Краткое содержание
Автор иносказательно передает историю Российской империи, которую оценивал с критической точки зрения. Всех жителей он называл глуповцами. Это обитатели одноименного города. Их этнос происходит от древнего народа, который назывался головотяпами.
Головотяпы враждовали с соседними государствами, а также друг с другом. Устав от этого хаоса, они решают выбрать себе правителя, который навел бы порядки, и быстро находят подходящего князя. С новой властью люди решили основать город Глупов. Так писатель обозначил создание Киевской Руси и становление Рюрика во главе княжества.
Сначала правитель посылает своего наместника, но тот был пойман на воровстве, тогда князь приезжает лично и наводит жесткие порядки. Так писатель представляет период феодального раздробления Руси.
Затем автор прерывает рассказ и начинает перечисление знаменитых градоначальников. Их биографии являются отдельными и оконченными историями. Первым был Дементий Брудастый, у него в голове находился органчик, который играл только два произведения: «Разорю!» и «Не потерплю!». Далее у начальника ломается голова, и наступает безначалие — смутные времена, наставшие после кончины Ивана Грозного. Именно его Салтыков показывает в образе Брудастого. Затем появляются самозванцы-близнецы, но их быстро убирают — это приход Лжедмитрия и его окружения.
Начальники менялись, их самомнение увеличивалось пропорционально появлению абсурда в романе. Безумные реформы губили империю, народ становился нищим и невежественным, а правительство только пировало или воевало. Череда постоянных ошибок привела к ужасным последствиям. В результате последний градоправитель Угрюм-Бурчеев умирает, после его смерти рассказ обрывается, а из-за открытого завершения романа появляется надежда на перемены к лучшему.
Сочинение по рассказу История одного города
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал свое произведение на протяжении нескольких лет, в период с 1869 по 1870 гг. Изначально роман носил название «Глуповский Летописец». Позже он был переименован в «Историю одного города и выпущен частями в журнале «Отечественные записки» и вызвало бурные эмоции у читателей.
Большинство читателей сравнивают написанную книгу с небольшим рассказом, на самом деле это не так. Жанр «Истории одного города» — «Сатирический роман», в котором описана жизнь выдуманного города Глупова, но хронологические события, происходящие в нем, имеют место быть из летописей, найденных писателем.
Действие романа разворачивается в городе Глупове, название которого говорит само за себя. В романе описана жизнь градоначальников, их «великие дела»: взяточничество, наложение дани, взыскание различных податей и многое другое. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднял главную проблему – сущность истории Российского государства. Он оценивал прошлое и настоящее России довольно критически, так как считал большинство жителей страны «глуповцами». Что в переводе с языка древнего народа означает «головопяты». За свое невежество и неразумение он их переименовал.
Действие романа начинается с небольших враждующих племен. Устав от постоянной войны между собой они решили выбрать себе человека, который бы руководил делами племен и командовал своим народом. Так появился первый князь на Руси и город Глупов. Этим он описывал формирование Древней Руси и правление династии Рюриковичей.
Сначала призванный к власти князь возложил часть дел на своего помещика. Но тот оказался вором, правителю пришлось самому принимать жесткие меры. Затем писатель перечисляет большинство правителей российского государства, их вклад в историю и дела, какими он отличились. Начальники менялись один за другим, менялось и их мировоззрение и абсурдность правления, которое указывает автор в своем произведении.
Безумство и ни кому не нужные реформы создавали в стране хаос и беспорядок, люди становились нищими, наступала разруха. А монархи пребывали в постоянном состоянии то пьянства, то войны и до обычного народа им не было никакого дела. Постепенная череда ошибок со стороны власти привела к тяжелым последствиям, о которых с сарказмом и сатирой повествует автор. В конечном итоге, смерть, настигшая последнего правителя Угрюм-Бурчеева, из-за которой обрывается повествование, дает надежду русскому народу на изменение жизни к лучшему.
В романе «История одного города» писатель затронул множество важных для истории России тематик, таких как война, власть, невежество, религия, раболепство и фанатизм. Каждая тема по-своему важна и несет огромный смысл в жизненный устой простого народа.
Главная проблема, описанная в произведении, которую хотел подчеркнуть Салтыков-Щедрин – это бездействие и смирение простого народа по отношению к власти, их согласие с тем, что монархи ущемляют и угнетают их права, ущемляют их. Писатель склоняется к тому, что люди боятся статься без своего правителя. Страх впасть в анархию настолько силен, что ими движет сила, и желание подчинятся своему начальнику.
Суть романа «История одного города» заключается в том, что общество не желает принимать ответственные решения самостоятельно, взвалив все на плечи одного человека, которому не под силу изменить историю страны. Автор хочет показать, что без воли народа, его осознания и стремления к лучшей жизни ничего не изменится. Писатель не призывает к открытому бунту или революции, но он пытается убедить народ в том, что нельзя обладать слепой покорностью, только люди и их воля может повлиять на перемены к лучшему, нельзя бояться власти, а наоборот, обращаться к ней со своими проблемами.
Вопрос посетителя
Он верит только в опыт, экспериментальную науку, отвергая отвлеченно-метафизическую философию как нечто нереальное, неприемлемое для земного человека. Речь идет о
(*ответ*) Евгении Базарове
Николае Петровиче Кирсанове
Павле Петровиче Кирсанове
Аркадии Кирсанове
Он родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье видного и образованного священника, с детства отличался выдающимися способностями. Речь идет о
(*ответ*) Н.Г.Чернышевском
Н.С.Лескове
И.С.Тургеневе
И.А.Гончарове
Осенью 1852 года этот писатель отправляется в кругосветное путешествие на военном паруснике, фрегате «Паллада», в качестве секретаря при начальнике экспедиции вице-адмирале Путятине и учителя словесности и истории четверых гардемаринов. Речь идет о
(*ответ*) И.А.Гончарове
Н.С.Лескове
И.А.Тургеневе
Н.Г.Чернышевском
Особый тип романа, в котором социально правдиво отражаются события эпохи и ставятся философские проблемы бытия, — это роман
(*ответ*) социально-философский
сатирический
романтический
реалистический
Отсидев два года в Петропавловской крепости, был подвергнут обряду «гражданской казни» и отправлен на 7-летнюю каторгу в Сибирь с последующим пожизненным там поселением. Речь идет о
(*ответ*) Н.Г.Чернышевском
Н.С.Лескове
И.С.Тургеневе
И.А.Гончарове
Переносное наименование, перенос имени по смежности с целого на его часть и наоборот, с емкости на его содержание — это
(*ответ*) метонимия
эпиграф
эпитет
метафора
Персонаж, в котором проявилось нечто существенное для человека вообще или человека, принадлежащего к определенной эпохе, нации, социальной группе, при этом автор оценивает как прекрасные те черты героя, которые отвечают интересам развития человека и общества, — это
(*ответ*) типический герой
рассказчик
образ героя
главный герой
По мысли И.С. Тургенева, это явление бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели. Речь идет о _
(*ответ*) нигилизме
авторитаризме
социализме
демократизме
По праву признан самым совершенным тургеневским романом, соотношение сюжетной динамики, психологизма, лирического начала в повествовании, философски значимых диалогов, бытовых описаний, социальных характеристик — всех элементов жанровой структуры тургеневского романа достигает здесь идеального равновесия. Речь идет о романе _
(*ответ*) «Отцы и дети»
«Дворянское гнездо»
«Дым»
«Рудин»
Подобно знаменитым Санчо Пансе и Дон Кихоту, Илья Ильич Обломов и _ смотрятся как неразлучные друзья-соперники
(*ответ*) Захар
Пенкин
Ольга
Штольц
Помимо прозы, писал еще и драматические произведения
(*ответ*) И.С.Тургенев
Н.Г.Чернышевский
И.А.Гончаров
Н.С.Лесков
История создания
Роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» был написан в течение 1869-1870 гг., но писатель работал не только над ним, поэтому роман писался с перерывами. Первые главы были напечатаны в журнале «Отечественные записки» № 1, где Салтыков-Щедрин был главным редактором. Но до конца года работа над романом приостановилась, так как Салтыков-Щедрин взялся за написание сказок, завершил несколько неоконченных произведений и продолжал писать литературно-критические статьи.
Продолжение «Истории одного города» было напечатано в 5 номерах «Отечественных записок» за 1870 г. В том же году книга вышла отдельным изданием.
Где используется трехактная структура?
Использование трехактной структуры прослеживается в классической литературе, в сценарной работе и в кинематографе. Она позволяет наиболее полно и четко определить, о чем хочет рассказать автор.
Структура киносценария классическая трехактная наиболее часто встречается в кинематографе всех жанров – комедии, драмы, документальных фильмах.
Система раскрытия сюжета в трех актах универсальна
Используя ее, можно написать сценарий спектакля или любую историю, которая должна захватить внимание читателя
Если оглянуться, на трехактной структуре строится любое изложение: речь директора школы на выпускной линейке (вступление, основа, поздравление как итог), новогоднее обращение президента 31 декабря, сюжеты сказок Пушкина, любое произведение драматургии, даже статьи на 4brain, художественные фильмы и сериалы
Обратите внимание на блоги – в хороших читаемых пабликах большинство историй тоже изложены преимущественно в системе трех актов. Она прослеживается везде, где есть упор на развитии сюжета
Что высмеивает Гоголь в комедии «Ревизор»
Образование. Смотритель училищ Хлопов пропах луком, он труслив и робок перед проверяющими, но развязен и смел перед подрастающим поколением. Лука Лукич «внушает юношеству неблагонамеренные правила». Читатель не видит, как руководит Хлопов, но понимает, что должность он исполняет не свою.
Власть. Городничий живет по принципу: «все так делают». Кто все? Это те, кому дана власть над людьми. Они не понимают ее сути и пользуются ею не для людей, а для себя. Городничий хитер, нагл, безнравственен. Он не анализирует свои поступки, просто берет то, что может.
Закон. На страже закона стоит судья Ляпкин-Тяпкин. Он не понимает, чем занимается. Присутственные места, куда должны приходить люди за помощью, превращены в хлева. Домашним хозяйством занимается сторож, а судья получает награды положенные за службу
Смешно оценивать человека «Владимиром» за сидение на стуле с важной миной, говорящего как старинные часы.
Медицина. Земляника руководит богоугодными заведениями
В больницах люди мрут как мухи, но его это не пугает и расстраивает. Он не покупает лекарства. Его принцип вызывает гоголевский смех: «…если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Такой подход делает бессмысленным само существование больниц.
Молодежь. Хлестаков – представитель нового поколения, прожигающего жизнь на играх, сплетнях и лжи. Они не хотят трудиться, им безразличен собственный рост и развитие. Они тщеславны, пусты и неинтересны. Хлестаковы хотят только развлекаться за чужой счет. Они вытягивают из родителей средства и надеются, что им хватит их на всю жизнь.
Гоголь объясняет будущим актерам, что играть нужно обычных людей, не понимающих, что в их действиях есть что-то неправильное. Все персонажи уверены, что ревизор их примет, поймет и поддержит. Написать сочинение «Над чем смеется Гоголь в комедии «Ревизор», значит разобраться в глубинном смысле подтекста комедии, скрытой иронии и сарказма. Предлагаемый материал станет хорошим подспорьем.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ekaterina Pigarevskaia
16/17
-
Анна Дегтярёва
14/17
-
Людмила Марина
17/17
-
Glich Altero
16/17
-
Карина Фридрих
17/17
-
Анютка Арефьева
13/17
-
Карина Милашкина
17/17
-
Irina Kurbatova
17/17
-
Ольга Баздникина
17/17
-
Аркадий Родионов
12/17
2 вариант
«История одного города» — произведение, композиция которого понятна далеко не всем. И, чтобы разобраться в ней, нужно обратиться к истории создания романа.
Несмотря на службу вице-губернатором, автор оставался человеком, который служил правде. В отличие от других чиновников, подкупить его было невозможно. Всю свою жизнь он старался исправить положение в высшем обществе, где редко можно было встретить человека, не злоупотреблявшего своими возможностями.
Салтыков считал: государство свято уверено, что это народ служит им. И именно это становится причиной беспредела в высших кругах, где каждый не знает слова «честь», стремясь отхватить кусок побольше.
Решив вынести проблему самодержавия на поверхность, автор начинает работу над романом «История одного города», предварительно уйдя в отставку. Задумка появилась у писателя еще в 60-х, но тогда он в полной мере не осознавал, чего хочет добиться от произведения.
Первые главы были опубликованы автором в журнале «Отечественные записки» в январе 1869. После чего писатель решил посвятить время написанию сказок и статей, отложив роман в долгий ящик. В 1870 работа над произведением продолжилась, и в том же журнале было опубликовано продолжение. Также в 1870 книгу выпустили отдельным изданием. Изначально роман был известен под названием «Глуповский Летописец».
Однако, это был не окончательный вариант произведения. Лишь через 9 лет мир увидит роман «История одного города» таким, каким видим мы его сейчас. Такой большой временной разрыв произошел из-за недовольства цензуры. Автору пришлось вносить немало правок для беспрепятственного распространения произведения.
Произведение вызвало разные отзывы, не обошлось и без критических статей. Одной из них стала статья «Историческая сатира» за авторством Суворина. В ней публицист открыто обвинил писателя в искажении исторических фактов. Он считал, что напечатав это произведение Салтыков- Щедрин насмехался над русским народом, изобразив его глупым, ничего не предпринимающим.
Тургенев напротив был восхищен романом и рекомендовал его к прочтению. Он видел в этом произведении подлинную историю России преподнесенную с щепоткой сатиры.
Солидарен с ним был Горький, который считал, что только прочитав этот роман можно в полной мере понять историю России 19 века.
И он абсолютно прав. Писателю удалось в полной мере воплотить свою задумку и показать миру всю правду о истории русского народа.
Проблематика
Роман “История одного города” стал объектом споров и негативной оценки публикой из-за своей проблематики – искажения отечественной истории. Автор использует сатирический подход, чтобы высмеять и иронизировать над историческими личностями, представленными через образы градоначальников в Глупове.
Салтыков-Щедрин создает город Глупов как символическое отображение всего русского общества того времени, где исторические события и фигуры предстают в искаженном свете. Каждый градоначальник отражает определенную историческую личность, и через них автор иронизирует над недостатками и ошибками истории.
История создания
Замысел, история создания. Жанр и композиция.
Трудные для России шестидесятые годы 19 века оказались наиболее плодотворными для М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Горький опыт вятской ссылки, во время которой молодой Салтыков боролся со взяточничеством, злоупотреблениями власти, стал настоящей школой жизни. Провинциальная жизнь дала писателю огромный материал для создания этого романа.
Ведь именно в северном городе Салтыков защищал крестьян, так как он видел, что в провинции существует не действие. А произвол полицейской власти, совершенно убежденной, что не она существует для народа, а народ для нее.
В 1868 г. Салтыков-Щедрин оставляет государственную службу. Накопленные впечатления нашли отражение в этом необычном произведении, резко отличающемся от ряда созданных в эти годы произведений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина. Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках начала 60-х годов.
Щедрин освоил и крупные, и малые сатирические жанры: роман с интересным сюжетом и глубоко прочувствованными образами, фельетон, сказку, драматическое произведение, рассказ, пародию. Писатель ввел в мировую литературу сатирическую хронику
Важное место в творчестве принадлежит этому роману
Рассказывая якобы о прошлом России, писатель, тем не менее, говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.
Писатель-сатирик к истории обратился для того, чтобы сгладить неизбежное столкновение с цензурой.
Автор в этом произведении сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто доступно донести до читателя антибюрократические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах россиян.
Наипростейший деревянный механизм, с помощью которого Брудастый выкрикивает свои приказы — команды, является преувеличением, образ этого градоначальника, как и остальных фантастичен и гиперболизирован. Но поступки, совершаемые человеком с деревянной головой, почти ничем не отличались от деятельности реальных людей.
Трагическая судьба глуповцев закономерна. Они веками живут в этом выдуманном, фантасмагорическом городе, призрачном и реальном, нелепом и страшном.
В отношениях обывателей Глупова писатель смешивает их социальные, бытовые, служебные, профессиональные признаки и характеристики. К какому сословию ни относились бы глуповцы, в них сильны традиции и пережитки, которые необходимо преодолеть ради собственного будущего.
Глуповцы живут в избах, ночуют в овинах, занимаются полевыми работами, решают свои дела, собираясь миром. Крестьяне, мещане, купцы, дворяне, интеллигенция — социальная и политическая номенклатура Глупова включает все основные классы, сословия, группы и государственно-административные силы России.
Вывод, к которому автор пришел в заключительных строках своего романа, ясен и понятен: населению Глупова пришло время устыдиться бессмысленной и гибельной несамостоятельности, но, перестав быть глуповцами, необходимо начать новую, неглуповскую, жизнь. Писатель твердо убежден, что строителями будут другие люди, не глуповцы.
Таким образом, основное художественное средство — гротеск Он помогает Щедрину обнажать социальные и нравственные пороки русского общества.
Конфликт произведения
В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина заложен глубокий конфликт между народом и властью, между простыми людьми и организованной государственной машиной.
Основной конфликт проявляется в противостоянии народа и его правителей, в котором каждый новый градоначальник продолжает тиранию, перенимая самые низменные черты предыдущих. Этот конфликт символизирует широкую проблему отношений власти и народа в русском обществе того времени.
Салтыков-Щедрин не жалеет ни градоначальников Глупова, ни простых людей, исходя из того, что раболепие, чинопочитание и угодничество народа-хамелеона создают плодотворную почву для тирании правителей. Автор раскрывает схожесть между глуповскими мужиками и представителями интеллигенции, подчеркивая, что все они подчинены общим условиям исторической жизни.
Тема и основная мысль
Роман о Глупове и его жителях существенно опережает время, поэтому во многих рецензиях его называют новаторским. Михаил Евграфович выходит за рамки сатиры, бичуя не только строй, но и рабское отношение народа к своему положению. По мнению автора, терпеть такое безобразие могут только глупые, примитивные и ограниченные существа.
Самая острая и главная тема — неправильный политический строй. Верхи воруют и бесчинствуют, а низы терпят, и со стороны кажется, будто они даже находят удовольствие в том, что их унижают и буквально обворовывают. С другой стороны, русский человек, по мнению Михаила Евграфовича, нуждается в жёстком правителе. Когда к власти приходят градоначальники с мягким характером, начинается анархия.
Проблематика романа строится на том, что при смене правителя история трактуется по-новому. Государство преподносит сведения о важных событиях так, как это выгодно очередному монарху. В романе это показано на примере градоначальников. В каждом из них угадываются черты, присущие правителям, жившим в реальности. Образы одних градоначальников списаны с исторических личностей, а другие объединяют в себе черты нескольких людей.
Основная мысль в том, что страна не будет развиваться до тех пор, пока народ не научится брать на себя ответственность за происходящее. Причина нищеты и разрухи — в многовековой привычке людей безропотно принимать всё, что навязывает им власть, и покорно выполнять самые безумные распоряжения. Современникам казалось, будто писатель смеётся над Россией и её населением, а в действительности он всего лишь хотел показать, что есть пороки, которые нужно искоренять. В этом и заключается смысл романа.
Объяснение на примере Симпсонов
В более широком смысле нарратив — это способ изложения конкретной истории, причем одну и ту же историю можно рассказать с точки зрения разных нарративов.
Например, в одной из серий «Симпсонов» в 33 сезоне Гомера ошибочно обвинили в том, что он оставил Маленького Помощника Санты запертым в машине с закрытыми окнами на жаре, кадры произошедшего вирусятся, и Симпсон становится изгоем.
На самом же деле нам показывают, что Гомер вышел буквально на 2 минуты за мороженным, решив порадовать своего питомца лакомством в жаркий день. Перед тем, как уйти, он оставил окна машины открытыми, но пес по имени Маленький Санта случайно нажимает на кнопку, которая закрывает все окна, ключи выпадают, и животное остается в закрытой в машине.
Сам же Симпсон совсем не хотел причинить вреда своему псу и сделал все, чтобы подобная ситуация не произошла. Но общество начинает осуждать Симпсона, который не готов извиниться за свой поступок, поскольку не чувствует своей вины.
С точки зрения Симсона, он невиновен, с точки зрения общества — он жестокий преступник. Выходит, что два разных нарратива или смысла заложены внутри одного и того же сюжета, таким образом авторы вызывают сопереживание в зрителях, показывая две стороны одних и тех же событий и их неоднозначность.
Таким образом, можно сказать, что нарратив – это структурированное логичное повествование, в котором отражается индивидуальное восприятие реальности рассказчика.
- Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков / Ф. Анкерсмит; пер. с англ. О. Гавришиной, А. Олейникова; под науч. ред. Л. Б. Макеевой. – М.: Идея-Пресс, 2003. – 360 с.
- Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт; пер. с фр. Г. К. Косиков // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ–ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. – М.: МГУ, 1987. – С. 387–422.
- Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Собр. соч. в 7‑ми т.– М.: Русские словари, 1997. – Т. 5. – С. 159–206.
- Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / Й. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии. – 2000. – № 3.
- Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. И сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
- Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, 109 Н. Ю. Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4‑е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006.
2 вариант
В обыденной жизни, мы часто можем проявлять иронию и сатиру над происходящими ситуациями и поступками людей. Порой, мы сами этого не замечаем, но нужна ли сатира? Я могу с уверенностью ответить – да! Сатира действительно нужна в современном обществе и ее роль достаточно велика для развития и облачения человеческих пороков.
Сатиру стали использовать довольно давно, но особое внимание она получила после освещения в литературе и театре. Многие русские и зарубежные писатели стали создавать произведения в жанре «сатира», где отличительной чертой является жестокое и насмешливое указание на человеческие пороки
Особую популярность и осуждение сатира получила в 19 веке, когда писатель Николай Васильевич Гоголь выпустил в свет драматическое произведение «Ревизор» для постановки на сцене театра с ярко выраженной насмешкой над светским обществом. После такого унижения писатель был удостоены жестокой критики и гонений. Ещё один известный русский писатель Салтыкова-Щедрин. Прибегнуть к использованию сатиры его заставила цензура того времени. В своих сказках писатель высмеял практически все пороки России и ее недостатки. За это Салтыкова-Щедрина считали острым на язык.
Сатира даёт возможность указать на все недостатки и пороки в завуалированной форме, не прибегая к прямоте и агрессивным высказываниям по отношению к кому или чему-либо. Столы достаточно достойно построить сатиру нужен острый ум и богатый жизненный опыт. С помощью преувеличения или олицетворения можно изобразить свою критику в особой, юмористической форме, которая воспринимается гораздо проще и лучше, а понять и раскрыть ее может лишь умный и мудрый человек. Сатира – это одна из немногих форм юмора, который позволяет человеку с помощью смеха взглянуть на свою жизнь под особым ракурсом, со стороны. А осознание проблемы – это первый шаг к ее исправлению. Таким образом можно сказать, что сатира может привести к положительному развитию и изменению общества.
Сатира полностью изживет себя только, когда факты, которые можно высмеять и нужно исправить полностью изживет себя и исчезнут. На сегодняшний день общество имеет огромное множество недостатков, которые никак не могут быть уничтожены в один миг. Именно поэтому сатира нужна сегодня, ведь если люди смогут увидеть себя со стороны, то это будет стимулом к исправлению указанных недостатков. Именно поэтому сатира – неотъемлемая часть современного творчества.
Сатирический характер романа
Смысл использования сатиры в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина состоит в том, чтобы через историю выдуманного города обличить несовершенство и убожество реального государства – России. Главную проблематику произведения можно обозначить как философско-историческую. Название и композиция произведения является пародией на труд Н.М. Кармазина «История Государства Российского».
В качестве основного приема автор использует гротеск, с помощью которого доводит до абсурда всю картину жизни города Глупова.
В произведении нелепо все:
- глупые, жадные и жестокие мэры, грабящие свой народ;
- бредовые обстоятельства кончины градоначальников: один съеден клопами, другой из-за своего роста сломан бурей, третий скончался от обжорства во время всеобщего голода и т.д.;
- абсурдно слепое подчинение горожан, предки которых променяли свободу на зависимость от иностранного князя;
- несуразно спокойное описание происходящего беспредела летописцами.
Посредством смешения фантастических и реальных черт сатирик рисует обобщенный образ Российского государства. Писатель выбирает прототипы из недалекого прошлого, тем самым подразумевает описание современных ему реалий.
Некоторые критики после выхода романа обвинили Салтыкова-Щедрина в осмеивании истории своего государства и его жителей. На что сатирик возразил, что он ставил цель возбудить в читателе «горькое чувство», а не веселье. В творящейся тарабарщине автор винит не только власть, но и самих граждан, перекладывающих ответственность за свою жизнь на правителей.
Смысл финала
Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица
земли угрюм-бурчеевскую утопию. Но финал книги
остаётся «тёмным», о чём свидетельствуют
различные трактовки эпизода в
литературоведении:
– «оно» означает предсказание народной
революции;
– «оно» знаменует начало ещё более жёсткой
реакции.
Обе версии спорны.
– Как вы считаете, что же обозначает финал?
Опираясь на текст, найдите все «за» и
«против».
Класс делится на группы, каждая из которых
отстаивает свою точку зрения. К этому спору
учащиеся готовились предварительно.
Может быть и третья точка зрения. «История
прекратила течение своё», – пишет сатирик.
– Есть несколько значений слова
«история». Как вы думаете, в каком значении
использует это слово Салтыков-Щедрин?
Скорее всего, в значении «непрерывная
связь времён, естественно вбирающая в себя и
прошлое, и настоящее, и будущее, процесс
общественного развития, неостановимое течение
жизни» (Словарь русского языка Академии
наук СССР: В 4 т. М., 1981. Т. 1).
– «История одного города» – это сатира на
прошлое России второй половины XVIII – начала
XIX века?
Нет. Сатира касалась не истории, а
современности. Писатель отобрал и обобщил то, что
было равно характерно для эпох, отстающих друг от
друга на десятилетия и даже на столетия, то есть
созданные им образы, черты были присущи как
прошлому, так и настоящему.
Сам писатель подтверждал эту мысль, разъясняя
своеобразие замысла: «…те же самые основы
жизни, которые существовали в XVIII веке,
существуют и теперь. Следовательно,
«историческая» сатира вовсе не будет для меня
целью, а только формою…»
По Щедрину, история – неостановимое течение
жизни: «История не останавливает своего хода и
не задерживается прыщами. События следуют одни
за другими с быстротою молнии».
– Почему же в данном произведении она
«прекратила течение своё»?
Поможет в этом разобраться жанр книги. «История
одного города» – антиутопия. Антиутопия –
изображение опасных последствий, связанных с
построением общества, то есть
книга-предупреждение о том, что будет, если у
власти будут такие градоначальники и им будут
подчиняться такие, как глуповцы.
Вывод: История города Глупова, с точки
зрения сатирика, обречена на гибель как нечто
противоестественное, уродливо-неразумное и
бесчеловечно-жестокое. В связи с этим «оно»
символизирует неминуемое возмездие, которое
посылает Глупову истинная история (третья точка
зрения на смысл финала). Это произведение не
только антиутопия, но и пророчество.
Угрюм-бурчеевская «прямая линия» напоминает
о «генеральной линии» коммунистической
партии, а его любимые слова «барак»,
«масса» долгое время были любимыми и в нашем
лексиконе. Сила щедринской «Истории…» столь
велика, что она способна привести к
возникновению новых фантазий на вечную тему –
«общество и власть».
Примечания
Салтыков-Щедрин М.Е.
Собр. соч.: В 10 т. М., 1988. Т. 2. С. 304. Далее все
цитаты из романа приводятся по этому изданию с
указанием в скобках глав и страниц.
См.: Борисов Ю. Музыка
щедринской прозы. // Волга. 1986. № 3. С. 169–176.
М.Е. Салтыков-Щедрин в
воспоминаниях современников: В 2 т. М.:
Художественная литература, 1975.
Там же.
Литература
- М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях
современников: В 2 т. М., 1975. - Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская
демократическая литература 60–80-х гг. XIX в.
М., 1977. - Бушмин А.С. М.Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.
- Николаев Д.П. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и
творчество. Очерк. М., 1985. - Макашин С.М. Салтыков-Щедрин на рубеже
1850–1860-х годов. Биография. М., 1972. - Киселёв А.К. «История одного города»
М.Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении //
Литература в школе. 1989. № 4. С. 128–131. - Алпатов С. Художественный мир «одного
города». // Литература (приложение к газете
«Первое сентября»). 1996. № 42.