«звуковые и цветовые эффекты пьесы «вишневый сад»»

«вишнёвый сад» (а. чехов)

Главный герой “Вишнёвого сада”

Внимательный читатель уже догадался (или догадывается), что это вишнёвый сад. Он олицетворяет собой в пьесе саму Россию: её прошлое, настоящее и будущее. Почему же главным героем “Вишнёвого сада” стал именно сам сад?

Потому что именно в эту усадьбу возвращается Раневская после всех злоключений за границей, ведь именно из-за него обостряется внутренний конфликт героини (боязнь потери сада, осознание своей беспомощности, нежелание с ним расставаться), и возникает противостояние между Раневской и Лопахиным.

Вишнёвый сад также способствует разрешению внутреннего конфликта Лопахина: он напоминал ему о том, что он крестьянин, обычный мужик, который удивительным образом смог разбогатеть. И появившаяся с покупкой имения возможность вырубить этот сад означала, что теперь больше ничего в тех краях не сможет напоминать ему об его происхождении.

Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик

В заключительной пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для раскрытия главной идеи всего произведения. Характеристика героев «Вишневого сада» начинается с их социального представления. Ведь в людских головах социальное положение уже накладывает отпечаток, причем не только на сцене. Так, Лопахин – купец, уже заранее ассоциируется с крикливым и нетактичным торгашом, не способным к каким-то тонким чувствам и переживаниям, а ведь Чехов предупреждал, что его купец отличается от типичного представителя этого класса. Раневская и Симеонов-Пищик, обозначенные как помещики, выглядят весьма странно. Ведь после отмены крепостного права социальные статусы помещиков остались в прошлом, так как они уже не соответствовали новому общественному устройству. Гаев тоже помещик, но в представлении героев он «брат Раневской», что наталкивает на мысль о какой-то несамостоятельности этого персонажа. С дочерьми Раневской все более- менее понятно. У Ани и Вари обозначен возраст, показывающий, что они самые юные персонажи «Вишневого сада».

Так же возраст указан и у самого старого действующего лица – Фирса. Трофимов Петр Сергеевич- студент, и в этом какое-то противоречие, ведь если студент, то молод и отчество вроде рано приписывать, а между тем оно указано.

На протяжении всего действия пьесы «Вишневый сад» герои раскрываются в полной мере, и их характеры обрисовываются в типичной для этого вида литературы форме – в речевых характеристиках, даваемых ими самими или другими участниками.

Цветочная символика в вишневом саду

Цветы в пьесе «Вишневый сад» играют важную роль и несут в себе глубокую символическую нагрузку. Каждый цветок, упомянутый в произведении, имеет свое значение и ассоциируется с определенными идеями и чувствами.

Вишня, в основе сюжета, является символом проходящего времени и преходящего счастья. Увядание вишневого сада, который герои не могут сохранить, олицетворяет утраченные возможности и потерянную молодость.

Ромашка, которую упоминает Лопахин, символизирует простоту и незаурядность человеческой природы. Стоя на поле, ромашка является образом природной свободы и неприкосновенности.

Орхидея, украшающая комнату Раневской, символизирует изысканность и элегантность. Этот цветок отражает высокое общество и статус героини.

Иван-да-Марья, который в басне левитанской бабы олицетворяется девушкой, является символом запретного желания. Этот цветок символизирует тайное желание менять свою судьбу и пребывание в мечтах.

Роза, упомянутая в контексте Трофимова, символизирует любовь и привязанность. В пьесе она имеет противоречивые значения, связанные с неразделенной любовью и несбыточными мечтами.

Восприятие цветочной символики зависит от интерпретации каждым зрителем или читателем. Символы и ассоциации, используемые Чеховым, позволяют исследовать различные темы и идеи, связанные с произведением.

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Роль символики и подтекста в чеховской драматургии

Глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе ведут к главному в этой пьесе – к мысли о людях, их жизни в прошлом, настоящем и будущем. История вишневого сада, отношение к нему героев выявляет и объясняет их характеры и психологию.

Прошлое и настоящее – весьма значительные категории в «Вишневом саде». Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей Россией. Можно сказать, что вся пьеса «Вишневый сад» устремлена к будущему родины.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи «Вишневого сада». Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом. Для других (Аня, Петя Трофимов) это — только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.

В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход. Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т. д. От настоящего в будущее в «Вишневом саде» открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. «Да, время идет», – замечает сам Лопахин.

Итак, «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. «Вся Россия наш сад», – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…» – произносит в своем монологе Петя Трофимов. Именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в «Вишневом саде» связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Вообще, символика и подтекст играют в пьесах Чехова огромную роль. Этим произведения Чехова близок такому направлению искусства, как модернизм. Именно символика и подтекст выражают авторскую позицию, «предсказывают» развитие сюжета, создают определенную атмосферу. Так, на протяжении всей пьесы за сценой раздается стук топора, символизирующий неминуемую гибель старой России. Кроме того, о невозможности возврата прошлого говорит то, что в конце пьесы в заколоченном доме забывают старика Фирса, который там и умирает. Символично, что вишневый сад продают именно на торгах, с молотка. Это говорит об отношении противоречивом отношении автора к новому времени.

Все герои в «Вишневом саде» четко делятся на две группы, которые как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их. На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение. Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе. Очевидно, поскольку сам А. П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило» и все только ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Социальные неравенства

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» основная мысль заключается в изображении социальных неравенств в русском обществе конца 19 века. Чехов раскрывает различные сферы общественной жизни и показывает, как неравенства в достатке, образовании и статусе влияют на взаимоотношения между персонажами и на их судьбы.

Вишневый сад, как символ русской усадьбы, становится метафорой для разделенного общества. Главной героине Любови Андреевне Раневской и ее семье приходится продавать свою усадьбу, так как они не в состоянии платить долги. Это является отражением банкротства дворянства и положения простых людей, которые оказываются в полном зависимости от богатых и влиятельных.

Другим примером социального неравенства является образ Осипа, прислуги, который в то время является обычным разносчиком писем. Осип зарабатывает на жизнь с помощью своего труда, в то время как дворяне, такие как Раневская, привыкли к богатству и роскоши без каких-либо усилий.

На примере персонажей Чехов иллюстрирует, какие различные взгляды и представления о мире существуют в русском обществе того времени. Буржуазия идет в ногу со временем, стремится к развитию и прогрессу, тогда как дворяне, считая себя высшим классом, сохраняют закостенелость и безразличие к изменениям.

Вишневый сад, таким образом, говорит о том, что социальные неравенства и противоречия являются неотъемлемой частью общества. Чехов показывает, что без изменений и стремления к реформам, общество останется застывшим и неспособным к развитию. Главная мысль пьесы заключается в необходимости преодоления социальных и классовых различий для создания более справедливого и гармоничного общества.

Социальные неравенства Вишневый сад
Разделенное общество Символ русской усадьбы
Банкротство дворянства Зависимость от богатых и влиятельных
Труд Осипа Роскошь без усилий
Различные взгляды и представления о мире Стремление к развитию против безразличия
Социальные и классовые различия Необходимость преодоления для создания справедливого общества

Вишнёвый сад как центральный образ пьесы

Действие последнего произведения А.П. Чехова происходит в имении Раневской Любови Андреевны, которое через несколько месяцев будет продано на аукционе за долги, и именно образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает центральное место. Однако уже самого начала присутствие такого огромного сада вызывает недоумение. Довольно жесткой критике это обстоятельство подверг И.А. Бунин, потомственный дворянин и помещик. Он недоумевал, как можно превозносить вишневые деревья, которые не отличаются особой красотой, имеют корявые стволы и мелкие цветочки

Также Бунин обращал внимание на тот факт, что в барских усадьбах никогда не встречаются сады только одной направленности, как правило, они были смешанными. Если посчитать, то сад занимает площадь примерно в пятьсот гектар! Для ухода за таким садом необходимо очень большое количество людей

Очевидно, что до отмены крепостного права сад содержался в порядке, и вполне возможно, что урожай приносил прибыль своим хозяевам. Но после 1860 года сад начал приходить в запущенное состояние, так как денег или желания для найма рабочих у хозяев не было. И страшно представить, в какие непролазные дебри сад превратился за 40 лет, так как действие пьесы происходит на стыке веков, доказательством чего может служить прогулка хозяев и слуг не по прекрасным кущам, а по полю.

Это все показывает, что конкретного бытового значения образа вишневого сада в пьесе не замышлялось. Лопахин выделил только главное его преимущество: « Замечательного в этом саду только то, что он большой».

Но именно образ вишневого сада в пьесе Чеховым вынесен как отображение идеального значения объекта художественного пространства, строящееся со слов действующих лиц, которые в течение всей сценической истории идеализируют и приукрашивают старый сад. Для драматурга цветущий сад стал символом идеальной, но уходящей в прошлое красоты. И эта скоротечная и разрушаемая прелесть былого, заключенная в мыслях, чувствах и поступках, притягательна и для драматурга, и для зрителей. Связав судьбу усадьбы с героями, Чехов соединил природу с социальной значимостью путем их противопоставления, тем самым раскрывая мысли и поступки своих действующих лиц. Он старается напомнить, каково истинное предназначение людей, для чего необходимо духовное обновление, в чем заключена красота и счастье бытия.

Финальный аккорд уходящей эпохи

Символ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает одно из центральных мест. Это произведение подвело черту под всем творчеством А.П.Чехова. Именно с садом автор сравнивает Россию, вкладывая это сравнение в уста Пети Трофимова: «Вся Россия – наш сад». Но почему сад именно вишнёвый, а не яблочный, допустим? Примечательно, что Чехов делал особый акцент на произношении названия сада именно через букву «Ё», и для Станиславского, с которым эта пьеса обсуждалась, не сразу стала понятна разница между «вишневым» и «вишнёвым» садом. А разница, по его словам, была заключена в том, что вишневый – это сад, способный приносить прибыль, и он всегда нужен, а вишнёвый – это хранитель уходящего барского быта, цветущий и растущий для услады эстетических вкусов своих хозяев.

Драматургии Чехова свойственно вовлекать в действие не только героев, но и окружающую их обстановку: он считал, что только через описание ежедневной жизни и рутинных дел возможно полностью раскрыть характеры персонажей. Именно в чеховских пьесах появились «подводные течения» придающие движение всему происходящему. Еще одной особенностью пьес Чехова стало применение символов. Причем эти символы имели две направленности- одна сторона была реальной, и имела весьма предметное очертание, а вторая сторона была неуловимой, ее можно только ощутить на уровне подсознания. Так произошло и в «Вишнёвом саде».

Символика пьесы заключена и в саду, и в звуках, раздающихся за сценой, и даже в сломанном Епиходовым бильярдном кие, и в падении Пети Трофимова с лестницы. Но особое значение в драматургии Чехова занимают символы природы, включающие в себя проявления окружающего мира.

Происхождение символики

Трагедия «Вишневый сад» имеет глубокий символический смысл, который относится к русской истории и культуре. Многие символы и ассоциации, присутствующие в пьесе, носят исторический характер и отражают события и явления, характерные для того времени.

Одним из ключевых символов пьесы является сам вишневый сад. Вишневый сад в данном произведении становится символом утраченной идиллии и промахнувшейся возможности. Этот символ отсылает к истории России, к концу феодальной системы и к судьбе помещиков, которые также оказались на грани вымирания.

Другой важный символ — это ландыш, который является символом прекрасного, чистого и непорочного. Ландыш вянет в пути, как и весь вишневый сад, что бросает тень на красоту. Этот символ говорит о невозможности сохранить прекрасные моменты и настоящий мир во времена изменений и нестабильности.

Существенную роль в символике играют и персонажи пьесы. Любовь Раневская, как представительница старого образа жизни, символизирует утрату и неподходящее время. Атом во многом ассоциируется с новым поколением реформаторов и вопросами социальной справедливости. Множество персонажей в пьесе также являются символами социальных классов и политических взглядов, представленных в России того времени.

Таким образом, символика пьесы «Вишневый сад» неразрывно связана с историческим и культурным контекстом. Эти символы и ассоциации отражают процессы, происходившие в российском обществе и имеют глубокий смысл, способствуют лучшему пониманию и толкованию произведения.

Сочинение 3

Вишневый сад, в пьесе Чехова ассоциируется с образом России, стоявшей на рубеже веков. Век, уходящий и век грядущий, как две противоборствующие силы, не желающие уступать друг другу. Волнующие настроения перемен уже чувствуют все.

Отсюда и тревожные, грустные нотки в репликах хозяев имения Раневской и ее брата Гаева. И тревожные слова Ани, полные надежды на светлые изменения в будущем. Новое время всех заставляет сделать выбор. Господа же не могут решительно распрощаться с прошлым, поэтому никак не соглашаются на разумное предложение Лопахина по спасению поместья от продажи.

Беззаботное детство и юность Любовь Андреевны неразрывно связаны с родным домом и, конечно, вишневым садом. Буйное весеннее цветение в саду волнует и пробуждает восхитительные воспоминания о волшебном времени девичьих грез.

Дама так и осталась неприспособленной к жизненным трудностям, все также беспечна, как в молодости, и расточительна, несмотря на финансовые проблемы. Эгоистичная особа, пекущаяся лишь о собственном благе, но умеющая произвести правильное впечатление на окружающих. Вернувшись после многолетнего путешествия по Европе, она по-детски восторженно обращается к дому, саду, и мебели ласково, называя уменьшительно — ласкательно, как к живым существам. Предложение Лопахина она считает неприемлемым, не желает соглашаться на вырубку сада. Но спокойно дожидается торгов, и с облегчением принимает известие о продаже.

Ее брат также сентиментален, и нерадив. Для него сад – это счастливое и беспечное прошлое, а еще статус, отличительная деталь обеспеченного дворянина. Он ни на секунду не забывает, что Лопахин не ровня ему, несмотря на то, что этот мужик в состоянии выкупить его дом, а у него самого нет денег даже на проживание. Сад для Гаева значимая частичка его жизни, но уже прошедшее, которое скорее тяготит его, он желает избавиться от него, надеясь, что с садом уйдут и проблемы, а впереди его ждет удача. Легкомыслие свойственно этому безвольному, пустому приспособленцу.

Для Анны сад это прекрасные воспоминания детства, которые должны наполнять теплотой сердце, но могут оставаться лишь в памяти, и вполне естественно оставлять их в прошлом. Ей грустно, но она радуется, что сад и дом уже не имеют к ней отношения, она свободна и может без оглядки на прошлое идти навстречу прекрасному завтра.

Символичен факт приобретения поместья с садом Лопахиным. Его предки были крепостными в имении, которым он теперь владеет. Вот она метаморфоза, ставшая возможной в новом веке.

Купец с деловой хваткой не стал разводить сентиментальности, а безжалостно пустил сад под топор. Лопахин, как образ зарождающегося класса торговца, целеустремленный, волевой. Он уж точно знает, как из разорившегося имения получить хороший доход. И сад для Лопахина — это не что иное, как источник прибыли.

Вишневый сад – средство раскрытия характеров персонажей

Образ вишневого сада в сюжетном развитии пьесы имеет большое значение. Именно через отношение к нему происходит знакомство с мироощущением героев: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию. Знакомство зрителя с садом происходит в мае, в замечательную пору цветения, а его аромат заполняет окружающее пространство. Из-за границы возвращается хозяйка сада, которая долго отсутствовала. Однако за годы, пока она путешествовала, в доме ничего не изменилось. Даже детская, в которой давно не было ни одного ребенка, носит прежнее название. Что для Раневской значит сад?

Это ее детство, ей даже мерещится мать, ее молодость и не очень удачное замужество за человеком, как и она, легкомысленным транжирой; возникшая после смерти мужа сжигающая ее любовная страсть; гибель младшего сына. От всего этого она сбежала во Францию, бросив все, надеясь, что побег поможет ей забыться. Но и за границей она не нашла покоя и счастья. И теперь ей предстоит решать судьбу усадьбы. Лопахин предлагает ей единственный выход – вырубить сад, не приносящий ни какой пользы и весьма запущенный, и отдать освободившуюся землю под дачи. Но для Раневской, воспитанной в лучших аристократических традициях, все, что заменяемо деньгами и ими меряется – пошло. Отклонив предложение Лопахина, она вновь и вновь просит его совета, надеясь, что возможно спасти сад, не уничтожая его: « Что же нам делать? Научите, что?». Любовь Андреевна так и не решается переступить через свои убеждения, и потеря сада становится горькой утратой для нее. Однако она признала, что с продажей имения у нее развязаны руки , и без долгих размышлений, оставив дочерей и брата, вновь собирается покинуть родину.

Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь. Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного». Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать. После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.

Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни. Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.

Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников. Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи. Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад». И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»

Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.

Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете». Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки». Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.

Символический образ вишневого сада

Написанная на рубеже эпох пьеса «Вишневый сад» стала отражением происходящих в стране перемен. Старое уже ушло, а на смену ему идет неизведанное будущее. Для каждого из участников пьесы сад – свой, но символический образ вишневого сада – как уходящего былого для всех, кроме Лопахина и Трофимова, един. «Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест» – говорит Петя, тем самым показывая, что людям новой эпохи, к которым он относится, не свойственна привязанность к своим корням, и это настораживает. Люди, любившие сад, легко отказались от него, и это пугает, ведь если «Вся Россия наш сад», как говорит Петя Трофимов, что же будет, если на будущее России так же все махнут рукой? И вспоминая историю, мы видим: спустя всего чуть более 10 лет в России начали происходить такие потрясения, что страна действительно стала безжалостно уничтоженным вишневым садом. Поэтому можно сделать однозначный вывод: главный образ пьесы стал истинным символом России.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/obraz-sada-v-vishnevom-sadehttp://www.syl.ru/article/322092/glavnyiy-geroy-vishnevogo-sada-analiz-harakteristika-i-osobennostihttp://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/obraz-sada-v-pese.html

голоса

Рейтинг статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: