Пьеса «На дне» как социально-философская драма
Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается, прежде всего, в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.
Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Лукой Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их» часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири
Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры
И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. «Вот. не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» — говорит; Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него– вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет, их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя. коли ты веришь, была у тебя настоящая Любовь. значит — была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством. Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлёжки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня; как кислота на старую и грязную монету. » — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял: позицию Луки. Из философии. Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал. »), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».
В этом философском споре участвуют ключевые фигуры.
История создания
Замысел пьесы возник у Горького в начале 1900 г., летом 1902 г. она была завершена и подготовлена к печати. Многие ремарки и диалоги героев были вычеркнуты цензурой, а когда ее собрались поставить на сцене МХАТа, власти это запретили. Как вспоминал Немирович-Данченко, пришлось отстаивать чуть ли не каждую фразу, а иногда даже идти на уступки. Была проделана огромная работа режиссеров, актеров и декораторов.
Нужно было узнать жизнь горьковских героев, чтобы глубже войти в их внутренний мир. Для этого вся труппа часто посещала Хитров рынок, где обитало большое количество «бывших людей»: воров, женщин, продающих свое тело, представителей разных профессий, по каким-то причинам оказавшихся на улице. Эти своеобразные экскурсии будили творческую фантазию и давали массу впечатлений.
По словам художника Сомова, именно здесь он увидел настоящее человеческое горе. Наблюдения за несчастными судьбами опустившихся на дно людей помогли ему при создании декораций, которые были похожи на берлоги, где человек жил хуже зверя. Станиславский считал главным духовным центром пьесы свободу, ради которой персонажи шли на дно и становились ее рабами.
Спектакли, как и книга, имели блестящий успех у зрителей. В течение двух месяцев сцена МХАТа выдержала 50 постановок. Впоследствии переведенная на многие языки пьеса Горького с большим успехом обошла многие театры мира.
В советское время лучшей постановкой стал спектакль Г. Волчек в театре «Современник» в 1962 году. Здесь на первый план выходили размышления и споры о человеке и его предназначении. Лука стал духовным центром спектакля. Это был не вредный утешитель, как писала о нем раньше большевистская критика, а добрый и светлый человек с философским взглядом на мир.
Философский смысл пьесы Горького
При изучении на уроке пьесы Горького «На дне» в 11 классе важно выяснить тематику и проблематику произведения. Основной темой творчества Горького в XIX—XX вв
было изобличение пороков существующего общественного устройства. Учащиеся должны назвать следующие проблемы, поставленные автором в своей новой пьесе:
- смысл жизни и смерти;
- человечность и равнодушие;
- правда и ложь;
- трагедия человека в обществе и т. д.
В процессе обсуждения вопросов школьники в тетради с конспектами составляют таблицу, в которую заносят имена героев и их краткие высказывания. С учителем они обсуждают, почему драму «На дне» можно назвать философской. После этого классу предлагаются вопросы:
- Подходит ли для пьесы определение «социально-философская»?
- Какие социальные типы выведены автором?
- Нравственные мотивы, заставляющие действующих лиц пьесы поступать определенным образом.
Учащимся нужно обратить внимание на образ Луки, задуматься, кем он является на самом деле, какова его философия. Ребята, используя свои записи в таблицах, выделяют основные качества героя и пишут дома сочинение на тему «Что лучше: истина или сострадание?»
Заключительный этап урока — обсуждение вопроса «В чем причина разрушения человека, почему эти люди оказались на дне жизни?». Это будет второй темой для домашнего сочинения.
https://youtube.com/watch?v=czCJgLwVZ1I
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/na-dne-kak-socialno-filosofskaya-drama-gorkogo-11-klass http://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/005_lekcii_literat_02/2429.htm http://1001student.ru/literatura/sochineniya/pesa-gorkogo-na-dne-kak-sotsialno-filosofskaya-drama.html
История создания
Замысел пьесы возник у Горького в начале 1900 г., летом 1902 г. она была завершена и подготовлена к печати. Многие ремарки и диалоги героев были вычеркнуты цензурой, а когда ее собрались поставить на сцене МХАТа, власти это запретили. Как вспоминал Немирович-Данченко, пришлось отстаивать чуть ли не каждую фразу, а иногда даже идти на уступки. Была проделана огромная работа режиссеров, актеров и декораторов.
Нужно было узнать жизнь горьковских героев, чтобы глубже войти в их внутренний мир. Для этого вся труппа часто посещала Хитров рынок, где обитало большое количество «бывших людей»: воров, женщин, продающих свое тело, представителей разных профессий, по каким-то причинам оказавшихся на улице. Эти своеобразные экскурсии будили творческую фантазию и давали массу впечатлений.
По словам художника Сомова, именно здесь он увидел настоящее человеческое горе. Наблюдения за несчастными судьбами опустившихся на дно людей помогли ему при создании декораций, которые были похожи на берлоги, где человек жил хуже зверя. Станиславский считал главным духовным центром пьесы свободу, ради которой персонажи шли на дно и становились ее рабами.
Спектакли, как и книга, имели блестящий успех у зрителей. В течение двух месяцев сцена МХАТа выдержала 50 постановок. Впоследствии переведенная на многие языки пьеса Горького с большим успехом обошла многие театры мира.
В советское время лучшей постановкой стал спектакль Г. Волчек в театре «Современник» в 1962 году. Здесь на первый план выходили размышления и споры о человеке и его предназначении. Лука стал духовным центром спектакля. Это был не вредный утешитель, как писала о нем раньше большевистская критика, а добрый и светлый человек с философским взглядом на мир.
Читать еще: Чичиков герой поэмы мертвые души. П.И
Философский аспект
Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.
Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:
Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.
Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.
-
Основное средство управления в соответствии с положениями школы
-
Разработать рейтинговую систему оценивания результатов обучения для заданной темы школьного курса
-
Школа для девочек в екатеринбурге с благородным воспитанием
-
Плановые мероприятия в детском саду направленные на профилактику заболеваний
- Сценарий день святого мартина в детском саду
Пример 2
Из биографии Горького мы знаем, что с неприглядной стороной жизни он был знаком с детства. Нищие, обездоленные, лишенные надежды люди проходили и через судьбу автора. Поэтому так реалистичны ремарки пьесы и образы героев. Горький помещает своих персонажей на дно социальной жизни, чтобы отбросить всю мишуру и обнажить душу и мысли человека.
Изо дня в день, в тесной, грязной комнатенке живут воры, проститутки, шулеры и просто неудачники. Они так привыкли друг к другу, так надоели друг другу, что даже перебрасываются злобными замечаниями как-то лениво, по привычке. Это бывшие люди, потому что у них есть прошлое, но нет будущего. По крупицам можно собрать историю их жизней до ночлежки, но завтра и послезавтра у них повторится сегодняшний день. И они свыклись с этим, даже не пытаются вытащить себя из этой трясины. Вот она, личная драма каждого ночлежника и социальная драма пьесы.
Главным оппонентом Луки в этом споре стал Сатин. Он считал, что утешительная ложь унижает человека, а людей уважать надо. Горькая правда не способна навредить, а ложь одурманивает, не позволяет трезво мыслить. Хоть автор и не дает нам однозначного ответа, не обозначает свою позицию в этом центральном споре, я склоняюсь к тому, что Сатин прав. На это указывают и события, которые с появлением Луки начинают стремительно развиваться. Размеренной жизни ночлежки пришел конец. Три смерти: естественная, насильная и суицид. Одно исчезновение и один арест. Взбудораженные ложью Луки люди стали совершать безумные поступки, которые и привели к таким драматичным событиям. Сам старец исчез так же внезапно, как и появился в ночлежке.
Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 1 Средний: 5/5]
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Сочинения ЕГЭ
Сочинения по картине
Литературные произведения
- Бородино
- Васюткино озеро
- Дубровский
- Евгений Онегин
- Кавказский пленник
- Капитанская дочка
- Конь с розовой гривой
- Левша
- Муму
- Теплый хлеб
- Шинель
Писатели и поэты
- Астафьев
- Гоголь
- Горький
- Грибоедов
- Достоевский
- Лермонтов
- Лесков
- Некрасов
- Паустовский
- Платонов
- Пришвин
- Пушкин
- Распутин
- Тургенев
- Чехов
Проблемы и темы
Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности
100% бесплатный
доступ ко всей информации
Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему
На дне — философская драма (сочинение)
Пьеса «На дне» как философская драма.
Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить эту проблему и , возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый ,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский , затрагивающий основные вопросы бытия , разворачивается между обитателями ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших людей». Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы. Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств- открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции , которых придерживаются персонажи пьесы.
Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: «все так: родятся , поживут и умирают… Чего жалеть?» Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон: «у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают».
Читать еще: Сообщение о матрешках кратко. Русская матрёшка
С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука- сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть «обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее : «для лучшего живет человек». Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что «… ложь- религия рабов и хозяев. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли : Васька убивает Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом , конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее не он , а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.
Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку : «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью. уважать надо!». Сатин убежден в следующем- необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. « Всё в человеке , все для человека» . «Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».
Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом : «Человек свободен, он за все платит сам…».
Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться пл них.
Сочинение На дне как социально-философская драма
В замечательной работе Горького “На дне” поднимаются темы, которые до сих пор будоражат умы многих людей, даже далёких от литературы и прочих вещей.
В произведении нам повествуют о нелёгкой судьбе группы человек, которые по той или иной причине попали туда, где они находятся на момент повествования. Все эти люди объединены тем, что в прошлом у них было не очень честное прошлое. Кто-то занимался воровством, кто-то разбоем, а кто-то и убийствами. Все они рассуждают над смыслом жизни, рассказывают о том, что с ними произошло. Кто-то из них смирился со своим положением, а кто-то отчаянно борется за своё будущее. Но всё-таки всех их в конце ждёт только одно – забвение. В размышлениях об этом проходит почти всё произведение.
Показывая нам этих персонажей, Горький рассуждает над теми же темами, над которыми рассуждают персонажи. Он говорит о теме жизни и смерти, правды и лжи, добра и зла. Через некоторых персонажей он проносит либо что-то хорошее, либо что-то плохое, из-за чего у читателя есть время поразмыслить над той или иной вещью. Показывая нам как страдают эти люди, он показывает к чему может привести такая распутная жизнь, которую вели некоторые герои произведения.
Также Горький говорит о намерении персонажей что-то изменить, но, несмотря на огромное желание, они не в силах справиться с гнётом окружающего мира и его давлением. Каждый окружающий их человек старается сбить их с истинного пути, что у них неплохо получается. Именно схождением с пути Горький объясняет смерть моральную и этическую. Он говорит о том, что если человек изменяет своим идеалам, то от этого умирает та часть человека, которая преследовала эти идеалы. Такой моральную смерть видел Горький. Он хотел, чтобы читателю стало жалко его героев из-за их ничтожности и невозможности ничего изменить.
В своём сочинении я анализировал произведение Горького “На дне” пытаясь раскрыть тему трагедии и философема в произведении. Из произведения видно, что автор достаточно размышлял на философские темы, описывая их в своих произведениях. Это моё субъективное мнение, оно основано на личных убеждениях и не претендует на право называться истинно верным.
Популярные сегодня темы
Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой
В поэме Ахматовой описывается целая несчастная жизнь бедной матери, а также ее сына и супруга. В основу произведения заложена личная трагедия автора – Ахматовой. Главным образом в этой поэме является образ матери
Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.
Эта зима на холод выдалась особенно кусачей, на каждом шагу подстерегали злобные псы властной девы вьюги, злобно завывая и клацая острыми клыками о неприкрытые шарфами щеки прохожих
Дочь главного персонажа произведения Гордея Карпыча Торцова Любовь Гордеевна является одним из женских образов пьесы.
Основная идея пьесы
Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.
Выбор героев
Все эти варианты наполнены пессимизмом, что вполне сочетается с текстом произведения. Ничего радостного и светлого в помещении, более напоминающем пещеру, нежели человеческое житье, происходить не может. Мрачные, серые краски использует Горький для изображения места действия. И персонажей он выбирает соответствующих. Кажется, что среди героев нет положительного, но писатель уверен в том, что сама жизнь сделала их таковыми.
Социальный подтекст
Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.
Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.
Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.
Популярные сегодня темы
История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.
Основным персонажем произведения является небольшая собачка по кличке Каштанка, через восприятие которой ведется повествование рассказа.
На картине четыре главных действующих лица, — две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, — это другой конь и конюх
Произведение Леонида Андреева Кусака рассказывает нам о несчастной бездомной собачке по кличке Кусака. Эта милое животное живёт на улице и питается, чем попало, но в один прекрасный для неё момент, Кусаку забирают к себе на дачу добрые люди
В сказке повествуется о детстве и ранней юности лебедя, вылупившегося из лебединого яйца, которое, по стечению неизвестных обстоятельств, оказалось не в лебедином, а в утином гнезде. Этот юный лебеденок
На дне как социально-философская драма Горького сочинение 11 класс
Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем, оно до сих пор популярно как в России, так и за границей.
Пьеса Горького и по сей день вызывает бурю споров и рассуждений по поводу философского смысла и характеров героев
Пьесу «На дне» называют новаторской, так как Горький впервые поднял такие философские вопросы о простом человеке, а именно: какова его роль в мире, где его место, что для него важно, что нужнее. Горький – творец совершенно нового типа социальной драмы
Ему удалось нарисовать среду обитателей ночлежки убедительно, реально и правдиво. Он изобразил особую категорию людей, которые сильно разнятся своими личными трагедиями и судьбами.
Герои пьесы обитают в грязной ночлежке, похожей на пещеру. Речь в произведении идет о людях, которые оказались по тем или иным причинам на самом дне общества. Здесь есть и проститутка, вор и шулер. Хозяева такого заведения тоже далеки от соблюдения моральных принципов, у них отсутствуют нравственные ценности.
Жизнь ночлежки будто выпадает из общего течения событий, происходящих в мире, здесь будто все замерло. Герои произведения, сначала принадлежавшие к совершенно разным слоям общества, теперь находятся в одном положении, у них нет будущего, нет перспектив, у них развилась апатия к жизни, они чувствуют, что бессильны изменить свою жизнь.
Речь героев у всех индивидуальна, связано это с их происхождением. Так Актер часто разговаривает различными цитатами из литературы. Речь Сатина полна иностранных слов. Странника Луку отличает размеренная, тихая речь.
Пьеса насыщена обилием конфликтов и сюжетных линий. Они идут параллельно. Мы наблюдаем за конфликтами в сознании людей и с обстоятельствами. Несмотря на то что подробных сведений о каждом герое мы не находим, мы все равно знаем достаточно о каждом из них.
Некоторые герои с рождения попали на самое дно общества, это Настя, Пепел, другие попали туда из-за стечения обстоятельств – это Актер, Сатин. Интересно, что здесь нет главных героев, все находятся почти в одинаковых позициях.
Тут нет места состраданию и помощи, все привыкли, отсутствуют хоть какие-то связи между людьми. Для обитателей ночлежки жизнь уже кончена, они ни к чему не стремятся, ничего не хотят, они смирились и сдались.
Но герои поднимают и глубокие философские вопросы. Горький словно спрашивает у читателей, что полезнее для человека: сладкая ложь, способная дать утешение, или же горькая действительность. Идею сострадания продвигает Лука, он всех утешает. Лука осознает, что вера очень важна для человека, она способна дать ему силу на борьбу, она дает надежду на будущее. Ключевым событием является рассказ Луки о спасении беглых каторжников. Горький подводит читателей к мысли, что только добром можно спасти человека. Контрастная точка зрения на философский вопрос есть у Сатина. Он выступает за правду, ложь – для рабов. Монологи Сатина – это крик отчаяния, это мечта о будущем.
Пьеса Горького поднимает острые социальные вопросы, которые необходимо решать обществу. Помимо этого в пьесе имеет место быть и вопросам философским, вечным, на которые каждый человек ответит по-своему.
Пример 2
Из биографии Горького мы знаем, что с неприглядной стороной жизни он был знаком с детства. Нищие, обездоленные, лишенные надежды люди проходили и через судьбу автора. Поэтому так реалистичны ремарки пьесы и образы героев. Горький помещает своих персонажей на дно социальной жизни, чтобы отбросить всю мишуру и обнажить душу и мысли человека.
Изо дня в день, в тесной, грязной комнатенке живут воры, проститутки, шулеры и просто неудачники. Они так привыкли друг к другу, так надоели друг другу, что даже перебрасываются злобными замечаниями как-то лениво, по привычке. Это бывшие люди, потому что у них есть прошлое, но нет будущего. По крупицам можно собрать историю их жизней до ночлежки, но завтра и послезавтра у них повторится сегодняшний день. И они свыклись с этим, даже не пытаются вытащить себя из этой трясины. Вот она, личная драма каждого ночлежника и социальная драма пьесы.
Когда тебе нечем заняться и некуда спешить, остается рассуждать о природе человека. Для чего трудиться, чтобы поесть? Сатин смеется. Совесть? Да кому она нужна, только богатые и власть имущие могут себе ее позволить. Истина или сострадание? В этом философском споре все оказалось сложнее. В ночлежка появился ласковый старец Лука. Он считал своим предназначением выслушивать и жалеть людей. У каждого на дне есть о чем вздохнуть, и к каждому Лука подобрал нужные слова. Он дарил надежду страдающим от внутреннего беспокойства людям. Говорил о легкой смерти умирающей, верил в трагичную любовь проститутки, рассказывал алкоголику об удивительной лечебнице. Мог ли он помочь этим людям своей ложью? А ведь он знал, что лжет: «Во что веришь, то и есть». Но больница не может появиться только от чьей-то веры.
Главным оппонентом Луки в этом споре стал Сатин. Он считал, что утешительная ложь унижает человека, а людей уважать надо. Горькая правда не способна навредить, а ложь одурманивает, не позволяет трезво мыслить. Хоть автор и не дает нам однозначного ответа, не обозначает свою позицию в этом центральном споре, я склоняюсь к тому, что Сатин прав. На это указывают и события, которые с появлением Луки начинают стремительно развиваться. Размеренной жизни ночлежки пришел конец. Три смерти: естественная, насильная и суицид. Одно исчезновение и один арест. Взбудораженные ложью Луки люди стали совершать безумные поступки, которые и привели к таким драматичным событиям. Сам старец исчез так же внезапно, как и появился в ночлежке.
Пьеса «На дне» как социально-философская драма скорее задает вопросы, чем дает на них ответы, поэтому до сих продолжает оставаться актуальной.
Социальный подтекст
Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.
Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.
Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.