Описание сюжета драмы
Содержанием произведения является описание жизни семейства Кабановых, в которых царит домострой. Все подчиняются матери Тихона Ивановича Кабанова – Марфе Игнатьевне. В пьесе она получила прозвище Кабанихи. Главной героиней произведения является Катерина. С детских лет она была окружена любовью и лаской. Когда девушка вышла замуж за Тихона, ее жизнь радикально изменилась, став подневольной.
Со временем Катерина влюбляется Бориса Григорьевича, который приходится племянником Дикому – еще одному жадному и жестокому персонажу. Борис тоже любит Катерину. Он понимает всю тяжесть своего положения, однако молодые люди продолжают тайно встречаться. После чего Катерина признается в измене мужу, причем делает это в присутствии его матери. Это сделало ее жизнь поистине невыносимой. Вскоре Дикой отправляет Бориса в Сибирь, а Катерина – бросается в Волгу, чтобы покончить жизнь самоубийством.
Кто был прототипом главной героини?
Вокруг образа главной героини в литературных кругах ведутся жаркие споры. Согласно одной из версий, в основу создания произведения легла личная драма Александра Николаевича. Дело в том, что драматург имел близкие отношения с актрисой Любовью Павловной Косицкой. При этом она была замужем, да и сам писатель был не свободен. Он жил с простолюдинкой Агафьей Ивановной и имел с ней детей, которые умерли в раннем возрасте.
Сложные личные отношения и стали основой для написания пьесы. Косицкая играла в театре. Впоследствии именно она воплотила образ Катерины на подмостках. Подтверждением этой теории считается и то, что Любовь Косицкая так же, как Катерина, была очень верующей женщиной.
Тем не менее, «Гроза» – это не только пьеса, которая отражает личные отношения. Она также описывает нарастание социального конфликта. В те времена было много людей, стремившихся изменить уклад жизни. Однако прежнее домостроевское общество этому сопротивлялось. Именно это противостояние и нашло отражение в гениальном произведении Островского.
Предпосылки к созданию
Чтобы лучше понимать суть и основную идею литературного произведения, стоит изучить историю его написания. Дело в том, что обстоятельства и условия жизни того времени существенно повлияли на создание сюжета. Александр Островский написал свое произведение в 1859 году. Это произошло во время поездки литератора по Поволжью
Писатель обращал внимание не только красоту природы и интересные места городков, которые встречались на его пути
Не меньшее внимание автора привлекали люди, которых он видел в своей поездке. Писатель занимался изучением отличительных черт их характера, особенностей быта и жизненных историй
Островский делал записи. На их основе он впоследствии и написал свою пьесу.
Тем не менее, существует несколько версий относительно предпосылок создания этого произведения. Довольно долго литературоведы считали, что писатель позаимствовал сюжет для своего произведения из реальной жизни. Дело в том, что в Костроме жила девушка, которая не сумела справиться с нападками свекрови и утопилась в реке.
Исследователи творчества писателя отыскали в этих случаях немало совпадений. Во-первых, это событие случилось в том же году, когда Островский написал свою пьесу. Во-вторых, девушки были молодыми. К тому же их рано выдали замуж. К другим совпадениям относят слабохарактерность мужей и притеснение со стороны свекровей. Катерина имела роман с племянником богатого человека, а девушка из Костромы – с почтовым служащим.
Сочинение
Пьеса «Гроза» была написана Островским за несколько месяцев в 1859 году. Автор начал работать над ней после путешествия по волжским городам, организованного морским министерством с целью изучения быта и обычаев коренных жителей России. Записав несколько похожих одна на другую историй, Островский использовал их в качестве основы для своей пьесы, которая получилась очень реалистичной и народной.
Несмотря на то, что пьеса прошла цензуру и была поставлена на сцену Малого академического театра в Москве, а затем и Александринского театра в Петербурге всего за полгода, она вызвала огромный интерес и дискуссии у зрителей и литературных критиков. Тема, затронутая в пьесе, не была новой, но все равно вызвала большое впечатление и стала объектом обсуждения. Особенно главная героиня Катерина Кабанова и её судьба стали темой разговоров.
Среди рецензентов пьесы были известные литературные критики того времени, такие как Н. Добролюбов, А. Герцен и А. Григорьев. Пьеса была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и вызвала огромный общественный резонанс благодаря своей тематике.
С момента своего создания и до сегодняшнего дня, «Гроза» Островского остается популярным произведением среди читателей и зрителей театра. Её экранизация также стала успешной. По сей день, пьеса является обязательным произведением для изучения в школьной программе по русской литературе.
Действующие персонажи поэмы
К основным персонажам произведения относятся Кабаниха и ее сын Тихон. Также главными героями являются Катерина, которая приходится Кабанихе снохой, и Борис – ее возлюбленный. Помимо этого, в пьесе участвуют Дикой, Кулигин, Варвара – сестра Тихона. На этом список персонажей не заканчивается. При этом каждый из них обладает своей смысловой нагрузкой.
Кабаниха и Дикой служат олицетворением всего негатива в городе Калинове. Это наглые, злые и жадные персонажи, которые хотят управлять другими людьми. Тихон Кабанов безропотно подчиняется своей матери. Он не может похвастаться твердым характером или умом.
Варвара же отличается от брата. Она во многом не согласна со своей матерью. Чтобы освободиться от гнета, девушка обманывает ее. Однако Катерина не согласна врать мужу. Она считает измену большим грехом. На фоне остальных участников пьесы Катерина выглядит более чувствительной, живой, мыслящей.
История создания пьесы Гроза Островского
1859 год. Для Островского это время ознаменовалось премьерой его пьесы Гроза, которую зрители восприняли с удовольствием. Эта жизненная драма показала жизнь и быт людей, все особенности и противоречия крепостнической России девятнадцатого века. В своей работе автор поднимал разные конфликты, где столкнулись разные характеры. Так, мы видим борьбу нового и старого, борьбу свободолюбивого характера с пережитками прошлого. Островский показал конфликт между самодурами, затронул психологический конфликт, показывая внутреннюю борьбу главной героини. Осветил Островский и социально-бытовой конфликт в драме. Интересна также и история создания пьесы Гроза. Об этом и будет наше сочинение.
История создания пьесы Гроза кратко
С историей создания пьесы Гроза связывают разные легенды. Так, согласно одному из предположений, пьеса была написана по мотивам одного случая, произошедшего в реальной жизни в Костроме. Оказывается в этом городке жила девушка Александра, которая от постоянного угнетения, обвинений, постоянных упреков и подозрений в изменах, не выдержала такой жизни и завершила ее самоубийством, прыгнув в реку. Следствие выяснило причину самоубийства девушки, и как оказалось, ею стала действительно тяжелая жизнь женщины, у которой была тайная любовь с почтовым служащим. Неудивительно, что костромичи увидели в пьесе Гроза много сходства, назвав Александру Клыкову прототипом Катерины. Прочитав Грозу, костромичи увидели и одинаковый возраст этих женщин: выдуманной и настоящей. Нашли и сходства в их судьбе и любовных страданиях. Одинаковой была и концовка этих историй, поэтому можно считать, что как раз эта история и натолкнула писателя на создание пьесы Гроза. Но присутствовало одно, но. Несовпадение временных рамок доказывает, что сюжет пьесы был просто придуман драматургом и никакой реальной основы в нем не было. Да и драма вышла за месяц до произошедших событий в жизни Александры.
Некоторые предполагают, что прототипом главной героини драмы Гроза стала актриса, знакомая Островского, которую звали Любовь Косицкая. Полагают, что именно ее сон, рассказанный Островскому, стал сном Катерины в пьесе.
Но как говорят исторические источники, свою пьесу писатель писал под впечатлением от поездки по Волге, которую он совершил, будучи участником этнографической экспедиции. Так, изучая нравы и быт людей, он все записывал, а позже перенес на лист бумаги, создав свою знаменитую работу. И несмотря на то, что город Калинов был выдуман, он стал прототипом всех существующих городов, которые встречались Островскому по пути.
Вот такая она история создания пьесы Гроза, которую изучают в 10 классе.
Особенности композиционного построения
(Фрагмент из драматической постановки)
Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.
Образ грозы
В пьесе одни из важных эпизодов связаны с грозой. По сюжету, Катерина очень боялась этого природного явления. Потому что люди верили, что гроза покарает грешного человека. И все эти тучи, гром — все это только усиливало угнетающую обстановку дома Кабановых.
В анализе «Грозы» следует также отметить, что весьма символично то, что все эпизоды с этим природным явлением связаны с Катериной. Это отражение ее внутреннего мира, того напряжения, в котором она находилась, той бури чувств, которая бушевала у нее внутри. Катерина боялась этого накала чувств, поэтому она очень переживала, когда была гроза. Также гроза и дождь — это символ очищения, когда молодая женщина бросилась в реку, то она обрела покой. Так же, как и природа кажется чище после дождя.
Работа над пьесой[]
Трагедия, легшая в основу сюжета, не была для российского быта шибко новой: затравленные девушки кончали собой нередко. О подобном можно было прочитать в газетах. И все бытовые детали А. Н. Островский тоже взял из жизни. За автором к этому времени уже закрепилась слава бытописателя — он изучал типажи своих персонажей и переносил их в рукописи; критик Н. А. Добролюбов называл произведения А. Н. Островского «пьесами жизни». Однако А.Островский — сам москвич, и большинство его драматургических произведений — это зарисовки московской купеческой жизни, которую автор хорошо знал и из которой сам происходил. А вот в пьесе «Гроза» действие происходит в провинциальном уездном городе
И в этом тоже угадывается какое-то особое действие автора — он вынужден что-то сказать, высказаться, обратить на что-то общественное внимание.
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой (как и он сам — тоже не аристократ) Агафьей Ивановной (фамилия, к сожалению, неизвестна), с которой имел общих детей (все они умерли еще детьми). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.
Именно для Любови Павловны Косицкой предназначалась роль Катерины, и автор приписал главной героине своей пьесы какие-то черты характера самой актрисы; она же стала первой исполнительницей роли.
Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года, причем для ее написания он отвлекся от другой работы — он писал в это время пьесу «Старый друг лучше новых двух». Видно, сюжет «Грозы» настолько захватил самого драматурга, что заставил отбросить всё остальное. У этих двух пьес — «Старый друг лучше новых двух» и «Гроза» — общая тема: женская любовь; но как же по-разному она предстает! Оленька из «Старого друга» (который лучше новых двух), вполне способна сама распоряжаться своей любовью и собственной жизнью — она портниха и всегда найдет работу, — и это пьеса комедия. А любовь Катерины из «Грозы» — обречена на непонимание и горе. Лишь после окончания написания «Грозы» Островский вновь вернулся к предыдущей работе.
Хотя пьеса «Гроза», безусловно, социальное произведение, нельзя отталкивать и ее литературные особенности, без которых не прозвучала бы и основная социальная направленность. Драматург использует в первую очередь символику, сопутствующую пьесе от начала — когда местный житель Кулигин поет протяжную грустную народную песню «Среди долины ровныя…», олицетворяющую русскую глубинку, — и до самого ее конца с разве́рзнувшейся настоящей грозой.
Ныне рукопись пьесы «Гроза» хранится в Российской государственной библиотеке.
Пьеса «Гроза» продолжала эстетические новаторства драматурга — бытовой реализм, без пафоса и героики. Это вызывало неприятие у преверженцев старых актерских традиций, рассматривавших искусство театра в первую очередь именно как пафосность и уход от повседневности. Известно, что выдающийся московский артист старой категории Михаил Семёнович Щепкин в знак протеста покинул репетицию «Грозы», проводимую самим А. Островским.
«Гроза» в Петербурге
Вторая премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 года уже в Петербурге. На этот раз для зрителей распахнул двери Александринский театр. Публика восприняла спектакль благосклонно. Критики особенно отмечали Александра Мартынова, который раскрыл свой талант в роли Тихона. Евдокия Панаева, жена литератора Ивана Панаева, пишет в своих воспоминаниях: «Я была на первом представлении «Грозы» Островского. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой. В «Грозе» Мартынов показал, что обладает также замечательным трагическим талантом». К сожалению, судьба актёра оказалась трагична: летом 1860-го он скончался от чахотки.
Гликерия Федотова в роли Катерины, Малый театр, 1866 год. (cyclowiki.org)
Актёр Александр Мартынов прославился исполнением роли Тихона
Спустя год после петербургской премьеры пьеса перешла в репертуар Мариинского театра, а оттуда — на провинциальные сцены. В 1860-м «Гроза» была напечатана: сперва она появилась в журнале «Библиотека для чтения», а затем — вышла отдельным изданием.
История создания
Многие считают, что Островского вдохновило на создание «Грозы» так называемое «клыковское дело» (молодая Александра Клыкова, которую притесняла свекровь и не защищал муж, бросилась в Волгу). Однако замысел «Грозы» возник ещё до трагедии в семье Клыковых.
Островский принимал участие в литературной экспедиции и посетил ряд русских городов, в числе которых Торжок, Тверь, Кинешма. То, что писатель увидел, впечатлило его. Многие диалоги Островский воспроизвёл в «Грозе» буквально, без переосмысления. А «клыковское дело» только подтверждает мысль, что Александр Островский описал в «Грозе» совершенно типичную для того времени ситуацию.
Проблематика:
- проблема старшего и младшего поколения (Кабаниха и её дети);
- проблема любви (Катерина — Тихон; Катерина — Борис);
- проблема самореализации (Кулигин);
- проблема власти (Дикой);
- столкновение старого и нового (Катерина — «тёмное царство»).
Смысл названия: гроза — воплощение накопившихся проблем, которые уже вот-вот создадут переломную ситуацию. Это касается не только семейных проблем Кабановых, но и всей России в целом.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: драма.
Жанровые особенности: «Гроза» обладает явными трагедийными чертами: конфликт, не имеющий разрешения, и фактическая гибель главного героя. Но прежде действующими лицами трагедий были лишь герои и боги, тогда как в «Грозе» — простые обыватели.
Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе Калинове.
Протест Катерины против устоев «темного царства». Нравственная проблематика пьесы
Образ Катерины выделяется среди остальных женских образов пьесы, хотя все героини существуют в одной купеческой среде.
Имя главной героини в переводе с греческого означает «непорочная». Она выросла, окруженная любовью и заботой, любила ходить в церковь, молиться и заниматься рукоделием. Внешне уклад жизни в родительском доме был похож на порядок, заведенный в доме мужа, но в нем все делалось без принуждения. Катерина склонна видеть во всем особенный смысл, сама говорит, что теперь «завяла совсем», а раньше жила «точно птичка на воле», видела удивительные сны.
Катерина – человек, с одной стороны, придерживающийся исконных традиций, с другой стороны, желающий жить не по чужой, а по собственной воле, оттого в ее душе и сознании зреет внутренний конфликт. Она, хоть и не очень образованна, суеверна и мечтательна, ощущает себя личностью, обладает внутренней свободой, неосознанно, стихийно противостоит существующему миропорядку. «Не захочу здесь жить и не стану», — говорит она Варваре. Она набожный человек, но вопреки вере совершает два страшных греха: изменяет мужу и лишает себя жизни.
Из фильма «Гроза» 1977 года, Катерина
Лицемерием и ложью пропитаны отношения окружающих Катерину людей. Она,страдая от своей греховности и считая себя клятвоотступницей, не может лгать и притворяться. Ее прилюдное признание в измене продиктовано жаждой истины, правды, свободы.
Два мужчины было в жизни Катерины, которые ее любили и предали. Ни один не был в состоянии защитить любимую женщину и спасти ее от гибели. Катерина Тихона не любит, но жалеет, Бориса ни в чем не винит, считает только себя виноватой во всем. Осознав невозможность любить, не в силах терпеть домашний деспотизм, решает, что лучше уйти из жизни, чем выносить пожизненную ежедневную казнь.
Главные герои
Все персонажи, главные действующие лица пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) — нового, прогрессивного.
Катерина
Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.
Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.
Кабаниха
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.
Тихон
(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи — Марфы Игнатьевны)
Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.
В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.
Борис
(Катерина и Борис)
Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.
В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.
Система образов, особенности раскрытия характеров героев драмы
В драме, при отсутствии описаний и портретов, текста, выражающего авторское отношение, средств раскрытия образов немного: это говорящие имена и фамилии, монологи и реплики героев, в которых даются характеристики себе и другим. В самой речи персонажей выражается их сущность: у Дикого – сплошные ругательства, у Кабанихи брань перемешана с елейными словечками, в высказываниях Кулигина встречаются термины и цитаты стихов, Борис говорит образованным языком, в рассказах Катерины – много поэтических образов и пр.
По мнению Добролюбова, все персонажи делятся на две основные категории: самодуров Дикого и Кабанову, и их многочисленных жертв.
Тихон – безвольный, слабохарактерный человек, полностью подчинен своей матери. Он любит Катерину и жалеет, но сам настолько жалок и забит, что вряд ли может быть достоин уважения и любви. Он сам невольно подтолкнул Катерину к измене и самоубийству, уехав, не согласившись взять ее с собой.Только после гибели Катерины решается на протест, обвиняя мать в этой трагедии, не понимая, что и он тоже виновен из-за своей безропотности и неспособности защитить жену, как мужчина. Тихон завидует участи мертвой Катерины, а ему «жить и мучиться».
Из фильма «Гроза» 1977 года, Тихон
Катерину привлекает пришлый из иного мира Борис. Ей кажется, что он другой, необыкновенный человек, потому что выделялся среди остальных обитателей провинциального города. Борис образован, но в остальном ничем не лучше Тихона. Он такой же подневольный человеки зависим от своего дяди, надеясь получить бабушкино наследство, и ради этого безропотно терпит придирки Дикого.
Борис полюбил Катерину искренне и нежно, но вынужден уехать в Сибирь, подчиняясь воле дяди, трусливо отказавшись взять возлюбленную с собой, хотя осознает, какая участь ее ожидает. Понимая, что он не может ей помочь, малодушно просит у бога для любимой смерти, чтобы она скорее отмучилась.Борис, предав свою любовь, всю жизнь будет работать на дядю, надеясь на призрачное наследство.
Из фильма «Гроза» 1977 года, Борис
Может быть, Тихон и Борис обретут когда-нибудь долгожданную свободу и благополучие, но счастливыми они никогда не смогут стать. Вина за гибель Катерины будет мучить всю оставшуюся жизнь.
В образе Варвары представлена еще одна жертва устоев «темного царства» самодуров. Она тоже терпит обиды от матери, но к ней Кабанова снисходительнее, понимая, что дочь скоро выйдет замуж и разделит судьбу Катерины в новой семье. К тому же Варвара умна и хитра, приспособилась к такой жизни и научилась врать. Незамужняя девушка по ночам бегает тайком на свидания и не считает это предосудительным. Узнав про тайные помыслы Катерины, устраивает ей встречу с Борисом. Шаловливая Варвара сама с легкостью признается, что у нее грехи есть, но смотрит на жизнь просто и не терзается угрызениями совести. Кабаниха, подозревая Варвару в соучастии в измене Катерины, стала запирать дочь на замок, но та убегает из опостылевшего дома со своим избранником.
Из фильма «Гроза» 1977 года, Варвара и Катерина
Превращение идеи в театральное произведение
Процесс создания театрального произведения, в данном случае пьесы «Гроза», начинается с идеи, которая зарождается у автора. Александр Островский, будучи одним из величайших русских драматургов, имел яркое воображение и талант к созданию уникальных сюжетов.
Идея для пьесы «Гроза» пришла Островскому после знакомства с реальным событием, которое впечатлило его. Автор решил преобразить это событие в художественное произведение, чтобы передать свои мысли и эмоции через пьесу.
Для того чтобы оформить свою идею в театральный текст, Островский начинает писать сценарий, где размещает диалоги персонажей и описывает действия на сцене
Он создает структуру пьесы, где важно соблюдать логику и последовательность событий
Когда автор заканчивает написание сценария, он отправляет его директору театра для рассмотрения. После согласования деталей и доработок, пьеса «Гроза» готова к репетициям и сценической постановке.
На репетициях актеры работают над своими ролями, изучают характер персонажа и пытаются передать идею автора через свою игру. Режиссер, в свою очередь, заботится о правильной постановке сцен, выборе декораций и костюмов, чтобы передать атмосферу пьесы.
В день премьеры пьесы «Гроза», идея Островского превращается в полноценный театральный спектакль. Зрители смогут насладиться множеством эмоций, увидеть персонажей, которые оживают на сцене и узнать историю, задуманную автором.
История написания пьесы «Гроза»: от идеи до сценического шедевра: |
История создания пьесы «Гроза»: от первой мысли до аншлага
Сюжет пьесы «Гроза» основан на реальных событиях, произошедших в жизни Островского. Когда писатель был молодым, его технический завод пострадал от пожара. Это событие оставило глубокий след в его душе и послужило мотивом для создания драмы о пожаре и его последствиях.
Первые мысли о пьесе «Гроза» появились у Островского еще в 1855 году, но план был отложен на неопределенное время. Вскоре после пожара, который уничтожил завод, писатель вернулся к своей идее и приступил к написанию пьесы.
Создание пьесы «Гроза» у Островского заняло около трех лет. Писатель тщательно разрабатывал каждый образ, каждую сцену, чтобы максимально передать свои мысли и чувства. Изначально пьеса называлась «Пожар», однако автор решил изменить название, чтобы передать не только внешние события, но и внутренние переживания героев.
Год | Событие |
---|---|
1855 | Первые мысли о пьесе «Гроза» |
1859 | Написание пьесы «Гроза» |
1862 | Премьера «Грозы» в Малом театре |
1864 | Публикация «Грозы» в журнале |
В 1862 году пьеса «Гроза» была поставлена в Малом театре и получила восхитительные отзывы как от зрителей, так и от критиков. Аншлаги стали происходить на каждом спектакле, и пьеса стала самым ярким событием театральной жизни того времени.
После успеха на сцене, пьеса была опубликована в журнале в 1864 году. С этого момента «Гроза» стала одной из самых известных и любимых пьес в России.
История создания пьесы «Гроза» — это история творческой борьбы и внутреннего переживания автора. Островский смог создать не только яркую драму о пожаре, но и глубоко психологическую пьесу о моральных выборах и судьбе человека.
История создания пьесы
Замысел создать такое произведение появился у Александра Николаевича во время его этнографической экспедиции по Волге. Это путешествие было организовано морским министерством. Его главной задачей было изучение нравов коренного русского народа. Одним из участников экспедиции стал писатель.
Во время своей поездки Александр Николаевич мог наблюдать за множеством бытовых сцен и диалогов людей из провинции. Он внимательно слушал их разговоры. Впоследствии эти диалоги стали основой пьесы. Благодаря этому творческое произведение приобрело народный характер и стало выглядеть более реалистично.
В пьесе описывается вымышленный город Калинов. На самом деле он стал символом всех приволжских городов. Их уникальный колорит и необыкновенная самобытность восхищали драматурга. Он записывал все свои наблюдения в дневник.