Очень краткое содержание “Грозы”
Популярные сегодня темы
Жанровая направленность произведения представляет собой детскую сказку в виде короткой новеллы с неожиданной сюжетной линией, напоминающей период романтизма.
Местный татарский князь выдавал замуж одну из дочерей. В числе прочих гостей на свадьбу позвал и Максима Максимыча вместе с Печориным. Во время празднования младшая дочь хозяина дома Бэла подошла к Григорию Александровичу и пропела ему комплимент.
Жанр произведения представляется короткой новеллой, ключевой тематикой которой является изображение трудной жизни детей во Франции в девятнадцатом веке.
Обычно жизнь писателя влияет на его творчество. Но в случае с Лермонтовым было наоборот, именно его творчество определило его биографию.
Задание 12 № 2548
Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.
Комментарии к сочинением
В противовес Катерине Варвара умеет приспосабливаться к темному царству. Ее недовольство существующими порядками не приводит к активному протесту, она предпочитает жить обманом, как все. На этом фоне Катерина — единственная способная на протест личность.
Проблема нравственного выбора человека вечна. Неодолимо вечное стремление людей к добру. И порой непредсказуемо противоборство добра и зла в нашем мире. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей, хотя искушений отказаться от него с каждым днем становится все больше и больше.
Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна — Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который « окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Как люди теряю свое лицо и как противостоят злу, показано Булгаковым ярко, наглядно, захватывающе.
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне
2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно
1
Тема не раскрыта
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки
2
ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена
ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки
Две противоположности
Варвара полна решительности, в отличие от своей золовки Катерины. Она реально оценивает недостойный характер своего брата и не видит ничего плохого в том, что Катерина ему изменяет. Будь Варя на ее месте, она бы так никому и не призналась в этой измене, но Катерина не способна молчать, она все рассказывает мужу. Можно ли считать Варю подлой или циничной? Нельзя ничего утверждать, ведь именно такой характер помогал ей справиться с условиями, в которых она росла.
В этом и заключается сравнительная характеристика образов. Катерина и Варвара в драме «Гроза» являются как бы противоположными мирами, которые пересекаются между собой. С помощью этих двух девушек автор пытался показать разные типажи людей, их поведение, сильные и слабые стороны.
Вариант 4
Катерина и Варвара — две главные героини пьесы «Гроза» Александра Островского, которые являются противоположностями друг друга. Обе они страдают от одиночества и несчастной жизни, но по-разному справляются с этими проблемами.
Катерина — молодая жена мещанина Кабанова, которая терпит унижения со стороны свекрови и мужа. Она чувствует себя запертой в своем браке и мечтает о свободе. Катерина наивна и честна перед собой и другими людьми. Она отличается своей привязанностью к религии и считает свою любовь к другому мужчине грехом. Она страдает от этой запретной любви и остается верной своему мужу до конца. Катерина самоотверженно жертвуется ради своих близких и, в конечном счете, покончает с собой, чтобы избавить их от страданий.
Варвара — племянница Кабанова, живущая в той же семье и испытывающая те же проблемы, что и Катерина. Однако Варвара сильнее и открыто выражает свои желания и эмоции. Она непослушная и неуправляемая, но имеет большую силу воли. Варвара не боится своеобразной жизни, она противостоит своей свекрови и отвергает брак, который ей навязывают. Она стремится к свободе и готова бороться за нее. Варвара в конце концов покидает свой дом и отправляется на поиски себя и своей судьбы.
Катерина и Варвара являются примерами героинь-антиподов. Катерина — мягкая и пассивная, Варвара — сильная и активная. Катерина прячется за религиозностью и правилами общества, в то время как Варвара идет против них и стремится к своей собственной свободе. Они обе страдают, но по-разному справляются со своими страданиями. Катерина приносит себе страдания ради других, а Варвара борется за свое счастье.
Мне ближе Варвара, так как она сильный и независимый персонаж. Она не боится высказать свои эмоции и стремится реализовать свои желания. Ее сила воли вдохновляет меня быть смелее и не бояться идти против общественных конвенций, если это приводит к моему собственному счастью.
В то же время, я понимаю Катерину и ее страдания. Она жертвует собой ради других и чувствует себя запертой в своей судьбе. Ее религиозность и желание быть верной своему мужу делают ее более сложной и противоречивой личностью. Я учусь из ее примера быть честной и верной своим обязательствам.
В целом, героини Катерина и Варвара в пьесе «Гроза» являются противоположными друг другу, но обе они интересны и вдохновляют своими судьбами и характерами
Они показывают разные пути борьбы с трудностями жизни и важность быть самим собой, даже если это вызывает общественное осуждение. В конце концов, они обе ищут свое счастье и свободу, каждая по-своему
Мне нравится3.5 k.Не нравится2.1 k.
Развязка пьесы «Гроза»: почему так трагична?
Основным фактором, который делает развязку пьесы «Гроза» такой трагичной, является тема нравственного выбора главной героини, Катерины. Ее любовь к Михаилу разрушает привычное ей существование, сталкивает с противоречиями социального окружения. Она вынуждена сделать выбор между своими чувствами и признанием обществом.
Драматург постепенно развивает главную героиню, передает ее внутренние конфликты и столкновения с другими персонажами. Островский создает образ молодой женщины, которая, несмотря на все преграды и трудности, отстаивает свое право на счастье. Эта борьба добра со злом, чувства с общественными нормами, нравственностью с лицемерием делает развязку пьесы особенно трагичной.
Одной из ключевых сцен, которая придает пьесе особую трагичность, является сцена сцены грозы, где разворачивается кульминационный момент. Гроза символизирует как натуральные стихийные силы, так и внутреннюю бурю души героев. На фоне этой бури происходит решающая сцена, где Катерина, выбрав любовь, платит за это высокую цену.
Также стоит отметить, что трагичность развязки подчеркивается структурой пьесы. Онтровский строит драматический пик пьесы именно к этому моменту, когда мы ожидаем наибольшего разрешения конфликта. Автор не раскрывает возможности для счастливого финала, сохраняя трагическую напряженность и предопределяя исход пьесы.
Черты характера и поступки, в которых они проявляются
Катерина набожна, религиозна, но это не остановило её совершить грех прелюбодеяния. Это свидетельствует не о силе её характера, как считают некоторые, а о слабости. У неё не хватило силы воли противиться своему влечению к Борису.
Катерина боязлива, боится пророчества полусумасшедшей барыни, боится грозы, так как ей страшно явиться перед богом, не раскаявшись в своих помыслах лукавых.
Боязнь перед Божьим судом за грех стала причиной прилюдного раскаяния Катерины в неверности мужу. Далее у неё не хватило христианского терпения выносить упрёки свекрови за свой грех, и она бросилась в Волгу. Всё это свидетельствует, скорее всего, не о силе, а о слабости характера Катерины, не нашедшей в себе силы пострадать здесь, в этом мире, за свой грех.
Сходство характеров Катерины и Варвары состоит в свободолюбии этих героинь. Но, в отличие от Катерины, Варвара практична, расчётлива, реально смотрит на жизнь, наблюдательна и находчива, хитра. Она скрытна, научилась обманывать, знает, как обойти запреты своей суровой матери.
Жалея свою сноху за то, что она мучается, полюбив Бориса, Варвара взялась помочь им встретиться. Она попросила у матери позволения спать в саду вместе с Катериной, своровала у матери ключ от садовой калитки, заменив его другим, и помогла Катерине встретиться с Борисом у этой калитки. Но характер Варвары неоднозначен. Возможно, в этом случае, она действовала эгоистически, ведь это ей нужен ключ от калитки, чтобы по ночам встречаться с Кудряшом, а спать в саду ей одной, без Катерины, мать бы не разрешила.
Тяжело Катерине жить под властью деспотичной ханжи Кабанихи, а когда полюбила Бориса, стало ещё тяжелее. Старалась она делать всё, чтобы не нарушить мира в семье, старалась найти любовь и понимание у мужа, а когда не нашла, не пощадила себя и мужа, и безрассудно вступила в связь с Борисом, надеясь найти в его сердце родственный отзыв.
Сочинение на тему: Катерина и Варвара в драме Островского “Гроза”.
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
План:
1. Драма “Гроза”— пьеса о пробуждении человеческой души, рождении личности в мире “темного царства”.
2. Сходство и различие молодых женщин в пьесе
- Поэтичность и возвышенность чувств и стремлений Катерины и приземленность и практичность помыслов Варвары
- Честность, чистота поступков Катерины и двуличие Варвары
- Искренняя религиозность Катерины и ханжеский взгляд на религию Варвары
- Доброта, стремление к гармонии с миром, чувство собственного достоинства Катерины и приспособленчество к миру “темного царства” Варвары
- Разное понимание воли, любви, счастья Катериной и Варварой
3. Воспитание в семье — причина столь разных характеров.
В истории России было немало периодов, когда страна стояла на пороге глобальных перемен в обществе. Создание Н.А. Островским своей драмы “Гроза” как раз совпало с одним из таких периодов — временем обострения межчеловеческих отношений накануне 1861 года. Островский создал в это время много произведений о пробуждении человеческого самосознания, о праве человека любого сословия на уважение и счастье, о его противостоянии злу и несправедливости, но именно “Гроза” стала вершиной его драматургии и основным событием накануне реформы в общественно — литературной жизни России того времени. Само название пьесы — “Гроза” — подразумевает не просто грозное природное явление, но выступает, как символ грядущих великих перемен, когда накал страстей достиг своей наивысшей точки и только и ждет разрядки, которая обычно наступает после бури. “Грозовые вспышки” по-разному воспринимаются героями произведения. По-разному к ней относятся и главные героини Катерина и Варвара. Варвара — родная сестра мужа Катерины и ее подруга. Выросшая под гнетом деспотичной матери и под влиянием невежественного окружения обывателей города Калинова, Варвара с детства научилась приспосабливаться к обстоятельствам для того, чтобы просто выжить. Она научилась обманывать, притворяться, терпеть обиды и жить с убеждением, что если с тобой не считаются, то и нечего себя терзать и мучить понапрасну, когда можно при помощи молчаливого протеста сделать все по-своему. Варвара создает лишь видимость, что она чтит законы домостроя, а на самом деле поступает так, как ей угодно, пряча личную выгоду под маской добропорядочности. Другое дело Катерина. Она выросла в любви и ласке и вспоминает свое детство со светлой грустью. Свою взрослую жизнь Катерина представляла совсем иной. Ей хотелось любить и быть любимой, чувствуя в муже поддержку и опору. Но судьба сыграла с ней злую шутку дав в мужья безвольного Тихона и властную деспотичную свекровь. Катерина своей скромностью, чистотой, духовностью резко отличается от других персонажей пьесы. Презирая унижение и ложь, девушка хочет жить открыто и свободно, но вынужденная находиться в доме мужа под градом нескончаемых упреков и унижений от свекрови, она лишена этой возможности. Дом Кабановых превратился для нее в запертую клетку. Глотком свежего воздуха становится для Катерины любовь к Борису. Набожность Катерины не позволяет ей дать волю своему чувству, но потребность в любви настолько велика, что, поддавшись уговорам Варвары, не видевшей в измене особого греха и привыкшей лгать и изворачиваться, Катерина не в силах противостоять ему. Однако Катерина совсем не похожа на, вставшую на путь обмана, Варвару. Измена камнем ложится на сердце молодой женщины, и, не выдержав гнета угрызений совести, Катерина заканчивает свою жизнь самоубийством. Этим страшным поступком Катерина выражает протест “самодурной силе”, жестокости и порабощению одних людей другими, пробуждая к жизни самые светлые чувства. В образах Варвары и Катерины писатель показал яркие и противоречивые характеры, при сравнении которых раскрываются разные грани человеческой сущности.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
Сочинение 2
Александр Островский, является автором такого знаменитого произведения, под названием Гроза. Действия данного произведения происходит в вымышленном городе Калинов, находящегося на берегу реки Волги. К главной героине данного произведения, является жена Тихона, Катерина. Детство Катерины проходит в родительском доме, в котором она никогда не знала плохого слова, всегда была свободная и не знала что такое злость, и обида.
Однако, судьба решила иначе, девушка в раннем возрасте становится невесткой в доме Кабановых. Её муж Тихон, является добрым, тихим и абсолютно не уверенным в своих силах человеком. Вся власть в данном доме принадлежит её свекрови. За схожесть с её фамилией и за её скверный характер, ей дали прозвище, Кабаниха. В семье также проживает и дочь свекрови, по имени Варвара. Это девушка является похожей на мать, она изворотлива, хитра и лжёт матери глядя в глаза. Складывается впечатление что обе девушки являются пострадавшими, а также судьбы их являются очень похожими.
Но между девушками всё же есть свои определенные различия, в первую очередь в обстановке в которой они выросли. Катерина, выросла в объятиях матери, та её всегда холила и лелеяла, девушка росла свободной. Но при этом, она была очень эмоциональной, очень чувствительной. Девушка росла с единственной мечтой, создать крепкую и надежную, любящую семью. Прошли года, теперь она не могла просто так сбежать, сесть в лодку и уплыть подальше.
Варвара, выросла в семье, которая имела власть и должна была, соответствовать своей семье, за это она несла определенную ответственность. Девушка выросла под началом строгой, жестокой матери, любви и ласки ей всегда не хватало. Именно поэтому, она выросла и стала изворотливой и умела искусно лгать.
Перед этими девушками всегда вставала один и тот же вопрос, стоит ли начинать, прогибаться под законы темного царства, или же нужно начать думать о себе, и жить так как им того хочется. Данные героиня является похожими друг на друга, однако если присмотреться поближе, они являются совершенно разными. Когда наступает момент и Катерина больше не может сдерживать тяжесть груза, греха, которая она возложила на свои плечи, а именно, она больше не может скрывать, о том что изменила своему мужу, она покинула этот мир утопившись.
Когда выбор встал перед Варварой, девушка предпочла выбрать жизнь и сбежала со своим возлюбленным, вместо того чтобы следовать законам темного царства в котором она проживала всю свою жизнь.
Предпосылки к созданию
Чтобы лучше понимать суть и основную идею литературного произведения, стоит изучить историю его написания. Дело в том, что обстоятельства и условия жизни того времени существенно повлияли на создание сюжета. Александр Островский написал свое произведение в 1859 году. Это произошло во время поездки литератора по Поволжью
Писатель обращал внимание не только красоту природы и интересные места городков, которые встречались на его пути
Не меньшее внимание автора привлекали люди, которых он видел в своей поездке. Писатель занимался изучением отличительных черт их характера, особенностей быта и жизненных историй
Островский делал записи. На их основе он впоследствии и написал свою пьесу.
Тем не менее, существует несколько версий относительно предпосылок создания этого произведения. Довольно долго литературоведы считали, что писатель позаимствовал сюжет для своего произведения из реальной жизни. Дело в том, что в Костроме жила девушка, которая не сумела справиться с нападками свекрови и утопилась в реке.
Исследователи творчества писателя отыскали в этих случаях немало совпадений. Во-первых, это событие случилось в том же году, когда Островский написал свою пьесу. Во-вторых, девушки были молодыми. К тому же их рано выдали замуж. К другим совпадениям относят слабохарактерность мужей и притеснение со стороны свекровей. Катерина имела роман с племянником богатого человека, а девушка из Костромы – с почтовым служащим.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Катерина Петровна Кабанова.
Возраст — не указано, молодая женщина.
Род занятий — без определенного рода деятельности.
Семья — супруг Тихон Кабанов, свекровь Кабанова (Кабаниха), золовка Варвара.
Социальное положение — мещанка.
Происхождение — родом из состоятельной мещанской семьи.
Воспитание — воспитана родителями в любви, взаимном уважении, в любви к Господу.
Образование — весьма посредственное домашнее образование, традиционное для женщин того времени.
Внешность — красивая молодая женщина.
Характер — решительная, свободолюбивая, честная, мечтательная, религиозная, совестливая.
Положительные черты — преданная, честная, одухотворённая, добрая.
Отрицательные черты — эмоциональная, непоследовательная, идёт на поводу собственных эмоций, но не разума.
Произведение — «Гроза».
Глубина переживаний
Когда женщина уходит, Варвара набрасывается на Тихона с упрёками. Она считает, что мужу Кати не стоило молчать, он должен был встать на защиту супруги. Николай Островский изобразил Тихона не лишённым недостатков. При этом обе девушки по-разному воспринимают отрицательные черты его характера. Взаимоотношения между Варварой и Тихоном обычные, какими они и должны быть между братом и сестрой.
Катерина вряд ли любит своего мужа, однако она живёт с ним, потому что так принято. Измена — страшный грех и преступление против совести, вслед за проступком неминуемо последуют душевные терзания. Девушка видит все недостатки суженого, но благодаря широте души она мирится с ними и считает невозможным другой путь. Катя не нуждается в жалости, хотя именно это чувство испытывает по отношению к ней Варвара. Дочь Кабанихи отличается от других калиновцев, и всё же она не способна чувствовать так тонко и глубоко, как главная героиня.
Девушки воспитывались в разной обстановке. Это одна из причин, почему Варвара не может понять страданий Катерины. Ей ближе свобода, чем послушание. Супруга Тихона религиозна и почитает постулаты христианства, а в минуты отчаяния ей слышится церковный хор. Варвару нельзя назвать набожной, зато она хорошо знает изнанку жизни и обладает цепким умом. Эта девушка хитра, изворотлива, и именно она придумывает, как устроить свидание Кати с Борисом.
Вариант 2
Катерина и Варвара — две героини пьесы «Гроза», которые являются яркими противоположностями друг друга. Катерина — молодая жена Кабанова, живущая под контролем своей тиранической и религиозной тещи Кабанихи. Варвара — противовес Катерине, она ее племянница, которая находится на противоположном полюсе — она свободна, открыта, не боится выразить свои мысли и чувства.
Катерина с самого начала проявляет свою глубокую скованность, она под контролем тещи, которая дает ей много запретов и требует покорности. Кабанов считает, что его жена недостаточно открыта и говорит, что она убежит от него с любой другой красивой женщиной. Катерина о себе говорит, что она не умеет обманывать и скрывать что-либо. Она мечтает о свободе и о том, чтобы летать, как птица. Все ее диалоги и монологи оттенены тоской и грустью. Она страдает от насилия окружающих, включая и ее мать-тещу, которую она сравнивает с молнией.
Варвара, напротив, является яркой и открытой личностью. Она не боится говорить то, что думает, и она даже противится Кабанихе и Кабанову, чтобы защитить Катерину. Варвара готова пойти на компромисс и заступиться за Катерину, чтобы предотвратить беды. Она не обманщица, как Катерина, и говорит, что не умеет ничего скрывать.
Отношения Кабанова с Катериной становятся все хуже и хуже, они живут в постоянных конфликтах, и Катерина чувствует себя пленницей и несчастной. Варвара верит в Катерину и видит в ней потенциал, но Катерина считает себя грешницей и испытывает страшное чувство вины. Она рассказывает Варваре о своей страстной любви к Борису и о том, что она готова пойти с ним в Сибирь, даже если это означает ее гибель.
В итоге, Катерина, не находя выхода из своей ситуации, мучается сильнее всего. Она чувствует, что любовь к Борису разрушает не только ее, но и его, и ей приходится принять решение о суициде. Но несмотря на все свои страдания, она все равно попыталась помешать Борису уйти, чтобы увидеть его еще раз.
Таким образом, Катерина и Варвара являются противоположностями друг друга — одна скована, несчастна и испытывает чувство вины, другая свободна, открыта и борется за справедливость. Они представляют разные стороны любви и горестной судьбы в этой пьесе. Катерина страдает от своих чувств и стремится к свободе, но в конечном итоге поддается своей боли, в то время как Варвара стремится помочь и защитить Катерину, даже если это означает противостоять своему собственному отцу.
Мне нравится3.3 k.Не нравится2.2 k.
Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского «Гроза»
Существует два типа людей: одни — это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям.
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу.
Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много» — рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки.
Катерина мечтает о детях: « Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это». Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях.
Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», — вспоминает она.
Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства».
Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство. По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе».
Совсем другая предстает перед нами Варвара. Она не суеверна, не боится грозы. Варвара не считает обязательным соблюдать обычаи. Она смогла приспособиться к поведению окружающих ее людей. В ней живет надежда, что, выйдя замуж, она сможет вырваться из этого «темного царства». Варвара презирает бесхарактерность брата, бессердечность матери, но и Катерину она не во всем понимает и поддерживает.
Варвара – дитя «темного царства». Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру. Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в «темном царстве», то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины. Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир.
Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.
Сочинение Сравнение Катерины и Варвары
Островский создал множество пьес для постановок на сцене. Одним из самых известных и глубокомысленных произведений является «Гроза». Сюжет и герои смогли задеть сердца зрителей и читателей, таким образом, пьеса вошла в список классичеких произведений мира. Главными и запоминающимися героинями являются две девушки – Катерина и Варвара. Автор их представляет, как два антипода, а чем именно они отличаются друг от друга, рассмотрим далее.
Катерина и Варвара яркие и запоминающиеся личности. Не все их черты различны, так же есть и сходства, но их очень мало. Например, они родом из одной семьи, которая имеет фамилию Кабановы. Варвара приходится Катерине золовкой, то есть сестрой мужа. Молодых девушек связывают не только родственные связи, но и дружеские. Так же они обе хороши и красивы внешностью. Главной общей чертой их жизни является страдание от деяний старухи- кабанихи. Она не считается не только с невесткой, но и с собственной дочерью.
В отличие от прозаических произведений в пьесе нет конкретного описания героев и их действий, всю суть писатель передает через диалоги героев. Так из них в пьесе «Гроза» читателю становится ясно о различиях в характере главных героинь.
Катерина — девушка мечтательная, что не скажешь о Варваре, которая считает глупостью болтовню подруги. Даже для безопасного проживания в семье Катерина не умеет врать и притворяться, но же Варя свободно лжет для своего блага, при этом сохраняя прямоту в высказываниях по отношению к своему брату. Она убеждена, что разрушать собственное счастье ради тех, кто этого не ценит.
Катерина в противоположную сторону, предпочитает оставаться верной себе и родным людям. Несмотря на несчастный брак, она держит себя в руках, для этого прочит мужа взять с нее клятву оставаться верной женой. Она чиста душой и сердцем и даже после свидания с Борисом, на покорно ожидает кары всевышнего. Варвара же не примиряется со своей жизнью с матерью и сбегает прочь с возлюбленным. Катерине вовсе проще распрощаться со своей жизнью. Чем принимать ее удары.
Антиподы девушек автор приводит для сопоставления чести с совестью и не смирения и постоянной борьбой. Когда в одной ситуации люди могут поступать по-разному, исходя из своих жизненных принципов, предрассудков и характеров. Вера в лучшее и непостижимое и приземленные понятия о жизни могут существовать вместе. Островский смог передать через поколения великое противостояние, которое покоряет сердца людей до сих пор.
Значение домостроя в пьесе «Гроза»
В пьесе «Гроза» домострой представлен двумя основными домами — домом Первомаи и домом Кабанихи. Дом Первомаи, в котором живет герой Савелий Кабанов, символизирует жесткую, подавляющую силу традиций и общественных норм. В этом доме правит тиранство матери Кабанихи, старушки Марфы, которая контролирует свою дочь и других членов семьи. Она выступает в роли главного препятствия для героини пьесы Катерины Измайловой, поскольку не одобряет ее свободолюбивую и страстную натуру.
Дом Кабанихи, напротив, символизирует свободу от конформизма и традиций. Он представлен Катериной Измайловой, которая страдает в ограниченной и подавленной обстановке дома Первомаи и ищет свободы и любви во внебрачных отношениях с Сергеем. Дом Кабанихи также становится местом совершения трагического преступления, когда Катерина убивает своего мужа и его невесту.
Домострой в пьесе «Гроза» отражает противоречия и конфликты социальной среды того времени. Он выступает в качестве символа традиционного общества и ограничивающих ролей, которые играют главные герои. С другой стороны, дом Кабанихи представляет свободу и индивидуальность, которые сталкиваются с непониманием и преследованиями со стороны общества.
Символ | Дом Первомаи | Дом Кабанихи |
---|---|---|
Традиции и общественные нормы | Усиленное подчинение им и жестокость | Свобода от них, индивидуальность |
Контроль над героиней | Старушка Марфа через материнское и тираническое положение | Никто |
Поступок преступления | — | Дом Кабанихи становится местом убийства мужа и его невесты |
Таким образом, домострой в пьесе «Гроза» играет важную роль в раскрытии темы традиций и их влияния на индивидуальность главных героев. Он также представляет собой символическую борьбу между конформизмом и свободой, что делает пьесу актуальной до сегодняшнего дня.
Конфликт между старым и новым порядком
Главным персонажем, символизирующим старый порядок, является Кабаниха. Он представляет консервативные взгляды, стремится сохранить старые традиции и порядки, не принимая перемен и новых идей. Его целью является подавление возможных изменений, что приводит к конфликту с новыми идеями и стремлениями некоторых других персонажей.
Противостоять старому порядку и его представителю призвана Настасья. Она является символом свободы и новых идей. Она стремится освободиться от устаревших норм и вместе с ней пострадавшие от них люди. Конфликт между Настасьей и Кабанихой является ярким проявлением столкновения двух противоположных сил, старого и нового порядка.
Трагический исход развязки пьесы обусловлен нежеланием Кабанихи приспосабливаться к новым реалиям и признавать необходимость перемен. Он продолжает насилие над Настасьей и другими, что в конечном итоге приводит к трагической гибели некоторых персонажей и разрушению некоторых отношений.
Таким образом, трагическая развязка пьесы «Гроза» связана с противостоянием между старым и новым порядком, упорным отрицанием перемен со стороны старых идеалов и несовместимостью двух противоположных систем ценностей.
Подробная характеристика героев «Гроза»
Главные герои:
- Кабаниха. Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.
- Тихон Кабанов. Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями.
- Катерина. Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.
Второстепенные персонажи:
- Варвара. Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих.
- Кудряш. Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка.
- Кулигин. Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться.
- Савел Прокофьевич Дикой. Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.
- Борис. Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве.
- Феклуша. Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости.
- Глаша. Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания.
В «Грозе» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.