Краткое содержание Самоотверженный заяц. Салтыков-Щедрин для читательского дневника
В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев.
Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит. За это волк наказывает его сидеть под кустом и ждать участи, в последствии и его свата тоже сажает.
В сказке показано как можно больше самодурство царей.
Краткое содержание Салтыков-Щедрин Самоотверженный заяц
Сказка является прямым показателем того, как жил народ во время революции (образ зайца). Холодное и издевательское отношение царской семьи в виде волков, которые играли с ним и наказывали его.
Сказка начинается с того, что заяц бежит по лесу, торопится на свадьбу и пробегает мимо волчьего логова. Волк кричит ему, чтобы тот остановился, но заяц еще больше прибавляет ход. Тогда волк догоняет его и хватает.
По решению волчицы и волка, заяц должен сидеть под кустом и ждать своей смерти, потому что сейчас волки сыты и кушать не хотят.
Обратите внимание
Зайца трясет от страха, но убежать он не в силах, так как волк догонит его в пару прыжков. Все это время волк и волчица подшучивают и издеваются над ним, проходя вальяжно мимо него и обсуждая, что они с ним сделают.
Однажды ночью к зайке прибегает его кум, который уговаривает сбежать, но заяц же дал слово, что не убежит. Все это слышит волк и хватает обоих. Решает съесть их, но кум поведал о том, что зайца ждет невестка и ему нужно на свадьбу.
Волчица уговаривает волка отпустить на пару дней косого, и тот соглашается, оставив в залог кума. Заяц мчится к невесте и по приходу они сразу же празднуют свадьбу. Его умоляют остаться, но заяц отказывается, ведь он дал свое слово вернуться и спасти кума.
На обратном пути ему встречается множество преград, которые задерживают его и заставляют сделать большой крюк, чтобы попасть обратно к болоту.
Автор хочет рассказать, как сложна жизнь революционера, и что царский режим издевается над простым народом своими решениями и приговорами. В образе волка-царь, а в образе зайца-народ. Несмотря на все страхи, народ честный и своему слову хозяин.
Даже будучи под гнетом, рабски предан своему хозяину.
Вариант 2
Произведение посвящено одной из любимых сатириком тем – бичеванию рабской психологии, глубоко въевшейся в сознание русского народа
Во многих своих произведениях писатель, живший при самодержавном строе, обращал внимание своих читателей на покорность и бесполезные упования на помощь со стороны власти. Салтыков-Щедрин стремился в гротескной форме разрушить существующие у многих стереотипы о «добром барине» или «начальнике, который узнает и всех справедливо рассудит»
Повиновение зайца, показанное в сказке, пересиливает его биологический инстинкт самосохранения. Салтыков-Щедрин таким образом довел ситуацию с проявлением покорности до предела.
В самом названии сказки заключено логическое противоречие. Заяц всегда воспринимался в качестве олицетворения трусости. Это свойство абсолютно не гармонирует с понятием «самоотверженный».
Сделав героями произведения животных-антагонистов: волка и зайца, писатель-сатирик, безусловно, поднимает столь интересную для него социальную тематику. Хищники могут верить в покорность своих жертв, но когда зайцы начинают доверять своим исконным врагам, то это, по мнению автора сказки, противоречит природе.
Салтыков-Щедрин подвергал осмеянию прекраснодушные идеи части либералов о возможности установления социального мира через «правильное и разумное» регулирование отношений в обществе.
Герой произведения создал свое мировоззрение на основе культа обреченности и жертвенности. Писатель в большей степени осуждает даже не саму покорность слабых перед сильными, которую все же можно хотя бы частично оправдать ссылкой на непреодолимые обстоятельства. Сатирик стремится показать саму порочность и вредность направления мыслей своих современников, пытающихся примирить абсолютно противоположные интересы
Писатель заостряет внимание на этом через использование явно гротескных рассуждений персонажа. Действительно, если попытки зайца выслужиться перед волком и внести таким образом в процесс поедания его собратьев хищниками, выглядят абсурдными
В других произведениях (в частности, в сказке о бедном волке) Салтыков-Щедрин подчеркивал кровожадную сущность лесного хищника и олицетворяемой им неограниченной власти.
Критика покорности и чинопочитания в этом произведении сочетается с высмеиванием «друзей народа», лишь сбивающими его с толку своими идеями.
Краткий сюжет
Пробегал главный герой — заяц мимо волчьего дома. Спешил он на свадьбу и на просьбу волка остановиться еще больше принялся бежать. Лишь за этот поступок хищник приговорил слабое лесное животное ждать под кустом своей участи — пока волк его не съест. Зайчик не стал ничего предпринимать в свое спасение он покорно сидел и ждал смерти. Все это время над его поведением откровенно насмехались волк с волчицей.
Всполошенные родственники переживали, что жених не явился на свадьбу и отправили брата невесты на его поиски. Тот нашел зайца под кустарником и стал рассказывать, про то, как зайчиха мучается и ждет его. Кум принялся уговаривать сбежать, но трусливый отказался, так как испугался. Попались они оба в лапы волка. Волчица принялась уговаривать своего мужа отпустить косого к невесте на несколько дней, чтобы у них появились зайчата, а кума оставить в заложниках.
Довольный и благодарный своим мучителям заяц со всех ног побежал к своей невесте свадьбу играть. Со всеми уговорами родни остаться, он не соглашается. Ведь слово дал, что вернется вечером. Конечно, ему было грустно и печально, но поменять уже нечего нельзя, надо спасать кума.
Искажение реальности в сказке
Сказка Салтыкова-Щедрина заставляет читателя переосмыслить реальность и достичь глубокого смысла и мысли. Автор хочет передать главную мысль, что доброта и самоотверженность несомненно ценятся в этом мире, но нереально ожидать искаженных качеств от каждого. В сказке заяц выступает как символ и иллюстрация этой мысли, показывая, что такая категория героев возможна только в мире фантазии.
Салтыков-Щедрин, известный своей сатирой и критическим взглядом на социальные проблемы своего времени, показывает, что искажение реальности в сказке позволяет ему передать свою главную мысль о доброте и самоотверженности в нереальных условиях. В результате читатель получает возможность поиграть с мыслями и представить себе, какая могла бы быть эта история, если бы она была реальной.
Сарказм и ирония автора
Салтыков-Щедрин, известный своими сатирическими произведениями, в сказке «Самоотверженный заяц» активно использует сарказм и иронию для искажения реальности и передачи главной мысли.
Главная мысль сказки заключается в том, что самоотверженный заяц, который помогает всем животным в лесу, не получает от них ни малейшей благодарности. Заяц делает добро не для похвалы, а просто потому что это его зов природы. Однако автор искажает эту реальность, вводя в сказку такие персонажи, как волк и лиса, которые стремятся использовать зайца в своих корыстных целях.
Сарказм и ирония автора проявляются в его описании волка и лисы. Он подчеркивает их лицемерие и жадность, а также их недостойное отношение к самоотверженному зайцу. Автор использует сарказмическую манеру изложения, чтобы передать свою мысль о том, какая на самом деле смысл самоотверженности и бескорыстия.
Таким образом, сарказм и ирония автора в сказке «Самоотверженный заяц» помогают искажать реальность и передавать главную мысль, что самоотверженность и всеобщая благодарность не всегда идут рука об руку, и что добро делается не для того, чтобы получить благодарность, а просто потому, что это правильно.
Нелогичность и противоречия в описании событий
Главная мысль сказки заключается в самоотверженности и жертвенности, которые проявляет заяц ради спасения других. Но автор, умело используя иронию и сатиру, показывает, что жертвенность до абсурда может быть неоправданной и бессмысленной. Именно нелогичность и противоречия в описании событий помогают автору передать данную идею.
Например, заяц совершает множество безумных поступков, которые на первый взгляд кажутся героическими, но, на самом деле, не имеют рационального обоснования или приводят к обратному результату. Вместо того, чтобы бежать от опасности, заяц идет навстречу ей и даже способствует своему уничтожению. Такие ситуации создают противоречия в описаниях событий и подчеркивают нелогичность и бессмысленность подобных поступков.
Такое искажение реальности и нарушение логической цепочки событий позволяет автору передать не только комичность и абсурдность происходящего, но и задуматься о глубоком смысле. Ведь в реальной жизни люди часто совершают необдуманные поступки, основываясь на слепой самоотдаче и иррациональных убеждениях.
Критика общественных явлений
Главная мысль сказки «Самоотверженный заяц» заключается в том, что сильные и жестокие люди, как заяц, могут злоупотреблять своей властью и подавлять слабых. А слабым, как овца, необходимо бороться за свои права и свободу. Сказка напоминает о необходимости справедливости и сострадания в обществе.
Салтыков-Щедрин | Самоотверженный заяц | Искажение реальности |
---|---|---|
Критика | Главная мысль | Общественные явления |
Салтыков-Щедрин использует яркие и живые образы, чтобы вызвать у читателя отвращение к порокам общества. Используя фольклорные мотивы и удивительную искаженную реальность, он делает свою критику более проникновенной и запоминающейся.
Таким образом, сказка «Самоотверженный заяц» выступает как критика общественных явлений, разоблачая несправедливость и жестокость сильных в обществе. Она напоминает о необходимости борьбы за свои права и свободу, а также о значимости сострадания и милосердия в обществе.
Вариант 2
Произведение «Самоотверженный заяц» М.Е. Салтыкова-Щедрина повествует о взаимоотношении между сильной и слабой стороной характера.
Главными героями рассказа являются волк и заяц. Волк – это властный тиран, который повышает свою самооценку за счет слабости других. Заяц – по своей природе, трусливый персонаж, идущий на поводу у волка.
Рассказ начинается с того, что зайчик торопился домой. Волк заметил его и окликнул. Косой еще сильнее прибавил шаг. За то, что заяц не послушался волка, тот приговаривает его к смертной казни. Но, желая поиздеваться над слабым и беспомощным зайчиком, волк сажает его под куст в ожидании смерти. Волк пугает зайца. Если он ослушается его и попытается сбежать, то волк съест всю его семью.
Заяц напуган больше не за себя, а за свою зайчиху. Он спокойно покоряется волку. А тот просто издевается над жертвой. Он отпускает беднягу к зайчихе всего на одну ночь. Заяц должен сделать потомство – будущий обед для волка. Трусливый заяц должен вернуться к утру, иначе волк съест всю его семью. Заяц покоряется тирану, и делает все, как приказано.
Заяц – это раб волка, выполняющий все его прихоти. Но автор дает понять читателю, что подобное поведение не доводит до добра. Исход все равно для зайца оказался плачевным. А ведь он даже не попытался бороться с волком и проявить храбрость своего характера. Страх затуманил его мозг и поглотил всего без остатка. Заяц оправдывал себя перед своей совестью. Ведь всему его роду присуща трусливость и угнетение.
Автор описывает в лице зайца большую часть человечества. В современной жизни мы боимся принимать решения, нести ответственность, идти наперекор устоям и сложившимся обстоятельствам. Это самый распространенный тип людей, духовно ограниченных и не верящих в собственные силы. Ведь проще приспособиться к плохим условиям. А исход остается плачевным. Хорошо будет только тирану. Борьба – это залог успеха.
Мы, вместе с зайцем, должны бороться с насилием и несправедливостью. Ведь на каждое действие находится свое противодействие. Только так можно победить.
Невеста
Но на этом не закончился сюжет сказки «Самоотверженный заяц». Краткое содержание повествует о том, как бежал он к своей невесте, которую высмотрел у вдовы-зайчихи, а тут его волк за шиворот и ухватил. Заяц подумал, что теперь она сидит и думает, что, наверное, ее жених изменил ей, раз не пришел, а может она другого косого нашла, или еще хуже — волк ее слопал.
Думает он обо всем этом, а сам слезами заливается от горя. Были у него свои заячьи мечты, он хотел жениться на молодой зайчихе и даже самовар купил, чтобы с ней вечерами чай с сахаром пить, а вместо этого… На этом месте заяц задремал, и увидел он неприятнейший сон, что волк сделал его важным чиновником, а сам стал к его зайчихе в гости ходить. И вдруг бедного зайца кто-то толкнул сильно в бок, он соскочил и увидел возле себя невестиного брата, который рассказал ему, что его невеста от тоски помирает, совсем ослабла, только и мечтает перед смертью проститься с женихом своим.
«Карась-идеалист»
В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» — это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев — собирательный образ представителей того или иного социального класса.
В центре сюжета сказки — дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же — это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж — Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.
Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.
Главные герои
Главными героями произведения являются зайцы и волки. Их описание и характеристика:
- Самоотверженный заяц — трусливый, нерешительный, покорный, послушный, смирившийся со своей судьбой вместо того, чтобы попытаться бороться. Не может пойти против тех, кто имеет силу и власть. Но при этом он верен своему слову, искренне любит свою невесту и самоотверженно спешит на помощь своему куму, который по его вине фактически остался в заложниках у хищника. Ради спасения товарища он даже готов пожертвовать собственной жизнью. Умный, осторожный, осмотрительный.
- Волк — коварный, хитрый, наглый, сытый и довольный жизнью, жестокий и опасный. Из его положительных качеств можно выделить только то, что он заботится о своей жене-волчихе и детях. Он прекрасно понимает, что зайцы его боятся, поэтому в полной мере ощущает свою власть над ними и ведёт себя с ними соответствующе, наказывает и выносит приговоры ни за что. Он не расправляется с жертвой сразу, а оставляет её на несколько дней ждать смерти, наслаждаясь её страхом, играет чужими жизнями. Он не стесняется насмехаться над зайчишками, хотя в конце произведения всё-таки признаёт, что им верить можно, и, возможно, даже проникается к ним некоторым уважением.
- Невестин брат — заяц, прибежавший к главному герою сообщить ему печальную весть о том, что его невеста захворала. Подбивал его на побег — это говорит о том, что он более смелый и решительный, чем главный герой. Вынужден был остаться в качестве аманата, пока тот бегал на свадьбу.
- Серая заинька — невеста главного героя. Добрая, очень любит своего жениха, ждёт его и даже заболевает от тоски, когда узнаёт, что он попал в лапы к хищнику. Соглашается в одиночку воспитывать будущих зайчат.
- Волчица — жена волка. Такая же жестокая и опасная, как и её супруг, но может сделать снисхождение. Именно с её подачи волк решил отпустить зайца попрощаться с невестой. Однако волчица не сочувствует заячьей любви, а думает только о собственной выгоде, считая, что любовь зайцев принесёт зайчат, а значит, ещё больше корма.
Ответы на вопрос
Отвечает Набиев Аслан.
Тот, кто по-настоящему силен и прав не нуждается в оправдывании. Волк сотворил злодеяние и просто пытается его скрыть и обвинить бессильного, ведь он не сможет защитить себя
1
Отвечает Бородина Лера.
В басне И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок» противоречие, которое вы заметили, может быть объяснено следующим образом:
Фраза «У сильного всегда бессильный виноват» описывает типичное поведение и отношение сильных к слабым. В данном случае, волк является сильным, так как он имеет преимущество над ягнёнком как более крупное и сильное животное. Согласно этой фразе, волк должен был бы признать свою вину в случившемся происшествии с ягнёнком.
Однако, волк пытается найти оправдание своим действиям, желая дать «законный вид и толк» своему злодеянию. Это показывает его стремление скрыть свою вину и сделать свои действия кажущимися правильными или справедливыми. Он пытается обосновать свое преступление, используя различные оправдания или ложные аргументы.
Таким образом, противоречие заключается в том, что волк сам по себе применяет принцип «У сильного всегда бессильный виноват», но в данной ситуации он желает найти оправдание и сделать свои действия приемлемыми, не признавая свою вину. Это показывает двойные стандарты и лицемерие волка, которые могут быть характерными для определенного типа личностей.
2
Свадьба
В общем, волк его за это помиловал, разрешил ему навестить свою невесту, и дал ему двое суток, чтобы проститься, но в залог родственничка себе оставил. И пообещал, что если тот все выполнит, то землячка отпустит, а его съест или обоих помилует, при этих словах волк опять хитро ухмыльнулся.
Когда зайчишка прибежал к своим, радости не было предела. Невеста сразу про хворь забыла, родственников полный дом собралось, не знают, куда зятька родного посадить, а тот ни живой, ни мертвый. Рассказал он им свою историю о том, что ему срочно назад надо воротиться. Тетки и сестрицы посочувствовали ему, но сказали, чтобы слово свое держал, потому что в роду их зайцы никогда не обманывают.
Казнить или помиловать
И вот, приближается к концу краткое содержание. «Самоотверженный заяц» описывает, как свадебку сыграли. Утром косой, простившись с женой молодой и дав ей наставления на счет воспитания детей на случай, если его съедят, он оправился в путь.
Но как будто вся природа была против него, и поэтому всякого рода катаклизмы мешали ему в дороге, поэтому он чуть не опоздал. Еле-еле добравшись до места, он с горки кинулся кубарем к волку, который хотел было уже разодрать живот земляка косого. Волк обрадовался, похвалил его и сказал, что зайцам верить можно. И решил, чтобы они оба сидели под кустом до поры, до времени, а потом, может быть, он их и помилует. И тут же весело и игриво рассмеялся.
Вот так закончил свое произведение великий писатель Салтыков. «Самоотверженный заяц» краткое содержание свое заканчивает многоточием, потому что это не просто сказка, а целая философия, и иногда, как подумаешь, так и непонятно становится, что для человека лучше — покорность или непримиримая борьба?
Сюжетная линия произведения раскрывает взаимоотношения хищника и его жертвы, представленных в образе трусливого зайца и жестокого волка.
Конфликтом сказки, описанных писателем, является провинность зайца, который не остановился по зову более сильного животного, за что приговаривается волком к смертной казни, но при этом волк не стремится в ту же секунду уничтожить добычу, а наслаждается его страхом в течение нескольких дней, заставив зайца ожидать смерть под кустом.
Повествование сказки направлено на описание чувств зайчишки, пугающегося не только гибельного момента, но и переживающего за оставленную зайчиху. Писатель изображает всю гамму страданий животного, неспособного сопротивляться судьбе, робко, покорно принимающего собственную зависимость и бесправие перед более сильным зверем.
Главной чертой психологического портрета основного персонажа писатель называет проявление зайцем рабской покорности, выражающейся в полнейшем повиновении перед волком, пересиливающем инстинкты самосохранения и возведенном в преувеличенную степень напрасного благородства. Тем самым в сказочно-сатирической манере писатель отражает типичные для русского народа качества в виде иллюзорной надежды на милосердного отношение со стороны хищника, которые воспитываются с древних времен классовым угнетением и возводятся в статус добродетели. При этом герой не осмеливается даже задуматься о каких-либо проявлениях непокорности своему мучителю, веря каждому его слову и надеясь на его лживое помилование.
Заяц отвергает не только собственную жизнь, будучи парализованный страхами, но и судьбу своей зайчихи и будущего потомства, оправдывая свои поступки перед совестью присущей заячьему роду трусостью и неспособностью к сопротивлению. Волк же, наблюдая за мучениями своей жертвы, наслаждается его видимой самоотверженностью.
Писатель, используя приемы иронии и юмористическую форму, показывает на примере образа зайца необходимость в реформировании собственного самосознания, загнанного в тупик страхами, угодливостью, преклонением перед всемогущими и вышестоящими, слепой покорности к любым проявлениям несправедливости и угнетения. Тем самым писатель создает общественно-политический тип человека, воплощающего в себе безыдейную трусость, духовную ограниченность, покорную бедность, выражающиеся в извращенном сознании народа, у которого выработана вредная холопская тактика приспособленчества к насильственному режиму.
Анализ
Для того чтобы дать полноценное представление о произведении, нужно провести анализ сказки «Самоотверженный заяц» по плану:
- Характеристика эпохи.
- Особенности творчества автора.
- Персонажи.
- Символизм и образность.
Структура не является универсальной, но она позволяет выстроить необходимую логику. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, анализ сказки «Самоотверженный заяц» которого необходимо провести, часто писал произведения на злободневные темы. Итак, в XIX веке была очень актуальна тема недовольства царской властью и гнёта со стороны правительства. Это нужно учитывать, проводя анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц».
Разные прослойки общества реагировали на власть по-разному. Кто-то поддерживал и пытался присоединиться, кто-то, наоборот, всеми силами старался изменить сложившуюся ситуацию. Однако большинство людей окутывал слепой страх, и они ничего не могли делать, кроме как повиноваться. Это и хотел донести Салтыков-Щедрин. Анализ сказки «Самоотверженный заяц» должен начинаться с того, чтобы показать — заяц символизирует именно последний тип людей.
Люди бывают разными: умными, глупыми, смелыми, трусливыми
Однако всё это неважно, если в них нет силы для того, чтобы дать отпор угнетателю. В образе зайца волк высмеивает благородную интеллигенцию, которая проявляет свою честность и преданность по отношению к тому, кто их угнетает
Говоря об образе зайца, которого описал Салтыков-Щедрин, анализ сказки «Самоотверженный заяц» должен объяснять мотивацию главного героя. Слово зайца — честное слово. Он не мог его нарушить. Однако это и приводит к тому, что жизнь зайца рушится, ведь он проявляет свои лучшие качества по отношению к волку, который изначально поступил с ним жестоко.
Заяц ни в чём не виновен. Он просто бежал к невесте, а волк самовольно решил оставить его под кустом. Тем не менее заяц переступает через себя, чтобы сдержать данное слово. Приводит это к тому, что вся семья зайцев остаётся несчастной: брат не сумел проявить смелость и сбежать от волка, заяц не мог не вернуться, чтобы не нарушить своё слово, а невеста остаётся одна.
Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина
И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы”.
Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки – это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич,
По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.
Первое знакомство с творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина начинается со сказок “Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”, “Орел-меценат”, “Верный Трезор”, “Медведь на воеводстве” и др. Все эти сказки знакомы нам с детских лет. За образами животных в этих сказках скрываются известные человеческие пороки
Автор рисует читателю образы обывателей, смирившихся перед властью например в сказке “Самоотверженный заяц”. Почему простой человек так быстро смиряется со своей участью? Почему он так покорен и беззащитен?
Отчего обыватели считают правомерным свое бесправное положение? Салтыков-Щедрин показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка, то есть власть. Заяц выступает здесь в той же роли, что и в русских сказках, но в народных историях о животных слабейший почти всегда оказывался победителем.
В сказке “Орел-меценат” разоблачению подвергнут глупый и жадный правитель. Он иронично назван меценатом, представляя собой образец правительственного мракобесия. Он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого “нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно”, дотла разорил ворон-мужиков.
Но Орла ждало наказание: бунт.
“Верный Трезор” – сказка-сатира на раболепную покорность и “собачью преданность” подчиненных своим неблагодарным хозяевам. Но классическим образом крестьянской России стал Коняга. Коняга – труженик, источник жизни для всех.
Без отдыха, без собственной цели, без вознаграждения трудится скотина. “Нет конца работе!” Работой исчерпывается весь смысл его существования.
Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио “Роман о Лисе”.
Лис в этой истории – мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников – волка, медведя, льва, и тогда мы сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых – кур, зайца, он получает заслуженное наказание.
Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), отсутствует образ положительного героя.
Сказки Салтыкова-Щедрина не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII в., но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX в. Сам Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорит: “…Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности”. Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались премудрые пескари, жестокие хищные волки.
Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную действительность.
Сюжет
Начинается сказка с того, что главный герой, заяц, пробегает мимо дома волка. Волк окрикивает зайца, зовёт его к себе, однако тот не останавливается, а ещё больше прибавляет ходу. Тогда волк его догоняет и обвиняет в том, что заяц не послушался с первого раза. Лесной хищник оставляет его возле куста и говорит, что съест через 5 дней.
А заяц-то бежал к своей невесте. Вот сидит он, считает время до смерти и видит — спешит к нему брат невесты. Брат рассказывает, как невесте плохо, и этот разговор слышат волк с волчицей. Они выходят на улицу и сообщают, что отпустят зайца к наречённой проститься. Но с условием, что тот вернётся на съедение через день. А будущий родственник пока останется у них и, в случае невозвращения, будет съеден. Если же заяц вернётся, то, возможно, их обоих помилуют.
Бежит заяц к невесте и прибегает достаточно быстро. Рассказывает он ей и всей родне свою историю. Возвращаться-то не хочется, но слово дано, а заяц слова никогда не нарушает. Поэтому, простившись с невестой, бежит заяц обратно.
Бежит, а на пути у него разные преграды встречаются, и чувствует он, что не успевает в срок. От этой мысли отбивается всеми силами и только прибавляет ходу. Он ведь дал слово. В конце концов заяц еле-еле успевает и спасает брата невесты. А волк им и говорит, что пока не будет их есть, пусть ещё посидят под кустом. Может, когда и помилует.
Основная мысль и идея
Как показывает краткое содержание, зайцев волки считают кем-то вроде своих рабов или подчинённых, ни во что их не ставя. Разумеется, те тоже привыкли к такой жизни, поэтому раболепствуют перед хищниками, обращаются к ним «Ваше благородие» и очень их боятся. В образе зайца автор, используя приёмы иронии и юмора, описывает психологический портрет простого русского народа и высмеивает присущие ему качества: трусость, покорность, иллюзорные надежды на помилование, неспособность к сопротивлению, приспособленчество к насильственному режиму. Всё это годами укоренялось в душах людей, угнетённых классовым неравенством.
О том, что в сказке затронуты столь важные общественно-политические мотивы, можно судить и по тому, как заяц отказывается от мысли побега, говоря: «Волк не велел», и по его мимолётному сну, который приснился ему, пока он находился в томительном ожидании под кустом: «Снится ему, будто волк его при себе чиновником особых поручений сделал, а сам, покуда он по ревизиям бегает, к его зайчихе в гости ходит». Именно такие мелкие чиновники как раз и не смеют перечить вышестоящим чинам, угодливо трясутся перед ними и проявляют слепую покорность к проявлениям несправедливости и угнетения.
Основная мысль произведения — необходимо всегда помнить о чувстве собственного достоинства и о том, что человек должен оставаться свободным и независимым. Прогибаясь под желания вышестоящих лиц, можно потерять собственное лицо, предать свои личные интересы и нажить проблемы.
Другая идея сказки — нужно всегда держать своё слово. Если бы зайчик остался вместе с семьёй и не вернулся к волчьему логову, он поступил бы подло и нечестно по отношению к своему куму, оставленному в качестве аманата. Но он показал высокие качества своей души, сдержав обещание и даже восхитив этим волка. Сам же хищник, в отличие от него, и не думает сдерживать слово: он лишь забавляется и даёт ложные надежды на помилование.