Книга о Пугачеве
В тридцатые годы 19-го столетия большой популярностью в России пользовались романы Вальтера Скотта. Вдохновившись творчеством английского писателя, Пушкин задумал написать произведение, которое отражало бы события из истории России. Тема бунтарства давно привлекала Александра Сергеевича, о чем свидетельствует повесть «Дубровский». Однако история Пугачева — совершенно иное дело.
Пушкин создал противоречивый образ. Пугачев в его книге не только самозванец и преступник, но и человек, не лишенный благородства. Однажды он встречает молодого офицера, и тот ему преподносит тулуп. Дело, конечно, не в подарке, а в отношении к Емельяну отпрыска благородного рода. Петр Гринев не выказал высокомерия, свойственного представителям его сословия. А затем, при захвате крепости, поступил как истинный дворянин.
Как это нередко бывает у писателей, в процессе работы над произведением Пушкин несколько отошел от первоначального замысла. Изначально он планировал сделать главным героем Пугачева. Затем — офицера, перешедшего на сторону самозванца. Писатель скрупулезно собирал сведения о пугачевской эпохе. Он ездил на Южный Урал, где происходили основные события этого периода, и беседовал с очевидцами. Но позже писатель решил придать своему сочинению мемуарную форму, а в качестве главного героя ввел образ благородного молодого дворянина. Так родилось произведение «Капитанская дочка».
Вариант 4: Образ Маши Мироновой
Роман «Капитанская дочка» — яркое произведение, содержащие в себе множество сильных и самобытных образов. Наиболее сильным мне показался образ Маши Мироновой — дочери капитана Миронова. Именно в честь нее и названо произведение.
Девушка не очень примечательная внешне. Круглолица, румяная с светлыми русыми волосами, которые гладко зачесаны за уши. Мама относится к ней как к трусихе, а злой Швабрин называет ее совершенной дурочкой.
Но познакомившись с героиней поближе, читатель распознает в ней много привлекательных качеств: она искренняя, наивная и радушная. Проявляет благоразумие и приветливость. Окружающим людям она нравится.
В стрессовой ситуации Мария раскрывает все свои положительные качества. Оказывается, ей свойственна стойкость и сила духа. Швабрин, известный своей жестокостью и настойчивостью, не сумел сломить ее духа. Девушка была готова умереть, лишь бы только не выходить замуж за нелюбимого человека.
Оказавшись без родителей и без жениха, Маша осмелилась на решительный шаг, чтобы побороться за свое счастье. Она отправилась к самой императрице Екатерине и добилась помилования для своего любимого.
Удивительное сочетание нежности и женственности с силой воли и решительностью делает Машу одним из популярнейших персонажей русской литературы.
Вариант 2: Гринев и Швабрин
Один из излюбленных приемом Александра Сергеевича Пушкина — переплетать судьбы героев, полностью противоположных друг другу. И наблюдать за тем, как это будет формировать сюжетную линию.
Таковы Гринев и Швабрин — два человека, непохожих друг на друга, но оказавшихся рядом в сложнейший период своей жизни. И каждый сделал собственный выбор.
Петр Гринев — юный дворянский сын 16 лет отправляется на службу по наставлению отца. Отец наказывает сыну «беречь честь с молоду». Сын принимает этот совет и старается быть порядочным и добрым человеком: возвращает карточный долг, дарит прохожему заячий тулуп, защищает честь Маши, вступает в поединок со Швабриным, обороняет Белогородскую крепость, под страхом смерти отказывается перейти на сторону Пугачева.
Швабрин же богат на другие качества: он завистлив, предрасположен к тому чтобы действовать низко ради исполнения своих эгоистических порывов. Он не знает, что такое честь. Легко оскорбляет Машу, переходит на сторону Пугачева только лишь из страха смерти, берет в заложницы юную девушку. Главное для Швабрина — это добиться того, чего он хочет любой ценой, не взирая на чувство собственного достоинства и долга.
Автор умело раскрывает характер каждого из героев, позволяет им проявить себя в полной мере, а затем каждому воздает по его делам. Таким образом, противопоставление Швабрина и Гринева выполняет своего рода воспитательную функцию — помогает молодым людям размышлять над тем, что такое честь и достоинство и проявлять эти качества в разных жизненных ситуациях.
Критерии для рецензирования статьи
Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале. Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи:
- Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация.
- Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
- Наличие проблемы и описание ее решения.
- Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
- Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
- Соблюдение объема текста требованиям редакции.
- Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
- Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
- Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний.
- Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.
Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.
План рецензии на книгу
Чтобы правильно написать рецензию на книгу, советуем придерживаться следующего плана:
- Библиографическое описание (название, автор, его предыдущий опыт, год выхода книги, объем, издательство).
- «Технические» характеристики: дизайн, обложка, иллюстрации.
- Краткий пересказ сюжета (без «спойлеров» или раскрытия главной интриги).
- Художественные особенности литературного произведения.
- Личные впечатления от прочитанного.
- Аргументация этих впечатлений: разбор содержимого.
- Главные преимущества и недостатки книги.
- Вывод о том, стоит ли читать книгу, насколько она интересна/полезна и для какой аудитории.
Это главные пункты плана написания рецензии на книгу, но, по желанию автора, их можно дополнить. Например, сравнить анализируемую книгу с предыдущими работами писателя или с книгами, посвященной той же теме.
Как писать рецензию
Строгих правил написания рецензий нет, но для удобства автора предлагается план.
Типовой план рецензии
- Данные об авторе (ФИО, место работы/учёбы), название рецензии;
- Краткое содержание анализируемой темы (не больше двух предложений);
- Общее впечатление о тексте или событии и оценка его актуальности;
- Анализ содержания, стиля текста, умений автора и его знаний по теме;
- Преимущества и недостатки работы;
- Итоговая оценка и вывод.
Для научных рецензий типовой план выглядит следующим образом:
- Библиографические данные автора – ФИО, место работы, учёбы; название работы;
- Актуальность выбранной темы;
- Структурированность подачи материала, оценка количества литературных и других источников;
- Оценка, насколько применяемые методы соответствуют целям исследования;
- Оценка адекватности поставленных целей;
- Преимущества и недостатки исследования;
- Рассуждение об актуальности научной работы и её пользе для практической деятельности;
- Оценка грамотности написанного, соответствия оформления принятому ГОСТу и методическим пособиям;
- Экспертные выводы – общее подведение итогов, подготовленность текста к печати, возможность присвоить научную степень и др.
- Библиографические сведения о рецензенте – ФИО, место работы.
Объём и содержание
Рекомендуемое количество символов – от 1000 до 3000 (Объем текста не больше двух страниц А4).
Жёстких требований и ограничений по содержанию нет, рецензенту предлагается писать по своему усмотрению, но рекомендуется придерживаться нескольких советов:
Не превращать свою рецензию в пересказ работы – краткое содержание темы должно ограничиваться парой предложений;
Быть сдержанным в выражениях, не допускать ненормативной и разговорной лексики, не переходить на личности, а комментировать только работу;
Обеспечить читателя достаточным количеством доказательств своих аргументов;
Не погрязать в подробностях и не перегружать текст лишней информацией;
Стараться писать так, чтобы рецензию мог понять широкий круг читателей.
При написании научных статей придерживаться принятых норм.
Если оценивается художественное произведение, то важно раскрыть те моменты текста, о которых читатель мог не догадываться.
Оформление рецензии
Оформить рецензию правильно стоит для внешней красоты текста и облегчения его восприятия читателями. Для электронного варианта она оформляется по принятым стандартам: шрифт Times New Roman размера 12-14 (чаще всего 14 кегль используется для написания заголовков), междустрочный интервал – 1,5. Отступ на листе от верхнего края – 15 мм, от нижнего – 20 мм, от левого и правого – 30 мм и 10 мм соответственно.
Текст не должен быть сплошным – для облегчения восприятия его следует разделять на абзацы, по возможности создавать маркированные и нумерованные списки, вставлять таблицы.
Вариант 2
В данном замечательном произведении, написанным Александром Пушкиным, показана замечательная история того, как персонажи в ней отражены с точки зрения исторических событий, которые сумели вобрать в себя элементы реализма и правды. На протяжении всего произведения, читатель может наблюдать то, как Петр Гринев трансформирует свою личность, превращаясь из обычного подростка в весьма мудрого и ответственного молодого человека, который способен принимать смелые и взвешенные решения. На характер героя влияли многие факторы, одними из которых являлось то, что персонаж старался походить на своих кумиров, и соответственно, принимал те облики, которые закладывались в его голове.
Можно говорить о том, что в детстве Петр был весьма веселым и добрым мальчиком, который рос в весьма комфортных и приятных условиях, а также он не страдал от бремени наук. Ведь человек, который преподавал ему французский язык, сам по профессии был парикмахером. Он понемногу давал мальчику знания, и параллельно учился русскому языку у него. Также, он обучал его фехтованию, и старался сделать все, чтобы в будущем он стал достойным и добрым человеком. Однако, стоит добавить, что отец был строг по отношению к нему. Ведь его жизненными принципами являлось то, что он хотел вырастить из сына настоящего мужчину, который бы не боялся трудностей, и поэтому, по мнению отца, не нуждался в ласке и заботе.
Больше всего жалел Петра именно Савельич, который должен был заниматься воспитанием мальчика, а также, присматривать за ним
В образе Савельича содержится такой вид персонажа, который символизирует преданность и внимание народа, что говорит о большой доброте героя. С одной стороны, нельзя сказать, что этот персонаж является мудрым и дальновидным человеком, ведь он не раз подвергает свою жизнь опасности, и хочет, чтобы хозяева видели в нем преданного и честного человека
Для Гринева он выступает в роли отца, и, соответственно, дает ему весьма полезные и дельные советы. Часто они ведут между собой споры, где выясняют истину по поступкам, которые делал, или только хотел сделать юноша. В данном произведении образ Петра получился весьма ярким и реалистичным. Благодаря пониманию его жизненных принципов, можно осознать всю ситуацию в целом, которая происходила в те времена. Также, при помощи образа Савельича, можно сделать вывод, что несмотря на низкую должность, Петр с ним считался, и прислушивался к нему.
Рецензия на роман Капитанская дочка Пушкина
Наиболее протяженный из законченных написанных прозой романов Пушкина «Капитанская дочка» основан на настоящих историях, которые писатель представил в собственном эпохальном произведении «История Пугачева» в 1834 году. Небезынтересно, что автор не приписывал плохие стороны Пугачеву, а напротив, изобразил его больше гуманным и человеколюбивым, по сравнению с императрицей.
Любовное произведение увлекательно тем, как писатель показывает трусость казаков во благо Пугачеву. В ходе повествования основной действующий персонаж спасается много раз с помощью бунтовщиков, и это помогает ему точнее разобраться причины вооруженного восстания. Коварные дружеские отношения между Петром и Пугачевым — один из наиболее увлекательных моментов литературного труда.
Вдобавок, восхитительной ценностью в любовном произведении «Капитанская дочь» оказывается то, что в нем содержится живой писательский жанр, который с течением времени не лишается собственной красоты. Пушкин словами не раскидывается, однако его описания мест очень красивы, его действующие лица хорошо изображены и восхитительно правдивы. Возбуждённое описание от первого лица придает достоверности истории. Всё повествование рождается в словах Петра. Читатели способны прочувствовать его восторг, динамизм и тревогу, ко всему прочему его молодой пыл и романтичный порыв. Доверчивые, романтические мечты юного персонажа изображаются сочинителем в подкупающем и нередко смешном образе. Душевный жизненный порыв энергии подросткового возраста охватывает все произведение.
Пушкин повествует о событиях, таких, как сражение или окружение Белогорской цитадели, в колоритном, энергично прогрессирующей стиле. Спрятанная сатира — неотделимый элемент произведения. В некоторых случаях главный персонаж подмечает, что его французский преподаватель был отослан из столицы с ежегодной отгрузкой вина и оливкового масла, аудитория не может не улыбаться. Почти все действующие лица обладают смешной чертой. Пожилой Савелич, прислужник Петра, является главным смешным образом в любовном произведении: он всегда жалуется и внешне напоминает насыщенного контрастностью беспечного и отделенного от действительности аристократа. А также Пугачев, новоявленный соискатель на престол, показан в смешном виде: он оказывается единственным героем в повествовании, который не расценивает себя как серьезного человека, так как у него существует ироническое понимание опасности личной жизни.
Основная ценность произведения состоит в том, что оно рассказывает об истории любовных отношений, одновременно с этим о большой эпохе в описании XIX столетия нашей страны. Это делает прозаическое произведение Пушкина естественным и многогранным творением.
Вариант 5: Смысл названия романа «Капитанская дочка»
Пушкин очень умело смог вплести в роман главную героиню так, чтобы читателю не сразу было понятно, что именно она является стержнем сюжета. И даже название «Капитанская дочка», казалось бы, говорящее само за себя, скрывается за яркий повествованием о Петре Гриневе и Емельяне Пугачеве. Первое впечатление, что именно они ключевые герои. Но почему же тогда такое название? Что хотел сказать этим Александр Сергеевич?
Первое упоминание о Маше звучит из уст неприятного персонажа Швабрина. Мы слышим о ней как о «совершенной дурочке». Гринев также не заметил в девушке ничего особенного при первой встрече: тихая и скромная, она не обладала какими-то притягательными чертами. Марию хочется больше пожалеть, чем восхититься ею.
Но по мере развития сюжета Мария начинает все больше раскрываться как личность, наделенная положительными и сильными качествами. Мы узнаем о ее любви к родителям, об ее искренности и радушии, о некоторой доле наивности.
Далее по мере нарастания трудностей Мария начинает показывать скрытую силу своего характера, непокорность тому, что может отнять у нее честь и достоинство. Она даже готова умереть, лишь бы не отказаться от своих идеалов.
Полюбив Петра, Мария раскрывалась как преданная и верная спутница. Она даже готова отказаться от отношений с возлюбленным, лишь бы дать ему возможность быть счастливым, хоть и не с ней.
Поездка в Петербург окончательно показывает, какая сильная личность прячется за столь неприметной внешностью и простотой. Неподдельная любовь, искренние чувства и настойчивость в борьбе за счастье любимого человека — все это побуждает Марию отправиться к самой императрице и добиться помилования для Гринева.
И, как мы догадываемся лишь только к концу романа, эпиграф к произведению «Береги честь смолоду» на самом деле в первую очередь отнятия именно к этой героине, а вовсе не к Петру Гринёву, как это могло показаться на первый взгляд.
Мастерство писателя проявилось в том, что автор вывел главного персонажа постепенно и как-то незаметно, преподав важные уроки своим читателям. Дочь капитана Миронова — вот о ком произведение. Вот человек, которого хотел показать нам А.С. Пушкин.
Как написать отзыв о прочитанной книге
Реализовать план будет легче, если перед каждым пунктом автор отзыва ответит для себя на вопросы:
- Это первое знакомство с писателем или нет? Что было известно о нем до прочтения книги? Смысл названия произведения.
- О чем оно? Каковы тема и идея творения? Когда и где происходит действие? Что известно об этом времени и месте из других книг, кинофильмов, учебников, рассказов родителей и других родственников.
- Какие герои, эпизоды особенно зацепили и почему? Характеристика главных героев, их взаимоотношения.
- Чем вещь понравилась или оттолкнула? Что показалось необычным? Какой урок можно извлечь из прочитанного? О чем может задуматься читатель? Что чувствовал ребенок по завершении чтения?
Обратите внимание: последняя часть плана – самый крупный текстовый блок, по предыдущим достаточно двух-трех предложений
Структура рецензии на произведение
В трех частях, из которых состоит критический отзыв, последовательно излагается информация о книге, писателе, сюжетных, стилистических, композиционных, жанровых особенностях текста. Каждый блок нужен, чтобы решить определенные задачи.
Начало рецензии
Во вступлении рецензент знакомит читателей с произведением и его автором
Критик стремится заинтересовать целевую аудиторию (ЦА), привлечь внимание случайных посетителей, заставить их продолжить чтение
Так пользователи знакомятся с темой, а потом открывают ссылку на полную версию статьи.
Как начать повествование, решает автор отзыва.
Возможны следующие варианты:
Пример введения для рецензии.
- указать выходные данные книги (название, фамилию, имя, отчество писателя, год издания, место публикации);
- вкратце рассказать об авторе произведения (годы жизни и творческой активности, предыдущие работы, жанровая принадлежность, яркие факты из биографии, награды);
- процитировать другой отзыв, фрагмент рецензируемой книги или текста на близкую тему;
- дать емкое определение жанру, в котором написано произведение;
- обозначить один из вопросов, поднятых писателем, упомянуть об их актуальности в реальном мире;
- пересказать завязку или яркий поворот сюжета без раскрытия главной интриги;
- в нескольких словах описать одного или нескольких персонажей.
Изложение основной идеи
После вводной части критик знакомит читателей с главной идеей книги.
Для этого необходимо сформулировать:
- проблемы, которые рассматриваются в произведении;
- вопросы, на которые писатель ищет ответы;
- центральную мысль текста.
Рецензент оценивает, удалось ли автору создать реалистичные образы героев, описать их взаимоотношения, чтобы раскрыть основную тему. Уровень писательского мастерства зависит от умения донести до читателей смысл. Литераторы по-разному используют образы и стилистические приемы, поэтому задача критика — определить, смог ли писатель добиться задуманного эффекта с помощью задействованных в тексте средств выразительности.
Автор рецензии в непринуждённом стиле оценивает рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь».
Анализ определенных моментов
Далее в основной части рецензент рассматривает отдельные компоненты, которые влияют на представление читателя о книге.
Среди них стоит выделить:
- заглавие произведения и его частей;
- период и место действия;
- развитие образов по ходу сюжета;
- характеристики главных и второстепенных действующих лиц;
- диалоги между героями.
Критик оценивает, как перечисленные элементы способствуют раскрытию главной идеи. Чередование некоторых приемов и особенности их передачи на письме влияют на скорость, с которой развивается действие, поэтому в рецензиях часто упоминают о динамике сюжета. Также отмечают, насколько достоверными выглядят поступки и размышления героев, хорошо ли проработаны детали описаний и биографий. Можно упомянуть о сопереживании персонажам или его отсутствии.
Автор рецензии в ироничном ключе анализирует диалог главных героев.
Вывод на основе вышеизложенного
В этой части автор подводит итоги анализа текста. Уместно отметить слабые и удачные находки писателя, сопоставить новинку с его предыдущими работами, подчеркнуть значимость книги, оригинальность идеи или нестандартность ее подачи. Полезно указать, каким категориям читателей произведение понравится больше.
Автор рецензии подводит итог по прочитанному им произведению.
Вариант 2
Наиболее весомым произведением Александра Сергеевича Пушкина, является “Капитанская дочка”. Которая была выпущена в печать в 1836 году. Данный рассказ основан на реальных событиях, которые автор также описывал, в другом своём произведении под названием “История Пугачёва”. Несмотря на общественное мнение, автор не указывал в произведении плохие стороны Пугачёва, наоборот он пытался показать его с наилучшей стороны, по сравнению с императрицей.
В ходе чтения данного произведения, появляется всё больше интерес, к моменту когда казаки пытаются спастись бегством, а как же, какую трусость, они проявляют, отношению к Пугачёву. В ходе действия рассказа, можно уследить момент, как главный персонаж произведения, не раз спасается от смерти с помощью бунтовщиков, именно это помогает ему, более детально и точно, разузнать всю информацию, касающуюся вооруженного восстания. С другой стороны можно проследить, со стороны дружеские отношения между Пугачёвым и Петром, которые сами по себе очень увлекательны.
Главным персонажем произведения является Петр Андреевич Гринев. Он является дворянином, а также находится на военной службе, на которую его отправил отец. Он не хотел чтобы его сын всё время пребывал в безделии и попусту тратил деньги. Именно для этого, чтобы воспитать в нём мужественность и отвагу, он отправляет его на военную службу в Белгородскую крепость. Там молодой человек встречает Швабрина, он тоже является дворянином, а также хорошо владеет французским языком. Из-за такой большой близости, молодые люди начинают общаться.
Однако Швабрин, лишь притворяется настоящим другом, готовым прийти на помощь в любое время. Сам же он влюблен в Машу, которая является Капитанской дочкой. А когда Гринёв начинает проявлять к ней интерес и хочет познакомиться с ней, Швабрин выставляет её необразованной и глупой девушкой. Спустя какое-то время Гринёв, знакомиться с девушкой и понимает, что всё, что ему рассказывал его товарищ, абсолютная неправда.
Если бы на этом всё и закончилось, но нет, Швабрин пошёл куда дальше. Спустя некоторое время, у него возникает ссора с Гринёвым, во время которой он вызывает его на дуэль. На дуэли он решает сжульничать и убить своего соперника, нечестным путем. Однако ему это не удается и его соперник остаётся жив. На этом, не закончились путешествия Швабрина, по истечении некоторого времени он предает свою крепость и переходит на сторону Пугачёва. Он всяческими способами пытается очернить Гринёва. После Захвата крепости главный персонаж, не стал присягать. Однако его отношение к Пугачеву изменилось, спустя какое-то время, после того как он спас Машу.
Толкование непонятных слов
Алтын – старинная русская монета достоинством в 3 копейки.
Баталья (баталия) – битва, сражение.
Вахмистр – старший унтер-офицер в кавалерийском эскадроне.
Вёдро – ясная, тихая погода.
Глазетовый – сшитый из глазета (сорта парчи с вытканными на ней золотыми и серебряными узорами).
Горница – комната, расположенная обычно в верхнем этаже дома.
Картечь – снаряд, состоявший из чугунных пуль, вложенных в жестянку или мешок, которыми в совокупности стреляли из артиллерийских орудий и мушкетонов.
Келья – комната монаха, здесь (в переносном смысле): уединенная комната.
Кивот – застеклённый небольшой шкаф или ящик для икон.
Суженая – предназначенная судьбой в жены кому-нибудь.
Супостат – противник, враг.
Целовальник (цаловальник) – продавец вина в питейных домах, кабаках.
Отношения с Савельичем
На становление характера героя оказал и его «дядька», крепостной Савельич, который с детских лет был наставником и вторым отцом Петруши. Если реальный отец научил сына чести и достоинству, внушил, что позор хуже смерти, второй отец помог юноше стать добрым, отзывчивым и душевным. Именно Савельич обучил Гринева грамоте. Значение образа велико:
- Савельич воплощает народную мудрость, верность, искреннюю любовь и преданность.
- Он остается верным своему хозяину даже в критических ситуациях.
- Желает Петруше только добра, хотя иногда и докучает юноше чрезмерной навязчивостью и нравоучениями.
- Является воплощением подлинно народной любви, относится к своему юному барину с отеческими чувствами.