Смысл романа «горячий снег» бондарева

Глубокий анализ романа «горячий снег» бондарева: разбор сюжета и критическое исследование его значимости.

Анализ романа на уроке

Написать роман о нескольких днях Сталинградской битвы Бондарева побудили воспоминания тех военных событий 1942 года, участником которых был он сам. Писатель и критик Владимир Бондаренко в статье об авторе написал, что до Бондарева ни один военный роман не перевернул наше представление о войне, какой на самом деле она была: «Все мы вышли из «Горячего снега».

Затем можно спросить о впечатлении, которое произвело на детей знакомство с книгой. Наверняка они отметят смелость и самоотверженность советских солдат. Нескольким ученикам следует поручить подготовить сообщения по главам, где описывается героизм и удаль простых бойцов, как наравне с ними бок о бок сражаются их командиры

Необходимо обратить внимание детей на характеристику образов Кузнецова и Дроздовского, в каких чертах они противостоят друг другу и в чем их взаимная неприязнь. Истинная сущность одного из них позналась в бою:

  1. Дроздовский проверки на прочность не выдержал.
  2. Получивший право влиять на судьбы других людей, он в минуту опасности забывает, что ответственен за этих молоденьких мальчишек, которых ждут дома.
  3. Он стремится выполнять распоряжения любой ценой, даже порой вопреки своей совести.

Кузнецов тяжело переживает гибель любимой девушки Зои: «Что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… снег на рукаве ватника был горячим от слез». Во время сражений снег тоже был горячий от раскаленного металла орудий, от пота и крови погибших людей.

https://youtube.com/watch?v=9GVwyCUezUo

И даже в бою конфликты

О чем же дальше пишет Бондарев? «Горячий снег», краткое содержание которого мы представляем в статье, продолжается прорывом немецких танков через батарею Дроздовского. Бессонов, видя отчаянное положение уже всей дивизии полковника Деева, не спешит вводить в бой свой танковый резерв. Он не знает, использовали ли немцы свои резервы.

А на батарее все еще шел бой. Бессмысленно гибнет санинструктор Зоя. Это производит очень сильное впечатление на лейтенанта Кузнецова, и он снова обвиняет Дроздовского в бестолковости его приказов. А оставшиеся в живых бойцы пытаются разжиться боезапасом на поле боя. Лейтенанты, пользуясь относительным затишьем, организовывают помощь раненым и готовятся к новым боям.

Военный путь

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

Произведения о Великой Отечественной войне

«Красное вино победы»

«Шопен, соната номер два»

«Усвятские шлемоносцы»

Пикуль Валентин Саввич (1928 – 1990)

Военный путь

Зиму 1941-1942 года, самое страшное время блокады, Валентин Саввич с матерью прожили в Ленинграде. Эвакуироваться из осаждённого города удалось только по «Дороге жизни». Семью эвакуировали в Архангельск, отец Пикуля в это время уже воевал в рядах морской пехоты. Валентин Саввич, несмотря на юный возраст, не захотел отсиживаться в тылу. Из Архангельска юноша бежал на Соловки, в школу юнг. В 1943 году Пикуль закончил учёбу и был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота. Корабль сопровождал конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск продукты, вооружение, технику из стран-союзников.

На корабле Пикуль пробыл до конца войны — дослужился до командира боевого поста, а затем стал штурманским электриком. К моменту капитуляции Германии Валентину было 17 лет. 

Произведения о Великой Отечественной войне

«Океанский патруль»

«Реквием каравану PQ-17»

«Мальчики с бантиками»

«Барбаросса»

Военный путь

Доброволец истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943 командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем литсотрудник газеты 57-й армии. После войны работал редактором Воениздата, оставаясь в рядах Советской Армии. Уволен из армии в 1950 году в звании майора.

Произведения о Великой Отечественной войне

«Брестская крепость»

«Рассказы о неизвестных героях»

Послесловие

Мы рассказали о некоторых писателях-фронтовиках, назвали их произведения, повествующие о тех страшных, выпавших на нашу страну, испытаниях.

Да, слова писателей на войне и о войне трудно переоценить. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Составитель: В. Сучкова, гл. библиограф ЦБ

Роль литературы в годы войны

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений  – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно. Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.

Ожесточенные бои под Сталинградом

Пересказывать краткое содержание «Горячего снега» довольно сложно. Действие повести разворачивается под Сталинградом, городом, где Красная Армия в ожесточенных боях сломала наконец хребет немецкому вермахту. Немного южнее блокированной 6-й армии Паулюса советское командование создает мощный рубеж обороны. Артиллерийский заслон и приданная к нему пехота должны остановить рвущиеся на выручку Паулюса еще одного «стратега» — Манштейна.

Как известно из истории именно Паулюс был создателем и вдохновителем печально известного плана Барбаросса. И по вполне понятным причинам Гитлер не мог допустить, чтобы целая армия, да еще и возглавляемая одним из лучших теоретиков немецкого генштаба, была окружена. Поэтому враг не жалел сил и средств для того, чтобы пробить для 6-й армии оперативный проход из окружения, созданного советскими войсками.

Об этих событиях и написал Бондарев. «Горячий снег» рассказывает о боях на крошечном пятачке земли, который, по данным советской разведки, стал «танкоопасным». Здесь должен произойти бой, который, возможно, решит исход битвы на Волге.

Вариант 2

Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи. Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами  и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.

Мне больше всего нравится стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это своего рода наказ солдата любимой женщине. Если он будет знать, что его ждут, ему и воевать будет легче. Есть в стихотворении такая строка «… ожиданием своим ты спасла меня…» и ещё «…просто ты умела ждать, как никто другой».

Поэма в стихах Александра Твардовского «Василий Тёркин» — это по сути собирательный образ русского солдата. Практичного, смекалистого, рукастого, храброго. Вот, например, как автор пишет про переправу через реку. Отправили Тёркина сообщить, что «взвод на левом берегу жив-здоров на зло врагу …просит огонька туда подбросить…» Поскольку дело было зимой, и чтобы Тёркин не окоченел, его стали растирать спиртом. Тёрли, тёрли, вдруг он просит выпить, «…изнутри согреться мне, чтоб не всё на кожу тратить». Выпил рюмку, согрелся и доложил обстановку. Сработала крестьянская смекалка.

Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.

Ольга Бергольц и её «Ленинградская поэма» про осаждённый, но не покорённый Ленинград. Про «дорогу жизни», по которой вывозили из осаждённого города детей, стариков, раненных красноармейцев, а в город везли продовольствие. «…Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим, ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»

Про битву за Ленинград  Александром Чаковским  написан роман-эпопея под названием «Блокада». Про Сталинградскую битву Юрием Бондаревым был написан роман «Горячий снег». Эти оба произведения экранизированы.

Про оборону Москвы Константин Симонов написал роман «Живые и мёртвые». Вторая книга называется «Солдатами не рождаются». Третья книга — «Последнее лето».

Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.

Борис Васильев «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», « В списках не значится». В романе « А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах, которые защищали небо в Карелии. Обычная жизнь прервалась тогда, когда одна из них случайно обнаружила в лесу двух фашистских диверсантов. Правда, потом их оказалось около двадцати. Пять девушек и старшина отправились вслед за ними, чтобы их уничтожить. Все пятеро пали смертью храбрых. Старшина всё-таки выполнил поставленную задачу. А в сводках Совинформбюро была только одна строка «… проходили бои местного значения». И ни слова про подвиг девушек.

После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.

Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.

Писатель-фронтовик

Бондарев является одним из признанных мастеров этого жанра. Когда читаешь произведения таких авторов, поневоле поражаешься реалистичности строк, отображающих различные стороны нелегкой военной жизни. Ведь он сам прошел нелегкий фронтовой путь, начав его под Сталинградом и закончив в Чехословакии. Поэтому романы и производят такое сильное впечатление. Они поражают яркостью и правдивостью сюжета.

Одно из ярких, эмоциональных произведений, которые создавал Бондарев, «Горячий снег», как раз и повествует о таких простых, но непреложных истинах. Уже само название повести говорит о многом. В природе не бывает горячего снега, он тает под солнечными лучами. Однако в произведении он горячий от пролитой крови в тяжких боях, от количества пуль и осколков, которые летят в отважных бойцов, от нестерпимой ненависти советских солдат любого ранга (от рядового до маршала) к немецким захватчикам. Вот такой потрясающий образ создал Бондарев.

Идеи, заложенные в произведении

Роман «Горячий снег» Бондарева является произведением, которое описывает события Великой Отечественной войны и наглядно демонстрирует трудности и страдания, которые переживали солдаты на фронте. В произведении заложены глубокие идеи, которые открываются читателю по мере продвижения по тексту.

Одна из главных идей, которая заложена в романе, — это героизм и мужество солдат. Произведение демонстрирует, что на сложном пути к победе главной силой, которая помогала советским воинам, была сила воли и мужество.

Кроме того, роман показывает необходимость единства и солидарности между солдатами и офицерами. Только объединившись и действуя вместе, воины могли противостоять врагу и выиграть войну.

Еще одной важной идеей, которую заложил Бондарев в произведении, является трагедия войны. В романе читатель видит все ужасы, которые переживали солдаты на фронте, — боевые действия, гибель товарищей, нехватку продовольствия и медикаментов

Итак, роман «Горячий снег» Бондарева — это произведение, которое открывает глубинные темы и идеи. Оно показывает, что героизм, мужество и единство — это ключевые факторы, которые помогли советским воинам победить в войне.

Танковый удар

Пока батарея выдвигалась к назначенному рубежу, а ее бойцы знакомились и притирались друг к другу, в стратегическом плане ситуация на фронте резко изменилась. Вот как развиваются события в повести «Горячий снег». Краткое содержание операции Манштейна по освобождению зажатой в окружении 6-й армии можно передать так: сконцентрированный танковый удар встык двух советских армий. Эту задачу фашистское командование доверило мастеру танковых прорывов. Операция носила громкое название — «Зимняя гроза».

Удар был неожиданным и поэтому довольно удачным. Танки вошли встык двух армий и углубились в советские оборонительные порядки на 15 км. Генерал Бессонов получает прямой приказ локализовать прорыв, чтобы не допустить выхода танков на оперативный простор. Для этого армию Бессонова усиливают танковым корпусом, дав понять командарму, что это последний резерв Ставки.

Основные персонажи произведения

Персонаж Краткое описание
Бессонов Генерал. Характеризуется сдержанностью во взглядах и поведении. Зрелый, ответственный человек.
Кузнецов Один из главных героев произведения. Вынужден ощущать саму сущность смерти. Наблюдает бессмысленную гибель Сергуненкова, выполнявшего поручение Дроздовского. Знает, что будет винить себя за эту смерть, так как не смог ее предотвратить. Молод, является командиром взвода.
Дроздовский Командир артиллерийской батареи. Влюблен в Зою Елагину. Проявляет дисциплинированность, имеет волевой характер.
Елагина Девушка, санитарный инструктор. К ней испытывают романтические чувства Кузнецов и Дроздовский.
Уханов Командует орудием. Имеет звание старшего сержанта.
Чибисов Самый старший боец взвода (по возрасту). Ему примерно сорок лет.
Евстигнеев Наводчик орудия, спокоен и опытен в бою.
Нечаев Оружейный наводчик.
Рубин Ездовой. Прямолинеен в общении с другими, проявляет грубое отношение ко многим.
Деев Командир дивизии.
Веснин Член Военного совета.
Давлатян Командует вторым взводом.

Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века

Великая Отечественная Война – это трагедия для многих семей.  На фронт уходили отцы, братья, мужья, некоторые не возвращались. Наверное, именно поэтому тема войны очень часто проскальзывает в произведениях писателей 20 века.  Многие из них сами воевали, их произведения, особенно трогательные и чуткие. Любой писатель 20 века был пронизан этой ужасной атмосферой, из-за чего их произведения очень стоящие и интересные.

Произведения начинали писаться уже в годы самой войны. Например, Твардовский писал поэму « Василий Теркин»  с 1941-1945. Эта поэма имеет тридцать глав, в каждой из них описан эпизод данной трагедии, а именно жизни обычного, фронтового солдата. В этой поэме Василий Теркин воплощение мужественного и настоящего мужчины, в тот момент именно с таких людей следовало брать пример.

Повесть Некрасова « В окопах Сталинграда» была так же написана в начале войны. Она очень трогательная, но в то же время жесткая: события, которые описываются в повести, просто разрывают сердце. 

«В списках не значился» легендарное произведения Быкова, которое посвящено защитникам Брестской крепости.  Ведь именно Брестская крепость первой получила удар от фашистских захватчиков.  Самое главное то, что это произведение основано на реальных событиях и впечатлениях.

Эта тенденция с каждым годом росла и росла. Отечественная война отложила огромный отпечаток на судьбах людей. Многие свои переживания они описывали в поэмах, рассказах, романах, песнях и стихах.  Такая тема всегда пронизывает до дрожи, ведь каждая семья столкнулась с этой трагедией, и пережил Ад на земле.

Рассказ Шолохова « Судьба Человека» — это трагичное произведение, которое заставляет, безусловно, задуматься.  В этом рассказе говорится о простом человеке, шофере.  Он испытал на себе полный гнет немцев, побывав в концлагере.  Он видел самое ужасное, что происходило в те годы: боль, муки, потерянные глаза, полные слез, смерть невинных людей. Видел то, как фашисты издевались над женщинами и детьми, убивали людей, даже не моргая глазам. Самое главное отличие этого персонажа в том, что он хотел жить и выжить, потому что дома его ждала семья.

Не смотря на то, что прошло уже много лет с момента этих трагических событий, произведения о войне актуальны и по сей день. Ведь в них отображается сущность народа, их воля к победе и патриотизм.   Война – это то событие, когда нужно собрать волю и силы в кулак и идти до конца, к победе.

Сочинение 5

Великая Отечественная война является одним из самых важных событий XX века, которое оказало огромное влияние на всю мировую историю. Эта война также оказала сильное воздействие на литературу 20 века

Многие писатели обратили свое внимание на эту тему и создали произведения, которые описывают жестокость войны, ее последствия и героизм людей

Одним из самых известных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, является «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Это масштабная эпическая сага, которая описывает жизнь и страдания людей во время войны. В этой книге Гроссман рассказывает о битве под Сталинградом, о блокаде Ленинграда и о многих других событиях войны. Он также описывает героизм и человечность людей в таких условиях.

Другим важным произведением, связанным с Великой Отечественной войной, является «Защита Лужина» Владимира Набокова. Эта книга рассказывает о жизни Русской эмиграции в 1930-х годах, но в то же время в ней есть отсылки к войне. Главный герой книги, Лужин, страдает от психических расстройств, и его жизнь находится в руинах. Эта книга является интересным примером того, как Великая Отечественная война оказала влияние на литературу и культуру в целом.

Глубокое понимание произведения

Для полного восприятия и оценки романа «Горячий снег» Бондарева необходимо иметь глубокое понимание не только его сюжета, но и контекста времени, в котором было написано произведение. Автор воспроизводит дух того периода, когда война еще не была забыта и не стала предметом героизации, а повседневность людей была повязана неразрывно с их участием в боевых действиях.

Глубокое понимание романа также требует внимательного изучения мотивов и символических образов, которые пронизывают всю книгу. Кроме того, следует учитывать и личный опыт автора. Бондарев сам являлся ветераном войны, и его произведение может быть рассмотрено как частичное отражение его собственных переживаний и эмоций.

Сложность сюжета и обилие персонажей также увеличивают необходимость глубокого понимания произведения. Роман Бондарева стал классикой русской литературы, и не смотря на то, что многие элементы сюжета и персонажи могут показаться нам привычными, необходимо постараться увидеть их глубинный смысл и значение на фоне основной идеи произведения.

Вариант 2

Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Уникальность произведения в его манере изложения, легкости стихотворного слога, яркости описания событий и душевной красоте самого героя- Василия Теркина.

Написанное в военные годы, произведение перечитывалась бойцами советской армии не раз. Главный герой — обычный солдат. Родом Василий, как и сам поэт, из Смоленска, выходец из крестьянской семьи. Начинает служить рядовым, за свои заслуги получает орден. Все тяготы проходит на войне Теркин, пули его не трогают, смерть не забирает. С ним всегда его верная подруга-гармонь, которая помогает солдатам справиться с невзгодами.

Удачно подобрана и фамилия героя произведения Твардовского. В ней автор словно закладывает афоризм «тертый калач», человек с большим жизненным опытом, авторитет для других. Также фамилия хорошо сочетается со словом «перетерпим» , очень актуальное в тяжелый период войны.

Поэму «Василий Теркин» нельзя назвать классической с точки зрения литературного жанра. Сам писатель, прошедший войну корреспондентом, считает свое произведение скорее военной хроникой событий, описанной глазами очевидца. В ней нет последовательности развития сюжетной линии. Каждая глава самостоятельна по значению. Произведение включает в себя множество литературных жанров: лирика, былина, публицистика, монолог, песня. Несмотря на отсутствие сюжетной связи между собой, каждая из тридцати глав имеет свое логическое заключение и четкое композиционное строение. Автор писал произведение на войне и понимал, что многие из солдат, читавшие предыдущую главу не всегда доживают до следующей. В этом проявляется гениальный замысел творения А.Т.Твардовского.

Основной темой поэмы является борьба народа с фашизмом, стойкость и непоколебимость русского солдата, безграничная любовь к своей Родине. Теркин нужен был бойцам на войне – жизнерадостный и преодолевающий все преграды.

Помимо самого главного героя Василия в поэме встречаются образы других людей. Все они не имеют конкретных фамилий, поскольку они образы либо всех матерей-солдаток, проводивших сыновей и мужей на фронт, девушек, оставшихся без любимых, санитарок, спасших не одну жизнь. Образ врага также встречается обобщенно, исключение лишь сюжет рукопашного боя героя с немцем.

Украшение поэмы — ее художественное разнообразие. Интересные обороты пошли в народ (« У войны короткий путь, у любви- далекий»), использование пословиц приближает произведение к русскому народному творчеству.

Применение автором разговорного четырехстопного хорея, делает произведение легким и увлекательным в прочтении.

Вряд ли найдется человек старшего поколения, кто — бы не знал ничего о Василии Теркине. Чтобы потомки помнили, на Родине А.Т.Твардовского установлен памятник писателю с его любимым героем.

Вариант 1

Великая Отечественная война для нашей страны была самым страшным испытанием. Нет ни одной семьи, которую бы не коснулась эта трагедия. У всех есть близкие родственники — дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки, которые воевали на фронтах ВОВ, работали на оборонных предприятиях, или трудились в сельском хозяйстве. “Всё для фронта, всё для победы!” — таков был главный лозунг тех лет.

Иначе не могло и быть, так как речь шла не только о сохранении государственности, а вообще о существовании всех людей, проживающих на территории нашей страны. Ведь в планы гитлеровской Германии и её союзников входило уничтожение как можно большего количества нашего народа, независимо от национальности, и превращение оставшихся в живых в рабов, которые должны были трудиться на своих господ —  представителей высшей, арийской расы.

Поэтому лозунг “Никто не забыт, ничто не забыто” — это строки из стихотворения ленинградской поэтессы Ольга Берггольц — имеет для всех нас, потомков тех, кто победил в той страшной войне, особый смысл и значение. Мы этого не забудем никогда.

Память о том, как страна смогла устоять перед лицом смертельной угрозы, о битве, в которой наши деды и прадеды добились победы, сохраняется не только в архивных материалах, хранящихся в музеях, но и в литературных произведениях. Александр Твардовский, Михаил Шолохов — профессиональные писатели, которые во время ВОВ были военными корреспондентами, создавали во время войны и после неё произведения, в которых раскрывали мужество и героизм советских солдат, советского народа.

Александр Твардовский во время войны написал две поэмы, одна из которых “Василий Тёркин”. Герой поэмы — простой солдат, который не унывает ни при каких обстоятельствах. О находчив, смел, всегд готов прийти на выручку товарищам. И за эти его качества любим он и боевыми друзьями, и народом. Василий Тёркин образ собирательный, прототипа у этого литературного героя не было. Но он не стал от этого менее любим. Наоборот, в каждом воинском подразделении всегда находился похожий на него боец. Твардовскому удалось отобразить суть советского воина — несгибаемого солдата, защищающего свою Родину и при этом смело смотрящему в лицо опасности.

Михаил Шолохов во время войны начал писать роман “Они сражались за Родину”. Но не менее известным произведением писателя о войне является рассказ “Судьба человека”. Главный герой Андрей Соколов теряет всю свою семью во время войны. Во время бомбёжки погибает его жена и двое дочерей. А в конце войны погибает и сын. Оставшийся совсем один, прошедший войну, плен, но не озлобившийся, сохранивший лучшие человеческие качества простой солдат, вернувшись с фронта, во время одной из поездок встречает мальчика, у которого погибли родители. И Андрей Соколов говорит мальчику, что это он его отец, он усыновляет его. Тема возвращения к полноценной жизни человека, испытавшего в этой жизни самое страшное  — потерю близких — пронзительно раскрыта в этом рассказе Михаила Шолохова.

О войне написано много книг. Не только теми писателями, которые были писателями и до войны, но и людьми, которые воевали, а после победы решили сохранить для нас память о тех событиях, создавая стихи, рассказы, повести, романы.

Мне нравится2.6 k.Не нравится1.3 k.

БОНДАРЕВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Словарь афоризмов…

А что значит познать? Это значит увериться в чем-то, докопавшись до глубины, за которой лежит пласт следующей неизведанной глубины.

* * *

Бездуховность — это равнодушие, леность мысли, презрение к интеллекту, к глубокому чувству, это верование в то, во что выгодно верить…

* * *

Большое искусство общечеловеческой мысли не имеет национальных ограничений, хотя у него есть место и время рождения, неповторимые особенности эпохи и родного края.

* * *

Борьба между разумом и тьмою, созиданием и разрушением, добром и злом, жизнью и смертью — главные проблемы человечества и главные проблемы современной литературы!

* * *

В фальшивом оптимизме есть нечто снотворное, наркотическое, усыпляющее.

* * *

Всякое предательство — это душевная смерть.

* * *

Добро пытается сделать мир благороднее, нравственнее, мягче, объединяя, а не разъединяя людей.

* * *

Добро, человечность, искусство нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены наивысшему судье бессмертия — совести.

* * *

Доброта — это и любовь, и гнев, и борьба, и движение к цели, и отношение к существующему миру… Доброта — понятие сугубо нравственное, а только нравственное делает в конце концов человека человеком.

* * *

Долг — справедливые поступки человека, что согласуются с совестью и придают жизни наивысший смысл, объединяющий всех людей.

* * *

Жизнь, связанная со злом, непрочна, ненадежна, так как построена на принципе бумеранга: в любой момент зло может вернуться назад, нанести удар насмерть — и наступит возмездие.

* * *

Искусство — всегда метафора действительности.

* * *

Книга — это катаклизмы истории, движение революций, расцвет и падение обществ, войны, любовь, ненависть, поиски истины. Книга высвечивает ложь, которая не любит света и предпочитает скрываться в тени.

* * *

Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее…

* * *

Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть.

* * *

Ложь взаимоотношений успокаивает глупость и уравнивает конфликты.

* * *

Молодость — это область чувств: чуткость к правде, приятие жизни и отрицание смерти. Зрелость — это область мысли.

* * *

Мы говорим, что ныне в мире господствуют точные науки… Мы знаем многое и в то же время наше познание об объективной реальности, о человеке в ней — еще лишь шаг к полуоткрытой двери, за которой лежит не один пласт неоткрытых возможностей.

* * *

Насилие тоже может быть выражением любви. Кандалы рабства можно и должно разрубать мечом.

* * *

Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, — это мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью нравственной любви.

* * *

Нравственность — это не свод сухих назиданий, не кодекс сплошных догматических запретов, а совестливое отношение человека к окружающему миру.

* * *

Понятие «счастье» и понятие «смысл жизни» нельзя отделить друг от друга, как следствие от причины, и наоборот.

* * *

Понятие общечеловеческой боли выше пограничных столбов… Понять друг друга, человек человека — это тоже задача нравственности.

* * *

Природа — не сырье для цивилизации, а прекрасный солнечный дворец, в который человек должен своим трудом, волей, разумом вносить усовершенствования и изменения.

* * *

Прочное и вечное, чем питаемся мы духовно, создано не в век атомной энергии, а увы, во времена минувшие. Означает ли это — назад к свечам? Нет, назад к нравственности…

* * *

Свобода — это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения необходимы как проявления этой же нравственности, т. е. разумного самоуважения.

* * *

Следует знать, что рано или поздно можно завоевать царство вещей, но проиграть душу…

* * *

Современному гомо сапиенсу часто не хватает поступка, потому что делать добро всегда трудновато и хлопотно.

* * *

Счастье — не подарок природы, не свойство ума, не ощущение вкуса, а это миг постижения, минута открытия, момент озарения на длинной дороге последовательного приближения к цели.

* * *

Счастье — это то, чего мы сами не испытываем.

* * *

Тоска? Это боль, которая не имеет определенного места.

* * *

Чувства рождают идеи, и наоборот, идеи питают чувства.

8 класс

Великая Отечественная война стала одним из самых значимых событий 20 века, которое повлияло на многие аспекты жизни людей. Литература того времени отражала все громкие победы и трагические поражения, происходившие на фронтах и за их пределами.

Одним из самых известных произведений о Великой Отечественной войне является роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. В этой книге автор показывает весь ужас и разрушительную силу войны, ее влияние на обычных людей. Роман описывает не только боевые действия, но и жизнь в блокадном Ленинграде, трудности советских войск при освобождении Украины и Белоруссии. Гроссман создал своеобразную эпопею о войне, которая стала одним из лучших произведений литературы о Великой Отечественной войне.

Еще одним замечательным произведением о Великой Отечественной войне является повесть «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Это произведение описывает жизнь казаков на Дону в годы Великой Отечественной войны. Повесть рассказывает о том, как война повлияла на судьбы казаков и как они выживали в трудные времена. Шолохов создал яркий образ казачества и показал его борьбу за свое место в жизни на фоне трагических событий войны.

Также стоит отметить роман «Бессмертный полк» Александра Тамоникова, который описывает хроники 28-й стрелковой дивизии Красной армии, сформированной из жителей Сталинграда. Роман переносит читателя прямо на поля боя и показывает все трудности, с которыми сталкивались солдаты, выжившие в этой трагедии.

В заключении можно сказать, что литература 20 века о Великой Отечественной войне имеет большое значение не только для понимания истории, но и для сохранения памяти о героических поступках наших предков. Эти произведения помогают нам понять, какие жертвы пришлось принести нашей стране в годы войны, и укрепляют наше чувство патриотизма и любви к Родине.

Сочинение 5

Великая Отечественная война является одним из самых важных событий XX века, которое оказало огромное влияние на всю мировую историю. Эта война также оказала сильное воздействие на литературу 20 века

Многие писатели обратили свое внимание на эту тему и создали произведения, которые описывают жестокость войны, ее последствия и героизм людей

Одним из самых известных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, является «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Это масштабная эпическая сага, которая описывает жизнь и страдания людей во время войны. В этой книге Гроссман рассказывает о битве под Сталинградом, о блокаде Ленинграда и о многих других событиях войны. Он также описывает героизм и человечность людей в таких условиях.

Другим важным произведением, связанным с Великой Отечественной войной, является «Защита Лужина» Владимира Набокова. Эта книга рассказывает о жизни Русской эмиграции в 1930-х годах, но в то же время в ней есть отсылки к войне. Главный герой книги, Лужин, страдает от психических расстройств, и его жизнь находится в руинах. Эта книга является интересным примером того, как Великая Отечественная война оказала влияние на литературу и культуру в целом.

Также стоит упомянуть произведение «Судьба человека» Михаила Шолохова. Эта книга описывает жизнь и страдания человека во время войны. Она рассказывает о том, как люди выживают и борются за свою жизнь в таких экстремальных условиях. Шолохов описывает войну с такими деталями, что читатель может почувствовать, как будто он сам находится на передовой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: