«Портрет» Гоголь, анализ произведения
Вариант 2
В произведении Николая Васильевича Гоголя «Портрет» Андрей Чартков является одним из главных героев. Он принадлежал дворянскому роду, но бедному. Из повести мы узнаем, что Андрею молод, в возрасте примерно двадцати двух лет. Он подает большие надежды в искусстве.
Автор описывает Чарткова, как не следящего за своим внешним видом молодого юношу, вещи его рваные и старые. Причиной тому служат не только его безразличие к своему внешнему виде, а отсутствие денег. Своим смыслом жизни Чартков видит искусство, оно его вдохновляет и заставляет существовать дальше. Он постоянно рисует и совершенствует свое мастерство. Проживает главный герой в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Квартира, в которой живет Андрей не является его собственностью, он ее снимает. Но как было сказано ранее у главного героя нет денег и соответственно платить за жилье ему не чем и долг постоянно увеличивается.
Однажды Чартков спустил все свои последние сбережения на аукционе. Он купил картину, на которой был изображен портрет пожилого мужчины. Придя домой и осмотрев картину, Чартков заметил в глубине рамки мешочек с деньгами. Там оказалась приличная сумма, тысяча золотых монет. Этот день стал переворотом в жизни героя.
Все свои найденные деньги Андрей спустил на хорошие новые вещи, парфюм и новую квартиру. И остаток последних средств тратит на рекламу, что бы о нем узнали.
Вскоре Чартков становится востребованным в искусстве. У него заказывают портреты самые знатные люди города. После чего прибыль героя возрастает, и он буквально купается в деньгах
Андрей становится значимой персоной, его приглашают к себе на обед не мало известные люди, он окружен вниманием прекрасного пола
Но не все так хорошо, как могло бы казаться. С наступления такого образа жизни Черткова, мастерство ослабевает. Руки уже не те, кисть не так ложится на холст, его картины становятся другими. И между искусством и красивой жизнью Чартков выбирает красивую жизнь, совершенно забыв про то с чего он начинал.
Чартков, увидел талантливые портреты своего друга, разозлился и возненавидел его. Его друг писал картины гораздо лучше самого Чарткова, но Андрей даже ни на мгновение не допустил мысль, что виной тому является его беззаботная гулящая жизнь. В тот момент в голову главного героя пришла мысль. И мысль была такова: скупить все красивые картины по городу. Он был зол и разгневан. Скупая все картины по городу, он приезжал домой и рвал их на мелкие кусочки. То что с ним происходило привело его к смерти.
Описание Невского проспекта
Обратимся к тому, как начинает Н.В. Гоголь «Невский проспект». Краткое содержание этого произведения стоит начать именно с описания этой улицы. Богатый язык писателя очень живо передает нам атмосферу Петербурга того времени. Мы так и видим людей, проходящих по главной улице этого города. С утра на Невском можно встретить нищих, рабочих людей, чиновников. В полдень там появляются гувернантки с детьми, и этот проспект смело можно назвать «педагогическим». С двух до трех часов на проспекте можно увидеть настоящий «парад чинов». Это настоящая выставка дамских шляпок, туфелек, башмачков, платьев, мужских бакенбард и усов. После четырех часов проспект пустеет и вновь оживает с наступлением сумерек, так пишет Гоголь. Повесть «Невский проспект», краткое содержание которой мы рассматриваем, знакомит нас далее с двумя действующими лицами.
Разочарование писателя
Реферат на тему «Жизнь Гоголя в Петербурге» можно подытожить полным крушением надежд писателя. Несмотря на восхищение внешней стороной столицы, Николай Васильевич еще в юности с прискорбием открыл для себя истинное лицо города и больше не питал наивности по отношению к нему. Хотя гений классической литературы в итоге старался даже не навещать Град Петров, Северная столица сыграла в жизни и творчества Гоголя немалую роль, навсегда оставшись запечатленной в его бессмертных произведениях.
Столкновение с реалиями столичной жизни помогло писателю повзрослеть и вырасти в профессиональном плане. Отказавшись от службы в юстиции, Николая Васильевич, сам еще тогда этого не зная, подарил себя потомкам в качестве уникального автора, наследие которого будет жить веками. То личное глубокое разочарование, которое постиг Гоголь, открыв для себя Петербург во всем его многообразии, легло в основу его литературных шедевров, несущих в себе актуальные идеи и вечные болезненные темы. Недаром произведения украинского классика составляют основу школьной программы наравне с Пушкиным и Достоевским.
Продолжая традиции русских мастеров пера, Николай Гоголь также виртуозно внедрил образ Петербурга в свои новеллы, сделав город словно живым действующим лицом, имеющим характер и пороки, умеющим любить и наказывать. И, хотя по большей части город оставил в душе Гоголя мрачное и горькое впечатление, на страницах половины творений писателя Северная столица остается многоликой, величественной и блистающей, ведь таким город, по сути, и является несмотря на свою оборотную сторону.
Сочинение Искусство в повести Портрет
Поскольку главный герой первой части этой повести — молодой художник Чартков, искусство в ней играет очень большую роль. Или, точнее, речь идет о двух его видах, о двух разных искусствах.
В самом начале мы видим героя подающим большие надежды, но бедным. Залюбовавшись в лавке одной из картин, портретом неизвестного старика, он не может даже заплатить назначенные за нее хозяином 75 копеек. Впрочем, тот, чтобы не терять уходящего покупателя, уступает и отдает за двугривенный.
Принеся картину домой и повесив на стену, художник в ту же ночь видит кошмарный сон: старик будто бы ожил, вышел из рамы, расположился в его комнате и считает золотые монеты. Это золото очень привлекает Чарткова, втайне мечтающего о богатстве. А на следующий день в портрете случайно обнаружился тайник, и из него выпал сверток с червонцами, точь-в-точь такой же, как во сне.
Часть полученных денег Чартков использует для публикации в газете заказной статьи об его талантах. Статья привлекает множество состоятельных заказчиков. И он поддается тому самому соблазну, от которого ранее предостерегал его профессор: становится модным живописцем.
Богатство и успех радуют художника в течение многих лет. Но однажды, увидев доставленную из Италии картину одного из друзей своей молодости, Чартков будто прозревает. По-настоящему гениальное произведение показывает ему, что он предал истинное искусство ради коммерческого, погубил свой талант, лишился возможности когда-нибудь написать такой же шедевр.
Попытки вернуться к прежнему стилю оказываются тщетными. И тогда, мучимый завистью, несостоявшийся творец начинает скупать лучшие, самые талантливые картины исключительно для того, чтобы их уничтожить. Потратив на свою борьбу против настоящего творчества весь имеющийся капитал, Чартков мучительно умирает с явными признаками безумия.
20 стр., 9705 слов
Судьба художника в повести гоголя «портрет»
… созидание. Продолжим анализ повести «Портрет». Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, … но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. Ночью ему снится долгий сон о …
Из второй части мы узнаем предысторию всего случившегося. Таинственный старик, оказывается, был ростовщиком, причем его деньги каким-то таинственным образом разрушали жизнь всех заемщиков. Опасаясь адских мук, этот ростовщик обратился к одаренному самоучке для написания портрета, чтобы затем каким-то мистическим образом перенести свою душу в этот портрет, и жить в нем даже после смерти.
Здесь автор, прибегнув к гротескному преувеличению, вновь подчеркивает исключительную силу искусства и его способность менять человеческие судьбы.
Другие статьи раздела
29.07
Что танцевали на петровских ассамблеях?
Эксперт по историческим танцам Евгения Еремина-Соленикова рассказывает о вкусах, царивших при дворе первого русского императора.
Новый год
Балет
Спектакли
Театр
07.12
«Щелкунчик» — самый новогодний балет
Кто придумал историю о Щелкунчике, как рождался балет, где посмотреть «Щелкунчика» на сцене и не только — рассказываем в нашем материале.
Новый год
15.12
Новый год вчера и сегодня: эволюция праздничных традиций
Рассказываем, когда в нашей стране начали отмечать Новый год, какую роль в возникновении праздничных традиций сыграл Петербург, как менялись новогодние ритуалы в разные периоды истории и как отмечают Новый год сегодня.
Многонациональный Петербург
История Петербурга
23.08
Большая Хоральная Синагога — центр духовной жизни еврейской общины Петербурга
Расскажем об истории создания одного из самых красивых памятников архитектуры Петербурга, а также немного о традициях еврейской общины
20.09
Любовь писателя к Петербургу
Петербург в жизни и творчестве Гоголя занимает огромное место. Это самый яркий и важный мотив в его произведениях. О Санкт-петербурге писатель упоминает в своих произведениях:
- «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- «Ревизор»;
- «Повесть о капитане Копейкине»;
- «Ночь перед Рождеством».
В последнем сочинении особенно ярко показывается отношение автора к городу. Он показывает, каким предстает этот волшебный град перед глазами Вакулы — блестящим, ярким, волшебным и сказочным. В нем удивительно все — от дворцов и садов до улочек и рек. Но вместе с тем, автор показывает его призрачным. Ведь в нем все зыбко, непонятно, люди не замечают друг друга совершенно.
Образ Петербурга в изображении Гоголя весьма неоднозначен. Он одновременно наполнен притягательной красотой и вместе с тем хранит в себе безобразие, город величественен и при этом очень низок. Писатель уверен, что в нем может происходить что-то по-настоящему невероятное. Чем, если не чудом, можно назвать, что один из его персонажей — нос майора Ковалева, проживает отдельно от него и при этом прекрасно себя чувствует.
Гоголевский персонаж несет массу информации о бюрократии того времени. Но писатель преподносит ее в строго сатирической форме. По шикарным и красочным улицам города бродит поникший чиновник Акакий Башмачкин. Бюрократия доводит персонажа до полнейшего отупления.
Петербург Гоголя — город контрастов. Он не показывает только лишь его красоты, как остальные писатели и, в частности, А. С. Пушкин. Гости города видят напыщенность и роскошь, а вот все мелкие пакости и грязь тщательно скрываются от окружающих. При этом совершенно любой петербургский обитатель может познакомиться с оборотной стороной жизни в нем. Достаточно посетить маленькие улочки и пообщаться их жителями.
Переезд в столицу
Начиная доклад о Гоголе в Петербурге, кратко стоит осветить и то, что направился писатель на север от родного дома в поиске работы по юридической специальности. Молодой Николай Васильевич питал большие надежды насчет служения государству, вот почему в качестве профессионального поприща изначально выбрал юстицию. С радостью поступив на службу, будущий классик отечественной литературы спустя некоторое время стал серьезно разочаровываться избранной им трудовой сферой. Бюрократическая машина обнажила перед девятнадцатилетним Гоголем все пороки, присущие людям из системы, их алчность и бездуховность.
Безжалостность и прерогативы своей личной выгоды, открывшиеся молодому человеку вместо ожидаемой им справедливости буквы закона омрачили веру литератора в служение Фемиде, после чего, не проработав и года, Николай Васильевич перевелся на более простую и менее бюрократическую должность в рамках все той же юстиции. В дальнейшем писатель сменил множество ремесел, никак не связанных с его образованием, после чего в скором времени и пришел к делу пера. Дебютом его творчества стала сатирическая новелла «Ганц Кюхельгартен», встреченная критиками весьма отрицательно.
Очень хорошо писатель ощутил всю истинную картину изнанки Северной Пальмиры во время жизни в бедном квартале — на Мещанской улице. Говоря о влиянии Питера на атмосферу гоголевских повестей, стоит выделить основные причины, повлиявшие на формирование восприятия города великим автором:
- разочарование в профессии и бюрократизме;
- реальное видение Петербурга сквозь жизнь в бедном районе;
- мрачность и неоднозначность города.
Разочарование писателя
Реферат на тему «Жизнь Гоголя в Петербурге» можно подытожить полным крушением надежд писателя. Несмотря на восхищение внешней стороной столицы, Николай Васильевич еще в юности с прискорбием открыл для себя истинное лицо города и больше не питал наивности по отношению к нему. Хотя гений классической литературы в итоге старался даже не навещать Град Петров, Северная столица сыграла в жизни и творчества Гоголя немалую роль, навсегда оставшись запечатленной в его бессмертных произведениях.
Столкновение с реалиями столичной жизни помогло писателю повзрослеть и вырасти в профессиональном плане. Отказавшись от службы в юстиции, Николая Васильевич, сам еще тогда этого не зная, подарил себя потомкам в качестве уникального автора, наследие которого будет жить веками. То личное глубокое разочарование, которое постиг Гоголь, открыв для себя Петербург во всем его многообразии, легло в основу его литературных шедевров, несущих в себе актуальные идеи и вечные болезненные темы. Недаром произведения украинского классика составляют основу школьной программы наравне с Пушкиным и Достоевским.
Продолжая традиции русских мастеров пера, Николай Гоголь также виртуозно внедрил образ Петербурга в свои новеллы, сделав город словно живым действующим лицом, имеющим характер и пороки, умеющим любить и наказывать. И, хотя по большей части город оставил в душе Гоголя мрачное и горькое впечатление, на страницах половины творений писателя Северная столица остается многоликой, величественной и блистающей, ведь таким город, по сути, и является несмотря на свою оборотную сторону.
Сочинение-рассказ про Субботний вечер
Субботний вечер у нас проходит обычно хорошо – спокойно. Наша квартира уже убрана, еда приготовлена… Конечно, это мама старается, но мы тоже ей помогаем – и в уборке, и в готовке. И вообще!
В нашей семье так делают – суббота ещё (с запалом после работы и небольшого отдыха в пятницу вечером) домашний рабочий день. А вот с вечера субботы – отдых. Мы ещё любим в воскресенье выбираться куда-то вместе. В другой город, на природу, в кино…
Иногда приходят гости. Чаще всего это наши тётя с дядей и племянники. Тогда накрывают небольшой стол, тоже чай пьют, а мы играем в компьютер.
Я больше люблю летние вечера, когда можно играть во дворе, там и стол накрыть! Хорошо к маме прижаться, в её шаль закутаться… Слушать разговоры взрослые! Дядя любит об искусстве рассказывать – и очень интересно у него получается. Иногда включают с телефонов клипы всякие. Иногда даже играют в монополию. Я её не очень люблю, но с гостями можно и поиграть.
И в саду цветы аромат создают! И птички поют. И небо обычно очень красивое – с такими звездами! Люблю на него смотреть… Жаль, телескопа у нас нет пока ещё. Если очень поздно, а неделя была, как говорится, насыщенной, то я даже могу там во дворе задремать, тогда меня относят домой, чтобы не будить.
Вечер субботы – самый классный! Завтра ещё выходной, можно сидеть до самого позднего времени. Никто не отправляет спать, так как завтра в школу. А в пятницу думаешь, что завтра опять уборкой заниматься, но надо ведь маме помочь. В общем, я очень люблю субботние вечера! Лучше было б ещё, если б можно было костёр жечь, но нам не разрешают.
Типичность
В начале повести Н. В. Гоголя не называется департамент, из чего следует, что этот департамент – образ собирательный, характерный для всех департаментов Петербурга. На это указывает и следующее: «все улицы и домы слились и смешались».
Образ Петербурга, к которому обращались в русской литературе довольно часто, рассматривается Н. В. Гоголем не только через пейзаж, но и через жителей города. В произведении описываются все чиновники от титулярного советника Башмачкина до «значительного лица».
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Петербурга в повести «Шинель», рассмотрит собирательный образ города, который влияет на жизнь его жителей.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Шинель»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Шинель»
для самых компанейских —
Главные герои «Шинель»
для самых занятых —
Читательский дневник «Шинель»
для самых любопытных —
Анализ «Шинель» Гоголь
для самых крутых —
Читать «Шинель» полностью
Тест по произведению
-
/12
Вопрос 1 из 12
Самые популярные материалы декабря для вашего класса:
Поэма «Мцыри» как романтическое произведение
Поступки городничего в комедии «Ревизор»
«Шинель» главные герои
Смысл названия романа «Капитанская дочка»
Характеристика Тараса Бульбы
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина
Образ Пугачева (Капитанская дочка)
Что такое доброта?
Тарас Бульба – характер, рождённый временем
Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова
Петербург в жизни и творчестве Гоголя
В Петербурге Николай Гоголь оказался в возрасте 19 лет. Он приехал в столицу в конце 1828 года и прожил тут около 8 лет. Здесь он поступил на службу, был принят в литературные круги, много работал над книгами. Гоголь не просто жил и творил в нашем городе — он создал литературный портрет Петербурга XIX века, сделав его полноценным персонажем своих произведений. Улицы и городские доминанты вплетены в художественное повествование: Эрмитаж («Ночь перед Рождеством»), Казанский собор, Невский проспект, Исаакиевская площадь и другие. Писатель изображал город многоликим и контрастным: то сказочным, то угрюмым, реальным и дьявольским, невообразимым, предстающим разным перед его обитателями. Гоголь показал красоту и обманчивость пленительной столицы.
В городе на Неве Гоголь начал многие свои знаковые художественные произведения и статьи. Здесь же он познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, которым восхищался. Поэт подсказал Гоголю идеи для сюжетов «Ревизора» и «Мертвых душ».
С 1830-х годов Гоголь занимался живописью в рисовальных классах Академии художеств. В дальнейшем «живописная» среда нашла свое отражение в повестях «Невский проспект» и «Портрет».
Осенью 1835 года Николай Васильевич принялся за написание «Ревизора». В 1836 году пьеса была поставлена на сцене Александрийского театра. На премьере присутствовал император Николай I, который высоко ее оценил. А в 1842 году на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии «Женитьба», действие которой разворачивается в Санкт-Петербурге.
Петербург описан и в других произведениях Гоголя. Цирюльник из повести «Нос» жил на Вознесенском проспекте. Действие «Шинели» происходит в Коломне (район Петербурга). Мастерская художника из повести «Портрет» находилась на 15-й линии Васильевского острова. А повесть «Невский проспект» описывает главную артерию города.
Несколько интересных сочинений
-
Велик наш мир, а еще более велико и разнообразно поведение в нем людей. Так уж сложилось тысячелетиями, что мы рождаемся красивыми и некрасивыми – как телом, так и душой.
-
Картина В.Маковского «От дождя» обладает довольно таки приятной и неимоверно реалистичной цветовой гаммой, тщательно прорисованными персонажами, гармоничными оттенками.
-
Данное произведение было создано В.М. Гаршиным в 1884. Литературоведы полагают, что толчком к написанию истории послужил случай, который произошел во время концерта А.Г. Рубинштейна.
-
Картина «Свежий ветер. Волга» была написана знаменитым русским живописцем И.И. Левитаном в 1895 году. Данная картина является одной из лучших работ художника, несмотря на то, что ее создание давалось Левитану нелегко.
-
Наше общество состоит из разных слоёв. Люди делятся не только по национальному признаку, вероисповеданию, но и социальному статусу. Кроме того сотрудники
Сочинение 2
Город контрастов
Мечтой этого талантливейшего литератора была жизнь в квартире с видом на Неву. Судьба же распределилась иначе и все гоголевские адреса будут связаны только с бедными обителями города-порта. Соседями писателя по дому аптекаря Трута были «чухонские нимфы», сапожники, чулочники, красильщики, табачники и модистки.
Столкнувшись с оборотной стороной внешних прикрас столицы, Николай Васильевич осознает, насколько непрост и двояк Петербург. Будучи высокодуховным человеком, писатель видит главное — блеск города, камней его прекрасных барышень и шпилей архитектурных шедевров затмевает суть — все эти богатства нажиты за счет обмана, унижения слабых и обыкновенной подлости. Этим классик, конечно, затрагивает вечную тему, актуальную, к сожалению, на все времена, так как связана она с порочностью человеческой природы. Обличение натуры людей, наравне с мистикой и природой, стало ключевой темой творчества автора.
Жанрообразующие факторы
Произведение Гоголя в жанровом своеобразии является повестью. Главными аргументами в защиту этой версии являются: внушительный объем и относительно небольшое количество персонажей. О направлении, в котором написана повесть, можно вести рассуждение достаточно долго. На этот счет существует огромное количество мнений.
Целесообразно было бы сказать, что произведение собрало в себе несколько направлений. Ярче всего выражены такие направления, как романтизм и реализм. Реализм проявляется в тщательном описании деталей окружающей обстановки, подробностей и дополнений, которые толком не влияют на развитие сюжета. Романтизм же проявляется в мире фантастики Гоголя и приеме антитезы.
Первые разочарования
В июле 1828 г. Гоголь закончил Гимназию. Лето провёл в родных местах, в Васильевке. А в декабре, горя нетерпением, направился в Петербург. Ехал он вместе с другим выпускником Гимназии, своим близким другом А. С. Данилевским.
В гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» рассказывается о том, как Вакула, молодой кузнец из Диканьки, попадает в Петербург.
«Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырёх сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы* кричали, снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками*, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны».
Так, вероятно, с изумлением и трепетом смотрел на всё происходящее вокруг и Гоголь. Недавно ещё его окружали провинциальная дремота, тишь и спокойствие, а тут вдруг он попал в водоворот столичной жизни. Чувство растерянности, испытанное Вакулой, передаёт и гоголевское первое впечатление от столицы. Совпадает, кстати, и то, что и Гоголь и его герой впервые увидели Петербург в разгар зимы.
Потом на эти впечатления наслоились другие. Петербург повернулся Гоголю другой стороной — дневной, будничной, прозаической. Эту сторону он увидел тогда, когда в поисках службы присмотрелся к чиновникам, мелким, средним и крупным, и к прочему столичному люду. Потрясение Гоголя было столь сильным, что он долго не мог заставить себя написать домой письмо.
Наконец, взялся за перо. И письмо начал признанием: «…Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал… и слухи, которые распускали другие о нём, также лживы».
Спустя четыре месяца Гоголь в состоянии дать отчёт, в чём особенность Петербурга. Оказывается, особенность в том, что нет никакой яркой особенности. «Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на неё печать национальности, на Петербурге же нет никакого характера… Тишина в нём необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах* да коллегиях*, всё подавлено, всё погрязло в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».
Словом, петербуржцы оказались такими же обывателями, что и нежинцы. Только ещё заметнее в столице мелочность и своекорыстие, всеобщая обезличенность, дух чинопочитания. Горькое разочарование Гоголя отзовётся позднее в иронически-витиеватой фразе «Повести о капитане Копейкине» («Мёртвые души»): «…очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире!»
Несмотря на то, что у Гоголя было рекомендательное письмо Д. П. Трощинско-го к крупному петербургскому чиновнику Л. И. Голенищеву-Кутузову, устроиться на службу никак не удавалось. Лишь через год после приезда смог он найти скромное место в одном департаменте.
А до этого вёл жизнь столичного бедняка-горемыки, изживая скудные домашние запасы и субсидии богатых родственников Трощинских. И без обеда случалось ему сиживать, и в лёгкой одежонке пробираться сквозь петербургскую стужу или изморось.
Несколько раз Гоголь переезжал с одной квартиры на другую. Вначале вместе с Данилевским жил на Гороховой улице в доме Галыбина, потом на Екатерининском канале в доме Трута. К весне 1829 года поселился на Большой Мещанской, в обширном доме на четвёртом этаже.
Кругом простой, ремесленный люд: портные, сапожники, красильщики, склеиватель битой посуды… Есть и кой-какие заведения: мелочная и табачная лавка, кондитерская, магазин сбережения зимнего платья.
Творческая биография Гоголя. Романтические произведения. Своеобразие стиля писателя
Николай Васильевич родился 1 апреля 1809 г. в семье малороссийских мелкопоместных дворян в селе Сорочинцы Полтавской губернии. С 10 лет обучался в Полтавском училище, после в лицее высших наук Нежина, после окончания которого в 1828 г. уезжает в Петербург.
Приехав в столицу, служил чиновником, пробовал себя в актерском ремесле, чуть более года преподавал историю в Петербургском университете, уйдя из которого отдает все силы литературе. Опубликованная ранее его первая романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен» была не замечена, появились лишь два презрительных отзыва в газетах. Гоголь выкупил по магазинам почти весь тиражи сжег. После он отказался от подражания западноевропейским романтикам и решил писать о том, что ему близко и хорошо знакомо:истоки своего вдохновения ищет в народном эпосе Малороссии, в котором причудливо переплетались православие и языческие обряды. Гоголь начал сочинять повести от имени вымышленного автора – пасечника Рудого Панько.
Настоящим творческим дебютом стала публикация в 1831 г. сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Своеобразие повестей Гоголя удивило публику: они сочетали в себе романтизм, мистику и народный юмор. Успех молодого провинциала был оглушительным,и в 1832 г. издает второй том «Вечеров».Гоголь знакомится с Жуковским, через него с Пушкиным, которого будет считать своим учителем до конца жизни. А Пушкин настолько проникся к Гоголю, что подарил ему идеи сюжетов для «Ревизора» и «Мертвых душ», взяв слово, что это будет обязательно написано. Пьесу Гоголь напишет в 1834 г., она будет поставлена в 1836 г., работу над поэмой начнет в 1835 г., первый том которой будет издан в 1841 г.
В 1835 выходят сборники «Арабески» и «Миргород», составленные из написанных ранее статей и новых повестей. Это время стало для писателя пиком славы.
Гоголь был по характеру странствующим человеком. В 1836 г. путешествовал по Германии, Италии, Швейцарии, непродолжительное время жил в Париже. В Риме, где писал «Мертвые души» и другие произведения, он жил довольно продолжительное время. «Вечный город» Рим его прельстил, как ни странно, своей дешевизной, по сравнению с петербургской жизнью, мягким климатом и возможностью изучать искусство итальянского Возрождения.
В 30 лет избирается почетным профессором Московского университета. В 1843 г. выходит собрание сочинений в 4 томах. Весь гонорар Гоголь, не имевший никогда даже собственного жилья, отдает для создания фонда помощи одаренным студентам.
В последние годы появляются произведения, в которых отражаются христианско-православные взгляды, более всего отраженные в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1846 г.) Книга была не понята современниками.
Гоголю всегда казалась, что его вера недостаточно глубокая. Он подрывает свое здоровье чрезмерно строгими постами. В 1848г. совершил паломничество в Иерусалим к святым местам, после возвращения в Россию проживает, в основном,в Москве у графа Александра Толстого, разделявшего его взгляды.
Гоголь был беспощаден к себе, как к писателю,все, что считал несовершенным, сжигал. Максимализм Гоголя испепелил и его самого. 12 февраля 1852 г. сжигает свои рукописи, в том числе второй том«Мертвых душ».
21 февраля Николая Васильевича не стало. Был похоронен на погосте в Свято-Данилова монастыря. В 1931 г. монастырь был закрыт, на его территории организовали приют для беспризорников. Монастырское кладбище было уничтожено, останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Ревизор
Описание
Н. В. Гоголь тщательно описывает Петербург различными средствами: прямыми описаниями, через действия персонажей, которые живут в столичном городе. Образ Петербурга рисуется с помощью описания грязных улиц, по которым идет Башмачкин, с помощью описания «черных лестниц петербургских домов», которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза», с помощью описания квартир, в одной из которых не живет, а только существует Акакий Акакиевич.
Эти цитаты позволяют сказать о том, что цвета Петербурга связаны с оттенками черного, серого и желтого. Дома – серые, и из окон всегда выбрасываются всякие помои, которые вечно прилипают на вицмундир Башмачкина.
Серый и ничтожный – вот каким предстает Петербург в повести «Шинель».
Несколько интересных тем
-
Юный живописец Фирсова
Картина Ивана Ивановича Фирсова Юный живописец была написана в середине 18 века и является одним из самых известных произведений художника.
-
По роману Брэдбери 451 градус по Фаренгейту
Читателю в произведении-антиутопии демонстрируется будущее, в котором нет места книгам, знаниям и познанию. Теперь людям не нужно удосуживаться мыслить критически, вникать во что-либо, учиться
-
Особенности поэзии Мандельштама
Иосиф Мандельштам появился на свет 3 января 1891 года в городе Варшава. Папа промышлял производством перчаток. Мать – исполнитель во консерватории. Мать воспитала пареньку влюбленность
-
Анализ пьесы Ромео и Джульетта Шекспира
Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» не нов. Уильям Шекспир позаимствовал его из народной итальянской легенды, которая уже была преобразована в литературную форму некоторыми итальянскими писателями и драматургами.
-
Что значит быть счастливым? (Куст Сирени)
Вера и Николай состоят в законном браке. Благодаря Вере, Николай поступил в Академию. Она постоянно его подбадривала и вдохновляла. Два раза он провалил экзамены, на третий прошел по конкурсу.