Маленький человек в произведениях чехова сочинение

Маленький человек чехов сочинение рассуждение

Факты о детстве и юности писателя

  1. В восьмилетнем возрасте после купания в холодной воде он сильно заболел и чуть не умер.
  2. Уроки он чаще всего делал в бакалейной лавке в перерывах между обслуживанием покупателей. Поэтому учился плохо и дважды оставался на второй год.
  3. Жизнь 16-летнего Антона сильно изменилось, когда его отец вместе с семьей сбежал из Таганрога от кредиторов и долгов. Антон с братом остались одни в Таганроге, а родители жили в Москве.
  4. Когда он был гимназистом, его часто сажали в школьный карцер за плохую успеваемость по арифметике и греческом.
  5. Как писал сам Чехов, он делал уроки, сидя за прилавком в сильном холоде, где кончик пера натыкался на лёд замёрзших чернил.
  6. Чехов, будучи подростком успевал учиться, занимался репетиторством, продавал родительское имущество, посещал библиотеку, выпускал рукописный журнал «Заика», ухаживал за гимназистками и ходил в театр.
  7. Он занимался репетиторством, чтобы обеспечить свое существование в Таганроге и помогать сбежавшей семье.
  8. Для посещения театра гимназист Чехов иногда маскировался под взрослого мужчину: привязывал себе бороду и носил черные очки.
  9. В младших классах гимназиста Чехова считали вялым увальнем с большой головой и дразнили его кличкой «головастик», а протоиерей Покровский дал ему кличку «Чехонте».
  10. Вот еще один интересный факт о Чехове. Его преподавателям арифметики был Эдмунд Дзержинский — отец будущего революционера Феликса Дзержинского.
  11. По успеваемости он был плохим учеником, но выпускное сочинение написал лучше всех, что дало ему право поступить в университет без экзаменов.
  12. После гимназии он хотел учиться в Цюрихе, но по настоянию родителей отказался от этой идеи и поступил на медицинский факультет в МГУ.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (752)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (728)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (703)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (690)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (795)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (583)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

  • Silentium Тютчев анализ стихотворения
    (619)

    Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…

  • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
    (717)

    «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…

  • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
    (520)

    Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…

  • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
    (550)

    Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Образ «маленького человека» является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей гуманности как базисной нормы человеческих взаимоотношений. Образ «маленького человека» нашёл своё выражение и в рассказах Чехова. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на кого мало кто обращает внимания ввиду его низкого служебного положения или незнатного происхождения.

Маленький человек живёт в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

«Футлярный человек» в творчестве Чехова

«Маленький человек» в произведениях Чехова изображён другим по сравнению с подобными образами Пушкина и Гоголя. Например, он предстаёт перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячется от погоды и от знакомых, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в «футляр» — гроб, который как будто больше всего устраивает героя. Не понятно, зачем жил такой человек на земле. Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Другие версии «футлярных» героев встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нём крыжовником. Он ограничивает себя во всём, чтобы достичь своей цели, но добившись её, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял связь с жизнью и людьми. Во втором рассказе главный герой — доктор Ионыч — попадает в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстаётся с иллюзиями юности и становится циничным стяжателем.

Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» — доктор Рагин — работает с душевнобольными пациентами, но постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь. Спрятавшись в собственный футляр, доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.

Следует отметить, что, в отличие от героев классической литературы начала XIX века, Чехов не призывает жалеть и понимать своих героев, он осуждает своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что живут мелкими заботами, ограничивая мир вокруг себя только своими желаниями или страхами.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Популярные сегодня темы

Это очень важные люди все. Родственников мы не выбираем, но всё равно любим. Мы на них похожи – внешне и иногда по характеру. И они заботятся о нас с самого нашего детства. А друзей мы выбираем сами. Хорошо бы, чтобы они нас тоже выбрали!

Набоков «Рождество». Краткое содержание и план рассказа Зимним вечером накануне Рождества Слепцов вернулся в свой дом после похорон ребенка.

Произведения А. П. Платонова – это описание разнообразных эпизодов из жизни героев, чью участь автор охотно разделяет, сочувствуя и радуясь вместе с ними. Во многих из них тема женской доли, крестьянского труда тесно переплетаются с миром детства.

Наташа или Наталья Прокофьевна – одно из действующих лиц романа “Мастер и Маргарита”, написанного Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Работу над этим необычным и полным мистики романом писатель продолжал до самой смерти.

Пятилетний Никита с малых лет подолгу был без присмотра. Его мать рано утром уходила трудиться в поле. А отца он не помнил, потому что тот давно ушёл воевать. Отправляясь на работу, мать наказывала сыну собирать куриные яйца

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

История экзекутора Червякова

В 80-е годы Чехов активно сотрудничал с московскими и петербургскими печатными изданиями («Будильник», «Стрекоза», «Осколки» и другие).

Талантливый молодой литератор, подписывавшийся именем Антоша Чехонте, выдавал десятки коротких смешных историй, которые пользовались большой популярностью у читательской аудитории.

Свои истории автор никогда не выдумывал, а подсматривал, подслушивал в жизни. Любой анекдот он умел превратить в остроумный рассказ.

Над случаем, рассказанным Бегичевым, все посмеялись и забыли. Все, кроме Чехова. Тогда его воображение уже рисовало образы экзекутора Ивана Дмитриевича Червякова в наглухо застегнутом вицмундире и статского генерала Бризжалова из ведомства путей сообщения. А в 1883 году на страницах журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Смерть чиновника» с подзаголовком «Случай».

2 стр., 727 слов

Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника»

… «маленький человек» Червяков? Уязвлённый комплексом неполноценности мелкий чиновник становится тираном по отношению к генералу. Высокопоставленный чиновник страшится Червякова, который выводит его из равновесия. «Безобидный» Червяков в своём … том, что это смерть чиновника (не человека). 4. От чьего лица ведётся повествование? Почему? Повествование ведётся от третьего лица (авторское). Оно содержит …

По сюжету блестящий экзекутор Иван Дмитриевич Червяков отправляется в театр, чтобы посмотреть «Корневильские колокола». В приподнятом настроении он усаживается в ложу и наслаждается действом на сцене.

На минуту оторвавшись от бинокля, он окидывает блаженным взглядом зрительный зал и совершенно случайно чихает. Такой конфуз может произойти с каждым человеком и, прекрасный экзекутор Червяков не исключение. Но вот незадача – он обрызгал лысину впереди сидящего человека.

Червяков деликатно просит прощения, но Бризжалов лишь махает рукой – пустяки! До самого антракта экзекутор сидит как на иголках, «Корневильские колокола» больше не занимают его. В перерыве он отыскивает генерала Бризжалова и рассыпается в извинениях. Генерал небрежно отмахивается: «Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же!».

Посоветовавшись с женой, на следующий день Червяков появляется в приемной Бризжалова. Он собирается пояснить высокопоставленному лицу, что чихнул не нарочно, без всякого злого умысла. Но генерал слишком занят, в спешке он несколько раз бросает, что это, право, смешно извиняться за такое.

Тогда в животе у несчастного Червякова что-то оборвалось. В беспамятстве чиновник вышел из приемной, добрел до дому и «не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Маленький человек

«Маленький человек» — это образ, который стал классическим для русской литературы XIX века. Впервые такой персонаж появился в рассказе А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (1830), а затем данную традицию продолжил и Н. В. Гоголь в повести «Шинель» (1842).

Не смог обойти стороной эту тему и Чехов. Ей он посвятил несколько своих произведений, в числе которых оказался также рассказ «Смерть чиновника», созданный в 1883 году.

Главный герой произведения — Иван Дмитрич Червяков имеет «говорящую» фамилию, что уже сообщает нам о том, что его положение в обществе сравнимо с размером этого крохотного ничтожного существа — червяка. Кроме того, в начале рассказа Чехов пишет, что Червяков служит экзекутором, то есть следит за хозяйством и наводит порядок в канцелярии.

Должность эта сама по себе незначительная, и ощущает себя Червяков в соответствии с ней. Ему, как и любому другому «маленькому человеку», свойственно испытывать слепое благоговение и страх перед начальством. Это приводит к тому, что, случайно чихнув во время спектакля и «обрызгав» впередисидящего генерала Бризжалова, Иван Дмитрич не просто «сконфуживается», а полностью лишается покоя.

Такое поведение несвойственно героям произведений Пушкина и Гоголя. Станционный смотритель Самсон Вырин и «вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин, напротив, решались обратиться к «значительным лицам» лишь тогда, когда от этого зависела их жизнь. Вырин таким образом пытался вернуть свою дочь, а Башмачкин — украденную шинель.

Но Червяков же преследует Бризжалова, которому вовсе нет дела до произошедшего инцидента. «Какие пустяки… Бог знает что!» — говорит генерал Ивану Дмитричу. Но в его словах экзекутору видится скрытый смысл: «Говорить не хочет… Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

«Маленький человек» Иван Дмитрич Червяков значительно отличается от своих литературных предшественников. И в этом новаторство Чехова, который адаптирует образ героя в соответствии с реальным положением вещей в современной ему (писателю) России.

29 стр., 14035 слов

Какой он образ современного маленького человека. Как Вы понимаете …

… Человек в футляре» — один из «маленькой трилогии» Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с … маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как … человек в футляре, можете себе представить, едва не женился. Иван Иваныч быстро оглянулся в сарай и сказал: Шутите! — Да, едва не женился, как … в том же доме, где и я, — продолжал Буркин, — в том …

Во времена Чехова появилось много таких беспокойных и вовсе не угнетенных мелких чиновников, которые своей назойливостью мешали жить «их превосходительствам». В данном контексте даже смерть Червякова, очень напоминающая смерть Башмачкина, выглядит комично.

см. также:

Сочинения по произведению Смерть Чиновника, Чехов

Характеристики главных героев произведения Смерть Чиновника, Чехов

Краткое содержание Смерть Чиновника, Чехов

Краткая биография Антона Чехова

Смерть чиновника” Чехова

Выдающийся русский прозаик и драматург Антон Павлович Чехов известен на весь мир своими блестящими пьесами, повестями, рассказами. Однако путь в большую литературу Чехов прокладывал маленькими комическими историями, такими себе анекдотическими зарисовками.

Поразительно, но эти ранние пробы пера ничуть не уступают зрелым произведениям уже состоявшегося литератора. Чехов вообще ценил лаконизм и неукоснительно следовал правилу «писать талантливо – то есть коротко». Он никогда не писал по-толстовски длинно, скрупулезно не подбирал слова, как Гоголь, пространно не философствовал, как Достоевский.

Чеховские произведения просты и понятны, «его Муза, – говорил Набоков, – одета в будничное». Но в этой гениальной будничности и заключается творческий метод прозаика. Именно так пишут по-чеховски.

Одним из примеров ранней прозы Антона Павловича является юмористический сборник «Пестрые рассказы». Он неоднократно редактировался самим автором. Большинство произведений стали хрестоматийными, а их сюжеты мифологизировались. Это рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Унтер Пришибеев», «Каштанка», «Смерть чиновника» и другие.

Главная мысль

Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую

Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

Сочинение Маленький человек в рассказах Чехова

Тема “маленького человека” в русской литературе является одной из главных. До конца 19 века этот образ трактовался как человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию под давлением среды. Как правило, он заслуживал сочувствия и милосердия.

Чехов по-новому подошел к этой проблеме. Писатель считает, что на маленького человека влияет не только среда, но и он сам. Причем, автор не столько сочувствует своему герою, сколько высмеивает его.

Маленький человек Чехова это обыватель, приспособленец. Человек,. который сам создает себе футляр, скудный мирок с узким кругом интересов. Его жизнь — это исполнение своих обязанностей и привычек. Герои рассказов писателя не только чиновники низшего ранга. Среди них есть немало значительных лиц: генералы, богачи, губернаторы, врачи

Для Чехова не важно социальное положение героя. А важно его внутреннее содержание, его человеческое достоинство

Какую пользу он принес и кого сделал счастливым — вот главные критерии достойной личности по Чехову. Автора интересует вопрос: для чего жил человек? Беликов, Старцев, Чимша-Гималайский, Червяков, Тонкий — это люди, существующие, но не живущие. Они даже не пытаются осмыслить свое существование. Маленькому человеку Чехова очень комфортно в своем коконе,он раз и навсегда установил свой образ жизни. Единственное, что вызывает у него ужас, это “как бы чего не вышло”. Данный тип не желает развиваться, стремиться к новому, к знаниям. Он ничего не ищет, никого не любит, да и его тоже. А ведь развитие человека происходит от любви. К себе, к людям, к жизни, к знаниям. Но любовь — это лишнее в их жизни. Она не влезает в оболочку. Да и в связи со скудностью духовной они и не способны на нее.

Человек в футляре” — самый яркий рассказ в череде произведений о маленьком человеке. В нем автор пускает в ход уже не иронию. Чехов сатирически высмеивает, как главный герой старается каждую частичку своего бытия засунуть в футляр. Паутиной своего страха перед реальной жизнью он опутал не только себя самого, но и весь город. Его раздражает все, что находится за рамками созданной им оболочки. Беликов ненавидит современность, а восхваляет прошлое. Потому что прошлое уже не сможет ворваться в его жизнь. Оно было такое же как и настоящее. Это живой труп, который существует строго по своим правилам. Но вот появился человек, не желающий по ним жить. Он вырвал Белкова из его футляра. И учитель погиб. Он не смог смириться с этим из ряда вон выходящим событием, которое не укладывалось ни в одни его правила. Примечательна сцена похорон учителя. Горожанам, присутствовашим на них показалось, что теперь герой по-настоящему счастлив. Его уже никто не вынет из футляра.

В рассказе “Крыжовник” Чехов показывает еще одного “футлярного” человека — Николая Ивановича Чимша-Гималайского. Весь смысл существования героя определялся мечтой об усадьбе с кустами крыжовника. Ради этой мечты он всю жизнь не доедал, бедно одевался, женился на нелюбимой женщине из-за денег и ее же уморил голодом. А стоила ли мечта таких жертв? Сама мечта не так преступна, как путь, по которому он к ней шел. Наслаждение иллюзорным счастьем, когда вокруг столько страданий и нищеты. Как же скуден духовный мир человека, который счастлив от покупки земли среди заводских труб и невкусного крыжовника. Таким образом, Чехов хотел показать, как никчемно заканчивается жизнь человека, заключившего себя в футляр. Писатель. Вопреки литературной традиции, не жалеет маленького человека, не позволяет ему лелеять свое ничтожество. Он призывает выдавливать из себя раба, жить полноценной и насыщенной жизнью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: