Главные герои пьесы
Характеристики главных героев
Характеристика действующих лиц
Пьеса Бедность не порок Островский
Персонажей у Островского немного, но все они необходимы для того, чтобы не только понять содержание, но писатель старается высмеять глупость и невежество общества
, во главе которого стоят деньги.
Действующие лица:
- Торцов Гордей Карпыч, богатый купец.
- Пелагея Егоровна, жена Торцова.
- Люба, их дочь.
- Любим Торцов, брат богатого купца.
- Коршунов Африкан Саввич, фабрикант.
- Митя, приказчик.
Многие выражения героев Островского прочно вошли в нашу речь и стали крылатыми. И это произошло потому, что язык персонажей произведения Островского выразителен, гибок, ярок и сочен. Ко всему подобрано меткое слово или выражение.
Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика
Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении «Бедность не порок», обличив людей, которые имеют достаток. Один из них – Люба, которая выросла в купеческой семье, но вдруг неожиданно влюбилась в Митю. Парень беден и служит приказчиком у ее отца.
Обратите внимание!
Сама девушка прекрасно осознает, что Митя не подходит ей в женихи, так как он не ровня и по богатству, и по положению в обществе. Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха
Случайность решает судьбу Любы
и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся
Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха. Случайность решает судьбу Любы
и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся.
Первое действие проходит в доме Торцова, где Митя читает книгу, а Егорушка ему рассказывает последние новости. Пытался приказчик и работать, но только все его мысли были о любимой.
Но тут пришла Пелагея Егоровна, которая жалуется на своего мужа. По ее словам, после поездки в Москву он перестал любить русское и стал много пить. И даже задумал он свою дочь замуж в Москву
отдать.
А Митя рассказал свою историю Яше. Он вынужден работать в доме Торцова, так как здесь живет его любимая. А ведь он единственный сын бедной матери, которой он отдает все свое жалование. И мог бы он получать больше, если бы перешел к Разлюляеву, но не может он бросить Любашу.
Но вскоре появляется веселый Разлюляев, с которым и молодые люди начинают петь. Неожиданно, прямо посреди песни, в комнате появляется Торцов. Он начинает кричать на Митю, а затем снова уезжает. После его отъезда в комнату входят девушки, среди которых и Любовь Гордеевна.
Вскоре Митя и Люба Торцова остаются одни в комнате. Приказчик читает стихи, которые сочинил для нее. Выслушав историю жизни Любима Торцова, Митя читает записку от Любы, где девушка признается ему в любви
.
Второе действие переносит читателя в гостиную дома Торцова, где уже темно. Люба признается Анне Ивановне в том, что любит Митю. Вскоре появляется приказчик, который решается признаться в своей любви. Молодые люди решают сообщить завтра об этом Торцову и просить его благословения.
Когда Митя удаляется, появляются девушки, которые веселятся, поют песни и гадают. Появляются и ряженые. В это время Митя целует Любу, но Разлюляев недоволен, так как сам собирался жениться на девушке, ведь у него были деньги. Но тут опять неожиданно появляется Торцов. Он приехал домой с Коршуновым, перед которым постоянно лебезит. Прогнав гостей, он извиняется за свою необразованную жену. Коршунов дарит дочери Торцова серьги с бриллиантами.
Торцов сообщает семье, что собирается из уездного города переехать в Москву. Ведь он уже там и зятя нашел, с которым уже сговорились и о свадьбе. Мать и Люба против такого решения отца
, они плачут и просят не губить молодую девушку. Но Торцов даже слышать ничего не желает.
Третье действие начинается в комнатах, где уже с утра идет приготовление к свадьбе дочери. Митя решил уехать к матери и пришел попрощаться, но сам еле сдерживает слезы.
Молодой человек, слыша, что и Пелагея Егоровна против брака с дурным человеком, открывает тайну
о том, что они влюблены. Вскоре появляется и девушка. Наступает час прощания, когда они оба плачут.
В отчаянии Митя предлагает тайно благословить их, а затем им вместе уехать к его матери, где они смогут спокойно повенчаться. Но пойти против отцовской воли никто не может, ведь это грешно. Юноша, приняв такое решение девушки, уходит печальным.
Коршунов пытается объяснить Любаше, какое счастье ее ожидает за богатым мужем. Но тут появляется Любим Карпыч, который не только разгоняет гостей, но еще требует вернуть и старый долг. Возникает скандал, и в порыве гнева Гордей Карпыч, считая себя оскорбленным, дает согласие на брак Мити и Любы
.
Пьеса «Бедность не порок» — краткое содержание
Бедность не порок Островского — анализ, содержание, сюжет
Главные герои пьесы
Гордей Карпыч
Пьеса начинается в поместье Гордея Карпыча Торцова. Здесь же и происходит основной массив событий, изображаемый в произведении. Это «богатый купец», его возраст точно не указан, автор ограничился лишь размытым упоминанием «под шестьдесят». Отец его не был знатного происхождения, однако сыну удалось добиться в жизни большего – он существенно улучшил материальное положение своей семьи и теперь с трудом можно представить, что «у нас тятенька мужик был». Торцов – человек со сложным характером.
Он необходительно обходится с окружающими (как с прислугой, так и с членами семьи). Не лучшее отношение у него и к обедневшему брату – чувство стыдливости за такое положение вещей перед людьми высшего ранга берет свое. Закономерно в этом случае было бы помочь брату изменить уровень своего существования, но он не желает. Гордея Карпыча интересует жизнь в Москве, все новое и необычное: «хочу жить по-нынешнему, модами заниматься» – говорит он.
Торцов видит единственный способ для своей дочери улучшить свой социальный статус – выгодно выйти замуж, при чем его мало волнует, хорошо ли будет житься с этим человеком его дочери или нет. После ссоры и отмены свадьбы Африкана Савича и его дочери, Гордей Карпыч становится более мягким и сговорчивым, понимает, что прислушиваться к мнению окружающих, даже если они ниже тебя по статусу и финансовому положению, не так уж и плохо.
Любовь Гордеевна
Девушка считает, что гонка за богатством абсурдна, она искренне верит, что не высший свет, чины или деньги делают людей счастливыми. Любовь Гордеевна послушно выполняет волю отца, узнав о намерении отца выдать ее замуж, она не противится его воле, но все же просит отца не выдавать ее за Африкана Савича.
Любовь к Мите переполняет ее и чувство это взаимно, но надежда на благополучный исход их любви очень мала – отец не взирает на ее просьбу. Он думает, что лучше жить богато – в бедности счастья достичь невозможно.
Любим Карпыч
Любим Карпыч
– брат Гордея Карпыча. Как и его брат, Любим изрядно трудился и смог себе накопить приличный капитал. Он хорошо жил, часто пил и вел праздную жизнь, но до крайностей не доходил, до того момента, пока за него не взялся Африкан Савич. Любим стал нищим, ему пришлось бродяжничать и выпрашивать милостыню, которую тоже не всегда тратил с умом – пропивал. Вернувшись к брату, он осознал свои ошибки и решил «хоть под старость-то да честно пожить», но не все так просто – его брат занят знатными гостями и планами по продвижению дальше по социальной лестнице, ему не до нищего брата. Любима удивляет, что его брат ставит материальные ценности выше нравственных и отдает предпочтение общению с обманщиками-богачами, а простых людей, которые живут по законам морали не допускает к себе. Однако Любим Карпыч надеться, что в его жизни все еще наладится. Он не остается в стороне, когда узнает о свадьбе племянницы – Любим не может допустить такого несчастья в жизни Любови и Мити (который к нему очень хорошо относится и часто помогает ему в сложных финансовых ситуациях) – устроенный им скандал не только позволяет избежать ненужной свадьбы, но и решает вопросы о взаимоотношении в семье Торцова.
Африкан Савич Коршунов
– богатый владелец фабрики, живущий в Москве. Именно поэтому он отличный вариант мужа для Любови Гордеевны.
Африкан Савич – любитель выпить и погулять, по – пьяни он ведет себя крайне буйно и невоспитанно, но при этом сам себя считает человеком добрым: «я человек хороший, веселый», «простой, я добрый старик».
Он жестоко обращается со своими врагами, поэтому самым верным решением для тех, кто попал в его немилость, будет убежать. Хотя и к близким людям у него отношение не лучше – свою первую жену замучил ревностью. А, в общем, о нем «ничего хорошего, окромя дурного, не слыхать».
Митя
Митя
– «приказчик Торцова». Родни у него практически мало – одна только мать, да и то живет вдали него. Митя помогает ей материально, поэтому часто лишает себя даже необходимых вещей. Гордей Карпыч всегда найдет к чему придраться – это очень огорчает впечатлительного Митю. Торцов упрекает его в транжирстве, в том, что Митя ходит в старом сюртуке и таким образом позорит его в глазах посетителей. Молодой человек спокоен по своей натуре, добрый и отзывчивый, поэтому окружающие хорошего о нем мнения. Он не получил хорошего образование и теперь пытается добиться нужного результата собственными усилиями. Он прекрасно понимает, что не может быть тем женихом, которого одобрит Гордей Карпыч – затруднительное финансовое положение, его бедность стали существенным препятствием желаемому действию, но приказать сердцу забыть дочь Торцова он не в силе.
Анализ главных героев
Одним из главных героев пьесы «Бедность не порок» является Андрей. Он представлен как молодой и энергичный человек, который стремится к успеху и богатству. Однако, его желание наживы и материального благополучия приводят его к множеству ошибок и проблем. Андрей не умеет контролировать свои эмоции и часто действует по импульсу, что приводит к конфликтам с окружающими. Он также не умеет уважать чужое мнение и часто настаивает на своем, что приводит к еще большим проблемам.
Другим главным героем является Марья Ивановна. Она представлена как старая и бедная женщина, которая живет в одиночестве и борется за выживание. Марья Ивановна очень умна и хитра, и она часто использует свой интеллект, чтобы выжить в трудных условиях. Она также очень сильная и независимая женщина, которая не боится бороться за свои права и интересы.
Третьим главным героем является Кузьма. Он представлен как старый и мудрый человек, который имеет большой жизненный опыт. Кузьма очень уважаемый человек в своей деревне, и его мнение всегда учитывается. Он также очень мягкий и добрый человек, который всегда готов помочь другим. Однако, его доброта и мягкость часто приводят к тому, что его используют и манипулируют им.
В целом, герои пьесы «Бедность не порок» очень разнообразны и интересны. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, и каждый из них играет важную роль в развитии сюжета.
Характеристика персонажей
Одним из главных героев пьесы «Бедность не порок» является Андрей. Он представлен как молодой человек, который не может найти свое место в жизни. Андрей не имеет постоянной работы и живет на пособие от государства. Он часто погружается в размышления о своей жизни и своих неудачах, но не предпринимает никаких действий, чтобы изменить свое положение. Андрей также проявляет слабость перед женщинами и не может устоять перед искушением.
Другим героем пьесы является Настя. Она представлена как молодая женщина, которая живет в бедности, но не теряет надежды на лучшее будущее. Настя работает на фабрике и мечтает о том, чтобы стать актрисой. Она очень умна и талантлива, но ее жизнь ограничена бедностью и недостатком возможностей. Настя также проявляет сильную волю и готова бороться за свои мечты.
Третьим героем пьесы является Коля. Он представлен как молодой человек, который живет на краю общества. Коля не имеет постоянной работы и зарабатывает на жизнь различными мелкими преступлениями. Он часто попадает в конфликты с законом и не может найти свое место в жизни. Коля также проявляет агрессивность и неуважение к другим людям.
Таким образом, герои пьесы «Бедность не порок» представлены как люди, которые живут в бедности и сталкиваются с различными проблемами. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, которые определяют их характер и поведение.
Критическая полемика
Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:
- Н.Г. Чернышевский,
- П.Н. Кудрявцев,
- А.В. Дружинин,
- А.А. Григорьев.
Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.
Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.
Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.
Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.
Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».
Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.
Анализ пьесы «Бедность не порок»
Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.
Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.
Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы «Бедность не порок» Александра Островского.
После похорон отца Гордей поделил наследство по удобной для себя схеме — себе оставил заведение, приносящее стабильный доход, а брату отдал разницу денежными средствами и ценными векселями. Наследство исправно «работало» на Гордея, капитал его приумножился в разы, что вызывало у него обострённое чувство гордости. А Любим Карпыч быстро прогулял почти все свои деньги, а те, что остались у него обманом выманил фабрикант Коршунов. Чтобы не пропасть с голоду, Любим вынужден был подрабатывать шутом.
В начале повествования читатель знает Гордея Карпыча как сварливого и требовательного хозяина, которого все и всё вокруг раздражают от близких людей до гостей дома. Ему свойственно срываться на приказчика Митю с требованиями «выше головы», он без конца отчитывает своего брата и считает, что тот ведёт себя недостойно и оскорбительно, жену свою Гордей открыто считает глупой невеждой, не заслуживающей уважения.
Съездив на побывку в Москву, герой заболел желанием остаться там навсегда. Теперь он уверен, что его истинное место в высших кругах и только в столице. Всё, что русское ему больше не по душе, окружать себя хочется лишь заграничным и диковинным. Даже друг у Гордея соответственный появился — Африкан Савич. Фабрикант надёжно втёрся в доверие героя, не подозревающего, что именно этот богатенький старичок обманул его брата, и сейчас нацелился разорить и его самого.
Гордей Карпыч уже пообещал свою единственную дочь выдать за Коршунова, но, к счастью, Любим вовремя разоблачил мошенника, и свадьба не состоялась. После произошедшего Гордей открывается читателю с новой, незнакомой стороны человека умеющего осознавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном и быть благодарным за оказанную помощь. Он примиряется с выручившим его братом, а дочь отдаёт под венец с тем, кто ей на самом деле люб.
Главные герои пьесы
Гордей Карпыч
Пьеса начинается в поместье Гордея Карпыча Торцова. Здесь же и происходит основной массив событий, изображаемый в произведении. Это «богатый купец», его возраст точно не указан, автор ограничился лишь размытым упоминанием «под шестьдесят». Отец его не был знатного происхождения, однако сыну удалось добиться в жизни большего – он существенно улучшил материальное положение своей семьи и теперь с трудом можно представить, что «у нас тятенька мужик был». Торцов – человек со сложным характером.
Он необходительно обходится с окружающими (как с прислугой, так и с членами семьи). Не лучшее отношение у него и к обедневшему брату – чувство стыдливости за такое положение вещей перед людьми высшего ранга берет свое. Закономерно в этом случае было бы помочь брату изменить уровень своего существования, но он не желает. Гордея Карпыча интересует жизнь в Москве, все новое и необычное: «хочу жить по-нынешнему, модами заниматься» – говорит он.
Торцов видит единственный способ для своей дочери улучшить свой социальный статус – выгодно выйти замуж, при чем его мало волнует, хорошо ли будет житься с этим человеком его дочери или нет. После ссоры и отмены свадьбы Африкана Савича и его дочери, Гордей Карпыч становится более мягким и сговорчивым, понимает, что прислушиваться к мнению окружающих, даже если они ниже тебя по статусу и финансовому положению, не так уж и плохо.
Любовь Гордеевна
Девушка считает, что гонка за богатством абсурдна, она искренне верит, что не высший свет, чины или деньги делают людей счастливыми. Любовь Гордеевна послушно выполняет волю отца, узнав о намерении отца выдать ее замуж, она не противится его воле, но все же просит отца не выдавать ее за Африкана Савича.
Любовь к Мите переполняет ее и чувство это взаимно, но надежда на благополучный исход их любви очень мала – отец не взирает на ее просьбу. Он думает, что лучше жить богато – в бедности счастья достичь невозможно.
Любим Карпыч
Любим Карпыч
– брат Гордея Карпыча. Как и его брат, Любим изрядно трудился и смог себе накопить приличный капитал. Он хорошо жил, часто пил и вел праздную жизнь, но до крайностей не доходил, до того момента, пока за него не взялся Африкан Савич. Любим стал нищим, ему пришлось бродяжничать и выпрашивать милостыню, которую тоже не всегда тратил с умом – пропивал. Вернувшись к брату, он осознал свои ошибки и решил «хоть под старость-то да честно пожить», но не все так просто – его брат занят знатными гостями и планами по продвижению дальше по социальной лестнице, ему не до нищего брата. Любима удивляет, что его брат ставит материальные ценности выше нравственных и отдает предпочтение общению с обманщиками-богачами, а простых людей, которые живут по законам морали не допускает к себе. Однако Любим Карпыч надеться, что в его жизни все еще наладится. Он не остается в стороне, когда узнает о свадьбе племянницы – Любим не может допустить такого несчастья в жизни Любови и Мити (который к нему очень хорошо относится и часто помогает ему в сложных финансовых ситуациях) – устроенный им скандал не только позволяет избежать ненужной свадьбы, но и решает вопросы о взаимоотношении в семье Торцова.
Африкан Савич Коршунов
– богатый владелец фабрики, живущий в Москве. Именно поэтому он отличный вариант мужа для Любови Гордеевны.
Африкан Савич – любитель выпить и погулять, по – пьяни он ведет себя крайне буйно и невоспитанно, но при этом сам себя считает человеком добрым: «я человек хороший, веселый», «простой, я добрый старик».
Он жестоко обращается со своими врагами, поэтому самым верным решением для тех, кто попал в его немилость, будет убежать. Хотя и к близким людям у него отношение не лучше – свою первую жену замучил ревностью. А, в общем, о нем «ничего хорошего, окромя дурного, не слыхать».
Митя
Митя
– «приказчик Торцова». Родни у него практически мало – одна только мать, да и то живет вдали него. Митя помогает ей материально, поэтому часто лишает себя даже необходимых вещей. Гордей Карпыч всегда найдет к чему придраться – это очень огорчает впечатлительного Митю. Торцов упрекает его в транжирстве, в том, что Митя ходит в старом сюртуке и таким образом позорит его в глазах посетителей. Молодой человек спокоен по своей натуре, добрый и отзывчивый, поэтому окружающие хорошего о нем мнения. Он не получил хорошего образование и теперь пытается добиться нужного результата собственными усилиями. Он прекрасно понимает, что не может быть тем женихом, которого одобрит Гордей Карпыч – затруднительное финансовое положение, его бедность стали существенным препятствием желаемому действию, но приказать сердцу забыть дочь Торцова он не в силе.
Анализ пьесы «Бедность не порок»
Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.
Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.
Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы «Бедность не порок» Александра Островского.
Характеристика героев произведения Островского «Бедность не порок».
- Любовь Гордеевна — первая из героинь Островского с горячим сердцем. . В Любови Гордеевне нет вольнолюбия, безоглядной удали, но она сильна своей прочной связью с патриархальной моралью. Она — человек сильный и цельный. Ее любовь к Мите — искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материнской жалости к бедному и зависимому человеку. Ах, Аннушка, как я его люблюто, кабы ты знала! Парень-то хороший.. . Больно уж он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый. Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Островским, она представляется ему идеальной, полным выражением настоящей любви, как ее понимают в народной среде. Не случайно поэтому, что отношения любящих все время как бы комментируются, сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом ее личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся она строго выдержана в чисто народном, крестьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в нее проникают обороты и выражения гостинодворской галантности, то речь Любови Гордеевны совершенно лишена этого налета. В комедии Бедность не порок сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной основной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за нее надоть будет богу ответ дать. Любовь Гордеевна и не мыслит возможности нарушить отцовскую волю и готова ей покориться, принимая предстоящий брак как подвиг послушания, жертву. Очень характерно, что она не просит отца послушать ее, последовать ее желанию, в отчаянии она молит его: Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!. . Передумай, тятенька!.. . При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Егоровна пытается ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна твердо ее останавливает: Ну, маменька, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить. Островский видит в поведении Любови Гордеевны не рабскую покорность, тем более не страх перед невзгодами, которые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг понимается в ее среде. Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных – Краткое содержание «Бедность не порок»
- для самых компанейских – Главные герои «Бедность не порок»
- для самых любопытных – Анализ «Бедность не порок» Островский
- для самых крутых – Читать «Бедность не порок» полностью
- 1.
Karin Erfel 349 - 2.
Лада Шадрова 315 - 3.
Игорь Проскуренко 308 - 4.
Злая Шутка 223 - 5.
антон воевод 219 - 6.
Ольга Жаркова 154 - 7.
Сынг Мин Ким 130 - 8.
Александр Кузьмин 112 - 9.
Тихон Штельма 107 - 10.
ольга воевод 82
- 1.
Юлия Бронникова 16,945 - 2.
Кристина Волосочева 16,845 - 3.
Ekaterina 16,571 - 4.
Алина Сайбель 16,263 - 5.
Мария Николаевна 15,780 - 6.
Darth Vader 15,736 - 7.
Лариса Самодурова 15,695 - 8.
Liza 15,040 - 9.
TorkMen 14,761 - 10.
Влад Лубенков 13,485
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Карповна и Свистунов
Карповна и Свистунов — два главных персонажа пьесы «Бедность не порок» Александра Островского. Карповна — старая, бедная женщина, которая живет вместе со своим сыном-алкоголиком. Она представляет собой типичную представительницу бедного слоя общества, которая вынуждена бороться за выживание каждый день. Свистунов же — молодой, энергичный человек, который приезжает в город с целью заработать денег и улучшить свое положение в жизни. Он является противоположностью Карповной, так как он не смирился с бедностью и готов на все, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Оба персонажа являются символами разных социальных слоев и их взаимодействие в пьесе показывает, как трудно бедным людям выживать в условиях жестокой действительности.
Торцова Пелагея Егоровна
Главная героиня произведения Островского «Бедность не порок». Добрая и милая женщина. Она имеет глубокую привязанность к своей дочери и беспокоиться о ее счастье. Пелагея Егоровна осознает, что брак Любови с Коршуновым станет причиной несчастья, однако она обладает слишком мягким характером и не может противостоять сильному влиянию мужа. Пелагея Егоровна прониклась к их приказчику Мите. Она видит в нем не только наемного работника, но и чистую, искреннею душу. Она жалеет этого юношу и искренне восхищается его любовью и заботой о матери. Пелагея Егоровна отказывается от предложения устроить побег Любови Гордеевне. С одной стороны, она осознает, что таким образом ее дочь могла бы избежать ненавистного брака, но при этом ей не достает смелости пойти против воли мужа.
Действие первое
События происходят в Уездном городке на святки (древнерусский праздник).
Хронология событий:
- Главный герой комедии Гордей Карпыч сильно разозлился после очередной пьяной выходки своего брата, посчитав это за оскорбление.
- Второй акт начинается с приезда его дочери, супруги и гостей. Митя, находившийся всё это время в комнате, уходит в кабинет и жаждет поработать, но у него не получается. Он влюблён и его мысли занимает прекрасная Любовь Гордеевна.
- Пелагея приглашает Митю за стол и жалуется на эгоистичного и самовлюблённого супруга, который после поездки в столицу захотел жить по-новому, влиться в высшее общество интеллигентов.
Она отмечает, что супруг собирается выдавать их единственную дочь замуж за москвича, ведь в их посёлке равной партии Любови Гордеевны нет.
- После разговора Пелагеи и Мити в комнату входит Яша – кровный племянник купца. У него завязывается разговор с Митей о его любви к дочери купца.
- Во время разговора входит весёлый и непосредственный Разгуляев с гармошкой, который начинает зазывать всех петь и веселиться.
- После этого в комнату врывается злой Гордей Карпыч и требует от Мити пошива нового сюртука, мотивируя тем, что в его доме не принято ходить, как бедному.
- После выхода Гордея из помещения, к Мите приходит его возлюбленная со своими подругами:
Машей. Лизой. Анной Ивановной.
С помощью хитрой уловки Анны влюблённые остаются наедине. Парень читает Любови стихи, признаётся в любви.
После услышанного, смущённая дочка купца пишет парню ответ, где признаётся в ответных любовных чувствах к нему. После этого она уходит.
- В комнату заходит брат Гордея и намекает на месть ему за своё недостойное отношение к Мите.
Важно!
Любим захотел отомстить не только за оскорблением, нанесённое Мите, но и за обиду и унижение со стороны родного брата по отношению к себе
Критическая полемика
Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:
- Н.Г. Чернышевский,
- П.Н. Кудрявцев,
- А.В. Дружинин,
- А.А. Григорьев.
Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.
Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.
Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.
Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.
Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».
Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.
Митя
Главный герой комедии Островского «Бедность не порок». Митя – наемный работник. Он уже не первый год работает у Торцова. Молодой человек старательно относится к своим обязанностям, но заслужить похвалу или повышение у Торцова все равно не может. Его работодатель слишком жадный и скупой. Митя заботиться о своей престарелой матери. Он не бросил на произвол судьбы женщину, а регулярно посылает ей часть своего жалования. Гордей Карпыч считает своего приказчика транжирой, ведь тот не может купить себе приличный костюм. Убогий вид Мити становится причиной предвзятого отношения к нему Гордея Карпыча. Купец запрещает ему появляться в доме, чтобы не вызвать осуждения у именитых гостей.
Герои пьесы Бедность не порок Островского (характеристика)
Гордей Карпыч Торцов Главный герой произведения – немолодой богатый купец, чей нрав отличается суровостью и серьезностью. Его тяжелый характер вызывает страх у домашних. Гордый и высокомерный, глава семьи, он решает все вопросы сам. Отмечается, что более лояльный и рассудительный характер его изменился сразу после поездки в столицу. Считает себя лучше всех остальных. Надеется выдать дочь за состоятельного мужчину преклонных лет.
Любим Карпыч Торцов
Добрый, простой человек, брат Гордея Карпыча. В молодости, получив долю своего наследства, он растратил почти весь свой капитал. Остатки же решил доверить богатому фабриканту, Коршунову, которого считал другом, но тот схитрил и провел его, оставил ни с чем. Любиму не остается другого выхода, кроме как вернуться к брату, упрекающего его за безрассудное поведение. Герой против брака своей молодой племянницы и старика Коршунова. Именно благодаря ему торжество не состоялось. Не считает бедность пороком и убеждает брата выдать дочь за приказчика Митю.
Африкан Савич Коршунов
Самоуверенный человек, кичащийся своим богатством, именно за него Гордей Карпыч хочет выдать дочь. Африкан Савич убежден в том, что главное в жизни деньги и купить можно что – то угодно. Мерзкий и подлый человек, от чьих махинаций пострадал Любим Карпыч. Желает взять в жены молодую красавицу.
Любовь Гордеевна
Умная и скромная девушка, дочь Гордея. Кроткая и послушная, она подчиняется воле отца, решившего выдать её замуж за богатого старика, несмотря на тот факт, что сама она влюблена в Митю, доброго и честного юношу, работающего приказчиком. Считает правильным подчиняться всем решениям родителя. Рада, когда отец все же дает благословение на брак с Митей.
Яша Гуслин
Бедный юноша, родственник Торцова, а точнее, племянник. Это веселый и жизнерадостный молодой человек, любящий петь и играть на гитаре. Хороший друг Мити. Проникается чувством влюбленности к молодой женщине по имени Анна Ивановна. Сначала Гордей Карпыч недоволен решением племянника, жениться на красавице, но потом все же дает согласие.
Анна Ивановна
Бойкая женщина, ставшая в молодом возрасте вдовой. Она старается помочь отношениям Мити и Любы. Влюблена в Яшу и рада выйти за него замуж.
Разлюляев
Молодой и беззаботный весельчак, сын богатого купца. Мечтает жениться на девушке своего круга. Испытывает симпатию к Любе, и даже хотел бы взять её в жены, но все же искренне рад за счастье друга Мити.
Пелагей Егоровна
Жена Гордея Корпатыча. В произведение нет подробного описания героини, одна можно сказать, что это немолодая женщина кроткого характера, полностью подчиняющаяся своему супругу и не вступающего с ним в спор.