Вишнёвый сад
В пьесе “Вишневый сад” анализ произведения невозможен без определения темы.
Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох, не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти свое место в изменившемся мире.
Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петр.
Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить – это одна из основных мыслей произведения.
Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Эта инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишневый сад, хотя пережила в нем немало бед, но все равно возвращается туда.
Эта женщина не умеет любить. Иначе, как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают изнутри? Окружающие ее люди, которые сделали ей немало добра – для нее никто.
Конфликт отцов и детей также проходят красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребенок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.
Сам же вишневый сад – это символ России.
Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петр мечтают о новом саде, старый погибающий сад им не к чему. Гаев равнодушен и к отчему дому, и к саду. Его интересует прибыль, как и Лопахина.
Таким образом, автор очевидно говорит читателю о том, что старая Россия умрет вместе со старым поколение и выражает надежду на то, что новое поколение построит новую Россию, с новым укладом. Параллель между садом и всей России придает очевидный смысл названию произведения. Вишни расцветают в мае: они , благоуханны и прекрасны ровно отпущенную им неделю, а затем опадают. Так прекрасно и скоропостижно опало дворянство, погрязшее в долгах и нескончаемых полемиках.
Крнстантин Коровин. За чайным столом (фрагмент). 1888. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Клод Моне. Женщина в саду (фрагмент). 1876. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пример 2
Чехов умеет рассмешить. Его рассказы заставляют смеяться в голос, а пьеса с глубоким трагичным смыслом читается с улыбкой на лице? Сам автор настаивал на том, что «Вишневый сад» — комедия, никак не драма. Как же у него это получается, рассказать о грустном смешно?
Яркие персонажи, которые часто выглядят нелепо.
Необразованный Лопахин читал, ничего не понял и заснул. Вскоре выдал: «Охмелия, иди в монастырь…»
Гаев разговаривает с мебелью: «Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой».
Пищик на вопрос: «Что в Париже? Ели лягушек?», — получает ответ Раневской: «Крокодилов ела». И удивляется: «Вы подумайте…»
Вечный студент Трофимов пытается философствовать, но даже Любовь Андреевна, представитель прошлой эпохи, смеется с глупой новизны его взглядов:
Чехов постоянно сталкивает своих персонажей, чтобы добиться комичного эффекта. Эпифанов: «Как приятно на мандолине!». Дуняша резко в ответ: «Это гитара…» Наглец Яша: «Как приятно выкурить сигарету на чистом воздухе». Раневская: «Кто это здесь курит отвратительные сигареты…»
Чехов мастер таких приемов, но это фарс, внешняя оболочка пьесы. Мне кажется, он использует намеренную комичность и нелепость персонажей, чтобы сгладить боль от осознания трагедии, с которой столкнулась дворянская Россия на переломе двух эпох. Патриархальны устои, родовые гнезда, быт помещиков, высокая планка нравственности и образованности стали бременем для нового века. Все, на чем держалась Россия много столетий подряд, оказалось за бортом новой, быстрой, механизированной жизни. Раевская и Гаев лишаются вишневого сада, в котором выросли. Они прожили беззаботную жизнь дворян и теперь беспомощны перед новыми веяниями. Они не знают, что делать дальше со своей жизнью. Придумали сущую нелепицу: Раневская возвращается в Париж к любовнику, который ее обокрал; Гаев идет на службу в банк.
Продажа дома и земли — их личная трагедия. Но кто знает, может с вырубкой цветущего сада под дачные участки уйдет что-то невосполнимое не только из жизни этой семьи, но и из всей России? Чехов тоже вздыхает, прикрываясь веселыми репликами и ремарками. Но течение жизни не остановить.
Самое невероятное в этой ситуации, что владеть землей вишневого сада будет делец Лопахин. Его дед и отец были крепостными в этом имении, рабами, которых даже в кухню не пускали. Все перевернулось с ног на голову в России. Это ли не смешно? Это ли не трагично? Стук топора.
Основной конфликт в пьесе Вишневый сад сочинение
Антон Павлович Чехов в своей пьесе «Вишневый сад» поставил перед собой, а впоследствии, перед зрителем, очень трудную задачу. Разрабатывая сюжет и конфликт драматического произведения, от которых напрямую зависят характеры действующих лиц, автор не пошел «по протоптанной тропинке». А, каким-то, нам не понятным чувством, уловил дуновение «свежего ветерка»- дух времени и для этого скрыл конфликт, заставляя зрителя додумывать и разрабатывать события самим.
На пороге был двадцатый век. На смену дворянскому, устоявшемуся периоду, шли « шквалистые» неспокойные, революционные времена. Чехов не понимал, да и не осознавал, что ждет страну и ее народ, но чувствовал, что перемены будут. Его очень интересовал внутренний мир его героев. Но главным героем своей комедии Антон Павлович сделал, все-таки – вишневый сад. Все в этой пьесе, как бы происходит само собой, помимо воли персонажей. Даже, Лопахин, покупает вишневый сад случайно. В пьесе нет внешнего возбудителя, а показана лишь неизбежность смены времен. Да и герои, своеобразно делятся на уходящее дворянство: Раневскую и Гаева, Они беспечны и беспомощны.
Буржуазию, которая выходит из тени представляет: предприниматель-купец Лопахин. Он деловит и разумен, но совершенно не агрессивен. Ему дорого имение и сад -здесь прошло его детство. Новые, революционные силы представляют– Трофимов и Аня. Эти люди устремлены в «счастливое будущее». Они все не ссорятся между собой, не выясняют отношений. Но Лопахин, не просто хочет купить вишневый сад, он хочет помочь его хозяевам найти правильное решение, спасти имение и даже взять все хлопоты на себя, но хозяйка-Любовь Андреевна, отказывается. Социального конфликт в пьесе нет, он как бы, заменен переживаниями героев.
Все они переживают, но переживают по- разному: жалея свою прошлую жизнь, ушедшие годы, события. Они не видят грядущих глобальных изменений, а только свои мелкие и часто не важные проблемы. Главное у них угасла воля к жизни. Лопахин этого не понимает. Ему непонятны беспомощность Гаева и Раневской, их надежда на помощь других, обязательно решивших их проблемы. Скоро и нему придет чувство уныния и грусти. И он, как и все хочет, чтобы изменилась эта «несладкая, неспокойная жизнь».
Этого же хотят старая «фокусница» Шарлотта, и нелепый комик Епиходов, и Симеонов- Пищик,думающий о том ,где бы взять денег. Их драма заключается в разладе основ, которые казались вечными, в будущем, где им зададут главный вопрос, ответ на который никто из них не знает.
Основной конфликт в пьесе Вишневый сад
Как говорил известный писатель Николай Островский: «Жизнь даётся человеку один раз. И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Человек на Земле не вечен. Быстро пролетают отмеренные ему природой и генетическим
В трудный время, когда Россия переживала переломный период, был написан роман “Обломов”. Общество разделилось на два лагеря. Одна сторона придерживалась консервативных традиций и привычек, другой лагерь основывался на новых европейских устоях.
Билибин проиллюстрировал многие сказочные произведения, с большим умением изобразив все детали, передающие дух старины. Одна из его иллюстраций к сказке А. С. Пушкина о царе Салтане – картина “Гвидон и царица”. Изображены на ней главные герои,
Многие люди в последнее время жалуются на то, что обучаться стало сложно и учебный материал им плохо дается. Мне кажется что все дело в людях, мы стали ленивы и не уделяем достаточно времени своему образованию
Знаменитый русский художник Васнецов написал огромное количество разных картин и «Богатырский скок» не стал исключением. Его картины поднимают настроение и переносят зрителя в сказку, которые им читали в детстве родители или они читали
Как только роман “Обломов” был напечатан, он сразу же вызвал у критиков и специалистов в области литературы целый шквал рассуждений, вопросов, споров. Однако, нельзя не сказать того, что роман был признан и полюбился многим людям.
Значение названия книги «Вишневый сад»
Символизм пьесы несет в себе конкретную смысловую нагрузку. Вишневый сад олицетворяет уходящую эпоху землевладельческого дворянства. Выбранное Чеховым название способствует возможности своеобразно и не очевидно выразить основную идейную составляющую произведения, используя символику. Сад – Россия, попавшая под влияние нового правящего класса – купцов. Легкомысленные дворяне не уберегают державу и доживают свои дни за границей. Таким образом, название отражает заботу автора о будущности своей отчизны
Средний класс не принимает во внимание ностальгическое настроенное дворянство и вырубает старые установки на корню, предлагая взамен нечто сомнительное
Чехов долго обдумывал пьесу. Слово «вишневый» он ассоциировал с сельским хозяйством, а «вишня» по мнению писателя наилучшим образом отображала поэзию прежнего барства.
Главные герои
Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.
Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен — в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.
Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.
Петя Трофимов
Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.
Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.
87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.
Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.
Главные герои и их характеристика
эти герои не появляются на сцене, но их упоминание сообщает нам дополнительные подробности о жизни главных действующих лиц. так, любовник раневской и его отношение к ней — это демонстрация слабоволия, безнравственности, эгоизма и ведомости дворянства, которое погрязло в праздности и удовольствиях, забыв о цене этих благ. ярославская тетушка проливает свет на биографию раневской: она необдуманно и легкомысленно вручила свою судьбу пьянице и кутиле против воли родителей, за что и была наказана их недоверием и презрением.
- Счастье – Почти все персонажи пьесы стремятся к обретению счастья и гармонии. Однако в конечном итоге никто из них не достигает своей цели. Все они остаются несчастными страдающими людьми. В какой-то мере в этом виноват вишневый сад, ведь все эмоциональные связи героев с ним воспаляются как нервы: Гаев и Раневская рыдают от его потери, Лопахин мучается от его обретения, навсегда разлучаясь с Варей, Аня и Петя лишь предчувствуют счастье, но пока даже в их иллюзиях оно выглядит как новый вишневый сад.
- Тема времени – Персонажи борются не друг против друга, а с самим временем. Раневская и Гаев пытаются противостоять будущему, а Лопахин хочет победить прошлое. Все они в итоге терпят поражение. Раневская и Гаев теряют имение, а Лопахин не может избавиться от груза многовекового рабства.
- Прошлое – В глазах большей части персонажей прошлое походит на прекрасный далёкий сон, где всё было прекрасно, а люди жили в любви и гармонии. Даже Лопахин не может противиться чувству ностальгии по прошедшему.
- Настоящее – К моменту начала повествования почти все персонажи разочаровались в жизни. Окружающая действительность тяготит их, а будущее кажется неясным и жутким. Это относится и нынешнему хозяину жизни – Лопахину, который так же несчастен, как и все остальные.
- Будущее — молодые герои надеются на счастье в будущем, они предчувствуют его, и в этом предчувствии выражается вера автора в лучшее время, которое еще не наступило.
- Любовь – Любовь у Чехова приносит одни лишь беды. Раневская вышла замуж по любви, но жестоко ошиблась, разрушив свою жизнь и потеряв сына. Полюбив во второй раз, она попала под влияние негодяя и окончательно пустила свою жизнь под откос.
- Роль вишнёвого сада – Вишнёвый сад выступает в роли напоминания об ушедшей эпохи помещичьего дворянства. Для Раневской это символ счастливого беззаботного детства, а для Лопахина — напоминание рабском положении его предков.
- Дворянство – В пьесе Чехов изобразил представителей отмирающего класса дворянства со всеми их достоинствами и недостатками. Они образованы, духовно богаты и чувствительны, тактичны и деликатны, но их инфантильность, безответственность и лень поражают даже их самих. Они не привыкли работать, зато их терзает привычка к неоправданной роскоши. Порочность и эгоизм этих людей тоже являются следствиями их дворянских замашек. Жизнь в праздности не может быть нравственной.
- Семья – Отношения между родственниками едва ли можно назвать здоровыми. Любовь Андреева мила и обходительна, при этом абсолютно равнодушна к финансовому благополучию своих близких. Гаева в доме никто не воспринимает всерьёз, его постоянно просят помолчать. За внешней душевностью и благожелательностью есть лишь пустота и равнодушие.
Кто варит варенье в России…
Тот знает, что выхода нет.
Инга Кабыш
Каждый театр когда-нибудь ставит Чехова и каждый театр обращается к Чехову неспроста. Когда-то «Вишневый сад» дал новый старт Московскому Художественному театру. Через сто лет, 17 января 2004 года, состоялась премьера спектакля в РАМТе. Прошло пять лет, и стало ясно, какой мощный толчок дала эта постановка коллективу театра.
Хрупкость и камерность: мы сидим на сцене, и, чтобы добраться до своего места, нужно осторожно миновать миниатюрный домик, окруженный белыми деревьями. Художник спектакля С
Бенедиктов распоряжается пространством так, словно стремится исчерпать возможности света, размера, формы. Зрители чувствуют себя теми самыми великанами, которыми не стали герои Чехова. Потом, завороженные неровным ритмом чеховской кривой, становятся на миг детьми, брошенными любовниками, забытыми слугами. Все, что когда-нибудь не произошло с нами – это вишневый сад. Все это произошло с нами, когда мы были в «Вишневом саде».
Я думаю, «Вишневый сад» приходит к нам в пору расцвета: своего и нашего. А ведь пьеса – об умирании: утонул маленький Гриша, забыты традиции и секрет вишневой наливки, распад поселился в имении. Время словно застыло, и погода сошла с ума, май и октябрь одинаково зимние. Но остановилось все лишь в этом кругу, а за чертой его время бежит все быстрее, действия накатывают волнами и накрывают героев с головой, бесшумно, но неотвратимо.
В отличие от остальных пьес Чехова, в «Вишневом саде» никто не хочет уезжать, даже Петя, замечающий все неприятное, счастлив именно здесь. Спектакль Академического молодежного театра тихонько исполняет всеобщее желание, он собрал всех путешествующих и скучающих в прекраснейшем месте на свете и медлит, оставляет нас всех здесь, в ситуации вишневый сад
, полной света и легкости. Это факультет ненужных вещей, и именно на этом спектакле понимаешь, почему человек нуждается в бесполезном. Хочется снова пойти учиться, только на всех школьных дверях стоит печать: «Тема. Идея. Актуальность».
А ее нет, актуальности. «Вишневый сад» называли завещанием Чехова и сравнивали с китайскими шкатулками. И то и другое неактуально, поскольку не подлежит суду времени. Завещание всегда направлено в будущее, оно становится тем зеркалом, где отразится история. Сегодняшний спекатакль связывает нас не только с А.П. Чеховым и МХТ, он дает возможность ощутить очарование ускользающего настоящего. Постановка предельно конкретна, порой даже избыточна: настоящий бильярд, и вазочки с вареньем, которым лакомится сонная Аня. В этой конкретности – путь к обобщению, и то, как далеко зайдем мы по дороге абстракции, зависит от нас самих. Может быть, поэтому так смешны патетические тирады Гаева, что они претендуют на притчеобразность. Пытаясь взять высокую ноту, Леонид Андреевич «дает петуха».
К постижению смысла последней пьесы Антона Чехова обращаются и сегодня театральные деятели, критики и обычные зрители. В чем заключается художественная ценность «Вишневого сада»? Эта пьеса была интересна не только современникам и соотечественникам автора. Она вызывает восторг у читателей и театральных зрителей по всему миру и сегодня, поскольку обладает всечеловеческим содержанием. В чем состоит главная идея пьесы «Вишневый сад»? Сочинение по этому произведению, предусмотренное школьной программой, поможет ответить на этот вопрос.
Купец
Его отец был простым мужиком, но после реформы смог открыть свою лавку и заработать небольшое состояние. Лопахин воспитывался в строгости. Приобщение к знаниям в его семье не являлось обязательным условием в педагогическом процессе. Но благодаря своему происхождению и врожденной хватке Лопахин научился жить и выживать. Главные черты его характера — это решительность и целеустремленность. Купец давно мечтает о вишневом саде, и он все-таки становится его владельцем.
Чехов не наделил этого персонажа явными отрицательными чертами. Следует сказать, что все герои в этой пьесе довольно противоречивы. В произведениях истинных художников не может присутствовать лишь черное и белое.
В Лопахине нет той утонченности, которой обладают представители древнего дворянского рода. Но он это понимает и всеми силами пытается компенсировать свои пробелы в образовании. К тому же он добр и в некотором смысле бескорыстен.
Символика
Что символизирует вишневый сад? Для персонажей он является напоминанием о прошлом, но восприятие прошлого сильно розниться. Раневская и Гаев помнят своё беззаботную барскую жизнь, а Лопахин — несправедливость крепостного права. В то же время образ-символ вишневого сада в устах Пети Трофимова обретает иное значение — вся Россия. Поэтому молодые люди хотят посадить новый сад — то есть изменить страну к лучшему.
Большую роль в произведении играет и символика звука. Так, звук лопнувшей струны в финале символизирует окончательное отмирание старого мира. После него всем героям становится грустно, разговор прекращается. Это траур по старому миру.
Когда Лопахин и Гаев возвратились с торгов, последний привез с собой анчоусы и другие лакомства. Даже в горе от потери сада он не мог изменить своим привычкам, а именно — растрате денег.
Сочинение на тему «Образ сада»
В конце пьесы владельцем имения становится Лопахин. Главным достоянием усадьбы, которая досталась по наследству прежним хозяевам, является прекрасный вишневый сад. Но Лопахин не видит его красоты. И дело не в том, что купец лишен способности получать Автор не раз на протяжении действия указывает на интеллектуальную и духовную бедность этого героя.
Цветущий сад символизирует идеальную, но уходящую в прошлое красоту. Лопахин видит в нем лишь то, что он большой. И в этом заключается идея автора, согласно которой новый тип человека хотя и отличается завидной практичностью в финансовых вопросах, но не сможет никогда оценить духовного наследия, оставленного представителями дворянского рода.
Сочинение на тему «Вишневый сад» не может обойти такой темы, как противопоставление главных героев. А потому следует несколько слов сказать об образе Лопахина, который является противоположностью бывшим владельцам сада.
Вариант 2
Произведение представляет собой лирическую комедию, ключевой темой которой становятся авторские размышления о будущем страны и ее населения. В основе пьесы лежит история о вынужденной аукционной продаже родового имения обедневшим дворянским семейством.
Своеобразием произведения является его жанровое изложение, которое с точки зрения писателя представляется комедией, а с точки зрения литературоведческого общества и театралов демонстрирует драматические элементы. Таким образом, чередуя драматические и комические сцены писатель достигает художественную реальность пьесы.
Отличительной особенностью произведения признается новаторство автора, выразившееся в отсутствии разделения героев пьесы в качестве либо отрицательных, либо положительных персонажей, разбив их лишь на три категории, первая из которых представляет людей прошлого поколения в лице дворян-аристократов Раневской, Гаева и лакея Фирса, ко второй группе причисляются люди настоящего времени в ярком представлении предприимчивого купца Лопахина, а в третью категорию автор относит людей будущего в лице прогрессивной молодежи того периода Петра Трофимова и Ани.
Структурная композиция пьесы состоит из четырех действий, которые не разделяются на самостоятельные сцены, при этом временной промежуток произведения составляет около полугода, начинаясь весной и заканчиваясь серединой осени. В первом действии представляется мизансцена завязки сюжетной линии, которая возрастает с напряжением во втором действии, третье действие характеризуется кульминацией сюжета в виде продажи родового имени, а четвертом наступает финальная развязка. Художественное содержание пьесы развивает эмоционально-психологический фон, заключающийся в описании внутренних переживаний персонажей.
Произведение также отличается полным отсутствием выраженных внешних конфликтов, а также динамизмом и непредсказуемыми сюжетными поворотами, которые подчеркиваются ремарками автора, монологами, паузами, создающими впечатление особой недосказанности и придающие произведению неповторимую изысканную лиричность.
2 вариант
Антон Павлович Чехов запомнился миру не только как автор многочисленных рассказов, но и как великолепный драматург, чьи произведения ставятся на сцене театра и по сей день. Одним из самых знаменитых его произведений является пьеса «Вишневый сад», которая была написана автором последней в 1903 году. Чем же примечательна эта пьеса? И что именно автор хотел высказать в ее строках?
«Вишневый сад» — это прежде всего драма, и хоть прямая речь автора здесь не звучит, его позиция вполне очевидно передается через образы его персонажей и саму композицию пьесы. Как и прочие писатели того времени, Чехов размышлял о будущем России, о значимости перехода от дворянства к капитализму. Именно этой проблеме посвящается его произведение.
Раневская Любовь Андреевна — это представитель дворянского сословия. Ее автор представляет нам доброй, щедрой, романтичной и образованной натурой, которая бережно относится к своему имению и дорожит своим садом. Однако, из, казалось бы, положительных качеств вытекают ее отрицательные черты: легкомысленность, расточительство, слюнтяйство и пустословие. Именно так видит Чехов дворянское сословие в целом.
Лопахин Ермолай Алексеевич, в свою очередь, это представитель буржуазии. Обладая острым умом, чутьем и целеустремлённостью, сын крепостных крестьян преуспел в купеческом деле и стал миллионером. Однако, несмотря на симпатию автора к этому персонажу, Чехов также наделяет его отрицательными качествами: хвастовство, бескультурье, меркантильные взгляды на ведение дел.
Центром споров в пьесе выступает вишневый сад, а точнее вопрос о его вырубке. Оказавшись в тяжелом финансовом положении, Раневская стоит перед сложным выбором: вырубить сад, в котором выросло не одно поколение ее семьи, и распродать землю под дачные участки, или продать родовое имение. Очевидно, что «вишневый сад» олицетворяет собой саму Россию, ее устои и ценности. Раневская не смогла пожертвовать садом, тем самым подтвердив неготовность принимать новые условия жизни в России при переходе к новому строю. Купив имение целиком, Лопахин все-таки сделал это ради своей коммерческой выгоды. Этим автор хотел сказать, что переход от дворянских сословий к буржуазному строю ведёт к уничтожению старых устоев и ценностей и формированию новой моральной составляющей общества.
Каково же отношение автора к сложившейся ситуации? У Чехова нет «плохих» и «хороших» персонажей. С одной стороны, он сочувствует дворянам, чье время уже ушло, но понимает, что они глупы и инфантильны и не смогут выжить в новой России. С другой стороны, он готов принять буржуазию с ее передовыми и свежими взглядами, которые помогут обществу двигаться вперёд к капитализму, однако, полный отказ от прежних ценностей и культуры, также считает неправильным. Чехов надеялся, что буржуазия является лишь переходной составляющей на пути к будущему идеальному демократическому строю.
Таким образом, пьеса «Вишневый сад» является последним философским рассуждением о будущем России Чехова. Автор не имеет конкретных представлений о том, что ждет страну в будущем, но верит в то, что перемены приведут общество к лучшей жизни.
История жизни Раневской
Описание и характеристика Раневской в пьесе «Вишневый сад» дается через ее рассказ о себе, со слов других героев и авторские ремарки. Знакомство с центральным женским персонажем начинается буквально с первых реплик, а история жизни Раневской раскрывается в первом же действии. Любовь Андреевна возвратилась из Парижа, где прожила пять лет, причем возвращение это было вызвано острой необходимостью решения вопроса о судьбе имения, выставленного на аукцион за долги.
Любовь Андреевна вышла замуж за «присяжного поверенного, недворянина…», «который делал одни только долги», так еще и «страшно пил» и «умер от шампанского». Была ли она счастлива в этом браке? Навряд ли. После смерти мужа Раневская «на несчастье» влюбилась в другого. Но ее страстный роман длился недолго. Трагически погиб ее малолетний сын, и чувствуя себя виноватой, Любовь Андреевна навсегда уезжает за границу. Однако ее любовник поехал за ней «безжалостно, грубо», и после нескольких лет мучительных страстей «он обобрал… бросил, сошелся с другой», а она в свою очередь пробует отравиться. Семнадцатилетняя дочь Аня приезжает за матерью в Париж. Как ни странно, но эта юная девушка отчасти понимает свою мать и жалеет ее. На протяжении всей пьесы видны искренняя любовь и привязанность дочери. Пробыв в России всего пять месяцев, Раневская сразу же после продажи имения, взяв деньги, предназначенные для Ани, возвращается в Париж к своему любовнику.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.Год написания – 1903 г.
История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишневого сада”.
Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишневый сад” – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.
Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделенная на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.
Жанр – Пьеса. Чехов называл “Вишневый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.
Направление – “театр абсурда”.
Василий Максимов. Все в прошлом (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Бродский. Опавшие листья (фрагмент). 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Крамской. Осмотр старого барского дома (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва