О книге А. И. Куприна Кадеты На переломе
МАЛЬЧИКИ-КАДЕТЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ
Блестяще написанная автобиографическая повесть Александра Куприна «На переломе (Кадеты)» оставила, между тем, весьма тягостное впечатление, так как в ней рассказано о событиях безрадостных и печальных. Мальчика, воспитанного в благополучной семье, очень доброго, домашнего, ранимого, привыкшего доверять людям, отдают на учёбу в кадетский корпус (военную гимназию) – суровое учебное заведение, где царят дикие порядки и законы. Вот тогда-то и происходит крутой перелом в его жизни. Под воздействием обстоятельств Миша Буланин постепенно превращается в злого, отчаянного, затравленного подростка, жизнь которого безжалостно изломана жестокими взаимоотношениями среди кадетов.
Доброе дело
— Я весь позолоченный, — молвил Счастливый Принц. — Сними с меня золото, листок за листком, и раздай его тем, кто нуждается. Люди, покуда живут, думают, что в золоте счастье.
Листок за листком Ласточка снимала со статуи золото, покуда Счастливый Принц не сделался тусклым и блеклым. Листок за листком раздавала она его чистое золото бедным, и детские щеки розовели, и дети начинали смеяться и затевали на улицах игры.
— А у насесть хлеб! — кричали они.
Потом пришел снег, а за снегом пришел и мороз. Как серебряные сделались улицы, сверкающие и блестящие; сосульки, как хрустальные кинжалики, повисли на крышах домов; все закутались в шубы, и мальчики в красных шапочках катались по льду на коньках.
Ласточка, бедная, зябла и мерзла, но Принца не хотела покинуть, так как очень любила его. Она украдкой подбирала у булочной крошки и хлопала крыльями, чтобы согреться. Но наконец она поняла, что настало ей время умирать. Только у нее и хватило силы — в последний раз взобраться Принцу на плечо.
— Прощай, милый Принц! — прошептала она. — Ты позволишь мне поцеловать твою руку?
— Я рад, что ты наконец улетаешь в Египет, — ответил Счастливый Принц. — Ты слишком долго здесь оставалась; но ты должна поцеловать меня в губы, потому что я люблю тебя.
— Не в Египет я улетаю, — ответила Ласточка. — Я улетаю в обитель Смерти. Смерть и Сон не родные ли братья? И она поцеловала Счастливого Принца в уста и упала мертвая к его ногам. И в ту же минуту страшный треск раздался у статуи внутри, словно что-то там разорвалось. Это раскололось оловянное сердце. Воистину был жестокий мороз.
Оскар Уайльд — Преданный Друг
1,276 0
Однажды утром старая Водяная Крыса высунулась из норы. Утка учила своих детей стоять внизголовой в пруду («Если вы не научитесь стоять на голове, вас никогда не примутв хорошее общество»). Водяная Крыса. «Любовь конечно вещь хорошая, но дружба кудавозвышеннее… Преданный друг должен быть мне предан». Тогда Коноплянка начала историюо Преданном Друге.Жил-был славный паренек Ганс. Он ничем таким не отличался, разве что добрым сердцеми забавным круглым веселым лицом. Был у него садик, который он очень любил и где выращивалцветы. У Маленького Ганса было множество друзей, но самым преданным был Большой Гью-Мельник.Богатый мельник был настолько ему предан, что всякий раз проходя мимо набирал огромный букетцветов или набивал карманы плодами.
«У настоящих друзей должно быть все общее», — говорилон. А Ганс записывал всю теорию дружбы тщательно в тетрадочку. Естественно мельник никогданичем не отблагодарил Ганса. Зимой он его никогда не навещал («Когда человеку приходитсятуго, его лучше оставить в покое») и не звал к себе («…на свете нет ничего хужезависти, она любого испортит….Я ему друг и всегда буду следить, чтобы он не подвергалсясоблазнам».)Наконец настала весна и Мельник пошел к Гансу за первоцветами. Ганс хотел продатьих и выкупить тачку, которую пришлось заложить зимой. Но мельник забрал все цветы (корзинабыла огромна) и предложил Гансу подарить свою тачку, правда она была очень сломана. Ганс сказал,что у него есть доска, и он починит тачку.
Тогда мельник попросил Ганса, как истинногодруга, которому он собирается подарить тачку, отремонтировать этой доской дыру в своей крыше.Ганс конечно же согласился ради друга. Мельник начал просить его о других «услугах», ведьон подарит ему тачку. Ганс на все соглашался, а в своем саду он просто не успевалработать.Однажды ночью у мельника заболел ребенок. Нужно было идти за доктором, а на улицестрашная буря. Мельник попросил Ганса, но даже фонаре ему не дал («…фонарь у меня новый,вдруг с ним что-нибудь случится?»). На обратном пути Ганс сбился с дороги и утонулв болоте. Все пришли на похороны Ганса, потому что все его любили. Но больше всех горевалМельник («Я ведь уже, можно сказать, подарил ему свою тачку и теперь ума не приложу,что мне с ней делать.
Дома она только место занимает, а продать — так ничего не дадут,до того она изломана. Впредь буду осмотрительнее. Теперь у меня никто ничего не получит.Щедрость всегда человеку во вред».)Водяная Крыса не поняла истории и ушла к себе. «Боюсь, она на меня обиделась, —сказала Коноплянка. — …я рассказала ей историю с моралью. — Что вы, это опасное дело! —Утка.».
Сочинение Как я однажды спас котенка
Однажды, возвращаясь домой из школы, я услышал лай собак. Стая дворняжек столпилась в кучу и отчаянно лаяла. Подойдя ближе, я увидел маленького котенка. Разъяренные псы хотели его разорвать. Мне стало жалко котенка, я решил его спасти. Подойти и просто его забрать, не получилось. Озверевшие псы не подпускали меня близко. Было страшно, но еще страшнее было представлять, что ожидает котенка. Маленький серенький комочек жалобно мяукал, и дрожал от страха. Осмотревшись вокруг, я увидел палку. Вооружившись, я пошел на стаю бродячих псов. Хорошо размахнувшись, я ударил палкой по земле. Ошарашенные собаки разбежались в разные стороны. Я взял котенка на руки, он печально смотрел на меня, из передней лапки бежала кровь. Было не понятно, как он получил эту рану, либо постарались собаки, или он сам за что-то зацепился и травмировался. Я прижал комочек к груди и поспешил домой.
Дома, я показал маме свою находку. Она осмотрела котенка и забинтовала ему лапку. Мама сказала, что не надо было так рисковать, собаки могли бы меня покусать. Нужно было просто позвать взрослых, а папа меня похвалил, сказал, что я настоящий герой.
Котенок продолжал жалобно мяукать и хромать на одну лапку. Мы решили показать малыша ветеринару. Я и папа поехали в клинику. Там было очень много людей со своими питомцами. Дождавшись своей очереди, мы показали котенка врачу. После осмотра выяснилось, что травма не серьезная, и он скоро поправится. Получив рекомендации по лечению, мы отправились домой. Папа решил оставить котенка, все равно у нас не было никаких домашних животных. Так у нас появился питомец.
Котенок быстро шел на поправку. Я назвал его Барсик. В скором времени он освоился в нашей квартире и вел себя, как настоящий хозяин. Хромота практически прошла, и Барсик весело носился по комнатам. С котенком, наша скучная жизнь наполнилась радостью. Все домашние полюбили Барсика.
Вспоминая тот день, когда я спас котенка, я думаю, что правильно поступил. Промедли я несколько минут, его бы уже не было в живых. В тот момент, жизнь котенка была важнее, чем моя собственная.
Люди! Не проходите мимо животных, которые нуждаются в помощи. Кто кроме нас может их спасти.
Особенности сказок Уайльда: чем его русалка отличается от диснеевской Ариэль?
Их немного: Счастливый Принц, Соловей и роза, Великан-эгоист, Преданный Друг, Замечательная ракета, Молодой король, День рождения Инфанты, Рыбак и его Душа, Мальчик-звезда. Каждая из них полна своеобразного очарования и повествует о сильных, возвышенных чувствах. Сказки настолько смело и уверенно отличаются от общепринятого образца, существующего в британской литературе того периода, что их нельзя приравнивать к «Золушке» или «Спящей красавице», которые так пересахарили в переводах, Диснее и новых интерпретациях. Во –первых, Уайльд обогатил и расширил образную систему сказки: герои нетипичны и осмысленны, а характеры их неоднозначны, полихромны. Он считал, что даже ребенок может различить оттенки и полутона. Во-вторых, в некоторых сказках очерчивается психологизм («День рождения Инфанты», «Молодой король»), появляется портретная характеристика героев («День рождения Инфанты»). В-третьих, писатель экспериментирует с композиционной схемой, она упрощается («Рыбак и его душа»), а хронотоп, напротив, усложняется и обрастает новыми топосами. Наконец, раздражающе приторный фантастический элемент сводится к минимуму и сменяется реалистическим подтекстом сказочных событий («Мальчик-звезда», «Молодой король»).
Сильная сторона творчества Уайльда (ироническая подача) проявилась и в его сказках. Например, «Мальчик-звезда» написан очень едко. Ирония сквозит не столько в репликах героев, сколько в психологических тонкостях их натуры. В «Счастливом принце», например, прекрасная незнакомка, ради которой были принесены такие жертвы, оказалась примитивной, расчётливой мещанкой. Автор не позволил себе высказываться в таком тоне, но ясно дал понять, кто она, сдерживая ироническую усмешку.
Развязка магических хитросплетений происходит благодаря усилиям героев, которые осознали и поняли что-то важное, пережив приключение. Сверхъестественное нематериально, оно, как приходящая и уходящая мысль, фантазия, что завладевает всем существом против воли, но так же внезапно уходит восвояси
Начало и финал всегда реалистичны, они же первичны, так как главные события происходит в действительности.
Имена героев, что называется, говорящие: Мальчик-звезда высокомерен и равнодушен к людям, Карлик – жалкий горбун, а Мальчик-звезда окружен богатством.
Кстати, о героях: появляются интересные, нешаблонные образы, например, социальные типы или античные герои. Традиционные говорящие зверушки и феи с лешими фаршированы современными мыслями и провозглашают расхожие человеческие истины, как торговцы сукном в трактире. Главные действующие лица уже обладают полноценными характерами, определяющими и направляющими сюжетную линию. Поэтому часто бездушная и суровая действительность в финале оглушает читателя, ободренного обещанной сказочностью.
Как обычно, чудеса приходят в дома, дворцы, леса, но Уайльд приводит их в храмы, на кладбища и в отдельные комнаты дворца (тронный зал, например). Привычная подача высшего света как духовного и нравственного меняется, теперь идеализируются бедняки, а средний класс –серединка на половинку. Наблюдается функциональное объединение и обособление нескольких мест действия в единый образ, характерно окрашенный для читателя. Маленькие мирки находятся в оппозиции друг к другу: уют и безмятежность интимного домашнего пространства переходят в нейтральность сада или дворца и, наконец, во враждебность (часовня).
Каждой фольклорной черте в сказках Уайльда присуща психологическая трактовка, подчас весьма забавная. Так, например, ведьма откликается на просьбу рыбака, как и положено, но причина не замалчивается автором: ее мотивирует эгоизм. Счастливый принц начал мучиться угрызениями совести за свою безмятежную жизнь вдали от народа только тогда, когда вынужден был смотреть на него день за днем в облике статуи.
Все вышеперечисленное, скорее, отвечает на вопрос «как?», а не «о чем?». Рассмотрим некоторые примеры с другой точки зрения.
Особенности второй части поэмы
Вторая глава произведения раскрывает перед читателем всю прелесть картины, связанной с весенними луговыми работами. Сюжет от зимнего периода года плавно переходит к весеннему пейзажу – это формирует логичное повествование. Так как именно весна идет после зимы, согласно природному календарю. Именно эти строки показывают весь глубинный характер русского народа, совмещенный с обычными трудовыми будними днями. Сергей Есенин, как большинство классиков начала ХХ века, старается максимально четко передать эти особенности, чтобы читатель смог по-настоящему понять исконно русскую душу.
В строках описана и богатырская удаль молодых людей, и способность достойно веселиться в минуты отдыха, и врожденная сердечность. Автор показывает, что настоящая русская душа тепло относится ко всему, а деревенские парни и девушки гармонично сливаются с природой.
В строках используется выразительное сравнение, яркие и четкие метафоры, которые запоминаются после первого же прочтения. К примеру, угли-очи или подкованные брови. Именно здесь прослеживается мастерство автора – он сумел максимально лаконично передать читателю задор, который есть как в жизни русского народа, так и в его творчестве.
Счастливый принц и другие сказки
Ход урока Вступительное слово: — Я рада, что сегодня мы еще раз все вместе приоткроем дверь в сказку и отправимся в гости к английскому писателю Оскару Уайльду. А так как в гости принято ходить к близким людям, я предлагаю вам незамедлительно познакомиться с этим интересным человеком. На какие вопросы вы бы хотели получить ответ у писателя? Вот и его портрет. Работа с портретом писателя? Что вы можете сказать об этом человеке? Насколько, по-вашему, образам своих современников соответствует Оскар Уайльд? Есть ли отличия? Биографическая справка — Представьте, что вам дано задание написать статью о жизни и творчестве О. Похожий принцип используется в Википедии?
«Русь советская», анализ стихотворения Есенина
Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского. а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.
Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.
Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение «Русь советская». написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.
Само название – «Русь советская» — звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и – сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина — «В хате». «С добрым утром!». «Берёза» .
Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни». «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись»
«хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп». Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны. Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна»
а его «поэзия здесь больше не нужна». и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:
Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна». а его «поэзия здесь больше не нужна». и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:
Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?
Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».
Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .
А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита». Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом». а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю». но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.
Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён» (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать Всем существом в поэте
Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».
Безнаказанность жестокости
Сказка «Счастливый принц» Оскара Уайльда раскрывает тему безнаказанности жестокости, показывая негативные последствия такого поведения.
В начале сказки принц жил светлой и богатой жизнью в своем дворце, но после смерти его отца все изменилось. Погрузившись в мраморный статус, он стал обреченным наблюдателем бед и страданий, происходящих в его городе. Принц становится свидетелем бесчисленных жалоб, несправедливостей и жестокостей, которые испытывали обычные люди.
Сказка описывает различные примеры жестокости и безразличия к страданиям других: голодные дети, замерзающая свинья, слепая девочка, и многие другие. Автор показывает, как неведомым образом справедливость и сострадание отсутствуют в этом мире, где принц изначально является символом благородного и щедрого поведения.
Величайшая жестокость показывается в сюжете, когда жители города воспринимают принца только как источник драгоценных материалов. Трагическая безнадежность и безразличие людей к страданиям других является центральной идеей сказки. Используя сказочные элементы, Оскар Уайльд передает глубину и остроту проблемы безнаказанности жестокости и ее деструктивного влияния на общество в целом.
Через историю принца, автор напоминает читателю о важности сострадания, сочувствия и доброты. Он подчеркивает, что безнаказанность жестокости приводит только к разрушению и пустоте
Через персонажа принца, который отдает все свои драгоценности, чтобы помочь людям в нужде, сказка возвышает идею о том, что истинное счастье достигается через дела сострадания и любви к другим.
Замечательная ракета
Все готовились к свадьбе принца и принцессы-красавицы, которую привезли из далекой России. Придворный Инженер в дальнем конце сада готовил все к феерверку (русская красавица никогда не видела феерверков). Петарда, Римская Свеча и Огненная Карусель обсуждали мир. Карусель, в молодости влюбленная в елочную шкатулку, считала, что любовь умерла, Петарда видела мир прекрасным, а Римская Свеча считала его слишком большим.
Резким кашлем на себя обратил внимание Патрон, привязанный к длинной палке. В его длинную и очень себялюбивую речь никто не могу вставить и слова: он считал себя выше всех (принцу повезло, что свадьбу назначили в день запуска Патрона), других называл грубиянами
На все увещевания остаться сухим, ибо это главное для их брата, Патрон отвечал, что выбирает рыдать. Конечно, когда все заряды взлетели к небу, вызвав смех принцессы, отсыревший Патрон молчал, и на следующий день дворники выбросили его в канаву.
Мальчишки, собиравшие хворост, бросили грязный шест в огонь, чтобы согреть воду в котелке. Патрон взорвался, но мальчики даже не проснулись. Палка упала на спину Гусыне, которая пустилась наутек, а Патрон погас, успев сказать: «…знал, что произведу фурор».
Счастливый Принц
Покрытая золотом и драгоценными камнями скульптура Счастливого Принца стояла на колонне над городом. Все восхищались прекрасной статуей. Однажды над городом летел Скворец — он покинул свою возлюбленную Тростинку, которая была домоседкой и не разделяла любви к путешествием, а лишь флиртовала с Ветром; он устроился на ночевку между туфель Принца. Вдруг птица почувствовала на себе слезы Принца — тот плакал, ибо видел всю скорбь и нищету города, хотя и имел оловянное сердце. По просьбе Принца Скворец не улетел в Египет, а несколько дней носил бедным людям помощь в виде драгоценностей со скульптуры: швее, у которой болел сын — рубин со шпаги, бедному юноше-драматургу — глаз-сапфир, девочке, уронившей спички для продажи в канаву — второй сапфир.
Пришла зима, но Скворец решил остаться с Принцем и рассказал ему, уже слепому, о Египте, куда сама птица так стремилась. После того, как Скворец листочек за листочком раздал все золото, покрывавшее скульптуру, крылатый помощник умер. Оловянное сердце Принца раскололось надвое.
Некрасивую статую сняли и переплавили. Глава города решил, что пора поставить памятник ему самому, но Советники были не согласны — все переругались. Оловянное сердце и мертвую птицу выбросили на свалку, откуда их забрал Ангел, которого Господь попросил принести самое драгоценное, что он найдет в этом городе.
Сюжет
Сюжет стихотворения описывает возвращение поэта на Родину.
На месте отчего дома он застаёт пепелище, среди односельчан почти не встречает знакомых. Ураган революции перевернул всё вверх дном, и даже «грустная радость» остаться в живых уже не радует героя, ведь её поделиться не с кем.
Теперь сельчане собираются не у церкви, а у волости. Молодёжь распевает политические частушки.
Поэт потрясён и разочарован, это не тот народ, с которым он был прежде дружен. Чувство ненужности вызывает в сознании героя желание уйти, уступить дорогу более молодым, здоровым, не нуждающимся в его поэзии людям. Но сам для себя он решает, что всегда будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь».
The Happy Prince Summary
This article depicts the happy prince summary. The story tells about a Prince. This story by Oscar Wilde was published for the first time in May 1888. The happy prince summary throws light on the society full of injustice and inequality. Moreover, people give importance to superficial beauty and a life full of luxury and escapism. Furthermore, they lack compassion for each other. It also reflects the ridiculous behavior of Mayor and Councilors. People have no worth for the sacrifice made by others.
The Happy Prince Summary in short
This article is about the happy prince summary by Oscar Wilde. It explains the happy prince summary in short. It gives information about a Prince who was happy in his life as he will never allow the sorrows to enter his palace. He lived happily and died happily too. However, after his death, he stood in the form of a statue on a pedestal. He could see the whole town standing there.
He became a source of admiration for every passerby. These included the town councilors too. The statue was covered in gold leaf with sapphires for eyes. Moreover, there was a ruby on his sword-hilt. They wanted to foster artistic tastes. This revealed their greed for superficial beauty and reputation.
Then, a swallow flies over the city on his way to Egypt. He had been delayed after falling in love with a Reed and was attracted to her slender waist and gracefulness. However, When Reed wouldn’t accompany his travels; the Swallow left alone, but ended up stopping under the statue of the Happy Prince to rest.
This depicted swallow’s attraction to artificial beauty. Also, he was selfish to fulfill his aspirations on the cost of his relationship.
In his journey, swallow stopped under the statue of Happy Prince to rest. To his surprise, the Swallow realized that the Happy Prince has been crying. Both were introduced to each other. It was full of superficial pleasures as he was unaware of the pain in his city.
The Swallow is surprised to learn that the Statue is not made of solid gold. However, he agrees to help the Happy Prince when he describes his empathy for a seamstress sewing passion-flowers on the satin gown of a lady in waiting. She lived in a poor house and cannot care for her sick son. Thus, the Swallow agrees to deliver the ruby from the Prince’s sword hilt to that lady.
This depicts that the swallow in a happy prince summary was compassionate. He wanted to help the needy and realized true happiness in it.
Heading forward to deliver the ruby, the Swallow sees “old Jews bargaining with each other.”After delivering the ruby, the Swallow returns and describes feeling “quite warm” in spite of the cold, because of his good deed. However, he was still willing to go to Egypt. He describes to the Happy Prince what marvels await him there.
However, the Prince pleads him to stay and help a young playwright freezing in his garret. The man wants to finish a play for the theater director but has become too cold. In the end, the Swallow agrees to stay another night and plucks out one of the Prince’s sapphire eyes for delivering it to the young man.
Swallow felt good to help the needy. Also, this incident in a happy prince summary indicated Prince’s selfless concern and humanity for the people suffering from inequality and corruption.
The Swallow returns once more to say goodbye to the Happy Prince. However, the Prince begs him to deliver his other sapphire eye to a little match-girl who has dropped her matches.
The Swallow agrees to his proposal. Also, he promises to remain by the Prince’s side forever, as he cannot leave him alone and blind. Both, Prince and Swallow showed great acts of sacrifice.
The swallow told the Prince the tales of fantasy to comfort him as he was blind then. However, the Prince feels that the knowledge of reality (injustice and inequality) was more valuable.
The Swallow flies over the city and reports of the rich making merry while beggars starving at their gates. It included young boys trying to warm themselves under a bridge while a passing Watchman tries to clear them out.
On hearing these tales, the Prince desires to distribute the fine gold leaf gilding him, to lessen some of the unhappiness. The Swallow agrees and delivers sheets of gold leaf to the children.
The Prince grew dull and grey while the children’s faces grew rosier. Swallow died of cold. He was considered shabby and thrown in the dust-heap along with Prince’s heart which broke after Swallow’s death. People have not realized their worth. God deemed them to be the most beautiful of his creations.
«Счастливый принц». Чары и парадоксы
Если читать сказку впервые, поневоле можно подумать, что она принадлежит перу Ганса Христиана Андерсена, поскольку сюжетная канва на удивление похожа: говорящая ласточка, улетающая в теплые края, статуя, умеющая мыслить и чувствовать, самопожертвование и самоотверженность главных героев, печальный, но в то же время на удивление светлый конец, четко прослеживающийся религиозный мотив. Однако стилистика произведения заставляет в этом усомниться: роскошные описания, тяготение к пышности Востока, демонстрация богатого владения языком хоть и были свойственны талантливому датчанину, но такого истового поклонения вещественному миру за ним не наблюдалось.
Действительно, то искусство, с каким Оскар Уайльд использует эпитеты, поражает: статуя Счастливого Принца не просто каменная или бронзовая – она золотая, да еще и украшенная сапфирами и рубинами. Ласточка не просто гонялась за мотыльком – он был «большим и желтым», сосульки – «блестящими хрусталиками», а описания египетских пейзажей и вовсе настоящий праздник для литературного гурмана.
При этом нельзя не отметить безупречный вкус Уайльда: текст не ощущается ни перегруженным, ни чрезмерным, ни утомительным. Каждое слово обретает рельеф и полновесную форму, рождая изумительно яркие образы. И в этом – секрет такого успеха как этой, так и остальных произведений писателя. Сказка «Счастливый принц» завораживает красотой и изяществом языка, что невозможно не признать.
Что касается идеи и сюжета, то даже в таком жанре как сказка проявляется знаменитая тяга Оскара Уайльда к парадоксам, причем не столько содержательного, сколько смыслового плана. Как Принц, который за всю жизнь не знал не то что горя, а мало-мальских неприятностей, оказался после смерти настолько отзывчивым и понимающим, где вольная Ласточка научилась столь аристократической салонной болтовне, и почему она, столь беспечная и легкая на подъем, неожиданно решила пожертвовать собой ради добра – это вопросы сюжетного плана, ответы на которые каждый может найти без труда: достаточно просто перечитать сказку несколько раз. Парадоксы сказки – в ее идее.
Даже несмотря на то, что Уайльд выступал за отделение искусства от морали и считал, что литература должна быть больше развлекательной, нежели поучительной, в этой сказке не обошлось без осуждения людской черствости и равнодушия, высмеивания людской тяги к славе и почету, восхваления доброты, щедрости и самоотверженности и признанию души как наивысшей ценности и основы человечности как таковой. Однако парадокс заключается в том, что признавая исключительную значимость духовного начала, писатель как будто бы отказывает ему в красоте. Доброе сердце принца почему-то оказывается оловянным, преданная и храбрая Ласточка – всего лишь «мертвой птицей» без каких-либо эпитетов, а попасть к престолу Господню Принц смог только когда лишился всей своей позолоты.
Уайльд словно пытается донести до читателя мысль, что суть красоты всего лишь в красоте, а истина и душа всегда неприглядны и неказисты. Почему писатель отвергает мысль о том, что и форма, и содержание могут быть одинаково прекрасны – загадка. Возможно, причиной этому стали тяжелые внутренние противоречия, которые мучали драматурга на протяжении всей жизни и которые он так и не смог разрешить, когда его жизнь столь печально оборвалась.
Почему эту сказку стоит прочитать детям
Совсем маленькие дети эту сказку, скорее всего, не поймут, а дети постарше поймут не до конца, хотя, пожалуй, этого и не нужно. Изысканный символизм и глубинность смысла явно не были рассчитаны на детский возраст, поэтому родителям рекомендуется делать упор не на это.
Помимо захватывающих и таинственных описаний дальних стран, которые наверняка очаруют впечатлительные и восприимчивые детские умы и сердца, малышей наверняка тронет печальная история Принца и Ласточки, на примере которой несложно объяснить ребенку важность таких ценностей как щедрость, любовь, доброта, альтруизм и самоотверженность, которыми в сегодняшнем обществе, к сожалению, часто пренебрегают. Возможно, дети и не осознают смысл сказки сразу же – но их ранимые души она, несомненно, тронет и заставит задуматься об устройстве окружающего мира и характерах живущих рядом людей
Популярные сегодня пересказы
- Холодная осень — краткое содержание рассказа Бунина Повествование ведётся от лица девушки, к которой летом 1914 приехал возлюбленный. В газете её отец читает об убийстве герцога Фердинанда и понимает
- Чистые камушки — краткое содержание рассказа Лиханова Основной действующий персонаж, — мелкий пацан, Михаська. У него есть хороший приятель Сашка, также есть мама и папа. Отец недавно возвратился с войны. Теперь все должно измениться у них в семье
- Облака — краткое содержание комедии Аристофана Произведение афинского философа по жанровой направленности является разоблачением софистики, которая представляет собой новую философскую теорию, появившуюся в период творения драматурга.
- Деревья растут для всех — краткое содержание рассказа Астафьева Весной мальчик Витя заболел малярией. Его лечила бабушка. Она была деревенской знахаркой и знала много методов лечения от разных хворей и недугов. Бабушка лечила святой водой, молитвами, заговорами и травами
Сюжет и композиция
В сказке «Счастливый принц» Уайльд использовал много мотивов из сказок Андерсена. Замёрзшая ласточка, которая опоздала улететь на юг, девочка со спичами, которую Уайльд оставляет в живых и делает счастливой, оловянное сердце, напоминающее о любви стойкого оловянного солдатика. Конечно, такое использование мотивов великого сказочника нельзя считать плагиатом. Уайльд модернист, а для этого направления, как и для постмодернизма 20 в., характерна полемика с предшественниками и ссылки на авторитетов в виде скрытых цитат.
Ласточка навсегда осталась со слепым принцем, потому что очень любила его, и раздала всю его позолоту бедным детям, а потом умерла от холода, поцеловав его на прощанье в уста. В ту же секунду лопнуло оловянное сердце принца. Именно это сердце и ласточку принёс ангел Богу как самое ценное, что нашёл в этом городе.