Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
Тема
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
- нравственной;
- психологической;
- социальной;
- философской.
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
- анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
- психологическая (выбор человеком своего пути);
- всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
- философская (добро и зло, вера и отрицание).
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Идея
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
- Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
- Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
- нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.);
- психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад);
- социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком);
- философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни).
Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.
- Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.
- Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным?
Как определить тему текста
Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:
Попробуй пересказать текст в 1 — 3 предложениях. Это и будет тема текста.
Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 — 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.
Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.
«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.
«Полюби ближнего, как самого себя» — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. «Люби ближнего» значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»
Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.
Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.
Что такое главная мысль текста?
Главная мысль текста или основная идея рассказа — это основная мысль или сообщение, которое автор хочет донести до читателя. Это то, про что автор хочет рассказать читателю. Обычно она выражена целым предложением.
Понимание темы и главной мысли текста помогает детям установить более глубокую связь с рассказом. Узнав и вычленив из текста тему и основную мысль, они могут оценить послание автора и глубже сопереживать героям. Часто дети не могут различить тему и основную мысль, путаясь в понятиях. Чтобы ребёнок не задавался вопросами: «Что значит тема текста и чем она отличается от идеи?», нужно научить его различать эти определения.
Пример 5.
«— Карр! — Ворона прилетела
На дубовый сук.
— Карр! — Другая рядом села,
В бок соседку — тюк!
— Карр, соседка, купим сани,
Коли гроши есть в кармане.
Будем ездить мы с тобой
В Прагу из Либани»
(Самуил Маршак)
Тема этого рассказа: «Вороны».Главная мысль рассказа: «Разговор ворон о поездке».
Пример 6.
«Кошки — очаровательные существа. Они известны своей независимостью, ловкостью и загадочным характером
Неважно, рыщут ли они в высокой траве или уютно устроились в уголке, кошки всегда привлекают наше внимание»
Тема этого рассказа: «Кошки».Основная мысль: «Кошки — очаровательные существа». Вспомогательные детали, такие как описание качеств, подкрепляют эту главную мысль
Понимание главной идеи помогает детям сосредоточиться на наиболее важной информации и запомнить ключевые детали во время чтения. Позже этот навык пригодится им в написании изложений и сочинений
Лайфхак. Побуждайте ребёнка задуматься об уроках или ценностях, которые передаются в прочитанных им историях. Задавайте вопросы типа: «Как ты думаешь, что автор хочет, чтобы мы узнали из этой истории?» или «Почему эта тема важна в реальной жизни?».
Автор и его герой
Мысль о том, что каждый герой каким-то образом связан с личностью самого автора, кажется совершенно естественной. Это исходит из того, что писатель формирует литературный образ своего героя на примере своего личного опыта, используя свои внутренние исследования в плане психологии человека и общества.
Поэтому фигуры «автора» и «героя» всегда тесно взаимосвязаны. Но не всегда герой определяется как отражение самого автора, само по себе это утверждение не может быть до конца верным. В образе зачастую присутствует художественный вымысел, и индивидуальный авторский взгляд на самого себя, поэтому автор не всегда отражает себя в собственных героях.
Зачастую герои – носители определенных личностных качеств и характеристик, которые помогают автору раскрыть главные проблемы своего времени и поднять актуальные темы для определенного общества.
А как понять проблему в тексте и позицию автора?
В сочинении для ЕГЭ по русскому языку нужно сформулировать проблему текста и отразить позицию автора.
Казалось бы, при чём здесь тема и главная мысль? Всё просто: без них ничего не выйдет.
Сначала нужно понять о чём в принципе текст. Только так получится правильно определить проблему и позицию автора.
Проблема — это важный вопрос, который автор ставит перед читателем. Чаще всего главная мысль — это ответ на тот самый вопрос, который и будет проблемой текста.
В нашем примере про любовь к ближнему главная мысль — нельзя заставить себя полюбить другого человека, а проблема — как же тогда полюбить ближнего?
