Положительные и отрицательные черты характера обломова

Положительные и отрицательные черты

Проанализировав образ Ильи Обломова, можно сделать вывод: этого героя нельзя назвать безусловно отрицательным или положительным. Он вызывает и симпатию, и антипатию, причём в разные моменты какое-то чувство может преобладать. Описать образ Обломова кратко можно так: многогранная натура, обладающая нереализованным потенциалом.

За видимой пассивностью и ленью скрывается внутренняя глубина. Некоторые критики считают, что Гончаров наделил героя некоторыми своими чертами. В результате получился типичный представитель русской нации, который много размышляет о будущем, желает для себя счастья, но не готов добиваться его активно, а предпочитает смиренно ждать, пока его жизнь изменится к лучшему. Тему пассивности и нереализованного потенциала автор проносит через всё произведение.

Тем, кто интересуется творчеством писателя, а также всем учащимся 10 классов анализ образа персонажа пригодится для того, чтобы лучше понять замысел Гончарова. Школьникам представленный обзор поможет в написании сочинения.

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера — продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым”
. А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша — живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«- Пойдем, мама, гулять, — говорит Илюша.
— Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, — отвечает она, — сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, — принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век»
. Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»

Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».

Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Обломов сегодня, в современном мире

Нет сегодня, в современном мире
Обломовки, нет и обломовых
в той резко выраженной и крайней форме, в какой она показана Гончаровым. Но при всем этом и у нас время от времени встречаются проявления обломовщины как пережитка прошлого. Их корни надо искать в первую очередь в неправильных условиях семейного воспитания некоторых детей, родители которых, обычно не отдавая себе в этом отчета, способствуют появлению у своих детой обломовских настроений и обломовского поведения.

И в современном мире уществуют семьи, где любовь к детям проявляется в предоставлении им таких удобств, при которых дети, насколько это возможно, освобождаются от труда. Некоторые дети обнаруживают черты обломовской слабохарактерности только по отношению к отдельным видам деятельности: к умственному или, напротив, к физическому труду. А меж тем, без сочетания умственного труда с физическим развитие идет односторонне. Эта односторонность может привести к общей вялости и апатии.

Обломовщина — резкое выражение слабохарактерности. Чтобы ее предупредить, необходимо воспитывать у детей те волевые черты характера, которые исключают пассивность ж апатию. К таким чертам прежде всего относится целеустремленность. Человек с сильным характером обладает чертами волевой активности: решительностью, смелостью, инициативностью. Особенно важна для сильного характера настойчивость, проявляющаяся в преодолении препятствий, в борьбе с трудностями. Сильные характеры формируются в борьбе. Обломов был освобожден от всяких усилий, жизнь в его глазах разделялась на две половины: «одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Не приученные к трудовому усилию, дети, подобно Обломову, склонны отождествлять труд со скукой и искать покоя и мирного веселья.

Полезно перечитать замечательный роман «Обломов», чтобы, проникнувшись чувством отвращения к обломовщине и ее корням, внимательно следить, нет ли ее пережитков в современном мире — пусть не в резкой, а подчас, замаскированной форме, и принять все меры к тому, чтобы преодолевать эти пережитки.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1963 год

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Гости Обломова и цель их прихода

Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване, а к нему время от времени приходят гости. Их визиты описываются в первых главах романа. Автор специально вводит эти второстепенные персонажи в свой роман, чтобы читатели лучше понимали характер Обломова.

Гости сменяют друг друга. Все они, разные по внешности, возрасту, характеру, олицетворяют столичное общество.

Волков

Молодой человек 25 лет, жизнерадостный, любит модно и эффектно одеваться – светский щёголь. Он первым появляется у Обломова. Волков – чиновник, но пренебрегает делами службы. Вся его жизнь состоит из визитов, балов, театров, званых обедов и ужинов. За один день успевает побывать в 10 местах. Волков хвастается перед Обломовым новыми вещами, делится с ним последними светскими новостями. Зовет Обломова ехать на балы, приглашает в Екатерингоф, но Обломов отказывается. Он сочувствует Волкову. Ему такая жизнь кажется пустой, бессмысленной. И Обломов радуется, что его жизнь другая, спокойная.

Судьбинский

Следующий гость – бывший сослуживец Обломова, а теперь – начальник отделения. Судьбинский – карьерист: любыми способами стремится добиться повышения. Пришел проведать друга. Рассказывает о делах по службе, предстоящей женитьбе. Приглашает съездить в Екатерингоф. Он старается подтолкнуть Обломова к активной жизни. Но Обломова не привлекает погоня за чинами и наградами. «Несчастный!» — думает он о Судьбинском.

Пенкин

Успешный литератор, много работает и достаточно зарабатывает. Пишет легко, но без «сердца». Одевается с нарочитой небрежностью. Пенкин рассказывает Обломову о своей статье, о литературе, приглашает в Екатерингоф. Но Обломов не разделяет взглядов Пенкина на литературу. Он считает, что писать нужно с любовью к человеку. Обломов сравнивает Пенкина с машиной, крутящейся без остановок. Его такая жизнь не устраивает.

Алексеев

Человек неопределенного облика и возраста, мелкий чиновник. Он не имеет своего мнения, не продвигается по службе. Робкий, не вмешивающийся ни во что. Приезжает к Обломову, чтобы поесть и отдохнуть у него, угождает ему. Приглашает съездить в гости, а потом – в Екатерингоф. Обломов дает ему оценку: «Человека-то нет!»

Тарантьев

Земляк Обломова, бесчестный и грубый человек, постоянно бранится. Тарантьев всем недоволен, ищет выгоду, возможность смошенничать. Часто бывает у Обломова, как и Алексеев, с целью поесть, выпить и находит у него теплый приют. Он поднимает Обломова с кровати. Тарантьев – приглашенный гость, его позвали на обед. Зная доверчивый характер Обломова, Тарантьев пытается обогатиться за счет Обломова, обманывая его. Обломов дружелюбно к нему относится.

Доктор

Лечащий врач Обломова, хороший специалист. Заботится о здоровье Ильи Ильича и рекомендует ему сменить образ жизни, но тот не выполняет ни единого его требования.

Своим посетителям Обломов пытается рассказать о собственных неприятностях, сам он в этих проблемах совсем не компетентен. Но ему удается их озвучить только Алексееву, который выслушал его. Остальные его не слышат. А Тарантьев, узнав о проблемах Обломова, берется ему помочь. Но при этом он преследует свою выгоду. И в дальнейшем Обломов становится жертвой аферы Тарантьева.

Все эти люди упрекают Обломова в бездействии, зовут с собой, пытаясь втянуть его в бессмысленную суету, а он находит причины отказаться. Их суете Обломов противопоставляет свою философию: «А жить-то когда?», «Где же человек-то»?

Значение образа Обломова для литературы и культуры

Обломов – это один из наиболее ярких персонажей русской литературы. Его образ, созданный И.А. Гончаровым, имеет значительное значение для литературы и культуры не только России, но и всего мира.

С одной стороны, Обломов является отрицательным образом. Он представляет собой символ пассивности и безделья. Он бесцельно проводит свои дни, не имеет никаких амбиций и стремлений. Его ленивость и безразличие к жизни вызывают отвращение и презрение у других персонажей романа.

С другой стороны, образ Обломова имеет и положительные стороны. Он является символом русской национальной души и культуры. Обломов – это символ русской душевности, медленности и безмятежности. Его образ воплощает идеал умиротворенности и покоя.

В целом, образ Обломова несет в себе многие важные для литературы и культуры России символические значения. Он является одним из наиболее ярких образов, характеризующих русскую жизнь в период полураспада помещической культуры.

  • Обломов — это символ борьбы между миром старых традиций и новой цивилизации, которая пришла в Россию с Запада.
  • Его образ воплощает конфликт между уходящей устоявшейся системой и новыми формами жизни.
  • Обломов – это частный случай более общего явления – русской идентичности, характеризующейся внутренней насыщенностью и сложностью.

Роман «Обломов». Главная тема и идея. Образ главного героя

О своей работе над «Обломовым» Гончаров в переписке с друзьями отмечал, что пишет сказки. Главный герой похож на сказочного Илью Муромца, который до свершения своих подвигов лежал на печи 33 года. Фольклорный персонаж помогал создавать национальный характер. Так и в воспитании Илюши Обломова сказки, предания, былины и легенды, рассказанные ему няней в детстве, сыграли немаловажную роль. Вера в волшебство, чудеса порождают мечтательность, оторванность от реальности.

