«божественная комедия» данте: через искупление к истине

Тайна Эпикура


Иллюстрация Гюстава Доре к песне X «Ад». Издание 1900 г. Библиотека редких книг Томаса Фишера / Университет Торонто
Все в одной ветке Данте встречается со многими античными философами:

Эпикура нет в этом списке, и это не случайно: у него совсем другое место в «Комедии» — Данте увидит свою гробницу в шестом круге ада, где обитают еретики:

Эпикур (341–270 гг. До н.э.) жил до прихода христианства и поэтому не мог считаться еретиком в полном смысле этого слова. Обычные для Средневековья обвинения в атеизме Эпикура берут начало в речах апостола Павла против эпикурейства и продолжаются в трудах первых христианских апологетов: например, Лактантий упрекал Эпикура в отрицании божественного провидения и бессмертия души, в разрушении религия и проповедь разврата. Этот анахронизм созвучен общему средневековому антиисторизму: Средние века формируют исторических персонажей по своей собственной модели, превращая античных героев в рыцарей, а философов — в христианских мыслителей и стирая различия между веками. Это не новость для Данте.

Зачем нужны круги ада

9 кругов ада по Данте соответствуют девяти главным грехам, на каждый из которых отводится свое наказание. В верхние уровни попадают люди, совершившие меньшие провинности, в нижний ад спускаются с тяжкими грехами, а на самом дне ада закован Дьявол.

Через ад протекает река, которая берет начало из рыдающих глаз библейского старца–истукана, его слезы являются средоточием мирового зла. Река стекает по всем девяти кругам и на каждом круге меняет свой вид и название, превращаясь у центра земли в ледяное озеро.

На каждом уровне следит страж

На каждому уровне за грешниками следит страж. Стражи описываются чудовищными и свирепыми, они с жадностью и злостью принимают души грешников, отправляют их на вечные страдания. Души будут нести свои мучения без всякой надежды на прощение до наступления Страшного суда. Тогда они вернутся в плотские оболочки, восстанут из могил и после свершения суда их страдания приумножатся.

7 круг ада: тираны, садисты, самоубийцы, три пояса наказания

Спуск в седьмой круг пролегает по скалам. Его охраняет Минотавр – чудовище с головой быка и человеческим телом. Здесь расположен красный город Дит, в котором несут наказание насильники. Седьмой круг разделен на три пояса по видам насилия, совершенного грешниками.

Страж Минотавр

По первому поясу течет кровавый, кипящий поток Флегетон. В нем варятся заживо тираны, деспоты, завоеватели и люди, совершившие насилие над ближним или его достоянием. Вдоль берегов носятся толпы кентавров, которые пускают стрелы в тех, кто выныривает из потока.

Третий пояс – выжженная пустыня, в которой мучаются души, совершившие насилие над божественным. Под огненным дождем в песках лежат навзничь богохульники, сидят съежившись ростовщики, снуют содомиты и нарушители естественного порядка.

Из леса самоубийц вытекает кровавым ручьем Флегетон, течет сквозь пески раскаленной пустыни и обрушивается водопадом с обрыва.

Cмepть и память

В последние годы великий поэт и богослов проживал в городе Равенне. Он служил в должности посла у Гвидо да Полента. Во время поездки в Венецию мыслитель должен был подписать мирный договор, Данте сильно простудился и заболел, заболевание и стало причиной его cмepти. Это случилось 14 сентября 1321 года, известному творцу на тот момент было 56 лет.

Похоронили богослова на территории церкви Сан-Франческо. Спустя восемь лет кардинал приказал подвергнуть останки поэта сожжению, но монахи монастыря не допустили осквернения тела.

К 600-летию церковь, где находится могила мыслителя была отреставрирована. Во время проведения строительных работ был обнаружен тайник с деревянным ящиком. На нем имелась надпись: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти 1677 г.»

Изображение Бога в произведении

Изображение Бога в произведении «Божественная комедия» Данте Алигьери является одним из наиболее интересных и сложных аспектов этого эпического поэмы. В отличие от многих других произведений, где Бог изображается как некая абстрактная сущность, в «Божественной комедии» Бог представлен как конкретная личность, которая взаимодействует с главным героем Данте и играет важную роль в его спасении.

Одним из ключевых моментов, связанных с изображением Бога в «Божественной комедии», является его непосредственное присутствие в Раю. В отличие от Ада и Чистилища, где Бог не является прямым участником действия, в Раю Бог является центральной фигурой истории. Он представлен как источник всего добра и любви, и его присутствие напоминает читателю о том, что все события, происходящие в «Божественной комедии», происходят под его наблюдением и руководством.

Однако, несмотря на то, что Бог является центральной фигурой Рая, его изображение в «Божественной комедии» не является однозначным. Некоторые критики считают, что Данте изображает Бога как жестокого и беспощадного, который наказывает грешников в Аду и Чистилище. Другие же критики считают, что Бог в «Божественной комедии» представлен как милосердный и сострадательный, который желает спасти всех грешников и привести их к истинному благу.

В целом, изображение Бога в «Божественной комедии» является сложным и многогранным. Оно отражает различные аспекты христианской теологии и философии, а также личные взгляды Данте на религиозные вопросы. Несмотря на то, что мнения критиков по поводу изображения Бога в «Божественной комедии» различаются, все они согласны в одном: Бог является центральной фигурой этого великого произведения и играет важную роль в его смысле и значении.

Сюжет

Христианские учения говорят, что грешники, осужденные навеки, отправляются в ад, души, искупившие свою вину, попадают в чистилище, а благословенные идут на небеса. Автор «Божественной комедии» дает удивительно подробную картину загробного мира, его внутреннего устройства.

Итак, перейдем к более глубокому анализу каждой части стихотворения.

Вводная часть


История рассказывается от первого лица и рассказывает о человеке, заблудившемся в густом лесу, которому чудом удалось спастись от трех диких животных.

Его освободитель Вергилий предлагает помощь в дальнейшем путешествии.

Причины такого поступка мы узнаем из уст самого поэта.

Назовите трех женщин, покровительствующих Данте на небесах: Дева Мария, Беатрис, Санта-Лючия.

Роль первых двух персонажей ясна, а внешность Лючии символизирует болезненное видение автора.

Ад

В понимании Алигьери цитадель грешников имеет форму титанической воронки, которая постепенно сужается. Для лучшего понимания структуры кратко опишем каждую из частей «Божественной комедии»:

  1. Вестибюль — здесь покоятся души ничтожных и мелочных людей, о которых при жизни ничем не вспоминали.
  2. Лимбус — это первый круг, в котором страдают добродетельные язычники. Герой видит выдающихся мыслителей античности (Гомер, Аристотель).
  3. Похоть — это второй уровень, где обитают страстные проститутки и любовницы. Грешность всепоглощающей страсти, затуманивающей разум, карается пыткой в ​​полной темноте. Реальный пример автора — Франческа да Римини и Паоло Малатеста.
  4. Обжорство — третий круг, карающий обжор и гурманов. Грешники вынуждены вечно гнить под палящим солнцем и ледяным дождем (аналог кругов Чистилища).
  5. Жадность: Распутные и жадные обречены на бесконечные дискуссии со своими собратьями. Страж — Плутон.
  6. Гнев: Ленивые и необузданные души вынуждены катать огромные валуны по болоту Стика, постоянно застревая по горло, сражаясь друг с другом.
  7. Городские стены Диты — здесь, в раскаленных гробницах, суждено остаться еретикам и лжепророкам.
  8. Герои Божественной комедии кипят в кровавой реке посреди седьмого круга Ада. Есть также насильники, тираны, самоубийцы, богохульники и жадные. Для представителей каждой категории есть свои мучители: гарпии, кентавры, гончие.
  9. Грешников ждут развратники, колдуны и соблазнители. Они подвержены укусам рептилий, потрошениям, утоплению, бичеванию со стороны демонов.
  10. Ледяное озеро Кацит — «горячее» место для предателей. Иуда, Кассий и Брут вынуждены отдыхать в ледяной массе до скончания веков. Вот дверь в круги Чистилища.

Чистилище


Место искупления грехов представлено как усеченная гора.

Вход охраняет ангел, который начертил 7 R на лбу Данте, символ семи смертных грехов.

Круги Чистилища наполнены душами гордых, беспечных, жадных и злых.

Пройдя каждый из уровней, герой готов войти в небесные дворцы.

Сказка о Божественной комедии подходит к своему логическому завершению.

Рай

Смысл «Божественной комедии» сводится к прохождению семи последних сфер (планет), окружающих Землю. Здесь герой видит Беатриче, которая убеждает поэта покаяться и присоединиться к Творцу.

Во время путешествия Данте знакомится с императором Юстинианом, видит Деву Марию и Христа, ангелов и мучеников за веру. В конце концов, «Небесная роза» раскрывается перед главным героем, где покоятся души блаженных.

Обзор, анализ Божественной комедии Данте

Художественное своеобразие

«Божественная комедия» полна аллегорий и символов. Например, герой оказывается «в сумрачном лесу», пройдя до половины земной путь. В средневековье нормальной продолжительностью жизни считалось 70 лет, потому что так написано в Библии. Правда, почти никто не доживал до этого возраста. И сам Данте умер в возрасте 56 лет. 35-летие Данте приходилось на 1300 год. Это было мистическое время для средневекового человека, который на рубеже веков ждал конца света или просто мистических событий.

Для средневековья обычным было несколько истолкований одного текста. Кроме прямого смысла, был аллегорический, о чём Данте говорил сам. Сумрачный лес – аллегория жизненных неурядиц, невзгод, препятствий. Это собственные заблуждения. Ещё одна аллегория связана с политической жизнью Италии. Животные, которых встречает Данте в лесу – рысь (в оригинале Пантера), волчица и лев – аллегории человеческих пороков: сладострастия, алчности и гордыни. Одновременно это политическая аллегория: пантера –олигархии, волчица – папской власти, лев – тирании.

В «Комедии» Данте прибегает к новаторским приёмам, которые сегодня можно было бы назвать кинематографическими. Так, наблюдая сладострастников, Данте сначала видит «дальний план» — сплошной вихрь. Затем «средний план» — кружащихся в вихре античных и библейских героев. И только после этого Данте различает фигуры знакомых, а затем – своих соотечественников и ровесников Паоло и Франческу.

Он беседует с ними, желая понять, что стало причиной их любви. И Франческа открывает поэту, что перед изменой они читали книгу о Ланселоте (рыцаре Короля Артура, влюблённом в его жену и обвинённом ложно в измене с ней). Так Данте поднимает проблему о влиянии на личность литературы.

Второстепенные персонажи

Вергилий

Наставник и проводник Данте по загробному миру.

Тень великого поэта. Вергилий объясняет Данте, как лучше пройти через круги ада, какой избрать путь. Расстаётся с Данте, перепоручив его Беатриче.

Мифическое существо из первого круга ада.

Стражник, или посредник первого круга ада.

Минос

Демон со змеиным хвостом из второго круга ада.

Сторож второго круга ада, отсеивающий грешников по мере величины грехов.

Демон, стражник третьего круга ада.

Страж третьего круга, в котором обитают чревоугодники, обжоры и гурманы.

Плутос

Звероподобный демон, страж четвёртого круга ада.

Мифическое существо, охраняющее доступ в четвёртый круг ада, где наказываются грешники за проявление скупости и расточительства.

Демон, страж пятого круга Ада.

Злобное существо, перевозящее души грешников через Стигийское болото.

Мифические существа, стражи шестого круга ада.

Тисифона, Мегера, Алеккто, кружащие над шестым кругом ада.

Минотавр

Монстр, охранник седьмого круга ада.

Чудовище с телом человека и головой быка. Наказывает грешников, совершающих насильственные действия.

Герион

Великан, страж восьмого круга ада.

Огромное чудовище, у которого было шесть рук, шесть ног и крылья, а тело состояло из трёх человеческих тел. Охраняет восьмой круг ада, где наказывают за обман.

Люцифер

Трёхликое чудовище, воплощение зла.

Дьявол, посреди центра вселенной, имеет три пасти, которыми терзает самых главных грешников: Иуду, Брута и Кассия. Это падший с небес ангел огромных размеров со страшной внешностью, имеющий шесть крыльев и три лица.

Катон

Античный политик, хранитель горы Чистилище.

Его тень является олицетворением человеческой свободы. Покончил с собой, не пережив падения республики. Сделан стражем предчистилища за свою истинную преданность.

Беатриче

Возлюбленная Данте, его проводник по земному раю.

Олицетворение божественной любви, мудрости и откровения. Беатриче побуждает Данте к раскаянию и после этого, очистившийся и заново родившийся, он вознёсся в небесный рай.

В «Божественной комедии» Данте задействовано огромное количество персонажей, попавших в загробный мир, и, чтобы понять философскую глубину этого гениального произведения, необходимо изучать его полностью. Произведение даёт пищу для размышлений и заставляет каждого человека задуматься, как прожить свою жизнь.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Божественная комедия»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Божественная комедия»

для самых компанейских —

Главные герои «Божественная комедия»

Самые популярные материалы декабря для 8 класса:

Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка»

Авторское отношение к Мцыри

Сочинение «Образ Пугачева»

Характеристика Хлопова

Манеры Хлестакова

Портрет Пугачева в «Капитанской дочке»

Чиновники в комедии «Ревизор»

Характеристика Осипа

Актуальность комедии «Ревизор»

Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковского

Ад

Песнь первая

Лес — Холм спасения — Три зверя — Вергилий

1

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

4

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

7

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

10

Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.

13

Но к холмному приблизившись подножью,
Которым замыкался этот дол,
Мне сжавший сердце ужасом и дрожью,

16

Я увидал, едва глаза возвел,
Что свет планеты, всюду путеводной,
Уже на плечи горные сошел.

19

Тогда вздохнула более свободной
И долгий страх превозмогла душа,
Измученная ночью безысходной.

22

И словно тот, кто, тяжело дыша,
На берег выйдя из пучины пенной,
Глядит назад, где волны бьют, страша,

25

Так и мой дух, бегущий и смятенный,
Вспять обернулся, озирая путь,
Всех уводящий к смерти предреченной.

28

Когда я телу дал передохнуть,
Я вверх пошел, и мне была опора
В стопе, давившей на земную грудь.

31

И вот, внизу крутого косогора,
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.

34

Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз на крутизне опасной
Возвратным следом помышлял спастись.

37

Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный

40

Божественная двинула Любовь.
Доверясь часу и поре счастливой,
Уже не так сжималась в сердце кровь

43

При виде зверя с шерстью прихотливой;
Но, ужасом опять его стесня,
Навстречу вышел лев с подъятой гривой.

46

Он наступал как будто на меня,
От голода рыча освирепело
И самый воздух страхом цепеня.

49

И с ним волчица, чье худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет;
Немало душ из-за нее скорбело.

52

Меня сковал такой тяжелый гнет,
Перед ее стремящим ужас взглядом,
Что я утратил чаянье высот.

55

И как скупец, копивший клад за кладом,
Когда приблизится пора утрат,
Скорбит и плачет по былым отрадам,

58

Так был и я смятением объят,
За шагом шаг волчицей неуемной
Туда теснимый, где лучи молчат.

61

Пока к долине я свергался темной,
Какой-то муж явился предо мной,
От долгого безмолвья словно томный.

64

Его узрев среди пустыни той:
«Спаси, — воззвал я голосом унылым, —
Будь призрак ты, будь человек живой!»

67

Он отвечал: «Не человек; я был им;
Я от ломбардцев низвожу мой род,
И Мантуя была их краем милым.

70

Рожден sub Julio, хоть в поздний год,
Я в Риме жил под Августовой сенью,
Когда еще кумиры чтил народ.

73

Я был поэт и вверил песнопенью,
Как сын Анхиза отплыл на закат
От гордой Трои, преданной сожженью.

76

Но что же к муке ты спешишь назад?
Что не восходишь к выси озаренной,
Началу и причине всех отрад?»

79

«Так ты Вергилий, ты родник бездонный,
Откуда песни миру потекли? —
Ответил я, склоняя лик смущенный. —

82

О честь и светоч всех певцов земли,
Уважь любовь и труд неутомимый,
Что в свиток твой мне вникнуть помогли!

85

Ты мой учитель, мой пример любимый;
Лишь ты один в наследье мне вручил
Прекрасный слог, везде превозносимый.

88

Смотри, как этот зверь меня стеснил!
О вещий муж, приди мне на подмогу,
Я трепещу до сокровенных жил!»

91

«Ты должен выбрать новую дорогу, —
Он отвечал мне, увидав мой страх, —
И к дикому не возвращаться логу;

94

Волчица, от которой ты в слезах,
Всех восходящих гонит, утесняя,
И убивает на своих путях;

97

Она такая лютая и злая,
Что ненасытно будет голодна,
Вслед за едой еще сильней алкая.

100

Со всяческою тварью случена,
Она премногих соблазнит, но славный
Нагрянет Пес. и кончится она.

103

Не прах земной и не металл двусплавный,
А честь, любовь и мудрость он вкусит,
Меж войлоком и войлоком державный.

106

Италии он будет верный щит,
Той, для которой умерла Камилла,
И Эвриал, и Турн, и Нис убит.

109

Свой бег волчица где бы ни стремила,
Ее, нагнав, он заточит в Аду,
Откуда зависть хищницу взманила.

112

И я тебе скажу в свою чреду:
Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу,

115

И ты услышишь вопли исступленья
И древних духов, бедствующих там,
О новой смерти тщетные моленья;

118

Потом увидишь тех, кто чужд скорбям
Среди огня, в надежде приобщиться
Когда-нибудь к блаженным племенам.

121

Но если выше ты захочешь взвиться,
Тебя душа достойнейшая ждет:
С ней ты пойдешь, а мы должны проститься;

124

Царь горних высей, возбраняя вход
В свой город мне, врагу его устава,
Тех не впускает, кто со мной идет.

127

Он всюду царь, но там его держава;
Там град его, и там его престол;
Блажен, кому открыта эта слава!»

130

«О мой поэт, — ему я речь повел, —
Молю Творцом, чьей правды ты не ведал:
Чтоб я от зла и гибели ушел,

133

Яви мне путь, о коем ты поведал,
Дай врат Петровых мне увидеть свет
И тех, кто душу вечной муке предал».

136

Он двинулся, и я ему вослед.

Божественная комедия
2 стр. →
Страницы: 1                                        →Всего 100 страниц

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Боги и ангелы: описание и роль в произведении

Боги:

Бог Верховный: В произведении Божественная комедия Бог Верховный является главным персонажем. Он предстает перед Данте в последней части произведения и открывает ему свою божественную мощь и мудрость. Роль Бога Верховного заключается в направлении рассуждающих о судьбе грешников и праведников в Аду, Чистилище и Раю.

Ангелы:

Архангел Михаил: Михаил является одним из главных архангелов, который возглавляет армии Божьи и сражается против сил зла. В Божественной комедии Михаил выступает в качестве провожатого Данте по Раю, открывая ему тайны небесного царства и направляя его в путешествии.

Ангелы-хранители: Ангелы-хранители — это небесные существа, которые сопровождают человека на земле, охраняя его и провожая через жизненные трудности и искушения. В произведении они поддерживают Данте в его путешествии, защищая его от опасностей и направляя его по правильному пути.

Ангелы-вестники: Ангелы-вестники — это небесные посланники, которые передают Божьи указания и сообщения. В Божественной комедии они служат звено связи между Богом и человеком, направляя Данте и давая ему указания, как действовать на своем пути.

Боги и ангелы в Божественной комедии Данте — это символы божественной мудрости, милости и справедливости. Они представляют высшую власть и руководство в мире религии и морали, а также помогают Данте в его духовном путешествии и преодолении испытаний и грехов.

6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы

С шестого круга открывается нижний ад тяжких прегрешений. На этом уровне стоят стены города Дита. За ними видны городские башни, освещенные багряным пламенем адского огня. Вход охраняют сотни падших ангелов – соратники Люцифера. Над стенами летают три бледных, свирепых и кровавых Фурии с клубками змей вместо волос: Тисифона – Мстящая, Мегера – Ненавидящая, Алекто – Безжалостная. По их призыву появляется Медуза Горгона, взглядом оборачивающая в камень.

Стены города Дита

За воротами крепостных стен находится некрополь с горящими могилами. Все надгробия раскрыты и в раскаленных ямах страдают еретики, последователи ложных учений.

Шестой круг завершается скалами и глубоким обрывом, из которого доносится едкое зловоние.

Ранние годы жизни

Дата рождения Данте Алигьери достоверно неизвестна, но по косвенным указаниям в «Божественной комедии» и других сочинениях, это произошло в мае-июне 1265 года. Обряд крещения мальчика именем дypaнте состоялся 26 марта 1266 года.

По семейной легенде, предки поэта принадлежали к древнеримскому роду Эллизиев, основателей Флоренции. В то же время, документально подтверждено, что старшим в роде был участник крестового похода 1147-1149 годов рыцарь Каччагвида.

Отец поэта, Алигьеро ди Белинчионе, принадлежал к альянсу гвельфов, но не участвовал в бурной политической жизни Флорентийской республики. Первой его супругой была Бела Абати, мать Данте Алигьери. Она умерла, когда мальчику было десять лет.

Вскоре после cмepти первой жены в 1275 году, Алигьеро заключил новый бpaк с Лапе де Кьяриссимо Чиалуффи. В этом семейном союзе родились сводные брат и сестра Данте Алигьери Франческо и Гаэтана.

Об образовании и воспитании Данте Алигьери сохранилось немного фактов. Известно, что он много занимался дома и учился в школе при одном из монастырей родного города. Данте интересовался поэтами сицилианской школы, поэзией трубадуров, произведениями античных авторов, в том числе, Цицерона, Овидия, Вергилия.

В сфере его интересов входила религиозная философия. Данте штудировал сочинения Буэновентуры, Фомы Аквинского, участвовал в религиозных диспутах между доминиканцами и францисканцами. Большое влияние на поэта оказал философ и учёный Брунетто Латини.

Данте Алигьери, приписываемый Джотто, в часовне дворца Барджелло во Флоренции

4 круг ада: скупость и расточительство, вечный спор

Четвертый круг – пристанище душ, осужденных за неумение распоряжаться деньгами. Тут за противоположные грехи несут наказание расточители и скупцы. Их охраняет Плутос, который был когда-то богом богатства на греческом Олимпе, а затем низвергнут в ад и обращен в беса.

Страж Плутос

На входе Плутос встречает всех хриплыми угрозами. В этом круге транжиры и скупердяи обречены на вечное противостояние. От порочной жизни лица их стали не узнаваемы. Они бредут с воплями в громадном круговороте, толкая перед собой тяжелые глыбы. Толпы сталкиваются друг с другом в коротком бою и разбредаются в противоположные стороны. Выкрикивая на ходу и продолжая перебранку, грешники доходят до противоположной точки полукруга, снова вступают в драку. Так они движутся по кругу, толкают тяжести, сшибаясь в схватку и бесконечно споря.

Грешники и их наказание: описание и роль в произведении

В «Божественной комедии» Данте Алигьери описывает путешествие по подземному миру, где грешники наказываются соответствующим образом своим преступлениям. Само произведение разделено на три части: Ад, Чистилище и Рай.

Ад:

В Аде грешники подвергаются различным видам мучений, соответствующим их греховности. Они находятся в различных кругах, каждый из которых соответствует определенному виду преступления.

Например, предатели находятся в центральном круге Ада, называемом Кочевью, в самом глубоком и темном месте. Там они заморожены в льду до пояса или полностью, в зависимости от степени предательства. Некоторые из наиболее известных предателей, которых встречает Данте, — Юдa, продающий нареченного Иисуса Христа, и Мирто, предатель своего друга.

Также в Аду есть круги для карающихся гневливцев, блудников, жадных и скупых, гордынчивых и многих других грешников. Каждый круг имеет свои специфические методы наказания, отражающие грех, который они совершили.

Чистилище:

После преодоления Ада Данте и его проводник Виргилий попадают в Чистилище, место очищения от грехов перед восхождением в Рай. Здесь грешники испытывают свою боль и осознают свою вину, но имеют возможность искупить свои проступки через молитву и покаяние.

В Чистилище грешники не застряли вечно, как в Аде, но после того, как они отбывают свое наказание и исполняют свою исповедь, они освобождаются и могут пройти в Рай, чтобы достичь небесного блаженства.

Рай:

В Раю наказаний для грешников нет, здесь находятся только праведники, наслаждающиеся вечным счастьем и светом Божественной благодати. Рай является местом, где грешники, которые смогли исправиться и побороть свои недостатки, могут найти спасение и воссоединение с Богом.

Таким образом, грешники в «Божественной комедии» играют важную роль, их наказания и возможность искупления отражают моральные уроки и ценности, которые Данте хотел передать своим читателям.

Третий круг ада

Третий круг ада представляет собой круг греха гордыни и зависти. Здесь пылают души тех, кто считает себя величайшими, но теперь они несут свое наказание вечного пламени.

Персонажи Описание
Фарината дегли Уберати Тоска верхом на пламени.
Кавальканти де Кавальканти Тоска верхом на пламени.
Обормотино из Равенны Тоска верхом на пламени.
Франческа де’ Пазт Тоска верхом на пламени.

В третьем круге ада Данте также видит тошнотворного Муза Терпсихору, которая проказничала с Профетами Если, разорившись вскорости, но тошноты легла перед Гельфами на пылком склоне в том, что валит пламени. Только Гвидо Гизни, творивший потасовку в горах, несветлая травница, склонившаяся над слухами, сочинила мелодий многочисленных дружественных громов.

В третьем круге ада Данте также видит тошнотворного Муза Терпсихору, которая проказничала с Профетами Если, разорившись вскорости, но тошноты легла перед Гельфами на пылком склоне в том, что валит пламени. Только Гвидо Гизни, творивший потасовку в горах, несветлая травница, склонившаяся над слухами, сочинила мелодий многочисленных дружественных громов.

Чистилище.

Чистилище изображено в виде огромной крутой горы. Она возвышается в центре широкого океана. Нижняя часть горы — это еще Предчистилище. Собственно Чистилище располагается на верхней ее части. Семь уступов, или кругов опоясывают гору. Их семь — по числу смертных грехов. У врат Чистилища ангел начертит концом меча на лбу Данте семь латинских букв Р (начальная буква латинского слова «рессаtum» — «грех»). Постепенно, по мере подъема, одна за другой будут исчезать эти буквы. Это свидетельство нравственного очищения, которое происходит в душе героя.

Данте надеется, что его собственная душа после смерти будет именно в Чистилище. Он не считает себя достойным райских небес, но, вместе с тем страстно хочет не потеряться окончательно в земной греховности. Эта мечта Данте стала впоследствии знаменитой. Вспомним, как о Мастере М. Булгакова говорится, что после смерти он не заслужил света, но заслужил покой. Это тоже своеобразная литературная реминисценция из Данте. Конечно, М. Булгаков не повторяет буквально дантовского образа, тем более потому, что в православной культуре нет понятия Чистилища. Но обращение к такой аллюзии позволяет автору показать читателю, что герой романа как бы приобщается теперь к сонму великих и бессмертных творцов, таких, как Данте. Не зря ведь он — Мастер.

На плоской вершине чистилища располагается Земной Рай. Здесь Данте простится с Вергилием. Здесь вместе с первыми солнечными лучами появится перед героем сама Беатриче. Это кульминационная сцена и «Чистилища», и всей «Божественной комедии».

Изумительно красив и изощренно высчитан у Данте этот эпизод. Вспомним, как тщательно продумано появление Беатриче в символике числовых конструкций. «Все детали этой конструкции, в которой отразилась и Дантова философия числа, и философия композиции, и философия творчества, не только трудно описать, но и вряд ли можно обнаружить с исчерпывающей полнотой», — считает А. Л. Доброхотов. Но даже то, что мы знаем о числовой символике «Божественной комедии», считает исследователь, «достаточно для того, чтобы почувствовать, какие задачи ставил перед собой Данте. Подражая творцу вселенной, он соединяет число и ритм, звук и образ, страсть и рассудок, вещество и смысл».

Тридцатая песнь «Чистилища» — действительно смысловой центр произведения. Она находится в точке деления поэмы на две части по принципу, известному еще древним античным мастерам, — принципу «золотого сечения»

Это еще больше подчеркивает важность описанного в этой песни

Итак, Беатриче появляется вместе с рассветными лучами, она сама как бы являет собой этот свет. Она возникает в «легкой туче ангельских цветов» — белых лилий, символизирующих чистоту и целомудрие. Конечно, она одета в символические цвета:

В венке олив, под белым покрывалом,

Предстала женщина, облачена

В зеленый плащ и платье огне-алом.

Белый, зеленый и красный. Они символизируют высшие человеческие добродетели — веру, надежду и любовь. Вначале на пути героя страшными преградами вставали три порока: сладострастие (помните рысь?), гордыня (лев) и алчность (волчица). А теперь светлым залогом спасительной возможности вознесения к раю предстают три замечательных способности человека — способности верить, надеяться и любить.

Беатриче устремляет взор к солнцу, а Данте смотрит на его отражение в ее глазах, устремляясь таким образом вверх, к небесам. Начинается третий, заключительный этап его путешествия. «Этот необычный способ путешествия полон смысла. Взгляд возлюбленной открывает целый мир, но любимая Данте — это Небесная Мудрость, и в мире, где она обитает, царят разум, красота и добро».

Главные герои и их характеристика

Лирический герой (Данте) мужчина тридцати пяти лет, на момент начала повествования пребывающий в растерянности и сомнениях. Чтит Бога и искусства, к павшим грешникам же, как правило, не проявляет ни малейшего сочувствия. После погружения в пучину отчаяния во время путешествия по Аду проходит путь духовного перерождения, становясь мудрее и праведнее. Достигнув просветления и узрев высшее проявление божественного, приходит к выводу, что в основе всего сущего лежит любовь.
Вергилий древнеримский поэт, заточённый в первом круге Ада. Несмотря на своё языческое вероисповедание, становится исполнителем божественной воли, проводником и учителем для Данте. Во время путешествия проявляет твёрдую натуру, не боится никаких трудностей, даже чудовищ преисподней. Символизирует собой искусство.
Беатриче умершая возлюбленная героя, воплощает в себе недостижимый идеал писателя, ту самую любовь, которая придаёт всему бытию смысл.
  1. Жизненный путь – весь сюжет поэмы является аллегорией на человеческую жизнь. Герой Данте сбивается с жизненного пути, оказывается в одиночестве, не понимая, куда идти дальше. Ад символизирует собой человеческое падение, потерю всяких моральных ориентиров, погружение во мрак и отчаяние. Однако, достигнув самого дна, герой входит в Чистилище и вступает на путь очищения от своих пороков. Вступление в Рай символизирует окончание перерождения героя, осознание им истины. Ведут же его по этому непростому пути искусство в лице Вергилия и любовь в лице Беатриче.
  2. Религия – религия является тем стержнем, на котором держится сюжет романа. Христианская вера у Данте стоит во главе всего мирского, только истинные христиане в его поэме достойны рая, а все иноверцы обречены на вечное прозябание в Аду. Однако характерным штрихом является то, что учителем и проводником для героя поэмы становится не душа христианина, а дух язычника Вергилия. Это роднит Алигьери с деятелями Возрождения, ведь красоту и искусство он ставит выше религиозных догматов.
  3. Искусство – воплощением искусства в романе выступает поэт Вергилий, именно он становится проводником героя через Ад и Чистилище. Таким образом писатель показывает, что именно искусство может сначала спасти человека от падения во тьму, а потом помочь ему пройти через очищение и избавиться от своих пороков и в итоге подвести его божественному началу.
  4. Любовь – с воплощением любви – Беатриче, герой Данте сталкивается, только переступив Райские врата. С этого момента он становится на путь познания и просвещения, и именно любовь к человечеству и Богу ведёт его к озарению. В итоге герой приходит к выводу, что именно любовь, которая помогла ему не сломаться по пути через Ад и Чистилище, а потом провела его по Раю, является центром всего и ответом на все вопросы.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Сервантес Дон Кихот кратко и по главам

    Герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», созданный испанским писателем Мигелем Сервантесом, – обедневший дворянин, который мечтает стать рыцарем. Начитавшись рыцарских романов

  • Краткое содержание Носов Белый гусь

    Главным героем в рассказе является гусь, который, в самом начале, кажется читателю довольно зазнавшимся. Гусь считает себя самой главной птицей в деревне, он всегда ходит с высоко поднятой шеей, с чистыми перьями и адмиральской походкой

  • Краткое содержание Вампилов Старший сын

    Поздним весенним вечером два молодых человека — Сильва и Бусыгин — под аккомпанемент гитары провожают домой подружек, с которыми познакомились этой ночью. Надеясь на их гостеприимство, следуют до подъезда

  • Краткое содержание Пушкин Гаврилиада

    Начинается поэма с обращения Пушкина к прекрасной деве, чью «земную» красоту он хотел бы сохранить. К сожалению, в мире всё так мимолётно.

  • Краткое содержание Житков Мангуста

    Рассказ Бориса Житкова «Мангуста» повествует о жизни на корабле двух мангуст. Один из моряков, находясь в плавании, мечтал завести себе мангуст.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: