Либерал
Интересно, что к образам и формулам сказки «Либерал» часто обращался в своих трудах Ленин. Изложение истории эволюции российского либерала по сказке Салтыкова-Щедрина дано Лениным в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». Ставшие крылатыми выражения «по возможности» и «применительно к подлости» привлечены Лениным в статьях «Социал-демократия и выборы в Думу», «Спорные вопросы. Открытая партия и марксисты», «Плеханов и Васильев», «Ещё один поход на демократию» и др.
В этой сказке Салтыков-Щедрин продолжил традицию русских писателей, обличающих трусость и эгоизм российского либерала, например, как и И.С.Тургенев, изобразивший братьев-дворян Кирсановых в романе «Отцы и дети». Тургеневские и салтыковские либералы способны лишь произносить речи и строить «воздушные замки».
Тенденция критики российского либерализма получила дальнейшее развитие.
XIX век был веком упущенных возможностей в социальном и экономическом развитии России, но это был век расцвета великой русской литературы. Либеральные буржуазные идеи, попав на российскую почву в первый раз, уродливо трансформировались и поэтому многие русские писатели XIX века отрицательно относились к российскому либерализму. Писателям претила как игра в либерализм помещиков, так и ненависть части российских либералов «западников» ко всему русскому.
Приведём некоторые выдержки из произведений великих русских писателей и поэтов.
Ф.М. Достоевский, в «Дневнике писателя»:
Ф.М. Достоевский, в романе «Бесы».:
А.П. Чехов, 1899 год:
Видно, что многие мысли русских писателей относительно российских либералов актуальны и сейчас и вполне применимы к нынешним российским новоявленным либералам.
У современных российских либералов многие черты те же, что и у части их предшественников, — холуйство перед Западом, глупость и ненависть к России. Но к старым чертам ещё добавились новые черты — алчность, лживость, воровство, лицемерие и предательство. Взяли от прошлых российских либералов всё самое худшее и к нему добавили ещё своей новой мерзости.
Перефразируя великого Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, можно сказать, что у новых российских либералов — «идеалов либеральных западных и в помине нет — одна мразь в них присутствует в изобилии».
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
1. История создания произведения.
Боясь цензуры, М.Е. Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной форме сказки для того, чтобы передать главную мысль и высмеять пороки самодержавия. Через сказочную форму писателю хотелось показать помещичье общество.
Впервые «Дикий помещик» был опубликован в 1869 году журналом «Отечественные записки».
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Дикий помещик» относится к жанру сказки. Писатель использует элементы фольклора (зачин, фантастичные элементы).
Как отмечалось, жанр сказки М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Это сказка сатирическая, так как целью писателя было высмеять общественные пороки. Произведение не похоже на назидание, оно похоже на едкую и очень сильную сатиру.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Дикий помещик» употребляется и в прямом, и в переносном значении. Помещик дик, потому что невежественен и нравственно отстал. Но помимо этого, помещик, который олицетворяет все дворянство, дик в прямом смысле этого слова. Он одичал и ведет себя абсолютно неадекватно.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, наблюдение ведется будто с высоты птичьего полета.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
М.Е. Салтыков-Щедрин отразил в своем произведении события 1860-х гг. Автор поднимает тему социального деления. Крестьяне терпят различные несправедливости от помещиков, которые не умеют жить самостоятельно. Весь этот класс совершенно ничего не умеет делать, помещики похожи на детей, которые не могут выжить в одиночку.
М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему неравенства. С этим связан и основной конфликт: тяжелые отношения между классами помещиков и крестьян.
Автор в сказке «Дикий помещик» подчеркивает роль крестьянства. Помещик в произведении становится совершенно диким без помощи крестьян. Именно простой народ становится главной силой страны. Их трудолюбие никогда не сравнится с леностью помещичьего класса. Без крестьян все помещики, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, превратились бы в таких же «диких помещиков».
Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
По жанровой природе «Сказки» этого писателя представляют собой сплав сказки и басни. Свободная форма изложения, волшебные превращения, время и место действия («в некотором царстве», «некогда»), поэтика фольклора взяты писателем из жанра народной сказки. Из басни пришли образы животных, за которыми скрывается характер определенного человека, его герои — самоотверженный заяц, орел-меценат, медведь на воеводстве, коняга, а также люди, которые тоже представлены обобщенно — дикий помещик, два генерала, мужик.
Адресат сказок, по определению самого автора,
то есть те, кто сохранил наивные иллюзии прекрасного юношества. Щедрин высмеивает таких людей, показывает им жестокую действительность.
Язык сказок Салтыкова-Щедрина — художественные приемы
Своеобразие его сказок — в тех приемах, которые использовал автор. Прежде всего, это прием эзопова языка — прием полунамеков, иносказания. Так, например, в сказке «Дикий помещик», которая начинается со слов
далее говорится, что этот помещик любил читать газету «Весть», саму реакционную газету того времени , что сразу определяет мировоззрение героя. Использует автор и приемы иронии сарказма (едкой, злой иронии). Так в той же сказке крестьяне говорят о помещике:
Использует писатель и прием гротеска (изображения в преувеличенно или преуменьшенно уродливо-комическое виде): портрет дикого помещика, оставшегося без крестьян:
Изображая человеческие типы под масками животных, Щедрин в то же время использует и стереотипы читательского восприятия (орел как царь птиц), вкладывая в них новое содержание. Так в сказке «Орел-меценат» писатель выступает против романтизации сильных мира сего, которые называют орлами. Восхищение хищниками опасно в любом человеческом обществе.
Темы сказок
Сказки в основном посвящены не вечным, а злободневным для писателя темам. В частности, писатель выступает против рабской покорности русского народа
против прекраснодушных интеллигентов
против хамства, грубости, невежества власть имущих
Сказки Салтыкова-Щедрина — вершина русской социальной сатиры второй половины ХIХ века. Эта сатира должна была призывать к действию против рабства и угнетения, против покорности рабов и деспотизма угнетателей, должна была формировать борцов с социальным устройством России.
Разгадать онлайн кроссворд и видеокроссворд по сказкам автора можно здесь
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Знаменитый «прокурор русской общественной жизни» родился и вырос в семье богатой помещицы М. Е. Салтыковой. В его родном доме царила темная обстановка взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности. Суровый и жестокий характер матери писателя распространялся и на ее собственных детей. С детства Салтыков был знаком с тяжкими условиями труда и жизни крепостных. Писатель говорит:
Дальнейшие жизненные наблюдения за дикими нравами и общественными порядками разбудили в писателе ненависть к самодержавно-крепостническому строю, стремление к социальной справедливости и горячую, полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу России. В первых же своих литературных произведениях Салтыков- Щедрин выступает обличителем бюрократического аппарата Российской империи, общественного устава и тяжелейшего положения бесправных крестьян. Занимая различные государственные должности, писатель не раз выступал защитником обиженных и оскорбленных простых тружеников. Его слова: «Я не дам в обиду В мужика. Будет с него, господа… Очень даже слишком будет,» — с восхищением передавались современниками из уст в уста.
Свою любовь и сострадание к бедным, грязным «бессловесным смердам» Салтыков-Щедрин пронес через все свое творчество. С особенной яркостью она отразилась в его сатирических сказках. В них писатель широко использует к художественные гиперболы, гротесковые сравнения, элементы фантастики и эзоповские иносказания. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Салтыковым-Щедриным с огромной любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, умен. Таков он в любимой многими сказке великого сатирика «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1849 г.).
Здесь мужик все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море«. Генералы выглядят жалкими по сравнению с великаном-мужиком. Они «ничего не понимают«, они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Генералы привыкли жить чужим трудом, и, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки диких зверей, готовых пожрать друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный «генеральский облик«.
Наряду с сатирическим обличением паразитических привилегированных классов и сословий Салтыков-Щедрин затрагивает в сказке и вторую основную тему — положение народа в эксплуататорском обществе. С чувством скорби и грустной иронии изобразил сатирик рабское поведение мужика. Среди обилия плодов, дичи и рыбы никчемные генералы погибали на острове от голода, т. к. могли обладать куропаткой только в изжаренном виде. Беспомощно блуждая, они, наконец, набрели на спящего «лежебоку” и заставили его работать: «Спишь, лежебок!…сейчас марш работать!«. Это был мужик-труженник, мастер на все руки. Он и яблок достал с дерева, и картофеля в земле добыл, и силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовил. Это сильный мужчина! Перед его силой не устояли бы генералы.
А между тем он безропотно подчинился своим поработителям. Дал им по десятку яблок, а себе взял «одно кислое«. Сам же веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Да еще готов был «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, пожаловали и мужицким трудом его не гнушалися!». Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «рюмку водки и пятак серебра: «веселись, мужичина!».
Читая эту сказку, мы видим и теплый юмор автора при описании разнообразных умений мужика в добывании пищи, и горький сатирический смех Салтыкова-Щедрина – смех, рожденный болью от сознания терпеливой, рабской покорности народа. Через авторскую иронию и сарказм, проистекающих из характеристик легкомысленных генералов, Салтыков-Щедрин вызывает у нас непримиримое отношение к наглому, самодовольному паразитизму.
В своей едкой сатире Салтыков-Щедрин продолжает традиция великих писателей: Фонвизина, Грибоедова и Гоголя. Как и они, используя в своем творчестве смех в качестве оружия, Салтыков- Щедрин придаст ему огромное значение, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех«. Таким обличительным, сатирическим смехом пронизаны все сказки Салтыкова-Щедрина.
Общая характеристика
При подготовке доклада или сообщения по теме необходимо начать с основных черт, которые присущи сатире русского писателя. Кратко проблематику сказок Салтыкова-Щедрина можно обозначить следующими моментами:
- Тема власти, неуважения человеческой личности.
- Глупость, не знающая границ, но в высшей степени самоуверенности.
- Недостатки просветительской деятельности наделенных властью.
- Раболепие и страх, воплощением которого является премудрый пескарь, герой одноименного произведения.
Своеобразие произведений сатирика состоит в том, что герои, типичные представители своего времени, изображены в облике животных. Но за медведем, орлом-меценатом, подводными жителями без труда угадываются черты современников Михаила Евграфовича. Народ, обездоленный, униженный, но работящий и добродушный, выведен им на страницах в облике коняги из одноименной сказки.
Остроумие и оригинальные находки
Сказки Салтыкова-Щедрина стали апогеем его сатирического прошлого, его итогом. Эти тексты представляют собой особый пласт юмористической литературы, отличный от произведений европейской и русской сатирических традиций. Можно выделить следующие уникальные черты, настоящие новшества классика:
- Гармоничное переплетение реальности и фантастических мотивов.
- Активное использование таких литературных приемов, как гипербола, гротеск, ирония на фоне фольклорных традиций.
- Герои лишены индивидуальных черт, это своеобразные маски, символы. Конечно, обобщенные образы были присущи и другим писателям, но только Щедрин замаскировал человеческие пороки в образах животных, следуя за традициями Эзопа и Крылова, великих баснописцев.
Злободневные вопросы
Чтобы написать хорошее сочинение «Салтыков-Щедрин и его творчество», важно рассмотреть, какие же важнейшие вопросы были освещены в сказках. Так, «Медведь на воеводстве» — это емкая аллегория самодержавия, которое падает в результате бунта
Под образами медведей, пришедших к власти, автор показывает русских монархов. Каждый из Топтыгиных стремился к обогащению, не думал о вверенных им подданных, не стремился улучшить жизнь в лесу.
«Дикий помещик» — произведение, посвященное взаимоотношениям народа и барина. Помещик, привыкший, что все за него делают крестьяне, стал совершенно беззащитным и неприспособленным к жизни. Со временем он настолько отупел, что, возненавидев «крестьянский запах», возжелал, чтобы все мужики исчезли. Этому герою и в голову не пришло, что он полностью зависим от своих крепостных. В гротескной жестокой форме писатели выводит перед читателем образ глупого, ленивого, но очень избалованного барина.
Аналогичная тематика оживает на страницах «Повести» о генералах и мужике. Но здесь автор смеется не только над генералами — напыщенными, важными, но совершенно бесполезными. Со слезами на глазах Щедрин рисует и образ русского крестьянина, находчивого, сообразительного, работящего. Но вынужденного терпеть унижения, готового подчиняться, неспособного сбросить с себя узы рабства.
Таковы основные вопросы, которые важно отразить в сочинении на тему «Салтыков-Щедрин и его сказочное творчество».
Комментарии
«Евроромантики» и «реалисты» глобальной экзотерической культуры -2
Агафонов
вчера в 15:15
«Евроромантики» и «реалисты» экзотерической глобальной культуры
Агафонов
15 декабря в 21:57
Заветы Ломоносова
Емеля
7 декабря в 08:46
КОБ как запретный плод
Агафонов
6 декабря в 22:38
Культура чувств в настоящем времени предана забвению. Подавление чувств, и главного — чувства меры
Агафонов
3 декабря в 13:19
Развитие концепций
Агафонов
2 декабря в 12:20
О взаимоотношениях мужчины и женщины
Алексей Михайлович
29 ноября в 22:38
Практика – критерий истины
Агафонов
23 ноября в 23:19
Вид человек разумный в России, ещё только на пути к разуму
АМ
23 ноября в 23:08
Мычание русофобов
Агафонов
23 ноября в 23:00
Всё пойдёт по Пушкинской матрице
АМ
22 ноября в 21:51
«Всё идёт» по Апухтину
Агафонов
17 ноября в 11:23
Полёт валькирий с севера на юг
Агафонов
16 ноября в 22:40
Размышления по поводу материала «Что за перевалом СВО»
Mstislav
16 ноября в 17:56
Вселенская Вечность и «текущий момент» как фаза циклов в Развитии Расы-Руси-России
Mstislav
16 ноября в 17:50
Окончание «Размышлений по поводу материала «Что за перевалом СВО»»
Mstislav
16 ноября в 17:47
Развитие справедливости
Mstislav
16 ноября в 17:45
ВДНХ: казаться а не быть…
Валерий
13 ноября в 10:06
Основы цивилизационного управления. Царская информация
Агафонов
11 ноября в 13:57
Версия от Николая Выхина. СЛОВО О ПУТИНЕ
Агафонов
6 ноября в 14:55
Финанцизм – диктатура, которая становится реальностью
Агафонов
1 ноября в 21:42
Звезда Надежды и Любви
Влад
30 октября в 07:00
Голландия. Элемент глобальной сети
Агафонов
26 октября в 22:16
Е-катехизис: теория и практика
Агафонов
25 октября в 11:42
Вариант 2
Одним из направлений литературного творчества писателя является цикл сказочных произведений, состоящий из тридцати двух новелл, написанных автором в остросатирической манере.
Все многочисленные сказка писателя отличаются особой манерой письма, многочисленными художественными приемами изображения, исключительными портретными описаниями, разнообразием диалогов и пейзажей.
Особым идейным содержанием сказок является их общедоступная и ярко выраженная форма, которая наполнена лучшими народнопоэтическими традициями, включающими в себя элементы народных сказаний, легенд, пословиц, поговорок и передающими авторскую позицию по отношению к добру и злу, богатству и нищете, надежде на неминуемое торжество справедливости и разума. Народные изречения подаются в сказках автором в социальных, политических толкованиях.
Сюжетная структура произведений органично сочетает в себе реальное и фантастическое, переплетающиеся между собой, отражая жизненные моменты и вымышленные, передавая неповторимость образности и склада народного фольклорного языка, в котором стирается грань привычных понятий и даже положительные герои наделяются отрицательными чертами, раскрытыми затем писателем.
Образы героев сказочных произведений, в которых писатель изображает животных, близки к традиционным описаниям в баснях и сатирических сказках, выражающих резкую оценку, мораль и поучение в форме социальных аллегорий для иллюстрации человеческих пороков на примере звериного обличия.
В качестве художественных приемов писатель активно применяет в произведениях гиперболы, сравнения, преувеличение, антитезы, противопоставление, а также афористичность и авторскую самоиронию, отражая в доступных формах трактовку сложнейших политических и нравственных проблем.
Главным отличием сказок писателя от аналогичных произведений других авторов, направленных на преображение и воспитание человеческих личностей, является введение в содержание собственных произведений политической сатиры, придающей сказкам злободневный и общечеловеческий смысл, акцентируя внимание на деспотичности существующего самодержавного строя, обличая его негативные стороны и показывая непримиримость интересов простого народа и правящей верхушки, которая нещадно эксплуатирует трудящееся население. Тем самым писатель в завуалированной форме в своих сказочных произведений призывает к свержению царского режима, видя в этом спасения от гнета для русского народа, ярко обличая и раскрывая человеческие пороки, недостатки, а также общественные
Именно поэтому сатирические сказки писателя несут в себе острую социальную направленность.
Отражая состояние общества, включая все его социально-общественные слои, используя юмористическую, комическую форму в сказках, писатель выполняет свою главную литературную задачу в виде злого осмеяния порочного характера существующей власти, неся в произведениях огромный энциклопедический смысл.
Сочинение Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин на завершении своего творчества писал в большое количество сказок, в сюжете которых был скрыт смысл трактовки сложных политических и нравственных проблем. Несмотря на то, что его творения были довольно-таки короткими, он смог передать в них всю суть своей сатиры. Благодаря разнообразию художественных приемов и социальной значимости, они помогают развеять иллюзии разных возрастов. Людей, которые привыкли смотреть на мир через розовые очки.
Поэт объединил разные жанры, тем самым читатель может разглядеть в героях его трудов маски, скрывающие реальные лица. Салтыков-Щедрин замаскировал в своих героях разные типы. Присущие характерные черты, были обрисованы в животном мире персонажей писателя.
Каждое творение писателя очень интересно. Здесь добро противостоит злу каждое произведение наделено особенной маралью, которая воспитывает народ. Не зря М.С.Щедрин употребляет пословицы и поговорки, которые уже заложены в голове каждого, с давних времен.
Образы, созданные.Салтыковом-Щедриным, актуальны и в наше время. Всегда можно встретить человека с его недостатками, которые он, почему-то считает достоинством. Автор хотел донести, что не нужно забывать о моральных ценностях. Ведь иногда человеку гораздо проще быть зайцем, медведем или лисицей. Тем самым люди выбирают для себя более удобные качества.
Чтобы продемонстрировать связь с народным фольклором писатель употребляет сказочные выражения. С помощью употребления сказочных зачинов, автор демонстрирует связь с фольклором. Народную речь изучившую во время службы, писатель часто употреблял в своих произведениях
С помощью фантастики употребляемой в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»Михаил С.Щ показывает, что труд, является источником благополучия. Привыкшие жить в комфорте с прислугой генералы, насмотревшись на поведение зверей, готовы были буквально сожрать друг друга. С появлением мужика дело наладилось, он смог их и накормить и напоить. Так же как и в сказке «дикий помещик» хозяин, озверел после того как выгнал со своего имения всех прислуг, он начал ходить как собака на четвереньках, стал запинаться в речи, не мог связать слова в правильное предложение, весь оброс с головы до ног.
Михаил Евграфович создал новый политический жанр, которым были написаны его произведения, создавая противостояние общественному строю. Итог многолетних наблюдений был воплощён в каждом созданным писателем произведении.
История создания
Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее, к интеллигентам, поддерживающие подобные взгляды, не относились серьезно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.
Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».
Для сказки «Карась-идеалист» анализ следует начинать с характеристики мотивов.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.
Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М
Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят»
Лежа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.
Противник карася в спорах– ерш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ерш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы как карась постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ерш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщетны.
О вольнодумном карасе узнает щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить ее натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяином положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.
Выводы, которые можно сделать из сказок Салтыкова-Щедрина
Критика бюрократического аппарата. В сказках Салтыкова-Щедрина ярко выражена критика чиновничества и многочисленных его недостатков, таких как коррупция, бездействие, глупость и пренебрежение к народу. Автор показывает, как бюрократы получают свою власть и злоупотребляют ею.
Нравственные проблемы общества. В сказках Салтыкова-Щедрина раскрываются такие нравственные проблемы, как корысть, жестокость, эгоизм, праздность и тщеславие. Автор призывает к самокритике и улучшению нравственности.
Неравенство и социальные различия. В сказках Салтыкова-Щедрина сильно выражено обличение неравенства и социальных различий в обществе. Классовые противоречия и несправедливость вызывают гнев автора, который призывает к борьбе за социальную справедливость.
Необходимость образования и развития
Салтыков-Щедрин акцентирует внимание на необходимости образования и самообразования. Он говорит о том, что только через получение знаний и развитие ума можно противостоять недостаткам общества и выявить истинную сущность вещей.
В целом, сказки Салтыкова-Щедрина позволяют лучше понять и оценить проблемы современного общества. Автор призывает к активному изменению и стремится пробудить в людях осознание и ответственность за их поступки.
Заключение. Значение творчества Салтыкова-Щедрина
Непонимание и нежелание узнавать себя в персонажах Салтыкова-Щедрина отражалось во многих негативных отзывах современников о его творчестве, его пренебрежительно называли сказочником, памфлетистом, карикатуристом, а его сюжеты фантазиями, не имеющими ничего общего с действительностью. Противники упрекали в отсутствии идеалов, положительных героев и устремлений, усматривая в его произведениях «оплёвывание» и подтасовку фактов русской жизни, называли самым скандальным, вредным и даже паскудным автором для своего Отечества.
Тем не менее, многие понимали творчество Салтыкова-Щедрина, называя «великим диагностом всех общественных зол» и пороков и защитником от этих внутренних врагов. Высоко ценили его сатиру Толстой, Тургенев, Горький, Чехов и другие. Булгаков называл Салтыкова-Щедрина своим учителем, у которого он почерпнул множество идей для своих сюжетов и образов.
Несмотря на то, что писал Салтыков-Щедрин более 150 лет назад, его сюжеты очень похожи на многое, что происходит в современном мире, а персонажи его произведений узнаваемы в окружающих людях.
Словарь
1. Рецензент – человек, написавший рецензию, отзыв.
2. Очковтирательство – подлог, обман, желание представить факты в приукрашенном виде.
3. Кляузничество – написание кляуз, доносов.
4. Фельетон – небольшое сатирическое произведение на злободневную тематику.
5. Памфлет – остросатирическое произведение обличительного характера.
6. Аллегория – иносказательное изображение или представление реальных явлений или отвлеченных понятий посредством художественного образа.
7. Злободневность – актуальность, современность.
8. Гротескный – комически уродливо изображенный, карикатурный.
9. Архивариус – служащий архива, хранитель документов.
10. Обрамленный – заключенный в рамку, вставленный.
11. Фантасмагорическое – причудливо нагроможденное, нереальное, бредовое.
12. Зазорное – неприличное, достойное осуждения, постыдное.
13. Инстанция – ступень, место учреждения в государственной системе.
14. Недоимки – долги, неуплата налогов или платежей.
15. Крамола – противозаконные, антигосударственные действия.
16. Сечь – пороть, наказывать.
17. Органчик – устройство с заводным механизмом, исполняющее музыку.
18. Памфлетист – писатель, критикующий и обличающий что-либо.
19. Карикатурист – художник, изображающий в сатирической манере.
20. Диагност – специалист, устанавливающий диагноз заболевания.