Почему в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» лирический герой сравнивает себя с парусом? (ЕГЭ по литературе)
Рассмотрим, почему в стихотворении М. Ю. Лермонтова лирический герой сравнивает себя с парусом.
Во-первых, автор создает образ одинокого лирического субъекта. Как и парус, он брошен, словно в синем море. Также лирический герой чувствует себя потерянным: он находится в вечных поисках, так как не знает, что ему нужно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Во-вторых, лирический субъект похож на парус тем, что не умеет наслаждаться покоем.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Он всё время «ищет бури», думая, что найдет в ней то, чего ему не хватает. Лирический герой не видит мира вокруг, не замечает рядом с собой струю «светлей лазури», стремясь к чему-то неизвестному, идеальному.
Таким образом, в произведении М. Ю. Лермонтова изображены двоемирие и типичный романтический лирический субъект.
16. В каких произведениях русской поэзии звучит тема одиночества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением М. Ю. Лермонтова?
Рассмотрим, в каких произведениях русской поэзии звучит тема одиночества.
Во-первых, отрешенным себя чувствует лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…». Он так же, как лирический субъект произведения «Парус» не замечает никого и ничего вокруг, испытывает дискомфорт в месте, в котором находится. Лирический герой погружается в воспоминания о детстве, спасаясь от отрицаемой им действительности:
«И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места…»
Однако, в отличие от лирического «я» в стихотворении «Парус», лирический субъект испытывает не печаль, а злость. Автор создает образ лирического героя, которому неприятно находится в светском обществе, носящем маски. Он хотел бы достичь идеального мира, уйти в себя и не видеть происходящего вокруг лицемерия:
«И если как-нибудь на миг удастся мне
Во-вторых, тема одиночества раскрывается поэтом в стихотворении Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме…». Как и в произведении М. Ю. Лермонтова, автор связывает пейзаж и чувства лирического героя. Так, погода за окном отображает внутренний мир лирического субъекта, дом которого опустел, как природа во время зимы:
«Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.»
Также в произведении Б. Л. Пастернака лирический герой вспоминает то, что оставил в прошлом:
«И опять завертит мной
Однако, в отличие от «Паруса» М. Ю. Лермонтова, в финале стихотворения «Никого не будет дома…» лирический герой обретает человека, который помогает ему вернутся из воспоминаний в настоящее. Автор связывает тему любви и одиночества, показывая, что именно это чувство дарит человеку определенность и спокойствие:
«Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.»
Таким образом, во многих произведениях отечественной литературы встречается тема одиночества, однако каждый поэт раскрывает её по-разному.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id74558
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Спасибо за внимание. Откроется после 5 декабря
–>
Откроется после 5 декабря. –>
Против каких пороков направлена комедия Недоросль Фонвизина сочинение
Целью классицистической комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является высмеивание социальных пороков. Только искореняя их, можно было воспитать достойных граждан, что входило в задачи Просвещения.
Недостатки общества продемонстрированы автором, прежде всего, на примере Простаковых и Скотининых. В их семьях мерилом всех ценностей выступает материальная выгода. Поступки героев говорят об их страсти к наживе, желании всё получать лёгким путём. Например, госпожа Простакова стремится женить брата, а затем сына на Софьюшке, чьё имение она задумала прибрать к рукам. Кроме того, для носителей указанных фамилий характерна жестокость, неуважение к окружающим, грубость. Наследником этих качеств выступает Митрофанушка.
Важным является и вопрос образования. Невежда не способен принести пользу государству, а в науке часто видит лишь вред. Однако наличие ума не гарантия порядочности. «Просвещение возвышает одну добродетельную душу», – говорит Стародум, подчёркивая необходимость соседства разума и души.
Также писателя волнует проблема гражданского долга. Безнравственность и отсутствие ума влекут за собой отсутствие гражданской позиции, что подтверждается фигурой Митрофана. Алчность, глупость, невежество, нежелание служить государству – именно эти недостатки высмеиваются писателем.
