Краткое содержание повести
Открытая, безликая, солончаковая степь встречает женщину, которая бредет около путей железной дороги. Глаза ее полны слез. Ей почти не видно дороги. Картинка, словно волнующееся море, плыла перед глазами. Остановившись около километрового столба, женщина поднялась на сигнальный курган. Там героиня обнаружила заброшенную могилку, поросшую степными травами, цветами и полынью. Она опустилась на колени, плача, и прошептала: «Как долго я тебя искала».
Бой советской армии
Группировка немцев почти отступила под напором советской армии. Враги хотели напоследок поступить отчаянно, попытать судьбу и прорваться через окружение. Полководцы, батальоны и роты намеревались сдержать оборону. Все были готовы, в том числе и взвод лейтенанта Бориса Костяева. Бой шел всю ночь, разряжая тишину громкой, то учащающейся, то стихающей стрельбой, пронзительным воем мин, разрывая темноту сверкающими, пламенными стрелами снарядов.
Борисов взвод выстоял, отбил атаку. Командующий приказал подсчитать потери, собрать всех погибших и спасти раненых. Бойцы постепенно отправлялись в батальон. Но никто не возвращался. Лейтенант понимал, что раненые попросту не выживут при самостоятельном переходе ночью через степь. Он велел развести костер, раздеть умерших бойцов, чтобы выжившие могли согреться.
Поутру взвод отправился к ближайшему украинскому хутору. Возле бани Борис обнаружил тела старика и старухи. Оказалось, что это были местные пастух и пастушка.
Свидание Бориса и Люси
Бойцов в своем доме приняла девушка Люся. Она отогрела солдат, дала им самогона, чтобы мужчины согрелись, поставила вариться картошку. Военные быстро опьянели, так как бой нешуточно вымотал их. Трезвым оставался только старшина Мохнаков. Красивой хуторянке было неудобно в обществе выпивших, помятых и сердитых солдат. Но она любезно поблагодарила их за возвращение целыми и выпила одну рюмочку самогона.
Кто-то беседовал о счастливой прежней жизни. Другие же, раздевшись, легли спать на теплый пол натопленного дома. Мохнаков решил «приударить» за приютившей их хозяйкой, на что встретил отпор от Бориса. Лейтенант вывел пьяного старшину на улицу. Между героями завязалась молчаливая ненависть.
Люся отблагодарила Костяева, постелила ему в чистой комнате. Солдат не мог лечь в такую постель в грязной одежде. Тогда девушка предложила спасителю помыться. После банных процедур он уснул как младенец.
На рассвете взвод направляют в соседний хутор, где засели фашисты. Молодой командующий ждал схватки. Но бой длился недолго. Освобожденное село было занято советской армией. Несмотря на ненависть к захватчикам, немецкого генерала похоронили со всеми почестями.
Борис возвращается к Люсе, где познает все таинства любви. Герой решил поделиться с возлюбленной историей своей жизни. Он рассказал, как когда-то ездил с мамой в московский театр оперы и балета, где на сцене увидел пастушку и пастуха, танцевавших от любви.
Прощание и успение
Люся думала о том, что после окончания войны они с Борисом снова встретятся и построят семью. Взвод должен был задержаться на хуторе еще два дня. Но пришел приказ догнать противника. Разлука с любимым была неизбежна, но девушка даже не вышла провожать молодого лейтенанта, не было у нее сил справиться с горечью. Собрав всю волю в кулак, она побежала за уезжающей машиной и крепко поцеловала солдата.
Главный герой хотел отправиться в недолгий отпуск, но воспользоваться такой возможностью он не смог. Бои начинались и заканчивались снова. В одном из сражений погиб Мохнаков, пожертвовавший собой. Костяева ранило в плечо осколком. Рана была незначительной, поэтому в санитарном батальоне лейтенант пропускал тяжелых больных. Операцию герою сделали только спустя сутки. Но вернуться в строй ему так и не удалось.
Раненого отправили «на эвакуацию». Санитарка Арина смотрела на Бориса и не понимала, почему тот не шел на поправку. А он просто тосковал по любимой, вспоминал о похороненных на огороде за баней стариках. Утром было обнаружено, что Костяев умер. Его похоронили посреди степи. А могилку обозначили низким сигнальным столбиком.
Седая женщина обняла землю, прислушалась к ней. В отцветающих глазах читалась горечь утраты. Она прильнула к могиле и пообещала похороненному встретиться с ним там, где их точно никто не разлучит.
Краткое содержание повести
Бой советской армии
Группировка немцев почти отступила под напором советской армии. Враги хотели напоследок поступить отчаянно, попытать судьбу и прорваться через окружение. Полководцы, батальоны и роты намеревались сдержать оборону. Все были готовы, в том числе и взвод лейтенанта Бориса Костяева. Бой шел всю ночь, разряжая тишину громкой, то учащающейся, то стихающей стрельбой, пронзительным воем мин, разрывая темноту сверкающими, пламенными стрелами снарядов.
Борисов взвод выстоял, отбил атаку. Командующий приказал подсчитать потери, собрать всех погибших и спасти раненых. Бойцы постепенно отправлялись в батальон. Но никто не возвращался. Лейтенант понимал, что раненые попросту не выживут при самостоятельном переходе ночью через степь. Он велел развести костер, раздеть умерших бойцов, чтобы выжившие могли согреться.
Поутру взвод отправился к ближайшему украинскому хутору. Возле бани Борис обнаружил тела старика и старухи. Оказалось, что это были местные пастух и пастушка.
Свидание Бориса и Люси
Бойцов в своем доме приняла девушка Люся. Она отогрела солдат, дала им самогона, чтобы мужчины согрелись, поставила вариться картошку. Военные быстро опьянели, так как бой нешуточно вымотал их. Трезвым оставался только старшина Мохнаков. Красивой хуторянке было неудобно в обществе выпивших, помятых и сердитых солдат. Но она любезно поблагодарила их за возвращение целыми и выпила одну рюмочку самогона.
Люся отблагодарила Костяева, постелила ему в чистой комнате. Солдат не мог лечь в такую постель в грязной одежде. Тогда девушка предложила спасителю помыться. После банных процедур он уснул как младенец.
На рассвете взвод направляют в соседний хутор, где засели фашисты. Молодой командующий ждал схватки. Но бой длился недолго. Освобожденное село было занято советской армией. Несмотря на ненависть к захватчикам, немецкого генерала похоронили со всеми почестями.
Борис возвращается к Люсе, где познает все таинства любви. Герой решил поделиться с возлюбленной историей своей жизни. Он рассказал, как когда-то ездил с мамой в московский театр оперы и балета, где на сцене увидел пастушку и пастуха, танцевавших от любви.
Прощание и успение
Седая женщина обняла землю, прислушалась к ней. В отцветающих глазах читалась горечь утраты. Она прильнула к могиле и пообещала похороненному встретиться с ним там, где их точно никто не разлучит.
Подробный анализ
Виктор Астафьев, прошедший через горнило той страшной войны, работал над повестью с 1967 по 1974 год, поэтому она так реалистична. Автор много раз редактировал ее, перечитывал и переписывал, меняя события и судьбы героев. Эта повесть была мерой долга перед теми, кто не вернулся с войны.
Астафьев сам определил жанр произведения, назвав его «современная пастораль», хотя тема произведения далека от названия жанра, ибо события повести происходят не в жизни пастухов, а на кровавой войне. Но, прочитав повесть, понимаешь, что название жанра подчеркивает симпатию автора к героям и их чувствам, а также трагизм происходящего. Сентиментальность в произведении сталкивается с грубостью войны. Через всю повесть лейтмотивом любви проходят образы пастуха и пастушки и сочетаются они с образами двух влюбленных – Люси и Бориса. В самом начале повести взвод Бориса, войдя в освобожденное село, наталкиваются на убитых стариков – пастуха и пастушку, которые пасли отару и вместе погибли, взявшись за руки. Это говорит о непобедимости чувства любви. Она Выше всех войн и бедствий.
Повесть состоит из пролога, эпилога и четырех разделов, которые и описывают суть происходящего. В прологе мы видим героиню, которая после долгих поисков находит могилу своего возлюбленного, опускается на колени и целует землю на ней. В первом разделе «Бой» мастерски описаны события войны и храбро сражающиеся воины. В разделах «Свидание» и «Прощание» мы видим историю любви Бориса и Люси, которая противопоставлена ужасам сражений. В четвертом разделе война уносит жизни многих людей и после ранения умирает главный герой – Борис. В эпилоге мы встречаемся вновь с одинокой женщиной, целующей землю на затерянной в степи могиле. Каждый эпизод повести говорит о том страшном горе, которое приносит война.
Война в произведении изображена очень тонко и натурально, со многими подробностями и драматическими сюжетами. Автор также детально описывает внешность и рассказывает о жизни героев.
Главный герой повести – молодой парнишка, лейтенант Костяев Борис. Он очень смелый и решителен в бою, а также ему присуще чувство долга. Борис много повидал и пережил на войне. Однажды он защищает девушку Люсю от домогательства старшины, и так получается, что между ними зарождается чувство любви. Эта любовь вопреки всему происходящему вокруг и есть главным в повести. Прощаясь, Люся с Борисом понимают, что могут и не увидится более, но свое чувство они проносят сквозь все невзгоды.
В повести много лирических отступлений, много описаний природы. В целом это антивоенная повесть, читая ее осознаешь, что война не нужна человечеству, это трагедия, приносящая горе и она не должна повториться.
Общая характеристика
Произведение имеет кольцевую композицию, для обрамления которой используются пролог и эпилог. Книга состоит из четырех глав. В прологе описывается героиня, долго искавшая своего любимого. Она склоняется над могилой, целует измученную и истерзанную землю.
Краткое описание частей:
В первой главе «Бой» описывается война, ее герои, рукопашное сражение, запах поля битвы, грохот танков, смерть воинов
Писатель подводит читателя к трагическим событиям того времени.
В главах «Свидание» и «Прощание» особое внимание уделено Люсе и Борису, повествованию об их пылкой любви, светлой и нежной, которая противостоит ужасам войны.
В последней главе описываются попытки избежать смерти, но Борис погибает, война забирает жизни и других героев.. В эпилоге читатель опять видит одинокую девушку, целующую землю на могиле, практически затерянной в бесконечной степи
Это главная композиция повести
В эпилоге читатель опять видит одинокую девушку, целующую землю на могиле, практически затерянной в бесконечной степи. Это главная композиция повести.
Основные действующие лица произведения:
- Борис Костяев — лейтенант, командует взводом, порядочный юноша с чистой душой.
- Люся — первая любовь Бориса.
- Арина — медсестра, жалостливая и простая женщина.
- Мохнаков — старшина, отчаянный персонаж, который любит выпить.
Несколько интересных сочинений
Я очень рада, что разговариваю на русском языке. Русский язык – очень богатый. Благодаря родному слову я могу выразить все свои чувства
В разделе собраны сочинения на тему Профессии
Я считаю, что у меня есть жизненные принципы – правильные и самые лучшие (для меня). Я очень принципиальный человек. Многие удивляются, почему в моём возрасте я такой принципиальный. Мои сверстники, в основном, играют-гуляют и ни о чём не думают.
Жанр повести – современная пастораль. Он относится к древним тематикам. В основе – идеализированная жизнь людей, проживающих на природе. Они свободные, влюбленные, окрыленные, сталкиваются с суровой реальностью военного времени.
- Солдат Борис. Молодому лейтенанту едва исполнилось двадцать лет. В свои годы он успел поучаствовать в тяжелых сражениях, пережить гибель друзей, испытать всю сложность военного бытия. Герой остается светлым человеком, сохраняет моральные ценности;
- Люся. Молодая девушка, одногодка Бориса. К ней домогается старшина, солдат вступается за честь героини. Между ними возникают чувства. Лейтенант делится с девушкой историей своей жизни, рассказывает про маму. Несмотря на тяжелые условия жизни, персонажи проносят любовь через все преграды, сохраняя чувство;
- Арина. Женщина работает санитаркой. Она испытывает жалость к бойцам. Это образ простой, русской девушки;
- Мохнаков. Смелый, отважный старшина. В повести он часто выпивает, имеет множество слабостей. При этом остается верным родине, армии.
Произведение Афанасьева повествует о неподдельной любви в период военного времени. Герои сохраняют человечность, сострадание, они ценят друг друга. Им удалось провести вместе два дня, после чего Борис снова отправляется в бой. Он проносит свою мечту о новой встрече с Люсей через все повествование.
- Ужасы военного времени;
- Сила всепобеждающей любви;
- Долг, честь, приоритеты человека.
Писатель использует кольцевую композицию при написании произведения. Оно начинается с эпилога, заканчивается прологом. Читатель знакомится с героями в основной части, состоящей из четырех глав:
- Первая часть – бой. Автор описывает военные действия, рукопашные битвы, смерть бойцов, звуки едущих танков. Читатель проникается трагической атмосферой.
- Вторая глава – Свидание. Костяев с другими военными выбивает немцев из села. Спасает Люсю от старшины, проводит ночь любви с девушкой. Через два дня ему необходимо возвращаться на войну.
- Третий эпизод – Прощание. Люся изначально не может прийти провожать любимого. Ей морально тяжело, больно терять Бориса. В последний момент она догоняет грузовик. Герои обнимают, целуют друг друга;
- Заключительная, четвертая часть. Здесь показана яростная борьба персонажей со смертью, лейтенант погибает, старшина бросается под танк врага.
Сочинения
Тревожный сон
«Тревожный сон» посвящен всем женщинам, которые пережили войну. Они теряли мужей, сыновей. Война убивала мужчин, а горе – женщин. Все же они продолжали жить, храня верность тому, кто уже не вернется.
Главная героиня – молодая женщина Фаина. Она проводила мужа на войну, едва узнав его. Все, что от него осталось – ружье. Несчастная не готова расстаться с оружием, ведь это значит смириться. Фаина все еще не готова принять, что она стала вдовой.
Виктор Петрович относился к войне, как к разрушительному и неестественному явлению. Он жалел не только погибших воинов, но и их осиротевшие семьи: жен и детей.
Астафьевская пастораль войны
Почему же автором выбран жанр пасторали, по своему определению, идеализирующей мирную, простую деревенскую жизнь? Астафьевская пастораль… Она представляет особое, переосмысленное описание войны, где огненный смерч не в силах превозмочь патетизм человеческих чувств, красоту человеческих душ. Виктор Петрович убеждает читателя в том, что любовь сильнее войны, своим произведением «Пастух и пастушка»
Анализ первой части повести начнем с трогательной картины. Поседевшая женщина в пальто устаревшего кроя идет, не скрывая слез, вдоль железной дороги по дикой степи с потрескавшейся безжизненной почвой, где растет лишь жесткая трава-проволочник да полынь-чернобыль. По дороге она считает полосатые километровые столбики..
Дойдя до нужного, она сворачивает к кургану и подходит к цели своего путешествия – пирамидке памятника, звезда с которого «отопрела и отпала». Нам становится понятным, что покоится здесь кто-то, кто очень дорог ей. Эта женщина – Люся, а нашла она могилу лейтенанта Бориса Костяева. Она произносит пронзительные слова, прижавшись лицом к могиле: «Почему ты лежишь один посреди России?». По художественной силе этот сюжет сходен с встающим ослепляющим «черным солнцем» Шолохова, которое увидел Григорий после гибели любимой.
Лейтенант одергивает старшину
У выпившего больше всех сибиряка Мохнакова под воздействием водки «пробуждается кураж», когда его соратники засыпают, он, желая секса, пристает к хозяйке дома. Эту попытку пресекает лейтенант Борис, вызвавший старшину «на улицу» и бесстрастно пообещавший убить его в случае повторной попытки. Старшина, понимая, что его собственная душа ожесточилась донельзя, интуитивно ощущает правоту Бориса. Однако он понимает и то, что его расколотой войной душе уже не ощутить высоких чувств. Он уходит спать в сарай.
Люся все это видит. Она центральный женский образ в повести «Пастух и пастушка». Анализ краткий этого произведения раскроет особенную его роль в астафьевской пасторали. Именно она является астафьевской Джокондой. Ее сложный образ обрисован автором тонко и трогательно. Русская женщина, волей судьбы оказавшаяся в украинской деревне. Огромные черные глаза, худощавое продолговатое интеллигентное лицо, тугая коса, беспокойные руки
Ее мимика, манера говорить, настороженное внимание, проницательность свидетельствуют о богатстве ее души. Этот образ действительно украшает астафьевскую пастораль «Пастух и пастушка»
Содержание повести благодаря ему трансформируется из плоскости войны в аспект человеческих отношений, человеческих ценностей, ведь любовь, в отличие от войны, вечна.
Смерть солдата
Борис очень тосковал по своей любимой, писал ей письма и даже планировал отпроситься в кратковременный отпуск и съездить к Люсе на встречу. Однако вскоре попал в тяжёлое сражение, Мохнаков, который бросился под вражеский танк, погиб, а Костяев был тяжело ранен в плечо. В госпитале Бориса прооперировали, врачи были уверены, что его жизни ничего не угрожает, однако рана долгое время не затягивалась.
Врачебным консилиумом было принято решение отправить Бориса в тыл в эвакуацию. Главный герой тяжело тосковал по Люсе, которая не могла приехать к нему в прифронтовой госпиталь. В санитарном поезде ему стало хуже, у Бориса поднялась высокая температура, он уже перестал разговаривать, часто в горячке терял сознание. Утром санитарка Арина обнаружила мёртвого лейтенанта, которого похоронили в степи, соорудив наспех небольшую могилу.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/astafev/analiz-proizvedeniya-pastuh-i-pastushkahttp://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/astafev-v.p/analiz-rasskaza-pastuh-i-pastushkahttp://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaza-pastuh-i-pastushka.html
3
1
голос
Рейтинг статьи
Завершение трагедии
Заканчивается наше изложение содержания повести «Пастух и пастушка». Анализ по главам, совершенный нами, переходит к своей заключительной стадии — главе «Успение». Ею логически завершается трагическая пастораль Астафьева. Железные жернова войны безжалостно и неразборчиво перемалывают людей, противостоящих ей своим человеческим естеством. Поразительную по своей глубине мысль высказал старшина Мохнаков о том, что на фронте люди братством живы. Отчего-то смерть вдруг получила власть над героями книги Астафьева… С чего все началось? Возможно, с предательства. Появился в полку новый капитан-особист. Приглянулся ему Пафнутьев, за которым водились наклонности иуды. И донес он, окаянный, и на старшину «за мародерство», и на лейтенанта «за связь с подозрительной женщиной», а пуще всех — на вольнодумствующего интеллигента Корнея Аркадьевича Ланцова. Последнего вскоре забрали якобы для работы во фронтовой газете. Однако следующим пострадал сам Пафнутьев. Он, забыв от жадности про бдительность, позарился на трофеи. Ему оторвало взрывом мины обе ноги. В предсмертном раскаянии он рассказал все старшине. Однако беда никогда в одиночку не ходит. Когда бойцы из взвода лейтенанта Бориса Костяева беспечно возвращались в расположение после доставки раненого в медсанбат, вражеский снайпер смертельно ранил алтайца Карышева. Вскоре заболел старшина Мохнаков, как пишет Астафьев, «той болезнью, что в окопах не лечится». Он, щадя товарищей, стал жить отдельно, есть отдельно, перестал общаться. А в бою старшина начал искать смерти. Он все спланировал. Решив умереть по-геройски, Мохнаков достал Ее, словно хлеб, он носил в своем вещмешке. С нею он бросился под наступающий вражеский танк. Вскоре был ранен в плечо и главный герой повести, лейтенант Борис Костяев. К тому времени он испытывал тяжелый душевный кризис. События мелькали в его сознании, словно калейдоскоп. Он так и не «вжился в войну». Знакомство с Люсей казалось ему нереальным. Смерть боевых товарищей угнетала.
Попав в медсанбат с нетяжелым ранением, лейтенант столкнулся с безразличием старшей медсестры и лечащего врача. Лечили его формально. А уж о том, что одновременно следовало лечить и его тонкую и исстрадавшуюся душу, израненную войной, речь не шла. На самом же деле ранение оказалось не столь уж безобидным, а душевные страдания — более существенными, чем можно было предположить. Проницательный врач, понявший, что здоровье раненого в этом госпитале ухудшается, распорядился перевезти его в другой госпиталь. Однако Борис не доехал. Он умер в дороге. Причем впопыхах его тело оставили в одном из вагонов, стоящих в тупике. Начальник полустанка вместе со сторожем похоронил героя в наспех выкопанной яме. Пьяница-сторож обменял белье покойного на литр водки. Выпив и расчувствовавшись, он вырезал из ручки носилок пирамидку-памятник и вбил его в землю в головах покойного.
Снова на фронт
«В ружье, военные!» — прерывает эту идиллию старшина, передавая приказ командира роты, майора Филькина. Рота, отдохнувшая и получившая новую технику, выдвигалась на линию фронта. Люся вышла на зимнюю дорогу провожать любимого. Изложение этого момента автором опять приобретает черты эпичности. Влюбленная женщина сердцем ощущает, что случится непоправимое. Она, замерзая на холоде, уже после отъезда военной колонны продолжает стоять в прострации, шепча: «Возвращайтесь живыми!» А вернувшись домой, даже не закрывает входную дверь и долго не может согреться, ощущая какой-то мистический пронизывающий холод.
Печальный детектив
Главный персонаж – милиционер Леонид Сошнин. Его комиссовали из органов в сорок лет из-за тяжелого ранения. Теперь он хочет стать писателем и бороться со злом с помощью пера. Сошнин, вспоминая прожитые годы, понимает, что люди в большинстве своем жестоки и злы. Он не знает, как помочь обезумевшей толпе и поэтому страдает. Леонид находит истинный жизненный смысл, благодаря созданию рассказов и чтению философской литературы.
«Печальный детектив» — это описания своеобразия русской души. Только наши люди способны сочувствовать всем без исключения, заботиться о родственниках, знакомых и даже посторонних. Способны помочь всем, кроме себя.
Несколько интересных сочинений
Молодость, как правило, дает человеку море сил и энергии, но при этом наделяет чрезмерным бахвальством и опрометчивостью. Подобное можно увидеть и в произведении. Слагал Вяйнемейнен свои песни о бытие
Когда эту сказку пересказывают, снимают по ней мультфильм, то часто помнят только о сюжете. Все знают, как Снежная Королева украла Кая, как его нашла и спасла сестра Герда, но забывают самое начало сказки
Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий Донской, это олицетворение мощи и силы духа русского народа
Для начала определимся, что такое риск. Риск – это возможность потерять что либо, при не хорошем стечении обстоятельств.
Отчего же многим полюбился Василий Теркин? Хотя бы, потому, что это типичный русский солдат – он обладает теми качествами, которыми обладало множество его современников. Так, что этого парня вполне можно назвать
Популярные сегодня темы
Василий Шукшин умело описывал характер и поведение простого народа. В рассказе Дядя Ермолай автор вспоминает детство, которое прошло в небольшой деревне. Именно там он сам приучился с детства работать на земле, мирно трудиться.
Молодая рыжая собака, помесь дворняжки и таксы, проживала в семье столяра Луки и его сына Федора. Она была к ним очень привязана, хотя зачастую ей приходилось терпеть побои, унижения и оскорбления.
Все когда-то задумывались о том, есть ли у него настоящий друг. Но мало кто знает, что это означает, и каким должен быть истинный друг, на которого можно положиться, и которому можно довериться на все сто процентов.
Обломов — главный герой одноименного романа И.А.Гончарова. О характере и образе жизни Обломова читатель узнает уже при прочтении первых страниц произведения. Описывая один день из жизни Обломова
-
Анализ управленческой деятельности в школе
-
За что жана кальвина называли женевским папой кратко
-
Профсоюз как субъект трудового права кратко
-
Каким образом учение будды предлагает избавиться от страданий и печалей земной жизни кратко
- Как начиналось освоение новых земель география 8 класс кратко
Анализ произведения Пастух и пастушка Астафьева
Произведение, отнесенное литературоведами к жанру современной пасторали, является одним из самых крупных творений писателя, затрагивающих военную тематику, изображенную натуралистическим способом описания реальной действительности
В качестве основной тематики повести писатель рассматривает человека, который по воле судьбы оказывается в эпицентре военных столкновений, изображая войну без романтического ореола, демонстрируя ее грязь, жестокость и трагизм.
Композиционная структура повести представляется закольцованной, состоящей из четырех частей, обрамленных прологом и эпилогом. Пролог представляет собой описание картины, на которой героиня произведения посещает могилу возлюбленного, обрамляя слезами истерзанный, измученный погост.
Главным персонажем повести является Борис Костяев, изображенный в образе двадцатилетнего лейтенанта, сохранившего, несмотря на пережитые страдания на войне, чувственную натуру и искренность.
Сюжетная линия произведения рассказывает о рождении в условиях военного времени светлого, нежного и настоящего чувства любви между основным героем Борисом и встреченной им девушкой по имени Люся.
Содержание первой части повести, названной писателем «Бой», описывает период военных действий с демонстрацией грохота танкового и огнестрельного оружия, гибелью людей в удушливом запахе полей сражения, передавая трагизм драматического времени.
Следующие части произведения под названием «Свидание» и «Прощание» повествуют историю зарождающейся между молодыми людьми любви, которая противостоит жестоким военным будням.
Последняя часть повести содержит изображение последних попыток героя противостоять смертельной гибели, но реальность войны, уносящей человеческие жизни, приводит к трагическому финалу в виде смерти Бориса. Эпилог снова возвращает читательскую аудиторию к одинокой женщине, целующей своими слезами заброшенную могилу возлюбленного.
На всем протяжении повествования посредством авторских отступлений писатель высказывает свою антивоенную позицию, при этом подчеркивая способность простого человека, находящегося в немыслимых условиях, проявлять милосердие, заботу и любовь.
Среди средств художественной выразительности, применяемых в повести, особе место занимает центральный лейтмотив, выражающийся в использовании писателем образов пастуха и пастушки, являющиеся символом вечной любви и помогающие раскрыть характерные черты главного героя произведения в виде чувствительности, ранимости, неординарности, несовместимые с жестокими реалиями войны. Сентиментальная музыкальность повести сочетается с грубым мироощущением войны, доказывая, что не всегда в человеческой жизни побеждает любовь.
Писатель мастерски демонстрирует трагедию простых, ни в чем неповинных людей, гибнущих в кровавой мясорубке и теряющих надежду на благополучное будущее, при этом сохраняющих способность на проявление возвышенных, трогательных чувств.
Культурное наследие В.П. Астафьева в современной литературе
Уникальный вклад в литературную эволюцию
В.П. Астафьев, один из лучших русских прозаиков, существенно повлиял на развитие современной литературы, создав непревзойденные произведения, которые остаются актуальными и сегодня. Его творчество объединяет в себе традиции русской литературы и реалий современного западного мира.
Возрождение утраченных ценностей
В творчестве Астафьева главенствующее место занимает тема любви и войны. Повесть «Пастух и пастушка» стала классикой не только благодаря тщательной проработке этих тем, но и потому, что в ней присутствуют важные ценности, утраченные в нашей современной жизни, такие как верность, простота и забота о ближнем.
Актуальность и значимость творчества
В наши дни творчество Астафьева становится все более актуальным. Времена меняются, но противостояние добра и зла, терпимость и нетерпимость, верность Истине и продажность — эти темы вечны и всегда актуальны. В.П. Астафьев не просто написал красивую литературу, он оставил наследие, которое может помочь современному человеку ориентироваться в современном мире и научиться понимать, что есть важные вещи, которые нельзя утратить.
Привал в доме Люси
Бойцы останавливаются в доме, где проживает Люся. О том, что чудом здесь остались целыми дома, рассказывает нам устами хозяйки повесть «Пастух и пастушка». Краткое содержание этого произведения сообщает, что читатель вводится в обстановку отдыха и ночлега бойцов после нечеловеческой бойни. Осталось позади время, когда, едва выпрыгнув из окопа, они все были равными перед смертью, когда, распаляя себя матом, становились составляющими ужасной машины смерти: убивающие и убиваемые, они, наконец, ощутили себя в небоевой обстановке. Бойцы приходили в себя, снимая сковывающий их души стресс, заливая его самогоном, выгнанным из свеклы. Старшина всегда умудрялся доставать его. Правду рассказывает нам об отдыхе после боя «Пастух и пастушка». Анализ произведения в этом эпизоде выделяет два аспекта: развернутую картину типажей героев и завязку отношений Бориса и Люси.
В этой сцене писатель Астафьев, словно кинорежиссер, представляет своим читателем крупные планы героев книги, с умением опытного художника несколькими штрихами изображает личность каждого. Очень неодинаковы эти солдаты, сведенные войной в один взвод.
Вариант 2
Произведение Астафьева «Пастух и пастушка» можно отнести к жанру современной пасторали. В данном рассказе особенно явно затронута тема войны.
Во главе сюжета рассматривается человек, который оказался в самом центре военных событий. Структура повести довольно необычная: состоит из четырех частей, обрамленных прологом и эпилогом. В прологе описывается картина, на котором главная героиня произведения пришла на могилу к своему любимому, вся заплаканная и уставшая.
Главного героя повести зовут Борис Костяев, которому на данный момент двадцать лет. Он прошел войну, однако, не потерял веру в искренность и доброту людей.
В повести раскрывается сюжетная линия двух люди: главного героя Бориса и девушки Люси. Он, родившись в такое ужасное время, в военное, смогли полюбить друг друга по-настоящему, светло и искренне.
Первая часть данной повести носит название «Бой», в которой описываются военные события такие, какие они есть: много стрельбы, смерти людей, сражение на поле боя. Все выглядит очень драматично.
Следующие части носят название «Свидание» и «Прощание» именно в этот момент и зарождаются чувства между молодыми людьми.
В заключительной части произведения изображается то, как главный герой смело противостоит войне, пытается выжить, однако, реалии тех условий был очень жестоки. В итоге Борис умирает. В эпилоге читатель снова видит одинокую женщину, которая сидит у могилы возлюбленного, рыдая.
На протяжении всего произведения можно заметить, что Астафьев высказывает свою антивоенную позицию, в которой подчеркивает, что обычный человек, даже находясь в таких жестких условиях, может еще любить и верить в лучшее.
Астафьев очень трогательно описывал чувство возлюбленных, используя разные литературные приемы. В его тексте можно встретить и интересные эпитеты, и выразительные метафоры. Все подобрано идеально точно. Читатель, когда читает «Пастух и пастушка» проникается произведением и искренне сочувствует главным героям.
Писатель очень точно и по-мастерски показал трагедию обычных людей, которые погибли на войне или тех, кто вернулся, но все-таки не перестал терять надежду во что-то светлое и действительно доброе. Автор хотел своим произведением показать то, как тяжело было людям в военные времена, на какие жертвы шел народ во благо спасения Отечества, насколько много тогда было патриотизма в крови людей.