Анализ рассказа толстого «кавказский пленник»

Кратко «кавказский пленник» л. н. толстой

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь.  С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Поведение в плену

В планах врагов не было убивать захваченных офицеров, так как они хотели получить вознаграждение за них. На следующее утро пленникам предложили оправить письмо семье, требуя выкуп не менее трех тысяч рублей. Не думая, Костылин сразу написал записку родственникам.

Жилин же, осознавая, что его мать не способна раздобыть такую сумму, решил поторговаться. В результате он добился возможности попросить выкуп в пятьсот рублей. Еще он договорился, что заложников обеспечат хорошей едой и одеждой, и вдобавок уговорил татар снимать офицерам колодки на ночь. Иван написал письмо, направив его на неверный адрес, зная, что собирается бежать.

Прожили офицеры у татар целый месяц. Костылин еще несколько раз писал домой, ожидая присылки денег. Жилин, зная, что его письмо не дойдет, другого и не писал. Занятий у него в плену было немного: он либо ходит по аулу, насвистывая и высматривая способы побега, либо занимается рукоделием (кукол из глины лепит, плетенки мастерит из прутьев).

Как-то пленник сделал куклу с носом, руками и ногами и поставил ее на крышу. Увидала игрушку хозяйская дочь Дина и забрала себе.

На следующий день наблюдает Жилин, что старуха отобрала у девочки игрушку и разбила. Он решает ей новую сделать. Так и началась дружба Дины и офицера. Она каждый день приносила ему молоко, а иногда, когда татары делали лепешки, выкрадывала их для него.

Продолжал Жилин рукодельничать, помогая жителям поселения: то кукольное представление устроит, то часы татарину починит. Так и прославился он у местных мастером на все руки.

Прожили Жилин и Костылин в плену еще месяц. Иван днем ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придет, затихнет все вокруг, он у себя в сарае копает, размышляя, как бы ему местность получше узнать, в какую сторону бежать. Выждал он, пока хозяин уедет, поднялся на гору округу рассмотреть.

Выведав, в какую сторону сбегать, начал намечать путь.

Все то время, когда Жилин высматривал ходы к отступлению, подбирал время, делал подкоп, чтобы покинуть место своего заключения, Костылин только и делал, что лежал, скучал, ждал передачи денег родными.

Храбрость

Спасение Жилин получил благодаря своим внутренним качествам. Нравственно чистый человек, он жил и поступал в соответствии с честью и достоинством. Жилин никогда не позволял татарам унизить себя. Герой настоял на собственной цене, которую нужно было выплачивать за выкуп.

Смелость и храбрость, а также ум и смекалка помогли центральному персонажу рассказа выбраться из плена, хотя это было и нелегко. Жилин не терял надежду даже после поражения, он продолжал бороться, в результате чего выбрался на свободу. Л. Н. Толстой в своем произведении, которое изучается в 5 классе, отмечает силу воли и искреннее желание человека, которое способно свернуть горы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Жилина», рассмотрит образ центрального персонажа рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», его внутренние качества, основанные на чести, достоинстве, храбрости и смелости.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Кавказский пленник»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Кавказский пленник»

для самых компанейских —

Главные герои «Кавказский пленник»

для самых крутых —

Читать «Кавказский пленник» полностью

Тест по произведению

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Самые популярные материалы декабря для 5 класса:

Мое любимое время года

Краткое содержание «Бородино»

«Заколдованное место» главные герои

Характеристика Гаврилы

Характеристика Муму

Краткое содержание «Мороз, Красный нос»

Образ Герасима

Эссе о себе

Характеристика барыни (Муму)

Краткое содержание «Маугли»

Рассказ о жизни Толстого

Историческая основа рассказа «Кавказский пленник», история его написания

Лев Толстой появился на свет 28 августа 1828 г. в дворянской семье старинного и знатного рода в поместье Ясная Поляна Тульской губернии. Всего в семье родилось четыре мальчика и девочка. Когда Льву не исполнилось и трех лет, умерла мать. Воспитание детей взяла на себя троюродная тетушка Т.А. Ергольская. После смерти отца в 1837 г. опекуншей сирот стала сестра отца. В 1840 г. племянников забрала к себе в Казань другая тетя по отцу П.И. Юшкова. В Казани в 1844 г. Лев стал студентом университета. Сначала учился на факультете восточных языков, после на юридическом.

Но в 1847 г. молодой человек учебу бросил и уехал в Ясную Поляну, доставшуюся ему по наследству. Живя в имении, занимался хозяйственной деятельностью и самообразованием. В 1849 г. открыл школу для детей крестьян. Некоторое время проживал в Москве и Петербурге, это было время духовных поисков.В 1851 г. уехал к месту службы старшего брата Николая на Кавказ. Жизнь Толстого изменилась: он принял решение поступить в армию. Сдав экзамены, стал служить в артиллерийской бригаде. В течение двух с половиной лет кавказской службы Толстой участвовал в военных операциях, проявил себя как смелый офицер. Во время службы на Кавказе были написаны первые рассказы Толстого, многие имеют автобиографическую основу.

Кавказская война в XIX в. длилась 47 лет с 1817 г. по 1864 г. Русская армия не вела активных боевых действий. Командующий русской армией генерал А. Ермолов назвал Кавказ огромной крепостью, которую будет защищать полумиллионная армия горцев. Свою политику он озвучил так: «Штурм будет стоить дорого. Так поведем же осаду». Горцы часто организовывали засады, чтобы взять в плен русских офицеров и потребовать выкуп. Некоторым из плена удавалось сбежать.

О судьбе русских пленных на Кавказе создавали произведения и до Толстого. А.С. Пушкин написал в 1921 г.поэму «Кавказский пленник». В этом романтическом произведении была описана история молодого пленного русского офицера, которого спасла из рабства влюбленная черкесская девушка. Разочарованный в жизни молодой человек не смог ответить на ее чувства, и девушка в отчаянии бросилась в воду. Спустя семь лет к этому сюжету обратился М.Ю. Лермонтов и тоже написал романтическую поэму с таким же названием. В русского пленника влюбляется черкешенка, но во время их побега молодого человека убивает отец девушки, которая с горя утопилась.

В 1872 г.выходит «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Сюжет похож на поэмы Пушкина и Лермонтова. Но произведение было не романтическим, а реалистическим. В плен по сюжету попали два офицера, отсутствовала любовная история

Автор детально описывает условия содержания в плену, уделяет внимание описанию быта и обычаев татар. Главный герой занят не размышлениями и воспоминаниями, а выживанием, ремеслом, подготовкой к побегу

Язык рассказа отличается простотой изложения, множество фактов и событий переданы короткими предложениями, описания сведены к минимуму.

Жанр произведения определен как рассказ-быль. Слово «быль» подчеркивает достоверность сюжета «Кавказского пленника», основой для которого послужили реальные события. Сопровождая в крепость Грозную обоз, Толстой и его друг чеченец Садо решили оторваться от основной группы и поехать побыстрее. Они нарвались на засаду и едва не попали в плен. Им чудом удалось спастись, добраться до русской крепости и поднять тревогу. Подоспевшие на помощь казаки заставили горцев прекратить преследование. В своем дневнике Толстой записал: «Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо». Переживания, испытанные во время этого приключения, были использованы в сюжете рассказа «Кавказский пленник».

В 1872 г. Толстой в Ясной поляне, создавая для своей школы «Азбуку», пособие для обучения чтению, написал несколько небольших рассказов и сказок для этой книги. Одним из рассказов, написанных для «Азбуки» стал«Кавказский пленник».

Вариант 8

«Кавказский пленник» – это рассказ, который заставляет задуматься о судьбе героев и о силе, которую они обнаруживают в себе в трудные моменты. Я считаю, что Жилин и Костылин – две разные судьбы, которые показывают нам, как выборы и поступки могут влиять на нашу жизнь.

Жилин, несмотря на то, что оказался в плену, не теряет надежды и силы воли. Он проявляет преданность и доброту, лепя глиняные куклы для маленькой Дины. Это говорит о его умении найти радость и творчество даже в трудных условиях. Жилин планирует побег и рискует своей жизнью, чтобы спасти Костылина. Этот поступок показывает его смелость и сострадание к товарищу.

С другой стороны, Костылин выбирает эгоистичный путь. Он пугается и бросает Жилина, попавшего в беду. Костылин не проявляет мужества и преданности, а склонен к самосохранению. Это приводит к тому, что он оказывается в более тяжелом положении, чем Жилин, и требует выкупа для своего освобождения.

Эта история намекает на то, что выборы и поступки имеют последствия. Жилин, благодаря своей мудрости и доброте, находит способы облегчить свою ситуацию и даже получает помощь от Дины. Его судьба связана с благими поступками, которые он совершает, и он находит спасение и новую надежду на свободу.

Вместе с тем, Костылин, избрав эгоистичный путь, стал жертвой своих собственных решений. Он испытывает боль и страдания, и его освобождение приходит лишь благодаря усилиям его родственников.

Этот рассказ напоминает нам о важности делать правильные выборы и проявлять доброту и преданность. Он учит нас, что в трудных ситуациях мы можем найти в себе силу и решимость

Жилин становится примером того, как справиться с трудностями и сохранить человечность в любых обстоятельствах. Его судьба напоминает нам, что доброта, сострадание и мужество могут преодолеть даже самые сложные испытания. В то время как Костылин, избрав путь эгоизма, понес последствия своих поступков.

«Кавказский пленник» учит нас ценить дружбу, преданность и сострадание. Это сочинение показывает, что наша судьба зависит от наших выборов, и что самые маленькие поступки могут иметь большое значение в жизни. Жилин и Костылин — два противоположных примера, которые помогают нам понять, какие качества и поступки ведут к лучшей судьбе.

В конечном итоге, «Кавказский пленник» вдохновляет нас быть сильными, щедрыми и сострадательными, как Жилин, и избегать эгоистичных решений, которые могут привести к негативным последствиям, как у Костылина.

Мне нравится549Не нравится260

Рейтинг сочинений

2097

801

503

392

289

244

242

232

Вариант 3

Лев Николаевич Толстой является великим русским классиком. Его произведения актуальные и сегодня. Автор умело описывает внутренний мир героев и заставляет читателей им сопереживать. Ярким персонажем времени жизни писателя выступает Жилин из рассказа «Кавказский пленник».

Автор его описывает как человека великого душой, сердцем и устремлениями, но небольшого по росту. Он мужественный, упорный, смелый и добрый. С детства он достигает всего самостоятельно и строит свою жизнь по воле своего сердца. Он уезжает с военной службы в отпуск к матери, но попадает в плен к татарам во время войны. Там он не один, а с товарищем. Их призывают отправить письма родным, чтобы те выслали татарам деньги взамен их жизней. Жилин высылает письмо намеренно с неверным адресом. Продумывая свои шаги наперед, юноша втирается в доверие татар и получает их уважение. В попытке двух побегов проявляется стойкость духа и доброта души человека. Он не бросает своего товарища. Но, убежать ему не получается. Только в третий раз ему удается побег. Он выбирается и получает свободу.

Нападение и захват

Встретились Жилин и Костылин, когда Иван взял себе отпуск, чтобы навестить мать. Так как обоз шёл медленно, а герой очень спешил домой, он принял решение обогнать отряд и поехать впереди. К нему присоединился офицер Костылин, который изнемогал от жары и очень хотел есть. Оба понеслись вперёд. Перед Костылиным стояла задача прикрывать Жилина, если случится какая-нибудь опасность, ведь они отправились в поездку по опасной дороге, возможно, захваченной татарами.

В пути на них напали. Первым под удар попал Жилин, он надеялся на помощь Костылина, так как у него было ружье.

Но его товарищ, невзирая на договоренность, что офицеры будут держаться рядом, бросил приятеля, заботясь в первую очередь о личном спасении. Костылину не удалось сбежать, он был схвачен.

В такой ситуации герой показал такие качества, как:

  • эгоизм;
  • трусость.

Поняв, что товарищ не придет к нему на выручку, Жилин бросился на татар, но они выстрелили по нему сзади и попали в лошадь.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных «татар» (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. «Как встретились Жилин и Костылин после этого?» — спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Глава 6. Побег Жилина. Выкуп Костылина

Жилось им там очень плохо: колодки не снимали, кормили непечёным тестом. В яме было душно, мокро и воняло. Костылин совсем разболелся, а Жилин думал, как выбраться отсюда. Вдруг на Жилина упала лепёшка и посыпались черешни — это была Дина. Жилин налепил из глины в яме фигурки людей, лошадей, собак — решил, что Дина ему поможет.

Из разговоров горцев Жилин узнал, что русские близко, и что горцы не знают, как быть с пленными.

Дины долго не было. Появившись с двумя сырными лепёшками, Дина предупредила Жилина, что их хотят убить. Игрушки она не приняла. Жилин попросил принести длинную палку. Дина сначала отказала, но ночью всё же принесла длинный шест. Жилин вылез, Костылин остался ждать выкуп. Жилин подсказал девочке вернуть шест на место, чтобы её не заподозрили, и ушёл под гору. Колодку снять не смог, у Дины тоже не хватило сил ему помочь. Прощаясь, Дина дала ему лепёшек и расплакалась.

Жилин пошёл, придерживая замок на колодке, чтобы не бренчал. Дойдя до леса, сел отдохнуть. Снова пошёл дальше, еле волочил ноги. Прошёл лес — стало уже совсем светло, увидел вдалеке своих: казаков и солдат.

Собрался с последними силами и пошёл к своим. Но тут его заметили трое горцев и пустились к нему.

Наши услышали и бросились наперерез горцам. Те испугались, ускакали. Жилина спасли, обступили, дали хлеба, каши, водки, сняли колодку, укрыли шинелью. Офицеры узнали Жилина, повезли в крепость, где тот и рассказал, что с ним случилось.

Жилин остался на Кавказе служить, домой не поехал. А Костылина только через месяц выкупили, еле живого.

Чему учит?

Мораль Толстого такова, что какие бы трудности не вставали на пути, нельзя поворачивать назад, нужно собраться и действовать до тех пор, пока цель не будет достигнута. Нельзя позволять обстоятельствам и людям тянуть тебя вниз, но в то же время нужно проявлять милосердие и доброту по отношению к окружающим. Только такого человека можно оценить по достоинству, ведь оно у него есть, и не одно.

Вывод из рассказа следует простой: богатства и чины не являются мерилами человеческого благородства. Реальным его преимуществом может быть признана лишь добродетель. А деньги и связи только портят личность, ведь внушают ей ложную уверенность в ее превосходстве.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение

    Олицетворением всего русского народа, квинтэссенцией его лучших качеств, стал в романе образ Платона Каратаева. Несмотря на то, что появляется он очень ненадолго, этот персонаж несёт на себе огромную

  • Сочинение Описание действий 7 класс

    Через пару дней я стану на год старше, у меня праздник — день рождения, помимо стола с угощениями я решила подготовить не большую развлекательную программу, которая включала бы увлекательную игру «Фанты».

Я учусь в школе №12. История моей школы начинается в СССР. Тогда наша страна была больше, строилось много больниц, школ и детских садов. Первый камень в строительство основного здания был положен в тысяча девятьсот восемьдесят третьем

Сочинение по картине Левитана Тихая обитель 3, 4, 9 класс описание

На этой всем известной и популярной картине изображена во всей красе русская природа. Со всеми ее ценностями, которые так дороги каждому русскому человеку.

Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Раскольников – красивый молодой человек с аристократическими чертами лица. Он снимал крохотную каморку на чердаке пятиэтажного дома.

Пребывая в середине XIX века на Кавказе, Лев Николаевич Толстой стал участников опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». Сопровождая обоз в крепость Грозную, они с товарищем попали в западню к чеченцам. Жизнь великого писателя спасло то, что горцы не хотели убивать его спутника, поэтому не стали стрелять. Толстому и его напарнику удалось доскакать до крепости, где их прикрыли казаки.

Ключевой идеей произведения является противопоставление оптимистичного и крепкого духом человека другому — вялому, безынициативному, ворчливому и жалостливому. Первый персонаж сохраняет мужество, честь, смелость и добивается освобождения из плена. Основной посыл: не стоит ни в коем случае сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать.

История создания

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,— искусству всемирному».

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является военный офицер Иван Жилин, который участвует в боевых действиях на Кавказе.

Писатель представляет Жилина в качестве молодого мужчины, имеющего дворянское происхождение из обедневшего знатного рода, являющегося единственным сыном у горячо любимой пожилой матери.

Во время поездки в очередной отпуск домой Жилин вместе с сослуживцем Костылиным попадают в плен к суровым татарам, которые планируют получить за русских офицеров значительный выкуп.

Находясь в плену, Жилин начинает продумывать варианты побега, при этом не раскисает в отличие от Костылина, постоянно ноющего и страдающего, и старается выполнять полезную работу: мастерит игрушки для маленьких татарчат, ремонтирует поломанное оружие и другие предметы, помогает в лечении знатного татарина, поскольку является разносторонним и трудолюбивым человеком.

На предложение татар о получении большой суммы денег за его освобождение Жилин честно и открыто отвечает, что его мать не в состоянии выплатить такой огромный выкуп, поэтому смысла обращаться к ней нет.

Татары, несмотря на вражду с русскими, привязываются к Ивану, ценя и уважая его смелость, доброту, искренность, а маленькая девочка-подросток Дина начинает относиться к Жилину как настоящему другу, жалея его и подкармливая.

Наконец Иван решается на побег, который заканчивается неудачно из-за толстого и неповоротливого Костылина, задерживающего пленников. Татары догоняют бежавших и помещают в колодец, заковав в деревянные кандалы.

С израненными, истертыми ногами, измученный пленом, но не сломленный духом, Жилин предпринимает новую попытку побега, тщательно подготовившись и воспользовавшись помощью Дины, опустившей для пленника в яму длинный кол.

Пустившись в погоню за отчаянным Жилиным татары, терпят неудачу, поскольку Ивану удается добраться до казачьей крепости, где остается служить до конца войны. Костылин же освобождается из плена, благодаря предоставленному родственниками большому выкупу.

Повествуя об одном из событий русско-кавказской войны, писатель раскрывает истинные патриотические качества настоящих русских офицеров, характеризующихся волей к свободе и неизбежной победе, способностью стойко переносить тяготы и лишения военного времени, не забывая о проявлении человеческого отношения к окружающим, в том числе и к противнику.

Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”

Вариант 1

Жилин-главный герой рассказа “Кавказский пленник”.

Он привык всего добиваться сам. Является достаточно обаятельным персонажем и сразу же вызывает симпатию. Он храбрый, в плену вел себя смело и уверенно. Жилина любила даже дворовая собака за то, что он ее подкармливал, это еще раз доказывает, что Жилин положительный персонаж. На протяжении всей повести ему противопоставляется Костылин ‑полная противоположность Жилина. Тем самым, автор подчеркивает положительные качества Жилина. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Жилин не бросил Костылина даже во время погони, после чего их и поймали. До этого он заручился доверием Дины, которая и помогла ему сбежать. Я считаю, что Жилин яркий пример человека с настоящей широкой русской душой.

Вариант 2

Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.

Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.

В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жилин часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.

Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу

ОН не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку.  Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать

Их снова схватили и бросили в яму.

Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин постоянно стонал, но Жилин все думал о побеге. Однажды он смог уговорить дочку хозяина помочь им выбраться. Девочка сжалилась и принесла большой шест, но Костылин не захотел бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. Он смог добраться до своих людей и стал служить дальше. Что же качается Костылина, то тот лежал в яме пока его не выкупили за 5000 рублей. Привезли его еле живого.

У каждого читателя появляется вопрос, почему назвал Толстой свой рассказ «Кавказский пленник», ведь пленников то было два. Но на самом деле здесь есть очень глубокая мысль. Жилин был храбрым, сильным, работящим. Он смог убежать с плена и стал продолжать служить и помогать людям. Но Костылин был ленив. Да, его выкупили из плена, но он так и остался в плену своих слабостей.

На первый взгляд с двумя людьми произошло одно и тоже событие, но если смотреть на сердца и дух героев, то каждый пережил свое приключение.

Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”

Описание образов

Иван Жилин — русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Вырос в небогатой семье и всего добивался самостоятельно. Фамилия Жилин (от слова «жила», «сухожилие») свидетельствует о силе персонажа и непоколебимости духа. Его основные черты характера:

  • смелость;
  • добросердечность;
  • трудолюбие.

Костылин — противоположность Жилину, русский офицер из обеспеченной семьи. Костылин (от слова «костыль») означает дряблость, болезненность. В рассказе Костылин не имел стойкого характера и всегда надеялся на других, был трусливым, хилым, апатичным. Попав в плен, не пытался сбежать, ожидая, пока за него пришлют выкуп.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является военный офицер Иван Жилин, который участвует в боевых действиях на Кавказе.

Писатель представляет Жилина в качестве молодого мужчины, имеющего дворянское происхождение из обедневшего знатного рода, являющегося единственным сыном у горячо любимой пожилой матери.

Во время поездки в очередной отпуск домой Жилин вместе с сослуживцем Костылиным попадают в плен к суровым татарам, которые планируют получить за русских офицеров значительный выкуп.

Находясь в плену, Жилин начинает продумывать варианты побега, при этом не раскисает в отличие от Костылина, постоянно ноющего и страдающего, и старается выполнять полезную работу: мастерит игрушки для маленьких татарчат, ремонтирует поломанное оружие и другие предметы, помогает в лечении знатного татарина, поскольку является разносторонним и трудолюбивым человеком.

На предложение татар о получении большой суммы денег за его освобождение Жилин честно и открыто отвечает, что его мать не в состоянии выплатить такой огромный выкуп, поэтому смысла обращаться к ней нет.

Татары, несмотря на вражду с русскими, привязываются к Ивану, ценя и уважая его смелость, доброту, искренность, а маленькая девочка-подросток Дина начинает относиться к Жилину как настоящему другу, жалея его и подкармливая.

Наконец Иван решается на побег, который заканчивается неудачно из-за толстого и неповоротливого Костылина, задерживающего пленников. Татары догоняют бежавших и помещают в колодец, заковав в деревянные кандалы.

С израненными, истертыми ногами, измученный пленом, но не сломленный духом, Жилин предпринимает новую попытку побега, тщательно подготовившись и воспользовавшись помощью Дины, опустившей для пленника в яму длинный кол.

Пустившись в погоню за отчаянным Жилиным татары, терпят неудачу, поскольку Ивану удается добраться до казачьей крепости, где остается служить до конца войны. Костылин же освобождается из плена, благодаря предоставленному родственниками большому выкупу.

Повествуя об одном из событий русско-кавказской войны, писатель раскрывает истинные патриотические качества настоящих русских офицеров, характеризующихся волей к свободе и неизбежной победе, способностью стойко переносить тяготы и лишения военного времени, не забывая о проявлении человеческого отношения к окружающим, в том числе и к противнику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: