварны и опасны. Человек в свою очередь вступает с ними в схватку, пытаясь покорить, но зачастую становится их жертвой.
- Любовь и предательство. Другая важная тема, которая прослеживается в произведении – это любовь и предательство. Главный герой, влюбленный в Лену, сталкивается с предательством ее отца, который присоединился к вражеским силам. Чувства, которые испытывает герой, – это гнев, обиду, но и жалость и понимание.
- Героизм и человеческая слабость. Третья тема, которую можно выделить, – это героизм и человеческая слабость. Автор показывает, что даже самые храбрые и сильные люди могут быть неподготовлены к сложным жизненным ситуациям и испытывать свои личные слабости. Герой не сразу принимает решение бросить скалу для спасения своей возлюбленной, он сомневается и боится.
Каждая из этих тем является важной для понимания смысла произведения и отражает глубинные мысли автора. Взаимодействие человека с природой, сложные отношения между людьми, а также противоречия в человеческой душе – все это описывается В
Быковым в своем произведении «Альпийская баллада».
Эпос и его особенности
Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.
События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.
Крупные эпические жанры
Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.
Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.
Малые жанры эпоса
Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.
Для рассказов характерны следующие особенности:
- Малый объём.
- В центре сюжета конкретное событие.
- Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
- Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
- Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.
В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.
Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.
В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.