Анализ пьесы «ревизор» (н.в. гоголь)

Развитие конфликта в комедии «ревизор. особенности сюжета и конфликта в комедии н.в.гоголя «ревизор». сочинение по литературе

Вариант 4

«Ревизор» от великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя является образцом классической русской комедии, изобличающим все пороки того и современного общества. Произведение было выпущено два века назад, но не теряет актуальности и сегодня. Оно повествует о коррупции и глупости общества.

В пьесе рассказывается о приезде ревизора, представителя царского правительства. Городничий и служащие власти, испугавшись возможной проверки, начинают подготовку к его приезду. Каждый думает, как будет выкупаться и оправдываться. Однако все идет не по плану, когда выясняется, что ревизора еще нет, и никто не знает, как он выглядит. Впадая в панику, все решают, что ревизор – молчаливый гость, который не платит по счетам, приехал из столицы. Им оказывается юноша Хлестаков. Тот задолжал гостинице, местным кидалам много денег, не знает, что будет есть завтра и как ему выжить. Он выигрывает настоящий лотерейный билет, когда в нем признают ревизора. Пытаясь выкрутится, нажиться, он пользуется случаем. Обманывает всю коррупционную знать, получает взятки от них и уезжает. В конце повествования, когда ревизор все-таки приезжает, власть приходит в замешательство. Они ругают друг друга, но объединяются в попытке выпутаться из ситуации вновь.

В итоге, Гоголь создает такие характеры, которые, хоть и являются сатирическими, но в то же время, знакомы каждому из нас. Автор в своей комедии смело высмеивает бюрократию, двуличность, жадность и глупость чиновников. Однако, особенность «Ревизора» заключается в том, что Гоголь обращается не только к чиновникам, но и к совести всего народа. Он призывает людей задуматься над недостатками общества и стать лучше. Автор показывает, как легко люди могут быть обманутыми обличающими недостатками и слабостями. Весь город, включая власть с местными жителями, показан в настолько запутанной ловушке лжи, что это не только смешно, но и глубоко проникающе в самое сердце.

Вариант 5

Николай Васильевич Гоголь во всем своем творчестве умело подмечает нелицеприятные стороны российского общества. Комедия «Ревизор», как и многие другие его повествования, критикуются, не принимаются в современном ему обществе. Только спустя некоторое время они перечитываются. Сегодня же они актуальны и популярны как никогда.

Комедия «Ревизор» Николая Гоголя поднимает актуальные, важные проблемы, которые остаются неизменными в современном обществе. Одной из основных проблем, которые поднимаются в бессмертном произведении «Ревизора», является коррупция и свободолюбие местной власти. Помимо этого, он ставит в центре внимания картины бесправие и беззаконность.

Автор, вдохновившись работами Александра Сергеевича Пушкина, искусно изображает в своем произведении лживую чиновничью систему, в которой власть неконтролируемо обогащается за счет несчастного, привыкшего ко лжи и бесправию общества. Каждый персонаж, начиная от мелких чиновников и заканчивая городничим, представлен лицом, готовым отказаться от общечеловеческих принципов и окончательно потерять совесть ради личной выгоды.

Другой актуальной проблемой, поднимаемой в остросюжетном рассказе автора, выступает бездействие с невнимательностью чиновников. Гоголь, не боясь возможной критики и изгнания властями, упрямо показывает, как местные главы не только не исполняют свои обязанности, но и приводят населения к истощению, вымиранию, вечному страху за жизни. В результате обычные люди страдают от безразличия, беззаконности, постоянной несправедливости, необходимости тоже давать взятки. Автор насмешливо указывает, что годами царская система остается неизменной, неэффективной. Он дает понять, что чиновники не желают менять жизнь.

Вариант 1

«Ревизор», представленный публике девятнадцатого столетия, великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем, является одним из наиболее известных, любимых общественностью произведений. Тема, показанная в комедии, не теряет своей актуальности.

«Ревизор» представляет собой комедию о русской действительности, жизни городской провинции. Главный герой Хлестаков случайно оказывается в маленьком городке. Юноша — мелкий чиновник, привыкший не работать, жить на широкую ногу при деньгах своих родителей. Он приехал из столицы, потому его внезапно принимают за долгожданного ревизора, готового выявить, записать в докладе к царскому правительству все недостатки с коррупцией местных чиновников.

Молодой человек, погрязший в долгах, желает занять выгодную позицию, использовать ее в своих интересах. Привыкший к подобному миру, он хорошо сливается в нем, вживается в роль. Потому никто даже не сомневается в честности юноши и его статусе

Герой получает взятки, наслаждается повышенным вниманием и спокойно уезжает, когда получает нужное. В конце чиновники, погрязшие в пороках, остаются обманутыми

Они ссорятся, но вновь объединяются против настоящего ревизора.

Гениальность повествования заключается в искусном изображении безнравственности чиновников, высмеивании пустоты, бессмысленности системы, в которой они работают. Каждое действующее лицо комедии имеет свои большие недостатки, слабости, что делает их невероятно реалистичными, привлекательными.

Как Пушкин стал ревизором

А.С. Пушкина можно считать первым прототипом Хлестакова, ведь он не выдумал и не со слухов рассказал Николаю Васильевичу историю о фальшивом ревизоре. Поэт только недавно вернулся из Оренбурга, где собирал материал для «Капитанской дочки». По дороге он останавливался в Нижнем Новгороде. Губернатор города был наслышан о знаменитом поэте, однако по городу поползли слухи, что едет Пушкин вовсе не по своим литературным делам, а в качестве тайного инспектора самого Николая I.

Новгородский губернатор настолько испугался, что отправил срочное послание губернатору в Оренбург с советом оказать Пушкину самый теплый прием, но быть при этом настороже. Стоит ли говорить, насколько «радушно и ласково» был принят поэт в Нижнем Новгороде? В Оренбурге Пушкин узнал о письме и причине столько заботливого к нему отношения. Эту историю он и пересказал Гоголю.

Иллюстрация Александра Иосифовича Константиновского к комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», 1950 год

Маленький человек высокого социального статуса

Неожиданным ревизором становился не только Пушкин. Похожая история в Бессарабии произошла с П.П. Свиньиным, издателем журнала «Отечественные записки». В общем, подобные случаи были тем самым «русским чисто анекдотом».

В литературе сюжет о самозванце также был не нов. До Гоголя уже существовала комедия масок «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г.Ф.Квитки-Основьяненко. Комедия не была опубликована к моменту написания «Ревизора», но распространялась в списках. Так что Гоголь вполне мог знать сюжет о самозванном ревизоре, одурачившем уездное чиновничество.

Многие писатели пользовались фабулой, когда маленький человек неожиданно получает необоснованно высокий статус («Халиф на час», «Принц и нищий» и другие произведения вплоть до «Собачьего сердца» М.А. Булгакова). Но Гоголь, воспользовавшись этой фабулой, абсолютно гениально кидает ее на почву российской действительности.

Вариант 3

Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя называется произведением, которое и сегодня причисляется к ярким, знаменитым пьесам русской литературы. Здесь наиболее полно раскрывается гоголевская гениальность, талант в создании ярких, необычных персонажей, остро отображающих вековые проблемы того времени и современного общества.

«Ревизор» выступает сатирой, в которой автор насмешливо высмеивает коррупцию российской бюрократии и безнравственность ситуаций, в которые они вогнали общество. События повествования происходят в небольшом провинциальном городке, где каждый местный чиновник, испугавшись возможного приезда ревизора, пытается подкупить незнакомца. Им оказывается молодой человек Хлестаков. Это парень, привыкший жить на широкую ногу, не переживать об обязательствах, моральной составляющей жизни. Он стал именем нарицательным понятию «хлестаковщина». Именно этого молодого человека знать признает знатным ревизором, приехавшим чинить правосудие и порядок.

Хлестаков приехал в город и застрял там, поскольку не может оплатить за комнату и еду. Он прожег все отцовские деньги и думает, как ему выйти из ситуации. Жизнь ему преподнесла приятный подарок, и он не хочет отказываться от него. Отлично влившись в ситуацию, Хлестаков уже и вправду стал думать, что является ревизором. Получив достаточно крупную сумму денег, избавившись от долга и других обязательства, он покинул город, кинув глав администрации. Лживые, коррупционные чиновники остались с носом. Заканчивается произведение их ссорой и внезапным примирением при приезде настоящего ревизора.

В комедии показано много комических ситуаций, но, помимо того, в сатире «Ревизор» Гоголь задает глубокий вопрос о морали, этике. Его герои представляют собой образцы меркантильности, обмана, лжи, предательства, бесчестия, глупости, что присуще не только провинциальным чиновникам, но и обществу в целом. Именно поэтому сатира Гоголя столь остроумная, актуальная по сей день.

Отношение критиков к комедии

Значение комедии в истории русской драматургии

Отзывы современников и критиков о комедии «Ревизор» были от крайне отрицательных до восторженных. Известные издатели Ф. Булгарин и О. Сенковский оценили пьесу как допотопное, баснословное и нелепое произведение, лишенное правдоподобности, не соответствующее реальной жизни. Белинский отмечал, что в «Ревизоре» Гоголь разоблачил «пустоту, наполненную деятельностью мелких страстей и мелкого эгоизма». Выявляя отрицательные явления жизни, Гоголь пытается высмеять их, чтобы вскрыть причины и заставить зрителя задуматься над их зловредностью, избавиться от них. Им тонко подмечено, что люди не боятся прослыть жадными и злыми, глупыми или жестокими, им страшно быть смешными. А. Григорьев заметил, что в пьесе «один смех только и выступает честным и карающим лицом». К. Аксаков вступил в полемику с теми, «кто называл пьесу грубой и плоской», ибо«Гоголь – истинный поэт», в его «комическом и смешном» есть глубокая поэзия.

Переоценить значение комедии «Ревизор» невозможно. Она не устарела в наше время, ведь не исчезли явления «хлестаковщины», чинопочитания, взяточничества, очковтирательства, казнокрадства, и прочих пороков, выставленных на смех в комедии. Пьеса до сих пор ставится на театральных сценах всего мира и пользуется популярностью.

Словарь

1. Пасквиль – произведение, содержащее злобную клевету, оскорбления.

2. Фарс – комедия с легким содержанием.

3. Иерархическая лестница – расположение чинов, званий или должностей в последовательности от низших к высшим.

4. Присутственные места – государственное учреждение, судебная канцелярия.

5. Арапник – кнут для псовой охоты.

6. Почтмейстер – начальник почты.

7. Вольтерьянцы – вольнодумцы, последователи учения философа Вольтера.

8. Очковтирательство – обман, видимость благополучия.

В материалах урока использован снимки со спектакля «Ревизор» в исполнении актеров Государственного академического Малого театра.

Сюжет пьесы «Ревизор»

Действие 1

Иван Александрович Хлестаков, занимающий чин коллежского асессора – самый низкий в «Табели о рангах» – едет по делам из столицы в город Саратов, сопровождаемый слугой Осипом. Остановившись в небольшом уездном городке, Хлестаков совершенно проигрывается в карты и остается без копейки денег. 

В это же время городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский из письма узнает, что в их провинциальный городок едет проверяющий, причем инкогнито.

Для Сквозник-Дмухановского это известие подобно смертной казни, так как он сам и его подчиненные увязли в долгах, казнокрадстве и взятках. Городничий собирает у себя дома всех чиновников и велит им готовится к проверке. Узнав, что в гостинице остановился неизвестный никому Хлестаков, все решают, что это и есть тот самый ревизор. Начинается переполох.

Поразмыслив, Сквозник-Дмухановский решает самолично явится к проверяющему, чтобы суметь прикрыть все свои погрешности в работе. 

Действие 2

Между тем Хлестаков томится в своем номере от голода и жажды, ведь денег на обед у него нет. И когда к нему в гостиницу является городничий и убеждает взять у него денег (четыреста рублей, между прочим!), он удивляется и благодарит столь добросердечного местного жителя.

Городничий пытается выведать у Хлестакова цель его приезда и получить доказательства, что это проверяющий, но тот ведет себя легко, непосредственно и непринужденно. Сквозник-Дмухановский видит в этом желание ревизора провести свою проверку тайно и решает напоить скрытного гостя. 

Действие 3

В гостях у городничего Хлестаков заметно хмелеет и, желая произвести эффект на присутствовавших там дам, начинает сочинять про себя небылицы.

Он рассказывает о несуществующих высоких должностях, которые якобы занимает, о пьесах и музыкальных произведениях, которые он как будто бы написал. Одна из дам ловит его на лжи, но Хлестаков не может остановиться. Когда же хмель окончательно забирает его силы, городничий отправляет «ревизора» отдохнуть.

Действие 4

На следующее утро, проснувшись с головной болью, Хлестаков не может вспомнить события прошедшего вечера. Однако, все чиновники города уже выстроили в очередь под его дверью, чтобы дать взятку «петербургскому проверяющему» и не лишится должности. Хлестаков же уверен, что все эти люди дают ему денег взаймы и без зазрения совести их берет, намереваясь позже вернуть. Однако, когда к нему в номер приходят местные купцы с жалобами на самоуправство городничего и предлагают плату натуральным продуктом (вином и сахаром), только тогда Хлестаков понимает, что его приняли за ревизора и давали не взаймы, а взятки.

Он хочет вернуть деньги, но сообразительный слуга Осип отговаривает хозяина от столь опрометчивого шага, понимая, что обратно уже события не отмотаешь.

В этот же вечер Хлестаков просит руки и сердца дочери городничего и получает согласие родителей. По совету Осипа Хлестаков торопится с отъездом, пока не вскрылся обман. Тот так и делает, предварительно отправив с местного почтового отделения письмо своему другу Тряпичкину, где рассказывает о том, что с ним приключилось. 

Виктор Лукин в роли Держиморды 1952 год / Фото из архива Лукино Е

Действие 5

После отъезда Хлестакова чиновники уездного города вздохнули облегченно: проверка пройдена, никто не наказан и не лишен должностей, а городничий и вовсе мнит теперь себя петербургским генералом, так как выдал дочь замуж за такого видного человека. Сквозник-Дмухановский решил наказать купцов, что ходили жаловаться на него Хлестакову, но те обещают щедрое угощение на свадьбу его дочери, и тот «всех прощает».

Он созывает весь город к себе на обед по случаю помолвки дочери с петербургский женихом. Жена городового начинает вести себя заносчиво, считая, что теперь в их городке им нет ровни. Однако вскоре происходит неожиданное событие. Почтмейстер решает взглянуть, что же такого столичный проверяющий написал в письме, и вскрывает конверт. И, конечно же, выясняет, что инкогнито на самом деле пустышка. Сквозник-Дмухановский потрясен этой новостью. Но не успел он еще отойти от одного удара, как вдруг выясняется, что в гостинице остановился неизвестный постоялец и требует городничего к себе на аудиенцию. Пьеса заканчивается немой сценой…

Ревизор. Иван Москвин в роли Бобчинского

История создания

Работа над произведением началась в 1835 году. По легенде, желая написать комедию, но не находя достойную этого жанра историю, Гоголь обратился за помощью к Александру Сергеевичу Пушкину в надежде, что он подскажет подходящий сюжет. Так и случилось, Пушкин поделился «анекдотом», который произошел то ли с ним самим, то ли со знакомым чиновником: человека, приехавшего в некий город по своим делам, местные власти приняли за ревизора, прибывшего с тайным поручением проследить, выведать, доложить. Восхищавшийся талантом писателя Пушкин был уверен, что Гоголь справится с поставленной задачей даже лучше него, очень ждал выхода комедии и всячески поддерживал Николая Васильевича, особенно когда тот подумывал бросить начатое произведение.

Впервые комедия была прочитана самим автором на вечере у Василия Андреевича Жуковского в присутствии нескольких знакомых и друзей (в том числе и Пушкина). В том же году «Ревизора» поставили на сцене Александринского театра. Пьеса возмутила и насторожила своей «неблагонадежностью», ее могли запретить. Лишь благодаря ходатайству и протекции Жуковского было решено оставить произведение в покое.

В то же время первой постановкой оказался недоволен и сам Гоголь. Он решил, что ни актеры, ни публика не восприняли «Ревизора» верно. За этим последовало несколько разъяснительных статей писателя, дающих важные указания тем, кто действительно хочет вникнуть в суть комедии, правильно понять персонажей, сыграть их на сцене.

Работа над «Ревизором» продолжалась вплоть до 1842 года: после внесения многочисленных правок, он приобрел тот вид, в котором дошел до нас.

Жанр

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

«Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?» — сочинение-рассуждение

Как же обстоят дела в созданном Гоголем уездном городе? Все чиновники в нем, начиная с градоправителя, – ленивые лгуны, мздоимцы и казнокрады. Никто из них не делает своей работы. Все учреждения и сам город запущены до крайности. Выделяемые на какие бы то ни было городские нужды деньги тут же расходятся по карманам, везде царит бардак и бюрократия. Сам городской глава говорит: «Что это за скверный город!».

А город был бы нормальным, если бы градоправитель не пускал казенные деньги на собственные нужды, судья не брал взяток щенками борзых, почтмейстер не читал чужих писем, сторожа в присутственных местах не заводили гусей… Все вокруг говорит о преступной халатности, воровстве и бесхозяйственности.

Нет ничего удивительного в том, что узнав о грядущем приезде столичного ревизора, вся эта шайка всполошилась и приняла за этого самого ревизора первого попавшегося человека, прибывшего из Петербурга. Иван Хлестаков как раз в это время оказался в нужном месте. Кроме того, «ревизор» попался под стать местному чиновничьему обществу, — тот еще пройдоха.

Осознав, почему все вокруг перед ним лебезят, суют деньги и всячески угождают, он не стал их разубеждать, а воспользовался ситуацией и начал напропалую врать и фантазировать. Хлестаков успел приписать себе все мыслимые и немыслимые заслуги, богатства и важные знакомства

А окружающие слушали его, раскрыв рот, и верили каждому слову: «В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху»

Все потому, что им не хватило критического мышления

За собственными грехами и страхами они не смогли разглядеть в «важном ревизоре» мелкую сошку. Как говорится, «У страха глаза велики», вот и чиновники увидели в Хлестакове того, кого больше всего боялись

И поделом им, глупые и порочные чиновники были одурачены и осознали это только в конце пьесы. К сожалению, времена меняются, а бюрократическая машина никуда не делась. Сегодня тоже можно встретить чиновников, подобных тем, что описал Гоголь.

Это интересно: Что такое этикетные слова и речевой этикет.

Темы

  1. Политическая тематика: самоуправство, кумовство и казнокрадство во властных структурах. В поле зрения автора попадает провинциальный город N. Отсутствие названия и каких-либо территориальных указаний сразу наводит на мысль, что это собирательный образ. Читатель сразу знакомится с рядом проживающих там чиновников, так как именно они составляют интерес в данном произведении. Это все люди, сплошь злоупотребляющие властью и пользующиеся служебными обязанностями лишь в собственных интересах. Быт чиновников города N сложился уже давно, все идет своим чередом, ничто не нарушает ими созданный порядок, основу которому заложил сам городничий, до тех пор, пока не появляется реальная угроза суда и расправы за их самоуправство, которая должна вот-вот обрушиться на них в лице ревизора. В этом сочинении мы рассказали об этой теме более подробно.
  2. Социальная тематика. Попутно в комедии затронута тема общечеловеческой глупости, по-разному проявляющей себя в разных представителях рода людского. Так, читатель видит, как данный порок заводит некоторых героев пьесы в разные курьезные ситуации: Хлестаков, окрыленный возможностью раз в жизни стать тем, кем он хотел бы быть, не замечает, что его легенда вилами на воде писана и он вот-вот будет разоблачен; городничий, сперва напуганный до глубины души, а затем поставленный перед соблазном выйти в люди в самом Петербурге, теряется в мире фантазий о новой жизни и оказывается неготовым к развязке этой необыкновенной истории.

Краткий обзор фактов биографии Гоголя, связанных с написанием комедии «Ревизор»

История создания и постановки пьесы. Обращение русской драматургии к социальной тематике

7 октября 1835 г. 27-летний Николай Гоголь написал Пушкину о своем страстном желании сочинить комедию и в письме обратился с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет… русский чисто анекдот». Пушкин при встрече просьбу выполнил, тем более, что у молодого литератора, преподающего историю и живущего на университетское жалование в 600 рублей, был не только творческий, но финансовый кризис, судя по приписке в письме: «Ум и желудок мой оба голодают». Гоголь писал, что не столько сюжет, который был ему уже известен, а мысль о сути «Ревизора» была подсказана Пушкиным.

История про ложного проверяющего была типичной для российской действительности. О таких случаях в прессе встречались публикации. Самого Пушкина, собирающего материалы для «Истории Пугачева» и путешествующего по Оренбургской губернии, принимали за тайного столичного ревизора. А сам Гоголь с писателем А. Данилевским и бывшим одноклассником по Нежинскому лицею И. Пащенко в августе 1835 г. отправились из Полтавы через Киев и Москву в Петербург. Они разыграли своеобразную репетицию будущей пьесы, чтобы не задерживаться в пути. Пащенко выезжал ранее и на почтовых станциях распространял слухи о едущем следом ревизоре. В результате следующих за ним Гоголя с Данилевским принимали с особой предупредительностью, давая лошадей без задержек.

Работа над комедией «Ревизор» продолжалась с осени 1835 г. до весны 1836 г. За пару месяцев Гоголь написал пьесу в новом жанре общественной комедии. Гоголь писал о своем замысле: «Решил собрать все дурное в России, какое я знал и одним разом посмеяться над всем». 18 января Гоголь прочитал первый неотредактированный вариант комедии у В. Жуковского. Пушкин, присутствовавший при чтении, «катался от смеха». Благодаря стараниям В. Жуковского, рукопись попала к Николаю I, который ее прочел и дал свое одобрение. После этого цензура не смогла запретить постановку, хотя ранее был уже наложен запрет. В письме к актеру М. Щепкину Гоголь написал, что «если бы не заступничество государя», пьесу никогда не увидели бы на сцене.

Вышло отдельное издание «Ревизора» к премьере комедии, которая состоялась в Александрийском театре Петербурга 19 апреля 1836 г. и произвела на публику необычайно сильное впечатление. Пьесу со скандальным сюжетом о коррупции чиновников ругали, отвергали или хвалили. Многие слышали слова Николая I, выходившего из ложи: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!». Автору и актерам императором были пожалованы дорогостоящие подарки. В Москве комедия была поставлена в Малом театре, премьера состоялась 25 мая 1836 г., на которой автор уже не присутствовал. Гоголь после петербургской премьеры уехал за границу, на долгие годы обосновался в Риме.

Несмотря на то, что пьеса пользовалась успехом и давалась через день, Гоголь к своему детищу охладел и продал права на пьесу дирекции императорских театров за 2500 рублей, сумму по тем временам немалую. При этом он потерял права на авторские выплаты от сборов с каждого спектакля, хотя это были огромные деньги, на которые можно было бы жить безбедно до смерти.

Самого автора постановка огорчила. Гоголю не нравилось, что пьесу играли как водевиль, воспринимали как плутовскую историю или пасквиль, фарс. Гоголь был не столько огорчен отзывами критиков, сколько был недоволен своим диалогом с публикой, считал, что его не поняли. Из остросоциальной комедии с трагической подоплекой сделали карикатуру.

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и выделяющейся из себе подобных только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александринском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Ревизор»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Ревизор»

для самых компанейских —

Главные герои «Ревизор»

для самых занятых —

Читательский дневник «Ревизор»

для самых крутых —

Читать «Ревизор» полностью

Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление

Иван Александрович Хлестаков – это так называемый «нулевой» персонаж. Он вполне соответствует своей фамилии: хлестко врет, хлещет спиртное на обеде у городничего, ухлестывает за его женой и дочкой. Для оценки качеств персонажа должна быть определенная нравственная шкала, которая у Хлестакова просто отсутствует. У него ничего нет за душой, он полый, пустышка. Поэтому образу Хлестакова сложно дать характеристику. Гоголь в рекомендациях для актеров отмечал такие черты персонажа: «приглуповат», т.е

даже не дотягивает до глупого, один из тех, кого считают «пустейшими», говорящий и действующий «без всякого соображения», не способный задержать внимание на «какой-нибудь мысли»

Хлестаков хочет нравиться, это провоцирует его бессознательное вранье и хвастовство. Он врет самозабвенно и верит собственным словам. Но делает это не ради выгоды, а для приукрашивания своей персоны. Причем если бы у Хлестакова был умысел, то опытный плут городничий его бы раскусил. А искреннее вранье сбило с толку. Хлестаков по сути является зеркалом, в котором отражаются пороки мира чиновников, судя по эпиграфу к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Хлестаков разыгрывает с вдохновением ту роль столичного вельможи, в которой его ожидают увидеть обыватели уездного города. До приезда в город он не был взяточником, уподобившись окружению, берет взятки легко и не раздумывая. Ему верят, и он врет все более изощренно. Анна Андреевна и Мария Антоновна возомнили его ловеласом и женихом, он готов играть эти роли. Он мгновенно влюбляется и начинает ухлестывать ради собственного удовольствия, когда к нему проявляют интерес. И мгновенно остывает к предмету своей любви, просто так, беспричинно.

Живет Хлестаков исключительно эмоциями, приспосабливаясь к конкретным обстоятельствам. Все его действия сиюминутны, он не помнит, что делал или говорил минуту назад, не знает, что будет делать или говорить. Сказав последнее слово фразы, он уже не помнит первое.

Характер персонажа породил понятие хлестаковщина, подразумевающее воплощенные в человеческой натуре хвастовство, пустозвонство, манерность, желание «пустить пыль в глаза», казаться более значимым и важным человеком, чем являешься на самом деле.

Гоголь в одном из писем отметил, что «всякий отыщет частицу себя в этой роли», почти каждый «хотя на минуту, если не на несколько минут делается» Хлестаковым, но не желает в этом признаваться. Белинский отмечал, что черты хлестаковщины «можно встретить у многих, даже «весьма достойных людей». Явление хлестаковщины характерно не только для современников Гоголя, оно распространено и в современной действительности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: