Как возник замысел произведения, история публикации
Идея сюжета была подсказана Пушкиным. Поэт рассказал Гоголю реальную историю, которую услышал во время пребывания в кишиневской ссылке. В городе Бендеры в течение нескольких лет не было зафиксировано ни одной смерти крестьян. Когда власти стали расследовать этот инцидент, оказалось, что беглые крепостные из центральных регионов Российской империи оседали в этом месте, заимствуя имена мертвых крестьян. Гоголь творчески переосмыслил этот рассказ и положил в основу авантюрной линии романа.
Согласно наиболее распространенной версии, первоначально писатель задумал написать поэму в трех частях.
- Первый том — описание похождений Чичикова.
- Второй том — главного героя настигает кара за совершенные им деяния.
- Третий том — нравственная трансформация основных персонажей.
Примечание
В данной структуре исследователи видят аналогию с «Божественной комедией» Данте, состоящую из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
Первый том создавался Гоголем в период с 1835 г. по 1841 г. Помимо России местом написания романа были страны:
- Италия;
- Германия;
- Франция;
- Швейцария.
Отдельные главы читались Николаем Васильевичем в кругу его близких знакомых задолго до окончания всего произведения. Среди первых слушателей были братья Аксаковы, В. Жуковский, В. Одоевский и другие известные литераторы.
В январе 1842 г. Гоголь передал поэму друзьям, попросив содействия в прохождении цензуры. В марте рукопись была допущена к печати цензором А.В. Никитенко, но без вставки «Повести о капитане Копейкине». В мае 1842 г. первый том «Мертвых душ» был опубликован.
Оценка романа была самой разнообразной: от хвалебных отзывов до разгромных рецензий. Критики упрекали поэму в отсутствии положительных образов и преувеличении человеческих пороков. Ценители — восторгались узнаваемостью персонажей и правдоподобием описания российской действительности.
В течение последующих 10 лет, до своей смерти в 1852 г., Гоголь работал над 2-й и 3-й частью «Мертвых душ». Согласно общепринятой версии, 2-й том автор сжег по собственному желанию, а к 3-й части Гоголь успел сделать только некоторые наброски.
Подлинные причины уничтожения второго тома «Мертвых душ» — неизвестны. Есть несколько возможных объяснений этому.
- Недовольство качеством работы. Согласно этой версии, вторая часть показалась автору гораздо слабее первой, и поэтому он сжег ее.
- Указание духовника. Писатель был верующим человеком, а его духовный отец Матфей Константиновский не одобрил рукопись после прочтения.
- Душевная болезнь. Последние дни своей жизни Гоголь пребывал в тяжелом состоянии. Он практически перестал принимать пищу, строго соблюдая Великий пост. Граф А. Толстой вспоминал, как Гоголь признался ему, что сжег рукопись «по велению злого духа».
- Случайность. Некоторые исследователи полагают, что чистовик 2-го тома был уничтожен случайно вместо черновых листов.
Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс сочинение
В 1841 году Н.В. Гоголь потрясает современников своей поэмой в прозе – «Мертвые души». До сих пор ведутся споры среди критиков и читателей. Кто-то как П.А. Вяземский считает, что роман задумывался как аналог «Божественной комедии» Данте в трех томах. А другие придерживаются мнения, что Гоголь написал русскую «Одиссею». Но все в один голос признают произведение гениальным.
Образы помещиков – это ключевая тема романа. Каждый из этих героев по-своему уникален. И все они олицетворяют те или иные человеческие пороки. Н.В. Гоголь будто специально располагает перед читателем галерею образов. От самого безобидного в своей пошлости Манилова. До ужасающего в своей деградации Плюшкина.
Манилов, пожалуй, наиболее любим читателем. Это персонаж с очень русским характером. Его речи сладки, льстивы, а мечты так и манят. Поместье находится на возвышенности, вот только добраться до него нелегко. Вместо обещанных 15ти верст по прямой, надо проехать более 40 по извилистой дороге.
Усадьба в запустении, крестьянские дворы и хозяйства в упадке. Помещик лично не занимается делами, поручив их пьянице управляющему. Воспитанием детей занимаются слуги. Мебель покрыта дорогим и модным сукном, но хватило его не на все. Супруги Маниловы очень друг друга любят и всегда кормят с рук лакомыми кусочками. На первый взгляд все красиво и сладко. Но пробыв в усадьбе полчаса, хочется сбежать.
Речь героя слащава и приторна. Он ленив. Только и делает, что строит нереальные планы на будущее, которого не будет. На его столе лежит пыльная книга, всегда открытая на одной и той же странице.
Манилова удивляет необычное предложение Чичикова о продаже мертвых крестьян. Сначала он думает, что не так понял, ведь считает собеседника значительно умнее себя. Сколько душ у него умерло он не знает, приказчик также не знает точного числа. Из страха перед властями осведомляется о законности предприятия. После чего не берет деньги за души и готов взять все расходы по оформлению сделки на себя. Ему приятно оказать услугу Чичикову, такому приятному человеку.
Далее взору читателя предстает жадная и старая Коробочка. Вдова хозяйственна и скупа. Все, что ее интересует – это прибыль и накопительство. Она торгует товарами, которые производят крестьяне. Поэтому все разговоры о пеньке и сале. Поместье небольшое, всего в 80 душ. Коробочка точно знает, что умерло 18. Хозяйка подозрительна, ей обязательно нужно знать зачем мертвые души нужны. Ведь они могут пригодится и самой. Чичиков тратит уйму времени на уговоры перед заключением сделки.
Ноздрев – очень неприятная личность, мелкий пакостник. В свои 35 лет он уже вдовец. Кутеж, пьянство и азартные игры – это любимые занятия помещика. Хозяйством он не занимается. Равно как и воспитанием двоих детей. Держит дома живого волчонка вместо собаки, которого очень любит. Легко соглашается на сделку, если Чичиков с ним сыграет. Естественно, заядлый картежник жульничает. И главный герой остается без трофея.
Собакевич – грубый, грузный мужчина средних лет. Вся мебель в доме массивная и грубая, будто кричащая: «И я тоже Собакевич». Он редко отзывался о ком-то лестно. Практичный помещик и делец. Старается как можно больше получить выгоды от сделки. Продает Чичикову одну женщину среди мертвых душ – Елизавету Воробей. Специально подставляя к имени твердый знак. По документами считались только души мужского пола.
И наконец завершает эту галерею образов – Плюшкин. На первый взгляд трудно понять даже это мужчина или женщина. Он всегда носит засаленный, изношенный халат, более похожий на тряпье нищего на паперти. Даже местные мужики называют его «заплатанным», а автор и критики – «прорехой на человечестве». Когда-то это был практичный хозяин. Но после смерти жены скупость завладела им полностью. С готовностью продает мертвые души по 30 копеек за штуку. Всего их 78. Радуется прибыли. И даже угощает гостя сухарем.
Плюшкин – символ духовной смерти человека. Остальные помещики не так безнадежны. Но у каждого свои пороки.
Образ Плюшкина в поэме Мертвые души кратко
Наблюдение за героем и анализ его личности — таблица:
Плюшкин Мертвые души таблица
Завершающим элементом образа «хозяев жизни» в поэме стала личность помещика Плюшкина. Он показывает читателю вершину деградации человека, которая стала следствием всеобъемлющей скупости. И в то же время выступает замыкающей частью общего образа русского помещика. В итоге вырисовывается трагическая картина: герой все без разбора несет в дом, ведет нищенский образ жизни, готов экономить буквально на всем, чтобы не потревожить свое богатство и немалые запасы. Главное его целью становится тотальное накопление богатства, дабы не пошатнуть свое «благосостояние». Он олицетворяет высшую степень жадности. Ранее богатый и умный человек, начинает копить материальное «добро», при этом его скупость приводит к тому, что ранее собранные запасы товаров постепенно становятся непригодными.
Пройдя преобладающую половину жизненного пути, Плюшкин «стирает» в себе всю человечность. Он бесповоротно деградирует от хорошего отца и хозяина к жалкому существу без отцовских чувств, с пришедшим в упадок хозяйством и бесчеловечной душой. При этом он зациклен на обогащении за счет подвластных ему крестьян.
Внешность Плюшкина неоднозначна, как и он сам. С первого взгляда Чичикову трудно разобрать, кто перед ним: неопрятная старуха или старикан в платье странного кроя и чудном колпаке. Взгляд героя полон недоверия и злобы, прищуренные глазки бегают туда-сюда, говоря о том, что для них любые вещи дороже человеческой души.
Также видим, что владения Плюшкина полностью соответствуют его внешнему виду: помещение полуразрушено, крестьяне или помирают, или бегут в поисках спасения. Раньше, когда была жива жена помещика, этот дом был ухоженным, а Плюшкин бережливым. Но теперь этот дом, как и его хозяин-скряга, перестали взаимодействовать с окружающим миром. Жаль, но от знатного и зажиточного помещика не осталось и следа. От этого его образ больше трагичен, нежели комичен.
Значение образов помещиков в «Мертвых душах» неоценимо, ведь созданные Гоголем герои передают реалистичную картину жизни помещиков, а также приоткрывает занавес истории, чтобы поведать читателю истинную крепостную жизнь. Именно вот такие Чичиковы вершили судьбы подневольного крестьянства, распоряжались жизнями простых людей. Описанные Гоголем страшные реалии были призваны открыть глаза общественности на эти события.
Помещики в поэме Мертвые души
Мертвые души — это поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем во второй половине 19-го века, жанр же своего произведения писатель определил сам. Сегодня же мы рассмотрим героев этого произведения.
Манилов
Это обаятельный, притягательный человек, но очень ленивый, с которым довольно скучно общаться. В его распоряжении две сотни изб с крестьянами, но занимается он поместьем с недавнего времени. Крестьяне такие же ленивые, как и их хозяин, выполняют свою работу нехотя и медленно. Обычный он сидит у себя и мечтательно курит трубку. Этот герой не лишен романтики, чувствительный, мягок в общении, уступчив.
Коробочка
Коробочка — это старая женщина, потерявшая мужа, она отличается своей бережливостью, отлично ведет хозяйство, следит за поместьем. В поместье у нее порядок. Однако из минусов можно выделить подозрительность и глуповатость. В ее распоряжении всего лишь 80 крестьян. Они трудятся довольно хорошо, возводят относительно крепкие постройки, а также производят товары, чем впоследствии торгует сама хозяйка.
Ноздрев
Этому герою 35 лет и он вдовец. Ноздрев отличается весёлым нравом, он громкий и немного задиристый. Не может усидеть на месте, предпочитает всё время развлекаться и выпивать, слоняясь тут и там. На поместье же, практически, не тратит своего времени и не смотрит за крестьянами, также не обращает много внимания на собственных чад. Ему более по душе собаки, коих у него целая стая.
Собакевич
Собакевичу примерно 45 лет, он женат. Внешне он чем-то похож на огромного медведя, не уступает тому в здоровье и силе
Говорит прямо в лоб то, что думает, часто грубит, а также отличается своей неуклюжестью и неосторожностью. Снабдил своих подопечных хорошо построенными, крепкими домами, но бывает строг с ними
Этот герой любит вкусно поесть и считается зажиточным человеком. Любит свою семью и заботится о ней.
Плюшкин
Это разбогатевший человек, у которого насчитывается примерно 1000 крестьян. Однако, не все они «настоящие»: часть из них составляют мертвые души или души беглых крестьян. Он ужасно жадный, скупой человек, даже на себя и свои собственные нужды, никогда не потратит лишнюю копейку на что бы то ни было. Из одежды у него только обноски и старье, ест он черствый хлеб. Этот помещик никогда ничего не выбрасывает на помойку. Также и его крестьяне страдают от его скупости: их дома старые и вот-вот развалятся. Написать оказывается продавать свой товар, от чего всё его «богатство» только портится в кладовых и «пропадает».
Мертвые души образы помещиков Собакевич
Наблюдение за героем и анализ его личности — таблица:
образ Собакевича Мертвые таблица
Дальше Гоголь нас знакомит с нелепым образом Собакевича. Присмотревшись поближе, видно накопителя, единственным достоинством которого можно выделить лишь отлично обустроенное хозяйство. Все остальное в нем порочно. Помещик недоверчив, уверен, что все вокруг мошенники. При этом его главный порок и страсть одновременно ― нажива, которая растоптала его нравственность и окончательно изуродовала душу. Даже продавая души умерших крестьян, он всячески старается их нахваливать, чтобы заработать побольше. Именно поэтому Собакевич смог продать их наиболее выгодно, несмотря на всю беспринципность такой сделки.
Его суровый нрав сочетается с внешностью, напоминающей грубого медведя. Его телосложение крепкое, а ноги, словно две колонны. При этом он неуклюж, с тяжелой походкой. Черты лица Собакевича очень неприятные, слишком грубые. Но такое описание внешности героя раскрывает отсутствие какого-либо духовного начала личности.
Обустройство дома Собакевича тонко перекликается с его неотесанной личностью. Обстановка неуютная, мебель необыкновенно тяжелая, на грубых ножках. Каждая картина с изображениями полководцев, каждый прочный стул, и даже массивное ореховое бюро подчеркивает силу и тяжеловесность Собакевича. Всматриваясь в неуклюжий интерьер, кажется, что каждая мелочь словно говорит: «Я тоже Собакевич!»
В то же время Собакевич выделяется на фоне других помещиков: мужчина работящий, его хозяйство в крепких руках, а его крестьяне живут довольно не плохо. При этом Собакевич считает окружающих обманщиками, недостойными, не заслуживающими доверия людьми. И со временем это делает из него человека без души. Его начинают переполнять такие качества, как безразличие и жестокость. Он быстро учиться жить так, чтобы не упустить ни одной выгоды. В итоге — он человек кулак, хитрый делец, стремящийся к обогащению.
Почему Мертвые души называют поэмой? Определение, особенности и своеобразие жанра Мертвых душ
На самом деле вопрос о жанровой принадлежности Мертвых душ является вполне однозначным. Произведение является поэмой постольку, поскольку автор отнес свое творение именно к этому жанру. Если посмотреть комментарии самого Гоголя, его письма соратникам по цеху, то сначала он называет Мертвые души романом или повестью и только редко поэмой, но в дальнейшем переходит на определение поэма и впредь называет свою работу именно так.
Поэтому и читателям и критикам, вероятнее всего, следовало бы называть Мертвые души поэмой, подобно тому как они с легкой пушкинской руки называют Евгения Онегина романом, пусть и в стихах
Гоголь чувствовал принадлежность Мертвых душ именно к жанру поэмы и писал произведение с этой мыслью и к этому тоже нужно относиться со всем вниманием
Конечно, определенная доля критического мышления все-таки требуется и если шизофреник называет табуретку столом, то навряд ли суть стола или табуретки от этого поменяется. Хотя вопрос тут все-таки дискуссионный, но явно не относящийся к рассматриваемой проблематике. Таким образом, для понимания следует не просто опираться на мнение Гоголя, но и постараться сделать более-менее традиционный анализ произведения, определить признаки, которые позволили бы (или наоборот не предоставили бы такой возможности) назвать Мертвые души именно поэмой, а не ментальным экспериментом в рамках социальной психологии например.
Итак, читателям доступен, как известно, только первый том Мертвых душ, но всего задумывалось больше и автор хотел сделать нечто наподобие экскурса по разным «мирам» России. Про первый том он писал «хочу представить всю Россию с одного боку, но полностью».
Учитывая содержательную часть, мы понимаем первая часть – своеобразный ад, а помещики – суть пороки человеческой души. Далее гоголь хотел сделать чистилище и рай, которые были бы в следующих томах. Только такая структура дает вполне ясный намек на известную поэму «Божественная комедия» Данте.
Снова вернемся к Пушкину, который называет одно из главных своих произведений романом. Безусловно, Гоголь помимо всего остального перекликается с Пушкиным и делает нечто наоборот, пишет поэму, но в прозе.
В завершение следует отметить содержание, которое близко к эпической поэме, охватывающей нечто глобальное, но имеющей в центре главного героя, который следует через ряд приключений. Также содержание изобилует массой поэтических сравнений и чередой образов, которые прочитываются именно как стихи. При этом через подобное «стихотворное» повествование на самом деле раскрываются подлинные смыслы.
Лирические отступления в поэме «Мертвые души». Образ России
Для лиро-эпических литературных форм свойственно композиционное сочетание событийного повествования и эмоциональных авторских рассуждений.Внезапно прерывая повествование, автор, делая многочисленные лирические отступления, рассказывает о своих творческих планах, вспоминает о юности, восхищается тем, как мчится тройка лошадей, уподобляясь птице и теряясь в бескрайном пространстве.
С надеждой на перемены в поэме связан мотив дороги, по которой путешествует Чичиков. Дорога – это символ движения, развития, жизненного пути, который может быть неведомым или проторенным, с ухабами и тупиками. «В дорогу, дорогу! Окунемся в жизнь», — призывает читателя автор. В завершении поэмы звучит уже интерес не только к жизненному пути одного человека, а историческому пути страны: «Русь, куда ж несешься ты?»Этот вопрос, обращенный к стране огромных возможностей, колоссальных ресурсов, богатырских талантов, остается без ответа. Но Гоголь верит в возможность преодоления препятствий на пути к обновлению жизни.
Факты биографии и история создания поэмы «Мертвые души», ее замысел и идея. Жанр и смысл названия поэмы
В «Авторской исповеди» Николай Гоголь писал, что идея «Мертвых душ» принадлежала Пушкину, который советовал«приняться за большое сочинение» и предложил собственный сюжет для будущего произведения. Гоголь решил, что это будет поэма, созвучная по духовной проблематике и структуре «Божественной комедии» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». В первом томе главный герой должен был скитаться по кругам ада, во втором вынести испытания на поле битвы добра со злом в чистилище, чтобы его мертвая душа ожила для истинных ценностей; в третьем, духовно возродившись, обрести рай. Гоголь задумал в этой трилогии воспеть величие России, ее национального духа, но что бы изобразить Россию именно такой, нужно, чтобы люди стремились искоренить пороки.
«Мертвые души» были начаты в 1835 г. Гоголь прочитал первые главы поэмы Пушкину, который поначалу смеялся, потом становился все сумрачнее и сказал: «Боже, как грустна наша Россия».
Первый том вышел в 1942 г. Цензуру не устраивало название, представлявшее собой оксюморон, т.е. противоречивое по смыслу сочетание слов, ведь душа бессмертна. Гоголь, ссылаясь на учение святителя Григория Паламы, говорившего, что «отделение Бога от души есть смерть души», отстоял название. «Мертвые души» были дополнены заголовком «Похождения Чичикова», который давал читателю установку на авантюрный роман.
У произведения необычное жанровое обозначение, впервые прозаическое произведение было названо поэмой. Для создания лиро-эпического произведения Гоголем был взят за образец жанр не современной романтическойпоэмы, а античной, такой как «Одиссея» и «Илиада» Гомера, с их традициями древнего эпоса. Хотя современники Гоголя, не оценив его новаторство, считали вызывающим несоответствие масштабного замысла поэмы и сатирического изображения ничтожных, бытовых картин российской жизни.
В 1851 г. был закончен второй том «Мертвых душ», над которым Гоголь работал почти 10 лет, неоднократно переделывая. Уже готовую к публикации рукопись в ночь на 12 февраля 1852 г. Гоголь сжег, спустя несколько дней, 21 февраля 1852 г., скончался.Сохранились черновые записи некоторых отрывков, дающих представление о содержании второго тома, его героях и идеалах общественной жизни в представлении Гоголя.
Мир произведений Гоголя существует в трех хронологических слоях. Первый – это время древних преданий, в них силы зла представляют собой нечистую силу в обликах чертей, ведьм и колдунов, перед которыми человек был беззащитен. В таком мире живут герои «Вия», «Страшной мести». Во втором слое, связанном с эпохой просвещения, человек подчиняет себе зло и управляет им. В повести «Ночь перед рождеством» ведьма, хотя и распутная, но безобидная, а черта можно использовать в качестве транспортного средства. В третьем слое, современном Гоголю мире, зло стало неприметным, обыденным, пошлым, оно поселилось в душах людей.
Помещики в поэме Мертвые души
Мертвые души – это поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем во второй половине 19-го века, жанр же своего произведения писатель определил сам. Сегодня же мы рассмотрим героев этого произведения.
Манилов
Это обаятельный, притягательный человек, но очень ленивый, с которым довольно скучно общаться. В его распоряжении две сотни изб с крестьянами, но занимается он поместьем с недавнего времени. Крестьяне такие же ленивые, как и их хозяин, выполняют свою работу нехотя и медленно. Обычный он сидит у себя и мечтательно курит трубку. Этот герой не лишен романтики, чувствительный, мягок в общении, уступчив.
Коробочка
Коробочка – это старая женщина, потерявшая мужа, она отличается своей бережливостью, отлично ведет хозяйство, следит за поместьем. В поместье у нее порядок. Однако из минусов можно выделить подозрительность и глуповатость. В ее распоряжении всего лишь 80 крестьян. Они трудятся довольно хорошо, возводят относительно крепкие постройки, а также производят товары, чем впоследствии торгует сама хозяйка.
Ноздрев
Этому герою 35 лет и он вдовец. Ноздрев отличается весёлым нравом, он громкий и немного задиристый. Не может усидеть на месте, предпочитает всё время развлекаться и выпивать, слоняясь тут и там. На поместье же, практически, не тратит своего времени и не смотрит за крестьянами, также не обращает много внимания на собственных чад. Ему более по душе собаки, коих у него целая стая.
Собакевич
Собакевичу примерно 45 лет, он женат. Внешне он чем-то похож на огромного медведя, не уступает тому в здоровье и силе
Говорит прямо в лоб то, что думает, часто грубит, а также отличается своей неуклюжестью и неосторожностью. Снабдил своих подопечных хорошо построенными, крепкими домами, но бывает строг с ними
Этот герой любит вкусно поесть и считается зажиточным человеком. Любит свою семью и заботится о ней.
Плюшкин
Это разбогатевший человек, у которого насчитывается примерно 1000 крестьян. Однако, не все они “настоящие”: часть из них составляют мертвые души или души беглых крестьян. Он ужасно жадный, скупой человек, даже на себя и свои собственные нужды, никогда не потратит лишнюю копейку на что бы то ни было. Из одежды у него только обноски и старье, ест он черствый хлеб. Этот помещик никогда ничего не выбрасывает на помойку. Также и его крестьяне страдают от его скупости: их дома старые и вот-вот развалятся. Написать оказывается продавать свой товар, от чего всё его “богатство” только портится в кладовых и “пропадает”.
Плюшкин
Конечным этапом деградации человеческой личности можно назвать помещика Плюшкина. Он является олицетворением невероятной жадности. Несмотря на своё богатство, этот помещик живёт как нищий человек. Его когда-то процветающее хозяйство уже развалилось, раньше амбары ломились от товара и запасов, но из-за чрезмерной скупости всё со временем стало негодным.
Внешне Плюшкин больше напоминает неопрятную старуху, чем зажиточного помещика. А его владения полностью соответствуют своему хозяину: дома полуразрушенные, везде царит запустение, а крестьяне «мрут как мухи» или сбегают в надежде спастись от голода. Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, но после смерти жены превратился в настоящего скрягу, прекратившего всяческое взаимодействие с окружающим миром.
При помощи этих образов Н.В. Гоголь хотел изобразить весь ужас и беспорядок современной ему действительности. Во времена крепостного права именно такие Маниловы, Собакевичи и Плюшкины имели право распоряжаться жизнью других людей и делали с ними всё, что хотели. Это действительно страшно, и поэма «Мёртвые души» была создана с целью открыть глаза общественности на происходящее. По задумке автора произведение должно было состоять из трёх томов. В первом он хотел изобразить всё плохое, что было в России, именуя это «адом», второй том должен был стать своеобразным «чистилищем», заставившем главного героя пересмотреть свою жизнь, а заключительная часть должна была показать «рай» на земле. К сожалению, мы увидели только «ад» и нам остаётся только догадываться, какая участь ждала Чичикова и потерявших душу помещиков.
Изображение помещиков Гоголем
В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.
Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.
Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.