Мировоззрение поэта в поэме
Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. «Божественная комедия» плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы, впитавший однако в себя некоторые черты, типичные для новой буржуазной культуры раннего Ренессанса.
По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: пантера, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: пантера — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории тот, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.
«Божественная комедия» проникнута политическими тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник всяческих зол.
Тёмному настоящему он противопоставляет светлое прошлое, Флоренции буржуазной — Флоренцию феодальную, когда господствовала простота нравов, умеренность, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды), феодальную империю (ср. трактат Данте «О монархии»). Терцины «Чистилища», сопровождающие появление Сорделло (Ahi serva Italia), звучат, как настоящая осанна гибеллинизма. К папству как к принципу Данте относится с величайшим почтением, хотя отдельных представителей его, особенно тех, которые способствовали упрочению в Италии буржуазного строя, ненавидит; некоторых пап Данте встречает в аду.
Его религия — католичество, хотя в неё вплетается уже личный элемент, чуждый старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, которые принимаются со всей страстью, тоже являются резким отклонением от классического католицизма. Его философия — богословие, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Аскетические идеалы в Данте ещё не умерли, и тяжким грехом почитает он свободную любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом (ср. «Новую жизнь», любовь Данте к Беатриче). Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не есть безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». И дух пытливости, стремление раздвинуть круг знаний и знакомство с миром, соединяемое с «добродетелью» (virtute е conoscenza), побуждающее к героическим дерзаниям, — провозглашается идеалом.
Композиция
Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть — «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.
Описание ада
«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:
- во втором кругу — за похоть;
- в третьем — за чревоугодие;
- в четвертом — за скупость с расточительством;
- в пятом — за гнев;
В шестом и седьмом за последствия зверства:
- в шестом за лжеучения
- в седьмом за насилие, убийства и самоубийства
В восьмом и девятом за ложь и все ее производные. Худшая участь у Данте ждет предателей. По логике современного, да и тогдашнего человека, наиболее тяжелым грехом является убийство. Но Аристотель, вероятно, считал, что желание убить человек контролировать может не всегда из-за звериной натуры, в то время как ложь — дело исключительно сознательное. Данте, очевидно, придерживался той же концепции.
В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.
Описание чистилища
«Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.
Описание рая
«Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы. Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее — девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог. При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) — обитель влюбленных, а шестой (Марс) — место для воителей за веру.
Символика в «Божественной комедии»
Символика в «Божественной комедии» играет огромную роль в создании образов и идей, которые автор хотел передать своим читателям. Каждый персонаж, каждый элемент природы, каждый цвет имеет свой символический смысл, который помогает читателю лучше понять глубину произведения. Например, белый цвет символизирует чистоту и невинность, а черный — зло и тьму. Также символическое значение имеют и числа, которые часто повторяются в произведении. Например, число три символизирует Святую Троицу, а число семь — полноту и совершенство. Все эти символы помогают читателю лучше понять глубину произведения и проникнуться его идеями.
Подробный анализ
Эти строки знакомы даже тем, кто не читал произведения известного флорентийца Данте Алигьери полностью. «Божественную Комедию» расценивают как гениальное творение гениального автора. Данте назвал произведение комедией. Гораздо позже Джованни Боккаччо (биограф Алигьери) прибавил к названию слово «божественная». Она, действительно, заслуживает такого высокого статуса. Данте описал: ад, чистилище, рай так реалистично и подробно, как будто лично бывал там.
«Божественная Комедия» написана в мятежные годы XIV века, когда происходила острая политическая борьба, отсюда и возникает аллегория человека, ищущего правильный путь.
15 лет Данте писал произведение, в основу которого положил путешествие в потусторонний мир, куда он направляется после смерти своей любимой Беатриче. Алигьери был человеком, по тем временам, образованным, он разбирался в естественных науках, в литературе. Учения еретиков тоже были ему известны.
Комедия написана терцинами, то есть трёхстрочными строфами. Поэт основывается на христианском учении об аде и рае, но своим творением дополняет и расширяет эти представления. До этого в поэзии не существовало описаний пейзажей, Данте же красочно, живо, метафорично описывает степь, ледяное озеро, мрачные скалы. Зловещий лес, описанный в «Аде», в части «Чистилище» изменяется и уже виден изумрудный и светлый, небо становится ясным, голубым и прозрачным.
Большой выразительностью обладают портреты героев и остальных участников комедии, поэтому мы с легкостью представляем черты лица каждого, фигуру и, даже характер. Искусно переплетаются старые представления и новые воззрения поэта. Он подчеркивает, что за все поступки нужно платить. За добро – благословение, за грехи – кара.
Поэма делится на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В Аду — девять кругов, в Чистилище — два передчистилища и семь уступов горы, а в Раю — девять небесных сфер
В произведении автор придерживается символики чисел, уделяя им особое внимание. Священными и магическими являются числа 3, 9 и 7
У ангелов по три крыла, три одежды, упомянуты три святые добродетели. Сотворение мира произошло за семь дней, также говорится о семи смертных грехах. Вся поэма пронизана этими мистическими числами. Ад изображен, как нечто ужасное и уродливое. Сюда Данте отправил своих врагов. Также в «Аду» поэт оставил тех, кто, по его мнению, жил аморально. Чистилище — для более мелких грехов, недостатков, которые возможно исправить. Рай описан, как чудесное место, созданное для Красоты, Радости, Любви. Мир Данте показан очень гармонично. Неудержимая фантазия автора объединяет лирические моменты с сугубо математической точностью. Подробное, яркое описание картин поражает реалистичностью. Изображая мир, основанный самим Богом, на самом деле Данте придумал и сконструировал сам.
Чтение поэмы не предназначено для отдыха. Каждая строка заставляет о многом задуматься. Не всё понятно после первого прочтения, поэтому необходимы комментарии. Произведение громоздкое, с множеством аллегорий, метафор, но содержательное, заставляет задуматься о смысле бытия, о совершенных грехах, показывает, чего нам следует опасаться в жизни, а к чему — устремляться. Обладая большим философским смыслом, поэма и сейчас влияет на сознание людей. Колоссальный, вдохновенный труд перевода на русский язык великого творения Данте принадлежит известному мастеру поэтического перевода М.Л. Лозинскому.
Великий поэт Данте Алигьери, родился приблизительно в 1265 году. Точная дата рождения поэта неизвестна, о детских годах тоже нигде не упоминается. Впервые встречаются записи о нем в 1274 году, когда еще слишком юный Данте трепетно полюбил соседскую девочку, прекрасную Беатриче Портинари. Через всю свою жизнь он пронес любовь к ней. Беатриче умерла очень рано в молодом возрасте, навсегда поселившись в его сердце, стала его поэтической и духовной музой, его единственной возлюбленной. Поэт отождествляет себя с главным героем, и создается впечатление реальности происходящего. Читатель как бы, находится совсем рядом с героем, переживает его чувства, проходит вместе с ним все круги ада, чтобы найти верный путь и ответы на свои вопросы.
Смысл произведения
С первых строк произведения, автор знакомит читателя с лирическим героем. Ему исполнилось тридцать пять лет, после чего, волчицы и пантеры. На помощь ему приходит дух древнеримского поэта Вергилия, который спасает его от смерти.
Вергилий рассказывает лирическому герою, что послала его покойная возлюбленная героя – Беатриче. Она попросила, чтобы тот провел её любимого в Рай, но через Ад и Чистилище.
Оказавшись около врат ада, лирический герой видит, что их украшает надпись: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». После этого он попадает на первый и самый большой круг ада. В этом кругу заключаются: некрещеные младенцы; язычники – добродетели, каким был и сам Вергилий; христиане, которые за весь свой жизненный промежуток не смогли совершить ни добрых, ни злых дел. Так же здесь находились ангелы, которых изгнали из Рая за то, что во время сражения Бога и Дьявола, они предпочли остаться в стороне. Все, кто обитал на этом кругу, были обречены на вечную скорбь.
Второй круг ада населяли души прелюбодеев, души которых постоянно бились о скалы, и были истерзаны ураганом.
Третий круг Ада показывает гниение заживо обжор и чревоугодников.
На четвертом кругу находятся скупцы и расточители, которые обречены постоянно переносить тяжести с одного места на другое.
Пятый круг показывает людей в гневе, которые дерутся в грязи.
Шестой круг Ада заключает в себе предателей христианства и лжеучителей. Автор там же располагает кардиналов, королей и Римских пап.
На седьмом кругу Ада находятся те, кто совершил насилие над ближними, над собой или же над божественным.
Восьмой круг населяют обманщики, которым уготованы самые различные пытки.
Когда же лирический герой вместе с Вергилием попадает на девятый круг Ада, то перед ними предстает обитель самого Сатаны. Здесь повсюду лед, который истязает предателей и клятвопреступников. Что же касается Сатаны, то он не переставая пожирает Иуду, Брута и Кассия.
Лишь достигнув самого дна, Вергилий показывает герою дверь, ведущую в Чистилище. Перед тем, как начать подниматься, ангел нанес на лоб лирическому герою семь символов, которые соответствуют семь смертных грехов. С каждым кругом, который преодолевает лирический герой, один из символов стирают.
Первый круг показывает гордецов, которые передвигаются ползком, а шею их украшают тяжелые камни.
На втором кругу герой встречается с завистниками, облаченными в рванье. Зрения они лишены.
На третьем круге очищаются гневные души, при помощи дыма.
Четвертый круг населяют праздные души, которые здесь должны постоянно что-то делать.
На пятом кругу находятся корыстолюбцы.
Шестой круг борется с чревоугодниками, которые здесь вынуждены голодать.
Что же касается седьмого круга, то там находятся похотливые души, которые проходят очищение через пламя.
Когда лирический герой проходит все этапы очищения от земных грехов, то он прощается с Вергилием и отправляется в Царство Божие. Там ему удается встретиться со своей возлюбленной Беатриче.
На первом небе обитали праведники, которые нарушили обеты, на втором – находились правители-реформаторы, а так же невиновно пострадавшие, на третьем небе были по-настоящему влюбленные, на четвертом – расположились величайшие ученые и мыслители. Достигнув пятого неба, лирический герой видит величайших защитников веры, на шестом – самые справедливые правители, на седьмом – располагались великие теологи и богословы, на восьмом небе находились апостолы Христа, на девятом небе обитали ангелы и святые. На десятом небе он достигает вершины блаженства, где смог увидеть самое сердце мироздания. Именно там наш лирический герой понимает, что всей Вселенной движет именно любовь.
Сюжет и тема
Подробно о сюжете. Данте преодолел 9 кругов ада, смог увидеть Люцифера, который превратился из прекрасного ангела в ужасного дьявола. Затем попал в чистилище, где люди искупали свои грехи (всего семь смертных грехов), в их число входили те, кто завидовал, много гордился, гневался и так далее. Вергилий привёл главного героя к райским вратам и исчез, так как был некрещённым. Затем Данте встретила Беатриче, благодаря ей он смог попасть на небеса. Герой закончил путешествие, когда ему показали рай.
В произведении основная тема – это любовь. Алигьери, являясь поэтом эпохи Возрождения, впитал её ценности, поэтому в своём произведении сделал женщину причиной всего путешествия. Затрагиваются и другие темы. Назидание, автор показывает загробный мир, чтобы каждый задумался о своих греках, о том, что нужно жить достойно. Политика, Алигьери поддерживал императорскую власть, поэтому придумал особые наказания для убийц Цезаря. Сила духа, автор говорит о том, что нужно быть сильным человеком и ничего не бояться.
Данте «Рай» – анализ
В «Рай» ведет Данте его Беатриче, символ божественной любви, вечной благости и богопочитания, не достигаемого человеческой мудростью. Играя наукой, воздухом, светом, красками и огнем, поэт ведет душу к предчувствию той мудрости, которую человечество может предчувствовать, но не познавать мыслию и созерцанием. Поэтому душа приближается к ней только издали. Семь известных в то время планет представляют в «Божественной комедии» Данте семь твердых сфер; восьмая сфера – неподвижная звезда, стоящая над всеми движущимися сферами. В огненном небе становится видимым то, что на земле было только предчувствием. Все сферы населены живыми существами, оживлены движением и действием; самое глубокое созерцание, самая пытливая и туманная мысль принимают там образы; божественное естество становится ощутительным для души.
Сандро Боттичелли. Встреча Данте и Беатриче в Раю. Иллюстрация к «Божественной комедии». 1490-е
Данте предстояла трудная задача не вдаться в крайний мистицизм или крайнюю реальность. Но, воспевая божественное и небесное, Данте удачнее, нежели Мильтону, Клопштоку и другим христианским поэтам, удалось слить человеческое и земное с божественным и небесным, не делая божественного человеческим. Как далек поэт от того, чтобы смешивать земное с божественным, видно из одиннадцатой песни «Чистилища», где он поэтически излагает первые слова молитвы «Отче наш».
«Отче наш, мы говорим, что твое жилище на небесах, не потому, чтобы их пространством ограничивалось твое царство, но потому, что высшие сферы, первоначально созданные тобой, более других полны твоей любовью! Да святится имя твое каждым созданным тобою существом, потому что всякая хвала подобает твоему духу, оживляющему нас».
Мы не последуем в своём анализе «Божественной комедии» за полетом Беатриче, ведущей Данте в Раю из одной сферы в другую, где блаженство, наполняющее его душу, постепенно возрастает, где он проникает в чистое знание, в науку, в поэтическое предчувствие, в глубину выводов Иоанна, Петра и Иакова относительно истинного смысла евангелия и оснований, на которых оно зиждется, где он видит святых, и наконец созерцает самого Бога. Создатель «Божественной комедии» сам чувствовал, что не всякий будет в силах следовать за ним, и высказал это в приведенных уже нами стихах «Рая».
Сандро Боттичелли. Данте и Беатриче летят вдоль Реки Света в Раю. Иллюстрация к «Божественной комедии». 1490-е
То же самое Данте говорит и в начале первой песни, объясняя, почему и сам он не может вполне выразить своих ощущений:
«Приближаясь к желанной цели, силы нашей души так ослабевают, что способность памяти совершенно изменяет нам; поэтому предметом моих песнопений будет впредь только то, что сохранилось во мне от впечатлений в царстве святых».
Данте повторяет, что его радость, при познании божества, при созерцании вечного в конечном, неосязаемого в осязаемом, была для него, несмотря на страдания изгнания, предвкушением вечного блаженства. В пятой песни «Рая», души, находящиеся в сфере Меркурия, говорят ему:
«О, ты рожден для блаженства, если тебе еще при жизни была дарована благодать увидеть торжество победоносной церкви».
Свет, краски и тона, лучше всего изображающие бестелесное, беспрестанно встречаются в поэме. Так, в двадцать первой песни «Рая» Данте очень удачно выражает достигнутую им высоту, говоря, что его смертный глаз не может более видеть ослепительной прелести улыбки Беатриче, а смертное ухо не в силах уже внимать музыке сфер. На вопрос, почему эта музыка замолкла, ему отвечают:
«Твое ухо и око смертны, оттого не слышишь музыки сфер и не видишь улыбки Беатриче».
В следующей песни Данте выражает чувство души, сознавшей свое божественное естество, символически облекая его в ощущение при взгляде на землю с высоты неподвижной звезды.
«Взгляд мой обозревал все семь сфер и вместе наш земной шар. О, как он казался мне мал! Я смеялся, видя его ничтожество».
В двадцать седьмой песни «Рая», где поэт этот впервые посвящается в небесные тайны, как на высоте горы очищения, в земном раю, он был посвящен в земные. Вот слова Данте:
«Слава и хвала на небесах Отцу, Сыну и Святому духу!» – запели сладостные голоса обитателей рая, и я в упоении внимал им. То, что я видел, казалось мне улыбкой вселенной, упоительным восторгом, проникавшим мне в душу через очи и уши. О радость, о неизъяснимое блаженство, о жизнь, исполненная мира и любви! О вечное довольство, не оставляющее никаких желаний!»
Популярные сегодня темы
Деревенскому мужику по имени Егор Иванович очень требовалась лошадь. В крестьянском хозяйстве без нее не обойтись. Егор Иванович по копейке собирал на важную покупку. Копить пришлось долго и тяжело
Произведение писателя не имеет определенного жанрового направления и может восприниматься в виде сказки, мифа, легенды, свободного эпоса, однако в любом случае роман является высокодуховной автобиографической книгой
Мой выходной день, как и у многих, начинается со сна. Долгого! Особенно хорошо проснуться часов в девять и понять, что ещё можно спать и спать… Примерно в одиннадцать я встаю, так как уже мама приготовила блины
После прочтения рассказа Михаила Александровича Шолохова “Судьба Человека ” ощущаются непередаваемые впечатления. Вообще, этот рассказ основан на реальных событиях. Однажды, А. М. Шолохов встретил Андрея Соколова
Главные герои и их характеристика
Лирический герой (Данте) | мужчина тридцати пяти лет, на момент начала повествования пребывающий в растерянности и сомнениях. Чтит Бога и искусства, к павшим грешникам же, как правило, не проявляет ни малейшего сочувствия. После погружения в пучину отчаяния во время путешествия по Аду проходит путь духовного перерождения, становясь мудрее и праведнее. Достигнув просветления и узрев высшее проявление божественного, приходит к выводу, что в основе всего сущего лежит любовь. |
Вергилий | древнеримский поэт, заточённый в первом круге Ада. Несмотря на своё языческое вероисповедание, становится исполнителем божественной воли, проводником и учителем для Данте. Во время путешествия проявляет твёрдую натуру, не боится никаких трудностей, даже чудовищ преисподней. Символизирует собой искусство. |
Беатриче | умершая возлюбленная героя, воплощает в себе недостижимый идеал писателя, ту самую любовь, которая придаёт всему бытию смысл. |
- Жизненный путь – весь сюжет поэмы является аллегорией на человеческую жизнь. Герой Данте сбивается с жизненного пути, оказывается в одиночестве, не понимая, куда идти дальше. Ад символизирует собой человеческое падение, потерю всяких моральных ориентиров, погружение во мрак и отчаяние. Однако, достигнув самого дна, герой входит в Чистилище и вступает на путь очищения от своих пороков. Вступление в Рай символизирует окончание перерождения героя, осознание им истины. Ведут же его по этому непростому пути искусство в лице Вергилия и любовь в лице Беатриче.
- Религия – религия является тем стержнем, на котором держится сюжет романа. Христианская вера у Данте стоит во главе всего мирского, только истинные христиане в его поэме достойны рая, а все иноверцы обречены на вечное прозябание в Аду. Однако характерным штрихом является то, что учителем и проводником для героя поэмы становится не душа христианина, а дух язычника Вергилия. Это роднит Алигьери с деятелями Возрождения, ведь красоту и искусство он ставит выше религиозных догматов.
- Искусство – воплощением искусства в романе выступает поэт Вергилий, именно он становится проводником героя через Ад и Чистилище. Таким образом писатель показывает, что именно искусство может сначала спасти человека от падения во тьму, а потом помочь ему пройти через очищение и избавиться от своих пороков и в итоге подвести его божественному началу.
- Любовь – с воплощением любви – Беатриче, герой Данте сталкивается, только переступив Райские врата. С этого момента он становится на путь познания и просвещения, и именно любовь к человечеству и Богу ведёт его к озарению. В итоге герой приходит к выводу, что именно любовь, которая помогла ему не сломаться по пути через Ад и Чистилище, а потом провела его по Раю, является центром всего и ответом на все вопросы.
Ад Данте. Начало
Сандро Боттичелли «Портрет Данте». (wikimedia.org)
Ад для Данте — это не овеществленное место, а состояние души согрешившего человека, постоянно мучающегося угрызениями совести. Данте населял круги Ада, Чистилище и Рай, руководствуясь своими симпатиями и антипатиями, своими идеалами и представлениями. Для него, для его друзей любовь была высшим выражением независимости и непредсказуемости свободы человеческой личности: это и свобода от традиций и догм, и свобода от авторитетов отцов церкви, и свобода от разнообразных универсальных моделей существования человека.
На передний план выходит Любовь с большой буквы, направленная не к реалистическому (в средневековом смысле) поглощению индивидуальности безжалостной коллективной целостностью, а к неповторимому образу действительно существующей Беатриче. Для Данте Беатриче — воплощение всего мироздания в самом конкретном и красочном образе. А что может быть привлекательнее для поэта, чем фигура юной флорентийки, случайно встреченной на узкой улочке древнего города? Так Данте реализует синтез мысли и конкретного, художественного, эмоционального постижения мира. В первой песни «Рая» Данте выслушивает концепцию реальности из уст Беатриче и не в силах оторвать глаз от ее изумрудных глаз. Эта сцена — воплощение глубоких идейных и психологических сдвигов, когда художественное постижение действительности стремится стать интеллектуальным.
Иллюстрация к «Божественной комедии», 1827. (wikimedia.org)
Загробный мир предстает перед читателем в форме цельного здания, архитектура которого просчитана в мельчайших деталях, а координаты пространства и времени отличаются математической и астрономической выверенностью, полной нумерологического и эзотерического подтекста.
Наиболее часто в тексте комедии встречается число три и его производное — девять: трёхстрочная строфа (терцина), ставшая стихотворной основой произведения, поделенного в свою очередь на три части — кантики. За вычетом первой, вводной песни, на изображение Ада, Чистилища и Рая отводится по 33 песни, а каждая из частей текста заканчивается одним и тем же словом — звезды (stelle). К этому же мистическому цифровому ряду можно отнести и три цвета одежд, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых, тройственное распределение Ада с девятью кругами. Вся эта четко выстроенная система рождает удивительно гармоничную и связную иерархию мира, созданного по неписаным божественным законам.
Говоря о Данте и его «Божественной комедии», нельзя не отметить тот особый статус, который носила родина великого поэта — Флоренция — в сонме других городов Апеннинского полуострова. Флоренция — это не только город, где Академия дель Чименто подняла знамя экспериментального познания мира. Это место, где на природу смотрели так пристально, как нигде больше, место страстного артистического сенсуализма, где рациональное зрение заменило собой религию. На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте.
Первоначальное собирание античных рукописей отражало перенос центра тяжести интеллектуальных интересов на устройство внутреннего мира и творчества самого человека. Космос перестал быть местом обитания бога, а к природе начали относиться с точки зрения земного существования, в ней искали ответы на вопросы, понятные человеку, а брали их в земной, прикладной механике. Новый образ мышления — натурфилософия — гуманизировала саму природу.
Композиция
Создавая произведение, Данте опирался на католическое представление загробной жизни. Поэт добавил детальные пейзажи каждого круга, описал всех, кто живёт в Аду, Чистилище и Раю. Так же, как существует 3 места для умерших душ, поэма делится на 3 части. «Ад», хаотичное место, состоит из 34 песен, «Чистилище» и «Рай» – из 33-х. То есть всего 100 песен, символизирующих совершенство. Поэма написана терцинами, строфами, состоящими из 3 строк.
Данте пытался добиться совершенства во всём, даже слова, произнесенные самой Беатриче, помещены в самую середину песни, в которой она появляется. Композиция произведения симметричная, как и круги в загробном мире.
Главная идея произведения
«Божественная комедия» — это величайшее произведение итальянской литературы, которое написал Данте Алигьери. Оно рассказывает о путешествии по трём мирам — аду, чистилищу и раю. Главной идеей произведения является веротерпимость и любовь к ближнему, которые Данте ставит выше материальных ценностей и ненависти.
Для Данте человек и его способность к выбору являются ключевыми в этой жизни и в следующей. Человек должен делать правильный выбор между добром и злом, верой и безверием, и этот выбор имеет вечные последствия. Человек может соответствовать божественной воле или жить в отдалении от неё, и страдать в аду.
Символом любви к ближнему является Бог. Бог — это высшая мудрость и совершенная любовь, являющаяся руководящим началом всей вселенной. Человечество должно стремиться к нему и приводить свои души в соответствие с божественным порядком, чтобы достичь совершенства и вернуться к нему в раю.
В произведении идея любви к ближнему и веротерпимости помогают герою продвигаться по духовному пути, пройдя через ад и чистилище, чтобы в конце достичь райской духовной гармонии и совершенства.