Смерть Поэта
Стихотворение написано на смерть Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 г.).
Автограф полного текста стихотворения не сохранился. Имеются черновой и беловой автографы первой его части до слов «А вы, надменные потомки».
Стихотворение имело широкий общественный резонанс. Дуэль и смерть Пушкина, клевета и интриги против поэта в кругах придворной аристократии вызвали глубокое возмущение среди передовой части русского общества. Лермонтов выразил эти настроения в мужественных, исполненных поэтической силы стихах, которые разошлись во множестве списков среди современников.
Имя Лермонтова, как достойного наследника Пушкина, получило всенародное признание. В то же время политическая острота стихотворения вызвала тревогу в правительственных кругах.
По рассказам современников, один из списков с надписью «Воззвание к революции» был доставлен Николаю I. Лермонтова и его друга С. А. Раевского, участвовавшего в распространении стихов, арестовали и привлекли к судебной ответственности. 25 февраля 1837 г. по высочайшему повелению был вынесен приговор: «Л-гв гусарского полка корнета Лермантова… перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк; а губернского секретаря Раевского… выдержать под арестом в течение одного месяца, а потом отправить в Олонецкую губернию для употребления на службу, по усмотрению тамошнего гражданского губернатора».
В марте Лермонтов выехал из Петербурга, направляясь в действующую армию на Кавказ, где в это время находился Нижегородский драгунский полк.
В стихах «Его убийца хладнокровно» и следующих речь идет о Дантесе – убийце Пушкина.
Жорж Шарль Дантес (1812–1895) – французский монархист, бежавший в 1833 г. в Россию после вандейского мятежа, был приемным сыном голландского посланника в Петербурге барона Геккерена.
Имея доступ в салоны придворной русской аристократии, участвовал в травле поэта, закончившейся роковой дуэлью 27 января 1837 г. После смерти Пушкина выслан во Францию.
В стихах «Как тот певец, неведомый, но милый» и следующих Лермонтов вспоминает Владимира Ленского из романа Пушкина «Евгений Онегин».«А вы, надменные потомки» и следующие 15 стихов, по свидетельству С. А. Раевского, написаны позднее, чем предшествующий текст.
Это отклик Лермонтова на попытку правительственных кругов и космополитически настроенной знати очернить память Пушкина и оправдать Дантеса. Непосредственным поводом для создания последних 16 стихов, по свидетельству Раевского, послужила ссора Лермонтова с родственником, камер-юнкером Н. А. Столыпиным, который, навестив больного поэта, стал излагать ему «невыгодное» мнение придворных лиц о Пушкине и попытался защитить Дантеса.
Аналогичный рассказ содержится в письме А. М. Меринского к П. А. Ефремову, издателю сочинений Лермонтова. Существует список стихотворения, где неизвестный современник Лермонтова назвал ряд фамилий, позволяющих представить себе, о ком идет речь в строках «А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов».
Это графы Орловы, Бобринские, Воронцовы, Завадовские, князья Барятинские и Васильчиковы, бароны Энгельгардты и Фредериксы, чьи отцы и деды добились положения при дворе лишь с помощью искательства, интриг, любовных связей.
Гвоздев 22 февраля 1837 г. написал ответ Лермонтову, содержавший строки, подтверждающие правильность первоначального чтения спорного стиха:
Не ты ль сказал: «Есть грозный суд!»И этот суд есть суд потомства…
Год написания: 1837
Варенька Лопухина
В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов был представлен русской дворянке Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, причем Лермонтов бережно хранил в сердце образ девушки до самой смерти. Их чувства на тот момент были взаимны, но родители девицы в 1935 году решили выдать ее замуж, подыскав выгодную партию – богатого помещика Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.
Любовная лирика Лермонтова принимает новый поворот. Современные литературоведы уверены, что Вареньке Лермонтов посвятил немало своих произведений, стихов и поэму «Демон». Она же, Лопухина, стала прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», которую любил Печорин, похожий на самого автора. В драме «Два брата» гений тоже высказывается о неравных браках по расчету, намекая на семью Варвары.
Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось – муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.
Ей Лермонтов посвятил стихотворение «Она не гордой красотою».
После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.
Лермонтов посвятил ей стихотворение «Ребенку». В этот период была красива и нежна любовная лирика Лермонтова. Стихотворения трогают до глубины души.
В 1841 году, когда не стало Лермонтова, нервы Варвары совсем сдали, восстанавливать силы она не хотела ни в Москве, ни за границей, потом она сильно ослабла и в 1851 году, когда ей исполнилось всего 36 лет, скончалась. История этой любви запечатлена в романе Лермонтова «Сказки Золотого века».
Вариант 2
Лирика Пушкина и Лермонтова – это две великие поэтические школы, которые оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Оба поэта были талантливыми и оригинальными, но их творчество имеет свои особенности.
Первое сходство между Пушкиным и Лермонтовым заключается в том, что оба поэта были романтиками. Они писали о любви, природе, жизни и смерти, используя яркие образы и метафоры. Их стихи были наполнены эмоциями и чувствами, которые они выражали в своих произведениях.
Однако, есть и различия между Пушкиным и Лермонтовым. Пушкин был более классическим поэтом, который следовал традициям русской литературы. Его стихи были более гармоничными и сбалансированными, а его язык был более изысканным и элегантным. Лермонтов же был более экспериментальным поэтом, который не боялся нарушать традиции и создавать новые формы. Его стихи были более эмоциональными и интенсивными, а его язык был более простым и непосредственным.
Еще одно сходство между Пушкиным и Лермонтовым заключается в том, что оба поэта были вдохновлены историей и культурой России. Они писали о русской природе, о русской истории и о русской душе. Их стихи были наполнены национальным духом и патриотизмом.
Однако, есть и различия в том, как Пушкин и Лермонтов относились к России. Пушкин был более оптимистичным и верил в будущее России. Он писал о том, что Россия может стать великой державой, если ее народ будет един и сильный. Лермонтов же был более критическим и скептическим по отношению к России. Он видел много недостатков в русском обществе и писал о том, что Россия нуждается в перемене.
Еще одно сходство между Пушкиным и Лермонтовым заключается в том, что оба поэта были влюблены в жизнь и любовь
Они писали о том, что жизнь – это прекрасно, и что любовь – это самое важное в жизни. Их стихи были наполнены любовью к жизни и к людям
Однако, есть и различия в том, как Пушкин и Лермонтов писали о любви. Пушкин был более романтичным и идеализировал любовь. Он писал о том, что любовь – это высшее чувство, которое может преодолеть все преграды. Лермонтов же был более реалистичным и писал о том, что любовь – это сложное и противоречивое чувство, которое может привести к большому страданию.
В целом, можно сказать, что Пушкин и Лермонтов – это два великих поэта, которые оставили свой след в истории русской литературы. Их творчество имеет свои сходства и различия, которые делают их поэзию уникальной и неповторимой. Они были вдохновлены любовью к жизни, к России и к людям, и их стихи до сих пор остаются актуальными и прекрасными.
Кавказские мотивы
При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.
Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот через мгновение появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.
А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах. Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становятся ещё драматичнее.
Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединяются философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:
Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая. Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений (а в романтизме дистанция между лирическим героем и автором минимальна) устал от пустой жизни. Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать «мусором истории» (Б. Пастернак).
Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот неразрешим.
В стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») отчётливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта:
Сочинение: Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова
(371 слово) Один из выдающихся поэтов золотого XIX века русской литературы — Михаил Юрьевич Лермонтов. В его творчестве встречалось много разнообразных тем. Одной из них была тема любви — вечная, не теряющая актуальность и значимость спустя годы и века.
Как и любое другое чувство, любовь многогранна — это вовсе не одна единственная эмоция. И это свойство любви, безусловно, нашло отражение в лирике М.Ю. Лермонтова. Однако среди прочих граней в его стихотворениях преобладает трагичность любви — не разделённого, мимолётного, часто причиняющего боль чувства. «И ненавидим мы, и любим мы случайно», — пишет поэт. Примечательно, что возлюбленные в произведениях Михаила Юрьевича — не абстрактные образы случайных девушек. Они наделены конкретными индивидуальными чертами.
Любовь у М.Ю. Лермонтова — это смысл жизни. В противном случае — если чувства не будут встречены взаимностью, лирического героя ждёт разлука, одиночество, тоска, печаль, разочарование. Чаще всего так и происходит с героем Михаила Юрьевича — он обманут, страдает от не разделённой любви. Например, в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю» М.Ю. Лермонтов пишет:
Вероятно, на столь трагичное восприятие любви повлияла судьба поэта. Отношения с девушками заканчивались разрывом, холодностью. Множество стихотворений на тему любви посвящено Варваре Лопухиной — возлюбленной Михаила Юрьевича. Варвара вышла замуж за другого человека.
Вместе с тем М.Ю
Лермонтов воспринимает любовь как нечто чистое, искреннее, невероятно важное и оберегаемое. Это лишь усиливает тоску и разочарование от того, что эту ценность вдруг разрушают — безответностью, изменой, равнодушием. Бесконечно одинокий лирический герой Михаила Юрьевича чувствует себя отчуждённым в этом мире без взаимной и настоящей любви:
Бесконечно одинокий лирический герой Михаила Юрьевича чувствует себя отчуждённым в этом мире без взаимной и настоящей любви:
Любовь в лирике М.Ю. Лермонтова — это всегда терзания, сомнения, неопределённость, неуверенность в чувствах возлюбленной. И всё это тревожит лирического героя, он глубоко переживает эту боль. В стихотворении «Нищий» читатель находит такие строки:
При этом лирический герой любит самоотверженно, горячо, искренне:
Таким образом, любовь в лирике М.Ю. Лермонтова — это крайне значимая тема
Она воспринимается поэтом как необходимое, важное чувство. Но любовь Михаила Юрьевича исполнена трагизма — она безответна, а лирический герой отвержен или обманут, разочарован. Однако это не меняет отношения поэта к любви в целом — она свята, значима, она — смысл жизни
Однако это не меняет отношения поэта к любви в целом — она свята, значима, она — смысл жизни.
Гражданская лирика
Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».
До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:
После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.
В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.
В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.
Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.
Изучение стихотворений Лермонтова в школе
При анализе философской лирики Лермонтова на уроке в 10 классе, важно объяснить учащимся, что характерные для поэта пейзажные миниатюры нередко несут в себе размышления о патриотизме, человеческой душе, любви и дружбе. Краткие презентации о годах жизни поэта, предшествовавших написанию того или иного стихотворения, дадут не только дополнительные сведения, но и помогут школьникам понять взаимосвязь биографии и творчества поэта, влияние личных переживаний на его мировоззрение
При изучении темы взаимоотношений человека и природы можно взять нехрестоматийное произведение «Ветка Палестины». Кто-то из ребят подготовит сообщение об истории создания стихотворения, связанного с А. В. Муравьевым и Э. А. Шан-Гирей. Обязательно на занятии выразительное чтение учителя или прослушивание в актерском исполнении. После беседы с классом учитель рассказывает о ситуации, отраженной в сказаниях о Христе.
За всем этим — судьба поэта, и, обращаясь к ветке с вопросами, он задает их себе. Лермонтов, в отличие от благостного мифологического сюжета, ощущает тревогу. И если ветка «заботой тайною хранима», то поэт совершенно беззащитен. Мифология здесь обращается в философию символа и психологию человека — в порывы души, ощущение новых душевных испытаний. Отсюда чувство грусти. Но стоит понять и другое: счастья и «отрады» достигнет только тот, кто выдержит все эти испытания.
Ценность слияния с природой и непостоянность состояния очень хорошо выражены в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива», где говорится о природе в разные времена года. Герой ощущает радость жизни одинаково летом, осенью и весной, так как каждое время года по-своему прекрасно, и несет жизнь. Но только появляется слово «тревога» — и все возвращается на круги своя: мысль лирического героя идет от души к природе. Тревога уходит — и в мироздании утверждается все самое прекрасное и совершенное.
Популярные сегодня темы
Проходит время, а в памяти людей будут долго жить воспоминания о тяжёлых боевых сражениях. Не мало времени промчалось после военных действий, а травма в душе осталась
В начале восемнадцатого века в Российской империи издали указ о том, чтобы каждый дворянин имел образование. Если предписание царя не будет исполнено, то недоучки не могут вступать в брак
Остап и Андрей являются сыновьями главного героя повести – Тараса Бульбы. Это красивые и здоровые парни, близкие по возрасту, но по характеру — совершенно разные. Оба брата с двенадцати обучались в киевской академии.
Может ли человек изменить мир? Я думаю, что этот вопрос волновал людей во все века. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Попробуем разобраться в этой теме на примерах.
Наверное, любовь занимала у художников, музыкантов, а также и писателей самое большое место в жизни и им нравилось про это не только писать, но и сочинять различные стихотворения и песни. И если бы этого чувства не было, то они бы не смогли добиться таких прекрасных и очень интересных произведений, которые сегодня радуют нас.
Вот и Лермонтову в свое время встретилась одна женщина, которая смогла зажечь огонь любви в его сердце. Конечно, у него были и потом женщины, но такого чувства они разжечь уже не смогли. Кроме этого часто бывало и такое, что любовь была только с одной стороны, а взаимной она только лишь казалась и поэтому приносила только боль и разочарование. И все это он высказывал и выбрасывал на бумагу, которая могла все стерпеть. И благодаря этому произведение получило не только глубокий смысл, но и сильные душевные переживания.
Сначала свои произведения он посвящал своей самой любимой девушке по имени Варвара. В нее он влюбился еще в юности. Она нравилась многим парням, но среди всех она выбрала Лермонтова. Кроме этого Варвара любила очень много читать и за этим делом могла провести очень долго. Вот только встречались они недолго, и совсем скоро девушка вышла счастливо замуж, а автор очень сильно переживал, поэтому поводу. Он сохранил свои чувства до самой смерти и унес в могилу.
У него была еще одна любимая девушка, которую он не любил, но зато она очень даже сильно любила его. И во всем всегда его поддерживала и порой помогала создавать прекрасные и красивые произведения.
Со второй любовью автор встретился в столице, и зовут ее Екатерина. Она очень сильно отличалась от Варвары, кроме этого она частенько высмеивала все, что он не только делал, но и писал, и это очень даже не нравилось Лермонтову
А поскольку она ему очень сильно понравилась, то для того чтобы она обратила на него внимание он готов пойти на любые муки. Но спустя некоторое время она нашла свою любовь и бросила Лермонтова, а ему ничего не оставалось, как написать несколько произведений
Еще одной любовью автора стала Александра. Больше всего на свете ей нравилось писать прекрасные картины. Кроме этого ее никто никогда не видел грустной и своей радостью она могла зарядить любого человека. У нее был молодой и очень красивый муж, с которым она давно жила вместе. И уходить от него никуда не собиралась. И Лермонтов понимал, что им просто не суждено быть вместе.
Наталья была для него просто другом, с которым общаться ему было очень тяжело и трудно. И после такого общения он стал все чаще задумываться о смерти.
Отношение Лермонтова к Родине (эссе)
Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.
Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия — его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.
Варенька Лопухина
В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов был представлен русской дворянке Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, причем Лермонтов бережно хранил в сердце образ девушки до самой смерти. Их чувства на тот момент были взаимны, но родители девицы в 1935 году решили выдать ее замуж, подыскав выгодную партию — богатого помещика Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.
Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось — муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.
После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.
Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова
Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.
Вот одно из таких стихотворений под названием «Благодарность» (1840), которым лирический герой язвительно благодарит Всевышнего за дарованную ему жизнь:
Часто Бог в лирике Лермонтова представляется всесильным, но несправедливым существом, ответственным за человеческое несовершенство (что, по сути, противоречит христианскому вероучению). Отсюда неверие в Бога лирического героя поэта, что порождает знаменитое и страшное стихотворение «Мой демон», в котором оппонент Господа наделяется страшным величием:
Те же мотивы слышны в других стихотворениях поэта «Я не для ангелов и рая», «Земля и небо»:
Однако не всегда лирический герой позволяет себе очаровываться демоническими образами. В какой-то момент он возвращается к вере к Богу и подобно блудному сыну готов припасть к коленам милосердного Отца. Вот одно из таких стихотворений под названием «Молитва»:
Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:
Таким образом, проблемы веры и неверия (а также связанного с неверием богоборчества) являются центральными в философской лирике М.Ю. Лермонтова. Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.