Форма комедии и ее значение для сатиры
Комедия как драматический жанр предназначена для вызова улыбок и смеха у зрителя. Однако, помимо приколов и забавных сцен, комедия может играть важную роль в сатире. Ее форма, состоящая из быстро сменяющихся сцен и персонажей, добавляет комическому эффекту жестких или же грубых высказываний, раскрывающие негативные стороны общества или людей, причем как помощью ярких персонажей, так и с помощью заковыристого сценария.
Особенность комедии в том, что она может прорабатывать глубокие социальные проблемы, при этом добавляя элементы смеха и юмора. В то же время, она может остро критиковать личности, управляющие обществом, что в свою очередь помогает раскрыть социальные проблемы в более широком контексте.
Таким образом, форма комедии очень важна для сатиры, так как в комедии заключена значительная мощь для вызова смеха и одновременно раскрытия черт общества, поскольку дает возможность авторам использовать различные комические методы для подчеркивания и драматизации глубинных социальных проблем, правил и традиций.
История создания
В сентябре 1832 года М.Ю. Лермонтов пишет М.А. Лопухиной письмо, где признаётся, что расстроен неудачной попыткой поступить в петербургский университет. Молодой поэт был одинок и подавлен. В этом же послании были строки стихотворения «Белеет парус одинокий». Первая строка заимствована из неоконченной поэмы Бестужева-Марлинского «Андрей — князь переяславский». Вопрос, какой именно «морской» пейзаж вдохновил Михаила Юрьевича, остаётся спорным. Это мог быть Финский залив или река Нева.
Поскольку автор не относился к «Парусу» серьезно, стихотворение было впервые напечатано лишь в 1841 году в журнале «Отечественные записки».
Критика дворянской жизни в «Недоросле»
Комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина является важным произведением в истории литературы. Главным образом, это связано с тем, что жанр сатиры в комедии нашел свое выражение в этом произведении.
Одной из центральных тем произведения является критика дворянской жизни. Фонвизин показывает дворянскую среду как место лжи, хитрости, алчности, расточительства и безделья. Он выступает против «фоновского способа жизни» и призывает к построению общества на принципах труда и справедливости.
С помощью героев комедии Фонвизин показывает различные стороны дворянской жизни. Главным героем является Левада, который изображен как типичный дворянин. Он бесполезен и бездельник, который тратит время на всяческие развлечения.
Комедия «Недоросль» — это яркая картина дворянской жизни в России XVIII века. Фонвизин использовал сатирический подход, чтобы показать темные стороны этой жизни и выступить против нее. В итоге произведение стало символом социальной критики и было известно не только своей комической стороной, но и как поучительный текст.
Значимые представители и произведения
«Горе от ума» Николая Грибоедова — еще одно из самых известных сатирических произведений. В этой комедии-притче автор глубоко изучает проблемы образования, знания и морали, используя остроумные диалоги и сатирическое изображение персонажей.
Александр Пушкин, также известный как гений русской литературы, также стал автором сатирического произведения «Евгений Онегин». В этом романе-романсе Пушкин использует иронию и сатиру для критического взгляда на общество, моды и поведение высшей элиты своего времени.
«Собачье сердце» Михаила Булгакова — знаменитая сатирическая фантастическая повесть о человеке, которому вживляют собачье сердце. Булгаков сквозь смешные и жестокие ситуации насмехается над жителями города и бюрократическими структурами.
Михаил Зощенко — русский писатель-сатирик, известный своими острыми и остроумными рассказами. Его произведения, такие как «Байки» и «Рассказы о Щуке», изображают насмешки и ироничные ситуации из жизни простых людей.
«Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева — глубокое и бескомпромиссное произведение, основанное на сатире и иронии. В этом романе-алкоголише автор рисует картину абсурдности и безнадежности советской жизни, населяемой недорослями и алкоголиками.
Это лишь малая часть значимых представителей и произведений в жанре сатиры. Каждый из них отличается своим стилем и подходом, но все эти произведения имеют общую цель — вызвать смех и задуматься над проблемами общества и человеческой натуры.
Сатира в образах других героев
В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами. Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию. Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.
Сочинение: Против каких пороков направлена комедия Недоросль? (по пьесе Д.И. Фонвизина)
(426 слов) В комедии «Недоросль» высмеиваются пороки разных слоев общества, от слуг до дворян. Д. И. Фонвизин в своем произведении ярко и дерзко изображает героев, обличая их дурные характеры и поступки. Посредством своих персонажей автор хотел изобразить своих современников с их изъянами, показать все недостатки современного ему общества.
Главным источником пороков в пьесе является семья Простаковых. В их доме обыденностью является грубое и жестокое отношение к слугам. Госпожа Простакова держит в страхе всех придворных, ничуть не стыдясь своего поведения и даже искренне веря, что она имеет на это полное право. Когда Правдин упрекает ее в жестоком отношении к слугам, говоря, что «тиранствовать никто не волен», она удивляется:
Простакова своим дворянством буквально развязывает себе руки, считая, что она вправе безжалостно карать крестьян за любую провинность.
Ее сын Митрофан является олицетворением таких пороков, как невоспитанность и невежество. Он — избалованный маменькин сынок. В доме ему с малых лет потакали в любых его капризах, из-за чего он вырос изнеженным, грубым, ленивым и глупым. К нему уже несколько лет ходят учителя, но он так ничему и не научился. Так же, как и мать, он не считается со слугами, грубя им при первой же возможности. Свою няню, которая всей душой ухаживает за ним, он называет «старой хрычовкой», а учителей – «гарнизонна крыса». Ставшая давно крылатой, фраза Митрофанушки «Не хочу учиться – хочу жениться» ярче всего характеризует героя, показывая всю его нерадивость, праздность и скудоумие – последствия подобного воспитания.
Немаловажным пороком общества считает автор жадность. Госпожа Простакова и ее брат Скотинин готовы в прямом смысле поубивать друг друга за Софью с ее крупным наследством от дяди. Скотинин очень корыстный, даже не пытается скрыть того, что он хочет жениться на девушке по расчёту: «…Нет, мне нравится не девчонка И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота…». Простакова же сначала не против женитьбы брата на Софье, но, узнав о ее деньгах, стремится женить на ней своего Митрофанушку. Оба героя по приезде Стародума, начинают стелиться перед ним, каждый рассчитывая на его благословение. Но узнав, что девушка уже обручена с другим, они все равно не сдаются, а планируют выкрасть Софью. Такое дикое поведение прямо говорит об их корыстолюбии и необъятной любви к деньгам.
В изображениях своих героев Д. И. Фонвизин показал читателям разные пороки общества, которые, к сожалению, актуальны и в наши дни. Пьесу часто называют «комедией воспитания», персонажи которой должны служить примером ужасных и безнравственных людей. Автор, демонстрируя подобных комических Простаковых и Скотининых, надеется, что читатели будут смеяться над такими людьми, а не уподобляться им.
2 вариант
О том, что произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» относится к жанру комедии, свидетельствует присутствие в ней сатиры. Сатира – это то оружие в руках писателя, которое позволяет выявить настоящие человеческие пороки и дать им оценку.
На первый взгляд, образ одного из главных героев — Митрофанушки выглядит только смешным и глупым, наводит на мысль о бесполезности в произведении. Создается впечатление, что он является отрицательным ненужным героем. Однако именно в нем сосредоточено много сатиры, благодаря которой читатель понимает, на какие ошибки в поступках и мыслях этого героя указывает автор произведения. Стремление жениться, не имея образования, желания учиться, лень – основная его характеристика. Митрофан выглядит глупым, неуклюжим
Его пороки, на которых автор акцентирует внимание с помощью смеха, является примером того, как не нужно поступать в жизни, чего нужно избегать
Родители Митрофанушки также наделены теми качествами, которых автор предлагает избегать. Он неустанно высмеивает стремление госпожи Простаковой иметь власть над окружающими, что делает ее поступки и речь нелепой. Отсутствие воспитания проявляется в ее грубой речи и неуважении женщины к тем, кто ее окружает.
Постоянное заискивание супруга Простаковой вызывает неприязнь к этому герою, заставляя высмеивать его манеры поведения. Указывая на жажду к наживе Скотинина, автор делает его посмешищем, так как вместо искренней любви к девушке он стремится лишь завоевать ее состояние.
Работая над образами героев, автор комедии разоблачает их недостатки, подчеркивает не веселую атмосферу, а трагическое положение дел. Писатель старается показать, что за смехом скрывается настоящая тирания, невежество и жадность. Все эти качества процветают в героях из-за отсутствия образования. Для этого автор использует фразы, говорящие фамилии, манеры, чтобы вызвать у читателя смех, заинтересованность, заставить задуматься.
Таким образом, Д. И. Фонвизин предлагает читателю окунуться в мир смеха, после чего получить представление о пороках главных и второстепенных героев. Именно так работает использование сатирических приемов, благодаря которым в героях выявляется отсутствие интереса к образованию, воспитанию, стремление к наживе. Все это позволяет читателю оценить развитие общества той эпохи, уровень образованности людей, исправить ошибки.
Определение и особенности
Особенности сатирической недоросли:
- Использование искаженных или гиперболизированных персонажей, чтобы повысить комический эффект и сарказм.
- Многочисленные иронические и шуточные комментарии, направленные на различные явления и индивидуальности общества.
- Различные пародии и перекошенные версии реальности, чтобы создать смешные ситуации и преувеличенные образы.
- Критика политических, социальных, религиозных и культурных ценностей, позволяющая авторам высмеивать и анализировать существующие стереотипы и проблемы.
- Использование остроумных диалогов и игр слов для подчеркивания иронии и сарказма.
Примеры сатирических произведений в литературе недоросль включают в себя «Гоголь. Продолжение» Михаила Зощенко, «Мэттьюс и его учителя» Анатолия Моневича и «Опавшие листья» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В этих произведениях авторы используют сатиру и комические ситуации, чтобы выразить свое недовольство и изобразить недостатки общества.
Сатирические образы в «Недоросле»: кому Фонвизин уделял внимание?
Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» создал неповторимые сатирические образы, на которые уделял много внимания. В первую очередь это были представители дворянства, которые были темой насмешек и критики автора.
Одним из таких образов стал герой комедии Федор Тюдоров, который символизирует незрелость и недостаток образования дворянской молодежи. Фонвизин описывает этот образ как глупого и безграмотного, который не имеет никаких навыков и знаний, но которому всё легко и просто.
Также автор уделяет внимание и образу главного злодея комедии, Полозову, который символизирует жадность, корысть и безнравственность духа дворянской элиты. Этот персонаж становится отображением социальной пороки, которая присуща дворянству, где только деньги и материальные блага имеют значение
В своей комедии Фонвизин также сатирически высмеивает образы дворянских женщин, которые представлены как легкомысленные и провинциальные особы. Ещё одним образом, на котором автор детально остановился, является образ купца Караулова, который символизирует лицемерие, заупокойность и пышность богатых.
Таким образом, Фонвизин в своей комедии «Недоросль» описал множество сатирических персонажей, для которых была характерна определённая социальная порока или недостаток образования. Автор уверенно использовал свою насмешку и критику, чтобы показать дворянство того времени в реалиях полной их бытовой порочности.
Популярные сегодня темы
В этом произведении Н. В. Гоголя хотелось бы раскрыть образ Пацюка. На мой взгляд когда читаешь книгу и когда встречаешься с этим персонажем слишком много вопросов возникает в голове.
Из моего окна осенью вид очень приятный. В смысле, когда осень ещё золотая, не когда дождь целый день – тогда, понятно, в окне всё просто размыто, только капли видны. Но когда это золотая осень – вид шикарный!
Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями
А.Г. Венецианов в своей картине «На пашне. Весна» изобразил типичную сцену из крестьянской жизни, — вспахивание поля. Художник мастерски передал черты характера русской женщины
Николай Семенович Лесков написал рассказ «Старый гений» в 1884 году и в том же году опубликовал его в русском юмористическом журнале «Осколки». Лескова подтолкнула к написанию
Сатирическая недоросль в литературе
Сатирическая недоросль — особый жанр литературы, который характеризуется юмористическим подходом к изображению недоразвитой личности или глупого человека. Этот жанр часто используется для изображения общественной или политической жизни, а также критики определенных явлений или проблем.
Сатирическая недоросль в литературе может быть представлена различными способами. Она может быть написана в виде романа, рассказа, пьесы или даже стихотворения. Главной целью автора при создании сатирической недоросли является вызвать у читателя смех и заставить задуматься над общественными проблемами.
Особенности сатирической недоросли:
- Главный герой или герои являются недоразвитыми и глупыми.
- Юмористическое изображение событий и действий.
- Критика общественных явлений и проблем.
- Сатирический тон и воспринимаемость произведения.
Примеры сатирической недоросли:
- Роман «Записки юного врача» Михаила Булгакова. В этом произведении автор изображает глупость и недоразвитость героя, которому принадлежат записки.
- Пьеса «Палата № 6» Антона Чехова. В этом произведении автор изображает глупых и недоразвитых пациентов сумасшедшей палаты.
- Рассказ «Собачье сердце» Михаила Булгакова. В этом произведении главный герой — недоросль Полиграф Полиграфыч, у которого произошла операция по пересадке собачего сердца.
Сатирическая недоросль в литературе имеет свою особенность и уникальность. Она позволяет автору передать критику и вызвать смех у читателя. Благодаря этому жанру, общественные проблемы и недостатки становятся более заметными и вызывают желание их исправить.
Особенности сатирического произведения «Недоросль»
Основная особенность сатирического произведения «Недоросль» заключается в использовании гротескных и смешных ситуаций, а также карикатурного изображения персонажей
Автор, используя остроумие и иронию, искажает действительность, чтобы показать ее недостатки и привлечь внимание к определенным проблемам
В «Недоросле» часто встречаются сатирические приемы, такие как гипербола, преувеличение, искажение правды, создание неправдоподобных ситуаций и прочее. Это помогает автору подчеркнуть те аспекты общественной жизни, которые он считает абсурдными или несостоятельными.
Еще одной особенностью сатирического произведения «Недоросль» является использование сатирического описания и комического изображения персонажей. Часто герои «Недоросля» являются карикатурами определенных типажей или социальных групп. Автор создает яркие и непредсказуемые персонажи, чтобы усилить сатирическую подоплеку текста и предоставить читателю возможность смеяться над ними.
В «Недоросле» также встречаются сатирические комментарии и размышления автора о текущих событиях и общественной реальности. Часто эти комментарии выражают негативное отношение автора к определенным явлениям и образам мышления, а также позволяют ему выразить свою точку зрения и подчеркнуть важные проблемы.
Особенности сатирического произведения «Недоросль» |
---|
Использование гротескных и смешных ситуаций |
Карикатурное изображение персонажей |
Использование сатирических приемов |
Сатирическое описание и комическое изображения персонажей |
Сатирические комментарии и размышления автора |
Ирония и юмор
Комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина, наполнена иронией и юмором. Автор использовал различные средства, чтобы подчеркнуть нелепость и неуклюжесть главных героев.
Ирония Фонвизина проявляется в том, что он смеется над незнанием героев многих важных вещей в жизни, таких как деньги, образование, общение с людьми и так далее. Вместо того, чтобы хотя бы попытаться понять суть проблемы, герои действуют наобум. Из-за их незнания они попадают в смешные и нелепые ситуации.
Юмор Фонвизина, очень острый и смешной. Большинство шуток в комедии основано на несоответствии между действиями героев, их словами и их намерениями. Часто герои говорят не то, что подразумевают, и это вызывает смех.
В комедии «Недоросль» ирония и юмор используются для передачи идеи о том, что незнание и неопытность могут привести к невероятным последствиям и неуклюжести. Вместо того, чтобы развить свои способности и обучаться, герои теряют время в поисках быстрых и легких денег, и вскоре становятся жертвами своей собственной глупости.
Образы и символы
Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.
Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.
Что это такое?
Сатирическое произведение «Недоросль» – литературный жанр, который сочетает в себе элементы комедии, сатиры и пародии. Это произведение, которое насмехается над жизненными явлениями, недостатками, преувеличивает их и делает героев и ситуации смешными.
Сатирические произведения используются для критики социальных явлений, политики, общества и людей. Их целью является раскрытие недостатков и проблем, вызывающих наш смех. Они поднимают насмешливо-ржачные вопросы, заставляют задуматься и переосмыслить окружающую реальность.
Одним из примеров сатирического произведения является пьеса М. Ю. Лермонтова «Маскарад», которая шутит над дворянскими салонами и высшим обществом. В пьесе сатирически поднимается вопрос о лицемерии и пустоте балов общества.
В кратце говоря, сатирическое произведение «Недоросль» – это остроумная и насмешливая форма литературы, которая используется для критики недостатков и уязвимых сторон общества
Она позволяет автору выразить свои мысли и идеи через юмористический подход и привлечь внимание читателей своими яркими и смешными образами
История сатирической литературы
Одним из первых примеров сатирической литературы являются знаменитые творения античных авторов, таких как Аристофан и Ювенал. Аристофан, афинский драматург V века до н.э., через свои комедии высмеивал политические деятели и общественные нравы. Эти произведения не только развлекали публику, но и являлись сильным оружием в критике власти.
В Древнем Риме наиболее известными сатириками были Гораций и Ювенал. Гораций использовал сатиру для выражения своих мыслей и нравственных принципов, в то время как Ювенал ярко и язвительно критиковал недостатки общества и правительства.
В средние века сатира также была популярным жанром. Основными представителями сатирической литературы были Данте и Шарль Доде. В своих произведениях они насмехались над нравами и недостатками современного общества.
В новое время сатира стала пользоваться еще большей популярностью. Использование сатиры для изображения политических и социальных событий стало особенно актуальным. Особенно известные сатирики XVIII-XIX веков — Вольтер и Марк Твен.
В России сатира долгое время использовалась для выражения недовольства властью и критики общественных явлений. Известные русские сатирики – Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин и Михаил Зощенко, чьи произведения до сих пор популярны и часто изучаются.
Сегодня сатирическая литература продолжает оставаться популярной и актуальной. Она помогает разобраться в сложных социальных, политических и культурных проблемах, используя юмор и критику. Благодаря сатире мы можем увидеть истину под маской иронии и сарказма.
Госпожа Простакова
Среди всех отрицательных персон выделяется госпожа Простакова. Перед нами предстает образ помещицы-крепостницы, властной, всех унижающей и обижающей. Она вольна распоряжаться судьбами людей: будь то муж, сын, ее крепостные, на них всех распространяется ее безмерная власть. Какова госпожа, говорят ее слова в тексте комедии: «Что захотела, поставлю на своем…»
Двуличие и лицемерие ее хорошо видно в отношении с подневольными и зависящими от нее людьми, и людьми, от которых, как она считает, она зависима. Образованность — излишнее и вредное качество. Она понимает, что умными людьми, не сможет командовать.
- крепостного права, неприятие помещиками новых законов;
- жестокости в отношениях с подневольными людьми;
- воспитания подрастающего поколения.
Потеря власти делает Простакову жалкой, даже любимый сын бросает ее в одиночестве со своим отчаянием.
Исторический контекст создания «Недоросля»
Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным в 1765 году. В это время в России правил императрицы Екатерины II, которая проводила ряд реформ, направленных на совершенствование государственного аппарата и образования. В это время происходят изменения в культурной жизни страны, появляются новые театры и развивается театральное искусство.
Одной из задач Фонвизина было привнесение новых театральных тенденций в России. Он был знаком с театральной культурой Европы и старался применять сатирические элементы, что было крайне необычным для российской комедии того времени.
Сама комедия «Недоросль» была написана на фоне рассуждений о том, что Россия нуждается в развитии образования, воспитании и культуре. Комедия раскрывает проблемы образования в России через жизнь студентов-бездельников, неспособных осилить элементарные науки, вроде грамматики и арифметики. Таким образом, Фонвизин ставит актуальную для своего времени проблему и использует сатиру, чтобы подчеркнуть ее остроту.
Сатирическое произведение: определение и особенности
Особенности сатирического произведения включают:
1. Иронию: использование остроумных и развернутых высказываний, которые высмеивают некоторое явление или личность.
2. Юмор: использование смешных или комических элементов для передачи сатирической идеи.
3. Гиперболу: преувеличение или преобразование элементов действительности для создания эффектной карикатуры.
4. Аллегорию: использование символов, которые несут скрытый смысл и позволяют автору изобразить свою критику.
Сатирическое произведение имеет свою цель – раскрыть те или иные проблемы и показать их негативные стороны или, наоборот, дефекты людей и общества с целью вызвать у читателя сочувствие или негодование.