Вариант 2
Картина Сурикова “Боярыня Морозова” – это произведение, которое вызывает множество эмоций и чувств у зрителя. На этой картине изображена боярыня Морозова, которая сидит на коленях перед своим мужем, просившим ее не предавать своих братьев в руки царя. Вокруг них собрались люди, которые выражают свои эмоции и чувства. На заднем плане видны городские здания и церковь. Картина была написана в 1887 году и является одним из самых известных произведений русского художника.
Первое, что бросается в глаза на этой картине – это выражение лица боярыни Морозовой. Она выглядит очень грустной и убитой, ее глаза полны слез. Ее муж, наоборот, выглядит очень решительным и готовым на все ради своих братьев. Вокруг них собрались люди, которые выражают свои эмоции и чувства. Некоторые из них выглядят гневными, другие – испуганными. В целом, картина передает атмосферу тревоги и напряжения.
Картина Сурикова “Боярыня Морозова” – это не только произведение искусства, но и исторический документ. Она отражает трагические события, произошедшие в России в XVII веке. Боярыня Морозова была женой богатого боярина, который был обвинен в измене и предательстве. Его братья были казнены, а сам он был отправлен в ссылку. Боярыня Морозова осталась одна и была вынуждена просить царя о помиловании своего мужа. Картина передает трагический момент, когда боярыня Морозова вынуждена выбирать между любовью к мужу и верностью к своим братьям.
Картина Сурикова “Боярыня Морозова” – это произведение, которое вызывает множество вопросов у зрителя. Например, почему боярыня Морозова не смогла защитить своих братьев? Почему она не смогла убедить своего мужа не предавать их? Возможно, на этой картине Суриков хотел показать, что любовь и верность могут быть противопоставлены друг другу. Возможно, он хотел показать, что в жизни бывают моменты, когда нам приходится выбирать между двумя дорогами.
Картина Сурикова “Боярыня Морозова” – это произведение, которое передает глубокие чувства и эмоции. Она напоминает нам о том, что любовь и верность – это не просто слова, а реальные чувства, которые могут определять нашу жизнь. Она напоминает нам о том, что мы должны быть готовы на все ради тех, кого любим. Картина передает идею о том, что любовь и верность – это не только красивые слова, но и тяжелые испытания, которые мы должны пройти.
Картина Сурикова “Боярыня Морозова” – это произведение, которое оставляет глубокий след в душе зрителя. Она напоминает нам о том, что жизнь – это не только радость и счастье, но и трагедии и испытания. Она напоминает нам о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не сдаваться перед ними. Картина передает идею о том, что мы должны быть готовы на все ради тех, кого любим.
Картина Сурикова “Боярыня Морозова” – это произведение, которое вызывает множество эмоций и чувств у зрителя. Она напоминает нам о том, что любовь и верность – это не просто слова, а реальные чувства, которые могут определять нашу жизнь. Она напоминает нам о том, что мы должны быть готовы на все ради тех, кого любим. Картина передает идею о том, что жизнь – это не только радость и счастье, но и трагедии и испытания.
Картина Сурикова “Боярыня Морозова” – это произведение, которое вызывает множество эмоций и чувств у зрителя. Она напоминает нам о том, что любовь и верность – это не просто слова, а реальные чувства, которые могут определять нашу жизнь. Она напоминает нам о том, что мы должны быть готовы на все ради тех, кого любим. Картина передает идею о том, что жизнь – это не только радость и счастье, но и трагедии и испытания. Она напоминает нам о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не сдаваться перед ними.
Картина Сурикова “Боярыня Морозова” – это произведение, которое вызывает множество эмоций и чувств у зрителя. Она напоминает нам о том, что любовь и верность – это не просто слова, а реальные чувства, которые могут определять нашу жизнь. Она напоминает нам о том, что мы должны быть готовы на все ради тех, кого любим. Картина передает идею о том, что жизнь – это не только радость и счастье, но и трагедии и испытания. Она напоминает нам о том, что мы должны быть готовы к трудностям и не сдаваться перед ними. Картина Сурикова “Боярыня Морозова” – это произведение, которое оставляет глубокий след в душе зрителя.
2 вариант
Женщины в картине Боярыня Морозова
Невидимые нити связывают боярыню Морозову со всеми, кто вышел в тот зимний день на узкую московскую улочку. Каждый в толпе по-своему относится к боярыне, к ее страстным словам, к движению ее поднятой руки. Суриков говорил, что он «каждого лица хотел смысл постичь».
Вот пять женщин в правой части картины. Впереди на коленях старая нищенка. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На ее лице глубокая скорбь. Она почти не смотрит на боярыню. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Ее глаза полны слез. Ужас застыл на бледном лице монашенки в черном платке.
Боярышня в синей шубке и золотисто-желтом платке склонилась перед проезжающими санями. В ее поклоне — и молчаливое сострадание, и душевная стойкость, и готовность, если случится, вот так же пожертвовать собой.
Женщины на картине Сурикова очень красивы. Вспоминая родную Сибирь, художник говорил об особенной, старинной красоте людей, среди которых жил в детстве: «Там самый воздух казался старинным. И иконы старые и костюмы. И сестры мои двоюродные, девушки, совсем такие, как в былинах поется… В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные… Все здоровьем дышат. Песни старинные пели тонкими певучими голосами…»
Слайд 40 Боярыня Морозова испытывает нервное возбуждение, необычайный прилив сил,
и это её состояние чувствуется во всей посадке фигуры, в горящем взгляде, в жесте рук и даже в пальцах, о которых говорил Аввакум: «Персты рук твоих тонкостны…» (обращаюсь к эпиграфу). В пальцах рук передан характер Морозовой: за внешней хрупкостью, изяществом и прозрачной бледностью её «тонкостных перстов» чувствуется внутренняя сила и энергия. Лицо Морозовой прекрасно и страшно в одно и то же время. Прекрасно своими правильными тонкими чертами, страстностью своего порыва. А страшно бледностью впалых потемневших щёк и фанатическим блеском глаз. «Очи твои молниеносны», — писал о Морозовой Аввакум, и именно такими написал их Суриков. Брови сдвинуты к переносице; нос прямой и тонкий; маленький рот полуоткрыт. Губы красиво очерчены. Серые глаза большие, детски-доверчивые, их горящий, ненавидящий взгляд устремлён вверх. Под глазами, во впадинах, залегла синева. Лицо худощаво, со впалыми щеками. Но это лицо, при всей своей измождённости, остаётся полным притягательной силы и какой-то особой странной красоты. Это духовная красота, отличающая человека, прошедшего через горнило страданий, которые не надломили, а ещё более закалили его дух. Недаром бояре, тщетно пытавшие Морозову, не сумели ни огнём, ни дыбой добиться от неё отречения от старой веры.
Описание и анализ сюжета
Предыстория
История Феодосии Прокофьевны, боярыни Морозовой (1632-1675), связана с церковным расколом на Руси в XVII веке, в царствование Алексея Михайловича. Царь в 1646 году проникся симпатией к прибывшему в Москву патриарху Никону, влияние которого росло с каждым годом, и в 1652 году именно Никон заменил умершего патриарха Иосифа и взошёл на патриарший престол. Со следующего года Никон приводит церковные книги в соответствие с греческими канонами, двуперстное знамение повелевает заменить на троеперстное, вносит прочие новшества, которые далеко не всем нравились. Началось противостояние сторонников старых обрядов и послушных последователей патриарха Никона. Раскол привёл к отделению значительной части верующих от православной церкви, чем был недоволен царь. Кроме того, Алексей Михайлович не одобрял жёсткие методы патриарха Никона, и в 1666 году тот был лишён сана и сослан в монастырь. Реформы же так и закрепились.
Старообрядцы, приверженцы «старой веры», были отлучены от церкви. Их главой стал протопоп Аввакум Петров, сосланный в Сибирь на 11 лет (это не сломило его, и после заключения в земляной тюрьме его в 1682 году сожгли заживо). Подобному демонстративному самосожжению, в том числе массовому, стали подвергать себя многие его сторонники – в знак единства с Аввакумом и окончательного ответа новым правилам.
Боярыня Феодосия Морозова была ярой сторонницей протопопа Аввакума. Она как супруга знатного дворянина являлась приближённой к царскому двору (семья мужа имела родственные связи с Романовыми). В 1662 году 30-летняя боярыня овдовела, унаследовав огромное состояние и превратив свои владения в приют для нищих, юродивых, монахов, раскольников. Предупреждение Алексея Михайловича не подействовало, и он отнял у боярыни богатые вотчины. В 1670 году она тайно постриглась в монахини и стала открыто враждовать с царской властью (демонстративно отказалась явиться на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной, будущей матерью Петра Великого, в январе 1671 года).
В ноябре 1671 года была арестована. Морозову не сломили ни уговоры, ни пытки, ни конфискация оставшихся богатств. За свою стойкость она поплатилась в соответствии с нравами эпохи: отправлена в монастырь в 1675 году, затем посажена в земляную тюрьму, здесь в том же году в ноябре и умерла, оставшись верной своим убеждениям.
Слайд 29 Так закончилась трагическая история боярыни Морозовой, образ которой
был сейчас совершенно забыт и оставался бы достоянием узкого круга специалистов, если бы его не увековечил в своём бессмертном произведении В.И.Суриков, превративший трагический эпизод из жизни опальной боярыни в яркую и значительную страницу истории русского народа. Теперь, когда вы узнали биографию раскольницы, вам легче представить сюжет картины Сурикова. Историки, описывая увоз боярыни из дома в место заключения (Печёрский монастырь), сообщают, что дровни намеренно везли через Кремль, мимо Чудова монастыря, «под царские переходы», чтобы царь мог видеть свою противницу в грязных дровнях с жалкой клячей, выставленную на посмешище народа.Боярыня хотела показать царю, что нимало не стыдится своего поругания и, гремя цепями, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением, подняла руку уже не против Никона, а против самого «Великого государя».
Тайный постриг
От того, чтобы предпринимать самые решительные действия, царя удерживали два фактора: покровительство царицы и высокое положение поборницы старой веры. Под его нажимом Морозовой приходилось присутствовать на богослужениях, проводившихся по новому обряду. Ее сторонники рассматривали это как «малое лицемерие», являющееся вынужденным шагом.
Но после того как боярыня приняла в 1670 году тайный постриг в монахини, взяв церковное имя Феодора, она перестала участвовать и в церковных, и в светских мероприятиях.
В январе 1671 года состоялась новая свадьба овдовевшего несколько лет назад царя с Натальей Нарышкиной, от участия в которой Морозова отказалась под предлогом болезни. Этот поступок вызвал гнев самодержавной особы.
Немного остыв, Алексей Михайлович послал к ослушнице сначала боярина Троекурова, а затем и князя Урусова (мужа ее сестры), пытавшихся уговорить ее на принятие церковной реформы. Однако Морозова не изменила своему «стоянию за веру» и в обоих случаях выразила решительный отказ.
Судьба художника
Богатая и знатная
Краткую биографию боярыни Морозовой целесообразно начать с ее происхождения, которое в значительной мере определило ее дальнейшую судьбу, так как было довольно высоким. Она родилась в 1632 году в семье Прокопия Соковнина, московского дворянина, будучи его старшей дочерью. Имя ей дали в честь святой мученицы – Феодосии Тирской.
Среди ее далеких предков – представители рода германских рыцарей Мейендорфов. Один из них, барон фон Икскюль, прибыв из Ливонии к Иоанну Грозному в 1545 году, крестился и взял имя Федора Ивановича. У него был сын Василий по прозвищу «Соковня», который и стал родоначальником Соковниных.
Отец Феодосии в разное время служил воеводой в различных городах, был посланником в Крыму, заседал в Земском соборе, возглавлял Каменный приказ. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. От царя Алексея Михайловича он получил придворную должность окольничего, относящуюся ко второму думному чину, после боярского. Помимо Феодосии, в семье было еще трое детей, в том числе и одна сестра, Евдокия, разделившая с ней тяготы ее трагической гибели. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой.
Непослушание Морозовой
Царь знал об убеждениях верховой боярыни, и такое поведение ему совершенно не нравилось. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна. Царь всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Женщина тайно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав своему окружению, что остается верна старой вере.
Царица Мария Ильинична долгое время сдерживала гнев царя, да и высокое положение боярыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.
После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перешло в царскую казну. Морозову тщательно охраняли, но все же она получала от сочувствующих ей людей одежду и еду, протопоп Аввакум писал ей письма, а один из священников старой веры причастил несчастную женщину.
Не совсем верное представление?
На полотне изображена мученица, страдалица за веру, которая обращается к толпе простолюдинов – к нищей старухе, к страннику с посохом в руке, к юродивому, – воплощающих представителей тех слоев, которые боролись против насаждения новых церковных обрядов.
Именно этот аспект биографии и судьбы боярыни Морозовой и хотел подчеркнуть художник, поэтому она и предстает на картине как женщина пожившая, мудрая, лишенная какого бы то ни было легкомыслия. Во многом благодаря картине Феодосия Прокопьевна и осталась в памяти людей как символ борьбы раскольников.
Но так ли однозначно все было на самом деле? Была ли Морозова суровой и бескомпромиссной фанатичкой, чуждой всего земного, ведь во время ареста ей не было еще и 40 лет? Чтобы выяснить это, вернемся к рассмотрению интересной биографии боярыни Морозовой.
Главная сила картины — СЮЖЕТ
Слайд 35 Мятежная боярыня – композиционный центр картины.Хотя всё огромное
Исторические факты о боярыне Морозовой
В ноябре 1671 года боярыня Морозова была арестована вместе с сестрой Евдокией. Несколько раз предпринимались попытки призвать женщин отказаться от прежних убеждений. Старые религиозные принципы и их сторонники вызвали раскол в обществе, а сам царь всецело поддерживал новые церковные реформы.
Менялась не сама вера, а некоторые важные её аспекты и даже символы. Так, к примеру, реформаторы требовали отказаться от использования двух перстов при крещении, поскольку в Европе крестились тремя. Многие церковные книги имели немало описок и ошибок, а потому их необходимо было переписать.
Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова», изображающий Феодосию Морозову, арестованную царскими властями в 1671 году. Она держит два поднятых пальца, намек на старый “правильный” способ креститься: двумя пальцами, а не тремя.
И если патриарх вместе с царём настаивали на использовании в качестве основы греческих текстов, то боярыня Морозова и другие старообрядцы выступали за работу с древнерусскими книгами.
Сёстры Феодосия и Евдокия подвергались пыткам. Одни считали Морозову святой, другие – отступницей. Неугодную боярыню народ даже хотел сжечь, однако совет шестнадцати бояр вступился за представительницу знатного рода. Это не спасло Морозову – она умерла в монастырской земляной тюрьме от истощения.
Первый эскиз композиции, 1884-1887 год Находится в Третьяковской галерее, Москва
Семья Морозовых
В 1649 году Феодосия Соковнина, 17 лет от роду, вышла замуж за 54-летнего боярина Морозова Глеба Ивановича, одного из самых богатых людей в стране. Его род не уступал по знатности роду Соковниных, оба они являлись элитой московского общества. При царе Алексее Михайловиче Морозовы были одной из 16 самых знатных фамилий, представители которых сразу становились боярами, минуя окольничий чин.
Морозовы были приближены молодым царем ко двору. Так, Глеб Морозов, бывший родственником Романовых, являлся царским спальником и дядькой царевича. Он был хозяином подмосковной усадьбы Зюзино и множества других имений. Его брат, Борис Иванович, обладал громадным состоянием, умер бездетным, оставив все богатство Глебу. Что касается Феодосии, то она была верхней боярыней, очень близкой к царице, постоянно сопровождая ее, чем неоднократно пользовалась.
Исторические факты о боярыне Морозовой
Слайд 112. Слово о художнике и его картинах (сообщение учащегося).Василий Иванович Суриков
принадлежит к числу гениальнейших художников русского и мирового искусства. Родился он в 1848 году в городе Красноярске в казачьей семье. Детские и юношеские годы будущий художник провёл в Сибири. Рисовать Василий начал ещё в детстве: «Ещё, помню, совсем маленьким был, на стульях сафьяновых рисовал… Мне 6 лет было – я Петра Великого с чёрной гравюры рисовал. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой…».В 13 лет Василий окончил с похвальным листом Красноярское уездное училище. Ему уже тогда пророчили славу художника. Но трудное материальное положение семьи не позволяло думать об исполнении заветной мечты. Да и негде было в Красноярске учиться искусству живописи. И Суриков поступает писцом в Губернское управление. Ежедневно отправлялся он в длинное деревянное здание на Старой площади и переписывал каллиграфическим почерком различные докладные записки, письма и т.д. Поступив на службу, Суриков не забросил свои занятия живописью и рисованием. Но занятия живописью урывками, в свободное от службы время, и без систематического плана уже не могло удовлетворить будущего художника. Ему надо было учиться дальше в художественной школе. Случай помог найти решение.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑ . Моя Третьяковка. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 5 августа 2023.
- . Дата обращения: 5 августа 2023.
- Волошин М. Воспоминания о художнике // Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике / вступ. статьи Н.А. Радзимовской и С.Н. Гольдштейн. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1977. — 384 с.
- Фокин К. В. Василий Иванович Суриков – художник России: жизнь и деятельность художника. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2018. — 283 с.
- . Дата обращения: 5 августа 2023.
- ↑
- ↑
- Волошин М. А. Собрание сочнений в 17 томах. Том 1. — М.: Эллис Лак, 2003. — С. 314. — 608 с.
- Цветаева М. И. Собрание сочинений в 7 томах. Том 1. — М.: Эллис Лак, 1994. — С. 380. — 640 с.
- Ахматова А. А. «Узнают голос мой…»: Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта.. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — С. 234. — 544 с.
- ↑ Ахматова А. А. «Узнают голос мой…»: Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — С. 264. — 544 с.
- Шаламов В. Т. Собрание сочинений в 6 томах. том 3. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. — С. 78.
- Глазков Н. И. Избранное. — М.: Художественная литература, 1989. — С. 413. — 541 с.
Слайд 346. Беседа по картине «Боярыня Морозова» В.И.Суриков отказался от
изображения уникальных памятников древней столицы с тем, чтобы именно через простоту, «обыкновенность» архитектурного пейзажа передать поэзию старины. Узкая, заваленная снежными сугробами улица; уходящие вдаль домики, окружённые заборами, из-за которых видны высокие дощатые кровли с чердачными окнами, голые ветви деревьев, скворечни, колодец-журавль… Золотистые и синие маковки церковок, также покрытые снегом, кое-где проглядывают на фоне обыкновенного, серо-облачного неба. Суриков нашёл этот пейзаж на одной улиц Красноярска и внёс лишь акценты, усиливающие впечатление старины: узорные наличники домов; церковь, расписанную цветами и травами, с древней иконой Богоматери на стене и с кованой решёткой у окна. Ещё более усиливает историческую убедительность пейзажа толпа народа Древней Руси в цветных узорчатых одеждах.
Описание картины «Боярыня Морозова»
«Боярыня Морозова», Суриков
Год написания: 1887Размер: 304 × 587,5 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
10 предложений/ 107 слов
На картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова» изображена знаменитая представительница «старой веры» Феодосия Морозова. Прототипом героини стала Авдотья Васильевна Торгошина — тётка художника.
Заключённую в кандалы боярыню провозят по заснеженным улицам Москвы на покрытых соломой санях. Её полный уверенности в своих убеждениях взгляд пылает ненавистью, правая рука поднята в старообрядческом жесте — двоеперстии.
Вокруг боярыни собралась целая толпа. Бегущие за санями дети потешаются над героиней, смеются и стоящие у дороги слева дьячки. Женщины же на картине, напротив, кажутся печальными и напуганными. Нищие у дороги фанатично протягивают руки в сторону героини.
За спиной горожан виднеются заснеженные крыши домов, впереди сверкают купола церквей. Туманное зимнее небо выглядит холодным и печальным.
Вариант 2 — Подробно
24 предложения/ 268 слов
Картина «Боярыня Морозова» стала одним из главных исторических шедевров Василия Сурикова. На полотне изображена сцена ареста Феодосии Морозовой, совершённого по причине приверженности женщины «старой вере».
В центре сюжета находится заключённая в кандалы боярыня. Её прототипом стала Авдотья Васильевна Торгошина — тётка художника. Женщину везут на покрытых соломой санях по заснеженным улицам Москвы. Вскоре она будет сослана в Боровск, где встретит свои последние дни.
Боярыня Морозова в тёмных одеждах сидит на санях, расположившись лицом к зрителю. На её бледном худом лице сверкают наполненные гневом тёмные глаза. Правая рука героини вздымается к небесам в волевом старообрядческом жесте — двоеперстии.
По обе стороны от дороги расположились люди, ставшие невольными свидетелями суда над героиней. Некоторые из них явно сочувствуют ей, преимущественно это женщины. На лицах представительниц разных сословий можно заметить скорбное выражение. Кто-то стоит, молча опустив глаза к земле, особенно впечатлительные барышни прикрываются платками и скрещивают руки на груди.
Слева на картине изображена группа дьячков. Эти люди, напротив, смеются над героиней, находя в её образе комические черты. Вторят мужчинам и бегущие вокруг саней дети. До конца не понимают смысла происходящего, они в своей весёлости просто подражают взрослым.
Среди москвичей можно заметить и старообрядцев. Их сочувствующий взгляд выражает молчаливую поддержку главной героине полотна. В нём также читается тревога и страх за своё будущее. Лишь юродивые не боятся ничего: расположившись прямо на снегу, они протягивают руки к боярыне и фанатично повторяют за ней религиозные жесты.
Боярыня Морозова и окружающие её люди запечатлены на фоне городского пейзажа. По обе стороны от дороги находятся деревянные дома с заснеженными крышами, впереди виднеются купола церквей. Небо на картине выглядит серым и туманными, создавая у зрителя тоскливое тревожное настроение.
см. также:Все сочинения-описания картин
Композиция картины
Сторонница старообрядческой веры
Боярыня Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. Она всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Кроме того, в ее доме часто собирались приверженцы старообрядчества, чтобы помолиться по древнерусским канонам у старообрядческих икон. Женщина тесно общалась с протопопом Аввакумом, апологетом старой веры, не воспринимала реформ патриарха Никона.
Она носила власяницу, дабы таким образом «усмирить плоть». Но все же Аввакум был недоволен Морозовой, призывал ее выколоть себе глаза, как это сделала Мастридия, чтобы уберечь себя от любовных соблазнов. Также протопоп упрекал боярыню в незначительных милостынях, ведь при ее состоянии она могла бы облагодетельствовать намного большее количество нуждающихся. Кроме того, Феодосия, хоть и была верна старой вере, посещала церковь нового обряда, что вызывало к ней недоверие со стороны староверов.
2 вариант
Создание шедевра «Боярыня Морозова» В. И. Суриковым в 19 веке связано с масштабными событиями, происходящими в то время в России. Деление веры на новую и старую послужило причиной массовых движений, раскола. С этой темой и связно создание эпизода картины.
На картине автор изобразил зимний пасмурный день
Многочисленная толпа людей сосредоточила внимание на повозке, в которой едет всем известная боярыня Морозова. На снегу остались глубокие следы от полозьев и людей
Женщина прославилась своей решительностью и преданностью вере. Она гордо подняла кверху правую руку и представила два перста. Левой крепко вцепилась за палку. Ее одежда настолько черная, что от этого цвета возникает необычное ощущение торжества, победы над чем-то. Темная зимняя одежда, сшитая из бархата, шапка и платок – все это подчеркивает ее слишком бледное лицо, горящие глаза, в которых заметно бешенство. Ее поза – отклоненное назад тело, жест рукой говорят о громкой уверенной речи, призыве продолжать начатое дело, выступать в защиту своей веры. Ее не страшат ни оковы на ногах и руках, ни наказание в будущем.
На переднем плане изображен юродивый, который в знак поддержки боярыни встал на колено и также поднял два пальца. Его не смущает ни нищенская рваная одежда, ни то, что сидит на снегу. Часть людей из толпы сильно напугана. Боязнь казни заставляет их отворачивать лица и поторопиться вперед. Некоторые всячески стараются поддержать словесно и жестами главную героиню картины В. И. Сурикова. Женщина в черном одеянии справа, с трудом держась за палку, с горечью на лице выражает сострадание арестованной. Занимающие позади ее девушки в разноцветных платках с сожалением склонили головы. Их опущенные глаза говорят о желании, но невозможности помочь. Многие жители изображенной деревни – это обеспеченные, довольные жизнью люди. На их лицах светятся улыбки. Их социальный статус подчеркивает одежда, отличающаяся роскошью. Слева от саней толпу догоняет мальчик в меховой шапке, сапогах и шубе.
Задний фон картины занимают крыши зданий, засыпанные снегом, теряющиеся в легкой дымке. Яркие, насыщенные оттенки полотна не соответствуют общему настроению происходящего. Событие, которому посвящен эпизод, наполнено трагизмом. Но участие в нем приняли и сторонники, и те, кто не захотел сопротивляться происходящим изменениям.
Таким образом, глядя на картину В. И
Сурикова «Боярыня Морозова», зритель становится участником важного исторического события, связанного с расколом церкви, тем, насколько самоотверженным может быть русская женщина
Детали в картине Боярыня Морозова
Все в картине, всякая подробность, всякая мелочь взяты с натуры. Суриков умел разглядеть и сердцем почувствовать красоту простых вещей. «Всюду красоту любил,- рассказывал о себе Суриков.- В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах. А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые. Я, бывало, мальчиком еще переверну санки и рассматриваю, как это полозья блестят, какие извивы у них. Ведь русские дровни воспеть нужно!..» А брат художника вспоминал: «Мамочку всегда по приезде заставлял надевать канифасное платье, старинный шарф и косынку и непременно чтобы одевалась так, как одевались в старину. Все, бывало, повытаскивает у ней из ящика, покажи да расскажи…»
Случались с Суриковым и смешные истории. «Помните посох-то, что у странника в руках? — весело рассказывал художник.- Это одна богомолка проходила мимо с этим посохом. Я схватил акварель — да за ней. А она уже отошла. Кричу ей: «Бабушка! Бабушка! Дай посох!» Она и посох-то бросила — думала разбойник я».
Суриков долго огорчался: «Не идет у меня лошадь, да и только». А ему очень нужно было, чтобы лошадь пошла, чтобы сани поехали. Поедут сани — и это сразу объединит всех людей на картине. Сани раздвигают толпу, Морозова окружена народом, но не останавливается, на ходу выкрикивает дорогие слова, и люди, пока провозят ее мимо, каждый по-своему откликается на ее речи. Стал Суриков думать, как сделать, чтобы сани поехали. Убрал зубчатую кремлевскую стену, которая в первых набросках виднелась в конце улицы. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Его бег поможет «поехать» дровням. Торопливый шаг едва поспевающей за санями княгини Урусовой еще больше подчеркнет их движение. Но Суриков мучается: «Не то, не то…»
Приглядел для работы соседний переулок. «Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много,- рассказывал он.- Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно». Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Главное же — точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста — сани не поедут. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Все на картине будто напряглось. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и — пошли. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Люди потянулись к ней взорами. Картина ожила…
Смерть
1 февраля 1671 года по новому стилю Феодосия Морозова под предлогом болезни отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Это вызвало гнев монарха. Он направил к ней сначала боярина Троекурова, а затем князя Уварова с требованием принять церковную реформу: Морозова отказала обоим.
В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким. Он допросил Феодосию и её сестру Евдокию Урусову, пока те, показывая своё презрение, лежали в кровати. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили дома. Через 11 или 12 дней их перевели в Чудов монастырь, откуда отправили в Псково-Печерский монастырь. Вскоре скончался сын Морозовой, двоих братьев сослали, а имущество конфисковали.
Часовня на предполагаемом месте заключения Феодосии Морозовой
В конце 1674 года сестёр Морозовых пытались заставить пытками на дыбе отречься от старообрядства. Они не отступили. Их бы сожгли, но спасло заступничество бояр. Сестёр отправили в Боровск, там их заточили в земляной тюрьме, в которой они скончались от голода. Перед смертью Феодосия попросила тюремщика постирать рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке.