Мёртвые души смысл названия поэмы Гоголя
Гоголь был глубоко верующим человеком. И с годами его религиозность только усиливалась. Некоторые его письма к родным и знакомым просто невозможно читать человеку, далекому от религии, — сплошные нравоучительные проповеди, длинные и скучные наставления. Что делать, это тоже Гоголь. По крайней мере, в художественных произведениях своих он гораздо свободнее в отношении к миру и людям.
Почему вспомнилось про религиозность Гоголя. Давая своей главной и последней (как потом выяснится) книге подобный заголовок, он не мог не предполагать, что возникнут проблемы с прохождением книги через цензурное ведомство. Так оно и произошло. Странно, что Гоголь удивился и был опечален. Рассказывают, что цензор, увидевший заголовок, уже сразу отреагировал чрезвычайно эмоционально. Он поднял руки к небу и произнес: «Не допускаю! Души бессмертны!» Пришлось писателю идти на компромисс. Когда в 1842-м году первый том все-таки увидел свет, но на обложке было «двойное» название – «Похождения Чичикова, или Мертвые души». «Опасная» первая часть заголовка была убрана на второй план. А само название получилось в духе жанра авантюрного или «плутовского» романа
Но писателю было важно донести свои мысли до читательской аудитории, поэтому он пошел на такой компромисс с цензурой
Разумеется, в его творческую «лабораторию» мы заглянуть не можем. Что-то известно из переписки Гоголя, но далеко не всё. И все-таки известно, что Гоголь не с потолка взял историю со скупкой мертвых крестьянских душ «приобретателем» и «подлецом» Чичиковым. Такая история имело место в реальной жизни. О ней первым узнал Пушкин, после чего хотел даже сам написать произведение об этом. Однако дальше плана, оставшегося в черновой рукописи, дело не пошло. А вот Гоголь, которому Пушкин рассказал эту историю, заинтересовался и проникся глубже. Так и началась работа над «Мертвыми душами», продолжавшаяся в течении семнадцати лет, до самой смерти писателя.
И все-таки интересно – кто же подразумевается под «мертвыми душами»? Судя по всему, это помещики из первого тома. Да, они живы физически, но духовно почти все мертвы. У них ни целей, ни интересов. Так Гоголь и предполагал – показать в начале людей духовно нищих и убогих, где «один пошлее другого», а затем высветить общую картину. Этому служат т.н. лирические отступления. Особенно последнее из них – о Руси, которая сравнивается с «птицей-тройкой». Вот только мешает до конца поверить авторскому пафосу то обстоятельство, что эта тройка, которой управляет кучер Селифан, уносится в бесконечность, а сидит-то в ней не кто иной, как Чичиков. И как это вяжется с грандиозным образом Руси? Слабо вяжется. Может, Гоголь рассчитывал привести своего «героя» к раскаянию? Тогда многое становится понятно.
Когда Чичиков фантазирует над списками умерших крестьян, то у него разыгрывается фантазия. Мертвые словно меняются местами с живыми. Крестьяне словно восстают из мертвых. Потрясающая картина! Так что у названия книги двойной смысл.
Кратко, сочинение рассуждение
Смысл названия поэмы Мёртвые души Гоголя
Сейчас читают:
-
Сочинение на тему Красота природы
Дед меня научил наслаждаться природой. Все лето я провожу у него в деревне, отдыхаю от гаджетов, компьютеров, и дед ведет меня в поля. Я, как городской житель, поначалу я не видел в этом ничего такого.
-
Сочинение на тему Подснежник 4 класс
Подснежник занесен в Красную книгу и охраняется законом, в целях сохранения этого исчезающего вида. Не обязательно срывать цветы, чтобы увидеть их прелесть. Особенно это касается подснежников.
-
Сочинение Охраняя растения, охраняем жизнь
«Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание». С этим замечательным высказыванием немецкого писателя Иоганна Вольфганга фон Гёте невозможно не согласиться.
-
Сочинение на тему Звуки осени 7 класс
В нашей жизненной суете мы очень редко прислушиваемся к природе. Выходя в город, только и слышно шум машин, серены и разговоры людей. Складывается ощущение, что ты находишься в огромном изолированном улике. И это все не
-
Сочинение по картине Вечерний звон Левитана 4 класс
«Вечерний звон» — одна из самых проникновенных картин Исаака Левитана, замечательного мастера русского пейзажа. Сегодня это полотно, написанное в 1892 году, как и другие картины художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
-
Сочинение Литература в жизни человека
Человек с самого детства ощущает на себе всю ту роль, которую отыгрывает на его воспитании литература, так как он слышит сказки, читает различные истории, изучает литературу своей страны в школе. Все эти составляющие и формируют отношение человека
Популярные сегодня темы
Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).
Проблема крупных городов заключается в отстраненном отношении людей друг к другу, человек перестает быть человеком и становится просто функцией, которая существует вне понимания человечности.
На протяжении существенной части своей жизни я потакал другим людям, мне казалось, будто такое поведение является действительно верным, а также нужно непременно делать как все и тогда будет и чувство общности и нечто правильное
С приходом зимы вся природа по мановению волшебной феи погружается в мир зимней сказки. Красавица-зима зачаровывает своим заснеженным, бархатистым пейзажем.
Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций
«Мертвые души» — сатира на крепостничество
«Мертвые души» — произведение критического реализма. В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (VII глава).
Историзм. Произведение написано о современном писателю времени – рубеж 20-30 годов XIX века – тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы
Особое внимание Гоголь уделяет детали.
Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи сравнительных оборотов и пословиц.
Обличаемые пороки
Неслучайно поэма называется «Мёртвые души». Духовная нищета, косность, ложь, чревоугодие и алчность убивают в человеке желание жить. Ведь каждый может превратиться в Собакевича или Манилова, Ноздрёва или городничего — нужно всего лишь перестать стремиться к чему-то кроме собственного обогащения, смириться с текущим положением вещей и реализовывать некоторые из семи смертных грехов, продолжая делать вид, будто ничего не происходит.
В тексте поэмы есть замечательные слова: «но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово «вперёд»».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мертвые души»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мертвые души»
для самых компанейских —
Главные герои «Мертвые души»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мёртвые души»
для самых любопытных —
Анализ «Мёртвые души» Гоголь
для самых крутых —
Читать «Мертвые души» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы декабря для 9 класса:
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»
Характеристика Грушницкого
Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»
Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова
Сочинение о высокой мечте
Сюжет романа «Герой нашего времени»
Характеристика Печорина в главе «Княжна Мери»
Анализ письма Татьяны к Онегину
Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина
Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Маргарита – одна из ключевых фигур в романе М. Булгакова. Муза и возлюбленная Мастера, о которой он мечтал и которую так долго ждал. Встреча героев кардинально меняет их жизни.
Маргарита, несмотря на благополучную и обеспеченную жизнь, глубоко несчастна. Она замужем за любящим ее человеком, но он не любим ею. Жизнь Маргариты до встречи с Мастером можно охарактеризовать как период ожидания, героиня как будто чувствует, что ей суждено прожить другую, более интересную жизнь и сыграть особенно важную роль в судьбе другого человека.
Первая встреча героев будто предопределена с самого начала их жизни, здесь и их встреча в безлюдном переулке, и их любовь с первого взгляда. Героиня уверена, что чувство любви друг к другу зародилось очень давно, когда герои еще не были знакомы.
Маргарита становится музой для своего возлюбленного, вдохновляет его на написание романа и позже, после прочтения первых страниц созданного им романа, дает прозвище «Мастера», признавая тем самым его гениальность.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова – воплощает в себе силу и веру, героиня готова идти до конца ради своего Мастера, всячески поддерживать его и вселять уверенность в лучшее будущее. Она обладает невероятной силой воли.
Роман Мастера после издательства нескольких глав был раскритикован, а после и уничтожен своим творцом. Для Маргариты наступают не легкие времена – Мастер оставляет ее, добровольно отправляясь в лечебницу для душевнобольных. Маргарита несчастна, ее жизнь теряет краски, этот период смело можно назвать существованием.
Надежду в нее вселяет встреча с нечистой силой. Ради возможности узнать о судьбе возлюбленного, Маргарита отправляется к Сатане, а после на бал, где ей приходится испытывать физические и душевные муки. Воланда восхищает преданность и сила духа героини, он освобождает Мастера и дарует ему покой, Маргарита, всегда верная своей любви, следует за ним, готовая разделить с Мастером его участь.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова – воплощение любви, преданности и женственности. Духовная сила героини покорит и восхитит еще ни одно поколение читателей.
Слайд 6*В «Авторской исповеди» Гоголя (написана в 1847 году, напечатана в 1855
г.) читаем: «Он (Пушкин) уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако же, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано; привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но, если бы не принялся за Донкишота, никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому».
Замысел произведения
Вариант 2
Н. В. Гоголь дает многозначное название своей поэме: «Мертвые души».
Само словосочетание является оксюмороном, ведь по философским взглядам душа не может принадлежать мертвому человеку.
Однако для лучшего понимания необходимо рассмотреть события российской истории. В то время «мёртвыми душами» назывались умершие крестьяне. Вот их и скупает Чичиков в надежде получать с них доход.
Здесь подчеркивается проблема того времени: за числом умерших крестьян никто не следил, поэтому возникало огромное количество перекупщиков, желавших нажить себе состояние. У людей отсутствовали всякие религиозные ценности, когда мертвых людей перепродавали ради наживы.
Умершие крестьяне для помещиков наравне с живыми. Помещики описывают их словно живых: у одного были руки золотые, а другой был мастером своего дела. Они не воспринимаются как люди, для помещиков – это рабочая сила, инструмент, который, к сожалению, перестал действовать.
Но было бы слишком просто, если бы Гоголь поставил в центр произведения цель похождений главного героя – умерших крестьян. Здесь прослеживается более глубокая проблема. Бесцельность существования чиновников и помещиков, которые сами давно превратились в мертвые души. Умершие крестьяне, которых описывают как существующих, оказываются живее их хозяев. Это пустые люди с отсутствием всякого смысла жизни.
Гоголь представляет помещиков по степени их деградации: Манилов – пустая мечтательность, Коробочка – «дубинноголовость», Ноздрев – разгульство, Собакевич — накопительство, Плюшкин – упадничество, «прореха на человечестве». Вот они – настоящие мертвые души, для которых духовная жизнь заменяется чревоугодием. Это любители поесть, Ноздрев любит выпить, а Собакевич вообще сравнивается со зверем.
Но не только помещики являются носителями безжизненности. Чиновникам в поэме уделяется намного меньше внимания, чем помещикам, однако именно они составляют страшную картину: кумовство и взяточничество. Различные бумаги – главное для этой системы. Важную роль здесь играет глава о капитане Копейкине. Омертвелость ярко видна в сцене бала, на котором нет человеческих лиц. Повсюду головные уборы, фраки, мундиры, ленты.
В поэме описывается жизнь города. Она вроде во всю кипит, однако это одна бессмысленная суета. В названии поэмы заключается авторский замысел. Название является символом жизни уездного города N. который символизирует целую Россию. Автор с сожалением пишет, что Россия находится в кризисном состоянии, а души людей мертвы.
Смысл названия заставляет подумать о том, что каждый может со временем стать Коробочкой или Плюшкиным. Достаточно обзавестись хотя бы одной небольшой страстью. Гоголь призывает читателя ответить на вопрос: «А не являюсь ли я мертвой душой?». Так он возвращает кого-то к жизни.
Возможно, используя прием оксюморона, Гоголь дает надежду на то, что все-таки помещики и чиновники живы, а их душа может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.
Гоголь дает многозначный смысл названия, который можно увидеть только после прочтения.
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Со времени действия первого тома немного постарел, но, тем не менее, стал ещё ловчее, легче, обходительнее и приятнее. Снова ведёт цыганскую жизнь, пробует заниматься скупкой умерших крестьян, но мало что удаётся приобресть: у помещиков появилась мода закладывать души в ломбард. Покупает небольшое имение у одного из помещиков, а ближе к концу поэмы попадается на афере с чужим наследством. Вовремя не уехав из города, едва не сгинул в тюрьмах и каторгах. Сделает благоприятное дело: помирит Бетрищева и Тентетникова, обеспечив тем самым свадьбу последнего с дочерью генерала Улинькой. Тентетников Дерпенников Андрей Иванович, помещик, 32 года.
Популярные сегодня темы
Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.
Одной из самых лучших поэм в литературе стала поэма Гоголя «Мертвые души». Он потратил на написание этой поэмы 17 лет, но он так и не смог сделать задуманное. Поэма, над которой Гоголь много времени потратил
Заглавие произведения делится на две части. Солдат – это боец, для которого характерно смелость, мужественность и стойкость. Слово «маленький» по своей семантике обычно определяется либо к росту, либо к возрасту человека
Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.
Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль
Мертвые души смысл названия поэмы Гоголя
Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон. Это сопоставление несопоставимого в рамках одного словосочетания. Душа – явно живая субстанция и мёртвой она быть точно не может.
При первом прочтении заглавия складывается впечатление, что речь пойдёт о чём-то загадочном, мистическом. Однако, это далеко не так. К подобному выводу мы приходим после глубокого анализа текста. И выясняется, что заглавие отсылает нас к основной сюжетной линии поэмы. «Мёртвые души» – это умершие крепостные, которых Чичиков хотел купить у помещиков. Не секрет, что Чичикова интересовали деньги, он хотел любыми способами разбогатеть и получить прибыль. Его не волновала нравственная составляющая своих поступков. Всем в его жизни двигали только деньги и материальный интерес.
Однако, есть ли у названия поэмы Гоголя какой то другой смысл? Возможно, «мёртвые души» – это сами помещики, которых посещал Чичиков. Они настолько погрязли в глупости и лицемерии, что не думали ни о чём, кроме денег. Эгоизм пропитал всё их существо, эти люди не были способны любить, анализировать, сострадать, сопереживать… Кроме того, образ жизни упомянутых персонажей свидетельствовал о их душевной пустоте. Достаточно вспомнить, в каком состоянии находилось жилище Плюшкина. Почти каждый персонаж, встретившийся на пути Чичикова, был описан меткими запоминающимися фразами типа «дубинноголовая», «прореха на человечестве». Гоголь с удивительной остротой высмеял безнравственный образ жизни этих людей.
Итак, смысл заглавия «Мёртвые души» имеет два значения. В прямом смысле оно обозначает мертвых крестьян, а в переносном – самих помещиков. Но всё-таки, Гоголь оставляет в названии поэмы нотку оптимизма. Вначале мы говорили о том, что слово душа никак не может отождествляться с понятием «мёртвые». Поэтому, возможно, автор надеется на то, что эти люди, несмотря на своё плачевное положение, смогут измениться в лучшую сторону.
Художественные средства
Несмотря на то, что «Мертвые души» характеризуется автором как поэма, произведение написано в прозе. Гоголь активно использует различные художественные средства для того, чтобы сделать описываемую им российскую действительность более реалистичной (а в некоторых моментах – даже иррациональной и производящей тем самым большее впечатление на читателя).
Н. В. Гоголь доносит свою позицию, по больше части, через юмор, хотя произведение в конце концов получилось достаточно мрачным. Автор использует сатиру, изобразительные средства, многочисленные детали и символику для того, чтобы создать перед глазами читателя определенную картину мира.
Конфликт в произведении и позиция автора
Конфликт в произведении «Мертвые души» можно обозначить одним вопросом, который автор задает и собственным героям, и читателям, и самому себе: «Осталось ли в этом мире хоть что-то светлое и чистое?». В поэме звучит однозначный и безрадостный ответ: нет. Русское дворянство будет служить желудку, материальным ценностям, мнимому богатству и зависимости от чужого мнения
У Манилова будет стоять вечная закладка на 14-ой странице, которую он так никогда и дочитает, а Чичиков будет пользоваться французским мылом, но едва ли кто-то из них сможет сделать в этом мире что-то важное или полезное. Зато они охотно будут потреблять его блага и ресурсы и заботиться только о том, чтобы самим оставаться сытыми, согретыми, и (если повезет) богатыми
За счет таких подробностей, как мыло, состав ужина или книга, Н. В. Гоголь подчеркивает бездушность российского дворянства. Более того, автор намеренно делает акцент на том, что в его произведении нет ни одного красивого человека – ни внешне, ни внутренне. Уродство, зло и пошлость наводнили Россию – именно об этом конфликте Гоголь и говорит в первом томе произведения «Мертвые души».
Во втором томе (как мы можем судить по сохранившемся отрывкам) автор рассуждает о конфликте между человеческой глупостью и страстью к развитию. Чичиков во втором томе должен был стать более образованным и духовно наполненным человеком – его душа бы несколько «ожила», так как он прошел бы через нравственный рост. Впрочем, второй том так никогда и не был издан, а потому Чичикову в глазах читателя суждено остаться бесполезным и лживым человеком с мертвой душой.
Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение
Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мёртвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом. Но на самом деле он хотел эти мертвые души продать и обогатиться.
Но не только в этом смысл названия данного произведения, автор хотел показать истинные души общества, что они давно очерствели и умерли. Это видно из того что каждый персонаж данного произведения ни имеет никакого духовного развития.
Чичиков для того чтобы купить больше крестьян для своего новой усадьбы путешествует по всей России. Но видит, что большинство богатых людей не видят вокруг себя почти ничего, кроме своих низменных желаний. Помещик Манилов, не занимается ни чем и не делает никаких полезных дел. Он все свое время проводит в беседах и разговорах, или предается мечтам.
Помещик Собакевич похож на животное, он все свое свободное время, что-то ест. И таких огромных размеров порции, что обычному человеку они не под силу.
Коробочка, у которой Чичиков покупал души мертвых крестьян. Ничего не любит в жизни кроме торговли, и разговаривать с ней можно только на эту тему или на тему еды. Так как она очень любит покушать и всех угощает всевозможными блюдами.
Плюшкин это вообще отдельный персонаж, который не только мертв душой, но и не вписывается ни в какие рамки нормального человека. Собирать столько добра и всяких вещей, но не пользоваться ими и не продать или отдать бедным людям.
Это вопиющая жадность, в произведении подробно написано, что у Плюшкина лежат горы плесневелого хлеба, неужели его нельзя было отдать другим людям.
Все помещики такие, как и Коробочка, Собакевич, Ноздрев не живут духовной жизнью, а занимаются набиванием своих карманов и живота, употребляя в пищу всевозможные блюда.
Чиновники тоже совсем не интересуются ни чем кроме своей работы, для получения наживы и взяток от всех приходящих к ним посетителей. Помещики объедаются и радуются новым блюдам. Плюшкин же даже блюдами новыми, и вкусными не интересуется, он занят накоплением своих невиданных богатств. Дошел в этом деле до ручки, все свои богатства собирает, а ест еду хуже, чем нищие. Это верхняя ступень скупости.
Изначально Гоголь хотел написать поэму «Мертвые души» в трех частях, поднятие душ всего общества, с самых низов, из ада потом в чистилище, а потом уже при излечении этих больных душ они попадают в рай.
Отсюда и смысл произведения общество в ужасном тупиковом развитии. Духовного развития нет. Но автор все же надеться, что люди опомнятся и их души попадут в рай. И в мире воцариться мир, высокая духовность и будут цениться высокие нравственные и моральные принципы.
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова
Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – все этой женщине я отдал, вce она взяла… Н.А. Некрасов о А.Я. Панаевой.
Традиционно Н.А. Некрасов воспринимается нами как поэт глубоко гражданский, повествующий о народной жизни, о социальных проблемах общества. Однако этому художнику принадлежат глубокие философские стихи о любви, объединенные литературоведами в так называемый «панаевский цикл». Эти произведения, навеянные отношениями поэта с его гражданской женой, А.Я. Панаевой, образуют единый лирический дневник, запечатлевший все оттенки чувств лирического героя. Сила этих стихов – в реалистической конкретности переживания, в стремлении правдиво и точно передать сложный процесс душевной жизни. Отсюда – напряженный драматизм этой бурной лирической исповеди, свежесть и выразительность поэтической речи, свободное использование богатых возможностей «прозаизированного» стиха. В «панаевском цикле» отношения лирического героя и его любимой женщины раскрываются как мучительный диалог двух равноправных личностей, независимых и вместе с тем душевно ранимых. Закономерным следствием такого диалога предстает «проза любви»: ссоры, дрязги, мелочи быта, истерики и т. п. Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер, судьба которого впоследствии будет детально прослежена в романах Ф. М. Достоевского (Настасья Филипповна в «Идиоте», Грушенька в «Братьях Карамазовых»). Это героиня с добрым от природы, но ожесточившимся от жизненных невзгод сердцем. Это внутренний надлом становится причиной постоянного душевного надрыва и эксцентричных поступков. Таким образом, Некрасов в своих стихах не просто создает характер героини, что уже само по себе ново, но и рисует новый характер в развитии, в разных, подчас неожиданных, проявлениях – самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать. «Я не люблю иронии твоей. » – уже в одной этой первой фразе вступления есть характеры двух людей и бесконечная сложность их отношений: Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! Сквозным сюжетом «панаевского цикла» является драматическая борьба сильного чувства с пошлостью повседневной жизни. Некрасов не боится лишить любовь романтического ореола и показать ее как неустанный, «черновой» труд души любящих, в котором возвышенное и низменное попеременно одерживают верх. И, как всегда бывает в лирике Некрасова, интимная, задушевная интонация «пробивает себе дорогу» сквозь «прозаизмы»: Кто ночи трудные проводит, Один, ревнивый и больной, А утром с ней по лавкам бродит, Наряд торгуя дорогой? Некрасов дал формулу, которую охотно приняли при разговоре о его лирике, – «проза любви». Однако эта проза состоит не в особой приверженности к быту и дрязгам. Некрасов погружает нас в мир сложных, «достоевских» страстей, ревности, самоутверждений и самоугрызений. Целый ряд сквозных примет объединяет «панаевские» стихи. Таков лейтмотив мятежности. Стихотворение «Если мучимый страстью мятежной. » переходит в «Да, наша жизнь текла мятежно. ». Вступлению «Тяжелый год – сломил меня недуг. » соответствует «Тяжелый крест достался ей на долю. ». «Прости» соотносимо с «Прощанием». Все эти стихи следуют как бы парами, которые поддерживают «сюжет» лирического романа. Вообще же некрасовские вступления – это продолжения вновь и вновь начинаемого спора, длящейся ссоры, непрерываемого диалога: «Я не люблю иронии твоей. », «Да, наша жизнь текла мятежно. », «Так это шутка, милая моя. ». Характерны в этом цикле многоточия – ими заканчиваются почти все произведения интимной лирики Некрасова. Думаю, это указание на фрагментарность, на неисчерпанность ситуации, своеобразное «продолжение следует». Но, несмотря на все трудности, несмотря на финальное расставание героев, «панаевский цикл» Некрасова – это, в первую очередь, прославление любви и любимой женщины, которые стали для лирического героя поддержкой, опорой, вдохновением: Все, чем мы в жизни дорожили, Что было лучшего у нас, – Мы на один алтарь сложили – И этот пламень не угас! Интимная лирика Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.
Метафоричность
Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер — все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.
Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы. Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.
… Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!… …Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! в Херсонскую их! …
Современным читателям трудно понять, о чём именно говорит Чичиков.
На лицо — явное мошенничество.
И какова была гениальная прозорливость А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя уже в те времена так реально показавших моральную дезинтеграцию общества, которая явился себя во всей крючкотворной мерзости в наше время, и особенно в 90-е годы.
. Гоголь никогда не ставил перед собой задачу простого изображения окружающей жизни. Литературное творчество имело для него оправдание лишь как средство поучения и исправления современников (не исключая и самого себя).
, в гоголевской терминологии.
Категорией, непосредственно связанной с положительным идеалом, в системе гоголевской мысли выступает Душа.
Именнодуша — частица высшего, надмирного начала в человеке — означает у Гоголя те возможности личности, основанные на ощущении братства с другими людьми, природой и Богом, которые позволяют ей противостоять господствующему вокруг неё отчуждению. Наличиедуши выражает у Гоголя полноценность человека. Пассивное же подчинение силе внешних обстоятельств и прежде всего антигуманной морали современного Гоголю общества писатель рассматривает как духовную смерть личности, илисмерть души. Привязанность к собственности убивает, как показывает писатель, главное в человеке — привязанность к людям
Богач, накопитель, который фактически занимает важное место в социальной структуре общества, по Гоголю — выпадает из человечества, становится прорехой в нём. Поэтому так ничтожен гоголевский Плюшкин
Деление персонажей по принципу живой или мёртвой души
представляет собой как бы дополнительную — более широкую — типологию, которая придает собственно гоголевскую окраску каждому из выведенных писателем социальных типов. В большинстве образов гоголевского творчества категория души обнаруживается лишь негативно, но само её отсутствие играет важнейшую роль в формировании нравственного посыла произведения. Его логическое развитие должно было состоятся во втором и третьем томах, показывающих души живые.
Хотя душа у Гоголя как будто и не имеет точек соприкосновения с социальной сферой, категория, с которой она сопряжена в произведениях писателя по принципу взаимоисключения, безусловно к этой сфере принадлежит. Речь идёт о главном принципе нарождавшейся в России буржуазности, который Гоголь называл «приобретением
Загадка концовки
Финал гоголевского творения завершается образом дороги. Барину не удалось разбогатеть, он снова в пути. Автор закрепил негативное клеймо на России. Дорога — это надежда на светлое будущее русского народа, а может, и всего человечества. Это ли не означает то, что если человек изменится — он спасет и свою души, и мир вокруг себя? Ведь в противном случае все погибнет.
Может, не зря сожгли второй том? Гоголь дал шанс задуматься. Читатели должны понять свою сущность. Попробовать измениться.
Писателя тревожит всеобщая проблема: дальнейшее существование Русского государства. Пустота, корысть, отсутствие стремления к новому — все это показатели того, к чему приведет безалаберность народа. Все в ответе только за себя.
Напоминает автор также про грязный путь персонажа и общества. Духовная омертвелость дворян, искавших смысл в копейках и грошах. Лишь неведомая сила сможет поставить человечество на верный путь. Показать дорогу только через собственное духовное возрождение.