В романе не происходит ничего особенного, драматического, он кажется «растянутым». Критик Добролюбов писал, что в сюжете нет «никаких внешних событий, препятствий, посторонних обстоятельств», ничегонеделание Обломова – «единственная пружина действия». Гончаров создал намеренно «скучную» книгу, уводя от внешних интриг и конфликтов к размышлениям и суждениям героев. Интересны не столько их поступки, сколько диалоги и монологи, раскрывающие суть происходящего и внутренний мир героев.

У романа своеобразная композиция. Экспозиция, включающая в себя всю первую часть и две главы второй, рассказывает об условиях воспитания и формирования личности Обломова. Это его жизнь со слугой Захаром на Гороховой улице в Петербурге, общение со знакомыми, сны и мечты об Обломовке. Во второй части происходит завязка событий: встреча с другом детства Штольцем и знакомство с Ольгой Ильинской, к которой у него вспыхивает любовь. С переездом на дачу происходит развитие действия: чувство Обломова становится крепче, но его терзают сомнения. Кульминацией становится объяснение в любви к Ольге и последующее отдаление от нее. Развязка наступает в третьей части: Обломов вынужден переехать в квартиру на Выборгской стороне, становится жертвой Тарантьева и Мухоярова, проявляет свою полную несостоятельность, в отношениях с Ольгой наступает полный разрыв. В четвертой части происходит постепенное угасание и окончательное крушение духовной жизни Обломова в обретении «тихого счастья» с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, которая обустроила его быт, окружила заботой и родила сына Андрюшу. В эпилоге повествуется о смерти Обломова и судьбе знавших его людей. В конце Штольц рассказывает приятелю литератору историю жизни своего друга, которого погубила «обломовщина», то есть то, что мы узнали из романа.

Основная тема романа «Обломов» – судьба потерянного поколения дворян, не нашедших своего места в обществе. Писатель поднял много вопросов в романе: это поиски счастья, любви, своего предназначения. Но исследование причин деградации героя, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем» и «детской, светлой» душой, определяют основную идею романа.

Немногочисленные события в романе связаны с главным героем Ильей Ильичом Обломовым. У него приятная, немного полноватая наружность, для мужчины кажущаяся слишком изнеженной. Он потомственный дворянин 32-33 лет, окончил университет, больше 10 лет назад он оставил службу, отслужив всего 2 года. Обломов мечтает о семейном счастье и деревенской жизни. Но имением, доставшемся после родителей, не занимается, из писем старосты, который его обворовывает, узнает, что хозяйство в Обломовке пришло в упадок.

В обществе бывает редко, сторонится новых знакомств, живет уединенно. Он неглупый и начитанный человек, когда-то занимался переводами, теперь же 2-3 книги лежат, раскрытые так долго на одной странице, что заплесневели, а газет вовсе не читает.

Квартира, которую Обломов снимает в Петербурге в огромном доходном доме с населением целого уездного города, убирается слугой Захаром только к большим праздникам, всюду пыль и паутина. Домосед Обломов в быту ценит за комфорт немногие вещи – это диван, халат и домашние туфли. Без помощи своего слуги Захара не может ни одеться, ни причесаться, ни поесть.

Обломов – человек мягкого характера, мечтатель и созерцатель. У него богатый внутренний мир и собственная точка зрения, он самодостаточен, никогда не станет поступать так, как все. Он предельно честен с другими и с самим собой, сам является палачом своих пороков, болезненно осознавая, «что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало».Часто спрашивает себя: «Отчего я…такой?», но не может найти ответа.

Жизнь Обломова прошла как во сне и умер он, словно уснул, как будто «забыли завести остановившиеся часы».

 

Проблемы

Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.

  • Проблема любви. Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
  • Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
  • Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. Тема воспитания в романе «Обломов» становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.

Жизненный путь Гончарова

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в зажиточной купеческой семье. Обучался сначала в пансионе, в 10-летнем возрасте его отправляют в Москву в коммерческое училище, которое он спустя 8 лет бросает и поступает в 1831 г. в Московский университет.

После окончания университета, прослужив непродолжительное время секретарем у губернатора Симбирска, переезжает в Петербург, поступает в Департамент внешней торговли в качестве переводчика. Гончаров свободно владел французским, немецким и английским языками. В 1852 г. был назначен секретарем адмирала Путятина и совершил кругосветную экспедицию на военном паруснике «Паллада», на котором пересек Атлантический, Индийский и Тихий океаны. За 2,5 года посетил Англию, Южную Африку, Индонезию, Китай, Японию, Филиппины, побывал на многочисленных островах и архипелагах. Подав в отставку, сходит с корабля на берег Охотского моря и, возвращаясь в Петербург, проезжает через всю Россию. Колоссальный багаж его впечатлений отражен в серии путевых очерков, названных «Фрегат Паллада» (1858 г.).

 

В последние годы работает цензором в Министерстве просвещения, затем редактором в Главном управлении по делам печати. В 1858 г. дополнительно был назначен преподавателем русской словесности у наследника престола Николая Александровича, но через полтора года от этой должности отказывается.

Всю жизнь Гончаров находился на государственной службе, дослужился до действительногостатского советника, что соответствует чину генерала. После отставки часто путешествует по Европе. Личная жизнь Гончарова не сложилась, он не создал семьи, все свободное время посвящал творчеству. В 1891 г. сжег весь свой литературный архив. 27 сентября 1891 г. скончался, захоронен на Волковом кладбище Петербурга.

Гончаров – первый в русской литературе писатель из разночинцев, а не из дворянской среды. Иван Александрович всю жизнь занимался литературой, писал и переводил с 14 лет, анонимно печатал в журналах свои статьи и фельетоны. Творчеством мог заниматься только на досуге, в свободное от службы время. За 25 лет творческой деятельности (с 1944г. по 1869г.) было написано всего три романа, ставших шедеврами мировой литературы. Современники называли Гончарова одним из гениальнейших литературных лентяев.

Все написанные романы Гончаров считал единым произведением: образы героев и основные мотивы перекликаются между собой. Это единство подчеркнуто еще тремя «О», названия романов начинаются с этой буквы: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Трилогия отражает две основные стороны жизни русского общества: патриархальный уклад провинциальной, деревенской помещичьей жизни и буржуазный городской, столичный образ жизни предпринимателей того времени.

В 1847 г. в нескольких номерах журнала «Современник» печатается роман «Обыкновенная история», который принес успех. В 1849 г. в том же журнале издает очерк «Сон Обломова», который станет впоследствии главой романа «Обломов», появившегося только через 10 лет в «Отечественных записках». Этот роман вызвал множество вопросов и споров. В 1869 г. печатается роман «Обрыв» в журнале «Вестник Европы», который не поняли и не приняли. После неудачи с «Обрывом» в литературе работает только как критик.

 

Обломов сегодня, в современном мире

Нет сегодня, в современном мире
Обломовки, нет и обломовых
в той резко выраженной и крайней форме, в какой она показана Гончаровым. Но при всем этом и у нас время от времени встречаются проявления обломовщины как пережитка прошлого. Их корни надо искать в первую очередь в неправильных условиях семейного воспитания некоторых детей, родители которых, обычно не отдавая себе в этом отчета, способствуют появлению у своих детой обломовских настроений и обломовского поведения.

И в современном мире уществуют семьи, где любовь к детям проявляется в предоставлении им таких удобств, при которых дети, насколько это возможно, освобождаются от труда. Некоторые дети обнаруживают черты обломовской слабохарактерности только по отношению к отдельным видам деятельности: к умственному или, напротив, к физическому труду. А меж тем, без сочетания умственного труда с физическим развитие идет односторонне. Эта односторонность может привести к общей вялости и апатии.

Обломовщина — резкое выражение слабохарактерности. Чтобы ее предупредить, необходимо воспитывать у детей те волевые черты характера, которые исключают пассивность ж апатию. К таким чертам прежде всего относится целеустремленность. Человек с сильным характером обладает чертами волевой активности: решительностью, смелостью, инициативностью. Особенно важна для сильного характера настойчивость, проявляющаяся в преодолении препятствий, в борьбе с трудностями. Сильные характеры формируются в борьбе. Обломов был освобожден от всяких усилий, жизнь в его глазах разделялась на две половины: «одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Не приученные к трудовому усилию, дети, подобно Обломову, склонны отождествлять труд со скукой и искать покоя и мирного веселья.

Полезно перечитать замечательный роман «Обломов», чтобы, проникнувшись чувством отвращения к обломовщине и ее корням, внимательно следить, нет ли ее пережитков в современном мире — пусть не в резкой, а подчас, замаскированной форме, и принять все меры к тому, чтобы преодолевать эти пережитки.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1963 год

Сплавы на основе алюминия и магния

Проблема возрождения британского кораблестроения

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

«Комната, где лежал Илья, казалась отлично убранною. Там находилось бюро красного дерева, два дивана, обитые дорогой материею, шикарные ширмы с вышивками. Присутствовали ковры, занавески, картины, дорогие фарфоровые статуэтки».

Предметы интерьера относились к дорогостоящим вещам. Но это не скрашивало небрежности, исходившей из каждого уголка комнаты.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Обломов в быту

От рассмотрения образа Обломова мы переходим к описанию его быта, что немаловажно понимать, изучая характеристику главного героя. Сперва, читая описание его комнаты, складывается впечатление, что она прекрасно убрана и уютна: там стоит и симпатичное деревянное бюро, и диваны с шелковой обивкой, и висят ковры с занавесами, и картины..

Но вот мы присматриваемся получше к убранству комнаты Обломова и видим паутину, пыль на зеркалах, грязь на ковре и даже неубранную тарелку, на которой лежит обглоданная косточка. На самом деле его жилье неухоженно, заброшено и неряшливо.

Почему в характеристике Обломова для нас так важно это описание и его анализ? Потому что мы делаем существенный вывод о главном герое: он не живет реальностью, он погрузился в мир иллюзий, и быт его мало волнует. Например, встречая знакомых, Обломов не только не приветствует их рукопожатием, но и не изволит даже встать с кровати

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Выводы о главном герое

Конечно, воспитание Ильи Ильича сыграло важную роль в становлении его образа, ведь родился он в далеком поместье Обломовка, которое славилось умиротворяющей жизнью. Все там было спокойно и размеренно, начиная от погоды и заканчивая самим укладом жизни местных жителей. Это были ленивые люди, пребывающие постоянно в отдыхе и мечтающие о сытной еде с утра до вечера. Но образ Обломова, который мы видим, начиная читать роман, сильно разнится с характеристикой Обломова в детстве.

Когда Илья был ребенком, он всем интересовался, много размышлял и представлял, активно жил. Например, он любил рассматривать окружающий мир с его многообразием, ходить на прогулки. Но родители Ильи воспитывали его по принципу «тепличного растения», от всего его пытались оградить, даже от труда. Каким в итоге вырос этот мальчик? Что сеяли, то и выросло. Обломов, будучи взрослым человеком, не уважал труд, не хотел ни с кем общаться, а трудности предпочитал решать вызовом слуги.

Обратившись к детству главного героя, становится понятно, почему образ Обломова сложился именно так, кто в этом виноват. Да из-за такого воспитания и натуры Ильи Ильича, которая и так сама по себе была очень чувственной с хорошим воображением, он практически оказался не способен решать проблемы и стремиться к чему-то высокому.

Центральным персонажем романа И. А. Гончарова «Обломов» является Илья Ильич Обломов – барин «тридцати двух лет от роду». Раскрытию его жизненной философии, образа существования, его психологии и посвящено произведение. Основные черты характера Обломова — апатия, лень, бездеятельность. Он целыми днями лежит на диване, абсолютно ничем не интересуясь. Но такое положение дел совершенно не беспокоит героя: в этом существовании его все устраивает: «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, … ни случайностью… : это было его нормальным состоянием». Наоборот, дискомфорт у Обломова вызывают назойливые «прикосновения жизни». Однако и у этого героя есть свои мечты. В главе «Сон Обломова» автор обрисовывает их нам довольно четко. Мы видим, что родная Обломовка воспитала в Илье Ильиче любовь к домашнему уюту, тишине, покою: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть».

семейной жизнижизненным идеаломвзрослой жизни

http://www.litra.ru/composition/download/coid/00330401314114204204

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: