Характеристика воланда в романе михаила булгакова «мастер и маргарита»

Образ воланда в романе мастер и маргарита с цитатами

Цель прибытия и свита

Князь Тьмы появляется в столице весной 1935 года. О цели своего приезда разным людям он говорит по-разному:

  1. Литераторам Берлиозу и Бездомному Воланд представляется заграничным профессором, приехавшим для изучения древних рукописей.
  2. Администрации Варьете — фокусником, который проводит сеансы черной магии, а затем разоблачает их.
  3. Маргарите говорят, что появление Воланда вызвано желанием устроить в Москве традиционный весенний бал Темных сил.
  4. Единственный искренний ответ, зачем Сатана приехал в столицу, получает буфетчик Соков, когда пытается вернуть фальшивые червонцы. Владыка Темных захотел посмотреть на москвичей в массе, для этого он и устроил представление.

Вместе с повелителем Теней приехала его свита:

  • ломака- регент Коровьев;
  • кот Бегемот;
  • вампирша Гелла;
  • демон-убийца Азазелло.

Приближенные используют почтительное обращение к Воланду: «мессир». Они помогают ему оценить людей, навести порядок и наказать виновных. Сам Сатана ничего не делает, он лишь принимает решения и отдает приказы своим подчиненным.

В отличие от традиционного представления, темные персонажи не представляются ужасными, злобными и пугающими, скорее, это шуты. Общаясь с москвичами, Коровьев и Бегемот вовсю развлекаются: устраивают розыгрыши и провокации, сыплют каламбурами и прибаутками. Их речи полны иронии.

Справедливость и всесильность

За время пребывания в Москве Воланд столкнулся с низкими и бесчестными людьми, которые в будущем станут обитателями его царства. Это жадные и коварные лицемеры, взяточники и предатели. За свои поступки они понесли суровое, но справедливое наказание от темных сил.

Проделки Воланда и его свиты жестоки, но пострадавшие от них сами виноваты в своих бедах. Булгаковский Сатана, в отличие от традиционного образа, не обращается к темной стороне человеческой натуры и не пытается сделать ее доминирующий. Воланд со своими приближенными лишь провоцирует людей, чтобы узнать, какова их сущность. Так, на сеансе черной магии посетители Варьете проявляют как дурные качества (алчность), так и добрые (милосердие).

Повелитель Тьмы дает своему окружению задания. Выполняя их, те обнажают пороки общества. Приближенные Сатаны не пытаются сбить человека с пути истинного и заставить согрешить. Они лишь ставят его перед нравственным выбором, а человек решает, по какому пути ему идти.

Тех, кто поддался искушению, постигло суровое наказание, но раскаявшихся Сатана прощает. Мало того, он награждает персонажей, сохранивших чистое сердце. Это Мастер и Маргарита, которые покинули земной мир и обрели покой, а также домработница Наташа, ставшая веселой ведьмой.

Булгаков сделал своего Воланда вершителем судеб. Его возможности неограничены, что сразу же становится понятным при первой же встрече. Маргарита назвала князя Тьмы всесильным, когда он вернул ей ее возлюбленного.

Несмотря на справедливость Воланда, добрым его назвать нельзя. Почему это происходит, видно из слов, которые Сатана говорит Левию Матвею: лишь тень может оттенить свет. Его функция состоит в том, чтобы указать людям на их ошибки. Те их них, которые смогли победить тьму своей душе, изменились после встречи с Сатаной. Так произошло с поэтом Бездомным, который перестал писать плохие стихи.

Но злым булгаковского князя Тьмы также назвать нельзя. Он дарует покой в своем царстве Мастеру и Маргарите, не заслужившим Свет. Эти герои были прощены за готовность пожертвовать собой ради любимого человека и истинного искусства.

Превращение Бегемота

В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку — Жоржу Бенгальскому.

Дурачества и обжорство Бегемота

Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.

Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.

Неразрывность любви и творчества

Благодаря всепобеждающей силе любви Мастер возвращается к преданной возлюбленной. Изнеможенный, небритый и в больничном халате он предстает перед Маргаритой, Воландом, свитой и понимает, с кем ему довелось встретиться. Благодаря этой встрече Мастер получает в дар возрожденный сожженный роман, как доказательство того, что искусство вечно, его невозможно уничтожить. Но у него нет сил бороться за свое существование, он опустошён и раздавлен, а Маргарита готова разделить с ним любую участь. Возлюбленным возвращают подвальчик, в котором прошли самые счастливые дни. Но недолго им пришлось там пробыть.

Им нет места в этой жизни, где не востребовано творчество Мастера. Леви Матвей, встретившись с Воландом, просит от имени Иешуа взять Мастера и его любимую с собой и дать вечный приют их безмерно уставшим и измученным душам. Мастер не заслужил света за свое малодушие, он отрекся от своего предназначения, а Маргарита не может быть с ним разлучена. Им за страдания дарован покой.

Азазелло угощает Мастера и Маргариту отравленным вином. В это время в клинике Бездомный узнает, что умер его сосед, и понимает, что должна где-то в Москве скончаться его любимая женщина. Со свитой Воланда свободные души героев на летящих скакунах с Воробьевых гор покидают Москву. Кавалькада прервала путь на каменистой площадке в горах, где сидел, погруженный в размышления человек в белом плаще, а у его ног лежала огромная собака. Это герой романа Мастера, страдающий от своего бессмертия и невозможности поговорить с Иешуа. Но Понтий Пилат прощен, и Мастеру позволено закончить роман, даровав ему свободу. Простившись с Воландом, Маргарита уводит Мастера к их вечному дому.

Темы любви и творчества тесно переплетены, потому что в них проявляется сила человеческого духа. Приземленным людям не дана способность творить, созидать и возможность испытать вечную любовь, которая может быть неиссякаемым творческим источником.

Первая встреча Мастера и Маргариты, сериал «Мастер и Маргарита», 2005 г. 

Словарь

1. Сарказм – злая насмешка.

2. «Судачки а натюрель» — название блюда в ресторанном меню.

3. Иерархия – система управления, в которой низшие чины подчиняются высшим.

4. Джаз – музыкальное направление в музыке, основанное на африканском фольклоре.

5. Новеллист – автор новелл, небольших прозаических текстов.

6. Беллетрист – пишущий тексты для увлекательного, легкого чтения, беллетристику.

7. Романист – автор романов.

8. Баталист – занимающийся описанием батальных, военных сюжетов.

9. Поимка – захват преступника.

10. Апология – текст, чрезмерно восхваляющий или защищающий что-то.

11. Риторика – высокопарное красноречие.

12. Вакханалия – мистический разгул, оргия.

13. Кавалькада – группа всадников.

Популярные сегодня темы

Замечательное сказочное произведение под названием «Рике с Хохолком» написано известным сказочником по имени Шарль Перро.

Повесть «Ночь перед Рождеством» является одним из самых известных произведений из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все рассказы из данного цикла связаны фольклорной темой

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте

Жанровая направленность произведения, являющегося составной частью сборника «Денискины рассказы», представляет собой короткую новеллу, адресованную детской читательской аудитории.

В рассказе А.П. Чехова Толстый и тонкий рассматривается часто встречающаяся в русской литература тема маленького человека. Но если, например, в повести Гоголя Шинель этот человечек рассматривается с состраданием,

Внешний вид Воланда

В 11 классе средней школы учащиеся пишут сочинения на тему романа Булгакова, составляют таблицы его персонажей. По мнению литературных критиков, прототипом Воланда стал Мефистофель Фауста. Булгаковский герой унаследовал лишь внешность этого персонажа, но не его сущность.

У Воланда неопределенный возраст. На вид ему около 40, но на самом деле никто не знает, сколько ему лет, ведь Сатана бессмертен. Внешность его также трудно определить. По словам автора, все, кто видел Воланда, давали ему разное описание. Одним он казался маленьким, другим — огромного роста. Кто-то называл его хромым на левую ногу, кто-то на правую.

На самом деле краткий портрет Воланда следующий:

  • лет около 40 с лишним;
  • рост не маленький и не большой, просто высокий;
  • волосы темные;
  • гладко выбрит;
  • лоб с морщинами;
  • рот кривой;
  • одна бровь выше другой;
  • правый глаз черный, левый зеленый с золотым отблеском;
  • лицо покрыто загаром;
  • ни на какую ногу он не хромает.

В первой главе герой одет в дорогой заграничный костюм. На голове у него берет, заломленный за ухо, в руках он держит трость с головой пуделя.

Сочинение 2

Понятно, что главный герой романа – Мастер. Он создаёт второй (внутренний) роман в книге, он ведь и в названии… Но появляется он только в тринадцатой главе. Он слабый, нервный, одним словом – творческий человек. И он не так уж много делает, его возлюбленная Маргарита – и то более активна. Главные герое исторического романа, естественно, Иешуа и Пилат, но как-то обо всем этом забываешь. Всех затмевает образ Воланда! Он так силен, мудр и интересен!

Я знаю, что религиозные люди не любят это образ (и даже саму книгу Булгакова), ведь этот герой – сам властелин тьмы! А из него как будто сделали хорошего персонажа. Да, Воланд это не традиционный злодей, не маньяк, даже не вампир. Кстати, его подопечные, например, Гелла вполне себе вампир! Воланд очень могущественный, но у него нет цели всё разрушить. Он как бы наблюдает. У него больше всего сил, что логично, но он не собирается удивлять москвичей фокусами. Его свита развлекается! А он смотрит со стороны на реакцию москвичей. Это для него представление, а не для них. Он видит правду, видит каждого насквозь, а москвичи не понимают, что деньги, за которыми они прыгают, скоро превратятся в фантики.

Воланд очень стар. Точней, он без возраста. Он вспоминает прошлое, какую-то ведьму из-за которой у него колено болит. Но их встреча была сотни лет назад. Женщины бы уже не стало за эти века, а вот ведьма могла и дожить до событий в романе. Во время бала Воланд позволяет себе расслабиться – сидеть в халате, позволять массировать себе колено. Это опять показывает его силу, способность быть выше правил, делать то, что именно он хочет. И он выше старого разделения на добро и зло. Помощник Иешуа злится на Воланда, испытывает даже отвращение с гневом, но Воланд лишь смеётся над ним. Это как отрицать тень, когда светит солнце. Руками Воланда творятся и добрые дела, восстанавливается справедливость.

Я скажу, что у меня уважительное отношение к этому герою. У него такая мудрость! С ним нельзя шутить, ведь он всё понимает и видит. Но его приятно удивляет хорошее в людях. Он уважительно отнесся к Маргарите и Мастеру. Понимаю, что это сложный образ, противоречивый, как говорится. Но я думаю, что он очень хорошо получился у Булгакова. Даже, может быть, это более сильный образ, чем все остальные. В нем совмещаются разные качества – хорошие и плохие, поэтому он вызывает интерес и уважение. Жаль, что Михаил Афанасьевич не написал хотя бы несколько рассказов с этим героем.

`

Основные обязанности Азазелло

Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.

Судьба автора романа о Понтии Пилате. Образ Мастера

К Бездомному в клинике в конце 11 главы ночью с балкона в палату проникает незнакомец, знакомство с которым состоится в 13 главе. Это был бритый остроносый человек с темными волосами и встревоженным взглядом, в больничной одежде, на вид ему было около 38 лет. Он объяснил, что, обладая связкой ключей рассеянной нянечки, может навещать соседа. Иван удивляется, почему он не сбежит, гость отвечает, что ему некуда бежать. Он не стремится покидать дом скорби, и у него есть на то свои причины.

Убедившись, что Иван не буйный, пояснил, что ему невыносимы крики и насилие. А узнав, что его сосед – поэт, огорчился и посоветовал не писать стихов. Бездомный признал, что пишет чудовищные стихи и дал торжественную клятву. Почему-то Иван, испытывая доверие к гостю, расскажет о том, что произошло с ним на Патриарших прудах. Собеседник проявил живой интерес к рассказу, терпеливо слушал и объяснил пораженному Ивану, что ему довелось спорить с сатаной, хотя он сам отдал бы за такую встречу даже бесценную связку ключей. Гость пояснил, что попал в клинику тоже из-за Понтия Пилата, ибо написал про него роман. Погрозив кулаком назвавшему его писателем Ивану, гость представится Мастером и в доказательство этого наденет черную шапочку с вышитой буквой «М». Он отказался от имени, фамилии, как и от всего прочего житейского.

Мастер рассказывает Ивану о себе. Он историк, был работником музея и занимался переводами, зная пять языков. В прошлом его жизнь была одинока и скучна, пока он не выиграл в лотерею сто тысяч. Тогда он воплотил свою мечту: нанял небольшую квартирку в переулке у Арбата, ушел из музея и стал писать роман.

Однажды весной, когда роман был почти закончен, Мастер встретил на Тверской женщину с желтыми цветами, поразившую его не столько красотой, сколько невиданным одиночеством в глазах. Любовь настигла их обоих как убийца, как молния. Эта женщина стала его возлюбленной. Она стала приходить к нему каждый день, любила читать роман и назвала его Мастером. Теперь он надеялся, что любимая сможет поскорее его забыть.

Наконец роман был окончен, и Мастер столкнулся с миром литераторов. Редактор смотрел на него как-то странно, по существу романа не спрашивал, интересовался, откуда он появился, кто посоветовал такую тему. В систему, где все писатели были на учете, имели членские билеты Массолита и писали на заданную тему, не вписывался чужеродный одиночка. Но отрывок из романа Мастера напечатал другой редактор. Критики набросились с разгромными статьями на «пилатчину» и богомаза, который пользуясь невежеством редакционных работников попытался напечатать апологию Христа.

В это непростое время завелся в жизни Мастера человек, которого он стал считать другом. Живший по соседству журналист Алоизий Могарыч показался умным, интересовался романом, объяснял смысл прочитанного в прессе. А обличительных статей становилось все больше, в них, несмотря на грозную риторику, чувствовалась фальшь и неуверенность, было понятно, что авторы пишут не то, что хотят. Сначала Мастер смеялся, удивлялся, потом его охватил страх. Он стал бояться темноты и понял, что болен. Он сжег роман, но подруге удалось спасти из печки его остатки. После ее ухода, к нему постучали. Его задержали, но вскоре отпустили, сочтя умалишенным. О том, где он был три месяца, не смог даже вслух произнести, только нашептал на ухо Ивану. Запуганный окончательно, вернувшись, увидел, что в окнах его квартиры горит свет и звучит патефон, там жил уже кто-то другой. Поняв, что страх его неизлечим, Мастер ушел в клинику к профессору Стравинскому, где находился уже четвертый месяц.

Ночь откровений помогла Мастеру и Ивану понять что-то о своей жизни. Мастер подтвердил свои догадки о замысле романа, для Иванушки после этой встречи бесповоротно изменится жизнь. Он станет учеником Мастера.

В образе Мастера отражена трагедия творческой личности в тоталитарном мире. Судьба наградила его талантом и даровала любовь. Ему удалось в рукописи отразить душевные поиски смысла жизни героями его романа, которым суждено стать символами насилия власти и человеческих страданий искателя истины. Мастер откровениями Иешуа хотел донести до людей прозрение об одном из самых страшных пороков, но сам струсил, как Пилат, не защитил и не сберег то, что ему было дорого. Мастер сломлен системой, отказался от любви и творчества.

Мастер в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. 

Москвичи глазами гостей

Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала. Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову. Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление.

Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», – таков портрет москвичей глазами персонажа.

Воланд и его свита

49 предложений/ 599 слов

В книге «Мастер и Маргарита» автор гениально обрисовал тему Добра и Зла. Обе темы развиваются параллельно как в «ершалаимских» главах, так и в московской реальности. Связующим звеном между этими двумя мирами является сам дьявол, лично присутствовавший на казни Иешуа Га-Ноцри, а теперь в человеческом обличьи разгуливающий по улицам Москвы в 1930-е годы.

Имя его Воланд и он является прототипом гётевского Мефистофеля. На вид это мужчина лет сорока с лишним, имеющий внешние дефекты. Например, один глаз у него черного цвет, а другой – зелёный, рот кривоват, одна бровь выше другой, зубы в разных коронках и т.д. Одет он прилично в дорогой серый костюм, говорит как иностранец и представляется профессором черной магии. Несмотря на то, что этот персонаж является отрицательным, он вызывает к себе симпатию. Ведь его цель – это выявление злого начала в человеке. За время пребывания в столице он разоблачил и наказал многих корыстных и подлых людей. Ни одного честного или справедливого человека он не тронул.

В Москву он прибыл не один, а со свитой «тёмных» подельников, которые помогали ему вершить справедливость. Они вместе с Воландом шутили над ничтожными жителями города, устраивали им злые розыгрыши, и просто глумились над ними. Самый распространенный прием свиты был спровоцировать москвичей на неблаговидные поступки, убедив их в безнаказанности деяний. Затем они сами же их наказывали или сдавали в руки соответствующим органам. Такова была работа Воланда и его свиты – бороться с теми, кто не достоин света и покоя. Этим они занимались из века в век. Так кто же состоял в свите Сатаны?

Свита состояла из трех шутов и девушки-вампира. Самым старшим подчиненным-демоном являлся Коровьев-Фагот. Это был черт и рыцарь, который представлялся москвичам переводчиком профессора Воланда и в прошлом регентом церковного хора. Будучи худым и высоким, Коровьев имел отталкивающую внешность. Он имел престранный вид и глумливое лицо с усиками, носил клетчатую одежду и картуз на голове. В общении с порочными людьми готов был, казалось, сложиться втрое, лишь бы затем спокойно напакостить. Коровьев очень любит устраивать злые шуточки и глумиться над пороками людей.

Второй шут – это демон безводной пустыни Азазелло. Имя его взято из Ветхого Завета. Там он был падшим ангелом, научившим людей изготовлять оружие. Его мастерству также принадлежали различные «штучки» для украшения женщин. В романе для Маргариты он придумал чудодейственный крем, который делал ее невидимой и наделял способностью летать. Азазелло был выбран в свиту не случайно. Этот персонаж отличался способностью обольщать и убивать. Однако главная функция героя была связана с насилием, что и происходит в романе. Именно он стрелял в майора Майгеля, надавал по морде администратору, выгнал дядю Берлиоза из «нехорошей» квартиры и выбросил Лиходеева в Ялту.

Третий шут – это огромный черный кот-оборотень по кличке Бегемот. Его имя также взято из Ветхого Завета. Там он был морским чудовищем и бесом. В романе он иногда выступал как кот огромных размеров, умеющий ходить на задних лапах и поражающий людей своими человеческими манерами, а иногда как низкорослый толстый человек с физиономией кота. Этот персонаж любил философствовать и легко сочетал интеллигентность с жуликоватостью.

Гелла – красивая девушка-вампир, расхаживающая по квартире в одном переднике. Как истинный вампир, она является самым младшим членом свиты Сатаны и исполняет только вспомогательные роли. Её имя восходит ко времени, когда на острове Лесбос так называли молодых девушек, умерших раньше времени. Затем они перевоплощались в вампиров. В сцене последнего полета Гелла отсутствует, как низший разряд нечистой силы.

В таком составе представлено «зло» в романе «Мастер и Маргарита»

Однако это не столь важно, как отношение самого автора к данным персонажам. М.А

Булгаков явно симпатизировал этим «темным» героям и не воспринимал их как абсолютное зло. Основная функция, которой он их наделил, это борьба за справедливость. По сути, все эти «дьявольские» приспешники выполняли в романе роль судей.

см. также:Другие сочинения по произведению Мастер и Маргарита, Булгаков

Характеристика Воланда

В романе «Мастер и Маргарита» главный герой изображён как интереснейший архетип. Подобного ему не было как в российском, так и зарубежном литературном искусстве.

Противоречивые качества

Из-за обладания неоднозначными чертами его персона воспринимается двояко. Наличие противоположных качеств делает главного героя носителем как сатанинского, так и божественного начал. Это можно объяснить нечёткостью границ между злом и добром, поэтому невозможно уверенно разделить поступки Воланда и его свиты на «белые» и «чёрные».

В начале произведения Михаил Булгаков скрывает от читателя истинный образ мессира. Это сделано умышленно, чтобы создать дополнительную интригу. И только потом открыто проявляется сущность загадочного Воланда, раскрывается его дьявольский облик.

В различных ситуациях писатель показывает ключевого персонажа в непривычных ипостасях:

  • волшебника;
  • могучего мага;
  • предсказателя и провидца.

https://youtube.com/watch?v=xjEtjFWjJtg

Источник образа

Прототипом Воланда является Мефистофель из легендарного произведения И. В. Гёте. Кроме того, внешние данные героя Булгаков создавал по «Истории сношения человека с дьяволом» (автор М. Н. Орлов) и статье о демонологии, изложенной в «Энциклопедическом словаре» (Брокгауз и Ефрон). Вдохновлённый этими литературными источниками, Михаил Афанасьевич наделил своего персонажа:

  • хромотой;
  • косоглазием;
  • кривым ртом;
  • несимметричными тёмными бровями;
  • тростью с головой пуделя в качестве набалдашника;
  • беретом, лихо заломленным за ухо и др.

Но булгаковский Воланд только внешне похож на привычные образы сатаны, описанные в литературе. В остальном он совершенно другой. Автор своеобразно интерпретирует провокацию дьявола. Традиционно сатана стремится всколыхнуть все тёмные стороны души человека и сделать их доминирующими. Воланд же осуществляет провокации с целью исследовать истинную сущность людей. Так, на сеансе чёрной магии в варьете в собравшихся зрителях проявляются как плохие стороны (алчность), так и хорошие (милосердие).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: