Вариант 1
“Господа Головлевы” – произведение, написанное в 1876 году Салтыковым-Щедриным. Это сатирический роман, который описывает жизнь дворянской семьи Головлевых. Главный герой – Аристарх Головлев, который является типичным представителем дворянской интеллигенции того времени.
В романе Салтыков-Щедрин изображает жизнь дворянства как бессмысленную и беспощадную. Головлевы – это семья, которая живет на своих доходах, но не может себе позволить ничего, кроме пустой роскоши. Аристарх Головлев – это человек, который не может найти свое место в жизни и не может найти свое призвание.
В романе Салтыков-Щедрин критикует не только дворянство, но и церковь, бюрократию и общество в целом. Он показывает, что все эти институты не работают в интересах народа, а только в интересах своих собственных членов.
Главный герой романа – Аристарх Головлев – это человек, который не может найти свое место в жизни и не может найти свое призвание. Он пытается найти смысл жизни в науке, но не может найти ответа на свои вопросы. В конце концов, он понимает, что его жизнь была бессмысленной и что он никогда не смог найти свое место в жизни.
В целом, “Господа Головлевы” – это сатирический роман, который критикует дворянство, церковь, бюрократию и общество в целом. Салтыков-Щедрин показывает, что все эти институты не работают в интересах народа, а только в интересах своих собственных членов.
Критика
Первые отзывы современников Салтыков-Щедрин начал получать задолго до окончания романа. Поэт Алексей Жемчужников осенью 1876 года в письме автору сообщал, что его Иудушка — «это лучшее из созданий», и отмечал соединение в образе Порфирия Владимировича «почти смехотворного комизма с глубоким трагизмом». Писатель Иван Гончаров, пытаясь в декабре 1876-го предсказать дальнейшее развитие образа Иудушки, предположил, что персонаж «потеряет всё нажитое, перейдёт в курную избу и умрёт на навозной куче».
Выход романа отдельной книгой вызвал поток рецензий, авторы которых отмечали достойную работу писателя: «Вся читающая Россия с глубоким интересом прочла это выходящее из ряду вон по своим достоинствам сочинение Щедрина». Газеты и журналы 1880-х годов, анализируя роман, давали характеристики персонажам. Так, автор «Современных известий» назвал Арину Петровну и Иудушку «замечательными типами», которые Салтыков-Щедрин разработал «до малейших деталей». В аналитических разборах звучали мысли о том, что Порфирий Владимирович должен был «прийти к тяжёлому сознанию, покаравшему его».
« В нашей литературе, в среде вполне русских культурных типов, каковы Чичиков, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Простаков, Плюшкин и пр., недоставало только этого самого Иудушки, и г. Щедрин вполне удачно восполнил этот важный пробел. »
Часть откликов была посвящена финалу романа. Писатель Константин Арсеньев, отметив, что в заключительных главах автор сумел отыскать в Иудушке «человеческую черту», пришёл к выводу, что «немного найдётся страниц более мрачных, чем конец головлёвской эпопеи».
Теодор Драйзер, ознакомившийся с «Господами Головлёвыми» в 1939 году, признался, что после прочтения романа он увидел в Салтыкове-Щедрине «не только выдающегося писателя своего народа, но фигуру мирового значения».
Издание «Городского охотника»
Одним из самых известных произведений Михаила Салтыкова-Щедрина является «Городской охотник». Роман был написан автором в 1870 году и первоначально издан в журнале «Отечественные записки».
В «Городском охотнике» Салтыков-Щедрин глубоко анализирует общество своего времени, его нравы и пороки. Роман описывает жизнь небольшого городка, где все жители заняты только одним – служением богатому и сильному почетному гражданину.
Тема крепостного права, землевладения и вынужденного труда работающих людей прямо и четко раскрывается в этом произведении. Открыто высмеиваются все грехи и пороки русского общества, а ряд замечательных персонажей и оттенков действия могут быть интерпретированы и сегодня.
«Городской охотник» – это произведение, которое наглядно демонстрирует недостатки социальной структуры России во второй половине XIX века, а также призывает к изменениям и реформам.
Краткий сюжет и композиция
Все сюжетные линии и происходящие с героями события включены автором в роман для того, чтобы рассказать об основной теме и главных проблемах. Каждая деталь имеет значение, а все сюжетные элементы связаны между собой, раскрывая особенности помещичьей семьи с разных сторон.
Дальнейшие события происходят спустя 10 лет, когда крепостное право уже отменили
Во многих главах Салтыков-Щедрин описывает смерть героев, обязательно уделяя внимание тому, что внутри они были мертвы задолго до физической кончины. В конце романа у одного из героев происходит нравственное перерождение: персонаж Иудушка чувствует муки совести
Но и он тоже умирает – замерзает по дороге на могилу матери. Он остается единственным Головлевым, в котором проснулось что-то человеческое, но произошло это слишком поздно.
Удивительные факты из жизни Салтыкова-Щедрина
1. Изначально Салтыков-Щедрин собирался стать священником. В юности он увлекался духовной литературой и даже учился в семинарии. Однако позже он решил изменить свои планы и поступил на юридический факультет Московского университета.
2. Он был одним из первых русских писателей, начавших писать реалистическую прозу. Раньше в русской литературе преобладали романтические произведения, а Салтыков-Щедрин стал одним из первых, кто перешел к письму реалистической прозы.
3. Он посвятил большую часть своего творчества критике государственной власти. В своих произведениях он описывал несправедливость русской жизни, за что был изгнан на заточение. Прошло много лет, прежде чем он смог вернуться в Россию.
4. Во время своего изгнания он написал свой популярный роман «Господа Головлевы». Это произведение, главный персонаж которого выступает в роли критика царской России, сразу стало бестселлером и было переведено на многие языки мира.
5. Салтыков-Щедрин был великим юмористом, а его произведения славятся своей сатирической остротой и острым к иронии. Он часто использовал черный юмор в своих произведениях, и был известен своей необыкновенной способностью смешивать грусть и смех в одном произведении.
О чем произведение «Господа Головлевы»
Автор показывают читателю жизнь дворянского сословия, переживающего в конце 19 века серьезные изменения. В центре произведения – семья Головлевых, члены которой страдают из-за внутренних межличностных проблем. Отрицательные черты персонажей прорисованы весьма четко, даже излишне преувеличенно.
Арина Головлева представляет собой алчную женщину, единственное целью которой является увеличение собственного богатства. Вместе с тем своим добром Арина не желает ни с кем делиться. Детей своих она не любит, опасается, что они будут претендовать на ее имущество. Детей в этой семье не научили искренним чувствам, они не ценят того, что имеют, разбазаривают даже те крохи, которые достаются им от матери.
Смысл романа М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» заключается в том, что в конце каждой главы умирает один персонаж. Этим автор хотел показать уничтожение помещичьего рода, вымирание дворянства. Смерти членов семьи Головлевых обусловлены многими факторами: отсутствием доверительных отношений, безразличия к родному человеку, потребительского отношения к обществу. Родственники ругаются из-за наследства, при этом предвзято относятся к матери, которой на закате жизни приходится уехать в глухую деревню.
Многие писатели того времени поднимали вопрос вымирания дворянства. Но М. Салтыков-Щедрин описал этот процесс во всех красках, местами слишком жестоко. В романе «Господа Головлевы» смысл заключается в том, что распад начинается внутри семьи. Идет полная деградация персонажей, и происходит это из-за праздности существования, нежелания прилагать усилия для изменения жизни в лучшую сторону. Главные герои существуют обособленно, зацикленные на собственных благах. В семье нет любви, взаимопомощи, поддержки, все крутится вокруг материальных ценностей.
Описание книги «Господа Головлёвы»
Роман замечательного русского писателя, сатирика, публициста М.Е. Салтыкова-Щедрина (1828 – 1889 гг.) – это история одной помещичьей семьи. Непростые взаимоотношения между «любимчиками» и «постылыми» показаны с глубоким психологизмом и тонким юмором. «Из Погорелки являлись к Иудушке гонцы, сначала редко, потом чаще и чаще. То рыжичков в Погорелке не родилось, то огурчики от дождей вышли с пятнышками, то индюшки, по нынешнему вольному времени, переколели, „да приказал бы ты, сердечный друг, карасиков в Дубровине половить, в коих и покойный сын Павел старухе матери никогда не отказывал“. Иудушка морщился, но открыто выражать неудовольствие не решался. Жаль ему было карасей, но он пуще всего боялся, что мать его проклянет. Он помнил, как она раз говорила: приеду в Головлево, прикажу открыть церковь, позову попа и закричу: „Проклинаю!“ – и это воспоминание останавливало его от многих пакостей, на которые он был великий мастер». Над аудиокнигой работали: Режиссер Марина Константинова Музыкальный редактор Виктор Бакин
Роль романа в развитии русской литературы
Роман «Господа Головлевы» является одним из наиболее значимых произведений русской литературы XIX века. Он не только ярко отражает социально-исторический контекст своего времени, но и стал важным этапом в развитии русского романа. В этом произведении Салтыков-Щедрин создал уникальный мир, где главными героями стали не аристократы и богатые купцы, а обычные люди, живущие в провинциальном городке. Автор использовал сатиру и иронию, чтобы раскрыть проблемы российского общества того времени, такие как коррупция, бюрократия, низкий уровень образования и т.д. «Господа Головлевы» стали примером нового направления в русской литературе, которое получило название «критический реализм». Это направление ставило перед собой задачу не только описывать жизнь и быт обычных людей, но и критически анализировать социальные явления и проблемы. Роман Салтыкова-Щедрина стал важным этапом в развитии русской литературы и оказал значительное влияние на последующие поколения писателей.
Сравнение с другими произведениями Салтыкова-Щедрина
Сравнение с другими произведениями Салтыкова-Щедрина показывает, что «Господа Головлевы» является одним из наиболее глубоких и многогранных произведений автора. В отличие от более юмористических и сатирических романов, таких как «История одного города» или «Господа Головлевы и другие люди», «Господа Головлевы» представляет собой более серьезное и философское произведение. В нем Салтыков-Щедрин обращается к вопросам морали, этики и человеческой природы, а также к проблемам общества и государства. Кроме того, «Господа Головлевы» отличается более сложным и глубоким характерным рисунком, чем другие произведения автора. В целом, «Господа Головлевы» является одним из наиболее значимых и важных произведений Салтыкова-Щедрина, которое заслуживает внимания и изучения.
Вариант 2
Над своим романом «Господа Головлевы» известный русский сатирик Михаил Салтыков – Щедрин работал около пяти лет. По главам его печатал журнал «Отечественные записки». В центре внимания автора семьи помещиков Головлевых, историю которой автор назовет «историей умертвий»
Внимание писателя к этой теме неслучайно, во второй половине XIX века она становится злободневной. Салтыков- Щедрин исследует проблему, как жизнь за счет крепостных уродует родственные отношения и приводит к распаду семьи
Роман композиционно состоит из семи глав, каждая из которых заканчивается уходом из жизни одного из членов семьи. В первой главе перед читателем предстает властная хозяйка огромного имения Арина Петровна, вся кипучая деятельность направлена только на одно – на приращение и приобретение. Кажется, что Арина Петровна не живет сейчас, она только готовится жить. Когда же это время наступит? После отмены крепостного права, о подготовке к которой так много разговоров, и она так пугает ее? Часто она задает себе вопрос: «Для кого я копила эту прорву?». Семья у нее большая: три сына и дочь, но вот кому оставить накопленное богатство? В ее доме принято всем, включая и детей, давать клички. Один сын — балбес, второй – тихоня, а у третьего даже две: Порфирий – кровопивец и Иудушка. Дочь Анна давно списана со счетов, кусок, так Арина Петровна называет положенную долю наследства — выброшен. Вдобавок ко всему, дети поделены на постылых и милых друзей, но в числе которых только один – Порфирий Владимирович. Замерзает, спившись, Степка – балбес, Умирают Анна и Павел. Семейный круг сужается, но отношения между оставшимися не становятся по- настоящему теплыми и семейными. Милый друг Порфирий Владимирович постепенно прибирает к рукам все имение Арины Петровны, превращая ее в обыкновенную приживалку. Семьи в изначальном смысле нет, а есть несколько человек, проживающих под одной крышей.
