В.Г. Белинский (годы жизни 1811-1848)
Самым известным критиком романа является В.Г. Белинский, чьи отзывы чаще всего встречаются в Интернете.
Первая публикация была напечатана сразу после выхода повести «Бэла». Белинский негативно выказывается о повести, отмечая простоту, сжатость и безыскусственность рассказа. В то же время, после печати отдельного издания романа, Белинский подчеркивает оригинальность и самобытность произведения, рассматривая роман как единое целое, впервые говоря о постепенном раскрытии главного героя, от главы к главе.
Вопреки мнению большинства реакционной критики, считавшей роман клеветой на русскую жизнь, Белинский защищает Лермонтова, доказывая, что Печорин сильно связан с действительностью:
Друзья и враги Печорина
Печорин Григорий Александрович — главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — персонаж уникальный. Возможно не столько сам по себе, сколько из-за выбранной автором формы повествования, ведь большую часть произведения представляет так называемый «журнал Печорина», и читатель вынужден смотреть на мир глазами героя.
Друзья и враги… Это сродни условности категорий добра и зла: они весьма приблизительны и в иных обстоятельствах склонны меняться друг с другом местами.
Двойственность натуры Печорина не раз подчеркивается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
И еще одна исчерпывающая характеристика: «Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Цитат довольно; попробую развить мысль. Печорин — человек в высшей степени эгоцентричный. Беда его это или вина — разговор отдельный и особый. Но факт остается фактом: главной фигурой собственной жизни он видит исключительно себя самого. Прочие персонажи прочно занимают второстепенные места.
У такого человека не может быть настоящих друзей, как, наверное, и настоящих врагов. Дружба подразумевает сильную душевную привязанность, вражда — явную внутреннюю недоброжелательность. У Печорина в этом плане все примерно однополярны. Он с равной долей иронии говорит и о приятелях своих (Вернер, например), и о недругах (Грушницкий).
Единственный человек, кто ненадолго становится ему ближе того круга, в котором он держит всех остальных людей, — Вера. И то, подозреваю, благодаря такому стечению обстоятельств, при которых он может навсегда утратить возможность видеть любящую его женщину. Не объяснись Вера с супругом, не обмолвись ему об измене, вероятно, Печорин бы не испытал той бури страстей, что выпала ему при попытке догнать… пытаюсь подобрать нужное слово. Любовницу? Грубо и пошло. Возлюбленную? Он никого не любит. Наверное, уместнее всего было бы назвать Веру подругой Григория Александровича. С поправкой на взаимоотношения полов. Потому что, пожалуй, к ней он относится действительно по-дружески: боится, что она больна всерьез, испытывает жалость, видя ее ревность — иначе говоря, пытается щадить ее чувства, что для него совершенно не характерно. Она пытается его понять, не впадая в бессмысленные истерики, на закатывая сцен и не требуя каких-то действий. Веру отличает от других его дам то, что она, при всей потребности выдавать желаемое за действительное, отдает себе отчет в том, что никакой счастливой перспективы у нее с ним нет и быть не может. Вероятнее всего, Печорин благодарен ей, видя, что качество это довольно редкое.
При первом взгляде на произведение можно было бы сухо обрисовать круг условно близкого общения героя так: Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер. Собственно, это те люди, с которыми Печорин довольно долго оставался на одной ограниченной территории. Те, с которыми он вступает в диалог один на один. Но едва ли кого-то из них можно всерьез считать его другом или врагом. Максим Максимыч — старый товарищ, с которым они вместе служили в крепости. При подобных обстоятельствах многие становятся друзьями на всю жизнь… Но эпизод встречи персонажей в части «Максим Максимыч» четко показывает, что для Печорина эти взаимоотношения можно было бы назвать «от делать нечего друзья», хотя по части «Бэла» мы видим, что он многое рассказывал старшему своему сослуживцу, делился довольно личными, казалось бы, соображениями. Но, повторюсь, «Максим Максимыч» отражает суровую действительность: для Печорина время, проведенное в крепости, минуло в прошлое, и оживлять воспоминания он не намерен.
Вернер близок Печорину по духу в том числе отсутствием излишней сентиментальности и умением мыслить хладнокровно, он так же не вполне вписывается в местное общество. Казалось бы, он также делает шаг к сближению — взять хотя бы эпизод перед дуэлью, где он пытается остановить героя, — но тот снова дает понять, что он — сам по себе.
Что касается Грушницкого, тут и говорить особенно нечего. О дружбе речи нет, это лишь былое приятельство, а для врага он слишком мелок.
Печорин не способен ни к любви, ни к дружбе по той простой причине, что ему самого себя хватает с лихвой. Он боится сильных чувств. Причины к этому, видимо, есть, но они остались где-то в далеком прошлом. На момент повествования перед читателем находится человек циничный и язвительный, но думающий, что мешает воспринимать его фигурой ярко отрицательной. Подсознательно он считает — и небезосновательно! — что душевная близость с кем-либо сделает его более уязвимым. И далее — уже по Пушкину: «Любите самого себя, достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего любезней верно нет его».
Печорин – герой своего времени – сочинение-рассуждение 9 класс
В данном произведении автор изобразил типичного представителя высшего класса. Через историю жизни главного героя хорошо показано общество того времени.
Главная проблема Печорина – это невозможность самореализации. Лермонтов изобразил его действительно неординарным человеком. Печорин умен, образован и смел. Однако что даже ему – представителю верхов общества, может предложить тогдашнее общество?
У Печорина хорошие стартовые возможности: он состоятельный человек, иначе бы не смог начать службу в столице (откуда был переведен на Кавказ за дуэль), так как служить в привилегированных частях было весьма дорогим удовольствием. У него есть некоторые связи, что естественно для небедного человека из дворян.
Печорин не стал просто предаваться праздной жизни, растрачивая свое состояние. Как и многие другие, герой Лермонтова поступил на более престижную и отвечающую его характера военную службу. Однако какие перспективы и возможности открыла она Печорину в тогдашней Российской империи? Пустое и бесполезное времяпровождение на светских вечерах в столице и делание карьеры на смотрах и парадах противоречили его духу.
Затем Печорин попадает на войну, на Кавказ. Однако это всего лишь серия постоянных отражений набегов горцев и мелкие карательные экспедиции против них. Печорину не нужно никому доказывать свою храбрость и н не может, при всем желании, совершить что-то существенное, например, захватить одного из князьков или укрепленный пункт, что внесет существенные изменения в ход этой вялой бесконечной войны.
Каким-то развлечением для него, как и многих дворян того времени, служат дуэли и женщины. Однако действие адреналина даже после такой опасной игры, как у Печорина с Грушницким быстро проходит.
Романы с женщинами, описанные в произведении, для Печорина – это просто некая разновидность спорта. С княжной Мэри он просто «набирает очки», ему не нужна девушка, а лишь осознание, что он выиграл, чтобы только избавиться от вечной скуки. Контрабандистка и Бэла – это уже попытки погрузиться через них в какую-то новую, неизвестную дворянину-офицеру жизнь, сломать тот окружающий его мир, который ему смертельно надоел.
Не нашедший себя неординарный герой произведения Лермонтова неосознанно стремится к смерти, не видя настоящих целей, ради которых стоит жить, как и многие реальные люди, черты характера которых были воплощены в нем.
Образец 2
В этом романе Лермонтов повествует о жизни в 19 веке страны, жизнь которой в это время была нелегкой. Николай первый только восстание декабристов и теперь хотел сделать из страны казарму, думать о свободе было уже нельзя.
Как говорил Лермонтов о своем романе — «герой нашего времени» сумел собрать в себя все пороки человечества в этот период жизни. Он говорил о бездействии людей.
Обычный молодой человек — Печорин, именно о нем рассказывал автор в романе. Каков же этот герой? Трагичная судьба. Из-за неприятной истории его ссылают на Кавказ из такого родного Петербурга, по приезду обратно он узнает, что разжалован и едет обратно на Кавказ. Вот и все его путешествия закончились и его потянуло на родину, но по приезду из Персии практически сразу умирает.
Еще в начале романа становится понятно, что Печорин чудак как внешне так и внутренне, так же это подчёркивают и некоторые герои романа. Скорее всего это и привлекает к нему противоположный пол. О таком мечтает каждая — красивый, добрый с хорошем чувством юмора и даже богатый. Чего же заслуживает такой герой? Упрека или сочувствия? Как мне кажется у Печорина полно положительных качеств.
Во-первых главный герой не мало образованный, умный человек. Он хоть и критически относится к людям, но и не менее строг к себе.
Во-вторых Печорин хоть и кажется эгоистом, но безумно любил Веру и боялся ее потери. Все же потеряв ее, утратив последний лучик света, даже тогда герой не сломился и убедил себя, что он сам хозяин своей судьбы.
Так же герой тянется и хочет быть ближе к людям, но находит в них только не понимание в свою сторону, так как Печорин искал в своей жизни, то чего далеко не понимали люди. Печорину хочется испытывать острые ощущения, но в поисках их он только страдает потому, что не где их не может найти и ради собственной прихоти рискует всем.
Печорин – личность которая может вызвать симпатию, отвращение, неприязнь, все это вместе и ещё кучу разных эмоций. Эго поступки собрали в себя одновременно и энергичность и крайнюю жестокость, а действия лишь пустоту. А как он поступал с девушками это было ужасно, например Белла и Мери он влюблял их в себя, играл чувствами, а наигравшись бросал. А Грушинского он убивал так, как будто делал это тысячу раз прежде.
Особенно хорошо Лермонтов подметил психологический образ героя. Вел повествование о его чести, нравственности. По моему мнению до Лермонтова не кто больше так не проработал на столько образ хотя бы одного своего героя в произведение.
На самом ли деле герой? Печорин как собирательный образ
Главное действующее лицо произведения М.Ю. Лермонтова – молодой дворянин Григорий Александрович Печорин. Какой смысл вложил автор в слово «герой»? Является ли офицер Печорин героем в положительном смысле слова: человеком, совершившим подвиг, проявившим смелость и отвагу, готовым к самопожертвованию? Человеком, на которого хочется равняться, которому хочется подражать?
Ответ дает сам автор. В предисловии к роману он пишет, что это портрет не одного человека. Этот портрет Лермонтов составил из пороков всего поколения. Печорин воплотил в себе характерные черты, свойственные людям его эпохи, его среды.
Какие пороки, как в зеркале, отражены в нашем герое?
Пустившись в большой свет, Печорин быстро понял лживость и лицемерие светского окружения, и оно ему опротивело. Герой одинок, он не находит понимания в обществе, его не любят и даже ненавидят. А все потому, что, по словам Белинского, это «пустые, ничтожные люди». И они не могут простить молодому человеку его превосходства. Печорину больно и горько от этого. Он ожесточается и надевает маску безразличия.
Герой признается: «…во мне душа испорчена светом…, и жизнь моя … пустее день от дня». Боясь насмешек, лучшие качества свои Печорин таил в глубине сердца. Там они и умерли. И молодой человек «сделался нравственным калекой».
К наукам тоже охладел, потому что увидел: успех зависит не от знаний и способностей, а от умения приспосабливаться. Военная жизнь также быстро разочаровала его.
Однако нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, что за внешним равнодушием и апатичностью кроется великое страдание и поиски настоящей жизни. Неразрешимые вопросы смысла бытия мучат героя. В своем дневнике он рассуждает о высоком назначении, которое ему, верно, было дано, потому что он чувствовал «в душе … силы необъятные».
Но Печорин не находит настоящего дела, и действия его достойны осуждения. Жизнь без цели, без стремлений, презрительное отношение ко всем, даже к себе, приводят к равнодушию и к скуке. Молодой офицер понимает, что жизнь прожита напрасно. На мой взгляд, такие настроения переживало все поколение молодых людей, ярким представителем которого является наш герой.
Возможно, любовь способна вдохнуть в его очерствевшую душу жизнь? Печорин жаждет чистой и бескорыстной любви. По словам В.Г. Белинского, его душа «не каменистая почва, но засохшая … земля», в ней есть семена, которые готовы прорасти пышными и роскошными цветами любви.
На жизненном пути молодого человека числится не одна победа над женскими сердцами. При этом он быстро охладевает к девушкам и с легкостью расстается с ними. Он не верит в любовь. Но безразличию к судьбам княжны Мери и черкешенки Бэлы противостоит сильная душевная привязанность к Вере, хотя это чувство не становится спасением для Печорина, потому что и Вере он приносит одни страдания. Однако герой способен к эмоциональному переживанию. Когда Печорин понимает, что окончательно потерял Веру, он искренне страдает, о чем говорят его горькие слезы.
М.Ю. Лермонтов нарисовал героя столь выпукло, чтобы читатели, увидев порождение эпохи «безвременья», ужаснулись и поняли, что общество нуждается в оздоровлении. По словам В.Г. Белинского, Лермонтов написал грустную думу «о нашем времени». Остается заметить: каково время, таковы и герои.
Таким образом, Печорина вряд ли можно назвать героем в традиционном понимании этого слова. Скорее, автор иронизирует в названии своего произведения. И эпоха, описанная писателем в данном произведении, могла создавать только таких разочарованных, циничных, страдающих молодых людей, подобных и Печорину, и самому Лермонтову.
Сочинение предоставлено Al-Mira.
Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» по жанру не похож на традиционный роман. У него сложная композиционная структура, сохраняющая целостность текста.
В традиционном романе множество событий и персонажей сцеплены единством сюжетной линии. В романе «Герой нашего времени» нет единого сюжета, он состоит из разрозненных пяти произведений, которые объединяет только образ главного героя, Григория Александровича Печорина. Причем эти повести расположены, нарушая хронологию, в соответствии с авторским замыслом. Естественному хронологическому порядку соответствовала бы следующая последовательность: сначала «Тамань», где Печорин останавливается по пути на Кавказ, затем – «Княжна Мери», в которой описываются похождения Печорина в Пятигорске и дуэль, потом – «Бэла», где повествуется о службе в военной крепости, куда он сослан после поединка,в «Фаталисте» — пребывание героя в казачьей станице во время отлучки из крепости, в повести «Максим Максимыч» Печорин изображен спустя пять лет; оставив службу, он едет в Персию.
В композиции, выбранной Лермонтовым, теряется определенная интрига. Например, когда происходит дуэль с Грушницким, мы уже заранее знаем, что Печорин останется жив, ведь в предыдущем повествовании из предисловия к «Журналу Печорина»известно, что герой умрет по пути из Персии. Читательское напряжение ослаблено намеренно, увлекательность сюжета для Лермонтова не так важна.
Сначала мы в предисловии знакомимся с автором и персонажем, затем события непоследовательно переданы так: «Бэла», «Максим Максимыч», затем «Журнал Печорина», включающий в себя предисловие, «Тамань», «Княжну Мери», «Фаталиста».При таком порядке Лермонтов заставляет погружаться не вглубь развития событий, а вглубь души героя, к его постепенному пониманию.
Сначала мы видим героя глазами наивного Максим Максимыча, замечающего лишь внешнюю сторону поступков Печорина, причины которых нам не понятны, хотя рассказ штабс-капитана интригует читателя. Потом мы видим Печорина глазами рассказчика — попутчика, человека с другим опытом и образом мыслей, его суждения изложены в предисловии к «Журналу Печорина».Читая личный дневник Печорина, смотрим на мир его глазами. В этих записках предстает личность героя, его попытка самоанализа. Лермонтов сочетанием различных точек зрения создает объемное восприятие героя.
В повести «Бэла» действие происходит на Кавказе. Рассказчик, следующий по делам к месту службы, знакомится в пути с немолодым штабс-капитаном Максимом Максимычем, который поведал ему историю своего сослуживца и приятеля, прапорщика Печорина. Этот молодой офицер, увлекшись юной дочерью черкесского князя, похищает княжну при помощи ее брата Азамата. Печорин, страстно влюбленный в Бэлу, со временем к ней охладевает, а девушку убивает из мести Казбич, который мечтал к ней посвататься.
В повести «Максим Максимыч» повествователь становится свидетелем встречи штабс-капитана с Печориным, внимательно наблюдает за их беседой. Печорин ведет себя сдержанно и холодно, к общению не расположен. Он направляется в Персию, и оставляет бывшему сослуживцу свои записи, которые тот отдает рассказчику.
Из толстой тетради, названной «Журналом Печорина», рассказчик выбрал три истории и опубликовал их,давим названия, написав предисловие и сохранив повествование от лица героя.
В «Тамани» Печорин рассказывает о том, как, остановившись на ночлег в убогой лачужке приморского городка, нехотя разоблачил шайку контрабандистов, и чуть не погиб от рук красавицы-дикарки, заманившей его на свидание и пытавшейся утопить из страха, что он может донести на них властям.
Тамань
В «Княжне Мери» описана история, случившаяся с Печориным в Пятигорске, модном курорте с минеральными водами, излюбленном месте аристократического общества. Он встречает Веру, свою бывшую возлюбленную, знакомого юнкера Грушницкого и сближается с доктором Вернером. Соперничая с раздражающим его Грушницким, влюбляет в себя привлекательную, пользующуюся успехом в обществе княжну Мери. Соперничество заканчивается дуэлью, на которой Печорин убивает Грушницкого.
В последней части «Фаталист» рассказывается о роковом случае. Офицеры затеяли спор о предначертании судьбы. Поручик Вулич, поспорив, выстрелил себе в лоб. Но пистолет дал осечку, и он остался жив. Печорин интуитивно почувствовал, что этому человеку суждено умереть. Вулич спустя полчаса случайно погибает от руки пьяного казака. Печорин, испытывая собственную судьбу, помогает схватить убийцу.На этом завершается повествование романа.
Одиночество Печорина
Герой всячески пытается показать окружающим, что он самодостаточен, что ему не нужны другие люди. Но в душе Печорин очень одинок. Сам закрывает вход в свою душу, отвергая и любовь, и друзей. Невероятная скука в его жизни, которую он пытается убить любыми способами, возникла именно из-за того, что герой отгородился от людей, оставив в кругу своих интересов только свою личность. Печорин, может быть, смог полюбить людей, обрести настоящую дружбу, искренне полюбить девушку. Но он сознательно отказывается от этих великих человеческих благ, выбирая уединение.
Так Печорин был создан компанией. Он сам об этом говорит, разговаривая с Максимом Максимыч или Марией. Но в конце концов Пекорин стала человеком, который закрыл свою душу от всего хорошего и хорошего, что могло в ней поселиться. Об этих людях можно только пожалеть, ведь с таким циничным характером добиться счастья просто невозможно. Каждый человек — хозяин своей жизни. Отказываясь от человеческих добродетелей, разучившись искренне и надолго испытывать чувства, Печорин самостоятельно обрекает себя на вечную скуку, одиночество и несчастье.
Неужели зло так привлекательно? Почему любят Печорина, если он приносит горе
Григорий Печорин — главный герой известного психологического романа М.Ю. «Герой нашего времени» Лермонтова. Его образ сложен и неоднозначен, литературных героев, таких как Григорий, принято анализировать, сравнивать и характеризовать не только в контексте литературных произведений, но и в историческом контексте.
Григорий Печорин стал своеобразным воплощением целого поколения людей 19 века, вокруг него было много споров и дискуссий
Сам император и реакционные журналисты отрицательно отзывались о творчестве Лермонтова в целом и о главном герое, ожидая в нем проявления тех же революционных нот, которых так важно было избежать. Среди широкой публики появление еще одного героя из разряда «лишних людей» вызвало неоднозначную реакцию
Кто-то мог понять Печорина, кто-то отверг его как эгоистичного, злого и самодовольного человека.
Но почему для самого Григория было так важно поддерживать с ним связь и находить общий язык? Что такого привлекательного в ее имидже? Чтобы ответить на вопрос, стоит обратиться к сюжету спектакля «Герой нашего времени» и для начала вспомнить «худшие» действия Печорина и дать их характеристику. Уже в главе Белы Григорий Александрович показывает свою природу: он похищает девушку, силой обосновывается в себе и ради самой авантюры крадет лошадь у Казбича и разоблачает еще совсем юного глупого Азамата, брата Белы
Даже смерть княжеской дочери не может разрушить ледяное спокойствие и апатию Печорина. На воде Григорий пытается развеять скуку, соревнуясь с Грушницким за сердце юной княгини Марии. Герою плевать на последствия своих действий, он даже готов стать виновником любовной трагедии и душевного срыва Марии на фоне ее безответной любви к Печорину и гибели Грушницкого. Для Григория важны только его интересы, что он еще раз демонстрирует в отношениях с Верой. Он знает, что женщина до сих пор любит его так сильно, что он не может забыть, несмотря на все страдания, которые причинил ей Печорин. Но вместо того, чтобы перестать мучить ее, герой только усиливает страдания, снова пытаясь возобновить с ней отношения
Уже в главе Белы Григорий Александрович показывает свою природу: он похищает девушку, силой обосновывается в себе и ради самой авантюры крадет лошадь у Казбича и разоблачает еще совсем юного глупого Азамата, брата Белы. Даже смерть княжеской дочери не может разрушить ледяное спокойствие и апатию Печорина. На воде Григорий пытается развеять скуку, соревнуясь с Грушницким за сердце юной княгини Марии. Герою плевать на последствия своих действий, он даже готов стать виновником любовной трагедии и душевного срыва Марии на фоне ее безответной любви к Печорину и гибели Грушницкого. Для Григория важны только его интересы, что он еще раз демонстрирует в отношениях с Верой. Он знает, что женщина до сих пор любит его так сильно, что он не может забыть, несмотря на все страдания, которые причинил ей Печорин. Но вместо того, чтобы перестать мучить ее, герой только усиливает страдания, снова пытаясь возобновить с ней отношения.
Несомненно, Григорий Александрович понимает ужас своих поступков, осознает, что заставляет людей страдать, а сам истощается своей душевной неполноценностью и эгоизмом (напомним, критик Г.В. Белинский охарактеризовал его как «страдающего эгоиста»). При этом герой ничего не может поделать со своей неполноценностью, он сам задается вопросом, что в нем привлекает людей, хотя в глубине души понимает причины. Вера тоже понимает эти причины, как сказано в ее прощальном письме:
Несмотря на то, что героиня объясняет только привлекательность Григория для женского общества, ее слова в отношении друзей Печорина частично верны: «никто не знает, как лучше использовать их достоинства». Григорий умен, образован, смел, интересный собеседник, страстен, а значит, способен стать отличным сообщником и помощником своих сверстников
Печорин умеет слушать и говорить, умеет быть независимым от общественного мнения, что привлекает к себе внимание и вызывает уважение к Григорию среди людей, в чем-то он на него похож
Несомненно, Григория любят, но вся эта любовь имеет нездоровые причины и проявления, ранит тех, кто ее переживает, и быстро затухает после более интимного знакомства или перерастает во что-то пугающее и травмирующее, как это бывает с чувствами Веры и Марии. Можно сказать, что Печорин действительно привлекателен для людей, но им его делает не внутреннее зло, а те положительные качества, которые отчасти его душат.