Когда получилось найти тему, главную мысль и проблему текста, переходи к позиции автора. Теперь определить её должно быть легко.
Позиция автора — это то, как он отвечает на проблемный вопрос. Можно вернуться к главной мысли и проследить, как автор развивает её в тексте. Развитие главной мысли и будет позицией автора к проблеме текста.
Быстро находить проблемы текстов и формулировать позиции авторов помогут постоянные тренировки. Иногда сложно? Это нормально. На ЕГЭ бывают такие тексты, что никак не разобраться, о чём они и что хотел сказать автор.
Приходи к нам в онлайн-школу «СОТКА» — будем тренироваться на самых сложных примерах, чтобы у тебя получилось написать сочинение на максимум баллов!
Объективное и субъективное в литературе
Объективность и субъективность в литературе рассматривается с двух сторон – со стороны автора и того, кто читает литературное произведение. Но что же представляет собой понятие объективного? Это то, что существует независимо от субъекта и то, что принято считать общепринятым и всеобщим.
Поэтому когда имеют в виду объективность в контексте литературного произведения, то говорят о произведении как таковом, независимо от читателя, это – авторская позиция, его мысли и идеи, которые тоже не зависит от личности читателя. И по этой причине каждое литературное произведение обладает подобной объективностью.
Теперь необходимо рассмотреть это с другой стороны – со стороны личности читателя. Это означает, что литература невозможна и без субъективного восприятия. Каждый читатель воспринимает художественное произведение субъективно, то есть проецирует поднятые в произведении темы и события на свой внутренний мир и на свое сознание.
Его впечатление от прочитанного во многом зависит именно от его мировосприятия. Объективное и субъективное в литературе представляет собой с одной стороны – объективную информацию, которая изложена в произведении, с другой – субъективное восприятие этой информации самим читателем.
И тогда становится очевидно, что объективное и субъективное в литературе не может существовать друг без друга – возможно лишь преобладание чего-то одного. А задача литературы, как школьного предмета, научиться находить баланс и компромисс между двумя этими гранями – объективного и субъективного.
3. Анализ поэтического произведения
План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению: Время (место) написания, история создания; Жанровое своеобразие; Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); — Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: Композиционные решения; Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; Ритм, строфика, графика, их смысловая роль; Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные — любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.
Анализ поэтического произведения (схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство; Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); — определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная); — определить организацию (композицию) лирического произведения; — определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое); определить лексический рисунок (просторечие, книжно — литературная лексика…); — определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение); — определить звуковой рисунок; — определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).
Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; — определить своеобразие и активность использования тропов.
ЭПИТЕТ — художественное определение; СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ — скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА — художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
— риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; — повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; — антитезы – противопоставления;
Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — Аллитерация – повторение согласных звуков; — Ассонанс – повторение гласных звуков; — Анафора — единоначалия;
Композиция лирического произведения
Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Чему учит?
Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.
Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.
Что такое текст?
Прежде чем вычленять тему и главную мысль текста нужно определить, что такое текст.
Текст — два или более предложений, которые идут в определённом порядке и связаны общей темой и идеей.
Пример 1. «Вася весело играет с мячом. Париж — столица Франции. Бабушка печёт вкусные пирожки».
Пример 2. «Вася весело играет с мячом. Олег хочет поиграть с Васей. Вася не против и теперь мальчики играют в футбол».
В первом примере три предложения, но они не связаны по смыслу, таким образом, мы не можем назвать их текстом. Во втором примере, предложений тоже три, но они связаны и порядком повествования и по смыслу, поэтому во втором примере текст.
Подготовка к ЕГЭ — универсальный справочник
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.
Пафос (от греческого pathos — страсть, чувство) — эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение или отдельные его части. Например, известный критик Белинский считал, что пафос «Мертвых душ» Гоголя — это созерцание жизни «сквозь видный миру смех» и «незримые, неведомые ему слезы».
Тема (от греческого thema — то, что положено в основу) — совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем.
Термин «тема» в литературоведении используется в разных значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении. Наиболее убедительным является понятие темы как фундамента художественного произведения — того, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Например, темой «Капитанской дочки» Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тему не следует путать с содержанием произведения. Содержанием «Капитанской дочки» является история взаимоотношений Гринева с Пугачевым, Машей Мироновой, Швабриным.
В литературном произведении может быть не одна, а несколько тем. В таком случае, как правило, можно выделить главную тему, которая определяет единство всего произведения, и частные темы, разрабатывающие отдельные стороны этой главной темы. Например, главной темой романа «Анна Каренина» сам JI. Н. Толстой считал «мысль семейную», то есть показ семейных отношений на широком общественном, историческом фоне 1860-х годов. Частными же темами является показ семейных отношений в дворянской и крестьянской среде. Совокупность главной и частных тем составляет тематику произведения.
Идея — основная мысль произведения. Идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир. Чтобы определить идею, необходимо тщательно и всесторонне проанализировать все стороны произведения. Например, идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единства Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных войн. Чтобы определить ее, необходимо проанализировать все уровни художественного текста: композицию, образную систему, проблематику и т. д.
Проблематика — совокупность проблем, которые поднимаются в произведении. Проблема— основной вопрос, выдвинутый темой произведения. У многих писателей в художественном произведении переплетаются разные проблемы. Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема воспитания, проблема крепостного права и проблема государственной власти. В крупных эпических и драматических произведениях наряду с основной могут выделяться частные проблемы.
Проблематика бывает социальной, идейно-политической, философской, нравственной. Так, в романе Достоевского «Преступление и наказание» следует рассматривать социальные проблемы (герои — люди из разных слоев общества, Петербург показан как город социальных контрастов), нравственно-философские (проблема добра и зла, веры и неверия), религиозные (христианский идеал смирения, выраженный в философии жизни Сони Мармеладовой).
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.
Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.
Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.
Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).
Поделиться ссылкой
Сюжет и композиция
Рассказ представляет собой диалог профессора и опоздавшего на экзамен студента. Действие рассказа занимает примерно столько же времени, сколько читатель его читает. Рассказ написан в 1960 г., а описывает события примерно 10-летней давности, что не характерно для творчества Шукшина (обычно он писал о современниках).
Экспозиция рассказа отсутствует. Только по контексту и по названию можно догадаться об обстоятельствах диалога.
Сюжет рассказа прост. Студент-заочник плохо готов к экзамену, потому что у него «срочный заказ был». Строгий профессор упрекает студента в том, что он не читал «Слово о полку Игореве», а только предисловие. Когда профессор узнаёт, что юноша воевал и был в плену, он просит рассказать подробно о побеге из плена, но молодой человек немногословен.
Затронув важную для себя тему, профессор суетится, потом смущается от этого. Напоследок он напутствует студента, склоняя его прочитать «Слово…», и даже дарит свой экземпляр книги, подписывая его: «Учись, студент». Оказывается, профессор поставил студенту «плохо», несмотря на разговор по душам. Неожиданный конец рассказа сближает его с новеллой. Концовка у рассказа почти романная. Оба героя изменились внутренне в процессе общения, но каждый связан жизненными обстоятельствами и не изменит своей жизни.
Заголовок – это и тема, и основная мысль рассказа. Выдержали ли герои трудный жизненный экзамен, осталась ли чистой их совесть, не изменили ли они себе?
Как определить главную мысль текста
Главная мысль текста — это то, что автор хочет донести до читателя. Чтобы определить главную мысль, нужно ответить на вопрос: «Что говорит автор по теме текста?»
Вернёмся к примеру выше. Мы уже определили, что тема текста — любовь к ближнему. Что автор говорит о ней? Что нельзя заставить себя полюбить другого человека. Это мысль звучит в начале текста и развивается в следующих предложениях.
Обрати внимание: мы разобрали тему и главную мысль на примере небольшого фрагмента. Если на ЕГЭ тебе попадётся текст, который начинается как наш пример — не торопись использовать этот разбор! Чтобы определить тему и главную мысль, нужно анализировать весь текст, а не отдельный кусочек
Сейчас читают
В Древнем греческом городе Афины живет известный мастер Дедал. Он славится своими прекрасными картинами и скульптурами, архитектурными сооружениями, а также на его счету множество изобретений
Карло Гоцци был рожден 13 декабря 1720 года в Венеции, в патрицианской семье. Родственник известной, но разорившийся семьи. Граф Гоцци начинал свое успешное продвижение в области литературы будучи военнослужащим
В пансионе для сирот на соседних кроватях проживают три мальчика Нельгин, Аминов и Юрьев. У всех разные характеры. Юрьев – болезненный и слабый мальчик. Он иногда плачет и не умеет драться.
История, показанная в этой опере, полна любви, которая разрушает жизни. Происходят все события в 18 веке.
Мальчик Боба знал, что со слоном можно дружить, как с человеком. У него был такой друг – слон Бобош. Они познакомились в зоопарке, где жил слон, и с тех пор были неразлучны. Каждый день Боба приходил к вольеру поиграть со слоном
Герои рассказа
Профессор Григорьев – строгий и принципиальный человек. Он принял экзамены у множества студентов, но признаёт индивидуальность каждого. Профессор наблюдает течение жизни в произведениях литературы, в городе за окном, но сам как будто не живёт. Мир вокруг него торопится, а профессор всё больше думает и рассуждает.
Постепенно в диалоге профессор проявляет свои негативные качества. Рассердившись, профессор сохраняет убийственное спокойствие, но его отношение к студенту меняется. Он начинает издеваться, злиться, досадовать, но при этом и жалеет парня.
Когда профессор узнаёт, что студент был в плену, его отношение снова меняется. Он начинает подробно расспрашивать о «психологическом моменте» пленения, пытаясь нащупать «человеческое» в студенте.
Профессор – сноб. Он совершенно уверен, что студент деревенский, на том лишь основании, что тот плохо учится. Узнав, что студент – горожанин, профессор принимает его почти как равного и изливает ему душу. Старик рассказывает свой секрет: когда он бывает в Киеве на Подоле, ему открываются тайны прошлого. Он как будто был участником ратных подвигов, знает, что чувствуют люди в плену, как надо снимать часовых…
Профессор в военном деле оказывается совсем неопытным. Он, всегда чувствующий свою причастность к «великой литературе», вдруг оказывается непричастным к войне.
Поставив в зачётку «плохо», профессор восстановил первоначальный порядок вещей, подкрепив его надписью на книге о том, что надо учиться и это тоже нелёгкое дело. Студенту предстоит ещё раз встретиться с профессором, который даже не потрудился узнать имя парня.
У студента-заочника нет имени. Если внешность профессора не важна в рассказе (только подчёркивается его старость), то студент, которого герой видит глазами экзаменатора, описан подробно: «Рослый парняга с простым хорошим лицом… Глаза правдивые и неглупые», «строгое, крепкой чеканки лицо», пальцы толстые и грубые. С первых слов мы узнаём, что студент много работает, не успевает читать литературу. Он волнуется, отвечая билет, ему стыдно отвечать плохо.
Но студент не терпит грубого отношения к себе и вежливо, но решительно прерывает профессора: «Не надо так». Студент настойчив, просит профессора спросить у него ещё что-нибудь и на теоретические вопросы отвечает правильно. Профессору он представляется таким, каким мог быть автор «Слова о полку Игореве».
Студенту неприятно говорить о пленении и побеге, он отвечает односложно, но вежливо
Молодой человек делает важное дело в современной жизни, как делали его герои и автор «Слова…», но текст он не читал и ошибку свою осознаёт. Оценка «плохо» — это единственная оценка, которую может принять его совесть, и мудрый профессор, который всё знает о проходящей мимо него прошлой и настоящей жизни, понимает это