Большая часть романа посвящена Порфирию Владимировичу, который постепенно становится даже не Иудой, автор называет его Иудушкой. Это новый герой в русской литературе. Его особенность – противоречие между словами и поступками. Пустословие. Одной из первых об этом задумывается Арина Петровна. Как могла случиться, что она не заметила и вовремя не поняла опасности, которую он представляет? У Иудушки все поступки обставлены красивыми словами. По отношению к матери только «милый друг маменька», однако это не мешает ему прислать бумагу, в которой расписаны ее расходы вплоть до съеденных ягод. Распад семейных отношений продолжается в отношении Порфирия Владимировича к сыну Петру. И все под завесой теплых и ласковых слов. Обманчиво думать, что после того, как все имение собрано в руках у Иудушки, изменится его поведение. Нет, неслучайно последняя глава романа названа «Выморочный». В паутину своих слов попадает и он, выбраться из нее у него уже нет сил.
Салтыков – Щедрин верно подметил и изобразил сатирически новый тип литературного героя. Он много говорит, его слова обволакивают слушателя, но за ними кроется пустота, нет никакого живого содержания. Неслучайно опять же, имя Иудушки станет нарицательным в литературе. Прозрение или слабая попытка прозрения к герою придет в конце романа, когда он попросит прощения у всех, кого он обидел.
Роман написан великолепным языком в лучших традициях салтыковской сатиры. Речь каждого героя индивидуальна, по ней сразу узнаешь ее обладателя. Примечательна и показательна речь главной героини, в ней, как в зеркале, изменения в ее жизни: из властной и жестокой, она превратилась в дряхлую старуху. А названия деревень! Погорелка, та самая, которую когда – то Арина Петровна выбросила дочери Анне, становится для нее последней пристанью.
Историю семьи Головлевых автор назовет семейной комедией. Салтыков – Щедрин показывает, к чему приводит паразитерство на чужом труде, присвоение его результатов, тлетворное влияние власти денег и стремление к накопительству. Тема актуальна для нашего времени и интересна современному читателю.
История создания
Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» был издан отдельной книгой в 1880 г. История его создания начинается в 1875 г., когда в цикле «Благонамеренные речи» в журнале «Отечественные записки» № 10 был напечатан очерк «Семейный суд», ставший потом первой главой романа. Тургенев посоветовал Салтыкову-Щедрину продолжать.
Вскоре были напечатаны пять следующих очерков. В 1776 г. Салтыков-Щедрин задумал объединить эти очерки в сочинение «Эпизоды из жизни одного семейства». Писатель добавил ещё два очерка, значительно переработал материал и изменил название романа. Очерк, который должен был быть концовкой романа, не был закончен.
В романе явственно просматриваются автобиографические черты. Помещица Арина Петровна Головлёва напоминает определёнными чертами характера (властность, склонность к стяжательству) мать Салтыкова-Щедрина. Иудушка Головлёв списан с брата писателя Дмитрия, о чём упоминал и сам Салтыков-Щедрин, называя брата Иудушкой, брат Николай стал прототипом Стёпки-балбеса.
Направление и жанр
«Господа Головлевы» — это роман, который сосредоточен на социальных и психологических аспектах жизни помещичьего общества. У произведение достаточно большой объем, а сюжет собран из различных эпизодов из жизни семьи центральных персонажей. Сюжет произведения линейный – это значит, что события происходят друг за другом в хронологическом порядке и имеют связь между собой.
В анализе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина необходимо также упомянуть, что произведение написано в направлении реализма. События, описанные в романе, отражают реальное положение дел в помещичьей среде – такой, какой запомнил ее писатель.
Проблематика романа
М. Салтыков-Щедрин беспощадно критикует помещичий класс, высмеивает дворянские сословия, внешний облик которого не соответствует тому, что скрывается внутри семей. Читатель постепенно погружается в атмосферу упадка, разложения, гибели дворянства. В семье Головлевых главное – это нажива, члены семейства борются любыми способами за получение наследства. Поражает озлобленность персонажей, их ограниченность, лицемерие.
Детям приходится льстить и заискивать перед Ариной Петровной, чтобы получить лакомый кусочек. Автор особенно выделяет Порфирия Головлева, который особенно старается угодить маменьке. За это остальные члены семьи прозвали его «Иудушка». М. Салтыков-Щедрин в романе «Господа Головлевы» подробно описывает смысл жизни таких паразитирующих особей как Иудушка. Герой со слащавыми речами, пытаясь получить расположение, совершает страшные вещи: издевается над крестьянами, разоряет близких людей, плетет паутину интриг ради выгоды, становится причастным к смерти собственных детей.
История создания
История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика. Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостного права крестьяне боролись за свои земли. В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.
Анализируемое произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов. Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внёс в отдельные части правки. Роман был завершён только в 1880 г., в общем работа над ним длилась на протяжении пяти лет.
Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Господа Головлевы»
Социальная критика в произведении
Одним из главных элементов романа «Господа Головлевы» является социальная критика. Салтыков-Щедрин не только описывает жизнь дворянской семьи Головлевых, но и раскрывает проблемы российского общества того времени. Автор критикует несправедливость и коррупцию власти, бедность и нищету народа, а также бездуховность и моральный упадок дворянства. В романе присутствуют яркие образы, которые символизируют различные социальные слои и проблемы. Например, образ героя-барина, который живет за счет народа и не заботится о его благополучии, является ярким примером критики дворянства. В целом, «Господа Головлевы» — это не только литературное произведение, но и важный исторический и социальный документ, который позволяет лучше понять Россию XIX века.
Вариант 2
“Господа Головлевы” – произведение, написанное в 1876 году Салтыковым-Щедриным. Это сатирический роман, который описывает жизнь дворянской семьи Головлевых. Главный герой – Аристарх Головлев, который является типичным представителем дворянской интеллигенции того времени.
В романе Салтыков-Щедрин изображает жизнь дворянства как бессмысленную и беспощадную. Головлевы – это семья, которая живет на своих доходах, но не может себе позволить ничего, кроме пустой роскоши. Аристарх Головлев – это человек, который не может найти свое место в жизни и не может найти свое призвание.
В романе Салтыков-Щедрин критикует не только дворянство, но и церковь, бюрократию и общество в целом. Он показывает, что все эти институты не работают в интересах народа, а только в интересах своих собственных членов. Салтыков-Щедрин критикует церковь за то, что она не заботится о духовном благополучии народа, а только о своих собственных интересах. Он критикует бюрократию за то, что она не работает в интересах народа, а только в интересах своих собственных членов. Он критикует общество за то, что оно не может понять, что настоящее счастье не в роскоши и богатстве, а в духовном развитии и самопознании.
Главный герой романа – Аристарх Головлев – это человек, который не может найти свое место в жизни и не может найти свое призвание. Он пытается найти смысл жизни в науке, но не может найти ответа на свои вопросы. В конце концов, он понимает, что его жизнь была бессмысленной и что он никогда не смог найти свое место в жизни. Аристарх Головлев – это символ дворянской интеллигенции, которая не может найти свое место в жизни и не может найти свое призвание.
В целом, “Господа Головлевы” – это сатирический роман, который критикует дворянство, церковь, бюрократию и общество в целом. Салтыков-Щедрин показывает, что все эти институты не работают в интересах народа, а только в интересах своих собственных членов. Он показывает, что настоящее счастье не в роскоши и богатстве, а в духовном развитии и самопознании
Роман “Господа Головлевы” – это важное произведение русской литературы, которое до сих пор остается актуальным и интересным для читателей
Сочинение 2
Жила здесь когда-то большая семья: Арина Петровна Головлева — деятельная, энергичная накопительница, глава рода; ее муж — пустой человек, пьяница, устранившийся от дел, страстно ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив матери на попечение двух сироток — Анниньку и Лю-биньку; были сыновья и у Порфирия.
В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности.
Сюжет произведения
Сюжет произведения Салтыкова-Щедрина достаточно прост. Начинается содержание со смерти старшего сына Головлевых Степана, который, растратив на гулянки свою часть наследства, вернулся в Головлёво и умер от чахотки. В главе «По-родственному» рассказывается о смерти младшего сына Павла в поместье Дубровино, переписанном на него матерью. Он спивается, и деревня остаётся Иудушке, который выгоняет мать из дома, и Арине Петровне приходится вместе с внучками переехать в заброшенную хозяевами Погорелку.
Глава «Семейные итоги» описывает смерть сына Порфирия-Иудушки — Володеньки. Лишенный за своевольную женитьбу отцовского содержания, он застрелился от безысходности. Другой его сын, Петенька, растратил большую судьбу казённых денег, отец помочь отказался, и Петр умер в пути на каторгу. За такое отношение Иудушки к детям мать ссорится с ним. Внучки Арины Петровны Аннинька и Любинька уезжают в Москву. В главе «Племяннушка» умирает Арина Петровна, оставив деревеньку внучкам.
Аннинька, приехав домой, испытывает на себе приставания дяди и скоро с радостью уезжает, так как боится домогательств Иудушки. В следующих двух главах смертей нет, но Иудушка не признает сына, который родился у экономки Евпраксеюшки, и по его указанию дитя оказывается в воспитательном доме. После этого Порфирий опускается, перестает следить за собой и живет в мечтах о богатстве, думая о том, как отплатит всем за свои обиды. Глава «Расчёт» рассказывает о смерти Иудушки и его племянницы Любиньки.
С сестрами в столице произошла несчастная история. Обе стали любовницами преступников. Когда один из них покончил с собой, а второго сослали в Сибирь, девушки, оставшись в нищете, решили принять отраву. Любинька первой выпила яд, а Аннинька, испугавшись, отказалась от этой затеи, но пристрастилась к выпивке. Видя мучения племянницы, Иудушка просит простить его за прежнее отношение, затем идет на кладбище и по дороге умирает.
Основные персонажи
Хозяйка имения Арина Петровна, 60-летняя женщина, любит властвовать над родственниками и не признает чужого мнения: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Ни с кем из соседей не общается, к мужу равнодушна, никто из членов семьи не смеет ее ослушаться, так как характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Дети для нее являются лишним грузом, «постылые», как она их называет.
Склонная к накопительству, женщина держит и свою семью, и слуг в «черном теле»: «Огурчики-то еще хороши, только сверху немножко поослизли, припахивают, — ну, да уж пусть дворовые полакомятся». Время от времени Арина Петровна «выбрасывает куски» наследства своим нелюбимым детям. Отец семейства, Владимир Михайлович, бесхозяйственный и вечно навеселе, ведет себя легкомысленно: целыми днями бездельничает, сочиняет «вольные стихи» и таскается за дворовыми девками.
Жену терпеть не может, но в то же время боится, что она выгонит его из дома, и тогда можно навсегда проститься с праздной жизнью. К старости Головлёв спился и превратился в дряхлого старика. Старшего сына Степана, любимца отца, мать прозвала Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Постоянно унижая, воспитала в нем рабский характер.
Значение романа «Господа Головлевы»
Очерки о Головлевых уже по мере их появления в печати удостоились высокой похвалы собратьев Щедрина по перу — И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, П.В. Анненкова, И.А. Гончарова и др. «Господа Головлевы» быстро стали одним из самых читаемых произведений Салтыкова-Щедрина, были переведены на немецкий (1886 г.) и французский (1889 г.) языки, изданы в Англии (1916 г.) и Америке (1917 г.).
Другими выходами в культурное пространство романа были его инсценировки и экранизации
Роман довольно часто привлекал к себе внимание театра: 1880 г., Пушкинский театр А.А. Бренко (Москва; Порфирий — В.Н
Андреев-Бурлак, Аннинька — А.Я. Глама-Мещерская); 1910 г., Москва и провинция, версия актера Чаргонина (А. Александрович); 1931 г., МХАТ Второй, пьеса П.С. Сухотина «Тень освободителя» по произведениям «Господа Головлевы», «Губернские очерки», «Сказки», «Помпадуры и помпадурши», режиссер Б.М. Сушкевич, Иудушка — И.Н. Берсенев. В инсценировке МХАТа (1987 г.), осуществленной Л. Додиным, роль Иудушки играл И.М. Смоктуновский.
Отношение к произведению в современном обществе
В современном обществе отношение к произведению Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина остается актуальным и интересным. Роман, написанный в XIX веке, до сих пор вызывает вопросы и дискуссии у читателей. Одни считают его шедевром русской литературы, другие – примером жестокости и цинизма. Однако, независимо от мнения, Господа Головлевы остается важным произведением, которое показывает темные стороны общества и человеческой природы. В нашей эпохе, когда многие проблемы, затронутые в романе, остаются актуальными, Господа Головлевы продолжает быть важным источником для анализа и понимания современного мира.
Господа Головлевы анализ произведения
1. Введение. В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина большое место занимает произведение «Господа Головлевы». Центральный персонаж романа, Порфирий Головлев (Иудушка) стал образцом лгуна и празднослова, высшее наслаждение которого заключается в лицемерии и бесконечном издевательстве над окружающими.
2. История создания. Замысел написать большое произведение о жизни помещиков возник у Салтыкова-Щедрина в конце 50-х гг. XIX века. В основу романа легли отдельные рассказы о семье Головлевых, входящие в цикл «Благонамеренные речи». В течение 1875-1876 гг. одна за другой публикуются главы произведения. Окончание работы писателя относится к 1880 г.
3. Смысл названия. «Господа Головлевы» — это три поколения помещичьей семьи, описанных в романе. В самом названии заложена тонкая ирония автора, который ненавидел образ жизни провинциальных помещиков. «Господа» изображены в качестве вымирающего сословия, которое не приносит никакой пользы. К постепенному неизбежному «умертвлению» их приводит празднословие или запой.
4. Жанр. Социально-психологический роман
5. Тема. Центральная тема романа — обреченность помещичьего сословия. Жизнь за счет крестьян, находящихся в рабской зависимости, не может развить в человеке ничего хорошего. Начинается постепенное вырождение, ярче всего проявившееся в образе Порфирия Головлева.
В третьем поколении еще заметна тяга к какой-то иной жизни. Сыновья Порфирия, сироты Любинька и Аннинька стремятся во что бы то ни стало покинуть родовое имение. Но «головлевский гной» преследует их повсюду. Главным виновником смерти молодежи оказывается Иудушка, который, как паук, накидывает на всех свои петли.
6. Проблематика. Главная проблема романа заключается в том, что все его герои обречены на страдания с рождения. Между членами одной семьи не существует любви и уважения. У Порфирия эти чувства заменяются врожденной тягой к приобретению и накоплению богатства, которая скрывается за самым гнусным лицемерием.
Арина Петровна всю жизнь положила на «округление» своего хозяйства, но в итоге оказалась ни с чем. Даже в отношениях горячо любящих друг друга Любиньки и Анниньки наступает период, когда они перестают общаться. Камнем преткновения опять-таки выступают деньги богатых поклонников. В семействе Головлевых о родственных чувствах вспоминают только при серьезной опасности и близкой смерти. Но этот проблеск человечности всегда происходит слишком поздно.
Еще одной общероссийской проблемой, описанной в романе, является запой. К нему членов семейства приводит праздный образ жизни и отсутствие каких-либо четких целей. Самое страшное падение происходит с Аннинькой и Любинькой, которые мечтали о высоком искусстве, но также скатились до пьянства и разврата.
7. Герои. Арина Петровна, Порфирий, Степан, Павел, Аннинька и Любинька, Петенька и Володенька.
8. Сюжет и композиция. Роман начинается с достаточно благоприятного времени для семьи Головлевых. Арина Петровна — богатая и умная помещица, которая выгодно ведет хозяйственные дела семьи. Ее огорчает только сын — Степка-балбес. Некоторые опасения Арина Петровна испытывает по поводу Порфирия. Она уже замечает, что его льстивые речи представляют собой откровенное лицемерие.
Смерть Степана становится началом цепи бедствий, постигающих семью. Головлевы умирают один за другим. На этом фоне единственным довольным человеком остается Иудушка, который даже из смерти близких людей старается извлечь пользу. Он вполне мог спасти своих сыновей, но жадность перевесила в его душе все родственные чувства. Оставшись один, Порфирий постепенно начинает сходить с ума. Он тоже погружается в запой, но не от алкоголя, а от бесплодных фантазий.
Приезд смертельно больной Анниньки в какой-то момент пробуждает в дяде и племяннице родственные чувства. Но уже слишком поздно: последние Головлевы с головой погружаются в запой. В душе Иудушки перед самой смертью появляется желание посетить могилу матери. Побуждаемый этим порывом, он умирает в дороге. Аннинька также обречена, находясь в сильнейшей горячке. Роман заканчивается возвращением к теме ненасытной жадности. «Умертвлением» целого семейства крайне заинтересована ближайшая родственница Головлевых — «сестрица» Н. И. Галкина…
9. Чему учит автор? Салтыков-Щедрин показывает, что гибель провинциального дворянства неизбежна. Их бесполезная жизнь в «прахе» и «гное» никому не нужна. Помещики сами способствуют своему уничтожению, стремясь вырвать последний кусок из рук умирающих родственников.
Брак и семья в жизни Салтыкова-Щедрина
Одним из интересных фактов из жизни Салтыкова-Щедрина является его брак. Алексей Михайлович женился на Гаврииле Адамовне Богдановой, дочери генерала, когда ему было уже за 40. Судя по письмам, которые Салтыков-Щедрин писал своей жене, их брак был душевным и счастливым. Однако после смерти Гавриилы Адамовны в 1871 году Салтыков-Щедрин не решился повторно вступить в брак.
У Салтыкова-Щедрина было множество родственников, в том числе многочисленная семья наследника мужа сестры, к Философской факультете которой он в 1870 году поступил. Каждое лето писатель проводил в усадьбе своих близких, часто вынужденный справляться с хозяйственными делами, потому что бизнесмен его муж приходил редко. Однако Салтыков-Щедрин оставался преданным своей родной сестре и ее семье до конца жизни, помогая им финансово и иногда писал произведения на заказ для их печати.
- Интересный факт: Салтыков-Щедрин был дальним родственником знаменитого русского писателя Тургенева.
- Еще один интересный факт: у Салтыкова-Щедрина была своя собственная криптограмма, которую он использовал в своих письмах и дневниках.