Сочинения по произведению: вишнёвый сад, чехов (11 топиков)

Сочинения по произведению: вишнёвый сад, чехов (11 топиков)

Основная тема

Автор Антон Павлович Чехов использовал образ, знакомый и понятный каждому. Вишневые сады были неотъемлемой частью каждого имения, и их цветение в мае было красивым и благоухающим, но очень коротким. Так и дворянство быстро угасало, несмотря на то, что когда-то было опорой Российской Империи. Дворяне не смогли оправдать возложенные на них надежды, и своим безответственным отношением к жизни только подрорвали основы государственности.

Таким образом, в пьесе «Вишневый сад» раскрывается тема гибели дворянских гнезд, где то, что должно было бы быть прочным и долговечным, оказалось всего лишь красивым, но быстро увядшим вишневым садом. Плоды вишни, увы, не стоили того места, которое они занимали.

В произведении «»Вишневый сад«» темы прошлого, настоящего и будущего развиваются благодаря многоуровневой системе образов. Каждое поколение символизирует свое время, и в образах главных героев — Раневской, Гаева, Лопахина, Ани и Петра — мы видим отображение прошлого, настоящего и будущего. Естественный ход событий получает человеческое изображение, смена поколений показывается на конкретных примерах.

В пьесе важную роль играет тема времени, которое оказывается разрушительной силой. Как вода, которая точит камень, время стирает в порошок человеческие законы, судьбы и убеждения.

Несколько лет назад Раневская не могла представить, что ее бывший крепостной поселится в усадьбе и вырубит сад, который в семье Гаевых передавался из поколения в поколение. Но этот незыблемый порядок социального устройства рухнул и канул в Лету, на его место пришли капитал и рыночные законы, где власть обеспечивали деньги, а не положение и происхождение.

Основные сюжетные линии пьесы

Линия разрушения и смены общественного строя в России

  • Персонажи пьесы представляют различные слои русского общества в начале XX века.
  • Вишнёвый сад Семёна Петровича Лопахина символизирует разрушение старых порядков и утрату традиций.
  • Дворянское имение Любови Андреевны Раневской на грани банкротства – это символ смены общественных отношений и прихода новых, капиталистических времен.

Линия личностного развития героев

Персонаж Описание
Варя Развивается от застенчивой девушки до решительной и независимой женщины.
Аня Проходит через кризис подросткового возраста и начинает осознавать свои желания и идеалы.
Трофимов Представляет идеи социализма и революции, но не в состоянии реализовать их на практике.

Линия судьбы имения и вишнёвого сада

  • Имение Любови Андреевны Раневской уже давно на грани банкротства, но герои не хотят продавать его из-за связи с местом и личными воспоминаниями.
  • Вишнёвый сад Семёна Петровича Лопахина – символ прошлого, которое уже не может существовать в новых условиях.
  • Продажа имения и вырубка вишнёвого сада становятся символом невозвратимого ухода прошлого и наступления новых времен.

В гости к Жомини

Например, Хвалевское, «Вологодская Швейцария», — уникальный памятник Русского Севера. Несколько раз в год там собираются потомки основателя усадьбы Николая Качалова. Они выкупили и восстановили усадьбу.

Но и для посторонних усадьба доступна: есть дни открытых дверей, экскурсии по предварительным заявкам. Здесь проходят народные праздники и музыкальные и поэтические вечера.

В поместье барона Антуана-Анри Жомини в Нижегородской области в позапрошлом веке, вероятно, бывал Александр Пушкин и точно — Федор Тютчев, князь Александр Горчаков. Теперь тут проводятся ежедневные экскурсии, стоимость — 100-150 рублей.

Можно увидеть саму усадьбу (но лишь снаружи), посетить этническую деревню на ее территории.

«Классическая русская дворянская усадьба! Огромная ухоженная территория! — восхищаются туристы. — Все воссоздано с большой любовью».

Даже французская атмосфера сохранена — пруд с каньонами и подвесными мостами, виноградники, из которых делают вино, множество яблонь для кальвадоса.

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом. Для него сад это не только масса деревьев, но и земля. Таким образом, даже уничтожение сада – это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад- это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению. Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия- наш сад»

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Роль символики и подтекста в чеховской драматургии

Глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе ведут к главному в этой пьесе – к мысли о людях, их жизни в прошлом, настоящем и будущем. История вишневого сада, отношение к нему героев выявляет и объясняет их характеры и психологию.

Прошлое и настоящее – весьма значительные категории в «Вишневом саде». Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей Россией. Можно сказать, что вся пьеса «Вишневый сад» устремлена к будущему родины.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи «Вишневого сада». Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом. Для других (Аня, Петя Трофимов) это — только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.

В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход. Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т. д. От настоящего в будущее в «Вишневом саде» открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. «Да, время идет», – замечает сам Лопахин.

Итак, «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. «Вся Россия наш сад», – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…» – произносит в своем монологе Петя Трофимов. Именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в «Вишневом саде» связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Вообще, символика и подтекст играют в пьесах Чехова огромную роль. Этим произведения Чехова близок такому направлению искусства, как модернизм. Именно символика и подтекст выражают авторскую позицию, «предсказывают» развитие сюжета, создают определенную атмосферу. Так, на протяжении всей пьесы за сценой раздается стук топора, символизирующий неминуемую гибель старой России. Кроме того, о невозможности возврата прошлого говорит то, что в конце пьесы в заколоченном доме забывают старика Фирса, который там и умирает. Символично, что вишневый сад продают именно на торгах, с молотка. Это говорит об отношении противоречивом отношении автора к новому времени.

Все герои в «Вишневом саде» четко делятся на две группы, которые как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их. На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение. Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе. Очевидно, поскольку сам А. П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило» и все только ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Темы сочинений:

Вишнёвый сад как образ Родины в пьесе

Свое последнее произведение А.П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен. Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее, проанализировать, что остается в прошлом и предугадать будущее. Антон Павлович не стал исключением, и итогом этих размышлений о судьбе Родины и русского народа стала фраза из пьесы «Вишнёвый сад» – «Вся Россия – наш сад», вложенная в уста одного из героев.

На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов говорил о ее названии. Особый акцент он делал на использовании буквы «ё» в слове «вишнёвый». Ведь «вишневый» сад – это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишнёвый» – воплощение домашнего уюта, привычного размеренного быта, предназначенный для получения эстетического удовольствия, тем самым указывая на его символичность в пьесе. Драматург показал не сам старый вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему героев. Он соотнес их с чувствами к родной земле, тем самым олицетворив им Россию. Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» заняла одно из главных мест, а герои стали яркими представителями своего времени.

Вишнёвый сад как образ Родины в пьесе

Свое последнее произведение А.П. Чехов писал в самом начале ХХ века, когда над страной нависло ощущение грядущих перемен. Многие литературные деятели пытались осмыслить происходящее, проанализировать, что остается в прошлом и предугадать будущее. Антон Павлович не стал исключением, и итогом этих размышлений о судьбе Родины и русского народа стала фраза из пьесы «Вишнёвый сад» – «Вся Россия – наш сад», вложенная в уста одного из героев.

На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов говорил о ее названии. Особый акцент он делал на использовании буквы «ё» в слове «вишнёвый». Ведь «вишневый» сад – это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишнёвый» – воплощение домашнего уюта, привычного размеренного быта, предназначенный для получения эстетического удовольствия, тем самым указывая на его символичность в пьесе. Драматург показал не сам старый вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему героев. Он соотнес их с чувствами к родной земле, тем самым олицетворив им Россию. Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад» заняла одно из главных мест, а герои стали яркими представителями своего времени.

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом. Для него сад это не только масса деревьев, но и земля. Таким образом, даже уничтожение сада – это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад- это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению. Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия- наш сад»

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом. Для него сад это не только масса деревьев, но и земля. Таким образом, даже уничтожение сада – это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад- это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению. Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия- наш сад»

Отражение истории России на страницах «Вишневого сада»

Если рассматривать всех героев с точки зрения исторических процессов, то становятся понятными социальные изменения в стране. После отмены крепостного права все общество разделилось на две группы: сторонников и противников, и они были во всех слоях общества. И тем более социальные слои были не такими. Дворяне, кто победнее, кто побогаче, как правило, занимались умственным трудом, и все высокие должности занимались этим же сословием. Крестьяне до отмены крепостного права делились на крепостных и свободных. Они стали свободными, выкупив себя, или их владельцы освободили их по своей воле. Свободные крестьяне, как правило, были очень трудолюбивы и благодаря этому качеству смогли пробиться в интеллигенцию. Лофин из этой семьи. Дворяне, не состоявшие на государственной или иной службе, после отмены крепостного права очень быстро разорялись, что и случилось с Раневской и Гаевым. И пути выживания были разные, что, кстати, показано в спектакле, и их дети должны были сами выбирать свой путь, что и доказала Аня. Все эти изменения и отношения между социальными слоями показаны очень ярко, заставляя задуматься над ними.

Продажа сада и последующий разъезд его обитателей в разные стороны весьма символична. Именно в начале 20 века началось разорение «дворянских гнезд», разрушение родственных связей, что привело к затяжной гражданской войне в 15-16 лет. Возможно, Антон Павлович предвидел это, создавая героев, которые не могли слышать друг друга.

Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» показано очень расплывчато и неопределенно. И самой оптимистичной фразой становится: «Мы посадим новый сад». Вот только персонажи, способные на это, по словам самого автора, в произведении их нет.

Отражение России в творчестве Чехова и описание его роли может быть полезно для 10 классов при подготовке материалов к сочинению на тему «Вся Россия – наш сад!».

На сломе эпох

Размышления о судьбах страны и её жителей являются темой пьесы «Вишнёвый сад». Чехова беспокоили назревающие перемены. Своими героями он выбрал представителей самых разных сословий. Все они по-разному переживают слом эпох и изменения в собственных судьбах. Разорённые дворяне не понимают происходящего:

  1. Раневская — легкомысленная и увлекающаяся натура надеется, что всё как-то само решится.
  2. Гаев декларирует, что никому не отдаст имение, но никаких серьёзных попыток по спасению дома не предпринимает.
  3. Варенька годами ждёт предложения от Лопахина, не понимая беспочвенности надежд.

Представитель новой буржуазии Лопахин, напротив, точно знает, чего он хочет и что нужно делать. Он пытается рассказать барыне, к которой искренне привязан, как можно спасти имение, но не находит понимания. Следуя совету Лопахина, она могла бы получать приличный доход от сдачи дач в аренду и жить на эти деньги. Сад отстоять всё равно не удалось, а имение перешло к предприимчивому дельцу.

Слуги Яков и Дуняша пытаются подражать господам. Они считают себя выше простых деревенских жителей. Яша даже не хочет повидаться с матерью, которая пришла его проведать. Судьба прислуги незавидна. Вряд ли эти люди захотят вернуться к обычной сельской жизни, а содержать их больше некому. Начинается новая эпоха. На сцену выходят прагматичные буржуа, умеющие из всего извлекать пользу, и поэтому разорение дворянского сословия закономерно. Это смена формаций, разрушение устаревшего жизненного уклада, переход от феодального строя к капитализму.

Образы природы и их роль в пьесе

Главный образ природы в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» – это вишневый сад, который является символом уходящей эпохи и крепостнических порядков. Этот сад также символизирует прекрасное и неповторимое былое, которое уже никогда не вернется. В свою очередь, лес, река, звуки жизни и тишины на фоне природы, добавляют пьесе многогранности и глубины.

Лес в пьесе, немного мрачный и загадочный, создает обстановку, напоминающую о прошлых крепостнических порядках. А река, пульсирующая людской жизнью, напоминает о продолжающейся жизни. Так, к примеру, танец Гаева с напарницей природно органично вписывается в этот контекст.

Шум природы, то птичий, то пчелиный, придает пьесе дополнительный колорит, давая ощущение живого связующего звена между живым и безжизненным миром. Эти звуки слышны и во время игры в ладушки, и когда Тропимов играет на фортепиано, подчеркивая чувственность и элегантность его образа.

  • Таким образом, образы природы в пьесе «Вишневый сад» имеют большое значение и символическую нагрузку.
  • Они дополняют и раскрывают крепостнический контекст и позволяют зрительской аудитории углубиться в произведение и попытаться понять все его грани.

Образ вишневого сада

Вишневый сад — центральный образ-символ пьесы — у каждого из персонажей вызывает свои ассоциации и чувства. Но прежде всего — это «уходящая натура», ускользающая, неприспособленная к новой жизни красота, обреченная стать добычей топора. Не случайно юная Аня, увлеченная риторикой «вечного студента», чувствует, что уже не любит вишневого сада, как раньше. Как и в других пьесах, в определенный момент субъективно понимаемое содержание этого символа высказывается прямо, без подтекста: «Вся Россия — наш сад». Несомненно, что образность вишневого сада отразила собственные увлечения позднего Чехова, создавшего необыкновенный сад в Ялте.

Вишнёвый сад как образ Родины в пьесе

Последнее свое произведение А. П. Чехов написал в начале 20 века, когда над страной нависло ощущение скорых перемен. Многие литературные деятели пытались разобраться в происходящем, проанализировать то, что осталось в прошлом, и предсказать будущее. Антон Павлович не был исключением, и результатом этих размышлений о судьбах Отечества и русского народа стала фраза из пьесы «Вишневый сад»: «Вся Россия — наш сад», вложенная в уста одного из герои

На начальном этапе работы над новой пьесой Чехов рассказал о ее названии

Особое внимание он уделял использованию буквы «ё» в слове «вишня». Ведь «вишневый» сад – это сад, предназначенный для получения прибыли, а «вишневый» сад – это воплощение домашнего уюта, обычной размеренной жизни, предназначенной для эстетического наслаждения, что и указывает на его символизм в пьесе

Драматург показал не сам старинный вишневый сад в его бытовом назначении, а отношение к нему персонажей. Он соотносил их с чувствами к родине, таким образом олицетворяя для них Россию. Таким образом, тема прошлого, настоящего и будущего России в спектакле «Вишневый сад» заняла одно из главных мест.

Отражение истории России на страницах «Вишневого сада»

Если рассматривать всех героев с точки зрения исторических процессов, то становиться понятны социальные изменения в стране. После отмены крепостного права все общество разделилось на две группы: сторонники и противники, причем они были во всех слоях общества. А самых социальных слоев было не так уж и много. Дворяне, кто-то беднее, кто-то богаче, как правило, они занимались умственным трудом, и все высокие посты были заняты именно этим сословием. Крестьяне до отмены крепостного права делились на крепостных и свободных. Свободными они становились, выкупив себя, или хозяева их освобождали по доброй воле. Свободные крестьяне, как правило, были очень трудолюбивы, и благодаря этому качеству могли выбиться в интеллигенцию. Лопхин именно из такой семьи. Дворяне, не занимающиеся государственной или иной службой, после отмены крепостничества, очень быстро разорялись, что и произошло с Раневской и Гаевым. И пути выживания были различными, что, в прочем, в пьесе показано, а их детям приходилось уже самим выбирать себе дорогу, что и продемонстрировала Аня. Все эти изменения и отношения между социальными слоями очень ярко показаны, заставляя думать о них.

Продажа сада и последовавший за этим разъезд ее обитателей в разные стороны весьма символичен. Именно в начале ХХ века началось разрушение «дворянских гнезд», разрушение родственных связей, приведших к длительной гражданской войне через 15-16 лет. Возможно, Антон Павлович предчувствовал это, создав героев, не способных слышать друг друга.

Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» показано очень туманно и неопределенно. А самой оптимистичной фразой становится: «Мы насадим новый сад». Вот только персонажей, способных на это, по мнению самого автора, в пьесе нет.

Отражение Россия в пьесе Чехова и описание её роли могут пригодится 10 классам при подготовке материалов для сочинения на тему «Вся Россия наш сад!».

Тест по произведению

Значение пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в русской литературе и культуре

Пьеса «Вишнёвый сад» А.П. Чехова является одним из главных произведений русской драматургии, она имеет огромное значение для русской литературы и культуры в целом. В ней автор выразил своё отношение к судьбе России и её народа в конце XIX века, к концу эпохи феодализма. По словам самого Чехова, в пьесе он пытался показать «конец эпохи, идущей на упадок».

Одной из главных тем пьесы является трагический конфликт между старой и новой Россией, между старой знатью и буржуазией, между старой жизнью и новыми надеждами на будущее. Пьеса рисует портрет общества, которое не готово к переменам, не способно приспособиться к новым реалиям. В этом плане «Вишнёвый сад» был актуален и в своё время, и остаётся актуальным до сих пор, ведь проблемы, затронутые автором, по-прежнему существуют в нашей жизни.

Особой ценностью пьесы является её художественное исполнение. А.П. Чехов создал целый ансамбль ярких персонажей, каждый из которых имеет свою индивидуальность, свои драматические линии. По словам критиков, «Вишнёвый сад» стал кульминационной точкой творчества Чехова, в ней он достиг высшей точки своего мастерства.

В целом, пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» является одним из великих произведений мировой литературы, концентрирующим в себе целый ряд проблем и вопросов, актуальных для своего времени и для нашего. Она не только важна для истории русской литературы, но и является зеркалом в котором отражаются культурные и социальные изменения в России и на Западе.

Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

Новая эпоха рождает новых персонажей, таким стал Лопахин. Купец, но он уже не тот купец, который живет продажей товаров. Он в меру образован, он умеет мыслить и рассуждать, умеет ценить красоту и культуру уходящего времени. И, пожалуй, он единственный, кто искренне восхищается старым садом. Для него сад это не только масса деревьев, но и земля. Таким образом, даже уничтожение сада – это возможность дать новую жизнь ему. Это понимает и Петя, ставший представителем будущего, для которого сад- это символ рабовладения, и он даже призывает к его уничтожению. Но если Лопахину все-таки жаль сад, то у Трофимова по этому поводу ни малейших сожалений, хотя именно ему принадлежит фраза философская фраза «Вся Россия- наш сад»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: